Обучение сочинениям разных жанров, 10-11 кл

Приложение №3 к Основной общеобразовательной
программе - образовательной программе среднего
общего образования (ФГОС СОО) МБОУ СОШ
№19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от
30.08.2023) №115

Рабочая программа
учебного предмета
«Обучение сочинениям разных
жанров» 1 0 -1 1 классы

ОБУЧЕНИЕ
СОЧИНЕНИЯМРАЗНЫХЖАНРОВ.ОБУЧЕНИЕНАПИСАНИ
ЮСОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.
ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГОКУРСАДЛЯОБУЧАЮЩИХСЯ10-11КЛАССОВ.

Пояснительная записка
Составлена на основе следующих документов:
• ЗаконРФ"Обобразовании"№122-ФЗвпоследнейредакцииот01.12.2007№313-ФЗ;
• Федеральныйкомпонентгосударственногостандартаобщегообразования.(ПриказМинистерстваобразованияот05.03.2004№1089);
• Федеральныйпереченьучебников,рекомендованных(допущенных)МинистерствомобразованияинаукиРоссийскойФедерациикиспольз
ованиювобразовательномпроцессе вобщеобразовательныхучреждениях;
• Региональныйбазисныйучебныйпландляобразовательныхучреждений;
• Методическиерекомендациипопреподаваниюрусскогоязыквобщеобразовательныхучрежденияхвсвязиспереходомнафедеральныйбазисн
ый учебныйплан2004 года.
Обучение написанию сочинения– одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка. Она особенно актуальна в
условияхвнедренияФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовдлясреднегоистаршегозвена,итоговойаттестациивыпускниковвформа
теОГЭ и ЕГЭ. Учителю, работающему в старших классах, необходимо разрабатывать новые подходы к обучению школьников учебным
предметам, втом числе и русскому языку. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и
письменнойречи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного
усвоенияматериала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки
конкурентоспособногоученика.

Практическаязначимостькурсапроявляетсявтом,чтотеоретическийматериалпостигаетсяучащимисячерезопытанализатекста,приэтомособоевниман
иеуделяетсяразвитиюустнойиписьменноймонологическойречи.
Цельданнойпрограммы:помочьучащимсяобобщитьзнанияполитературе,завершитьформированиеуменийработатьстекстом;совершенствоватьум
енияоперироватьтеоретическимипонятиямиитерминамикакинструментоманализавихсвязисконкретнымитемамисочиненийизаданиями.
Программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в 10 («Обучение сочинениям разных жанров») и 11(«Обучение написанию сочинениярассуждения»)классах; программаэлективногокурсаможетбытьрекомендована дляучащихся любогопрофиля.
Планируемыйрезультат
Врезультатеобучениянаписаниютворческойработыподаннойпрограммеученикдолжениметьпредставления:
•
Окоммуникативнойфункцииязыка;
•
Олитературномязыкекакосновехудожественнойлитературы;
•
Оязыковыхнормахиихпризнаках.Зн
ать:
•
Смыслпонятий:речьустная,письменная,ситуацияречевогообщения,тематекста,идея,проблема,авторскаяпозиция,аргументы;
•
Стилиречииихпризнаки;
•
Особенностижанрарассуждения;
•
Признакитекстаиегофункциональныесмысловыетипы;

•

Основныеединицыязыка,ихпризнаки;

•
Основныенормырусскоголитературногоязыка;
•
Основныенормыречевогоэтикета;
Уметь:
•
Различатьстилиречи;
•
Проводитьлингвистический,стилистическийанализтекста;
•
Вестиспор,соблюдаяправиларечевогоэтикета;
•
Определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное
мнениекфактамиявлениямокружающейдействительности;
•
Подбиратьубедительныедоказательствасвоейточкизрения,адекватновыражатьсобственноемнение;свободно,правильно,логичноиобразно
излагатьсвои мысливустной иписьменной форме,соблюдаяправила построениятекста;
•
Создаватьсобственноеписьменноевысказываниепозаданноймодели;
•
Осуществлятьречевойсамоконтроль:находитьошибкииисправлятьих,совершенствоватьиредактироватьтекст;
•
Извлекатьнеобходимуюинформациюизразличныхисточников,включаяжизненныеситуацииисредствамассовойинформации,свободноиспол
ьзоватьихв творческойработе;
•
Применятьполученныезнаниявучебных,бытовых,социально-культурныхситуацияхобщения.

Кол.
часов
3
6
4
2
8
5
7

Содержаниепрограммы«Обучениесочинениямразныхжанров»
Основноесодержание
Сочинениекактекст.Основныепризнакитекста.
Работанадтекстомхудожественногопроизведенияприподготовкексочинению.
Теоретико-литературныепонятияиихрольвподготовкекэкзаменамполитературе.
Классификациясочиненийпопроблематике,тематикеижанрам
Своеобразиежанровсочинений
Выбортемысочинения.Структурасочинения
Сочинение-рассуждение
Календарно-тематическоепланированиеэлективногокурса«Обучениесочинениямразныхжанров»в10кл.

№за
нят
ия
1
2

Тема

Планируемыйрезультатосвоенияматериала

Сочинениекактекст.Основные
признакитекста.
Общие требования к
составлениютекста.Сбалансированност
ьчастей
работы,соответствиеопределённойс

Иметьпонятиеосочинении,тексте.Знатьособенностисочинения
кактекста.Уметьвыделитьосновныепризнакитеста
Иметьпредставлениеосоставлениитекста,осоединениичастейведин
ое целое, о соответствии составленного текстатому
илииномустилю.

1

Дата
проведения
Уч.
Факт.
нед.
1

1

2

Кол-во
часов

тилистике.

3-4
5-6
7-8
9

10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Работанадтекстомхудожественногоп
роизведенияприподготовкек
сочинению.
Отборматериала,систематизация
фактическогоматериала.
Планированиебудущеготекста.
Теоретиколитературныепонятияиихроль в
подготовке к экзаменам
политературе.
Актуальные
литературоведческие,обществове
дческиетермины
Основныелитературоведческие
понятиявформулировкахтем
сочинений.
Составлениепланасочинения,подбор
фактическогоматериала
Классификациясочиненийпо
проблематике
Классификациясочиненийпотематике
ижанрам.
Своеобразиежанровсочинений.
Литературно-критическаястатья
Рецензия
Эссе,очерк
Дневник,путешествие
Сочинение-характеристика
Литературныйпортрет
Плансочинениялюбогожанра.
Зависимостьструктурысочиненияот
еготипа
Выбортемысочинения
Выборэпиграфа
Составление плановпростых и
сложных
Написаниевступленийизаключенийв
зависимости отжанра
Сочинение-рассуждение.

Уметьанализироватьхудожественныйтекстприподготовкексо
чинению.

2

3,4

Уметьотбиратьисистематизироватьматериалприпланированиибу
дущего текста.

2

5,6

2
1

7,8
9

Знатьосновныетеоретиколитературныепонятия.Уметьопределитьихроль.
Уметьсоставлятьтаблицытерминов(литературоведческих,о
бществоведческих)

1

Уметьанализироватьформулировкитемсочинений,вкоторыхес
тьтермины.

1

11

Уметьсоставлятьплансочинения,подбиратьфактический
материал
Уметьпредставитьклассификациюпоразнымкритериям.

2

12,13

1

14

1

15

1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21
22
23
24

1
1

25
26

1

27

1

28

1

29

Иметьпонятиеожанрахсочинения

Уметьсоздаватьколлективныйплансочинениялюбогожанра.
Уметьстроитьсочиненияразныхтипов,отбиратьфактический
материалиструктурироватьегозависимостиотжанра.2
Уметьвыбиратьтемусочинения,обосновыватьее.
Уметьанализироватьэпиграфывхудожественныхпроизведениях.
Подбиратьэпиграфпринаписаниисочинения.
Уметьсоставлятьпростойисложныйплан.
Уметьписатьвступлениеизаключениевзависимостиотжанра
сочинения.
Иметьпонятиеосочинении-рассуждении.

10

30
31
32
3334

Развёрнутыйпланработынад
сочинением-рассуждением.
Аргументыифактическийматериалв
сочинении-рассуждении
Темасочинениякакдоказательство
илиопровержение
Сочинение-рассуждениеиегоанализ

Уметьобдумыватьосновнойтезис,определятьобъёми
содержаниетемы,составлятьплан.
Уметьподбиратьаргументыифактическийматериал.

1

30

1

31

Уметьразрабатыватьтемысочинениякакдоказательствоили
опровержение
Уметьписатьсочинение-рассуждение.

1

32

2

33,34

Содержаниепрограммыкурса«Обучениенаписаниюсочинения-рассуждения»
1. Текст.Тема,идея,проблема.Стилиречи:литературно-художественный,публицистический.
2. Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста Выявление авторской позиции. Выделение
микротемы.Средствасвязимеждучастямитекста.Определениетипаречи,стиля,жанра.Лексикофразеологическиеособенноститекста.Особенностипостроениятекста(егокомпозиция).Впечатление отданноготекста.
2. Композициясочинения–рассуждения.Вступление,основнаячасть,заключение.
3. Работанадвступлением.Цели,структураиприёмынаписаниявступления.
4. Работанадосновнойчастью.Формулировкаосновнойпроблемыисходноготекста.Комментированиепроблемы.Видыкомментария.Оцен
очныеслова.
6. Позицияавтораиспособыеёвыражения.
7. Выражениесобственногомненияповыявленнойпроблеме.Типыаргументации.Способывводааргументов.
8. Работанадзаключением.Целииприёмынаписаниязаключения.
9. Анализсочинений-рассужденийпотекстам.
10. Самостоятельноенаписаниесочиненийпотекстам.Экспертнаяоценкасочинений.
Календарно-тематическоепланированиеэлективногокурса«Обучениенаписаниюсочинения-рассуждения»в11кл.
№занят
ия

Тема

Колвочасо
в

Домашнеезадание

Дата
проведения
Уч.нед Факт

1-2

Основныецелиизадачикурса.Основныетребованияктворческойработе. 2

Работастекстом

1,2

3-8

Основные аспекты анализа текста. Тема текста.
Проблема.Комментарийпроблемы.Авторскаяпозиция.Корректноеиз
ложениесобственногомнения попроблеме.Аргументы.

Работастекстом

3.4.5.6.

9-12

6

7.8

Композициясочинения.Вступлениеиеговиды.Основнаячасть.Заключен 4

Работассочинением

иеиеговиды.Абзацноечленение.Речевыеклише.
13-16

Обучающеесочинениепотекстухудожественногостиля.

9,10,11,
12

4

Оформлениеработы

13-16

2

Самоанализ

17-18

Тема текста.Проблема. Авторская позиция. Корректное
изложениесобственногомненияпопроблеме.Аргументы.Оформлениер
17-18

аботы.
Критерииинормативыоценкизадания.Типыошибок.Исправление
недочетов.

19-20

Рецензированиетворческихработнаосновепримеров(сочинения,

сочинения
2

написанныенаосноветекстахудожественногостиля).Оформлениеработ

Рецензирование

19-20

своейработы

21-22

ы.
Анализтекстапублицистическогостиля.Работасоднимтекстомпо

2

Анализтекста

21-22

23-24

разнымпроблемам.
Самостоятельнаяработанадтекстамипублицистическогостиляс

2

Работастекстом

23-24

25-26

использованиемрекомендацийучителя.
Самостоятельнаяработанадредактированиемтекста.

2

Редактирование

25-26

2
2

текста
Творческаяработа
Научно-популярный

27-28
29-30

27-28
29-30

Самостоятельнаятворческаяработанадтекстами.
Обучающеесочинение–рассуждениепотекстунаучно-популярного
стиля.

стиль.Сообение

31-32

Текстовые ошибки. Классификация ошибок. Корректное

2

изложениесобственногомненияпопроблемеРецензированиесамостояте

Классификация

31-32

ошибок

льных
33-34

творческихработ.
Подведениеитоговкурса.Критерииинормативыоценкизадания.
Типыошибок.Исправлениенедочетов.

1

Исправление
недочетов

33-34

Критерииоцениваниякурса:
Отметка«зачет»включаетвсебяследующиекритерии:
- посещениенеменее65%занятийпокурсу;
- выполнениепромежуточныхзаданий;
- выполнениеитоговойзачетнойработы,предусмотреннойпрограммойкурса.
Отметка«незачет»выставляетсяприотсутствиидвух-трехкритериевисоответствуетотметке«неудовлетворительно».
Припроведениипромежуточнойаттестациивформезачетаобучающийсяотвечаетнатеоретическиевопросы,предложенныеучителемпоопределеннойт
еме, ивыполняетпрактическоезадание. Поитогам делается записьвжурнале "зачтено".

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

519259607574593999952456277565694459464737450438
Четырёва Елена Анатольевна
С 29.05.2023 по 28.05.2024

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».