Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
(ФГОС НОО) МБОУ СОШ №19
(утверждённой приказом №19
от 30.08.2023 №115)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Искусство»
в 1 – 4 классах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Искусство» составлена на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в
силу с 28.02.2023)
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №19;
Учебного плана МБОУ СОШ №19 на 2023 – 2024 учебный год;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет.
Объем программы:33 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа - 3 класс, 34 часа – 4 класс.
Сроки реализации образовательной программы – 4 года.
Направленность программы
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на обучение, воспитание и развитие детей
средствами изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества.
Актуальность
Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с
искусством дают возможность обучению детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка
рождает радость от осознания красоты. Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает
зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство
доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что для достижения наилучших результатов на занятиях используются не только
традиционные художественные средства (карандаши, гуашь, акварель, пастель), но и другие материалы для детского творчества
(различные виды цветной и самоклеющейся бумаги, картона, разнообразные виды пластилина).
Педагогическая целесообразность
С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятия в объединении развивают наше
подрастающее поколение: детей знакомят с величайшими творениями русских и зарубежных художников, дети получают
искусствоведческие беседы, выполняют творческие задания и участвуют в мероприятиях. Сотворчество педагога и детей способствует
заинтересованности их художественно-творческой деятельностью, проявлению самостоятельности, активности. Общение школьника со
сверстниками возникает и развивается только на основе общения с взрослыми, роль которых оказывает положительное социальное
влияние в построении взаимоотношений детей друг с другом. В рамках внеурочной деятельности можно объединить в одну группу
детей, обладающих разными потенциалом: одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, но имеющих одинаковые творческие
интересы.
Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество,
восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру
цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы и методы работы:
Формы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров.
Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда.
Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы
всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые
усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они
приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у
ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце
концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются
такие
методы,
как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение
сопровождается
демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые,
комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов,
пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам
прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается
занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы,
когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая
наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Общие цели учебной программы по внеурочной деятельности
формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных
объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой
деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой
цивилизации, их сохранению и приумножению.
Ожидаемые результаты.
Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических
представлений о мире, постановке специальных движений руки и усвоению графических навыков.
Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять поверхность листа
рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать способы получения составных цветов,
светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом,
мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат навыки лепки.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
2-й класс
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные результаты:
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о
собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение
художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные
эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов,
перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и
следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений,
стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о
конкретном произведении художника;
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности
работы над художественны произведением);
пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, находить ответы.
Содержание курса
1 класс. «Радужный мир»
Мир искусства. Знакомство с красками. 16 часов.
Знакомство с основами художественной грамотности, материалами изобразительного искусства и приемами работы. Изучение
основ цветоведения и работы с цветовыми сочетаниями. Данный раздел включает задания:
1.
Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)
2.
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.
3.
Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
4.
Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку
5.
Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему
«Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
6.
Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.
7.
Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
8.
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.
9.
Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.
10.
Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
11.
Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
12.
Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
13.
Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
14.
15.
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
Урок – игра: общение по телефону.
16.
Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону
17.
Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция
Богатство цвета. 7 часов.
1.
Данный раздел направлен на изучение различных свойств цвета. Освоение приемов правильной работы с палитрой. Знакомство с
такими понятиями, как ритм, пятно. Данный раздел включает следующие задания:
2.
Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
3.
Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.
4.
Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
5.
Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и
природного материала
6.
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
7.
Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
8.
Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.
Мир графики. 3 часа.
1.
Данный раздел знакомит с материалами и приемами графического рисования. Знакомство с понятиями стилизация и декоративное
рисование. Данный раздел включает задания:
2.
Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий.
3.
Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
4.
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Я – художник. 7 часов.
1.
Данный раздел программы направлен на изучение законов композиционного построения работы, развитие фантазии и
наблюдательности. Раздел включает задания:
2.
Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.
3.
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
4.
Рисование животных, основанное на собственных наблюдениях и примерах работ художников.
5.
Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни ВОВ.
6.
Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.
7.
Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.
8.
Фантазия. Творческая работа. Выставка работ, награждение активных кружковцев
2 класс. «Мы учимся быть художниками»
Страна фантазия. 16 часов.
Работа над композиционным построением работы, развитие творческой фантазии и наблюдательности. Изучение приемов
изображения пространства. Знакомство с понятием иллюстрация. Данный раздел включает задания:
1.
Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.
2.
Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.
3.
Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.
4.
Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.
5.
Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации
6.
Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени
7.
Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.
8.
Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа
9.
Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях.
10.
Отношение к животным. Любимое домашнее животное
11.
Беседа о цветах. Рисование по теме.
12.
Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме
13.
Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.
14.
Представления детей о космосе. Рисование.
15.
Карнавал. Карнавальная маска.
16.
Прослушивание сказки. Иллюстрации.
Мир сказок. 9 часов.
1.
2.
Задания данного раздела направлены на развитие творческой фантазии ученика. Данный раздел включает следующие задания:
Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.
3.
Рисование по представлению на заданную тему.
4.
Прослушивание сказки иллюстрирование.
5.
Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему.
6.
7.
Беседа о б истории праздника 8 марта.
Рисование по представлению на заданную тему.
8.
Изображение пейзажа родного края.
9.
Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.
10.
Изображение человека и животных художественными средствами.
Красота родной природы. 2 часа.
1.
Данный раздел направлен на закрепление знаний о изображении пространства. Формирование у учащегося художественного
взгляда на окружающий мир, наблюдательности. Данный раздел включает задания:
2.
Беседа о важности бережного отношения к природе.
3.
Рисование по представлению на заданную тему.
4.
Передача красоты родного края выразительными средствами.
В мире искусства. 7 часов.
1.
Данный раздел программы направлен на изучение законов композиционного построения работы, развитие творческой фантазии и
наблюдательности, обучение использованию различных художественных материалов в рамках одной работы. Раздел включает задания:
2.
Создание простого подарочного изделия
3.
4.
Беседа о героизме нашего народа в дни Вов.
Рисование по представлению на заданную тему.
5.
Создание сюжетных композиций.
6.
Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов
7.
8.
Беседа о весенних изменениях в природе.
Рисование по представлению на заданную тему.
9.
Изображение сказочных и фантастических персонажей
10.
Беседа о любимых игрушках детей.
3 класс. «Мы художники»
Основы художественной грамотности. 14часов.
Данный раздел программы посвящен продолжению изучения приемов работы с акварельными и гуашевыми красками. Так же
продолжается изучение таких понятий как – объем, пространство, перспектива. Изучаются приемы правильной работы с линией и
штрихом. Вводится такое понятие как ассоциативное рисование. Раздел включает в себя задания по рисованию с натуры. Раздел включает
задания:
1.
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг
2.
Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта.
3.
Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карнавал, бумага.
4.
Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
5.
Тоновая растяжка цвета, акварель.
6.
Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
7.
Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.
8.
Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
9.
Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
10.
Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
Графика. 8 часов.
В данном разделе программы учащиеся продолжают знакомиться с различными графическими материалами и приемами работы с
ними. Вводится понятие быстрого рисунка, наброска и изучаются приемы выполнения быстрых зарисовок. Изучаются такие направления
изобразительной деятельности как – орнамент, работа с шрифтом. Данный раздел включает следующие задания:
1.
Знакомство с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
2.
Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
3.
Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.
4.
Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная.
5.
Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
6.
Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала
7.
Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.
8.
Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
Мир вокруг нас. 1 час.
В данный раздел входит тема посвященная охране природы, данное задание формирует у учащегося художественный взгляд на
окружающий мир, наблюдательность и любовь к природе.
Нестандартные техники работы в изобразительном искусстве. 4 часа.
В данном разделе изучаются различные нестандартные техники и приемы, используемые в изобразительной деятельности. Данный
раздел включает задания по рисованию пальцами, рисованию с использованием зубной щетки, нитей.
Художник и фантазия. 7 часов.
Данный раздел программы направлен на изучение законов композиционного построения работы, развитие творческой фантазии и
наблюдательности, обучение использованию различных художественных материалов в рамках одной работы. Раздел включает задания
по композиции различной тематики.
4 класс. «Рисуем и исследуем»
Основы художественной грамотности. 13 часов.
Данный раздел программы посвящен продолжению изучения приемов работы с акварельными и гуашевыми красками. Так же
продолжается изучение таких понятий как – объем, пространство, перспектива. Изучаются приемы правильной работы с линией и
штрихом. Вводится такое понятие как ассоциативные рисование. В раздел включены в задания по рисованию с натуры и задания по
изображению человека. Раздел включает задания:
1.
Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры.
2.
Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.
3.
Форма, структура.
4.
Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика.
Группировка элементов. Акварель.
5.
Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.
6.
7.
Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.
Гуашь, акварель.
8.
Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных
стихотворений, личный опыт
9.
Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.
10.
11.
Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.
Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
12.
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с
обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
13.
Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
14.
Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам
15.
Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
Декоративно – прикладное искусство. 15 часов.
В данном разделе программы учащиеся знакомятся с таким видом изобразительного искусства как – декоративно – прикладное
искусство. Задания раздела направлены на то, чтобы не только познакомить учеников с различными видами ДПИ, но и привить им
любовь к родной культуре. Данный раздел включает следующие задания:
1.
Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.
2.
Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка
Гжели».
3.
Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.
4.
Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской
росписи.
5.
Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.
6.
Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.
7.
Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов
аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
8.
Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.
9.
Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.
10.
Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией
11.
Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.
12.
Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.
13.
Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с
помощью природных форм и линий
14.
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с
обращением к иллюстративному материалу.
Наше творчество. 6 часов.
Завершающий раздел программы, включающий в себя задания по композиции, направленные на обобщение знаний, полученных в
ходе обучения.
Тематическое планирование
1-й класс «Радужный мир»
количество в неделю 1 ч (33 недели)
Темы раздела
Рабочая
№
Мир искусства. Знакомство с
красками.
2
Богатство цвета.
3
Мир графики
4
Я – художник.
Всего
1
программа
16
7
3
7
33ч
Календарно-тематический план
№
1
2
3
4
Тема занятия
К
ол-во
часов
Мир искусства. Знакомство с красками. 16 часов.
1
«Знакомство с королевой Кисточкой»
1
«Что могут краски? »
1
«Изображать можно пятном»
1
«Изображать можно пятном»
Дата
Скорректирова
нные сроки
5
6
7
«Осень. Листопад»
«Силуэт дерева»
«Грустный дождик»
1
1
1
8
«Изображать можно в объёме».
1
9
Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир! »
1
1
«Красоту нужно уметь замечать»
1
1
«Узоры снежинок»
1
1
Рисуем дерево тампованием.
1
1
«Зимний лес».
1
1
«Портрет Снегурочки».
1
1
«К нам едет Дед Мороз».
1
1
«Снежная птица зимы».
1
.
.
0
1
2
3
4
5
6
Богатство цвета. 7 часов.
1
«Дом снежной птицы».
1
1
«Ёлочка – красавица».
1
7
8
1
«Кто живёт под снегом».
1
2
«Красивые рыбы».
1
2
«Мы в цирке».
1
2
«Волшебная птица весны».
1
2
«Моя мама».
1
2
«Цветы и травы»
1
2
«Цветы и бабочки».
1
2
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».
1
9
0
1
2
3
Мир графики. 3 часа.
4
5
6
Я – художник. 7 часов.
2
«Моя семья»
2
«Веселые фигуры»
2
«Домашние питомцы»
1
3
«Победителям –Слава!
1
3
«Весенняя клумба.
1
3
«Веселая игра»
1
3
«Лето, здравствуй! »
1
1
7
8
9
0
1
2
3
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
количество в неделю 1 ч (34 недели)
Темы раздела
Рабочая
№
1
2
3
4
программа
16
9
2
7
34ч
Страна фантазия.
Мир сказок
Красота родной природы
В мире искусства.
Всего
Календарно-тематический план
№
1
Тема занятия
Страна фантазия. 16 часов.
Творческие работы на тему «Мои увлечения»
Кол-во
часов
1
2
3
4
5
Рисунки на тему «Я и моя семья»
Конкурс на самый красивый фантик.
Портрет Зайчика – огородника.
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)
1
1
1
1
6
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)
1
Д
ата
Скорректиров
анные сроки
.
7
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому
положено» (цв. карандаши)
8
Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»
1
1
.
9
Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»
1
1
Рисунки на тему «Братья наши меньшие»
1
1
Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».
1
1
Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».
1
1
Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.
1
1
Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».
1
1
Изготовление новогодних карнавальных масок.
1
1
Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».
1
0
1
2
3
4
5
6
Мир сказок. 9часов
1
Былинные богатыри. Илья Муромец.
1
1
Рисунки на тему: «Зимние забавы»
1
1
Рисование на тему: «Подводное царство»
1
2
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
2
Конкурс рисунков «Слава армии родной!».
1
2
Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»
1
7
8
9
0
1
2
2
Рисование на тему: « Красота вокруг нас».
1
2
Рисунок-декорация «Сказочный домик»
1
2
Рисунки на тему «Любимые герои»
1
2
Красота родной природы. 2 часа.
Рисование на тему: «Люблю природу русскую»
1
3
4
5
6
2
Рисование на тему «Родина моя».
1
7
В мире искусства. 7 часов.
2
Изготовление праздничной открытки.
1
2
Конкурс рисунков: «Слава Победе! »
1
3
Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».
1
8
9
0
1
3
Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения
Чиполлино»
3
Рисование на тему: «Весенние картины»
1
1
2
3
3
Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей –
Бессмертный.
3
4
Композиция на тему: «Мои любимые игрушки»
1
1
3-й класс «Мы художники»
Тематическое планирование
количество в неделю 1 ч (34 недели)
Темы раздела
Рабочая
№
1
2
3
4
5
Основы художественной
грамотности
Графика
Мир вокруг нас
Нестандартные техники работы в
изобразительном творчестве.
Художник и фантазия.
Всего
программа
14
8
1
4
7
34ч
Календарно-тематический план
№
Тема занятия
К
Дата
ол-во
часов
1
Вводноезанятие.
Основы художественной грамоты. 14 ч.
1
Скорректированн
ые сроки
2
3
4
5
6
7
8
Орнаментальнаякомпозиция. Организацияплоскости.
Натюрморт изтрёхпредметов.
Рисующийсвет.
Холодные цвета. Стихия – вода.
Теплые цвета. Стихия- огонь
« Осенние листья».
Природнаяформа – лист.
1
1
1
1
1
1
1
9
Натюрморт.
1
1
«Дворец Снежной королевы».
1
1
Портрет мамы.
1
1
«Цветы зимы».
1
1
«Здравствуй ,праздникНовыйгод!»
1
1
«Прогулка по зимнемусаду»
1
1
Вводное занятие, введение в тему.
1
1
«Волшебные линии»
«Листья и веточки»
1
.
0
1
2
3
4
Графика. 8 часов.
5
6
1
«Осенние листья»
1
1
Натюрморт
1
1
«Село родное»
1
2
«Терема».
1
2
Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»
1
2
Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»
1
2
«Мир вокруг нас»
7
8
9
0
1
2
Мир вокруг нас. 1 час.
1
3
Нестандартные техники работы в изобразительном творчестве. 4 часа.
1
2
Волшебные нитки.
2
Кляксография.
1
2
Выдувание.
1
2
Пальчиковая живопись
1
4
5
6
7
Художник и фантазия. 7 часов.
1
2
Рисование по теме: «Победа! »
2
Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»
1
3
«Мы рисуем бабочку».
1
8
9
0
3
Рисование по теме: «Мечты о лете!»
1
3
«Мир насекомых»
1
3
«Как прекрасен мир вокруг»
1
1
2
3
4
3
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и
материалов.
1
Выставка рисунков. Подведение итогов.
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
Тематическое планирование
количество в неделю 1 ч (34 недели)
Темы раздела
Рабочая
№
Основы изобразительной
грамотности
2
Декоративно - прикладное
искусство
3
Наше творчество.
Всего
1
программа
13
15
6
34ч
Календарно-тематический план
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Д
ата
1
2
3
4
5
6
7
Основы изобразительной грамоты.13ч
1
Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете».
1
«Деревья»
1
Зарисовка растений с натуры в цвете.
1
Натюрморт.
1
Осенний натюрморт.
1
Небо в искусстве.
1
Монотипия. «Отражение в воде»
8
«Зимние забавы»
1
9
« Цветы и травы осени»
1
1
« Скачущая лошадь»
1
1
«Улицы моего села»
1
1
«Новогодний бал»
1
1
Выставки, экскурсии.
1
.
.
0
1
2
3
Декоративно – прикладное искусство. 15ч
Скорректиров
анные сроки
1
Введение в тему.
1
1
«Цветы».
1
1
«Цветы и травы».
1
1
«Цветы и бабочки»
1
1
Плакат – вид прикладной графики.
1
1
Поздравления к 23 февраля.
1
2
Открытка – поздравление к 8 марта.
1
2
«Листья».
1
2
«Листья».
1
2
«Туманный день».
1
2
Кукольный антураж.
1
2
Кукольный антураж.
1
2
Цветоведение.
1
2
Флористика.
1
4
5
6
7
8
9
0
1
2
3
4
5
6
7
2
«День Победы»
1
8
Наше творчество. 6ч
2
«День Победы»
1
3
Творческая аттестационная работа «Красота родной природы»
1
3
Творческая аттестационная работа «Красота родной природы»
1
3
Зарисовки растений, цветов.
1
3
Зарисовки растений, цветов.
1
3
Наша галерея.
1
9
0
1
2
3
4
Учебно-методическая литература:
1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.-212с.- (в помощь школьному
учителю).
2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.-144с.- (в помощь школьному
учителю).
3..Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с.
4. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007
5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2005 г.