Приложение АООП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом МБОУ СОШ № 19 от 30.08.2023 № 115 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку» 1-4 классы Программа по курсу «Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку» предназначена для проведения коррекционных занятий с целью восполнения пробелов предшествующего обучения, пропедевтике изучения трудных тем. Цель программы: восполнение пробелов предшествующего обучения, также развитие умственной деятельности обучающихся с ЗПР на учебном материале программы. Задачи. Образовательные: 1. Посредством формирования и развития высших психических процессов развивать умения самостоятельной деятельности в образовательном поле. Развивающие: 1. Развивать познавательную активность обучающихся. 2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации; 3. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний обучающихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. 4. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения. Воспитательные: 1. Воспитывать нравственные качества обучающихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета. 2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки. Реализация данной программы направлена на: 1. Развитие индивидуальных способностей обучающихся с ЗПР. Задачи программы привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у обучающихся по программным требованиям, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно-практической деятельности обучающихся : работе по схемам ,таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. 2. Пропедевтика изучения трудных тем. Некоторые темы, включенные в содержание программы, требуют особого подхода со стороны педагога и обучающихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных разделов и тем по предмету предваряется накоплением опыта, наблюдениями и практическими обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала. 3. Восполнение пробелов в знаниях. В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков обучающихся, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала. 4. Развитие речи. Обогащать содержательную сторону высказываний обучающихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса обучающихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением. В начале учебного года учитель выявляет степень готовности обучающихся к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими: - беседа по знакомой ребенку теме; - устные и письменные диктанты; - выполнение заданий по словесной инструкции; - списывание с образца; - составление образца по элементам; - обследуется речь ребенка. План занятий с группой включает в себя: - восполнение пробелов предшествующего развития; - коррекция дефекта; - подготовка ребенка к усвоению программного материала. Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметнопрактической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального механического подхода, должно быть максимально направлено развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, использованием наглядно-графических схем и т. п. создают возможность для широкой подготовки обучающихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий. Желательно часть занятий проводить в игровой форме. Этим будет поддерживаться постоянный интерес к занятиям. При проведении игр и упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на ошибки должна быть формой помощи. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у обучающихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков. Планируемые результаты освоения коррекционного курса. В результате освоения коррекционного курса «Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку» у обучающихся будут сформированы планируемые результаты, соответствующие рабочей программе по русскому языку. Содержание коррекционного курса. Содержание занятия корректируется по мере выявления индивидуальных пробелов обучающихся в их развитии и обучении. Содержание курса по русскому языку примерно разделено на 4 основных блока: - подготовка к восприятию нового учебного материала (актуализация имеющихся знаний по программному материалу, необходимому для изучения нового материала); - восполнение пробелов предшествующего развития и образования (корректировка знаний обучающихся по темам, не усвоенным на уроках); - формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков (отработка умений и навыков в упражнениях на практическом материале); - коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи (применение развивающих и образовательных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию недостатков в познавательном и речевом развитии обучающихся). Примерное тематическое планирование. Класс Подготовка к восприятию нового учебного материала Восполнение пробелов предшествующего развития и образования 10 10 10 10 10 10 10 10 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков 10 10 10 10 Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи 3 4 4 4 Тематическое планирование. 1 класс. Название раздела. Обучение письму. Количество часов 23 часа Фонетика. 1 час Виды учебной деятельности Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу. Находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор (соответствие количества слогов, места ударения в слове). Выполнять слого-звуковой анализ слов, обозначающих предмет, изображённый в прописи. Писать овалы большие и маленькие, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Писать короткие наклонные линии, объединяя их в группы по две-три, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Различают гласные и согласные звуки. Распознают звуки в слове, правильно произносят их в слове. Устанавливают количество слогов в слове (по количеству гласных). Определяют ударный слог. Определяют место звука в слове, правильно произносят звук вне слова и называют букву или буквы, которыми он обозначается на письме. Слово. Предложение. Текст. Орфография пунктуация. 2 часа и Наблюдают за назывной функцией слова. Задают смысловые вопросы от одного слова к другому в словосочетании. Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании. Характеризуют звуки. Определяют слова с орфограммами жи_ши, ча_ща, чу_щу, чк, чн. Соотносят звучание и написание, объясняют случаи расхождения звучания и написания сочетаний жи, ши в ударном положении. Подбирают слова с данными орфограммами, составляют и записывают предложения со словами, включающими данные сочетания. Пишут зрительно-слуховые, затем слуховые диктанты. 3 часа Части речи. 2 часа Развитие речи и работа с текстом. 2 часа Подбирают вопросы к словам — названиям предметов (из текста, по картинке). Дифференцируют предметы, отвечающие на вопросы к т о? и ч т о? Выясняют роль в речи слов, обозначающих признаки предметов, путем сравнения текстов, в которых присутствуют или отсутствуют эти слова. Знакомятся с вопросами к словам, обозначающим признаки предметов. Наблюдают за словами, обозначающими действия предметов. Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании. Составляют текст по рисунку или по жизненному впечатлению. Тематическое планирование. 2 класс. Название раздела. Фонетика. Количество часов 4 часа Слово. Предложение. Текст. 4 часа Орфография и пунктуация. 7 часов Части речи. 8 часов Виды учебной деятельности Различают звук и букву. Звуки произносят. Буквы называют. Различают гласные и согласные звуки. Делают звуковой и звуко - буквенный анализ слов. Сравнивают и сопоставляют звучание слов. Делят слова на слоги, в том числе и с буквой й. Объясняют особенности гласных и согласных. Характеризуют звуки. Соотносят звук и его качественную характеристику. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак препинания в конце предложения. Устанавливают связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы от слова к слову. Находят главные члены и зависимые от них второстепенные члены предложения. Составляют схемы предложений. Распознают мягкие и твердые шипящие звуки, правильно произносят их. Определяют наличие в словах орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Развивают умение правильно писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, шу, чк, чн. Списывают тексты с данными орфограммами, проверяя написанное по учебнику. Пишут под диктовку слова и тексты. Записывают тексты по памяти. Учатся писать слова из словаря, употребляя их в тексте. Задают вопросы к словам — названиям предметов, к словам—названиям признаков предметов, словам, обозначающим действия предметов. Классифицируют слова по их принадлежности к различным частям речи. Наблюдают за признаками имен существительных в предложении, распознают одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам к т о? и ч т о? Различают имена собственные и нарицательные. Употребляют при записи имен собственных заглавную букву. Ставят вопросы к глаголам в предложении. Устанавливают связь между словами в предложении. Наблюдают за употреблением глаголов в речи в разных формах времени и числа. Наблюдают за ролью имен прилагательных в речи. Ставят вопросы к именам прилагательным в предложении. Подбирают имена прилагательные к Развитие речи и работа с текстом. 7 часов Состав слова. 4 часа именам существительным, соотносят имена прилагательные с именами существительными (составляют словосочетания). Пишут диктанты, в том числе и с предварительной подготовкой. Выбирают наиболее подходящий заголовок для текста. Воспроизводят текст. Составляют текст по картинному плану и заданному началу. Анализируют и корректируют созданные тексты. Наблюдают за однокоренными словами, вычленяя их признаки (значение и общая часть слова). Выделяют в словах корень. Наблюдают за единообразным написанием корня в родственных словах. Группируют слова по общему корню. Контролируют правильность объединения слов в группу однокоренных слов. Подбирают родственные слова. Тематическое планирование. 3 класс. Название раздела. Фонетика. Количество часов 3 часа Слово. Предложение. Текст. 4 часа Орфография и пунктуация. 8 часов Части речи. 10 часов Виды учебной деятельности Производят звуко-буквенный анализ слов, различая звук и букву, гласные и согласные звуки. Характеризуют звуки. Наблюдают за произношением мягких согласных звуков и способами обозначения мягкости на письме. Классифицируют предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, по степени распространенности. Задают смысловые вопросы к словам в предложении. Определяют грамматическую основу предложений. Находят второстепенные члены предложения. Выделяют словосочетания в предложении. Составляют словосочетания из слов (в том числе используя синонимы и антонимы) Наблюдают за произношением безударных гласных в двусложных словах, правильно обозначают безударные гласные в корне слова, применяя способ проверки слабой позиции гласного звука (безударного гласного) его сильной позицией (ударным положением). Делят слова на слоги для переноса. Определяют в словах и текстах наличие изученных орфограмм (заглавная буква в начале предложения и в именах собственных; жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, безударные гласные в корне, парные глухие и звонкие согласные в корне), обосновывают написание слов. Распознают части речи по значению, вопросу и роли в предложении. Классифицируют слова по принадлежности к частям речи. Наблюдают за изменением знаменательных частей речи в тексте по числам, изменяют эти части речи по числам; наблюдают за употреблением местоимений в тексте, знакомятся с термином «местоимение». Наблюдают за ролью имен существительных в речи. Уточняют лексическое значение слов. Сопоставляют значения многозначных слов. Классифицируют и группируют имена существительные по признаку одушевленности и неодушевленности, по родам — существительные мужского, женского и среднего рода. Овладевают способом определения рода имен существительных, в форме как единственного, так и множественного числа и в форме косвенных падежей. Наблюдают за ролью имен прилагательных в речи. Уточняют лексическое значение слов — имен прилагательных, в том числе прилагательных-синонимов и прилагательныхантонимов. Ставят вопросы к именам прилагательным в тексте. Выясняют зависимость имен прилагательных от имен существительных. Наблюдают за изменениями имен прилагательных по родам. Определяют род и число имен прилагательных в составе предложения и текста. Наблюдают за особенностями глагола как части речи. Определяют по вопросам и по значению глагол среди других частей речи. Развитие речи и работа с текстом. 6 часов Состав слова. 3 часа Уточняют лексическое значение слов-глаголов (многозначность, синонимы, антонимы). Наблюдают за изменениями глаголов по числам и временам. Определяют по вопросам и по значению формы числа и времени глаголов. Отличают форму настоящего времени от формы прошедшего времени по вопросу и суффиксу – л- в форме прошедшего времени. Узнают по вопросам неопределенную форму глагола. Воспроизводят текст по вопросам. Устанавливают последовательность частей текста. Озаглавливают текст. Анализируют и корректируют созданный текст. Создают текст по собственным наблюдениям. Списывают тексты из учебника, выполняя соответствующие задания. Наблюдают за признаками однокоренных слов (лексическое значение и одинаковый звуковой состав). Изменяют слова по алгоритму (изменение формы слова). Группируют однокоренные слова, распознают и подбирают однокоренные слова. Анализируют заданную схему состава слова и подбирают к ней слова. Выделяют в слове окончание и основу, определяют роль окончания (служит для связи слов в предложении и словосочетании). Сопоставляют словоформы и однокоренные слова. Выделяют приставку и суффикс в слове, наблюдают за смысловыми значениями приставок и суффиксов, образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов. Разбирают слова по составу Тематическое планирование. 4 класс. Название раздела. Фонетика. Количество часов 2 часа Слово. Предложение. Текст. 4 часа Орфография и пунктуация. 3 часа Части речи. 20 часов Виды учебной деятельности Различают гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Характеризуют особенности гласных и согласных звуков. Определяют звук по его характеристике. Соотносят звук и его качественную характеристику. Оценивают правильность характеристики звука, находят ошибки в характеристике звуков. Определяют тему и основную мысль текста. Передают содержание текста, опираясь на его тему и основную мысль. Озаглавливают текст, опираясь на тему и основную мысль. Распознают предложения с однородными членами в тексте. Соблюдают интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами. Расставляют знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составляют предложения с однородными членами, в том числе по схеме. Наблюдают за произношением безударных гласных в двусложных словах, правильно обозначают безударные гласные в корне слова, применяя способ проверки слабой позиции гласного звука (безударного гласного) его сильной позицией. Наблюдают за особенностями падежей. Определяют падеж имени существительного, пользуясь вопросами и предлогами, систематизированными в таблице. Сопоставляют и сравнивают синтаксическую роль имен существительных в именительном и косвенных падежах. Склоняют имена существительные. Знакомятся с несклоняемыми именами существительными. Определяют связь слов в предложении для распознавания падежей имен существительных. Наблюдают за употреблением имен существительных в косвенных падежах. Знакомятся со значениями косвенных падежей и их синтаксической ролью. Учатся осознанно употреблять их в речи. Наблюдают за ролью прилагательных в речи. Подбирают максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному, Развитие речи и работа с текстом. 3 часа Состав слова. 2 часа в том числе и близкие по смыслу. Соотносят форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Определяют род, число и падеж имени прилагательного. Распознают падежи имен прилагательных в тексте, предложении, словосочетании на основе определения рода и падежа имен существительных. Склоняют имена прилагательные. Распознают глагол среди других частей речи, отличают глагол от именных частей речи, прямое и переносное значение глаголов, различают глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Соотносят начальную форму и временные формы глаголов, ставят вопросы к неопределенной форме глагола (ч т о д е л а т а т ь? ч т о с д е л а т ь?), дифференцируя их по видам глагола. Распознают временные формы глаголов, распознают лицо глагола; осознанно употребляют глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам, изменяя глаголы по лицам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени. Устанавливают последовательность частей текста. Озаглавливают текст. Анализируют и корректируют созданный текст. Создают текст по собственным наблюдениям. Группируют слова с общим корнем, с одинаковыми приставками и суффиксами. Контролируют правильность объединения слов в группу (исключая синонимы и омонимичные морфемы слов). Анализируют заданную схему состава слова и подбирают к ней слова. Анализируют текст с точки зрения наличия родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами. Объясняют значение слов с опорой на состав его основы. Определяют состав слова, приводя доказательства наличия или отсутствия той или иной морфемы. Тематическое планирование в каждом классе составляется педагогом в соответствии с особенностями освоения программного материала обучающимися. Педагог в праве самостоятельно определять количество часов необходимое на восполнение пробелов по каждому разделу, а также может отбирать практический материал для работы на уроке. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)