Родная русская литература, 5-9 кл (1)

Приложение №2 к Основной общеобразовательной
программе - образовательной программе основного
общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ
№19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от
30.08.2023) №115

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная русская литература»
5-9 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Родная литература» составлена на
основании Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N1577 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1897".
Настоящая программа составлена на основе федерального
государственного стандарта основного общего образования. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения родной (русской)
литературы. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).
Общие цели основного общего образования с учетом специфики
учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)»
направлена на решение важнейшей задачи современного образования воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные
задачи предмета связаны, прежде всего, с формированием умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения
мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека,
влияет на формирование нравственного и эстетического чувства
учащегося. В родной литературе (русской) отражается общественная
жизнь и культура России, национальные ценности и традиции,
формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее
гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Целями изучения курса «Литература на родном языке» являются:
•
воспитание ценностного отношения к родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа;
•
приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
•
обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний
о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и
жанров. Важнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс
литературы в школе основывается на принципах связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и
новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоения основных понятий теории и
истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Согласно федеральному государственному образовательному
стандарту изучение родной (русской) литературы в школе направлено на
достижение следующих целей:
•
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою
принадлежность
к
родной
(русской)
культуре,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским
гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
•
воспитание любви к родной (русской) литературе и культуре;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического
опыта;
•
развитие познавательных интересов, творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся;
•
формирование читательской культуры;
•
потребности в самостоятельном чтении художественной литературы,
эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
•
о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и
творчестве;
•

•

Основа литературного образования - чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими
сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня
восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится
важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения
родной (русской) литературы. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо
развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения,
развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно
глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Отсюда
возникает необходимость активизировать художественные потребности
детей, развивать их литературный вкус.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных,
этнокультурных,
социальных
и
экономических
особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредмстные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
1.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.
понимание связи литературных произведений с эпохой их
написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
приобщение
к духовно-нравственным ценностям
русской
литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям
литературы, их опенки;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту,
создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства;
эстетическое
восприятие
произведений
литературы;
формирование эстетического вкуса.
Содержание учебного предмета
Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса.
Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.
Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество,
творческая история произведения.
Из устного народного творчества
Былины
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая
речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт,
отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и
доброта, ум и мудрость).
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»),
Поучительный
характер
древнерусской
литературы;
мудрость,
преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость
духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Из русской литературы XVIII века
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики
и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.
Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта
и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81
псалма с оригиналом.
Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» {«Любви,
надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к
родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам...». Человек и
природа: «Туча». Дружба и тема долга.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворение «Родина».
Н.В. ГОГОЛЬ
Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ
Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История
замысла.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и
сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ
«Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант;
сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева), л.н.
ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история
«Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ
«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть,
героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы
защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказ
«Смерть
чиновника».
Разоблачение
беспринципности,
корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета,
способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция
писателя.
Из русской литературы XX века
А.И. КУПРИН
Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст;
художественная идея.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Каждый труд благослови,
удача...», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...».
Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.
Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство
лирического героя в стихотворениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа.
Проблематика и художественная идея. Национальный характер в
изображении писателя.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и
природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое
знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и
обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа;
малая родина; образ рассказчика в произведении.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания
художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.
Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Из зарубежной литературы
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со
стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

2.

№
н/п
1
2
3

4
5
6
7

8
9

10
11
12
13
14

15
16
17

Тематическое планирование
Тема

Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и
жанровое образование.
Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Древнерусская литература. Из «Повести временных
лет» («И вспомнил Олег коня своего»)
Г.Р. Державин. Стихотворение «Властителям и
судиям».
А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в
стихотворениях поэта.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина».
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: основной
конфликт; трагическое и комическое.
И.С. Тургенев. Общая характеристика книги
«Записки охотника».
Л.Н. Толстой. Литература и история в рассказе
«Севастополь в декабре месяце».
А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».
Своеобразие сюжета.
А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная
сюжетная линия рассказа и подтекст;
художественная идея.
С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений.
И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня». Основные
сюжетные линии рассказа.
М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и
основная мысль. Родина, человек и природа в
рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона».
Б.Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №...».
Мацуо Басе. Знакомство со стихотворениями, их
тематикой и особенностями поэтических образов.

Количеств Примечание
о
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы.

№
урока
1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

Название раздела Тема урока

Количсст Основные виды
во часов деятельности
учащихся
1
Осознание
Введение - 1 час Словарное и
фразеологическое
богатства,
богатство русского языка.
выразительных и
х уд ожествен н ы
х возможностей
русского языка.
Осознание слова
Словарная
Слово как единица языка. 1
как основной
система русскою
Многозначные слова.
единицы языка,
языка - 5 часов
1
Метафора, метонимия.
умение делать его
Омонимы.
1
анализ с разных
Синонимы
1
сторон. Умение
Антонимы
1
определять его
лексическое
значение, знать
понятия
однозначных и
многозначных
слов, умение
отличать
метафору от
метонимии. Знать
понятия
синонимов,
омонимов,
антонимов, их
стилистических
окрасок. Уметь
пользоваться
лексикографичес
ки ми словарями.
Происхождение и Исконно русские и
Знать понятия
1
иноязычные слова.
употребление
исконно русских
слов
Общеуп отребительн ы е и 1
и
современного
необщеупотребительные
заимствованных
русского языка - слова.
слов, знать

9.

10.
11.
12.

13.

14.

3 часа

Активная и пассивная
лексика русского языка.

Фразеология как раздел
Фразеология
русского языка - науки о языке.
6 часов
Фразеологизм и его
признаки.
Семантическая слитность
фразеологизмов и их
лексический состав.
Системность
фразеологизмов русского
языка.
Употребление
фразеологизмов в речи.

1

1
1
1

1

1

основные их
признаки.
Разделять
общеупотрсбител
ь ную и
необщеупотребит
ел ьную лексику,
знать понятия
диалектизмов,
профессионализм
е в, жаргонизмов,
понимать их
художественную
ценность. Знать
устаревшие слова
и неологизмы.
Понимать
отличие
историзмов и
архаизмов.
Понимать их
художественную
ценность.
Знать понятие
фразеологизма,
его
разновидности,
отличие
фразеологизма от
свободных
сочетаний слов,
грамматическое
строение
фразеологизма.
Многозначность

Происхождение
1
фразеологизмов русского
языка.

15.

Повторение и
закрепление - 2
17.
часа
ВСЕГО: 17
16.

и омонимия
фразеологизмов.
Синонимия и
антонимия
фразеологизмов.
Художественная
ценность
фразеологизмов.
Фразеологически
е словари.
Стилистическая
окраска
фразеологизмов.

Повторение и обобщение 1
Итоговая работа

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

519259607574593999952456277565694459464737450438

Владелец

Четырёва Елена Анатольевна

Действителен

С 29.05.2023 по 28.05.2024

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».