Школьный музей

Роль и функции школьного музея значительны в связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию молодѐжи. Целью деятельности школьного музея является привитие навыков исследовательской работы учащимся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Стержнем любого музея является история. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных практических направлений музейной деятельности. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и историческому наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музей - центр воспитательной работы с молодежью. Он должен дать ощущение соприкосновения с историей, с героическим прошлым нашей страны. Педагогический коллектив нашей школы прилагают свои усилия к тому, чтобы воспитать у ребят любовь к Родине, вырастить их патриотами и интернационалистами. Все ценное, добытое трудом нескольких поколений, все выдержавшее проверку временем, должно быть бережно сохранено и активно использовано. Школьный музей призван будить память, заставлять мысль ребят работать, возвращать ее в те грозовые годы, когда свободу Родины отстаивали наши ветераны - участники Великой Отечественной войны... Проходят годы, десятилетия, но не меркнет живая память о том великом подвиге. И хотя участников тех событий с каждым годом становится все меньше, тем ценнее судьба и значимость каждого из тех, кто дожил до сегодняшних дней. На таких людей равняются, у них учатся искусству жить, им поклоняются те, кто родился и живет благодаря подвигу, совершенному нашими отцами, дедами, прадедами. Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, когда учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе. Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие еѐ виды:

  -учебная экскурсия в музее;

- урок-экскурсия;

-  использование музейных предметов учащимися в качестве учебных  пособий на уроке;  

-демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

-  подготовка проектов, докладов, сообщений учащимися для уроков по заданию  учителя на основе их самостоятельной работы в музее.

         Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивать творческое мышление, прививать навыки самостоятельного приобретения знаний, формировать и развивать личность школьника, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, учит выполнять гражданские обязанности. Современный школьный музей является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно, если оно осуществляется на базе школьного музея - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории родного края, тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Не одно поколение учащихся нашей школы было воспитано на традициях, связанных с музеем. Ребята активно участвуют в практической деятельности, непосредственно работая в группах музея (группа переписки, архивная, поисковая, редакционная). Каждый ребенок находит себе дело по душе. На базе экспозиции Боевой Славы проводятся уроки, классные часы, беседы, экскурсии. Вся работа проводится под руководством учителей истории и ОБЖ.  

О позитивном опыте развития деятельности по увековечиванию памяти Великого подвига советского народа

20.03.2020

Собран материалы

- по истории села Бродово,

- оформлены проект и презентация о Герое Советского союза Брюханове Антоне Никитиче, жителя села Бродово, материалы представлены школьному сообществу,

- о тружениках тыла,

- об истории школы;

- об участниках Великой Отечественной войны, односельчанах,

- собраны предметы быта сельских жителей.

Традиционные мероприятия:

 - уроки мужества, в т.ч. посвященные памяти выпускника школы Клинова Ивана, погибшего при несении службы в рядах РА;

- оформление уголка боевой славы;

- встреча с воинами, жителями села Бродово, служившими в горячих точках;

- оформление колонны «Бессмертный полк» и участие в акции;

- организация марафона по подготовке к празднованию Дня Победы «Достойные сыны Отечества»: поэтапное прохождение классными командами  станций и выполнение заданий на знание истории ВОВ, знание и исполнение военных песен, изготовление открытки ветерану; оформление колонны для праздничного шествия 9 мая, по выполнению спортивных упражнений, стрельбе, строевой подготовке, сборке и разборке автомата;

-  классные часы, посвященные Победе в ВОВ;

- беседы – презентации книг «Великая Отечественная война», «Юные герои Отечества»;

- празднование Дня Победы: участие в праздничном шествии к месту проведения митинга с отрядом барабанщиков, в Почетном карауле, возложении гирлянды, запуске воздушных шаров, праздничном концерте;

- просмотр художественных и короткометражных фильмов о нравственном подвиге народа;

- научно-практическая конференция (защита исследовательских проектов;

- разведение клумб и высадка цветов у памятника погибшим воинам;

- высадка деревьев на аллее Памяти  и мн.др.

По итогам 2020 г. за большую патриотическую работу МБОУ СОШ № 19 был торжественно вручен Флаг Победы (копия).

Полный кавалер ордена Славы Брюханов Антон Никитович - наш односельчанин

07.05.2020

Презентация "Полный кавалер ордена Славы Брюханов Антон Никитович"

 

Исследовательский проект

МЫ ПОМНИМ ПОДВИГ ГЕРОЕВ

(Боевой путь героя Великой Отечественной войны Брюханова Антона Никитовича)

                                                           

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Наш земляк Брюханов  Антон Никитович—герой Великой Отечественной войны

1.1 Биография Брюханова А.Н……………………………...............5

1.2 Награды Брюханова А.Н. …………………………………….....7

Глава 2. Боевой путь Брюханова Антона Никитовича

2.1 На Волховском фронте……………………………………… ......8

2.2 Боевой путь Брюханова А.Н. в составе 314 стрелковой дивизии...............................................................................................10

2.3 Боевые операции 314 стрелковой ...............................................13

2.4 Боевые подвиги героя…………....................................................16

Заключение…………………………………………………………...18

Библиография………………………………………………………  .20

Приложения

   

Введение.

В мировой истории есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одно из таких событий – победа нашей страны в Великой Отечественной войне. Советский народ внес решающий вклад в разгром фашистской Германии ценой огромных, нечеловеческих усилий и жертв. 2020 год объявлен годом памяти и славы. Весь российский народ будет отмечать юбилей Великой Победы. Прошло 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Эту Победу ковала вся страна и каждый отдельно взятый боец, командир, рабочий, колхозник, ученый. И история каждого человека интересна и важна. Подвиг народа отлит в бронзе, воспет в стихах и поэмах, в честь него созданы огромные мемориальные комплексы и музеи. В нашей школе существует уголок воинской славы, в одном из разделов которого   собран материал об участниках Великой Отечественной войны – наших односельчанах. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Все мы готовимся к участию во всероссийской акции Бессмертный полк, поэтому решили почтить память не только своих родственников, но и других участников Великой Отечественной войны. На здании администрации нашего села установлена мемориальная доска ветерану Великой Отечественной войны Брюханову Антону Никитовичу. Заинтересовавшись судьбой своего знаменитого земляка, мы установили, что в селе нет его родственников, но мы хотим, чтобы портрет героя занял достойное место в рядах Бессмертного полка односельчан.  

 А какое значение имеет наша Победа для молодых людей? Что мы знаем о тех военных годах? С такими вопросами мы обратились к учащимся нашей школы. Ответы были получены разные: кто-то совсем не интересуется темой войны, а многие учащиеся понимают значение нашей Победы, так как хорошо представляют, что нам угрожало. Под угрозу было поставлено всё: земля, на которой мы живём, существование народов нашей страны, наши традиции, культура. Мы, школьники, знаем об этой страшной войне из учебников, из художественных фильмов. Но мы захотели узнать о войне из других источников. Источниками для нашего исследования послужили справочные и архивные материалы, воспоминания ветеранов, интернет-ресурсы, были изучены цифровые материалы по истории 314 стрелковой дивизии и её боевом пути,  документы о личных награждениях ветерана.

Целью своего исследования определили  расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на примере биографии ветерана Брюханова Антона Никитовича.

Задачи проекта:

1.Провести исследовательскую работу по сбору информации о ветеране Великой Отечественной войне, его боевых заслугах;

2. Описание боевого пути и подвигов Брюханова А.Н.;

3.Изучение мнения учеников о значении Победы в Вов,

4.Создание проектных продуктов (мультимедийной презентации, портрета ветерана для участия в акции Бессмертный полк).

Предмет исследования - история Великой Отечественной войны.

Объект исследования боевой путь Брюханова Антона Никитовича.

Гипотеза- пример боевого пути ветерана показывает величие подвига народа.

Методы работы над проектом:

 анкетирование обучающихся, систематизация и обобщение материалов документальных источников, анализ.

   Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов в воспитательной работе, для участия в конкурсах и акциях, посвящённых 75-летию Победы. Размещение материала  в экспозиции музея школы с дальнейшим использованием их  на уроках истории, краеведения, классных часах. Также данная работа может побудить других ребят к поиску неизвестной информации о своих родственниках.

  Глава 1. Наш земляк Брюханов  Антон Никитович—герой Великой Отечественной войны

1.1.Биография Брюханова Антона Никитовича

Антон Никитович Брюханов родился 20 декабря 1907 в деревне БродовоПермской  губернии. Окончил 4 класса. Возглавлял в колхозе полеводческую бригаду. [ Приложение 1, рис.1]

  В июле 1941 года был призван в Красную Армию. Военно-пересыльный пункт: место службы - ГВК г. Нижний Тагил. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Воевал на Волховском фронте, был связистом 388-го артиллерийско-пулеметного батальона. Был дважды ранен. Как участник боёв под Ленинградом награждён медалью За оборону Ленинграда. Летом 1944 года, после госпиталя ефрейтор Брюханов был зачислен сапером 598-го отдельного саперного батальона 314-й стрелковой дивизии.

   В июне 1944 года при наступлении дивизии в районе города Зеленогорск ефрейтор Брюханов с саперами построил  мостовые переправы. В боях за город Выборг прокладывал путь танкам через реки и топкие места, снял более 10 вражеских мин. Приказом от 1 июля 1944 года ефрейтор Брюханов Антон Никитович награждён орденом Славы 3-й степени. 314-я стрелковая дивизия приняла активное участие в Висло-Одерской наступательной операции. В этих боях младший сержант Брюханов вновь отличился. В январе 1945 года в боях юго-восточнее населенного пункта Сташув младший сержант Брюханов, со своим отделением под огнём сопровождая самоходно-артиллерийские установки, проделывал проходы в минных и проволочных заграждениях, оказывал помощь в преодолении противотанковых рвов, находил объездные пути. Приказом от 25 января 1945 года младший сержант Брюханов Антон Никитович награждён орденом Славы 2-й степени.

   314-я стрелковая дивизия в составе войск совершала трудный марш в столице Чехословакии Праге. В ночь на 7 мая 1945 года Брюханов, разминировав проходы в минных полях, обеспечил продвижение танков и САУ. 8 мая в боях на подступах к городу Глатц отделение сержанта Брюханова разминировало  мосты через реку Нейсе.  За образцовое выполнение заданий командования в боях с захватчиками на завершающем этапе Великой Отечественной войны сержант Брюханов Антон Никитович награждён орденом Славы 1-й степени, стал полным кавалером ордена Славы.

  В 1945 году был демобилизован. Вернулся на родину. Работал в Тагильском лесопункте Уральского леспромхоза. В 1968 году ушел на заслуженный отдых. Последние годы жил в городе Кировград Свердловской области.

   Скончался 26 июля 1977 года. Похоронен на кладбище города Кировграда Свердловской области. [Приложение 1, рис. 2]

                                    

 1.2 Награды Брюханова Антона Никитовича

    Война недаром отняла миллионы жизней – они превратились в имена миллионов героев. Каждый из них достоин высших наград. Народная память не допустит дегероизации Великой Отечественной войны. Одним из примеров мужества для всей страны стала северная столица.  1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего именно Ленинград был назван первым городом-героем.

    Для всех военных и гражданских лиц участвовавших в защите города, была учреждена медаль За оборону Ленинграда 22 декабря 1942 года. Приказом подразделения от 12.07.1943 года ефрейтор Брюханов А.Н. награждён медалью За оборону Ленинграда [Приложение 2, рис.3,4] Получив в боях два ранения, сразу после госпиталя Антон Брюханов просит зачисления в действующую армию. Впереди десятки боевых участий и новые награды.

  Антон Никитович Брюханов за образцовое выполнение приказов командования, проявленные мужество и героизм, награжден Орденом Славы трёх степеней, таким образом стал полным кавалером Ордена Славы. [Приложение 2, рис.1]

  Орден Славы учрежден Указом Президиума Верховного Совета от 8 ноября 1943 года. В последующем Статут ордена был частично изменен Указами Президиума Верховного Совета от 26 февраля и 16 декабря 1947 года и от 8 августа 1957 года. Орденом Славы награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Орден Славы состоит из трех степеней: I, II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью. [Приложение 2, рис.2]

Приказом подразделения № 22 от 01.07.1944 награждён Орденом Славы 3 степени. [Приложение 2, рис.3,4]

 Приказом подразделения № 5 от 25.01.1945 ВС 59 А Первого Украинского фронта награждён Орденом Славы 2 степени. [Приложение 2, рис.5,6]

Приказом подразделения от 27.06.1945 года, изданным Президиумом Верховного Совета, награждён Орденом Славы 1 степени. [Приложение 2, рис.7,8]

 

Глава 2. Боевой путь Брюханова А.Н.

2.1 На Волховском фронте

  Начало 1942 года рядовой Брюханов встретил в расположении Волховского фронта на северных подступах Ленинграда. Войска советской армии, которые впоследствии вели оборону Ленинграда, провели первые бои еще в начале июля 1941 года на дальних подступах к городу. В это же время мирные жители вместе с воинами красной армии возводили оборонительные укрепления на ближних подступах к городу и баррикады непосредственно в городе. В самом Ленинграде из жителей формировались отряды народного ополчения.

  Для атаки города Гитлер выделил группу армий север насчитывавшую более 300000 солдат и офицеров. Кроме этого со стороны карельского перешейка на город наступали Финские войска. Бои на подступах к Ленинграду продолжались все лето, только 8 сентября 1941 года противник смог полностью блокировать город с суши. Единственным путем сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, но после прекращения навигации город потерял и его. После этого ситуация с боеприпасами и продовольствием в Ленинграде стала катастрофической. 20 ноября 1941 года нормы выдачи продовольствия достигли своего минимального значения и составили 125 г. хлеба для детей до 12 лет, иждивенцев и служащих, 250 грамм для рабочих, и 500 для солдат сражающихся на передовой. Такая ситуация продлилась до 25 декабря 1941 года, после чего начала постепенно улучшатся. Это было связано с тем, что по глади замерзшего Ладожского озера в Ленинград  начались первые поставки продовольствия. 

   Блокада города продлилась 872 дня, только 18 января 1943 года войска, в составе которых участвовал в боях  388-го артиллерийско-пулеметный батальон, смогли соединиться с войсками Волховского фронта, после массированного удара на встречу друг другу. В результате 1-го удара войска фронта разгромили немцев и нанесли значительные потери левофланговым частям. Блокада города была прорвана, но враг не собирался отступать, бои на подступах к городу продлились еще год, после чего 14 января 1944 войска, ведущие оборону Ленинграда, предприняли массированное наступление, что позволило к 27 января 1944 года окончательно снять блокаду города.

   Ленинград полностью был освобожден от блокады, очищена от противника Ленинградская область и созданы условия для последующего удара с целью разгрома прибалтийской группировки противника. После второго ранения ефрейтор Брюханов весну 1944 года провёл в госпитале. За участие в защите города Ленинграда, награждён медалью За оборону Ленинграда. Последующий боевой путь продолжил в составе 314 стрелковой дивизии.

                  

2.2Боевой путь Брюханова А.Н. в составе 314 стрелковой дивизии

   История дивизии. 314 стрелковая дивизия сформирована в июле-августе 1941 года в Петропавловске (Среднеазиатский ВО) в рамках реализации постановления ГКО СССР № 48с от 08.07.1941года. Более 70 % первоначального состава дивизии были жителями районов Северо-Казахстанской области и города Петропавловск. В составе дивизии были 777 человек начальствующего состава, 1543 человек младшего начальствующего состава и 8611 рядовых. В составе действующей армии с 26 августа 1941 по 14 сентября 1942, с 28 сентября 1942 по 1 декабря 1944 и с 20 декабря 1944 по 11 мая 1945 года [Приложение 3, рис. 9]

   По завершении формирования в августе 1941 на основании директивы Ставки ВГК № 001200 переброшена в район станций ХвойнаяПесь (ныне Новгородская область), прибыла 26 августа 1941 года и включена в состав 52-й отдельной армии (поступила в действующую армию 26.08.1941). Директивой Ставки ВГК № 001563 от 02.09.1941 направлена в район Селище — Веретье — Лынна — Усадище и включена в состав вновь сформированной 54-й отдельной армии, но почти сразу же (директива Генштаба РККА № 001698 от 06.09.1941) после этого была направлена на Карельский фронт, в состав Южной опергруппы 7-й армии. Со станции Хвойная дивизия проследовала пешим порядком на Малую Вишеру. На полустанке Веребья стрелковые батальоны, оставив тяжёлую технику, погрузились в вагоны и через Тихвин прибыли на станция Оять. Передовой сводный отряд прибыл в город Подпорожье через Янегу — Свирь-2 — Яндебу — карьер Погра 12 сентября 1941 года и с ходу вступил в бой с финскими войсками. Остальные подразделения и техника прибывали на станции выгрузки отдельными эшелонами до самой зимы по маршруту Малая Вишера — Окуловка —Неболчи — Будогощь — Тихвин — Волховстрой — Колчаново — Паша. При отступлении от Подпорожья дивизия была разрезана надвое и отходила двумя группами. Одна группа отходила на восток вдоль реки Свирь, а затем на юг к деревне Юксовичи и райцентру Винницы. Вторая группа через Яндебу — Тениконду — Янегу отошла к Лодейному Полю и Заостровью, где и закрепилась и до апреля 1942 года вела бои на участке от деревни Горка до станции Тениконда.

   В конце сентября 1942 соединение было передислоцировано на Волховский фронт, где было подчинено 2-й ударной армии. Дивизия наносила контрудары с целью деблокады окружённых в районе Синявино в ходе Синявинской наступательной операции соединений армии и восстанавливала фронт в районе Гайтолово. [Приложение 3, рис 1] Только за два дня боёв в районе Гайтолово дивизия потеряла три тысячи человек убитыми и пропавшими безвести.

   В составе 2-й ударной армии Волховского фронта участвовала в наступательной операции «Искра» (14-30.01.1943). Дивизия наступала на самом крайнем левом фланге наступления 2-й ударной армии в районе Гайтолово — Гонтовая Липка и далеко не продвинулась. В течение 1943 года ведёт постоянные бои в том же районе. [Приложение 3, рис. 2]

   В январе 1944 дивизия переброшена на Ораниенбаумский плацдарм и в составе 2-й ударной армии приняла участие в Ленинградско-Новгородской наступательной операции. Дивизия была введена в сражение на втором этапе советского наступления, в рамках Кингисеппско-Гдовской операции (01.02-01.03.1944). В ходе наступления дивизия 30 января 1944 года, освободив населенные пункты Пустомержу, Мануйлово, Веймарн, в полном составе форсировала реку Лугу южнее Кингисеппа и завязала бои на западном берегу, приняв участие в освобождении Кингисеппа (01.02.1944), за что ей было присвоено почётное наименование «Кингисеппская». Уже 2 февраля 1944 дивизия одной из первых форсировала реку Нарову и захватила Аувереский плацдарм на берегу реки у деревни Вяска в 10 километрах юго-западнее города Нарвы. Затем дивизия вплоть до апреля 1944 вела бои на плацдарме. Так, в конце марта она ведёт бои у населённого пункта Вайвара-Кирик в 18 километрах западнее города Нарвы. Обескровленная в ходе боёв на плацдарме, дивизия была выведена для отдыха и пополнения под Ленинград, в район станции Песочное на Карельский перешеек, где вошла в состав 23-й армии Ленинградского фронта [Приложение 3, рис. 3, 4].

  Здесь соединение приняло участие в Выборгской наступательной операции (10-20.06.1944). При поддержке 51-го отдельного танкового полка с 10 по 20 июня 1944 года наступает по берегу Финского Залива в районе города Зеленогорска, вышла с юга к Выборгу и принимает непосредственное участие в штурме города, за что все стрелковые полки дивизии получили почётные наименования Выборгских. Затем соединение до декабря 1944 года продолжало дислоцироваться на Карельском перешейке, обороняя побережье Финского залива (с сентября 1944 действовало в составе 59-й армии Ленинградского фронта).

   В декабре 1944 года 314-я стрелковая дивизия вместе с другими силами 59-й армии была передислоцирована на 1-й Украинский фронт (поступила в действующую армию 20.12.1944). В рамках Висло-Одерской наступательной операции соединение участвовало в Сандомирско-Силезской операции (12.01-03.02.1945). В начале января дивизия начала марш на Сандомирский плацдарм, в ночь на 9 января 1945 года вместе с 80-й стрелковой дивизией переправилась на западный берег реки Висла13 января 1945 года 43-й стрелковый корпус, в состав которого входила дивизия, форсированным маршем выдвинулся к рубежу реки Нида и приступил к наступлению в полосе Непровице, Юркув в направлении на Дзялошице. 15 января 1945 года дивизия, развивая наступление на Мехув, к исходу дня овладела рубежом Ксенж-Вельки, Калина-Мала и, несмотря на яростные контратаки врага, сумела удержать его. 16 января 1945 года ведёт бои за Мехув и принимает участие в его освобождении. Продолжив наступление, к 22 января 1945 года, ведёт бои у местечка Славкув в 6 километрах западнее города Олькуш, и к концу января 1945 года вышла на Одер, который форсировала 31 января 1945 года у города Козель. В ходе наступления приняла участие в освобождении городов Сосновец (27.01.1945) и Катовице (28.01.1945).

   В марте 1945 года дивизия принимала участие в Верхне-Силезской наступательной операции (15-31.03.1945), в ходе которой ею были освобождены города Козель (18.03.1945) и, будучи введённой из резерва, Глубчице (24.03.1945). 26-29 марта 1945 года ведёт бои за населённые пункты Братш и Тюрмитц в 10-13 километрах юго-западнее города Глубчице. В апреле дивизия перешла к жёсткой обороне в предгорьях Судет.

  Последним сражением войны, в котором приняла участие 314-я дивизия, стала Пражская операция (06-11.05.1945), в рамках которой дивизия была задействована в Судетской операции, форсирует реку Нейсе, ведёт бои на подступах к городу Глатц9 мая 1945 года части дивизии перешли германско-чехословацкую границу, 10 мая 1945 года освободили Наход11 мая 1945 года Градец-Кралове и в тот же день на пути к Пардубице закончили свой боевой путь. Дивизия расформирована директивой Ставки ВГК № 11096 от 29.05.1945. За годы войны 3832 воина дивизии награждены орденами и 4694 боевыми медалями [Приложение 3, рис. 10]

  2.3 Боевые операции 314 стрелковой дивизии

   Боевой путь 314 стрелковой дивизии в составе действующей армии прослеживается с августа 1941 года до 11 мая 1945 года.  К крупнейшим операциям, в которых принимала участие дивизия относятся  Синявинская операция, Опера́ция «И́скра»,  Ленинградско-Новгородская операция. Брюханов А.Н. принимал участие в составе 314 стрелковой дивизии в  Выборгско-Петрозаводской наступательной операции, Висло-Одерской стратегической наступательной операции и Пра́жской наступа́тельной опера́ции. По архивным документам мы составили описание крупнейших боевых операций.

-Синявинская операция  19 августа — 10 октября 1942. Место - Синявино, Ленинградская область, СССР. Итог - провал попытки деблокировать Ленинград, поражение РККА. Срыв немецкого плана ударить на Ленинград с юга, а также значительно ослаблено немецкое наступление на южном направлении (Сталинград).

 

-Опера́ция «И́скра» (нем. ZweiteLadoga-Schlacht — Вторая битва у Ладожского озера) — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

  18 января 1943 года блокаду Ленинграда прорвали. Согласно первоначальному плану советские войска продолжили наступление с целью разгрома мгинско-синявинской группировки противника и обеспечения надёжной железнодорожной связи Ленинграда со страной, но в ожесточённых боях в феврале—апреле развить достигнутый в январе успех не удалось. Итог- победа СССР. Прорыв блокады Ленинграда.

 

-Ленинградско-Новгородская операция (14 января — 1 марта 1944) — стратегическая наступательная операция советских войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, осуществленная во взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия, с целью разгрома немецкой группы армий «Север», полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области.

В результате операции советские войска нанесли тяжелое поражение 16-й и 18-й немецким армиям, отбросили противника от Ленинграда на 220—280 километров, а южнее озера Ильмень — на 180 километров, практически полностью освободили Ленинградскую область, западную часть Калининской области и вступили на территорию Эстонии.

 

-Кингисеппско-Гдовская операция (1 февраля — 1 марта 1944) — фронтовая наступательная операция войск советского Ленинградского фронта против войск 18-й немецкой армии с целью разгрома немецкой группы армий «Север», полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области. Является частью Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции.

 

-Вы́боргская наступа́тельная опера́ция (10 июня—20 июня 1944 года) — наступательная операция советских войск правого крыла Ленинградского фронта, осуществлённая при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии с целью разгрома финских войск на Карельском перешейке и восстановления там государственной границы с Финляндией. Часть стратегической Выборгско-Петрозаводской наступательной операции — одного из десяти сталинских ударов.

Наступления советских войск на Карельском перешейке и в Карелии стали завершающими операциями битвы за Ленинград и, наряду с Псковско-Островской операцией, закончили освобождение Ленинградской области (в границах 1944 года) от вражеской оккупации. [Приложение 3, рис. 5]

 -Висло-Одерская стратегическая наступательная операция — стратегическое наступление советских войск на правом фланге советско-германского фронта в 1945 году. Началась 12 января, завершилась 3 февраля. Проводилась силами 1-го Белорусского (командующий — маршал Советского Союза Георгий Жуков) и 1-го Украинского фронтов (маршал Советского Союза Иван Конев).

В ходе Висло-Одерской операции от немецких войск была освобождена территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на левом берегу Одера, использованный впоследствии при наступлении на Берлин. Операция носила стремительный характер — на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день. За это время они преодолели 7 укреплённых рубежей противника и 2 крупные водные преграды. [Приложение 3, рис. 6]

Пра́жская наступа́тельная опера́ция 6—11 ма́я 1945 го́да — последняя стратегическая операция Красной армии в Великой Отечественной войне, в ходе которой была уничтожена немецкая группа армий «Центр» и часть сил группы армий «Юг», от немецких войск была освобождена Чехословакия и её столица Прага. На первом этапе Пражского восстания (5-8 мая) в боях на стороне восставших жителей Праги приняли участие части 1-й пехотной дивизии РОА (Русской освободительной армии) под командованием генерал-майора Сергея Буниченко, впоследствии покинувшие город по требованию Чешского национального совета. [см.Приложение 3, рис. 8]

   Безусловно, боевой путь 314 стрелковой дивизии можно признать героическим. Бойцы дивизии обеспечили в составе действующей армии и в проведении самостоятельных боевых операций беспрепятственное продвижение войск и освобождение территорий от захватчиков. При этом за проявленные мужество и героизм командования и бойцов дивизия награждена Орденом Кутузова II степени [Приложение 3, рис. 9]

    

Боевые подвиги героя

   Изучая архивные документы, мы узнали дополнительную информацию об участии А.Н. Брюханова в боевых операциях и его личном вкладе в успех общего дела. Используя записи из приказов и наградных листов, мы составили описание боевых подвигов Антона Никитовича, за которые были получены высокие государственные награды – Орден Славы IIIIII степени.

   22 июля 1944 года полковник Яковлев изложил личные боевые заслуги Антона Никитовича в наградном листе. Красноармеец Брюханов проявил мужество и отвагу в борьбе с финскими захватчиками. Во время наступательных действий дивизии принимал участие в постройке 6 мостов, работал самоотверженно. При штурме города Выборг сопровождал танки через реки и болота, прокладывая им путь. На дорогах снял более десяти мин противника. Достоин правительственной награды Орден Славы III степени.

   Младший сержант Брюханов, командир отделения 2 роты 598 отдельного сапёрного батальона 314 Кингисеппской стрелковой дивизии в январе 1945 года со своей дивизией как сапёр сопровождал орудия самоходной артиллерии, разграждая путь для них через минные поля, противотанковые рвы, невзирая на огонь противника. Особенно младший сержант Брюханов отличился при пропуске самоходных орудий в боях за город Мекув. Под огнём противника быстро и решительно разминировал проходы и отыскивал объезды. Тем самым обеспечил безостановочное движение самоходных орудий. Достоин правительственной награды Орден Отечественной войны II степени.

  7 мая 1945 года сержант Брюханов при прорыве обороны немцев вместе с группой сапёров был придан 806 самоходному Таллинскому имени Богдана Хмельницкого II степени артиллерийскому полку. За этот период показал образцы мужества и отваги. Так в ночь с 6 на 7 мая отделением сержанта Брюханова под огнём противника проделано восемь проходов в минных полях, чем обеспечили быстрое продвижение самоходного полка и танков без потерь. При отступлении 8 мая противник заминировал мост через реку Нейсе на подступах к городу Глатц, оставив сапёра-минёра для подрыва моста. Под руководством отделением сержанта Брюханова, гитлеровец уничтожен, снято более 100 килограммов взрывчатого вещества, чем способствовал безостановочному преследованию врага. При штурме высот отделение сержанта Брюханова уничтожило 23 гитлеровца и пленило 17. Ворвавшись десантом в деревню Регирсдорф, задержали автомашину с немецким офицером и его женой. При овладении городом Глатц мост через реку был заминирован под электричество. Под руководством сержанта Брюханова мост был разминирован со снятием более 300 кг. взрывчатого вещества. Это способствовало быстрому продвижению вперёд.  Сержант Брюханов достоин правительственной награды Орден Славы I степени.

  Читая описание подвигов, поражаемся бесстрашию  и самопожертвованию наших солдат. Под огнём противника они, рискуя жизнью, выполняли свой долг. Мы гордимся, что среди них имена наших земляков.

  

Заключение. 

   75 лет назад завершилась одна из самых страшных и кровопролитных в истории человечества войн. Наш народ заплатил за Победу огромную цену - война унесла более 27 миллионов жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб.  В обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией главную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, поэтому так важно расширять знания о исторических событиях, сохранять память об участниках.

   Работая над  проектом, мы решали следующие задачи:

-Собрали и изучили материал о ветеране Великой Отечественной войны Брюханове Антоне Никитовиче;

-Выяснили боевой путь ветерана с помощью различных источников (документов, справочников, воспоминаний);

- Проанализировали и подвели итог работы.    

 Планируемый результат достигнут –

- лучше узнали историю Великой Отечественной войны;

- обратили внимание  учеников школы на основные этапы Великой Отечественной войны, историческую роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии

-на примере боевого подвига участника войны показали героизм советского народа и значение победы.

В результате работы пришли к следующим выводам:

-Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники, это еѐ исторические уроки.

-Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и благодарности, каждый участник Великой Отечественной войны внёс личный вклад в общую Победу, а значит, никто не должен быть забыт. 

- Наши деды и прадеды отстояли мир, а мы, юное поколение, должны сохранить его! Если мы сохраним память о наших участниках Великой Отечественной войны, то мы больше будем любить свой родной край и гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле.Хочу такой сайт

   Уверены, что наша работа поможет воспитанию патриотических качеств и сохранению связи поколений. Проект можно разместить на школьном сайте. Полученные результаты представлены на научно-практической конференции школьников. Данная работа имеет продолжение,  мы будем описывать историю жизни других ветеранов Великой Отечественной войны.

   Надо знать правду о великой победе, не позволять переписывать историю и лишать нас героического прошлого. Россия была и будет великой страной. Мы помним, мы гордимся!

                  

Библиография

1.Андреев Г.И., Вакуров И.Д. Солдатская слава. М., 1976. В 6 кн. 4. с. 53

 2.Великая Отечественная война. 1941—1945. Энциклопедия. Т.3. М., 1999. — с. 23.

3. Кавалеры ордена Славы трех степеней: Краткий биографиче­ский словарь / Пред. ред. коллегии Д.С. Сухоруков. — М.: Воен-издат, 2000 — 703 с.,

4.История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945. Энциклопедия в 6 томах. М.: Издательство министерства обороны СССР, 1962. — том 4, с. 32.

5. Русский архив: Великая Отечественная: Генеральный штаб в годы Великой отечественной войны: документы и материалы: 1943 год. Т. 23, № 12 (3). — М.: ТЕРРА, 1999. — с. 348.

6. Фонды Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО) ,Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ (ЦВМА).

Адреса интернет-сайтов:
7. «Подвиг народа» http://www.podvignaroda.ru
,

8. «Победа. 1941–1945» http://victory.rusarchives.ru/ ,

9. «Архивы России» http://www.rusarchives.ru/

10.«Календарь Победы» http://pobeda.elar.ru/

11. «Великая Отечественная война 1941-1945» http://www.bigwar.msk.ru/

17. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12774

18.  https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie46807293/

                                                                                                                             Приложение 2.

Рис.1 Орден Славы 1,2,3 степени

Приказ подразделения

№: 22/н от: 01.07.1944 Издан: 314 сд

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 690155

Ед.хранения: 1837

№ записи: 33331882

           

Приказ подразделения

№: 5/н от: 25.01.1945

 Издан: ВС 59 А 1 Украинского фронта

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 690306

 Ед.хранения: 337

№ записи: 38025318

         

Приказ подразделения

от: 27.06.1945

Издан: Президиум ВС СССР

Архив: ЦАМО

Фонд: 33

Опись: 686046

Ед.хранения: 176

№ записи: 46807128

   
 
  

 

Рис.2 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г

*    ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОРДЕНА СЛАВЫ III И III СТЕПЕНИ

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР  от 8 ноября 1943 г.                                              (Ведомости Верховного Совета СССР, 1943 г., № 48)

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социали­стических Республик постановляет:

1. Учредить для награждения лиц рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лиц, имеющих звание младшего лейтенанта, отличившихся в боях за Советскую Родину, орден Славы IIIи IIIстепени.

2. Утвердить Статут ордена Славы IIIи IIIстепени.

3. Утвердить описание ордена Славы IIIи IIIстепени.

СТАТУТ ОРДЕНА СЛАВЫ

1. Орденом Славы награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.

2. Орден Славы состоит из трех степеней:

орден Славы Iстепени, орден Славы IIстепени, орден Славы IIIстепени.

Высшей степенью является Iстепень, награждение же производится последовательно: третьей степенью, второй сте­пенью и первой степенью.

3. Орденом Славы награждаются за то, что:

Ворвавшись первым в расположение противника, личной храбростью содействовал успеху общего дела;

Находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу;

В минуту опасности спас знамя своей части от захвата противником;

Из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника;

В бою огнем противотанкового ружья вывел из строя не менее двух танков противника; I

Уничтожил ручными гранатами на поле боя или в тылу противника от одного до трех танков;

Уничтожил огнем артиллерии или пулемета не менее трех самолетов противника;

Презирая опасность, первым ворвался в дзот (дот, окоп или блиндаж) противника, решительными действиями уничтожил его гарнизон;

В результате личной разведки установил слабые места обо­роны противника и вывел наши войска в тыл противника;

Лично захватил в плен вражеского офицера;

Ночью снял сторожевой пост (дозор, секрет) противника или захватил его;

Лично, с находчивостью и смелостью пробравшись к позиции противника, уничтожил его пулемет или миномет;

Будучи в ночной вылазке, уничтожил склад противника с военным имуществом;

Рискуя жизнью, спас в бою командира от угрожавшей ему непосредственной опасности;

Пренебрегая личной опасностью, в бою захватил неприя­тельское знамя;

Будучи ранен, после перевязки снова вернулся в строй;

Из личного оружия сбил самолет противника;    

Уничтожив огнем артиллерии или миномета огневые сред­ства противника, обеспечил успешные действия своего подраз­деления;

Под огнем противника проделал для наступающего подраз­деления проход в проволочных заграждениях противника;

Рискуя жизнью, под огнем противника оказывал помощь раненым в течение ряда боев;

Находясь в подбитом танке, продолжал из оружия танка выполнять боевую задачу;

Стремительно врезавшись на своем танке в колонну про­тивника, смял ее и продолжал выполнять боевое задание;

Своим танком смял одно или несколько орудий противника или уничтожил не менее двух пулеметных гнезд;

Находясь в разведке, добыл ценные сведения о противнике;

Летчик-истребитель уничтожил в воздушном бою от двух до четырех самолетов-истребителей противника или от трех до шести самолетов-бомбардировщиков;

Летчик-штурмовик в результате штурмового налета унич­тожил от двух до пяти танков противника или от трех до шести паровозов, или взорвал эшелон на железнодорожной станции или перегоне, или уничтожил на аэродроме противника не менее двух самолетов;

Летчик-штурмовик в результате смелых инициативных действий уничтожил в воздушном бою один или два самолета противника;

Экипаж дневного бомбардировщика уничтожил железнодо­рожный эшелон, взорвал мост, склад боеприпасов, горючего, уничтожил штаб какого-либо соединения противника, разру­шил железнодорожную станцию или перегон, взорвал элект­ростанцию, подорвал плотину, уничтожил военное судно, транспорт, катер, уничтожил на аэродроме противника не менее двух самолетов;

Экипаж легкого ночного бомбардировщика взорвал склад боеприпасов, горючего, уничтожил штаб противника, взорвал железнодорожный эшелон, подорвал мост;

Экипаж дальнего ночного бомбардировщика разрушил же­лезнодорожную станцию, взорвал склад боеприпасов, горюче­го, разрушил портовое сооружение, уничтожил морской транспорт или железнодорожный эшелон, разрушил или сжег важный завод или фабрику;

Экипаж дневного бомбардировщика за смелое действие в воздушном бою, в результате чего было сбито от одного до двух самолетов;

Экипаж разведчика за успешно выполненную разведку, в результате которой получены ценные данные о против­нике.

  

Рис.3 Медаль За оборону Ленинграда 

Приказ подразделения

от: 12.07.1943

Издан: ЭГ 266

Архив: ЦАМО

Фонд: 97 ЭГ

Опись: 15158

Ед.хранения: 30

№ записи: 1533425671

       

Рисунок 4. Указ президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года

 

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 22 декабря 1942 года

Об учреждении медалей «За оборону Ленинграда»«За оборону Одессы»«За оборону Севастополя»«За оборону Сталинграда» и о награждении этими медалями участников обороны Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда


1. Удовлетворить ходатайство Народного комиссариата обороны СССР и учредить специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда».

2. Наградить медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда» всех участников героической обороны Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда.

3. Утвердить Положение о медалях «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда».

4. Утвердить образцы и описание медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда»[1]

положение

о медалях «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы»,
«За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда»

1. Медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда» награждаются все участники обороны Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда — военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне.

2. Вручение медалей производится от имени Президиума Верховного Совета СССР на основании документов, удостоверяющих фактическое участие в обороне Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, выдаваемых командирами частей, начальниками военно-лечебных заведений и соответствующими областными и городскими Советами депутатов трудящихся.

3. Вручение производится:

лицам, находящимся в войсковых частях Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, — командирами войсковых частей, а лицам, выбывшим из состава армии и флота, — областными, городскими и районными военными комиссарами по месту жительства награжденных;

лицам из гражданского населения — участникам обороны Ленинграда и Сталинграда — Ленинградским и Сталинградским областными и городскими Советами депутатов трудящихся, а участникам обороны Одессы и Севастополя — областными и городскими Советами депутатов трудящихся по месту жительства награжденных.

4. Медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда» носятся на правой стороне груди.

5. Медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда» лиц, погибших в боях при обороне или умерших, передаются семье награжденного вместе с удостоверением к медали.

описание

медали «За оборону лениграда»[1]

Медаль «За оборону Ленинграда» — из нержавеющей стали, имеет форму правильного круга диаметром 32 мм.

На лицевой стороне медали, на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес.

В верхней части медали — пятиконечная звездочка и надпись по краю медали: «За оборону Ленинграда».

Медаль окаймлена выпуклым бортиком.

На оборотной стороне медали надпись: «За нашу Советскую Родину».

Над надписью изображены серп и молот.

Все надписи и изображения — выпуклые.

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с металлической пятиугольной колодочкой, покрытой шелковой красной муаровой лентой с серебристыми полосками по краям. Ширина ленты 24 мм, ширина красной полосы 16 мм и серебристых полосок по 4 мм.

            

 

 

 

10.03.2021

IMG-20210319-WA0012.jpg

Экспозиционное пространство выстраивается в музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Работы выпускников разных лет являются экспонатами музея. Музей располагается в школьной мастерской, технологии, фойе школы. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу допол­нительного образования.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».