Приложение №3 к Образовательной программе среднего общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ №19 (утверждённой приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обучение сочинениям разных жанрам среднее общее образование (ФГОС II) с.Бродово 2023-2024 учебный год О О буч е н и е со ч и н е н и я м разн ы х ж а н ро в . бучение н ап и сан и ю сочи нен ия- рассуж дени я. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 0 - 1 1 КЛАССОВ. Пояснительная записка составлена на основе следующих документов: • Закон РФ "Об образовании" № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ; • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089); • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений; • Методические рекомендации по преподаванию русского язык в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года. Обучение написанию сочинения- одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка. Она особенно актуальна в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для среднего и старшего звена, итоговой аттестации выпускников в формате ОГЭ и ЕГЭ. Учителю, работающему в старших классах, необходимо разрабатывать новые подходы к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом; совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями. Программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в 10 («Обучение сочинениям разных жанров») и 11(«Обучение написанию сочинениярассуждения») классах; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. Планируемый результат В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен иметь представления: • О коммуникативной функции языка; • О литературном языке как основе художественной литературы; • О языковых нормах и их признаках. Знать: • Смысл понятий: речь устная, письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы; • Стили речи и их признаки; • Особенности жанра рассуждения; • Признаки текста и его функциональные смысловые типы; • Основные единицы языка, их признаки; • Основные нормы русского литературного языка; • Основные нормы речевого этикета; Уметь: • Различать стили речи; • Проводить лингвистический, стилистический анализ текста; • Вести спор, соблюдая правила речевого этикета; • Определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; • Подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение; свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая правила построения текста; • Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; • Осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст; • Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать их в творческой работе; • Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. Кол. часов 3 6 4 2 8 5 7 Содержание программы «Обучение сочинениям разных жанров» Основное содержание Сочинение как текст. Основные признаки текста. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам Своеобразие жанров сочинений Выбор темы сочинения. Структура сочинения Сочинение-рассуждение Календарно-тематическое планирование элективног о курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. № заня тия 1 2 Тема Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Планируемый результат освоения материала Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинения как текста. Уметь выделить основные признаки теста Иметь представление о составлении текста, о соединении частей в единое целое, о соответствии составленного текста тому или иному стилю. Кол-во часов 1 Дата проведения Факт. Уч. нед. 1 1 2 3-4 5-6 7-8 9 10 11 1213 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала. Планирование будущего текста. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Составление плана сочинения, подбор фактического материала Классификация сочинений по проблематике Классификация сочинений по тематике и жанрам. Своеобразие жанров сочинений. Литературно-критическая статья Рецензия Эссе, очерк Дневник, путешествие Сочинение-характеристика Литературный портрет План сочинения любого жанра. Зависимость структуры сочинения от его типа Выбор темы сочинения Выбор эпиграфа Составление планов простых и сложных Написание вступлений и заключений в зависимости от жанра Сочинение-рассуждение. Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением. Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении Тема сочинения как доказательство или опровержение Уметь анализировать художественный текст при подготовке к сочинению. 2 3,4 Уметь отбирать и систематизировать материал при планировании будущего текста. 2 5,6 2 1 7,8 9 Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь определить их роль. Уметь составлять таблицы терминов (литературоведческих, обществоведческих) Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины. Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический материал Уметь представить классификацию по разным критериям. Иметь понятие о жанрах сочинения Уметь создавать коллективный план сочинения любого жанра. Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра.2 Уметь выбирать тему сочинения, обосновывать ее. Уметь анализировать эпиграфы в художественных произведениях. Подбирать эпиграф при написании сочинения. Уметь составлять простой и сложный план. Уметь писать вступление и заключение в зависимости от жанра сочинения. Иметь понятие о сочинении-рассуждении. Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план. Уметь подбирать аргументы и фактический материал. Уметь разрабатывать темы сочинения как доказательство или опровержение 1 1 10 11 2 12,13 1 14 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 1 25 26 1 27 1 г~28 1 1 29 30 1 31 1 32 3334 Сочинение-рассуждение и его анализ 2 Уметь писать сочинение-рассуждение. 33,34 Содержание программы курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения» 1. Текст. Тема, идея, проблема. Стили речи: литературно-художественный, публицистический. 2. Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста Выявление авторской позиции. Выделение микротемы. Средства связи между частями текста. Определение типа речи, стиля, жанра. Лексико-фразеологические особенности текста. Особенности построения текста (его композиция). Впечатление от данного текста. 2. Композиция сочинения - рассуждения. Вступление, основная часть, заключение. 3. Работа над вступлением. Цели, структура и приёмы написания вступления. 4. Работа над основной частью. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментирование проблемы. Виды комментария. Оценочные слова. 6. Позиция автора и способы её выражения. 7. Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. Типы аргументации. Способы ввода аргументов. 8. Работа над заключением. Цели и приёмы написания заключения. 9. Анализ сочинений-рассуждений по текстам. 10. Самостоятельное написание сочинений по текстам. Экспертная оценка сочинений. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения» в 11 кл. № Тема занятия 1-2 Кол-во Домашнее задание Дата Работа с текстом проведения Уч.нед Факт 1,2 часов Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. 2 3-8 9-12 Основные аспекты анализа текста. Тема текста. Проблема. Комментарий проблемы. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. 6 Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. 4 Работа с текстом 7.8 Работа с сочинением Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. 9,10,11, 12 Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише. 13-16 3.4.5.6. 4 Оформление работы 13-16 2 Самоанализ 17-18 Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение 17-18 собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. 19-20 Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, сочинения 2 Рецензирование 19-20 своей работы написанные на основе текста художественного стиля). Оформление 21-22 работы. Анализ текста публицистического стиля. Работа с одним текстом по 2 Анализ текста 21-22 23-24 разным проблемам. Самостоятельная работа над текстами публицистического стиля с 2 Работа с текстом 23-24 25-26 использованием рекомендаций учителя. Самостоятельная работа над редактированием текста. 2 Редактирование 25-26 27-28 29-30 Самостоятельная творческая работа над текстами. Обучающее сочинение -рассуждение по тексту научно-популярного 2 2 текста Творческая работа Научно-популярный 27-28 29-30 31-32 стиля. Текстовые ошибки. Классификация ошибок. Корректное изложение 2 стиль. Сообение Классификация 31-32 ошибок собственного мнения по проблеме Рецензирование самостоятельных 33-34 творческих работ. Подведение итогов курса. Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов. 1 Исправление недочетов 33-34 Критерии оценивания курса: Отметка «зачет» включает в себя следующие критерии: - посещение не менее 65% занятий по курсу; - выполнение промежуточных заданий; - выполнение итоговой зачетной работы, предусмотренной программой курса. Отметка «незачет» выставляется при отсутствии двух-трех критериев и соответствует отметке «неудовлетворительно». При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы, предложенные учителем определенной теме, и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".