Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программе
общеобразовательной программе основного
общего образования ( ФГОС НОО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2024) №54у
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Магия творчества»
5-7 класс
2024
Пояснительная записка.
Современное общество требует от человека основных базовых
навыков в любой профессиональной деятельности – эмоциональная
грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях
кросскультурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению
и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в
будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития
разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить,
быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои
поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть
мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих
чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и
воспитательныхвозможностей – это ещё и искусство общения.
У подростков в среднем школьном возрасте (возрастная группа 11-13
лет) происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он
затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и
нравственную стороны.
В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка
психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать
эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления
отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью
управления ими, прежде всего из-за неспособности их контролировать,
неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости
поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее,
нежеливосприятие им книг и учителей.
Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной
стороны, формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных
впечатлений, связанных с эмоциональной, чувствительной активностью,
приводит к быстрой потере внимания.
В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется
определенная систематичность в подходе к изучению предметов
школьной программы: самостоятельный мыслительный процесс,
возможность делать выводы и обобщения, раскрытие содержания того или
иного понятия в конкретныхобразах.
У подростков появляется потребность в новых знаниях и впечатлениях.
Задача педагога заключается в поддержке этих стремлений школьника. В
процессе воспитания и обучения в школьных театрах необходимо всячески
убеждать подростков в том, что именно образованный и умный человек
■
■
■
может быть успешным, лучшим в своем деле. Если у подростка произойдет
слияние его интересов и убеждений (педагогическая задача), тогда произойдет
эмоциональный всплеск, направленный на из- учение предмета.
Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и
школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном
воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям. В этом
помогут конкретные требования:
не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только сам
пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом
концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим
приходом остальных школьников и педагога;
с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести отдельную
тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет содержать все
основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем;
налаживание творческой дисциплины.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по
принципу междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений
выстраивать по принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное
занятие является звеном общей системы обучения. Предпочтительна игровая
форма занятий в соответствии с возрастными интересами.
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и
сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения
Вахтанговской школы. Главная особенность школы – последовательность
освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки
и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все
предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно
методике Вахтанговской школы следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
5. Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
7. Физическое самочувствие
8. Предлагаемые обстоятельства
9. Оценка факта
10. Сценическое общение
Во внеурочной работе по театральной деятельности с подростками
необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под конкретную
возрастную категорию школьников. Нужно максимально емко и компактно
объяснять задачи упражнения, тем самым стремиться к осознанности занятий;
контролю над правильным выполнением упражнений; внимательно следить за
темпом, ритмом занятия и уделять больше внимания дисциплине. Все это
связано с пониманием целесообразности каждого отдельно взятого упражнения
и перспективы всего учебного процесса. Педагог может частично делегировать,
доверить кому-то из детей провести конкретное упражнение или фрагмент
разминки.
Важно, чтобы школьники на занятиях ощущали успех, чувствовали, что
у них получается, тогда будет постоянная заинтересованность в дальнейшем
освоении процесса обучения. Нельзя нацеливать подростков на
определенный результат любым способом. Выстроенная модель воспитания и
обучения должна приносить удовольствие, а не сиюминутный успех «в
загнанных» рамках.
Планируемые результаты освоения курса
Предметные результаты:
выразительно читать и правильно интонировать;
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и
сценической речи;
использовать упражнения для проведения артикуляционной
гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять простые действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Личностные результаты:
умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
способность к объективному анализу своей работы и работы
товарищей;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции;
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной
преподавателем;
планирование своих действий на отдельных этапах работы;
осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с
помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится»,
«Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
развить интерес к театральному искусству;
освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
сформировать представления о театральных профессиях;
освоить правила проведения рефлексии;
строить логическое рассуждение и делать вывод;
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба,удивление, восхищение);
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогоми сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствиис коммуникативной задачей.
Формы контроля.
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий
контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр,
показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого
отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей,
проведения школьного мероприятия.
Учебно–тематический план:
Название
раздела/темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроль по
разделам
всего теория практика
1
1
Беседа, игра, инструктаж.
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение в театральные
зрители».
Экскурсия, творческое
задание
1.
2.
Вводное занятие
Азбука театра
3.
Театральное
закулисье
3
2
1
4.
Посещение
театра.
Сценическая
речь. Культура и
техника речи
Художественное
чтение.
1
1
1
5
1
4
5
1
4
7.
Основы актерского
грамоты
4
2
2
8.
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные
игры.
Ритмопластика.
Сценическое
движение.
Актёрский
практикум.
4
2
2
4
1
3
5
1
4
5.
6.
9.
10.
Просмотр спектакля,
написание эссе
Беседа, наблюдение;
выполнение творческих
заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение творческих
заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение творческих
заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение творческих
заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение творческих
заданий
Наблюдение; выполнение
творческих заданий
11.
Работа над
постановкой.
Итоговая
аттестация
Итого
2
34
2
12
Творческий отчёт
23
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство
с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях,
во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с
правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» –
умение представить
себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии.
Разработка Устава коллектива.
2. АЗБУКА ТЕАТРА
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид
искусства.
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с
мифологией.
Правила поведения в театре. Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные
зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками
или записывать названия спектаклей.
«Театральная» викторина.
3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в
диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными
профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример,
оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут
раскрыть тему. Сценический этюд «Представить профессию…».
4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в
профессиональный театр или просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов на
сопереживание: «Были ли моменты, где было особенно страшно, горько,
смешно, хоте- лось плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления»,
«Что бы вы добавили или поменяли в сценарии спектакля».
5. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Теоретическая часть. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного
аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
определение целей и условий выполнения;
педагогический показ;
просмотр упражнения;
комплексный контроль и корректировка.
В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал
посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку –
показал правильный вариант – посмотрел) можно добиться максимальной
эффективности в освоении того или иного упражнения.
Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии. Игры
применяются
в соответствии с возрастными интересами.
ДЫХАНИЕ
Обращать внимание на:
соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит,
ритмические шаги, координация движений и т.п.);
одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами
образов (например, фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю
комаров, рисую портрет и т.п.);
активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения
(например, парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить
воображаемые мячики и т.п.).
АРТИКУЛЯЦИЯ
Обращать внимание на:
обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы
и нижняя челюстьнаходятся в покое);
медленный темп, который увеличивает нагрузку на мышцы и делает
упражнение болееэффективным;
координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой
(например, движение языка противоположно движению и темпу движения
рук, плюс к этомудвижение зрачков и т.п.).
ДИКЦИЯ
Обращать внимание на:
активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения
(например, давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных
звукосочетаний);
ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с
различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над
кем-то и т.п.).
Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные
этюды с использованием упражнений по дикции и дыханию.
Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме
«Культура и техника речи», изданном Центром науки и методологии
Театрального института им. Бориса Щукина.
6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского
искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи.
Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.
Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Чтение вслух литературного произведения и его разбор. Выразительное
чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка логического анализа
текста на материале народных и литературных сказок.
Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку»,
узнавание сказки по рисунку, по фразе).
Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация,
развязка.
7. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ
Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания,
воображения и фантазии. Важно также развивать физическое самочувствие,
коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Сценическая
задача и чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером.
Больше внимания уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять
задачи упражнения. Цель занятия – закрепление результата и постановка
новой цели, на следующем занятии – повторение и закрепление. Обсуждение
результатов упражнения проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно
стремиться к осознанности занятий, быть заинтересованным в положительном
результате.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического
внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры.
Этюды на тему, фантазии на темукартин.
Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее
зеркало», «Фигуры» и т.д.
Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета.
Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия («…я
пошел в магазин и вдруг…»).
Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же
действия, но с различными задачами; одной и той же задачи, но в разных
предлагаемых обстоятельствах. Например, открыть дверь, чтобы
проветрилась комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать
кого-либо; собирать листья – в солнечную погоду, под дождем, под снегом и
т.д.
Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику
букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить,
знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово,
придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает
в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь
преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в
ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем
упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном
ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить средней возрастной
группе(11 – 13 лет).
Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам уснуть.
Нам необходимо его поймать. А ловить мы будем его только одним способом,
и я посмотрю, кто же из вас сможет точно выполнить это упражнение.
Сложность заключается в том, что нам необходимо сто- ять на месте и с
помощью лишь одного хлопка в ладоши попытаться поймать назойливого
комара. Кто лучше всех справится с этим упражнением, получит от меня
подарок! Сейчас каждому из вас я раздам букву, необходимо ее запомнить, а у
кого-то будет целых две буквы. В определенном ритмическом рисунке вам
необходимо не только напечатать слово «Воробей», но и попытаться поймать
комара, который будет постоянно вам мешать.
В создании определенной формы подачи того или иного упражнения
педагогу необходимо, с одной стороны, погружать ребенка в знакомую для
него ситуацию («ловля комара» – как предлагается в примере), развивающую
его внимание и воображение. С другой стороны, педагогу нужно
задействовать принцип соперничества и соревновательности (кто сможет
быстрее всех и точнее всех справиться с этим упражнением), но ни в коем
случае не выделять победителя и проигравшего!
Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме
«Основы актёрского мастерства», изданном Центром науки и методологии
Театрального института им. Бориса Щукина.
8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я»
в предлагаемых обстоятельствах.
Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные
театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и
вера в вымысел. Язык жестов, движенийи чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства.
Участие в Играх - инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.
Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый
дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену
предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало
холодно, налетела вьюга и т.д.).
Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление». Этюды покартинам художников.
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Сочинение и представление этюдов по сказкам.
9. РИТМОПЛАСТИКА
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов
рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата.
Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы и ограни чения. Правильно
поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия:
точки зала (сцены);
круг, колонна, линия (шеренга);
темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание
образа в движении под музыку).
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в
тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей
(ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц,
равновесие, координацию в пространстве. Приседания, игра с мячом, бег, бег
с произношением цифр, ритмические игры. Удар теннисного мяча в пол или
бросок в руки другого ребенка; бег по залу в сочетании с активными выдохами
на «пф»; счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал –
сказал ДВА и т.д.).
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания.
Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической
выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации движений).
Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве
при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза,
акценты, сильная и слабая доля.Правильная техника дыхания.
Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и
пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических
образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении
под музыку).
Координационные упражнения для рук, выполняемые в одной, двух,
трех плоскостях и со сменой плоскостей:
последовательные движения;
одновременно разнонаправленные, то есть выполняемые одновременно
двумя руками в разных направлениях с одновременной работой
неодноименных мышц — движения с асимметричной координацией из
асимметричных исходных положений.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в
методическом пособии- практикуме «Ритмика и сценические движения»,
изданном Центром науки и методологии Театрального института им.
Бориса Щукина.
10.
РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ,
МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного
произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление
сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей
театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов.
Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения
на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения.
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка
монологов. Пластический рисунок роли. Темпоритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов
декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для
музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная
репетиция.
11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
\
Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или
проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы