ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИРЕ ИНФОРМАТИКИ 2 кл

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе начального
общего образования ( ФГОС НОО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Первые шаги в мире информатики»
2 класс

2023-2024уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики»
составлена для детей 8-9 лет, учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы, на
основе программы «Информатика» (авторы Матвеева Н. В., Цветкова М. С.).
Программа разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,







утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г.,
регистрационный номер 19993);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №
19, утвержденной приказом от 29.05.2022 № 33/1, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания.
Программа «Первые шаги в мире информатики» модифицированная,
общеразвивающая, технической направленности, способствует формированию начальных
и базовых навыков работы на компьютере.
Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные
потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания.
Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления, на
развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ,
управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с
функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Знакомство с
основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для
вычислений, набора и редактирования текста, созданием и редактированием графических
изображений, с текстовым редактором Блокнот, MicrosoftWord.
Цель курса: формирование начальных предметных компетентностей в части
базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных
мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе
при изучении других дисциплин.
Задачи курса:

 формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

 формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на
основе различных способов представления информации;
 овладение приемами и способами информационной деятельности;
 формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных
информационных технологий для решения практических задач.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 19: учебный
курс предназначен для обучающихся 2 класса; рассчитан на 1 час в неделю и 34 часа в
год.
Методы проведения занятий учебного курса:
 беседы;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов;
 исследовательская и проектная деятельность (индивидуальная, групповая,
коллективная).
Уровни:
 Стартовый уровень – теория;
 Базовый уровень – практические работы;
 Продвинутый уровень – исследовательская деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание учебного курса отвечает требованиям к организации внеурочной
деятельности. Учебный курс построен в соответствии с реальными познавательными
интересами обучающихся и содержит полезную и любопытную информацию, интересные
увлекательные задания.
Модуль 1
Содержание модуля.
Виды информации. Человек и компьютер. Правила поведения в кабинете
информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники
информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент.
Модуль 2
Содержание модуля
Кодирование информации. Носители информации. Кодирование информации. Алфавит
и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки
программирования.
Модуль 3
Содержание модуля
Информации и данные.Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая
информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные.
Модуль 4
Содержание модуля
Документ и способы его создания.Документ, электронный документ. Поиск документа.
Создание текстового и графического документа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
 понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
 заинтересованность в знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.













Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
сформированность представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки;
интерес к обучению и познанию; любознательность;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность навыков работы с учебными текстами, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

Формирование культуры здоровья:
 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой;
Экологическое воспитание:

 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе
с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих
в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях.






Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия

Общение:
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.









Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
 выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
 ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений.





Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации.

Эмоциональный интеллект:
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:

 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа
к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у
обучающихся умений:














пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
кодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных
принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической);
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации,
сравнивать их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и
программного обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и
его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми
с его помощью;
создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и
каталоги;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных
иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций;
искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по
изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность
для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе
экстремистского и террористического характера;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать
сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные
стратегии поведения в сети;
иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и
уметь применять методы профилактики.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
раздела

Количество
часов

Наименование раздела

1

Виды информации.
компьютер

2

Кодирование информации

8

3

Информация и данные

8

4

Документ и способы его создания

10

Всего в год

Человек

и

8

Средства ЦО
«Точка роста»
Экран
Интерактивная
панель
Ноутбуки

34

№
п/п

Содержание модуля

1

Виды информации. Человек и компьютер (8 ч.)
Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает
информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как
инструмент.
Стартовый уровень: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств
человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и
приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту.
Базовый уровень:называют органы чувств человека; называют виды информации
по способу восприятия; приводят примеры источников, приёмников
информации.Продвинутый уровень: используют обе клавиши мыши для
управления экранными объектами.

2

Кодирование информации (8 ч.)
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники
информации. Языки людей и языки программирования.
Стартовый уровень: определение носителей информации; способы кодирования
сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды
информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие
естественного языка от компьютерного.
Базовый уровень: приводят примеры носителей информации в древности и в наши
дни.
Продвинутый уровень:кодируют и декодируют сообщения при помощи кодовых
таблиц и правил; приводят примеры графической, числовой, текстовой
информации.

3

Информация и данные (8 ч.)
Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация,
десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные.

Стартовый уровень: о возможности преобразования числовой информации в
текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и
«текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для
кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались
в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование.
Базовый уровень: называют знаки цифрового алфавита в возрастающем и
убывающем порядке; формулируют и решают информационные задачи,
содержащие понятия «дата» и «время».
Продвинутый уровень:решают простейшие информационные задачи на
кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирают
из меню нужные операции, запускают программу и выходят из неё; выполняют на
калькуляторе простые численные расчёты.
Документ и способы его создания (10 ч.)

4

Документ, электронный документ.
графического документа.

Поиск документа. Создание текстового и

Стартовый уровень: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет
смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о
назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от
внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие
расстояния.
Базовый уровень:называют действия с информацией, которыми обозначают тот
или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование,
сложение, вычитание.
Продвинутый уровень: набирают небольшие текстовые сообщения на компьютере;
приводят примеры внешней памяти.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
n/n

1
2
3
4
5
6
7

Тема урока

Человек и
информация
Какая бывает
информация
Источники
информации
Приёмники
информации
Компьютер и его
части
Компьютер и его
части
Повторение по

Количество часов
Всего
Контро Практи
льные
ческие
работы работы
1
0
0,5
0

0,5

1
1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный

8

9
10
11
12

13

14

15

16

17
18
19
20
21
22
23

24

25

теме «Виды
информации.
Человек и
компьютер»
Проверочная
работа по теме
«Виды информации
Человек и
компьютер»
Носители
информации
Кодирование
информации
Кодирование
информации
Письменные
источники
информации
Языки людей и
языки
программирования
Языки людей и
языки
программирования
Повторение по
теме «Кодирование
информации»
Проверочная
работа по теме
«Кодирование
информации»
Текстовые данные

контроль

1

1

0

Письменны
й контроль

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль

1

0

0,5

Устный
контроль

1

0

0,5

Устный
контроль

1

0

0,5

Устный
контроль

1

1

0

Письменны
й контроль

1

0

0,5

Графические
данные
Числовая
информация
Десятичное
кодирование
Двоичное
кодирование
Числовые данные

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

Повторение по
теме «Информация
и данные»
Проверочная
работа по теме
«Информация и
данные»
Документ и его
создание

1

0

0,5

Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль

1

1

0

Письменны
й контроль

1

0

0,5

Устный
контроль

26
27
28

29

30

31

32

33
34

Электронный
документ и файл
Поиск документа

1

0

0,5

1

0

0,5

Создание
текстового
документа
Создание
графического
документа
Повторение по
теме «Документ и
способы его
создания»
Повторение по
теме «Документ и
способы его
создания»
Проверочная
работа по теме
«Документ и
способы его
создания»
Закрепление
пройденного
Закрепление
пройденного

1

0

0,5

1

0

0,5

Устный
контроль

1

0

0,5

Устный
контроль

1

0

0,5

Устный
контроль

1

1

0

Письменны
й контроль

1

0

0,5

1

0

0,5

Устный
контроль
Устный
контроль

34

4

15

Общее
количе
ство
часов
по
програ
мме
Интернет – ресурсы:
http://www.metod-kopilka.ru
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru

Устный
контроль
Устный
контроль
Устный
контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».