Учебный план (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Вариант 1)

Утвержден
Приказом № 115 от 30.08.2022

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2023

Учебный план
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №19
на 2023-2024 учебный год
для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной
программе для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2-4 класс

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план МБОУ СОШ № 19, реализующей АООП для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план по адаптированной основной общеобразовательной программе для
детей с умственной отсталостью на 2023-2024 учебный год разработан на основе
следующих документов:
закона Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012г №273,
Приказ Министерства образования РФ от 19 декабря 2014 года№1599 « Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
-- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28 года
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и воспитания,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи» - устав образовательного учреждения;
-Постановление главного санитарного врача РФ№2 от 28.01.2021г. «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся
с умственной отсталостью МБОУ СОШ № 19 (Вариант1).
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В МБОУ СОШ№ 19 используется 4 варианта учебного плана, в связи с условиями
для реализации АООП:
вариант - I-IV; V-IX; X-XII(12 лет);
вариант - подготовительный первый (I1)- IV; V-IXклассы (10 лет);
вариант - подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII(13 лет);
вариант- I-IV; V-IX. (9 лет);
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,

входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
-формирование
жизненных
компетенций,
обеспечивающих
овладение
системойсоциальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
-увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
-введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями и внеурочной деятельностью.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии
и
индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом. Чередование учебной
и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная
организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования).
В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором
общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционно-развивающей работой.
В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится
трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Цель коррекционных занятий- повышение уровня общего развития учащихся,
восполнение пробелов предшествующего развития и образования. Индивидуальная
работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков,
коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная
подготовка к восприятию нового учебного материала.

При проведении занятий по трудовому обучению, класс делится на подгруппы.
Комплектование подгрупп осуществляется с учетом познавательных, психофизических
особенностей учащихся и рекомендаций врача.
Обучение имеет коррекционно-направленный характер и должно быть максимально
индивидуализированным как в части отбора содержания образования, так и в части
организации образовательного процесса.
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и
получают документ установленного образца об окончании образовательного
учреждения.

Учебный план обучения
по адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
(Вариант I)
2023-2024 учебный год
недельный/годовой
Предметные области
Классы
Кол-во часов
2 класс

3 класс

4 класс

Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика

3/102
4/136
2/68

3/102
4/136
2/68

3/102
4/136
2/68

2. Математика
3. Естествознание

4/136
1/34

4/136
1/34

4/136
1/34

1/34
1/34

1/34
1/34

1/34
1/34

3/102

3/102

3/102

1/34
20/680

1/34
20/680

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

23/782

23/782

23/782

Учебные предметы

4. Искусство
5. Физическая культура

2.1.Математика
3.1.Мир
природы
и
человека
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.1. Физическая культура

6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Коррекционно-развивающая область
КоррекционноПсихокорекционные
развивающие занятия
занятия
Восполнение
пробелов
по
русскому языку
Восполнение
пробелов
по
математике
Всего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».