Утвержден Приказом № 115 от 30.08.2022 Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2023 Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19 на 2023-2024 учебный год для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 класс 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план МБОУ СОШ № 19, реализующей АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью на 2023-2024 учебный год разработан на основе следующих документов: закона Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012г №273, Приказ Министерства образования РФ от 19 декабря 2014 года№1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»; -- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» - устав образовательного учреждения; -Постановление главного санитарного врача РФ№2 от 28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»; Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью МБОУ СОШ № 19 (Вариант1). Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В МБОУ СОШ№ 19 используется 4 варианта учебного плана, в связи с условиями для реализации АООП: вариант - I-IV; V-IX; X-XII(12 лет); вариант - подготовительный первый (I1)- IV; V-IXклассы (10 лет); вариант - подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII(13 лет); вариант- I-IV; V-IX. (9 лет); На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): -формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системойсоциальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; -формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; -формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: -учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; -увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; -введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями и внеурочной деятельностью. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционно-развивающей работой. В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Цель коррекционных занятий- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования. Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. При проведении занятий по трудовому обучению, класс делится на подгруппы. Комплектование подгрупп осуществляется с учетом познавательных, психофизических особенностей учащихся и рекомендаций врача. Обучение имеет коррекционно-направленный характер и должно быть максимально индивидуализированным как в части отбора содержания образования, так и в части организации образовательного процесса. По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании образовательного учреждения. Учебный план обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I) 2023-2024 учебный год недельный/годовой Предметные области Классы Кол-во часов 2 класс 3 класс 4 класс Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 3/102 4/136 2/68 3/102 4/136 2/68 3/102 4/136 2/68 2. Математика 3. Естествознание 4/136 1/34 4/136 1/34 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 3/102 3/102 3/102 1/34 20/680 1/34 20/680 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 23/782 23/782 23/782 Учебные предметы 4. Искусство 5. Физическая культура 2.1.Математика 3.1.Мир природы и человека 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5.1. Физическая культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Коррекционно-развивающая область КоррекционноПсихокорекционные развивающие занятия занятия Восполнение пробелов по русскому языку Восполнение пробелов по математике Всего