Утверждаю:__________ директор Е.А.Четырёва приказ №115 от«30» августа 2023г. Учебный план СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальногобюджетногообщеобразовательногоучр еждениясреднейобщеобразовательнойшколы№19 на2023-2024учебныйгод Согласованоназаседании педагогическогосовета протокол№ 1от 30.08.2023 г. с.Бродово СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительнаязаписка 1.1.Нормативные ицелевыеоснованиясоставленияучебногоплана 3 3 1.2Структураучебногоплана.Нормативныйсрокосвоения образовательныхпрограммсреднегообщегообразования 6 1.3 Особенностиорганизацииобразовательнойдеятельностив МБОУ СОШ№ 19 8 1.4 Календарный учебный график 10 1.5Реализацияучебногопланасреднегообщегообразованияв 10-11классахвсоответствиисФГОССОО. 11 1.6Распределениечасовдопоследующеговыборапредметов, изучаемыхнабазовомилиуглубленномуровнев1011классахвсоответствиисФГОССОО 14 1.7УчебныйпланСОО10класс(недельный/годовой) 15 1.8УчебныйпланСОО11класс(недельныйгодовой) 16 1. Пояснительнаязаписка 1.1 Нормативныеицелевыеоснованиясоставленияучебногоплана Учебныйпланосновнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования(далее — учебныйплан)обеспечиваетреализациютребованийФГОС,определяетобщиерамкиотбораучебн огоматериала,формированияперечнярезультатовобразованияиорганизацииобразовательнойдея тельности. Учебныйплан: фиксируетмаксимальныйобъемучебнойнагрузкиобучающихся; определяетирегламентируетпереченьучебныхпредметов,курсовивремя,отводимое наихосвоениеиорганизацию; распределяетучебныепредметы,курсы,модулипоклассамиучебнымгодам. Винтересахдетейсучастиемобучающихсяиихсемеймогутразрабатыватьсяиндивидуальны еучебныепланы,врамкахкоторыхформируетсяиндивидуальнаятраекторияразвитияобучающего ся(содержаниеучебныхпредметов,курсов,модулей,темпиформыобразования). УчебныйпланразработанвсоответствиистребованиямиФГОССОО,СП2.4.364820,СанПиН1.2.368521исучетомПООПСОО.Количествочасовпопредметамрассчитанонауровеньобразованиясучето ммаксимальнойобщейнагрузкиприпятидневнойучебнойнеделеиучебныхнедельзадваучебныхго да. УчебныйпланОООна2023-2024учебныйгодразработаннаосновеследующихнормативноправовыхдокументов: - Общиенормативныеоснования КонституцияРоссийскойФедерации(вред.от14.03.2020г.); КонвенцияООНоправахребенка,принятая20ноября1989г.(вступилавсилу15.09.199 0г.); ЗаконРоссийскойФедерации«Обосновныхгарантияхправребенка»от24.07.1998№1 24-ФЗ(вред.от11.06.2021г.); Национальнаяобразовательнаяинициатива«Нашановаяшкола»(утвержденаПрезид ентомРФот04.02.2010№Пр-271); ФедеральныйзаконРоссийскойФедерацииот29декабря2012года№273ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(вредакцииот02.07.2021г.); ЗаконСвердловскойобластиот15июля2013года№78ОЗ«ОбобразованиивСвердловскойобласти»(принятЗаконодательнымСобраниемСвердловской области9июля2013г.)(сизменениямиидополнениямиот20.04.2021г); «КонцепциядуховнонравственногоразвитияивоспитанияличностигражданинаРоссии».А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков ,В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2009; ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот30августа2013го да№1015г.Москва«Обутверждениипорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеяте льностипоосновнымобщеобразовательнымпрограммамобразовательнымпрограммамначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразовани я»(зарегистрированвМинюстеРФ01.10.2013г.№30067)(вред.От10.06.2019г.); - - ПисьмоМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот19ноября2010№ 684203/30«Овведениитретьегочасафизическойкультурывнедельныйобъемучебнойнагрузкиобучаю щихсявобщеобразовательныхучреждениях»; ПисьмоДепартаментаобщегообразованияМинистерстваобразованияинаукиРоссий скойФедерацииот12мая2011года№03296«Оборганизациивнеурочнойдеятельностипривведениифедеральногогосударственногообраз овательногостандартаобщегообразования»; Приказ№766от23декабря2020г.«Овнесенииизмененийвфедеральныйпереченьучеб ников,допущенныхкиспользованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюоб разовательныхпрограммначальногообщего,основногообщего,среднегообщегообразованияорга низациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельность,утвержденныйприказомМинисте рствапросвещенияРоссийскойФедерацииот20мая2020г.№254»; ПриказМинобрнаукиот9января2014г.№2«Обутверждениипорядкапримененияорга низациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельность,электронногообучения,дистанци онныхобразовательныхтехнологийприреализацииобразовательныхпрограмм»; ПриказМинистерстватрудаисоциальнойзащитыот18.10.2013г.№544«Обутвержден иипрофессиональногостандарта«Педагог(педагогическаядеятельностьвсфередошкольного,нач альногообщего,основногообщего,среднегообщегообразования)(воспитатель,учитель)»(вред.от 05.08.2016г.); РаспоряжениеПравительстваРоссийскойФедерацииот29мая2015г.№996р«СтратегияразвитиявоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025года». СанПиН2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациивоспитанияиобучения,отдыхаиоздоровления,дет ейимолодежи»; СанПиН2.4.2.2821-10«Санитарноэпидемиологическиетребованиякусловиямиорганизацииобучениявобщеобразовательныхучре ждениях»; Единыйквалификационныйсправочникдолжностейруководителей,специалистовис лужащих.Раздел«Квалификационныехарактеристикидолжностейработниковобразования»(утве ржденПостановлениемМинистерстватрудаРФот21.08.1998№37(вред.от27.03.2018г.); ПисьмоМинистерстваобразованияинаукиРФот19апреля2011г.№03255«Овведениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаобщегообразования »; УставМБОУСОШ№19; ОсновныеобразовательныепрограммыСООМБОУСОШ№19. Учебныйпланявляетсяэлементомсодержательнойчастиобразовательнойпрограммышколы ,отражаетперспективыразвитияобразовательнойорганизации,целиизадачиПрограммыразвития школы,аименно:созданиеусловийдляполучениякачественногообразованиявсемиобучающимис я;формированиеинформационной,речевой,коммуникативнойкомпетентностейобучающихся,ра звитиеэкологическойкультурыикультурыздоровьяибезопасности;направленнаформированиесо циальнойкомпетентностиобучающихся. ОсновныеподходыкформированиюучебногопланаМБОУСОШ№19связанысприоритетны минаправлениямидеятельностишколы: обеспечениеправобучающихсянаполучениедоступногокачественногообразованияустановленн огоФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартом; обеспечениенепрерывностиипреемственностиначальногообщего,основногообщегоисреднегоо бщегообразования; -реализацияличностно-ориентированноймоделиобразовательнойдеятельности; обеспечениеоптимальнойнагрузкиобучающихсяиорганизацияобразовательнойдеятельностивс оответствиисоздоровьесберегающимикритериямиинормами:продолжительностьобучения(вуче бныхчасах)длякаждогоуровняобразования;недельнаянагрузкаобучающихсяврамках5дневнойучебнойнедели; соотношениебазовойинвариантнойивариативнойчастей;обеспечениеусловийдляобщегоразвит ияребёнкакаксубъектаобразовательнойдеятельности(самоопределение,самоутверждение,самор еализацияисамовыражениевобразовательнойдеятельности); -реализациясистемнодеятельностногоподходакотборусодержанияобразования,предполагающегообщекультурноеил ичностноеразвитиеобучающихся,нетолькообеспечивающееуспешноеосвоениесодержаниеобщ егообразования,ноисоздающееосновудляихнепрерывногосамообразованияипрофессиональной деятельности. 1.2Структураучебногоплана.Нормативныйсрокосвоенияобразовательныхпрограмм начальногообщегообразования Учебный план МБОУ СОШ № 19 имеет гибкую структуру, в нём выделено 2 части: инвариантная и вариативная. Инвариантная часть учебного плана определяет структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех образовательных организациях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Инвариантная часть учебного плана реализует предметы Федерального государственного образовательного стандарта СОО. Содержание образования, определенное инвариантной частью учебного плана, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных и метапредметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, является обязательной к освоению всеми обучающимися. Вариативная часть учебного плана также обязательна для реализации в общеобразовательном учреждении. Содержание образования, определенное вариативной частью (компонентом образовательного учреждения), реализует особенности содержания образования образовательного учреждения и индивидуальные потребности обучающихся и их родителей (законных представителей). В учебном плане МБОУ СОШ № 19 на 2023-2024 учебный год представлены учебные планы (недельные и годовые) среднего общегообразования (11 кл.) в соответствии с ФГОС СОО. Образовательнаядеятельностьв11классахМБОУСОШ№19в20232024учебномгодуосуществляетсявсоответствиисЛицензиейнаправоведенияобразовательнойде ятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. 1.3 Особенностиорганизацииобразовательногопроцессав МБОУСОШ№19 Вобразовательнойорганизацииобразовательнаядеятельностьосуществляетсянагосударств енномязыкеРоссийскойФедерации. ОбразовательнаядеятельностьпообщеобразовательнымпрограммамвМБОУСОШ№19осу ществляетсясогласнокалендарномуучебномуграфику,утвержденномуприказомдиректорашкол ыисогласованномуспедагогическимсоветомобщеобразовательногоучреждения,атакжевсоответ ствиисрасписаниемучебныхзанятий,утвержденнымдиректоромшколы. Учебныйгодвобразовательнойорганизацииначинается1сентября. Продолжительностьучебногогодав10-ыхклассахсоставляет34учебныхнедели,в11классе– неменее33учебныхнедельразделенныхначетыреучебныхчетверти.Обучающиеся5-9ыхклассовобучаютсяврежиме5-дневнойучебнойнедели,впервуюсмену. Продолжительностьурокадляобучающихсясоставляет40минут. Освоениеобщеобразовательнойпрограммы,втомчислеотдельнойчастииливсегообъемауче бногопредмета,курса,дисциплины(модуля)общеобразовательнойпрограммы,сопровождаетсяте кущимконтролемуспеваемостиипромежуточнойаттестациейобучающихся.Формы,периодично стьипорядокпроведениятекущегоконтроляуспеваемостиипромежуточнойаттестацииобучающи хсяопределяется«Положениемоформах,периодичностиипорядкетекущегоконтроляуспеваемост и,промежуточнойиитоговойаттестацииобучающихся»,рассмотреннымнапедагогическомсовете образовательнойорганизациииутвержденнымдиректоромшколы. Освоение обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования, выдается аттестат о среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы среднего общего образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией. 1.4. Реализация учебного плана среднего общего образования в 11 классах в соответствии с ФГОС СОО Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. МБОУ СОШ№19 предлагает реализацию учебных планов нескольких профилей обучения, в соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей): естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального (индивидуальные учебные планы). Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки». Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки». Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметыпреимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки». Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление,предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметыпреимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки». Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне. На углублённом уровне учащиеся могут изучать следующие предметы: математика, английский язык, право, химия, биология, история, физика, экономика, информатика. При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В соответствии с примерной ООП СОО (одобрена решением федеральногоучебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. .№ 2/16-з) МБОУ СОШ №19 предоставляет возможность обучения в 10-11 классах по программе универсального профиля. Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. Учащиеся 10-11-х классов могут выбрать один из предлагаемых вариантов учебного плана или, реализуя свое право на получение образования по индивидуальному учебному плану, выбрать для изучения на углублённом уровне три (четыре) предмета из числа предлагаемых школой. При изучении предметов на углубленном уровне, элективных курсов, факультативных курсов, организации исследовательской работы возможно формирование нескольких групп. Деление классов на группы: элективные курсы и курсы по выбору; предметы углублённого уровня (деление на группы возможно при проведении нескольких уроков, предусмотренных учебным планом по данному предмету); основы безопасности жизнедеятельности в 10-х классах (юноши - девушки при изучении соответствующих тем). Учебные программы основного образования имеют логическое продолжение в программах внеурочной деятельности и дополнительного образования. Основной задачей внеурочной деятельности в ОО является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся; развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей; вовлечения их в разнообразную творческую деятельность (интеллектуальные турниры, марафоны, олимпиады, клубную деятельность, конференции, научные общества, ансамбли, студии, спортивные секции и др.). Учебный план школы имеет очень яркую черту индивидуализации образовательного процесса— это индивидуальные образовательные траектории на основе интеграции основного и внеурочного образования, дополнительное время на консультационную работу с тьюторами. Таким образом, образовательная программа МБОУ СОШ №19 включает в себя индивидуальные образовательные программы учащихся и позволяет конструировать индивидуальные образовательные траектории для максимального обеспечения образовательных заказов учащихся и их семей. МБОУ СОШ № 19 предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); изучение наряду с учебнымипредметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей). В каждом профиле система внеурочной деятельности позволяет учащимся получить востребованную предпрофессиональную подготовку. Таким образом обеспечивается принцип вариативности и дифференциации общего среднего образования в пределах единого образовательного пространства школы. Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2312 часов (не более 34 часов в неделю). Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержит 10 (11) учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература». В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Для реализации индивидуального проекта каждым учащимся 10-11 классов в учебных планах 11-х классов ФГОС СОО выделено 34 часа из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Предметная область Русский язык литература 1.5. Учебный план СОО (11 класс) на 2023-2024 учебный год недельный/годовой 11 класс Уровень Количество Учебный предмет часов в неделю и Русский язык У 3 Литература Б 3 Родной и Родной язык язык Б 1 Количество часов за год 99 99 33 родная литература Иностранные языки Математика информатика Общественные науки (русский) Иностранный язык (английский) и Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Информатика История Естественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Б 3 99 Б 4 132 Б 1 33 Б 2 66 Б У 1 2 33 66 Б 2 Химия Б 1 66 33 Биология Б 1 33 Б 2 66 Б 1 33 География Обществознание Физика Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Индивид.проект 1 33 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебныепредметыповыборуобучающихся Обществознание: 33 теория и практика ЭК 1 Общая биология ЭК 2 66 Обучение написанию сочинениий разных жанров ЭК 1 33 32 1056 Итого Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка обучающегося при 5-дневной учебной 34 1122 неделе