Приложение №1 к Основной общеобразовательной программе начального общего образования (ФГОС НОО) МБОУ СОШ №19 (утверждённой приказом №19 от 30.08.2023 №115) Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство» в 1 – 4 классах ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Искусство» составлена на основе нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21). Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №19; Учебного плана МБОУ СОШ №19 на 2023 – 2024 учебный год; Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет. Объем программы:33 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа - 3 класс, 34 часа – 4 класс. Сроки реализации образовательной программы – 4 года. Направленность программы Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на обучение, воспитание и развитие детей средствами изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества. Актуальность Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка рождает радость от осознания красоты. Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим. Новизна Новизна программы заключается в том, что для достижения наилучших результатов на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаши, гуашь, акварель, пастель), но и другие материалы для детского творчества (различные виды цветной и самоклеющейся бумаги, картона, разнообразные виды пластилина). Педагогическая целесообразность С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятия в объединении развивают наше подрастающее поколение: детей знакомят с величайшими творениями русских и зарубежных художников, дети получают искусствоведческие беседы, выполняют творческие задания и участвуют в мероприятиях. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их художественно-творческой деятельностью, проявлению самостоятельности, активности. Общение школьника со сверстниками возникает и развивается только на основе общения с взрослыми, роль которых оказывает положительное социальное влияние в построении взаимоотношений детей друг с другом. В рамках внеурочной деятельности можно объединить в одну группу детей, обладающих разными потенциалом: одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, но имеющих одинаковые творческие интересы. Цели и задачи реализации программы: Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Задачи: воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Формы и методы работы: Формы Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Основные методы и технологии: Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено: Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Общие цели учебной программы по внеурочной деятельности формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. Ожидаемые результаты. Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и усвоению графических навыков. Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять поверхность листа рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат навыки лепки. 1-й класс Личностные результаты: осознавать роль художественного искусства в жизни людей; эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: 2-й класс оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения); понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные результаты: осознавать роль художественной культуры в жизни людей; эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов) Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3-4-й классы Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о конкретном произведении художника; интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения; интерес к изучению шедевров искусства великих художников; осознание ответственности за выполненное художественное произведение. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением); пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы, находить ответы. Содержание курса 1 класс. «Радужный мир» Мир искусства. Знакомство с красками. 16 часов. Знакомство с основами художественной грамотности, материалами изобразительного искусства и приемами работы. Изучение основ цветоведения и работы с цветовыми сочетаниями. Данный раздел включает задания: 1. Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) 2. Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. 3. Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». 4. Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку 5. Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. 6. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. 7. Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. 8. Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. 9. Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. 10. Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. 11. Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. 12. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. 13. Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. 14. 15. Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. 16. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону 17. Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция Богатство цвета. 7 часов. 1. Данный раздел направлен на изучение различных свойств цвета. Освоение приемов правильной работы с палитрой. Знакомство с такими понятиями, как ритм, пятно. Данный раздел включает следующие задания: 2. Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. 3. Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. 4. Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). 5. Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала 6. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. 7. Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. 8. Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. Мир графики. 3 часа. 1. Данный раздел знакомит с материалами и приемами графического рисования. Знакомство с понятиями стилизация и декоративное рисование. Данный раздел включает задания: 2. Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. 3. Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. 4. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Я – художник. 7 часов. 1. Данный раздел программы направлен на изучение законов композиционного построения работы, развитие фантазии и наблюдательности. Раздел включает задания: 2. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. 3. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. 4. Рисование животных, основанное на собственных наблюдениях и примерах работ художников. 5. Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни ВОВ. 6. Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. 7. Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх. 8. Фантазия. Творческая работа. Выставка работ, награждение активных кружковцев 2 класс. «Мы учимся быть художниками» Страна фантазия. 16 часов. Работа над композиционным построением работы, развитие творческой фантазии и наблюдательности. Изучение приемов изображения пространства. Знакомство с понятием иллюстрация. Данный раздел включает задания: 1. Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме. 2. Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. 3. Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет. 4. Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. 5. Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации 6. Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени 7. Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. 8. Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа 9. Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях. 10. Отношение к животным. Любимое домашнее животное 11. Беседа о цветах. Рисование по теме. 12. Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме 13. Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки. 14. Представления детей о космосе. Рисование. 15. Карнавал. Карнавальная маска. 16. Прослушивание сказки. Иллюстрации. Мир сказок. 9 часов. 1. 2. Задания данного раздела направлены на развитие творческой фантазии ученика. Данный раздел включает следующие задания: Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. 3. Рисование по представлению на заданную тему. 4. Прослушивание сказки иллюстрирование. 5. Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему. 6. 7. Беседа о б истории праздника 8 марта. Рисование по представлению на заданную тему. 8. Изображение пейзажа родного края. 9. Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. 10. Изображение человека и животных художественными средствами. Красота родной природы. 2 часа. 1. Данный раздел направлен на закрепление знаний о изображении пространства. Формирование у учащегося художественного взгляда на окружающий мир, наблюдательности. Данный раздел включает задания: 2. Беседа о важности бережного отношения к природе. 3. Рисование по представлению на заданную тему. 4. Передача красоты родного края выразительными средствами. В мире искусства. 7 часов. 1. Данный раздел программы направлен на изучение законов композиционного построения работы, развитие творческой фантазии и наблюдательности, обучение использованию различных художественных материалов в рамках одной работы. Раздел включает задания: 2. Создание простого подарочного изделия 3. 4. Беседа о героизме нашего народа в дни Вов. Рисование по представлению на заданную тему. 5. Создание сюжетных композиций. 6. Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов 7. 8. Беседа о весенних изменениях в природе. Рисование по представлению на заданную тему. 9. Изображение сказочных и фантастических персонажей 10. Беседа о любимых игрушках детей. 3 класс. «Мы художники» Основы художественной грамотности. 14часов. Данный раздел программы посвящен продолжению изучения приемов работы с акварельными и гуашевыми красками. Так же продолжается изучение таких понятий как – объем, пространство, перспектива. Изучаются приемы правильной работы с линией и штрихом. Вводится такое понятие как ассоциативное рисование. Раздел включает в себя задания по рисованию с натуры. Раздел включает задания: 1. Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг 2. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта. 3. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карнавал, бумага. 4. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. 5. Тоновая растяжка цвета, акварель. 6. Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. 7. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. 8. Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. 9. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. 10. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. Графика. 8 часов. В данном разделе программы учащиеся продолжают знакомиться с различными графическими материалами и приемами работы с ними. Вводится понятие быстрого рисунка, наброска и изучаются приемы выполнения быстрых зарисовок. Изучаются такие направления изобразительной деятельности как – орнамент, работа с шрифтом. Данный раздел включает следующие задания: 1. Знакомство с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. 2. Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. 3. Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. 4. Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная. 5. Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. 6. Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала 7. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. 8. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. Мир вокруг нас. 1 час. В данный раздел входит тема посвященная охране природы, данное задание формирует у учащегося художественный взгляд на окружающий мир, наблюдательность и любовь к природе. Нестандартные техники работы в изобразительном искусстве. 4 часа. В данном разделе изучаются различные нестандартные техники и приемы, используемые в изобразительной деятельности. Данный раздел включает задания по рисованию пальцами, рисованию с использованием зубной щетки, нитей. Художник и фантазия. 7 часов. Данный раздел программы направлен на изучение законов композиционного построения работы, развитие творческой фантазии и наблюдательности, обучение использованию различных художественных материалов в рамках одной работы. Раздел включает задания по композиции различной тематики. 4 класс. «Рисуем и исследуем» Основы художественной грамотности. 13 часов. Данный раздел программы посвящен продолжению изучения приемов работы с акварельными и гуашевыми красками. Так же продолжается изучение таких понятий как – объем, пространство, перспектива. Изучаются приемы правильной работы с линией и штрихом. Вводится такое понятие как ассоциативные рисование. В раздел включены в задания по рисованию с натуры и задания по изображению человека. Раздел включает задания: 1. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. 2. Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. 3. Форма, структура. 4. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. 5. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. 6. 7. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. 8. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт 9. Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. 10. 11. Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. 12. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. 13. Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. 14. Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам 15. Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. Декоративно – прикладное искусство. 15 часов. В данном разделе программы учащиеся знакомятся с таким видом изобразительного искусства как – декоративно – прикладное искусство. Задания раздела направлены на то, чтобы не только познакомить учеников с различными видами ДПИ, но и привить им любовь к родной культуре. Данный раздел включает следующие задания: 1. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. 2. Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». 3. Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. 4. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. 5. Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. 6. Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. 7. Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. 8. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. 9. Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. 10. Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией 11. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом. 12. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком. 13. Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий 14. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу. Наше творчество. 6 часов. Завершающий раздел программы, включающий в себя задания по композиции, направленные на обобщение знаний, полученных в ходе обучения. Тематическое планирование 1-й класс «Радужный мир» количество в неделю 1 ч (33 недели) Темы раздела Рабочая № Мир искусства. Знакомство с красками. 2 Богатство цвета. 3 Мир графики 4 Я – художник. Всего 1 программа 16 7 3 7 33ч Календарно-тематический план № 1 2 3 4 Тема занятия К ол-во часов Мир искусства. Знакомство с красками. 16 часов. 1 «Знакомство с королевой Кисточкой» 1 «Что могут краски? » 1 «Изображать можно пятном» 1 «Изображать можно пятном» Дата Скорректирова нные сроки 5 6 7 «Осень. Листопад» «Силуэт дерева» «Грустный дождик» 1 1 1 8 «Изображать можно в объёме». 1 9 Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир! » 1 1 «Красоту нужно уметь замечать» 1 1 «Узоры снежинок» 1 1 Рисуем дерево тампованием. 1 1 «Зимний лес». 1 1 «Портрет Снегурочки». 1 1 «К нам едет Дед Мороз». 1 1 «Снежная птица зимы». 1 . . 0 1 2 3 4 5 6 Богатство цвета. 7 часов. 1 «Дом снежной птицы». 1 1 «Ёлочка – красавица». 1 7 8 1 «Кто живёт под снегом». 1 2 «Красивые рыбы». 1 2 «Мы в цирке». 1 2 «Волшебная птица весны». 1 2 «Моя мама». 1 2 «Цветы и травы» 1 2 «Цветы и бабочки». 1 2 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». 1 9 0 1 2 3 Мир графики. 3 часа. 4 5 6 Я – художник. 7 часов. 2 «Моя семья» 2 «Веселые фигуры» 2 «Домашние питомцы» 1 3 «Победителям –Слава! 1 3 «Весенняя клумба. 1 3 «Веселая игра» 1 3 «Лето, здравствуй! » 1 1 7 8 9 0 1 2 3 2-й класс «Мы учимся быть художниками» количество в неделю 1 ч (34 недели) Темы раздела Рабочая № 1 2 3 4 программа 16 9 2 7 34ч Страна фантазия. Мир сказок Красота родной природы В мире искусства. Всего Календарно-тематический план № 1 Тема занятия Страна фантазия. 16 часов. Творческие работы на тему «Мои увлечения» Кол-во часов 1 2 3 4 5 Рисунки на тему «Я и моя семья» Конкурс на самый красивый фантик. Портрет Зайчика – огородника. Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) 1 1 1 1 6 Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) 1 Д ата Скорректиров анные сроки . 7 Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) 8 Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» 1 1 . 9 Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» 1 1 Рисунки на тему «Братья наши меньшие» 1 1 Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». 1 1 Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». 1 1 Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. 1 1 Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». 1 1 Изготовление новогодних карнавальных масок. 1 1 Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». 1 0 1 2 3 4 5 6 Мир сказок. 9часов 1 Былинные богатыри. Илья Муромец. 1 1 Рисунки на тему: «Зимние забавы» 1 1 Рисование на тему: «Подводное царство» 1 2 Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 1 2 Конкурс рисунков «Слава армии родной!». 1 2 Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!» 1 7 8 9 0 1 2 2 Рисование на тему: « Красота вокруг нас». 1 2 Рисунок-декорация «Сказочный домик» 1 2 Рисунки на тему «Любимые герои» 1 2 Красота родной природы. 2 часа. Рисование на тему: «Люблю природу русскую» 1 3 4 5 6 2 Рисование на тему «Родина моя». 1 7 В мире искусства. 7 часов. 2 Изготовление праздничной открытки. 1 2 Конкурс рисунков: «Слава Победе! » 1 3 Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». 1 8 9 0 1 3 Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» 3 Рисование на тему: «Весенние картины» 1 1 2 3 3 Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. 3 4 Композиция на тему: «Мои любимые игрушки» 1 1 3-й класс «Мы художники» Тематическое планирование количество в неделю 1 ч (34 недели) Темы раздела Рабочая № 1 2 3 4 5 Основы художественной грамотности Графика Мир вокруг нас Нестандартные техники работы в изобразительном творчестве. Художник и фантазия. Всего программа 14 8 1 4 7 34ч Календарно-тематический план № Тема занятия К Дата ол-во часов 1 Вводноезанятие. Основы художественной грамоты. 14 ч. 1 Скорректированн ые сроки 2 3 4 5 6 7 8 Орнаментальнаякомпозиция. Организацияплоскости. Натюрморт изтрёхпредметов. Рисующийсвет. Холодные цвета. Стихия – вода. Теплые цвета. Стихия- огонь « Осенние листья». Природнаяформа – лист. 1 1 1 1 1 1 1 9 Натюрморт. 1 1 «Дворец Снежной королевы». 1 1 Портрет мамы. 1 1 «Цветы зимы». 1 1 «Здравствуй ,праздникНовыйгод!» 1 1 «Прогулка по зимнемусаду» 1 1 Вводное занятие, введение в тему. 1 1 «Волшебные линии» «Листья и веточки» 1 . 0 1 2 3 4 Графика. 8 часов. 5 6 1 «Осенние листья» 1 1 Натюрморт 1 1 «Село родное» 1 2 «Терема». 1 2 Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» 1 2 Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» 1 2 «Мир вокруг нас» 7 8 9 0 1 2 Мир вокруг нас. 1 час. 1 3 Нестандартные техники работы в изобразительном творчестве. 4 часа. 1 2 Волшебные нитки. 2 Кляксография. 1 2 Выдувание. 1 2 Пальчиковая живопись 1 4 5 6 7 Художник и фантазия. 7 часов. 1 2 Рисование по теме: «Победа! » 2 Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» 1 3 «Мы рисуем бабочку». 1 8 9 0 3 Рисование по теме: «Мечты о лете!» 1 3 «Мир насекомых» 1 3 «Как прекрасен мир вокруг» 1 1 2 3 4 3 Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. 1 Выставка рисунков. Подведение итогов. 4 -й класс «Рисуем и исследуем» Тематическое планирование количество в неделю 1 ч (34 недели) Темы раздела Рабочая № Основы изобразительной грамотности 2 Декоративно - прикладное искусство 3 Наше творчество. Всего 1 программа 13 15 6 34ч Календарно-тематический план № Тема занятия Кол-во часов Д ата 1 2 3 4 5 6 7 Основы изобразительной грамоты.13ч 1 Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете». 1 «Деревья» 1 Зарисовка растений с натуры в цвете. 1 Натюрморт. 1 Осенний натюрморт. 1 Небо в искусстве. 1 Монотипия. «Отражение в воде» 8 «Зимние забавы» 1 9 « Цветы и травы осени» 1 1 « Скачущая лошадь» 1 1 «Улицы моего села» 1 1 «Новогодний бал» 1 1 Выставки, экскурсии. 1 . . 0 1 2 3 Декоративно – прикладное искусство. 15ч Скорректиров анные сроки 1 Введение в тему. 1 1 «Цветы». 1 1 «Цветы и травы». 1 1 «Цветы и бабочки» 1 1 Плакат – вид прикладной графики. 1 1 Поздравления к 23 февраля. 1 2 Открытка – поздравление к 8 марта. 1 2 «Листья». 1 2 «Листья». 1 2 «Туманный день». 1 2 Кукольный антураж. 1 2 Кукольный антураж. 1 2 Цветоведение. 1 2 Флористика. 1 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 2 «День Победы» 1 8 Наше творчество. 6ч 2 «День Победы» 1 3 Творческая аттестационная работа «Красота родной природы» 1 3 Творческая аттестационная работа «Красота родной природы» 1 3 Зарисовки растений, цветов. 1 3 Зарисовки растений, цветов. 1 3 Наша галерея. 1 9 0 1 2 3 4 Учебно-методическая литература: 1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.-212с.- (в помощь школьному учителю). 2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.-144с.- (в помощь школьному учителю). 3..Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с. 4. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007 5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2005 г.