КБЖ 5 класс

Утверждена в составе
ООП ООО Директор
Четырёва Е.А. Приказ
№ 79 – 8 от 01.09.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Культура безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 5 класса
на 2025-2026 учебный год

Рабочая программа по КБЖ для 5класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» 5 класс
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утвержденном приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, на основе Рабочей программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ФГОС) А.Т. Смирнова и Б.О.Хренникова
(Москва, Просвещение, 2012 год).
Общая цель школьного курса КБЖ — обеспечить повышение общего уровня культуры
всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения
отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности
личности, общества и государства.
Учебный курс «Культура безопасности жизнедеятельности» в основной школе
строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
• антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том
числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни
человека;
• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному
поведению.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе строится так,
чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в ЧС природного, техногенного и социального
характера;

• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
•антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в т.ч.
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том силе
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному
поведению.
В структуре курса ОБЖ 5 класса отсутствуют разделы 2 и 3 «Защита населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций», «Основы противодействия
терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основная идея курса – безопасность
во время активного отдыха, внутреннего и выездного туризма, при следовании к месту
отдыха наземным, воздушным и водным транспортом, а также выживание в условиях
вынужденной автономии в природе.
Целями изучения курса является формирование:
• культуры безопасности жизнедеятельности;
• убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
• знаний основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
• знаний и умений применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• умений оказать первую помощь пострадавшим;
• умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

• умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы обучения учащихся
на уроке: обще классная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы обучения:
— Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
— Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных
презентаций. материальной базы);
— Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
— Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических
задач).

Планируемые образовательные результаты.
На конец 5,6 класса ученик научится и получит возможность научиться:
Личностные результаты обучения:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в опасных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических
многонационального российского общества;

и

традиционных

ценностей

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техно-генного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

Метапредметные результаты обучения (УУД):
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При изучении курса КБЖ 5 класса используется учебник:
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.:
Просвещение, 2012.
По программе на изучение курса КБЖ в 5 классе отводится 34 часа. Календарнотематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю, всего 35 часов в год
(35 учебных недель).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тематическое планирование КБЖ 5 класса
№ раздела и

темы

Наименование раздела и темы

Модуль 1.

Основы безопасности личности, общества, и государства

I

Основы комплексной безопасности.

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

2

Опасные ситуации техногенного характера.

3

Опасные ситуации природного характера.

4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

II

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

6

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.

Модуль 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

I

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

7

Основы здорового образа жизни.

8

Факторы разрушающие здоровье.

II

Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.

9

Первая помощь и правила ее оказания
Всего часов

Календарно-тематическое планирование уроков КБЖ в 5 классе
№

Дата
По плану

Тема урока

Кол-во часов

Модуль 1. Основы безопасности
личности,
общества и государства

26 ч

По факту

1

1 неделя

Основы комплексной безопасности

1

2

2
Неделя

Город как среда обитания

1

3

3
Неделя
4
Неделя
5
Неделя

Жилище человека
Особенности жизнеобеспечения жилища.

1

Особенности природных условий в городе.

1

4
5

1

6

6
Неделя

Взаимоотношения людей, проживающих в городе и
безопасность .

1

7

7
Неделя

1

8

8
Неделя

Опасные ситуации техногенного характера.
Дорожное движение, безопасность участников
дорожного движения.
Пешеход. Безопасность пешехода.

9

Пассажир. Безопасность пассажира.

1

Водитель.
Пожарная безопасность.

1
1

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1

1
3

9
Неделя
10
Неделя
11
Неделя
12
Неделя
13
Неделя

Опасные ситуации природного характера. Погодные
явления и безопасность человека.

1

1
4
1
5
1
6
1
7

14
Неделя
15
Неделя
16
Неделя
17
Неделя

Безопасность на водоемах.

1

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

1

Основы противодействия экстремизму и терроризму
в Российской Федерации

1

1
8

18
Неделя

Опасные ситуации социального характера,
антиобщественное поведение.

1

1
9
2
02
12

Антиобщественное поведение и его опасность.

1

2
3

23
Неделя

Обеспечение личной безопасности дома.
Обеспечение личной безопасности на улице.
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности
для общества и государства.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и
причины их возникновения.

1
1

2

19
Неделя
20
Неделя
21
Неделя
22
Неделя

2
4

24
Неделя

Виды экстремистской и террористической
деятельности.

1

2
5
2
6

25
Неделя
26
Неделя

Виды террористических актов и их последствия.

1

Ответственность несовершеннолетних за
антиобщественное поведение и участие в
террористической деятельности.

1

1
01
1
1
2

Модуль 2. Основы медицинских
знаний
и здорового образа жизни
2
7

27

Основы здорового образа жизни.

1

1
1

8ч

1

2
8

Неделя
28
Неделя

2
9

29
Неделя

3
0
3
1

30
Неделя
31
Неделя

Возрастные особенности развития человека и
здоровый образ жизни. О здоровом образе жизни
Двигательная активность и закаливание организма –
необходимые условия укрепления здоровья.
Рациональное питание. Гигиена питания.

1

1

32
Неделя

Факторы разрушающие здоровье. Вредные
привычки и их влияние на здоровье человека.
Здоровый образ жизни и профилактика вредных
привычек.

3
3

33
Неделя

Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи.

1

3
4

34
Неделя

Первая помощь и правила ее оказания. Первая
помощь при различных видах повреждений.

1

3
2

1
1

1

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
1. Рабочие программы. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. «Основы Безопасности
Жизнедеятельности». Предметная линия под редакцией А.Т. Смирнова.
«Просвещение», 2012
2. Учебник. А.Т. С миронов, Б.О. Хренников. Основы Безопасности
Жизнедеятельности 6 класс. – Просвещение 2013.

1.

2.

3.
4.

5.
6.

Литература для учителя
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам
безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В.
Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2012;
Ваши шансы избежать беды: учеб, пособие / Сб. ситуационных задач по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е.
Капитонова. - СПб.: КАРО, 2010.
Пономарев В. Дети и терроризм: методическое обеспечение учебно-воспитательного
процесса // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2010. -№ 3. - С. 13-18.
Правила пожарной безопасности: тесты для проверки знаний учащихся / авт.-сост.
Н. И. Колесник; ред. Н. А. Горохова, Н. В. Зырянова; - Екатеринбург: ИРРО, 2003. 19 с.
Репин Ю. В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: учебное
пособие. - Екатеринбург, 2005. - 105 с.: ил. - (Семейная школа)
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»;
 «Об охране окружающей природной среды»;
 «О пожарной безопасности»;
 «О гражданской обороне»;
 «О безопасности дорожного движения» и др.

7. Аршинова В.В. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике
наркомании:Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. ,
8. Латчук В.Н., Марков В.В. Методическое пособие «ОБЖ» (5-9 классы). - Москва,
Дрофа, 2000.
9. Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных
часов в 5-11 классах. — Волгоград: Учитель, 2006.

Литература для учащихся
1. Учебник. А.Т. Смиронов, Б.О. Хренников. Основы Безопасности Жизнедеятельности 5
класс. –М, №Просвещение» 2013.
2. Кирьянов В.Н. Методическое пособие «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма». - Москва, Третий Рим, 2011.
3. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности. - М.: Айрис-пресс, 2010.
4. Р Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Мишин Б.И. Личная безопасность школьника: Памятка. М.:НЦ ЭНАС, 2010.
5. Острун Н. Киселев А. Школа безопасности, - М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001.
6. Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. - Челябинск: Южно-Уральское
книжное издательство. 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».