Приложение №1 к Основной общеобразовательной программеобщеобразовательной программе начального общего образования ( ФГОС НОО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в мире информатики» 2 класс 2023-2024уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» составлена для детей 8-9 лет, учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы, на основе программы «Информатика» (авторы Матвеева Н. В., Цветкова М. С.). Программа разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 19, утвержденной приказом от 29.05.2022 № 33/1, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. Программа «Первые шаги в мире информатики» модифицированная, общеразвивающая, технической направленности, способствует формированию начальных и базовых навыков работы на компьютере. Данная программа опирается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие логического и комбинаторного мышления, на развитие навыков работы с компьютером (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами. Знакомство с основными приёмами работы в среде Windows, со стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования текста, созданием и редактированием графических изображений, с текстовым редактором Блокнот, MicrosoftWord. Цель курса: формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин. Задачи курса: формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления; формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации; овладение приемами и способами информационной деятельности; формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач. Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 19: учебный курс предназначен для обучающихся 2 класса; рассчитан на 1 час в неделю и 34 часа в год. Методы проведения занятий учебного курса: беседы; практические занятия с элементами игр и игровых элементов; исследовательская и проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная). Уровни: Стартовый уровень – теория; Базовый уровень – практические работы; Продвинутый уровень – исследовательская деятельность. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание учебного курса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Учебный курс построен в соответствии с реальными познавательными интересами обучающихся и содержит полезную и любопытную информацию, интересные увлекательные задания. Модуль 1 Содержание модуля. Виды информации. Человек и компьютер. Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент. Модуль 2 Содержание модуля Кодирование информации. Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Модуль 3 Содержание модуля Информации и данные.Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. Модуль 4 Содержание модуля Документ и способы его создания.Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание текстового и графического документа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: сформированность представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки; интерес к обучению и познанию; любознательность; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность навыков работы с учебными текстами, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой; Экологическое воспитание: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; кодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической); приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс № раздела Количество часов Наименование раздела 1 Виды информации. компьютер 2 Кодирование информации 8 3 Информация и данные 8 4 Документ и способы его создания 10 Всего в год Человек и 8 Средства ЦО «Точка роста» Экран Интерактивная панель Ноутбуки 34 № п/п Содержание модуля 1 Виды информации. Человек и компьютер (8 ч.) Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент. Стартовый уровень: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту. Базовый уровень:называют органы чувств человека; называют виды информации по способу восприятия; приводят примеры источников, приёмников информации.Продвинутый уровень: используют обе клавиши мыши для управления экранными объектами. 2 Кодирование информации (8 ч.) Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Стартовый уровень: определение носителей информации; способы кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие естественного языка от компьютерного. Базовый уровень: приводят примеры носителей информации в древности и в наши дни. Продвинутый уровень:кодируют и декодируют сообщения при помощи кодовых таблиц и правил; приводят примеры графической, числовой, текстовой информации. 3 Информация и данные (8 ч.) Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. Стартовый уровень: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование. Базовый уровень: называют знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулируют и решают информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время». Продвинутый уровень:решают простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирают из меню нужные операции, запускают программу и выходят из неё; выполняют на калькуляторе простые численные расчёты. Документ и способы его создания (10 ч.) 4 Документ, электронный документ. графического документа. Поиск документа. Создание текстового и Стартовый уровень: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния. Базовый уровень:называют действия с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание. Продвинутый уровень: набирают небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводят примеры внешней памяти. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс № n/n 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Человек и информация Какая бывает информация Источники информации Приёмники информации Компьютер и его части Компьютер и его части Повторение по Количество часов Всего Контро Практи льные ческие работы работы 1 0 0,5 0 0,5 1 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 Дата изучения Виды, формы контроля Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 теме «Виды информации. Человек и компьютер» Проверочная работа по теме «Виды информации Человек и компьютер» Носители информации Кодирование информации Кодирование информации Письменные источники информации Языки людей и языки программирования Языки людей и языки программирования Повторение по теме «Кодирование информации» Проверочная работа по теме «Кодирование информации» Текстовые данные контроль 1 1 0 Письменны й контроль 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный контроль 1 0 0,5 Устный контроль 1 0 0,5 Устный контроль 1 0 0,5 Устный контроль 1 1 0 Письменны й контроль 1 0 0,5 Графические данные Числовая информация Десятичное кодирование Двоичное кодирование Числовые данные 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0,5 Повторение по теме «Информация и данные» Проверочная работа по теме «Информация и данные» Документ и его создание 1 0 0,5 Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный контроль Устный контроль 1 1 0 Письменны й контроль 1 0 0,5 Устный контроль 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Электронный документ и файл Поиск документа 1 0 0,5 1 0 0,5 Создание текстового документа Создание графического документа Повторение по теме «Документ и способы его создания» Повторение по теме «Документ и способы его создания» Проверочная работа по теме «Документ и способы его создания» Закрепление пройденного Закрепление пройденного 1 0 0,5 1 0 0,5 Устный контроль 1 0 0,5 Устный контроль 1 0 0,5 Устный контроль 1 1 0 Письменны й контроль 1 0 0,5 1 0 0,5 Устный контроль Устный контроль 34 4 15 Общее количе ство часов по програ мме Интернет – ресурсы: http://www.metod-kopilka.ru https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Устный контроль Устный контроль Устный контроль