Приложение №2 к Основной общеобразовательной программе - образовательной программе основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература» 5-9 классы Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Родная литература» составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1897". Настоящая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной (русской) литературы. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю). Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» направлена на решение важнейшей задачи современного образования воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи предмета связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. В родной литературе (русской) отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Целями изучения курса «Литература на родном языке» являются: • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; • приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту изучение родной (русской) литературы в школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной (русской) культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • воспитание любви к родной (русской) литературе и культуре; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; • развитие познавательных интересов, творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; • формирование читательской культуры; • потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; • о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве; • • Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной (русской) литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Отсюда возникает необходимость активизировать художественные потребности детей, развивать их литературный вкус. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредмстные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их опенки; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. Содержание учебного предмета Введение Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. Из устного народного творчества Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Из древнерусской литературы Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. Из русской литературы XVIII века Г.Р. ДЕРЖАВИН Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом. Из русской литературы XIX века А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» {«Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам...». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворение «Родина». Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. И.С. ТУРГЕНЕВ Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева), л.н. ТОЛСТОЙ Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. А.П. ЧЕХОВ Рассказ «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Из русской литературы XX века А.И. КУПРИН Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. С.А. ЕСЕНИН Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Каждый труд благослови, удача...», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. Б.Л. ВАСИЛЬЕВ Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Из зарубежной литературы МАЦУО БАСЁ Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. 2. № н/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тематическое планирование Тема Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Древнерусская литература. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего») Г.Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Л.Н. Толстой. Литература и история в рассказе «Севастополь в декабре месяце». А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета. А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений. И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона». Б.Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №...». Мацуо Басе. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Количеств Примечание о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы. № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела Тема урока Количсст Основные виды во часов деятельности учащихся 1 Осознание Введение - 1 час Словарное и фразеологическое богатства, богатство русского языка. выразительных и х уд ожествен н ы х возможностей русского языка. Осознание слова Словарная Слово как единица языка. 1 как основной система русскою Многозначные слова. единицы языка, языка - 5 часов 1 Метафора, метонимия. умение делать его Омонимы. 1 анализ с разных Синонимы 1 сторон. Умение Антонимы 1 определять его лексическое значение, знать понятия однозначных и многозначных слов, умение отличать метафору от метонимии. Знать понятия синонимов, омонимов, антонимов, их стилистических окрасок. Уметь пользоваться лексикографичес ки ми словарями. Происхождение и Исконно русские и Знать понятия 1 иноязычные слова. употребление исконно русских слов Общеуп отребительн ы е и 1 и современного необщеупотребительные заимствованных русского языка - слова. слов, знать 9. 10. 11. 12. 13. 14. 3 часа Активная и пассивная лексика русского языка. Фразеология как раздел Фразеология русского языка - науки о языке. 6 часов Фразеологизм и его признаки. Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. Системность фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи. 1 1 1 1 1 1 основные их признаки. Разделять общеупотрсбител ь ную и необщеупотребит ел ьную лексику, знать понятия диалектизмов, профессионализм е в, жаргонизмов, понимать их художественную ценность. Знать устаревшие слова и неологизмы. Понимать отличие историзмов и архаизмов. Понимать их художественную ценность. Знать понятие фразеологизма, его разновидности, отличие фразеологизма от свободных сочетаний слов, грамматическое строение фразеологизма. Многозначность Происхождение 1 фразеологизмов русского языка. 15. Повторение и закрепление - 2 17. часа ВСЕГО: 17 16. и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов. Художественная ценность фразеологизмов. Фразеологически е словари. Стилистическая окраска фразеологизмов. Повторение и обобщение 1 Итоговая работа ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 519259607574593999952456277565694459464737450438 Владелец Четырёва Елена Анатольевна Действителен С 29.05.2023 по 28.05.2024 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)