ПЕРВОКЛАССНАЯ ГАЗЕТА, 3 КЛ

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе начального
общего образования ( ФГОС НОО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Первоклассная газета
3 класс

Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной
программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Основополагающим умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того,
как он им владеет, напрямую зависят не только его академические успехи в школе, но и
профессиональные достижения в последующей жизни.
За последнее десятилетие благодаря международным сравнительным исследованиям PIRLS и
PISA взгляд на чтение кардинально изменился. Теперь чтение является одним из важных
метапредметных навыков, приобретаемых в общеобразовательной школе, и неразрывно связывается
с понятием «текст». Что же следует понимать под читательской грамотностью?
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать свои цели, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Младший школьный возраст— это наиболее благоприятный период для формирования
индивидуальных способов восприятия информации, развития природных задатков работы с текстом.
Следовательно, процесс развития читательской грамотности можно использовать и как средство
интеллектуального воспитания младших школьников.
Применяя журналы и газеты во внеурочной деятельности по развитию читательской
грамотности учащихся, педагог создает условия для целого комплекса действий: чтение для
осведомления о чем-нибудь, пополнение сведений; чтение для нравственного воздействия на душу
— воодушевляющее чтение; чтение как важное и необходимое средство для расширения своего
кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувств; чтение как источник
самообразования.
Ведь газета— это не просто текст, это текст медийный, текст-посредник, работа с которым
приводит и к пониманию информации, и к ее эмоциональной оценке. В отличие от текстов учебных
или художественных, газетные тексты приближают читателя к общественно значимой ситуации, что
немаловажно в плане мотивации читательского труда. В газетах содержатся оперативные и
актуальные сведения практически по любой теме. На страницах печатных изданий обучающиеся
знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема,
карта). Педагог добивается того, что обогащает познавательную мотивацию младшего школьника в
направлении чтения.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных
направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь
на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в
наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и может быть реализована через
систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование
духовно- нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития
выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно
постигать весь спектр универсальных учебных действий.

Актуальность программы
В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к
критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале
необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры» («Национальная программа
поддержки и развития чтения до 2020» Федеральное агентство по печати и массовым
коммуникациям РФ).

О кризисных явлениях в сфере чтения сейчас задумываются во всём мире. Чтение пронизывает
практически все сферы нашей жизни. И проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень
грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие.
Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся
и осознаются мировым сообществом. В современном обществе возрастает потребность в людях,
умеющих отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной
(письменной) форме и успешно использовать её в личных и общественных целях, осваивая другие
дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной
программой начального общего образования, на основе предметного курса авторов Гордеевой А.В.,
Пинженина П.С..
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
С целью достижения качественных результатов при помощи мультимедийных элементов занятие
визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной
деятельности каждого ребенка.
Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных
внеурочных занятий со школьниками 3-го класса. Обучающимся предложены занятия
«Первоклассная газета» 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: – 40 минут.












Цель программы – формирование у обучающихся школы первого уровня умений по работе с
информацией.
Задачи:
сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению,
расширить кругозор школьников,
укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с
родителями,
развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску,
способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников,
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли,
давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку
зрения;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и
деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных
дисциплин и в практической деятельности.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
С целью достижения качественных результатов при помощи мультимедийных элементов занятие
визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной
деятельности каждого ребенка.

Результаты освоения курса


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:







Определять и формулировать цель деятельности с помощью преподавателя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение о возможном варианте решения проблемного задания.
Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.





Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в оглавлении.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от преподавателя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты.
осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

























Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Грамотно формулировать и оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
Совместно договариваться о правилах общения и на занятии.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные
Учащиеся научатся:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте
напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Учащиеся получат возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном .

Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
•вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный
вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте
напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный
вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить

позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формы организации занятия




Формы занятий:
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в
парах.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая
игра, деловая игра.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия,
мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий
 Дидактический материал: курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты».
Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку,
информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией.
Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат
ответа. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков.
 Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины,
выставки рисунков, создание коллажей, презентация продуктов проектной деятельности.
 В работе с газетой используются следующие виды чтения:
 Углубленное чтение. При таком чтении происходит понимание того, какую проблему решает
автор, какова его точка зрения и выводы. Для этого необходимо произвести осмысление
структуры текста, сопоставление выводов автора с собственными рассуждениями. При этом
особое внимание обращается на детали текста, производится их анализ и оценка. В результате
текст должен быть полностью усвоен, вся информация переработана.
 Ознакомительное чтение. Целью такого чтения является общее знакомство с содержанием
текста. При этом не столько важен анализ текста, сколько его информативная сторона. Здесь,
как правило, внимание уделяется только основной информации.
 Выборочное чтение. Стратегия выборочного чтения используется, если в тексте нужно найти
определенную информацию (например, описание какого-то факта и т. п.) или познакомиться с
новостью. При этом можно не анализировать весь материал, содержащийся в тексте, а
достаточно понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в нем.
 Чтение-просмотр. Чтение-просмотр— разновидность выборочного чтения. Этот способ
используется для предварительного ознакомления с книгой, журналом, газетой. Он
заключается в том, что читается оглавление (предисловие), по оглавлению выбираются
наиболее важные положения автора, читаются рубрики. Цель такого чтения — определение
того, следует ли купить это печатное издание, заказать в библиотеке и т. п.
 Сканирование. Чтение-сканирование— другой вид выборочного чтения. Сканирование— это
быстрый просмотр печатного текста с целью поиска слова, фактов, фамилии и т. п. При этом
глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы. Зрение
работает избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие его данные.
Человек, обученный этому способу, может использовать его в два-три раза быстрее, чем
читающий традиционно.
 Организуя работу младших школьников с газетой, учитываем, что в газете, в отличие от книг,
разрешается (и приветствуется) делать пометки: подчеркивать, отчеркивать, писать на полях,
разделять текст на отдельные смысловые части. Можно даже делать вырезки, формировать
папки, составлять коллажи. Для пометок можно использовать условные графические знаки,
принятые самим читателем, например, используются символы: «!«— это важно; «?«— нужно
уточнить; «V»— относится к моей теме и другие. Все это, стимулируя моторику ученика,
приобщает его к аналитическому восприятия информации, что, в свою очередь, выступает
основным источником читательской грамотности. Делая пометки, ребенок реализует свою
значимость, примеряя на себя роль эксперта. Это своего рода игра.
 Еще одной формой работы с младшими школьниками над содержанием газеты может стать
составление тематических подборок, вырезок. Вырезки должны быть компактны, занимать
мало места. Когда по одной теме накапливаются вырезки, они помещаются в один альбом,



определяется последовательность расположения их в альбоме, возможно составление
содержания, рубрикация.
Изготовление коллажей из газетных вырезок непременно заинтересует учащихся, склонных к
визуализации, предпочитающих усваивать информацию посредством визуальных каналов. В
рамках работы с коллажом можно устроить конкурс по разным номинациям. Например,
«Самый яркий коллаж», «Самый аккуратный коллаж», «Коллаж-справка», «Коллаж—
информационная карта» и др.

Содержание курса «Первоклассная газета»
Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4
страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти
заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и
предполагают разный формат ответа.

рубрика
общество
краеведение
Современная наука
Страноведение
Спорт
Здоровье
Бизнес
Искусство
хобби

Задачи рубрик «Первоклассной газеты»
Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство.
Воспитание у учащихся осознания своей этнической принадлежности.
Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам.
Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными
особенностями, культурой и менталитетом других стран.
Привитие интереса к спорту и активному отдыху.
Мотивация на заботу о здоровье, отказ от вредных привычек.
Использование знаний, приобретённых в школе, за её пределами.
Развитие эстетических чувств через знакомство с разными видами
искусств, их тайнами, функциями.
Воспитание познавательной мотивации, позитивного отношения к
творческой деятельности.

Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: введение, разминка, чтение
текста, работа с текстом, закрепление материала, рефлексия, работа с заданиями. Учитель может
выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема,
рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом
работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные
упражнения.

«Ассоциации и предположения».
Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:

С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?

Что, по вашему мнению, написано в этом номере?

Где можно найти информацию по этой теме?

Почему данная тема важна?

В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?


«Трудные слова»
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем
вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов,
подбираются синонимы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия,
его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:

Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения
учитель задаёт вопросы по содержанию текста.

Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый
ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору
учителя.
Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают
определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный
материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему
пониманию и усвоению прочитанного.
Дискуссия
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся
содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные
точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.
Ролевая игра
Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это
может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор,
подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и
доказывает свою точку зрения.
Обсуждение
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием
газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может
согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать
вопросы.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на
формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в
классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные
УУД).
Полезно проводить её всегда после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и
выполнены задания к нему. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные
задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При
презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или
трудным.
ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
«Дефиниция»
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый
трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова
синонимами и произносят их вслух хором.
«Изменение типа текста»
Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:
Рекламы;

Объявления;
Дневника.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале
следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего
задания:
Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.
По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.
Виды номеров
.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-ий год обучения
№ п/п

Дата
план

Название темы
факт

Количество
часов

1

Знакомство с курсом

1

2

Новгородская область

1

3

Скейтбординг

1

4

Скульптура

1

5

Электромобили

1

6

Новая Зеландия

1

7

Наото Мацумура

1

8

Космогеолог

1

9

Республика Татарстан

1

10

Конный спорт

1

11

Дополненная реальность

1

12

Театр

1

13

Канада

1

14

Дашратх Манджхи

1

15

Сити-фермер

1

16

Команда руководителя

1

17

Новосибирская область

1

18

Стрельба из лука

1

19

Эрнест Шеклтон

1

20

Бумажное искусство

1

21

Искусственные спутники
Земли

1

22

Непал

1

23

Программист одежды

1

Примечания

24

Стрит-арт

1

25

Астраханская область

1

26

Гидрополисы

1

27

Шаварш Карапетян

1

28

Медиатор

1

29

Испания

1

30

Парусный спорт

1

31

Волонтёры

1

32

Итоговое занятие

3

33
34

4-ый год обучения

№ п/п

Дата
план

1
2

Название темы
факт
Стереотипы.

Количество
часов
2

Ломаем стереотипы.
3

Республика Бурятия

1

4
5

Киборги.

2

6

Комплексная работа
(контрольный замер)

1

7
8

Кулинария.

2

9
10
11
12

Бразилия. Путевые заметки.

2

Спортивное фехтование.

2

13
14

Цирк. Пробуем сами.

15
16

Интернет вещей.

17
18

Лидерство.

Прошлое, настоящее,
будущее.

История одной сладости.

Интересные факты о
фехтовании.
2

Учимся жонглировать.
2

Прошлое, настоящее,
будущее.
2

Примечания

Развиваем лидерские
качества.
19
20

Дайвинг. Спортивные
заметки.

2

21

Комплексная работа
(контрольный замер)

1

22
23
24
25

Волгоградская область

2

Фотография. Из хобби в
профессию.

2

26
27
28
29

Кения. Большая пятерка.

2

Личная гигиена.

2

30

Итоговая комплексная
работа

1

31
32

Презентация проектов (по
выбору)

2

33
34

Урок – отчёт «Моя любимая
страничка»

2

Самые чистоплотные
животные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».