10-11 Музейное дело

Утверждена в составе ООП ООО
Директор Четырева Е.А.
Приказ № 52д от 30.08.2024

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Музейное дело
для 10-11 классов
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Музейное дело» предполагает обучение
основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения
деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения в 10-11 классах. Специфика организации
занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой
и
музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт
условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейнокраеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность
обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе
родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого
исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в
процессе практических занятий и в свободное время.
Школьный историко-этнографический музей в соответствии со своим профилем
расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к
судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному
краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает
важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует
сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою
роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки,
принимать
решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и
традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение
личности;
учебно–познавательных:
владение
способами
анализа,
синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в
нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать,
отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать
и критически осмысливать ее.
- коммуникативных:
владение различными способами взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными
социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных
умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие,
самопознание,
культура
мышления
и
поведения.

Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников
средствами музея.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами
музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и
уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование
национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых
компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий,
обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Учебно-образовательная и воспитательная.
6. Работа с фондами.
7. Информационно-технологическая работа.
Планируемые результаты освоения курса:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической
и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких эмоционально-окрашенных образов
исторических эпох;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов;
- формирование умения находить адекватные способы решения учебной
задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них,
- мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные
решения.
Метапредметные
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и
др;
-знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества,
расширить их возможности при изучении курсов литературы, музыки и
мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры.
Предметные
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов
своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и
познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и
деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В процессе обучения у учащихся происходит
-формирование представления об историческом времени и пространстве, о
преемственности системы социально-нравственных ценностей;
-формирование уважительного отношения к памятникам истории и культуры
-воспитание музейной культуры, обучение музейному языку
-формирование умений использовать экспонаты школьного музея в
построениибеседы, проведении экскурсии;
-овладение практическими знаниями по оформлению экспонатов,
составлениюэкспозиций и выставок;
-формирование умений проведения экскурсии по музею;
Данный курс предполагает как теоретические, так и практические занятия,
которые включают обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея,
организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.
Методы обучения:
Словесный – передача необходимой для обучения информации
Наглядный – просмотр видеофильмов и посещение экспозиций музеев.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из
фондов школьного музея для развития у учащихся мыслительной и
интеллектуально – познавательной деятельности.

Содержание программы
1. Школьный музей, как воспитания и обучения в школе
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея его
профиль. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и
наглядность в музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с
организацией туристско- краеведческой работы в школе. Основные направления
деятельности школьного музея.
2. Фонды школьного музея.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник
научных знаний.
Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура
музейных фондов. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех
направления музейной деятельности. Классификация и систематизация музейных
экспонатов.
Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о
порядке сбора учета и хранения музейных экспонатов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с
приемами определения, классификации и систематизации типовых предметов с
использованием определителей музейных коллекций.
3. Поисково – исследовательская работа
Разработка поиска по темам истории школы. Проведение поиска по конкретным
темам:
- Сбор экспонатов
- сбор информации
- обработка и систематизация собранных материалов
- организация научно-исследовательской деятельности.
4. Учет и хранение фондов
Задачи учетной работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги.
Шифровка экспонатов. Научное определение и описание предметов. Организация
хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в
экспозициях и фондах. Проведение инвентаризации.
Ведение вспомогательных материалов – записи воспоминаний, переписка с
выпускниками
5. Экспозиционная работа
Требования к организации экспозиции. Сбор материалов (поисковая работа) на
темы истории школы: директора школы, учителя – ветераны, учителя – участники

ВОВ, выпускники - герои, история школы в фотографиях, наша школа и музыка/
Разработка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций.
6. Подготовка и проведение музейной экскурсии
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной
работы музея. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсий. Принципы экскурсионной
методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со
структурой экспозиции, задачами учебной и воспитательной работы.
Учѐт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель
экскурсии. Тема и структура содержания. План и оставление плана каждой
экскурсии. Познавательные и воспитательные функции. Прослушивание
экскурсионных тем. Экскурсионные методы и приѐмы. Метод показа. Метод
рассказа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приѐмы сравнения и
мысленной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. Метод беседы.

Тематическое планирование

№

Темы занятий

Виды деятельности

1

Школьный
музей,
как Знакомство с музеями разных
воспитания и обучения в профилей по кино и
школе
фотоматериалам и литературе.

2
3

Фонды школьного музея.
Поисково –
исследовательская работа

4

Учет и хранение фондов

5

Экспозиционная работа

6

Подготовка и проведение
музейной экскурсии

Количество
часов
5

Знакомство с организацией и
направлениями деятельности
школьного музея. Разработка
тем исследований по истории
школы
Изучение документов о порядке
сбора, учета и хранения
музейных экспонатов. Работа
по шифрованию
систематизации фондов.
Изучение требований к
организации экспозиции.
Оформление экспозиций.
Экскурсия и лекция. Объекты
экскурсий. Принципы
экскурсионной методики. Типы
и виды экскурсий. Разработка
тематики экскурсий и их
содержания.

5
8

4

3

9

Календарно - тематическое планирование
№

1
2

Темы занятий
Школьный музей, как воспитания и обучения в
школе
История возникновения музейного дела
Социальные функции музея. Типы и профили музеев.
Принципы работы музея.

Количество
часов
5
1
1

3
4
5
6
7
8

9

10
11
12

13
14

15
16
17

18
19
20
21

Знакомство с положением о школьном музее. Профили 1
школьных музеев.
Предметность и наглядность в школьном музее. 1
Знакомство с экспозициями школьного музея.
Основные направления деятельности школьного музея. 1
5
Фонды школьного музея.
Научная организация фондовой работы
1
Музейный предмет как источник научных знаний.
1
Изучение законодательных и нормативных документов 1
о музейном фонде. Порядок сбора учета и хранения
музейных экспонатов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного 1
музея.
Знакомство
с
приемами
определения,
классификации и систематизации.
Вспомогательные материалы
1
8
Поисково – исследовательская работа
Разработка поиска по темам истории школы
1
Проведение поиска по конкретным темам: Интервью с 2
выпускниками и учителями – ветеранами. Запись их
воспоминаний.
Сбор экспонатов. Обработка и систематизация
2
собранных материалов
Разработка исследовательского проекта по истории
3
школы
4
Учет и хранение фондов
Задачи учетной работы. Инвентарная книга. Заполнение 2
книги учета экспонатов,
Шифровка, научное определение и описание
1
экспонатов.
Организация хранения. Общие требования к
1
обеспечению сохранности предметов в экспозициях и
фондах.
3
Экспозиционная работа
Требования к экспозиции
1
Сбор материалов для экспозиции
1
Оформление экспозиции
1
9
Подготовка и проведение музейной экскурсии
Экскурсия как одна из форм образовательной и 2
культурно-просветительной работы музея. Основные
принципы подготовки и проведения экскурсии в
школьном музее

22

23
23
25

Типы и виды экскурсий.
Тема и структура содержания. План и оставление плана 2
каждой экскурсии. Познавательные и воспитательные
функции.
Экскурсионные методы и приѐмы. Метод показа.
2
Метод рассказа. Метод беседы.
Требования к языку экскурсовода.
1
Защита проекта
2
Всего по курсу
34

Литература:
Программа составлена на основе Рабочей программы основного общего
образования: Внеурочная деятельность «Музейное дело» 34часа. Автор: Храмцева
И.Ю. https://infourok.ru/
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы,
рекомендации, библиография. – Архангельск, изд-во Архангельского областного
института переподготовки и повышения квалификации работников образования,
2014. – 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии
занятий: Учеб.- метод, пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2023. – 85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами
музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры:
Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика:
Учеб.пособие. – М.: Высшая школа, 2014. – 216с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».