кулинарное дело 5-9 кл.

Утверждена в составе ООП НОО
Директор Четырёва Е.А.
Приказ № 79-8 от 01.09.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Художественной направленности

Кулинарное дело
«Творческие рецепты»
Возраст обучающихся: - 10-15 лет
Сроки реализации: - 1 год

Автор-составитель:
Гаева Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования

село Бродово

Содержание
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………...…….3-5
1.2. Цель программы…………………………………………………...……5-6
1.3.Содержание общеразвивающей программы……………………………..6
Учебный (тематический) план……………………………………………6
Содержание учебного плана…………………………………………….6-9
1.4. Планируемые результаты………………………………………………9-10
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы……………………………………..10-11
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………11
3. Список литературы……………………………………………………….12

2

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
соответствует требованиям нормативно-правовых документов РФ.
Программа разрабатывалась в соответствии с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и
включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Кондитерское дело «Творческие рецепты» имеет художественную
направленность. Предназначена для учащихся 10 -15 лет. Программа
способствует для развития творческого потенциала, формированию знаний и
умений, необходимых для грамотного ведения домашнего хозяйства, а также
профессиональному самоопределению в кулинарном искусстве.
Актуальность.
Актуальность данной программы заключается в её соответствии
конкретным социально – педагогическим требованиям современного
общества и государственного заказа на воспитание социально активной,
физически и нравственно здоровой, творческой личности (ст. 75 Закона РФ
«Об образовании в РФ»).
Педагогическая целесообразность Программы заключается в
овладении учащимися технологическими приёмами обработки пищевых
продуктов, в развитии пространственного воображения, творческого
мышления, культуры питания, этикета. При этом учебный процесс
выстраивается по принципу «от простого к сложному». При реализации
Программы прослеживается интеграция различных образовательных
областей:
-естественные науки: изучение процессов, происходящих при обработке
продуктов, при замесе теста, при выпекании кондитерских изделий;
-математика: измерение времени приготовления изделий, измерение и
преобразование величин при измерении ингредиентов и при закладке
продуктов;
-развитие речи: общение учащихся в устной и письменной форме с
использованием специальных терминов, подготовка и проведение
демонстрации кондитерских изделий, описание логической
3

1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

последовательности приготовления и оформления кондитерских изделий,
применение мультимедийных технологий для презентации кондитерских
изделий;
-художественное творчество – развитие творчества, приобщение к
различным видам искусства (рисование, лепка, моделирование,
конструирование и т.д.)
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа разработана и реализуется с соблюдением нормативноправовых документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г.
№ 1726-р).
Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018г.
N196)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-13242 « О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 N 28« Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее
СанПин).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ ФИРО г. Москва 2015
год
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждённым приказом Министерства просвещения РФ 09.11.2018 г. №196
Отличительные особенности (новизна) программы
Отличительной особенностью программы «Кулинарное дело. Творческие
рецепты» является создание условий для раскрытия творческого потенциала
каждого ребёнка, для его самореализации через освоение основ кулинарного
искусства и знаний о здоровом питании. Учащиеся
изучат правила
санитарии и гигиены при кулинарных работах, безопасные приёмы работы с
4

оборудованием и инструментами, усвоят классификацию блюд и правила
сервировки стола, смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, а
также будут выдвигать свои творческие
идеи. В основе программы
сочетание теории и практики. Практическая деятельность учащихся носит
творческий характер. Одним из результатов программы является участие
внутри школы в кулинарном соревновании «Кулинарный поединок».
Программа «Кулинарное дело. Творческие рецепты» построена по принципу
«систематичности и последовательности» и реализуется по принципу
разноуровнего подхода
в зависимости от запросов и возможностей
учащихся.
Адресат программы: Общеразвивающая программа рассчитана на
обучающихся в возрасте от 10 до 15 лет, имеющих интерес к кулинарии. В
программе предусмотрена возможность проведения занятий на подгруппы от
5 до 8 человек. По численности, одновременно может находиться в группе
от 10 до 15 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 часа в неделю с перерывом согласно
нормативным документам.
Объём: Программа рассчитана на 68 часов.
Уровень программы стартовый «блюда первого уровня сложности».
Формы обучения: На занятиях применяется фронтальная, групповая,
индивидуальная формы обучения.
Виды занятий: Теоретические сведения излагаются в форме лекций, бесед,
инструктажа в сочетании с демонстрацией специальных приемов, действий,
наглядных пособий и обеспечивают осознанное выполнение практических
работ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы: профориентационные игры,
дискуссии, конкурсы команд, демонстрация основных практических
приемов, метод проб и ошибок, самостоятельное выполнение практических
и творческих заданий, организация практической деятельности, выполнение
проекта.
1.2. Цель программы: Формирование творческих и практических навыков
по самостоятельному приготовлению и оформлению блюд через знакомство
с основами кулинарии; профессиональная ориентация обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучить основам охраны труда, производственной санитарии и
пожарной безопасности в кондитерском цехе;
2. Ознакомить с технологиями приготовления различных блюд;
3. Ознакомить с требованиями к качеству, срокам и условиями хранения,
с признаками и органолептическими методами определения
доброкачественности пищевых продуктов, используемых при
приготовлении хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий;
5

4. Обучить правилам работы с инвентарём и инструментами для
первичной обработки сырья;
5. Обучить механической кулинарной обработке сырья;
Развивающие:
1. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей,
логического,
технологического,
экономического и экологического
мышления;
2. Способствовать формированию эстетического вкуса и творческого
подхода при оформлении готовых изделий.
Воспитательные:
1. Формировать уважительное отношение к людям различных
профессий и результатам их труда;
2. Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, самостоятельность,
ответственность;
3. Способствовать формированию коммуникативных способностей
учащихся и умения работать в коллективе.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№п/
п

Название раздела

1

Введение.
Инструктаж по
ТБ.
Блюда и гарниры
из овощей.
Мучные изделия.
Супы.
Блюда из круп,
макаронных
изделий.
Салаты.
Горячие напитки.
Проектирование.

2
3
4
5

6
7
8

Итого:

Количество часов
Всего
Теория Практика
4

2

2

10

2

8

14
4
10

2
2
2

12
2
8

14
6
6

2
2
2

12
4
4

68

16

52

Формы
аттестации,
контроля
Беседа.
Практическая
работа. Игры.
Практическая
работа.
Педагогическое
наблюдение.
Беседа.

Беседа.
Педагогическое
наблюдение.
Проект.

6

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. Инструктаж по ТБ.
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория. Вводный инструктаж по охране труда. Ознакомление с
правилами поведения в объединении. Правила безопасного труда при работе
с приборами, питающимися от сети переменного тока. История развития
кондитерского мастерства. Значение сферы общественного питания в
современном мире.
Тема 1.2. Санитария и гигиена при приготовлении блюд
Теория. Понятие о санитарии и гигиене. Правила личной
гигиены. Санитарные требования, предъявляемые к оборудованию, оснастке,
инвентарю и инструментам.
Практика. Умения и навыки мытья посуды. Санитарная обработка
инвентаря, посуды, оборудования. Санитарный контроль качества готовых
изделий. Сроки реализации готовых изделий.
Тема 1.3. Технологическое оборудование и оснастка
Теория. Правила обслуживания оборудования. Тепловое оборудование
и правила его безопасного использования. Холодильное оборудование и
правила его безопасного использования. Оборудование для приготовления и
обработки теста, для подготовки кондитерского сырья и правила его
безопасного использования. Правила организации рабочего места в
соответствии с видами изготовляемых изделий, подбор необходимого
оборудования и оснастки.
Практика. Организация рабочего места в соответствии с видами
изготавливаемых изделий, подбор необходимого оборудования и оснастки.
Раздел 2. Блюда и гарниры из овощей.
Теория. Основные понятия: пищевая ценность, клетчатка, витамины,
бактерицидные вещества, клейстеризация, карамелизация, пигменты –
красящие вещества. Значение блюд и гарниров из овощей, их вкусовые
питательные и декоративные качества.
Практика. Первичная обработка овощей. Технология приготовления
варёных, жареных овощей. Требования к качеству и оформлению блюд.
Соусы, используемые с овощами.
Раздел 3. Мучные изделия.
Теория. Основные понятия: клейковина муки, пористость теста,
разрыхлители, кляр. Первичная обработка муки, основные компоненты теста.
Разрыхлители теста и их роль в кулинарии. Правила подготовки изделий из
простого теста к выпечке, процессы, происходящие при выпечке.
Практика. Приготовление простого бездрожжевого теста для лапши,
пельменей, вареников. Изготовление выпечки из песочного , дрожжевого
теста. Требования к качеству.
7

Раздел 4. Супы.
Теория. Жидкие основы для супов и их классификация. Значение супов в
питании человека. Виды бульонов и правила их приготовления. Заправочные
супы и правила их варки.
Практика. Борщи и правила приготовления для борща. Щи из свежей и
квашеной капусты. Приготовление супов. Требования к качеству.
Раздел 5. Блюда из круп, макаронных изделий.
Теория. Основные понятия: макароны из твёрдых сортов пшеницы, зёрна,
бобовые. Ассортимент макаронных изделий.
Практика. Первичная обработка круп. Изготовление блюд из круп. Способы
варки макаронных изделий: сливной и не сливной. Приготовление блюд из
макарон. Требования к качеству.
Раздел 6. Салаты.
Теория. Разновидности салатов. Признаки определения доброкачественности
овощей. Первичная обработка овощей. Способы нарезки овощей. Салат из
свежих овощей. Заправки и соусы для салатов. Составление рецепта
идеального салата.
Практика. Практическое задание по организации своего рабочего места.
Приготовление простых и сложных салатов. Приготовление по
составленному рецепту идеального салата.
Раздел 7. Горячие напитки.
Теория. Основные понятия: кофеин, цикорий, эфирное масло. Пищевая
ценность, хранение.
Практика. Приготовление чая из сухих мяты, шиповника и листьев
смородины, приготовление киселя, компота. Требования к качеству.
Раздел 8. Проектирование.
Подведение итогов. Подготовка к ярмарке, выполнение проекта кафе на
школьной ярмарке. Подбор ассортимента блюд. Экономический расчёт.
1.4. Планируемые результаты:
Образовательные (предметные):
 правила безопасной работы и требования, предъявляемые к
организации рабочего места; основные правила санитарии; виды
необходимого технологического оборудования и
производственного инвентаря, правила их безопасного использования;
 умение выполнять вспомогательные работы (очистка картофеля,
овощей, мойка зелени, овощей и другое);
 знание первичной обработки круп, макаронных изделий;
8

 умение варить картофель, овощи, макаронные изделия, крупы;
 умение печь изделия из дрожжевого и бездрожжевого теста;
 умение готовить супы;
 проверять органолептическим способом качество продуктов;
Метапредметные результаты:
 организовывать рабочее место согласно технологическому процессу;
 выбирать и безопасно пользоваться инвентарем и технологическим
оборудованием;
 пользоваться технологическими картами;
 производить расчет сырья на заданное количество изделий;
 определять режимы выпечки и хранения хлебобулочных, мучных
кондитерских изделий;
 умение выполнить практическое задание по самостоятельно
выстроенному алгоритму:
 подбирать цветовое и композиционное решение для каждого изделия;
оценивать качество готовой продукции
Личностные результаты:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
• овладение элементами организации умственного и физического труда;
 обладание установкой положительного отношения к работе кулинара,
повара, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством
собственного достоинства.
 формирование способности договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;
 формирование способности к принятию собственных творческих
решений, опираясь на свои знания и умения, активно взаимодействуя
со сверстниками и взрослыми, овладение навыками работы с
различными источниками информации.

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер (с акустическими колонками и возможностью выхода в
интернет)
9

2. Инструктирующие методические материалы: технологические карты,
сборники рецептур кондитерских изделий, инструкции по выполнению
заданий.
3. Оборудование учебного кабинета технологии кулинарного
производства:
 рабочие места обучающихся;
 рабочее место педагога дополнительного образования;
 образцы оборудования, инвентаря и инструментов.
 технологическое оснащение: весы настольные, холодильник, блендер,
электрическая плита с встроенным электрическим духовым шкафом,
микроволновка, мясорубка, формы для теста, кулинарный мешок,
столовая посуда
Кадровое обеспечение: педагогический работник имеет диплом по
дополнительному образованию.
Методические материалы: технологические карты, сборники рецептур
кондитерских изделий, инструкции по выполнению заданий. Компьютерные
обучающие и контролирующие программы, презентации.
2.2.Формы аттестации и оценочные материалы
Освоение Программы оценивается по трем уровням: высокому, среднему и
низкому.
Оценивание теоретической части
Высокий уровень освоения Программы – теоретический материал усвоен в
полном объеме, изложен без существенных ошибок с применением
профессиональной терминологии.
Средний уровень освоения Программы – в усвоении теоретического
материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен
неточно.
Низкий уровень освоения Программы – в усвоении теоретического
материала имеются существенные пробелы. Ответ не самостоятельный, не
полный, не последовательный, применялись дополнительные наводящие
вопросы. Ошибки в ответах исправляет с помощью педагога.
Оценивание практической части
Высокий уровень освоения Программы – качество выполненной работы
полностью соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена
самостоятельно с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил
техники безопасности. Обучающийся самостоятельно или с минимальной
помощью педагога ориентируется в задании, планирует и анализирует
работу.
Средний уровень освоения Программы – работа выполнена самостоятельно с
незначительной помощью педагога в соответствии с технологическими
требованиями, без нарушений санитарно-гигиенических норм и требований
10

по технике безопасности. Ориентировка в задании, планирование и анализ
работы с незначительной помощью педагога.
Низкий уровень освоения Программы – качество выполненной работы не
соответствует технологическим требованиям, допущены нарушения
санитарно-гигиенических норм или правил техники безопасности. Работа
выполнена при помощи педагога. Ориентировка в задании, планирование и
анализ работы при помощи педагога.
В итоге применяется форма аттестации и контроля в виде выставки, конкурса
и защита проекта.
3. Список литературы.
Используемая педагогом:
1.Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария «Повар, кондитер».Москва:ACADEMIA 2015.
2.Бутейкис Н.Г. Технология приготовления мучных кондитерских изделий:
учебник. - Москва: Издательский центр «Академия»,2013.
Рекомендуемая для учащихся:
1. Боровская Э. Кулинарный мастер-класс. Для начинающих и не
только. – Москва: ЭКСМО, 2007.
2. Гайкова М. Кондитерские изделия. – Москва: Освета, 2018.
3. Галданов В. Чудеса выпечки. – Москва: ВЕЧЕ, 2015
4. Кенгис Р.П. Домашнее приготовление тортов, пирожных, печенья,
пряников, пирогов: 4-е изд., стер. – Москва: Колос, 1993.
5. Кондитерские изделия в домашних условиях. – Москва: Книжное
рекламное агентство «РА», Журнал «Березiль», 2017.
6. Кондитерские изделия. – Москва: Техника, 2019.
7. Красичкина А.Г. Украшение блюд. – Москва: Эксмо, 2017.
8. Ляховская Л.П. Секреты домашнего кондитера. – Москва:
Экономика, 1993.
9. Мархель П.С. Производство пирожных и тортов. – Москва: Пищевая
промышленность, 2013.
Используемые сайты:
1. Кондитерские рецепты [Электронный ресурс]// Сайт рецептов. URL:
https://hlebopechka.ru/ (Дата обращения: 14.12.2020).
11

2. Рецепты мучных и кондитерских изделий [Электронный ресурс]//
Сайт кулинарного сообщества. URL: http://mr-chef.ru/recepti/muchnie-ikonditerskie-izdeliya/ (Дата обращения: 14.12.2020).
3. Рецепты для школьников.
Koolinar.ru https://www.koolinar.ru/catalog/retsepty-dlya-shkolnikov

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».