Приложение №3 к Образовательной программе среднего
общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ №19
(утверждённой приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение сочинениям разных жанрам
среднее общее образование
(ФГОС II)
с.Бродово
2023-2024 учебный год
О
О
буч е н и е со ч и н е н и я м разн ы х ж а н ро в .
бучение н ап и сан и ю сочи нен ия- рассуж дени я.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 0 - 1 1 КЛАССОВ.
Пояснительная записка
составлена на основе следующих документов:
• Закон РФ "Об образовании" № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 №
1089);
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
• Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений;
• Методические рекомендации по преподаванию русского язык в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральный
базисный учебный план 2004 года.
Обучение написанию сочинения- одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка. Она особенно актуальна в условиях
внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для среднего и старшего звена, итоговой аттестации выпускников в формате
ОГЭ и ЕГЭ. Учителю, работающему в старших классах, необходимо разрабатывать новые подходы к обучению школьников учебным предметам, в
том числе и русскому языку. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной
речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения
материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного
ученика.
Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом
особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом;
совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений
и заданиями.
Программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в 10 («Обучение сочинениям разных жанров») и 11(«Обучение написанию сочинениярассуждения») классах; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Планируемый результат
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен иметь представления:
•
О коммуникативной функции языка;
•
О литературном языке как основе художественной литературы;
•
О языковых нормах и их признаках.
Знать:
•
Смысл понятий: речь устная, письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
•
Стили речи и их признаки;
•
Особенности жанра рассуждения;
•
Признаки текста и его функциональные смысловые типы;
•
Основные единицы языка, их признаки;
•
Основные нормы русского литературного языка;
•
Основные нормы речевого этикета;
Уметь:
•
Различать стили речи;
•
Проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
•
Вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
•
Определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей
действительности;
•
Подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение; свободно, правильно, логично и
образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая правила построения текста;
•
Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
•
Осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
•
Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации,
свободно использовать их в творческой работе;
•
Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Кол.
часов
3
6
4
2
8
5
7
Содержание программы «Обучение сочинениям разных жанров»
Основное содержание
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
Своеобразие жанров сочинений
Выбор темы сочинения. Структура сочинения
Сочинение-рассуждение
Календарно-тематическое планирование элективног о курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.
№
заня
тия
1
2
Тема
Сочинение как текст. Основные
признаки текста.
Общие требования к составлению
текста. Сбалансированность частей
работы, соответствие определённой
стилистике.
Планируемый результат освоения материала
Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинения
как текста. Уметь выделить основные признаки теста
Иметь представление о составлении текста, о соединении частей в
единое целое, о соответствии составленного текста тому или
иному стилю.
Кол-во
часов
1
Дата
проведения
Факт.
Уч.
нед.
1
1
2
3-4
5-6
7-8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Работа над текстом художественного
произведения при подготовке к
сочинению.
Отбор материала, систематизация
фактического материала.
Планирование будущего текста.
Теоретико-литературные понятия и их
роль в подготовке к экзаменам по
литературе.
Актуальные литературоведческие,
обществоведческие термины
Основные литературоведческие
понятия в формулировках тем
сочинений.
Составление плана сочинения, подбор
фактического материала
Классификация сочинений по
проблематике
Классификация сочинений по тематике
и жанрам.
Своеобразие жанров сочинений.
Литературно-критическая статья
Рецензия
Эссе, очерк
Дневник, путешествие
Сочинение-характеристика
Литературный портрет
План сочинения любого жанра.
Зависимость структуры сочинения от
его типа
Выбор темы сочинения
Выбор эпиграфа
Составление планов простых и
сложных
Написание вступлений и заключений в
зависимости от жанра
Сочинение-рассуждение.
Развёрнутый план работы над
сочинением-рассуждением.
Аргументы и фактический материал в
сочинении-рассуждении
Тема сочинения как доказательство
или опровержение
Уметь анализировать художественный текст при подготовке к
сочинению.
2
3,4
Уметь отбирать и систематизировать материал при планировании
будущего текста.
2
5,6
2
1
7,8
9
Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь
определить их роль.
Уметь составлять таблицы терминов (литературоведческих,
обществоведческих)
Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых
есть термины.
Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический
материал
Уметь представить классификацию по разным критериям.
Иметь понятие о жанрах сочинения
Уметь создавать коллективный план сочинения любого жанра.
Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический
материал и структурировать его зависимости от жанра.2
Уметь выбирать тему сочинения, обосновывать ее.
Уметь анализировать эпиграфы в художественных произведениях.
Подбирать эпиграф при написании сочинения.
Уметь составлять простой и сложный план.
Уметь писать вступление и заключение в зависимости от жанра
сочинения.
Иметь понятие о сочинении-рассуждении.
Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и
содержание темы, составлять план.
Уметь подбирать аргументы и фактический материал.
Уметь разрабатывать темы сочинения как доказательство или
опровержение
1
1
10
11
2
12,13
1
14
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
1
1
25
26
1
27
1
г~28
1
1
29
30
1
31
1
32
3334
Сочинение-рассуждение и его анализ
2
Уметь писать сочинение-рассуждение.
33,34
Содержание программы курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения»
1. Текст. Тема, идея, проблема. Стили речи: литературно-художественный, публицистический.
2. Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста Выявление авторской позиции. Выделение микротемы.
Средства связи между частями текста. Определение типа речи, стиля, жанра. Лексико-фразеологические особенности текста. Особенности построения
текста (его композиция). Впечатление от данного текста.
2. Композиция сочинения - рассуждения. Вступление, основная часть, заключение.
3. Работа над вступлением. Цели, структура и приёмы написания вступления.
4. Работа над основной частью. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментирование проблемы. Виды комментария.
Оценочные слова.
6. Позиция автора и способы её выражения.
7. Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. Типы аргументации. Способы ввода аргументов.
8. Работа над заключением. Цели и приёмы написания заключения.
9. Анализ сочинений-рассуждений по текстам.
10. Самостоятельное написание сочинений по текстам. Экспертная оценка сочинений.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения» в 11 кл.
№
Тема
занятия
1-2
Кол-во
Домашнее задание
Дата
Работа с текстом
проведения
Уч.нед Факт
1,2
часов
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой
работе.
2
3-8
9-12
Основные аспекты анализа текста. Тема текста. Проблема.
Комментарий проблемы. Авторская позиция. Корректное изложение
собственного мнения по проблеме. Аргументы.
6
Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть.
4
Работа с текстом
7.8
Работа с сочинением
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.
9,10,11,
12
Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.
13-16
3.4.5.6.
4
Оформление работы
13-16
2
Самоанализ
17-18
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение
17-18
собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление
недочетов.
19-20
Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения,
сочинения
2
Рецензирование
19-20
своей работы
написанные на основе текста художественного стиля). Оформление
21-22
работы.
Анализ текста публицистического стиля. Работа с одним текстом по
2
Анализ текста
21-22
23-24
разным проблемам.
Самостоятельная работа над текстами публицистического стиля с
2
Работа с текстом
23-24
25-26
использованием рекомендаций учителя.
Самостоятельная работа над редактированием текста.
2
Редактирование
25-26
27-28
29-30
Самостоятельная творческая работа над текстами.
Обучающее сочинение -рассуждение по тексту научно-популярного
2
2
текста
Творческая работа
Научно-популярный
27-28
29-30
31-32
стиля.
Текстовые ошибки. Классификация ошибок. Корректное изложение
2
стиль. Сообение
Классификация
31-32
ошибок
собственного мнения по проблеме Рецензирование самостоятельных
33-34
творческих работ.
Подведение итогов курса. Критерии и нормативы оценки задания.
Типы ошибок. Исправление недочетов.
1
Исправление
недочетов
33-34
Критерии оценивания курса:
Отметка «зачет» включает в себя следующие критерии:
- посещение не менее 65% занятий по курсу;
- выполнение промежуточных заданий;
- выполнение итоговой зачетной работы, предусмотренной программой курса.
Отметка «незачет» выставляется при отсутствии двух-трех критериев и соответствует отметке «неудовлетворительно».
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы, предложенные учителем
определенной теме, и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".