География (ФГОС II), 10-11 классы

Приложение №3 к Основной
общеобразовательной программе
среднего общего образования
(ФГОС СОО) МБОУ СОШ №19
(утверждённой приказом №19
от 30.08.2023 №115)

Рабочая программа
Учебного предмета

География 10-11 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в
решении проблем человечества;
–
определять количественные и качественные характеристики
географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений,
наблюдений, исследований;
–
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;
–
сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и геоэкологических процессов и явлений;
–
сравнивать географические объекты между собой по заданным
критериям;
–
выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
–
раскрывать
причинно-следственные
связи
природнохозяйственных явлений и процессов;
–
выделять и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
–
выявлять и объяснять географические аспекты различных
текущих событий и ситуаций;
–
описывать изменения геосистем в результате природных и
антропогенных воздействий;
–
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее
пригодности для жизни человека;
–
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации,
миграции в странах и регионах мира;
–
объяснять состав, структуру и закономерности размещения
населения мира, регионов, стран и их частей;
–
характеризовать географию рынка труда;
–
рассчитывать численность населения с учетом естественного
движения и миграции населения стран, регионов мира;
–
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения
отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
–
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных
стран и регионов мира;
–
приводить примеры, объясняющие географическое разделение
труда;

–
определять принадлежность стран к одному из уровней
экономического развития, используя показатель внутреннего валового
продукта;
–
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи
различных
источников
информации
в
современных
условиях
функционирования экономики;
–
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом
хозяйстве;
–
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе
международных финансово-экономических и политических отношений;
–
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь
населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
характеризовать процессы, происходящие в географической
среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе
сравнения;
–
переводить один вид информации в другой посредством анализа
статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками
и диаграммами;
–
составлять географические описания населения, хозяйства и
экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
–
делать прогнозы развития географических систем и комплексов
в результате изменения их компонентов;
–
выделять
наиболее
важные
экологические,
социальноэкономические проблемы;
–
давать
научное
объяснение
процессам,
явлениям,
закономерностям, протекающим в географической оболочке;
–
понимать и характеризовать причины возникновения процессов
и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
–
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
–
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом
сообществе;
–
прогнозировать и оценивать изменения политической карты
мира под влиянием международных отношений;
–
оценивать социально-экономические последствия изменения
современной политической карты мира;
–
оценивать геополитические риски, вызванные социальноэкономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
–
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и
регионов мира;
–
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое
хозяйство;

–
анализировать региональную политику отдельных стран и
регионов;
–
анализировать
основные
направления
международных
исследований малоизученных территорий;
–
выявлять особенности современного геополитического и
геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
–
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения
между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
–
давать оценку международной деятельности, направленной на
решение глобальных проблем человечества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе образования география как учебный предметзанимает
важное место в формировании общей картины мира, географической
грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного
для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании
экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению
к географической информации, получаемой из СМИ и других источников.
География формирует географическое мышление – целостное восприятие
всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также
практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами областей общественных, естественных, математических
и гуманитарных наук.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том
числе на формирование целостного восприятия мира.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в
окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды.
Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути
решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории
и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная
политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика.
«Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и
структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав,
городское и сельское население). Основные очаги этнических и
конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости.
Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой
структуры.
География основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные
отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира.
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного

потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития
крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки,
Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и
Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов
мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.
Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество.
Международные организации (региональные, политические и отраслевые
союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География
экономических, политических, культурных и научных связей России со
странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое
сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык
географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль
географии в решении глобальных проблем современности. Международное
сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ (на выбор учителя):
1.
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества)
основными видами ресурсов.
2.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии.
Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.
3.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и
регионах мира.
4.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
5.
Характеристика политико-географического положения страны.
6.
Характеристика экономико-географического положения страны.
7.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
8.
Классификация стран мира на основе анализа политической и
экономической карты мира.
9.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным
транспортным магистралям мира.
10. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения
различных территорий.
11. Составление экономико-географической характеристики одной
из отраслей промышленности.
12. Прогнозирование изменения численности населения мира и
отдельных регионов.
13. Определение состава и структуры населения на основе
статистических данных.
14. Выявление основных закономерностей расселения на основе
анализа физической и тематических карт мира.
15. Оценка основных показателей уровня и качества жизни
населения.
16. Оценка эффективности демографической политики отдельных
стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе
статистических данных.
17. Выявление и характеристика основных направлений миграции
населения.
18. Характеристика влияния рынков труда на размещение
предприятий материальной и нематериальной сферы.
19. Анализ участия стран и регионов мира в международном
географическом разделении труда.
20. Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного
региона, страны, города.
21. Определение международной специализации крупнейших стран и
регионов мира.
22. Анализ международных экономических связей страны.
23. Анализ
и
объяснение
особенностей
современного
геополитического и геоэкономического положения России.

24. Определение основных направлений внешних экономических,
политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми
странами мира.
25. Выявление на основе различных источников информации
приоритетных
глобальных
проблем
человечества.
Аргументация
представленной точки зрения.
26. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных
проблем человечества.
27. Анализ
международной
деятельности
по
освоению
малоизученных территорий.
28. Отображение статистических данных в геоинформационной
системе или на картосхеме.
29. Представление географической информации в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм, картосхем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю в 10 и 11 классах
10 класс (34 часа)
№ п/п

1/1

2/1
3/2
4/3
5/1
6/2
7/3
8/4
9/5
10/6

11/1
12/2
13/3
14/4
15/5
16/6
17/7
18/8
19/9
20/10
21/11
22/12
23/13
24/14

Количество
часов,
Тема учебного занятия
отводимых на
освоение
каждой темы
Раздел I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (24 часа)
География как наука. Методы географических
исследований
и
источники
географической
1
информации
Тема 1. Природа и человек в современном мире (3 часа)
Природные условия и природные ресурсы – основа
1
экономического развития
Взаимодействие общества и природной среды
1
География природопользования
1
Тема 2. Население мира (6 часов)
Численность,
воспроизводство,
половой
и
1
возрастной состав населения
Географический рисунок мирового расселения
1
Человечество – мозаика рас и народов
1
Современная география религий
1
Уровень и качество жизни населения
1
Обобщение, повторение и контроль знаний по теме
1
«Население мира»
Тема 3. География мирового хозяйства (14 часов)
Особенности развития современного мирового
1
хозяйства
Факторы размещения хозяйства
1
«Кто есть кто» в мировой экономике
1
Мировое аграрное производство
1
Горнодобывающая промышленность мира
1
Обрабатывающая промышленность мира
1
Непроизводственная сфера мирового хозяйства
1
Мировая транспортная система
1
Современная информационная экономика
1
Современные мирохозяйственные связи
1
Внешняя торговля товарами
1
Международные финансовые отношения
1
Международный туризм
1
Обобщение, повторение и контроль знаний по теме
1
«География мирового хозяйства»

Количество
часов,
№ п/п
Тема учебного занятия
отводимых на
освоение
каждой темы
Раздел II. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА (10 часов)
Тема 4. Географический облик регионов и стран мира (2 часа)
25/1 Общая характеристика регионов и стран мира
1
26/2 Геополитический образ мира
1
Тема 5. Зарубежная Европа (8 часов)
27/1 Зарубежная Европа в современном мире
1
Внутренние различия в Европе. Северная Европа.
28/2
1
Норвегия: природная среда в жизни человека
Средняя Европа. Германия – «экономический
29/3
1
локомотив Европы»
30/4 Средняя Европа. Многоликая Франция
1
Средняя Европа. Великобритания: от традиций до
31/5
1
современности
32/6 Южная Европа. Италия на мировых рынках
1
Восточная Европа. Венгрия – страна на перекрёстке
33/7
1
Европы
34/8 Итоговая контрольная работа
1
11 класс (34 часа)
Продолжение курса
№ п/п

1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/6
7/7
8/8

Количество
часов,
Тема учебного занятия
отводимых на
освоение
каждой темы
Раздел II. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА (28 часов)
Тема 6. Зарубежная Азия (11 часов)
Географическое наследие Азии
1
Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и
1
проблемы его использования
«Азиатский тип» населения
1
Зарубежная Азия в современном мире
1
Региональное деление Азии. Юго-западная Азия.
1
Турция
Южная Азия. Индия – самая многонациональная
1
страна мира
Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая
1
страна-архипелаг
Восточная Азия. Китай: социально-экономическое
1

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество
часов,
отводимых на
освоение
каждой темы

развитие
9/9
Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо»
1
Восточная Азия. Республика Корея – новая
10/10
1
индустриальная страна
11/11 Центральная Азия и Закавказье
1
Тема 7. Америка (8 часов)
12/1 Америка в современном мире
1
13/2 Географическое наследие Америки
1
14/3 Население и география культур Америки
1
Северная Америка. Пространственный рисунок
15/4
1
хозяйства США
16/5 Индустриализация в Латинской Америке
1
17/6 Бразилия – латиноамериканский гигант
1
18/7 Мезоамерика – территория на стыке двух Америк
1
Обобщение, повторение и контроль знаний по
19/8
1
темам «Зарубежная Азия», «Америка»
Тема 8. Африка (4 часа)
20/1 Африка в современном мире
1
21/2 Географическое наследие Африки
1
22/3 Географическая специфика Африки
1
23/4 Географические субрегионы Африки. ЮАР
1
Тема 9. Австралия и Океания (2 часа)
24/1 Австралия и Океания в современном мире
1
25/2 Географическая специфика Австралии и Океании
1
Тема 10. Россия (3 часа)
26/1 Геополитическое положение России
1
27/2 Россия в мировой экономике
1
Обобщение, повторение и контроль знаний по
28/3 темам «Африка», «Австралия и Океания»,
1
«Россия»
Раздел III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (3 часа)
Общая характеристика глобальных проблем.
29/1 Экологическая проблема в фокусе современного
1
мирового развития
30/2 Проблема демилитаризации и сохранения мира
1
31/3 Глобальная продовольственная проблема
1
32-34/
Повторение и обобщение курса средней школы
3
1-3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».