Приложение №3 к Основной общеобразовательной программе среднего общего образования (ФГОС СОО) МБОУ СОШ №19 (утверждённой приказом №19 от 30.08.2023 №115) Рабочая программа Учебного предмета Индивидуальный проект 11 класс Пояснительная записка Целью учебного курса «Индивидуальный проект» в средней школе является создание условий для развития личности обучающегося, способной: - адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира; - проявлять социальную ответственность; - самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта; - конструктивно сотрудничать с окружающими людьми; - генерировать новые идеи, творчески мыслить. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: - обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем); - развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению; - развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; - обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; - развитие навыков самоанализа и рефлексии результативности решения проблемы проекта); (самоанализа успешности и - обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты; - развитие навыков конструктивного сотрудничества; - развитие навыков публичного выступления Сроки реализации программы – 2 года, 10- 11 классы. Форма аттестации: предзащита/защита проекта Согласно учебному плану предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 -11классах 1 час в неделю, всего на изучение курса 68 часов. Личностные, предмета метапредметные и предметные результаты освоения учебного Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. учебно-исследовательской Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности; структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы; навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования; оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы; наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями; описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов; проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты; проводить измерения с помощью различных приборов; выполнять письменные инструкции правил безопасности; оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент. Содержание учебного предмета, курса 10 класс Раздел 1. Введение Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Раздел 2. Инициализация проекта Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Структура проектов, курсовых и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. 11 класс Раздел 1. Введение Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс. Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада. Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка индивидуального прогресса проектантов. Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов. Формы контроля за результатами освоение программы. Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д. Предусматривается организация взаимодополняющих формах: учебного процесса в двух презентации, взаимосвязанных и - урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере; - внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения. Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения. В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта. Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтенонезачтено». В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается «зачтенонезачтено»). Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется один раз и оценивается «зачтено-не зачтено». Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях. В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы: защиту исследования (проекта); обсуждение исследовательской работы (проекта); предзащиту исследовательской работы (проекта). Форма итоговой аттестации – зачет. Тематическое планирование Наименование раздела 10 класс Введение 3 часа Инициализация проекта 24 часа Оформление промежуточных результатов проектной деятельности 7 часов 11 класс 4 часа Управление оформлением и завершением проектов 24 часа Защита результатов проектной деятельности 5 часов Рефлексия проектной деятельности 1 час Календарно- тематическое планирование курса «Индивидуальный проект» 10 – 11 классы № урока Количество часов Наименование раздела, темы 10 класс Раздел 1. Введение 3 1 Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Стартовая диагностика 1 2 Типология проектов 1 3 Методология и технология проектной деятельности 1 Раздел 2. Инициализация проекта 24 4 Тема и проблема проекта 1 5 Тема и проблема проекта 1 6 Критерии оценивания проектов и исследовательских работ 1 7 Методика презентации и защиты проектов, курсовых и исследовательских работ 1 8 Методика презентации и защиты проектов, курсовых и исследовательских работ 1 9 Методические рекомендации по написанию и оформлению работ 1 10 Методические рекомендации по написанию и оформлению работ 1 11 Структура проектов, курсовых и исследовательских работ 1 12 Методы исследования: методы эмпирического исследования 1 13 Методы исследования: методы эмпирического исследования 1 14 Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования 1 15 Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования 1 16 Методы теоретического исследования 1 17 Виды переработки чужого текста 1 18 Виды переработки чужого текста 1 19 Логика действий при планировании работы. 1 20 Календарный график проекта 1 21 Применение информационных технологий в исследовании, 1 проекте, курсовой работе. 22 Работа в сети Интернет 1 23 Работа с научной литературой 1 24 Методика работы в музеях, архивах 1 25 Методика работы в музеях, архивах 1 26 Сбор и систематизация материалов 1 27 Способы и формы представления данных. 1 28 Оформление эскизов, моделей, макетов проектов 1 29 Оформление эскизов, моделей, макетов проектов 1 30 Оформление эскизов, моделей, макетов проектов 1 31 Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». 1 32 Оформление эскизов, моделей, макетов проектов 1 33 Защита пробных проектов, исследовательских работ. Промежуточная аттестация. 1 34 Защита пробных проектов, исследовательских работ 1 Всего 34 часа 11 класс Раздел 1. Введение 4 1 Анализ итогов проектов 10 класса. Стартовая диагностика 1 2 Корректировка проекта с учетом рекомендаций 1 3 Корректировка проекта с учетом рекомендаций 1 4 Планирование деятельности по проекту на 11 класс 1 Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов 24 5 Применение информационных технологий, работа в сети Интернет 1 6 Применение информационных технологий, работа в сети Интернет 1 7 Компьютерная обработка данных исследования 1 8 Компьютерная обработка данных исследования 1 9 Библиография, справочная литература, каталоги 1 10 Библиография, справочная литература, каталоги 1 11 Сбор и систематизация материалов по проектной работе 1 12 Сбор и систематизация материалов по проектной работе 1 13 Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта 1 14 Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта 1 15 Мониторинг выполняемых работ 1 16 Методы контроля исполнения 1 17 Методы контроля исполнения 1 18 Управление завершением проекта 1 19 Управление завершением проекта 1 20 Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта 1 21 Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта 1 22 Архив проекта. Составление архива проекта 1 23 Составление архива проекта: электронный вариант 1 24 Главные предпосылки успеха публичного выступления 1 25 Навыки монологической речи. 1 26 Аргументирующая речь 1 27 Публичное выступление и личность. 1 28 Подготовка авторского доклада 1 Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности 5 29 Публичная защита результатов проектной деятельности 1 30 Публичная защита результатов проектной деятельности. Промежуточная аттестация. 1 31 Публичная защита результатов проектной деятельности 1 32 Экспертиза проектов 1 33 Экспертиза проектов 1 Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности 1 Дальнейшее планирование осуществления проектов 1 34 Всего 34 часа Всего по курсу 68 часов