Приложение №1 к Основной общеобразовательной программеобщеобразовательной программе начального общего образования ( ФГОС НОО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Подвижные игры» 1-4 класс 2023 Бродово I. Пояснительная записка Программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1-4 класс разработана в соответствии с: – Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; – Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»); – Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); – На основе примерной программы внеурочного курса, авторская программа – «Подвижные игры» Баскаева Е.А,2013г. Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников. Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Цель программы- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ № 19 села Бродово. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:1 – 2 класс — 33 часа в год, 3-4 классы -34 часа в год. На реализацию курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю, программа рассчитана на 135 часов. Срок реализации программы: 4 года II.Содержание курса внеурочной деятельности Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, конкурсы, ролевые игры, выполнение заданий соревновательного характера, оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ), результативность участия в конкурсных программах и др. «Подвижные игры» 1-2 класс (33 часа) Игры с бегом. (6ч) Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. Практические занятия: Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору». Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй лишний». Игра «Краски». Упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси – лебеди». Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки, жёлуди, орехи». Игры с мячом. (6 часов) Теория. История возникновения игр с мячом. Практические занятия: Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу». Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели». Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей». Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель». Игра с прыжками. (4 часа) Теория. Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам. Практические занятия: Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки». Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка».Игра «Лягушата и цапля». Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало». Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли». Игры малой подвижности. (5 часов) Теория. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы. Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета. Практические занятия: Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». Игра «Альпинисты». Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра «Поезд». Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Летает – не летает». Игра «Копна – тропинка – кочки». Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка. Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг». Зимние забавы. (3 часа) Теория. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении. Практические занятия: Игра «Скатывание шаров». Игра «Гонки снежных комов». Игра «Клуб ледяных инженеров». Игра «Мяч из круга». Игра «Гонка с шайбами». Игра «Черепахи». Эстафеты. (4 часа) Теория. Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма. Практические занятия: Беговая эстафеты. Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками) Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия. Народные игры. (5 часов) Теория. Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей. Практические занятия: Разучивание народных игр. Игра «Калин – бан -ба» Разучивание народных игр. Игра «Чижик» Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота» Разучивание народных игр. Игра "Чехарда". 3- 4класс (34 часа) Игры с бегом (5 часов) Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека и животных. Лучшие легкоатлеты страны, области, школы. Практические занятия: Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра «Челнок». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и пташки» Комплекс ОУР в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки» Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Круговые пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Много троих, хватит двоих» Игры с мячом (5 часов) Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание считалок. Практические занятия: Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра «Свечи ставить» Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча» Игра «Зевака». Игра «Летучий мяч». Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из круга». Игра «Защищай город». Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в цель». Игра «Русская лапта» Игры с прыжками (5 часов) Теория. Правила техники безопасности при игре с прыжками. Для чего человеку важно уметь прыгать. Виды прыжков. Разучивание считалок. Практические занятия: Комплекс ОРУ. Игра «Воробушки и кот». Игра «Дедушка – рожок». Комплекс ОРУ. Игра «Переселение лягушек». Игра «Лошадки». Комплекс ОРУ. Игра «Петушиный бой». Игра «Борьба за прыжки». Комплекс ОРУ. Игра «Солка на одной ноге». Игра «Кто первый?». Игры малой подвижности (6 часов) Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на внимательность. Практические занятия Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра «Запрещенное движение». Игра «Перемена мест». Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок. Игры «Колечко». Игра «Море волнуется». Игра «Кривой петух» Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко». Комплекс ОРУ. Игра «Краски». Игра «Перемена мест» Зимние забавы (3 часа) Теория. Правила техники безопасности зимой. Осторожно лед. Загадки и пословицы о зиме. Беседа о закаливании. Практические занятия: Игра «Строим крепость». Игра «Взятие снежного городка». Игра «Лепим снеговика». Игра «Меткой стрелок». Эстафеты (6 часов) Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд на группы. Практические занятия: Эстафеты «Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты», «Скакалка под ногами», «Тачка». Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров», «Дорожки», «Шарик в ложке». Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя», «Нитки наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд». Народные игры (4 часа) Теория. Материальная и духовная игровая культура. Организация и проведение игр на праздниках. Практические занятия: Разучивание народных игр. Игра "Горелки". Разучивание народных игр. Игра «Гуси - лебеди» Разучивание народных игр. Игра «Мотальщицы» Разучивание народных игр. Игра "Мишени". Материально – техническое обеспечение программы: мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические скамейки, стенки, маты. Методическое обеспечение программы: игры, эстафеты, весёлые старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи, кроссворды, экскурсии, пословицы, поговорки, встречи со специалистами, народные приметы, ребусы. Приёмы и методы При реализации программы используются различные методы обучения: словесные: рассказ, объяснение нового материала; наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала; практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. III.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений: целостный, социально ориентированный взгляд на мир; ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин; способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладанияи умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 2. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр; устанавливать причинно-следственные связи. 3. Коммуникативные УУД: взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры); адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся; развитие физических способностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; развитие психических и нравственных качеств; повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры; Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать: основы истории развития подвижных игр в России; педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств; возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности; правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; Должны уметь: адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием. IV. Тематическое планирование 1 – 2 класс № П/П Наименование раздела Тема занятия Кол-во часов 1 Игры с бегом 2 6 часов 3 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ТБ. Игра «Фигуры». 1 Физкульт.Ура Игра «Волки, зайцы, лисы». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game Комплекс ОРУ в движении 1 «Мишка на прогулке». Игра «У медведя во бору». 4 Игра «Второй лишний». 1 5 Игра ««Фигуры». 1 6 Игра «Шишки, жёлуди, орехи». 1 7 Игры с мячом 8 6 часов Игра «Мяч по полу». 1 Перекаты мяча. Комплекс ОРУ 1 с мячом «Мячик». Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game 9 Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели». 1 10 Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей». 1 11 Игра «Мяч соседу». 1 12 Игра «Подвижная цель». 1 Игра «Прыгающие воробышки». 1 Физкульт.Ура Игра «Удочка».Игра «Лягушата и цапля». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 15 Игра «Зеркало». 1 16 Игра «Выше ножки от земли». 1 13 Игры с прыжками 14 4 часа 17 Игры малой подвижности 1 Игра «Альпинисты». Физкульт.Ура https://www.fizkultura.ru/mobile_game Игра «Красный, зелёный». Игра «Поезд». 1 19 Игра «Копна – тропинка – кочки». 1 20 Игра «Построение в шеренгу». 1 21 Игра «Кто быстрее встанет в круг». 1 Игра «Гонки снежных комов». 1 Физкульт.Ура Игра «Мяч из круга». 1 Игра «Гонка с шайбами». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game Знакомство с правилами проведения эстафет. 1 Физкульт.Ура 18 5 часов 22 Зимние забавы 23 3 часа 24 25 Эстафеты Беговая эстафеты. 1 27 Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками) 1 28 Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия 1 Игра "Чехарда". 1 Физкульт.Ура Игра «Золотые ворота» 1 31 Игра «Чижик» 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 32 Игра «Золотые ворота» 1 33 Игра "Чехарда". 1 26 29 30 4 часа Русские народные игры 5 часов https://www.fizkultura.ru/mobile_game 3 – 4 класс № П/П Наименование раздела Тема занятия Кол-во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ТБ. Игра «Челнок». 1 Физкульт.Ура Игра «Змейка». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 3. Игра «Филин и пташки» 1 4. Игра «Круговые пятнашки» 1 5. Игра «Много троих, хватит двоих» 1 Игра «Свечи ставить» 1 Физкульт.Ура 7. Игра «Мячик кверху». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 8. Игра «Летучий мяч». 1 9. Игра «Защищай город». 1 10. Игра «Попади в цель». 1 1. Игры с бегом 2. 5 часов 6. Игры с мячом 5 часов Игра «Дедушка – рожок». 1 Физкульт.Ура 12. Игра «Воробушки и кот». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 13. Игра «Переселение лягушек». 1 14. Игра «Борьба за прыжки». 1 15. Игра «Кто первый?». 1 Игра «Перемена мест». 1 Физкульт.Ура Игра «Запрещенное движение». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 18. Игра « Море волнуется». 1 19. Игра «Колечко». 1 20. Игра «Краски». 1 21. Игра «Перемена мест» 1 Игра «Строим крепость». 1 Физкульт.Ура 23. Игра «Меткий стрелок». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 24. Игра «Лепим снеговика». 1 Эстафеты «Передал – садись» 1 Физкульт.Ура 26. Игра «Скакалка под ногами». 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 27. Эстафета «Вызов номеров». 1 28. Эстафета «Челночный бег», «По 1 цепочке». 11. Игры с прыжками 5 часов 16. Игры малой подвижности 17. 6 часов 22. 25. Зимние забавы 3 часа Эстафеты 6 часов 29. Эстафета «Ведерко с водой», «Нитки наматывать». 1 30. Эстафета «Кати большой мяч впереди себя». 1 Игра «Гуси - лебеди» 1 Физкульт.Ура Игра "Горелки". 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 33. Игра «Мотальщицы» 1 34. Игра "Мишени". 1 31. Народные игры 32. 4 часа