Приложение АООП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом МБОУ СОШ № 19 от 30.08.2023 № 115 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Восполнение пробелов в знаниях по математике» для 1-4 классов начального общего образования на 2023-2024 учебный год ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ............................... 3 2. Содержание курса внеурочной деятельности ....................................................................... 6 3. Тематическое планирование с указанием форм организации занятия…............................ 7 2 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа по курсу внеурочной деятельности «Восполнение пробелов в знаниях по математике» предназначена для проведения коррекционных занятий с целью восполнения пробелов предшествующего обучения, пропедевтике изучения трудных тем. Личностные: У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты изучения курса. 3 Регулятивные: Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. Выпускник получит возможность для формирования • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия Познавательные: Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; 4 • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; -создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; -осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные: Выпускник научится: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; -контролировать действия партнёра; -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; 5 -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; -с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета. В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования: научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки; научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях; получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач; познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей; приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практикоориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы. 2. Содержание внеурочного курса. Содержание занятия корректируется по мере выявления индивидуальных пробелов обучающихся в их развитии и обучении. Содержание занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков, а так же обеспечивает развитие познавательных результатов обучающихся. Содержание курса по восполнению пробелов в знаниях по математике примерно разделено на 4 основных блока: подготовка к восприятию нового учебного материала (актуализация имеющихся знаний по программному материалу, необходимому для изучения нового материала); восполнение пробелов предшествующего развития и образования (корректировка знаний обучающихся по темам, не усвоенным на уроках); формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков (отработка умений и навыков в упражнениях на практическом материале); 6 коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи (применение развивающих и образовательных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию недостатков в познавательном и речевом развитии обучающихся). Тематическое планирование 1 класс № п/ п Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР 1 Числа и величины Математические игры Викторина Презентация Графический диктант 12 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vd_matematich eskaja_shkatulka_1_ klass/457-1-063254?ysclid=l8qupl exeh326246199 2 Арифметичес кие действия Практическая работа Индивидуальная работа Карточки 10 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vd_matematich eskaja_shkatulka_1_ klass/457-1-063254?ysclid=l8quxi kkpi132311400 https://infourok.ru/za daniya-igri-iuprazhneniya-pomatematike-dlyaklassa-chisla-ot-doslozhenie-ivichitanie-vpredelah2577120.html?ysclid =l8qv0njcy4705311 332 3 Работа с текстовыми задачами Карточки Презентация 4 https://nsportal.ru/na chalnayashkola/matematika/2 017/12/15/tekstyzadach-dlya-1klassa?ysclid=l8quv sb1fd75430138 4 Геометрическ ие фигуры. Практическая работа 3 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek 7 Дата Пространстве нные отношения Презентация sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vd_matematich eskaja_shkatulka_1_ klass/457-1-063254?ysclid=l8quxi kkpi132311400 https://pedkopilka.ru/nachalnaj ashkola/didakticheski ematerialy/interesnye -zadanija-pomatematike-1-klasraspechatatbesplatno-shkolarosi.html?ysclid=l8q v2b23zs75864566 5 Геометрическ ие величины Презентация Карточки 3 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vd_matematich eskaja_shkatulka_1_ klass/457-1-063254?ysclid=l8quxi kkpi132311400 https://nsportal.ru/na chalnayashkola/matematika/2 019/11/27/geometric heskiy-material-1klass?ysclid=l8qv3ni 28n221579164 6 Работа с информацией Презентация 1 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vd_matematich eskaja_shkatulka_1_ klass/457-1-063254?ysclid=l8quxi kkpi132311400 Тематическое планирование 2 класс 8 № п/ п Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР 1 Числа и величины Презентация Карточки Индивидуальная работа 5 https://alegri.ru/kopi lkapedagoga/uchiteljam -nachalnoishkoly/interesnyezadanija-pomatematike-sotvetami-2klas.html?ysclid=l8q vesr9nb713131380 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vneurochnoj_de jatelnosti_matematic heskaja_shkatulka_v o_2_klasse/457-1-019621?ysclid=l8qvk woow6853497808 2 Арифметичес Арифметический кие действия диктант Карточки Презентация 11 https://infourok.ru/v neklassnoemeropriyatie-pomatematike-vo-2klasse-veselayaarifmetika4297103.html?ysclid =l8qvinqwmz63356 6381 https://na5.club/mate matika/zadaniya/zan imatelnye-zadaniyapo-matematike-2klass.html?ysclid=l8 qvjbezqr796017398 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vneurochnoj_de jatelnosti_matematic heskaja_shkatulka_v o_2_klasse/457-1-019621?ysclid=l8qvk woow6853497808 9 Дата 3 Работа с текстовыми задачами Логические задачи карточки 9 https://multiurok.ru/f iles/zanimatiel-nyiezadaniia-pomatiematikie-dlia-2gh.html?ysclid=l8qv fi69ne761264781 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vneurochnoj_de jatelnosti_matematic heskaja_shkatulka_v o_2_klasse/457-1-019621?ysclid=l8qvk woow6853497808 4 Геометрическ ие фигуры. Пространстве нные отношения Карточки 3 https://uchitelya.com /matematika/196445 -kartochkigeometricheskiezadachi.html https://pedkopilka.ru/nachalnaj ashkola/didakticheski ematerialy/zanimateln aja-geometrija-dljanachalnoi-shkolyzadanija.html?ysclid =l8qvdixi7t4590398 53 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vneurochnoj_de jatelnosti_matematic heskaja_shkatulka_v o_2_klasse/457-1-019621?ysclid=l8qvk woow6853497808 5 Геометрическ ие величины Карточки 5 10 https://infourok.ru/k artochki-pomatematike-2-klass- po-temam-velichinygeometricheskijmaterial4149223.html?ysclid =l8qv84x56s311939 870 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vneurochnoj_de jatelnosti_matematic heskaja_shkatulka_v o_2_klasse/457-1-019621?ysclid=l8qvk woow6853497808 6 Работа с Индивидуальная информацией работа 1 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _po_vneurochnoj_de jatelnosti_matematic heskaja_shkatulka_v o_2_klasse/457-1-019621?ysclid=l8qvk woow6853497808 3. Тематическое планирование 3 класс № п/ п Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР 1 Числа и величины Беседа Презентация Карточки Самостоятельная работа 4 https://pedkopilka.ru/nachalnaj ashkola/didakticheski ematerialy/zanimateln ye-zadachi-pomatematike-sotvetami-3klas.html?ysclid=l8l 2f73m9l829606691 https://uchitelya.com /matematika/186424 -individualnyekartochki-po- 11 Дата matematike-3-klassdlya-otrabotkideystviy-svelichinami.html 2 Арифметичес кие действия Презентация Интерактивные задания Карточки Математический диктант Тесты 13 https://multiurok.ru/f iles/sbornikintieraktivnykh-ighrpo-matiematikiedlia.html?ysclid=l8l2nx k07i112755113 https://infourok.ru/pr ezentaciyainteraktivniy-testpo-matematikeklass-poryadokdeystviy1105321.html?ysclid =l8l2p9wa5z342740 458 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_3_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-041828?ysclid=l8l2pz ymeu819298172 3 4 Работа с текстовыми задачами Работа с чертежом Карточки Презентация Геометрическ Работа с ие фигуры. геометрическим Пространстве материалом нные отношения 12 10 https://infourok.ru/s bornik-tekstovyhzadach-pomatematike-dlya-3klassa4262539.html?ysclid =l8l2wme8ns257323 505 1 https://pedkopilka.ru/nachalnaj ashkola/didakticheski ematerialy/zanimateln aja-geometrija-dljanachalnoi-shkolyzadanija.html?ysclid =l8l30oa0dq361881 987 5 Геометрическ ие величины Работа с геометрическим и величинами 4 https://nsportal.ru/na chalnayashkola/matematika/2 020/01/02/zadachigeometricheskie?ysc lid=l8l33mag342311 30851 6 Работа с информацией Тесты Презентация 2 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_3_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-041828?ysclid=l8l365 9jf4460016839 Тематическое планирование 4 класс № п/ п Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР 1 Числа и величины Тесты Карточки Презентация 3 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_4_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-054471?ysclid=l8qvv 91d4l956148022 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_4_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-054471?ysclid=l8qvv 91d4l956148022 2 Арифметичес Карточки кие действия Арифметические 13 13 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek Дата диктанты sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_4_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-054471?ysclid=l8qvv 91d4l956148022 https://infourok.ru/k artochki-pomatematikearifmeticheskiedejstviya-nadchislami-4-klass4520650.html?ysclid =l8qvxm6lf8280583 935 https://easyen.ru/loa d/m/4_klass/interakti vnaja_igra_chetyre_ arifmeticheskikh_dej stvija_chast_1/3781-045707?ysclid=l8qvy 2kaah923843003 3 Работа с текстовыми задачами Математический диктант Тесты 8 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_4_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-054471?ysclid=l8qvv 91d4l956148022 https://nsportal.ru/na chalnayashkola/matematika/2 021/06/14/tekstovye -zadachi-dlya-4klassa?ysclid=l8qvy x02b8374585809 4 Геометрическ Карточки ие фигуры. Тесты Пространстве Геометрический нные материал отношения 2 14 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_4_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-0- 54471?ysclid=l8qvv 91d4l956148022 https://pedkopilka.ru/nachalnaj ashkola/didakticheski ematerialy/zanimateln ye-geometricheskiezadachi-dlja-4-klasasotvetami.html?ysclid =l8qw0vxvfc218602 059 5 Геометрическ ие величины Карточки Презентация Интерактивная игра 4 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_4_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-054471?ysclid=l8qvv 91d4l956148022 https://easyen.ru/loa d/m/4_klass/interakti vnaja_igra_velichiny _chast_4/378-1-047271?ysclid=l8qw1 y4ank577483333 6 Работа с информацией Тесты Презентация 4 https://easyen.ru/loa d/metodika/komplek sy/kompleks_metodi cheskikh_razrabotok _vd_dlja_4_klassa_ matematicheskaja_s hkatulka/457-1-054471?ysclid=l8qvv 91d4l956148022 Учебный курс предназначен для обучающихся 1- 4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в 1 классе, 34 часа в 2-4 классах. 15