Утвержден
Приказом № 115 от 30.08.2022
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2023
Учебный план
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №19
на 2023-2024 учебный год
для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной
программе для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2-4 класс
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МБОУ СОШ № 19, реализующей АООП для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе для
детей с умственной отсталостью на 2023-2024 учебный год разработан на основе
следующих документов:
закона Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012г №273,
Приказ Министерства образования РФ от 19 декабря 2014 года№1599 « Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
-- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28 года
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и воспитания,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» - устав образовательного учреждения;
-Постановление главного санитарного врача РФ№2 от 28.01.2021г. «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся
с умственной отсталостью МБОУ СОШ № 19 (Вариант1).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В МБОУ СОШ№ 19 используется 4 варианта учебного плана, в связи с условиями
для реализации АООП:
вариант - I-IV; V-IX; X-XII(12 лет);
вариант - подготовительный первый (I1)- IV; V-IXклассы (10 лет);
вариант - подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII(13 лет);
вариант- I-IV; V-IX. (9 лет);
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
-формирование
жизненных
компетенций,
обеспечивающих
овладение
системойсоциальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
-увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
-введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями и внеурочной деятельностью.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии
и
индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом. Чередование учебной
и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная
организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования).
В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором
общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционно-развивающей работой.
В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится
трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Цель коррекционных занятий- повышение уровня общего развития учащихся,
восполнение пробелов предшествующего развития и образования. Индивидуальная
работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков,
коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная
подготовка к восприятию нового учебного материала.
При проведении занятий по трудовому обучению, класс делится на подгруппы.
Комплектование подгрупп осуществляется с учетом познавательных, психофизических
особенностей учащихся и рекомендаций врача.
Обучение имеет коррекционно-направленный характер и должно быть максимально
индивидуализированным как в части отбора содержания образования, так и в части
организации образовательного процесса.
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и
получают документ установленного образца об окончании образовательного
учреждения.
Учебный план обучения
по адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
(Вариант I)
2023-2024 учебный год
недельный/годовой
Предметные области
Классы
Кол-во часов
2 класс
3 класс
4 класс
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
3/102
4/136
2/68
3/102
4/136
2/68
3/102
4/136
2/68
2. Математика
3. Естествознание
4/136
1/34
4/136
1/34
4/136
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
3/102
3/102
3/102
1/34
20/680
1/34
20/680
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
23/782
23/782
23/782
Учебные предметы
4. Искусство
5. Физическая культура
2.1.Математика
3.1.Мир
природы
и
человека
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.1. Физическая культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Коррекционно-развивающая область
КоррекционноПсихокорекционные
развивающие занятия
занятия
Восполнение
пробелов
по
русскому языку
Восполнение
пробелов
по
математике
Всего