11 обществознание

Приложение №3 к Основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
(ФГОС СОО) МБОУ СОШ №19
(утверждённой приказом №19
от 30.08.2023 №115)

Рабочая программа
Учебного предмета
Обществознание (углублённый уровень) 10- 11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию на уровне среднего общего образования разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, в соответствии с концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания. Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня
ориентирована на расширение и углубление содержания, представленного в
федеральной рабочей программе по обществознанию базового уровня.
Обществознание выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции
молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия
формирования российской гражданской идентичности, освоения традиционных
ценностей многонационального российского народа, социализации обучающихся, их
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому
самовыражению, правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в
процессе решения задач личной и социальной значимости. Содержание учебного
предмета ориентируется на систему теоретических знаний, традиционные ценности
российского общества, представленные на базовом уровне, и обеспечивает
преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня основного
общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов и
явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов
содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы
поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во
всех областях жизни. Сохранение интегративного характера предмета на
углублённом уровне предполагает включение в его содержание тех компонентов,
которые создают целостное и достаточно полное представление обо всех основных
сторонах развития общества, о деятельности человека как субъекта общественных
отношений, а также о способах их регулирования. Каждый из содержательных
компонентов, которые представлены и на базовом уровне, раскрывается в
углублённом курсе в более широком многообразии связей и отношений. Кроме того,
содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и
методологией познания социума различными социальными науками. Усилено
внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и
построения учебного содержания положен принцип многодисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных
наук. Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий
для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения
различных видов (способов) познания, их применения при работе как с
адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях
возрастания роли массовых коммуникаций. Содержание учебного предмета
ориентировано на познавательную деятельность, опирающуюся как на
традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду, интерактивные
образовательные технологии, визуализированные данные, схемы, моделирование

жизненных ситуаций. Изучение обществознания на углублённом уровне
предполагает получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебноисследовательской деятельности, характерной для высшего образования. С учётом
особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального опыта
и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных
запросов содержание учебного предмета на углублённом уровне обеспечивает
обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно значимых, в
том числе волонтёрских, проектах, расширяющих возможности профессионального
выбора и поступления в образовательные организации, реализующие программы
высшего образования. Целями изучения учебного предмета «Обществознание»
углублённого уровня являются: воспитание общероссийской идентичности,
гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания,
уважения к социальным нормам и моральным ценностям, приверженности правовым
принципам,
закреплённым
в
Конституции
Российской
Федерации
и
законодательстве Российской Федерации; развитие духовнонравственных позиций и
приоритетов личности в период ранней юности, правового сознания, политической
культуры, экономического образа мышления, функциональной грамотности,
способности к предстоящему самоопределению в различных областях жизни:
семейной, трудовой, профессиональной; освоение системы знаний, опирающейся на
системное изучение основ базовых для предмета социальных наук, изучающих
особенности и противоречия современного общества, его социокультурное
многообразие, единство социальных сфер и институтов, человека как субъекта
социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и регулирование
общественных отношений; развитие комплекса умений, направленных на
синтезирование информации из разных источников (в том числе неадаптированных,
цифровых и традиционных) для решения образовательных задач и взаимодействия с
социальной средой, выполнения типичных социальных ролей, выбора стратегий
поведения в конкретных ситуациях осуществления коммуникации, достижения
личных финансовых целей, взаимодействия с государственными органами,
финансовыми организациями; овладение навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения с использованием инструментов (способов) социального познания,
ценностных ориентиров, элементов научной методологии; обогащение опыта
применения полученных знаний и умений в различных областях общественной
жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для освоения
способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами и решения значимых для
личности задач, реализации личностного потенциала; расширение палитры способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни общества, профессионального выбора, поступления в
образовательные организации, реализующие программы высшего образования, в том
числе по направлениям социальногуманитарной подготовки.

Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания на углубленном уровне ученик должен
достичь:
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность
к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав
и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии

решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной
самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
– приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничатьдля их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,

живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как

к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действияВыпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с

использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений Выделять черты
социальной сущности человека; определять роль духовных ценностей в
обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; выявлять
сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;

выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Предусматривается формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Обществознание» на этапе среднего общего образования являются:
- определение
сущностных
характеристик
изучаемого
объекта;
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и
классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурнофункционального анализа; - исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных
конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое
оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато,
полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении
учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки,
владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями
прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов; - создание собственных
произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том
числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального
замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств,
умение импровизировать;
- пользование
мультимедийными
ресурсами
и
компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз
данных, презентации результатов познавательной и практическойдеятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения
диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора
путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных качеств личности, её самопознание, идеалов, убеждений,
ценностных ориентиров, предполагает усвоение определённых знаний, выработку
соответствующих умений, овладение другими элементами культуры.

Содержание курса
ПРОГРАММА 10 класс (102ч)
Введение
Знакомство с учебником и структурой тем.
Как рассматривается общество, философские изыскания.
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная
деятельность.
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и
отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе
обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная
психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние
мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская
философская мысль начала XX в.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания.
Потребности современного общества в специалистах социально- гуманитарного
профиля. Основные профессии социально-гуманитарного
профиля.
Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат
биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность
деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество
как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.
Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и
элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально- философский,
историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации.
Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы
изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность
процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол.
Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей.
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология
деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение
духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и
перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных
отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об
агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональноепознание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины.
Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рациональнологическое
знание.
Жизненный
опыт
и
здравый
смысл.

Научное познание. Основные особенности методологии
мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные
социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное
Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в
личности.
Трудности познания человеком самого себя.

научного
проблемы
сознание.
развитии

Тема 5. Личность. Межличностные отношения.
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивостьи
изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление
личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации,
убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное
поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации.
Вербальное и невербальное общение. Особенности
общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия:
кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе
общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и
стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные
отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские
отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль
лидерства.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений.
Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе.
Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции,
динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Итоговое повторение.
Повторение тем №1-№5.
11 класс (102 ч)
Тема 1. Социальное развитие современного общества
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их
классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов.
Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние
экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и
политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой
конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества.
Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления
отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и
пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира.
Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования
межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики
России.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в
России. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений.
Социально-бытовые
интересы.
Материально-вещественная среда обитания человека.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы
современной России. Конституционные основы социальной политикиРФ.
Тема 2. Политическая жизнь современного общества.
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы
политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная
государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной
демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие
традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система.
Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической
культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского
общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичнойвласти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий.

Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж
политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности
формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его
особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их
урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации,
распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем.
Особенности политического процесса в современной России. Современный этап
политического развития России.
Тема 3. Духовная культура.
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и
диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет.
Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность.
Нравственные
ориентиры
личности.
Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития
образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в
информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые
религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире.
Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного
искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни

общества.
Тема 4. Современный этап мирового развития
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества.
Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной
цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы
современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление
единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к
информационной цивилизации.

Календарно-тематическое планирование 10 класс.
Название тем и уроков

КолДата
№
во
проведения
п/п
часов
.
Вводный урок
1
1.
Тема № 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная
деятельность
Наука и философия
1
2.
Наука и философия
1
3.
Человек и общество в ранних мифах и
1
4.
первых философских учениях.
Человек и общество в ранних мифах и
1
5.
первых философских учениях
Философия и общественные науки в новое
1
6.
и Новейшее время
Философия и общественные науки в Новое
1
7.
и Новейшее время
Из истории русской философской мысли
1
8.
Из истории русской философской мысли
1
9.
1
10.
Деятельность в социально-гуманитарной
сфере и профессиональный выбор
1
11.
Деятельность в социально-гуманитарной
сфере и профессиональный выбор
Деятельность в социально-гуманитарной
1
12.
сфере профессиональный выбор
Деятельность в социально-гуманитарной
1
13.
сфере профессиональный выбор
Повторительно-обобщающий урок по теме
1
14.
№1
Тема № 2. Общество и человек
Происхождение человека и становление
1
15.
общества
Происхождение человека и становление
1
16.
общества
Сущность человека как проблема
1
17.
философии
Сущность человека как проблема
1
18.
философии
Общество и общественные отношения
1
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Общество и общественные отношения
Общество как развивающаяся система
Общество как развивающаяся система
Типология обществ
Типология обществ
Типология обществ
Историческое развитие человечества:
поиски социальной макротеории
Историческое развитие человечества:
поиски социальной макротеории
Исторический процесс
Исторический процесс
Проблема общественного прогресса
Проблема общественного прогресса
Проблемы общественного прогресса
Свобода в деятельности человека
Свобода в деятельности человека

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторительно-обобщающий урок по теме
3
35№2
37
Тема № 3. Деятельность как способ существования людей
Деятельность как способ существования
1
38.
людей
Деятельность как способ существования
1
39.
людей
Содержание и формы духовной
1
40.
деятельности
Содержание и формы духовной
1
41.
деятельности
Трудовая деятельность
1
42.
Трудовая деятельность
1
43.
Политическая деятельность
1
44.
Политическая деятельность
1
45.
Повторительно-обобщающий урок по теме
3
46№3
48
Тема № 4. Сознание и познание
Проблемы познаваемости мира
1
49.
Проблемы познаваемости мира
1
50.
Истина и ее критерии
1
51.
Истина и ее критерии
1
52.
Многообразие путей познания мира
1
53.
Многообразие путей познания мира
1
54.
Научное познание
1
55.
Научное познание
1
56.
Социальное познание
1
57.
Социальное познание
1
58.
Знание и сознание
1
59.
Знание и сознание
1
60.
Самопознание и развитие личности
1
61.
Самопознание и развитие личности
1
62.
Повторительно-обобщающий урок по теме
3
63№4
65
Тема № 5. Личность. Межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность
1
66.
Индивид, индивидуальность, личность
1
67.
Возраст и становление личности
1
68.
Возраст и развитие личности
1
69.
Направленность личности
1
70.

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.

Направленность личности
Общение как обмен информации
Общение как обмен информацией
Общение как обмен информацией
Общение как взаимодействие
Общение как взаимодействие
Общение как понимание
Общение как понимание
Малые группы
Малые группы
Групповая сплоченность и конформное
поведение
Групповая сплоченность и конформное
поведение
Групповая дифференциация и лидерство
Групповая дифференциация и лидерство.
Семья как малая группа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Семья как малая группа
Семья как малая группа
Антисоциальные и криминальные
молодежные группы
Антисоциальные и криминальные
89.
молодежные группы
Конфликт в межличностных отношениях
90.
Конфликт в межличностных отношениях
91.
Повторительно-обобщающий урок по теме
92№5
94
Итоговое повторение
Итоговое повторение темы № 1.
95.
«Социально- гуманитарные знания и
профессиональная
деятельность»
Итоговое повторение темы № 2 «Общество
96.
и человек»
Итоговое повторение темы № 2 «Общество
97.
и человек»
Итоговое повторение темы № 3
98.
«деятельность как способ существования
людей»
Итоговое повторение темы № 3
99.
«деятельность как способ существования
людей»
Итоговое повторение темы № 4 «Сознание
100
и познание»
Итоговое повторение темы № 5 «Личность.
101
Межличностные отношения»
Итоговое тестирование по курсу
102
«Обществознание». 10 класс
86.
87.
88.

1
1
1
1
1
1
3

1

1
1
1

1

1
1
1

Календарно-тематическое планирование 11 класс.
Кол.
№
Название тем и уроков
часов
П/П
Тема 1. Социальное развитие современного общества
Социальная структура и социальные
2
1отношения
2
Социальные институты
2
34
Роль экономики в жизни общества
2
56
Социальные статусы и роли
2
78
Семинар по теме «Социальная структура
2
9общества»
10
Контрольная работа № по теме
1
11
«Социальные институты и структура
общества»
Социальные ценности и нормы
2
1213
Отклоняющееся поведение и социальный
2
14контроль
15
Социальные интересы и формы
2
16социального взаимодействия
17
Семинар по теме « Социальные нормы»
2
1819
Контрольная работа № 2 по теме
1
20
«Социальные ценности и нормы»
Этнос и нация
2
2122
Межэтнические отношения и
2
23национальная политика.
24
Демография современной России
2
2526
Институт семьи и брака
2
2728
Практическая работа по теме
1
29
«Демографическая политика в России»
Быт и бытовые отношения
2
3031

Дата
проведения

3233
3334
3536

Молодежь в современном обществе.

2

Социальная структура российского
общества
Семинар по теме
«Социальные группы»
Контрольная работа № 3 « Социальное
развитие современного общества»

2
2

1
3
7
Тема 7. Политическая жизнь современного общества.
Политическая система и политический
2
38-39
режим
Демократия
2
40-41
Государство в политической системе.
2
4243
Правовое государство и гражданское
2
44-45
общество
Семинар
по
теме
«Структура
2
46-47
политической системы»
Контрольная работа № 4 «Государство
1
4
и его структура».
8
Роль СМИ политической страны в
2
49-50
жизни
Политическая
2
51-52

5354
5556
5
7
5859
6061
6263
6465
6667
6869
7071

психология и политическое поведение
Политические партии и движения.

2

Семинар « Субъекты политики»

2

Контрольная работа № 5 « Политика,
политические движения, партии»
Лидеры и элиты в политической
жизни.
Выборы в демократическом обществе.

1

Человек политической жизни

2

Политический конфликт

2

Практическая работа по теме «Истоки и
опасность политического экстремизма»
Политический процесс, его формы.

2

Семинар
по
теме
«Субъекты политики в политическом
процессе»
Контрольная
работа
№
6
«
7
Политическая
жизнь
современного
2
общества».
Духовная культура .
Духовное развитие общества.
73
74
Духовный мир личности.
75
76
Мораль и нравственность.
77
78
Наука, ее функции. Этика науки.
79
80
Семинар
по
теме «Мораль и
8
общество»
1

2

2
2

2

1

2

2

2

2

1

8
2
8
3
8485
86
87
8
8

Контрольная работа 7 « Мораль,
нравственность в современном мире».
Роль образования людей в современном
обществе
Роль религии в жизни общества

1

Место

искусства в духовной культуре.

2

Практическая работа по теме «Культура,
традиции
в
многонациональных
обществах»
Массовая культура

1

8
9
Семинар по теме «СМИ и современная
9
культура»
0
Контрольная работа № 8 «Духовная
9
культура
1
Современный этап мирового развития
Многообразие современного мира
9
2
Целостность и противоречивость
9
современного мира
3
Глобализация
и ее последствия.
9
4
Сетевые структуры в современной
9
мировой политике.
5
Целостность и противоречивость
9
современного мира
6
Взгляд в будущее. Информационная
9
цивилизация.
7
Взгляд в будущее. Информационная
9
цивилизация.
8

1
2

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Контрольная работа 9 « Современный
99этап мирового развития»
100
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Итоговое повторение.
101102
Итого:

2

2
102

Учебно-методическое обеспечение предмета.
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Обществознание:

Учебник
для
обучающихся
11
класса
общеобразовательных учреждений: углубленный уровень / Л. Н.
Боголюбов (руководитель), А. Ю. Лазебникова. М., Просвещение, 2020.
2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 10 кл. Л.Н.
Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин; - М.:
Просвещение,2018.
3. Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией
Л.Н. Боголюбова: в 2-х частях. - / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград:
Учитель, 2018.
4. Сорокина, Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный
уровень: 11 класс. – м.: ВАКО, 2019.
5. Право, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и другие; под
редакцией Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И., Акционерное
общество «Издательство
«Просвещение»
6. Экономика, 10-11 классы/ Хасбулатов Р.И., Общество с ограниченной
ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Учебно-методическая литература для ученика:
1. Обществознание: Учебник для обучающихся 11 класса

общеобразовательных учреждений: углубленный уровень / Л. Н.
Боголюбов (руководитель), А. Ю. Лазебникова. М., Просвещение, 2020.
2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 10 кл. Л.Н.
Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин; - М.:
Просвещение,2018.
3. Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией
Л.Н. Боголюбова: в 2-х частях. - / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград:
Учитель, 2018.

1. Методические

рекомендации
по
курсу
«Человек
и
общество»
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm
2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию http://soc.rusolymp.ru
3. Обществознание в школе. Сайт учителя обществознания В.П. Данилова http://danurw.narod.ru
4. Учебное пособие по обществознанию Г.Трубникова
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».