Родной язык ФГОС 2

Приложение №3 к Образовательной программе среднего
общего образования (ФГО'С СОО) МБОУ COI.I.I №19
(утверждённой приказом МБОУ СОШ № 19 от 30.08.2023) № 115

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РОДНОЙ ЯЗЫК (русский)
среднее общее образование
(ФГОС II)

с.Бродов'О
2023-2024 учебный год

ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по
учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие
документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г, N 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса,
определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном
плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса,
характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому
родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного предмета «Русский родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами
учебного
предмета
«Русский
родной
язык».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка,
изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание
программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому языку,
заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной

области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются
следующие цели:
•
воспитание гражданина и патриота; формирование представления
о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование познава­
тельного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него - к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению
и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культу­
рам и языкам народов России; овладение культурой межнационального обще­
ния;
•
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому само­
совершенствованию ;
•
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явле­
ниях и категориях современного русского литературного языка, которые обес­
печивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сфе­
рах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основ­
ных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русско­
го языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с нацио­
нально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
•
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифи­
цировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соот­
ветствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информа­
цию;
•
развитие проектного и исследовательского мышления, приобрете­
ние практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспи­
тание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по родному русскому языку составлена на основе требований
к предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в
объеме 70 часов.

Общая характеристика учебного предмета «Родной т ы к (русский)»
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России, основа
формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения,
обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной
культуры. Изучение русского языка и владение им - могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной
канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому
опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения
родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в
овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно
выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и
анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в
ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных
ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но
и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающиеся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное
время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться
как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)»
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к
внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой
системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые
обнаруживают
прямую,
непосредственную
культурно-историческую
обусловленность.
Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)»
являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в
связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о
сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном
языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на
формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из
основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению
языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных
функций языковой кодификации.
Программой
предусматривается
расширение
и
углубление
межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не
только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе
изучаемых дисциплин естественнонаучного н гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной т ы к (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного
языка опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы
(блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в образовательной организации, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную
специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого
этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в
языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение
культурой межнационального общения.
Второй блок «К ультура речи» ориентирован на формирование у
учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского
языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего

поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и
произвольного использования норм русского литературного языка для создания
правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и
письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности,
чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность, Текст» представлено
содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в
их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых
умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников
ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать
речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать
тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Планируемые личностные результаты освоения ООП
российская идентичность, способность к осознанию российской иден­
тичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- куль­
турной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность
к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гор­
дости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспек­
тив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоин­
ства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собствен­
ную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого
и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей
и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспита­
нию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданско­
го общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимо­
помощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному до-

выстраивать индавидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Э.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исхода из соображений ре­
зультативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой р а б о т быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, высту­
пающий, эксперт и т,д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использовани­
ем адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образонательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой си­
туации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, про­
сторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)
при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диало­
гические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, кон­
спекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, докла­
ды, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа тек­
ста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка
при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, про­
смотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с пол­
ным пониманием текста, е пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, ос­
новной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основ-

стоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловече­
ских ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза­
имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доб­
рожелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми млад­
шего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по ко­
торым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в дея­
тельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной дея­
тельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных за­
дач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для дости­
жения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной зара­
нее целью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе но­
вые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных пози­
ций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представ­
ления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

ную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и пере­
водить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые сред­
ства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том
числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и ис­
тории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответ­
ствии с правшами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную
и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой инфор­
мации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функцио­
нального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письмен­
ной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки

на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники
для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать жтетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).
СОДЕРЖ АНИЕ У ЧЕБН О ГО ПРЕДМ ЕТА
«Родной язы к (русский)», 10 класс
Раздел 1, Я зы к и культура (10 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире - в
международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его
единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неалогический бум» рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2, К ультура речи (11ч.)
О сновные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные
акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
О сновные лексические норм ы современного русского литературного
язы ка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лекси­
ческой сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
О сновные грам м атические нормы современного русского литератур­
ного язы ка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов,
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы
в
современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии.

Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории
русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого
мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство
публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника
импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры,
сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и
убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в
публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций
спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологи­
ческие и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические эн­
циклопедии, словари и справочники.
0(Ьитально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового
стиля: точность, неличный характер, стандартизированность. стереотипность
построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологиче­
ские, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства
общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использова­
ние учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности
русской речи. Основные виды тропе», их использование мастерами
художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях
русского синтаксиса.
Резерв учебного времени - 3 ч.
11 класс
Раздел 1. Язык н культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты
художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая
работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н.
Помяловский о разнообразии языка.

Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы
современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Написания,
подчиняющиеся
морфологическому,
фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А, Грибоедова, А.
Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари
языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский
язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литератур­
ного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы
слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур.
Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены
связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской
речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом
общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный
этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч)
Язык и речь. Виды речевом деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь,
презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная
дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения
и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного
плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Резерв учебного времени - 3 ч.

Тематическое планирование
10 класс (1 час в неделю/35 часов в год)
Хеп/п Тема

Х°
уро­
ка

1
2
3

4

5-6
7
8
9

10

Кол-во
часов

В том числе
Контрольные работы
Тест
Творческая ра­
бота
1
г
2
1
2
1
h
2

Язык и культура
8
Культура речи
12
Речевая деятельность.
13
Текст,
Резервные уроки
2
Всего
35
3
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Колво ча­
сов

Язык и культура (8 часов)
Русский язык в Российской Федерации и в совре­
менном мире
Система русского «зыка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление
Основные тенденции активных процессов в со­
временном русском языке. «Неологичесхий бум»
русского языка в 21 веке, его причины
Изменение значений и переосмысление имею­
щихся в русском языке слов, их стилистическая
переоценка
Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни со­
временного общества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Раз­
витие современного русского языка»
Анализ контрольной работы
Культура речи (12 часов)
Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного рус­
ского литературного языка. Речевая избыточность

1
1
1

1

2
1
1
1

1

6
Дата
планиРУемая

Да­
та
фак
тическа
я

11

12
13
14

15

16
1718
19

20
22
23
24

25
26
2728
29

30
31

и точность. Типичные ошибки, связанные с рече­
вой избыточностью.
Свободная и несвободная лексическая сочетае­
1
мость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости
Основные грамматические нормы современного
1
русского литературного языка
Нормы употребления причастных и деепричаст­
1
ных оборотов, предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных пред­
1
ложений. Нарушение видовременной соотнесен­
ности глагольных форм.
Этика и этикет в электронной среде общения. По­
1
нятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернетполемики.
1
Этикетное речевое поведение в ситуациях дело­
вого общения.
Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура
2
речи?»
Контрольная работа в форме теста по теме «Со­
1
временные орфоэпические, лексические, грамма­
тические нормы русского языка»
1
Анализ контрольной работы
Речь. Речевая деятельность. Тест (12 часов)
1
Понятие речевого (риторического) идеала, эф­
фективности речевого общения.
1
Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.
1
Техника импровизированной речи. Средства ре­
чевой выразительности: «цветы красноречия».
Риторика остроумия
1
Категория монолога и диалога как формы речево­
го общения
Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика
2
Р/р Публичное выступление (практическое заня­
тие)
1
Функциональные разновидности языка. Публици­
стический, научный, официально-деловой стали
речи
1
Язык художественной литературы. Разговорная
речь________________________ ____________ __
т 1
Контрольная работа в форме теста по теме

—

32
33
3435

«Функциональные разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме
Резервные уроки

1
1
2

11 класс (1 час в неделю/315 часов в год)
Кол-во
В том числе
часе®
Контрольные работы
Тест
Творческая ра­
бота
.Язык и культура
2
5
Культура речи
2
2
18
Речевая деятельность.
1
2
9
Текст.
Резервные уроки
3
Всего
35
3
6

№п/п Тема

-

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
№
Колмуро­
ка
чество
ча­
сов
Я зы к и культура (5 часов)
1
Язык и речь. Язык и художественная литература
1
1
Тексты художественной литературы как единство
2
формы и содержания
2
3-4 Р/р Практическая работа с текстами русских пи­
сателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)
1
Н. Помяловский о разнообразии язшеа.
5
К ультура речи (18 часов)
1
Основные
нормы
современного
литературного
6
произношения и ударения в русском языке.
1
Написания, подчиняющиеся морфологическому,
7
фонетическому, традиционному принципам рус­
ской орфографии
1
Русская лексика с точки зрения ее происхождения
8
и употребления.
1
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
9
произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина,

Дата
пла­
ниру­
емая

Дата
фак­
таческая

lo ­
ll
12

13

14
15

16
17

18

19
20
21
22
23
22
23
24
25

26
28-

Н, Гоголя и др. русских писателей
Р/р Творческая работа «Употребление фразеоло­
гизмов в художественной литературе»
Словари русского языка. Словари языка писате­
лей. Лексический анализ текста. Статья К. Баль­
монта «Русский язык как основа творчества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Ор­
фоэпические и лексические нормы русского язы­
ка»
Анализ контрольной работы
Морфологические нормы как выбор вариантов
морфологической формы слова и ее сочетаемости

2
1

1

1
1

Определение рода аббревиатур. Нормы употреб­
ления сложносоставных слов.
1
Синтаксические нормы как выбор вариантов по­
строения словосочетаний, простых и сложных
предложений. Предложения, в которых однород­
ные члены связаны двойными союзами,
1
Способы оформления чужой речи. Цитирование,
Синтаксическая синонимия как источник богат­
ства и выразительности русской речи
1
Этика и этикет в деловом общении. Функции ре­
чевого этикета в деловом общении
1
Этапы делового общения
1
Протокол делового общения. Телефонный этикет
в деловом общение.
1
Контрольная работа в форме теста по теме
«Грамматические нормы русского языка»
1
Анализ контрольной работы
Речь» Речевая деятельность. Тест (9часов)
1
Речевые жанры монологической речи: доклад,
поздравительная речь, презентация
1
Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты
1
Признаки текста. Виды связей предложений в
тексте
1
Способы изложения и типы текстов. Особенности
композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац, Виды преобразования текста. Корректи­
ровка текста.
2
Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат
1
Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи

29
30
31
32
3335

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

А, Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональные разновид ности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме
Резервные уроки

1
1
1
3

П римерны е тем ы проектны х и исследовательских работ
Жанр интервью в современных газетах
Искусство вести беседу
Телевидение и литература: что окажется сильнее
Как влияют социальные сети на язык,
Край родной в легендах и преданиях,
Научные открытия А.А. Шахматова.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности
русской речи.
Структурные особенности русских метафор.
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста
(на материале предвыборных публикаций).
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в
современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы,
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Роль "ников" в интернете.
Язык как отражение национального характера.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Языковой портрет ученика нашей школы.
Как влияют социальные сети на язык?
Особенности языка СМС сообщений.
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».