Приложение №3 к Основной общеобразовательной программе - образовательной программе среднего общего образования (ФГОС СОО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Рабочая программа учебного предмета «Обучение сочинениям разных жанров» 1 0 -1 1 классы ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМРАЗНЫХЖАНРОВ.ОБУЧЕНИЕНАПИСАНИ ЮСОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ. ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГОКУРСАДЛЯОБУЧАЮЩИХСЯ10-11КЛАССОВ. Пояснительная записка Составлена на основе следующих документов: • ЗаконРФ"Обобразовании"№122-ФЗвпоследнейредакцииот01.12.2007№313-ФЗ; • Федеральныйкомпонентгосударственногостандартаобщегообразования.(ПриказМинистерстваобразованияот05.03.2004№1089); • Федеральныйпереченьучебников,рекомендованных(допущенных)МинистерствомобразованияинаукиРоссийскойФедерациикиспольз ованиювобразовательномпроцессе вобщеобразовательныхучреждениях; • Региональныйбазисныйучебныйпландляобразовательныхучреждений; • Методическиерекомендациипопреподаваниюрусскогоязыквобщеобразовательныхучрежденияхвсвязиспереходомнафедеральныйбазисн ый учебныйплан2004 года. Обучение написанию сочинения– одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка. Она особенно актуальна в условияхвнедренияФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовдлясреднегоистаршегозвена,итоговойаттестациивыпускниковвформа теОГЭ и ЕГЭ. Учителю, работающему в старших классах, необходимо разрабатывать новые подходы к обучению школьников учебным предметам, втом числе и русскому языку. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменнойречи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоенияматериала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособногоученика. Практическаязначимостькурсапроявляетсявтом,чтотеоретическийматериалпостигаетсяучащимисячерезопытанализатекста,приэтомособоевниман иеуделяетсяразвитиюустнойиписьменноймонологическойречи. Цельданнойпрограммы:помочьучащимсяобобщитьзнанияполитературе,завершитьформированиеуменийработатьстекстом;совершенствоватьум енияоперироватьтеоретическимипонятиямиитерминамикакинструментоманализавихсвязисконкретнымитемамисочиненийизаданиями. Программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в 10 («Обучение сочинениям разных жанров») и 11(«Обучение написанию сочинениярассуждения»)классах; программаэлективногокурсаможетбытьрекомендована дляучащихся любогопрофиля. Планируемыйрезультат Врезультатеобучениянаписаниютворческойработыподаннойпрограммеученикдолжениметьпредставления: • Окоммуникативнойфункцииязыка; • Олитературномязыкекакосновехудожественнойлитературы; • Оязыковыхнормахиихпризнаках.Зн ать: • Смыслпонятий:речьустная,письменная,ситуацияречевогообщения,тематекста,идея,проблема,авторскаяпозиция,аргументы; • Стилиречииихпризнаки; • Особенностижанрарассуждения; • Признакитекстаиегофункциональныесмысловыетипы; • Основныеединицыязыка,ихпризнаки; • Основныенормырусскоголитературногоязыка; • Основныенормыречевогоэтикета; Уметь: • Различатьстилиречи; • Проводитьлингвистический,стилистическийанализтекста; • Вестиспор,соблюдаяправиларечевогоэтикета; • Определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнениекфактамиявлениямокружающейдействительности; • Подбиратьубедительныедоказательствасвоейточкизрения,адекватновыражатьсобственноемнение;свободно,правильно,логичноиобразно излагатьсвои мысливустной иписьменной форме,соблюдаяправила построениятекста; • Создаватьсобственноеписьменноевысказываниепозаданноймодели; • Осуществлятьречевойсамоконтроль:находитьошибкииисправлятьих,совершенствоватьиредактироватьтекст; • Извлекатьнеобходимуюинформациюизразличныхисточников,включаяжизненныеситуацииисредствамассовойинформации,свободноиспол ьзоватьихв творческойработе; • Применятьполученныезнаниявучебных,бытовых,социально-культурныхситуацияхобщения. Кол. часов 3 6 4 2 8 5 7 Содержаниепрограммы«Обучениесочинениямразныхжанров» Основноесодержание Сочинениекактекст.Основныепризнакитекста. Работанадтекстомхудожественногопроизведенияприподготовкексочинению. Теоретико-литературныепонятияиихрольвподготовкекэкзаменамполитературе. Классификациясочиненийпопроблематике,тематикеижанрам Своеобразиежанровсочинений Выбортемысочинения.Структурасочинения Сочинение-рассуждение Календарно-тематическоепланированиеэлективногокурса«Обучениесочинениямразныхжанров»в10кл. №за нят ия 1 2 Тема Планируемыйрезультатосвоенияматериала Сочинениекактекст.Основные признакитекста. Общие требования к составлениютекста.Сбалансированност ьчастей работы,соответствиеопределённойс Иметьпонятиеосочинении,тексте.Знатьособенностисочинения кактекста.Уметьвыделитьосновныепризнакитеста Иметьпредставлениеосоставлениитекста,осоединениичастейведин ое целое, о соответствии составленного текстатому илииномустилю. 1 Дата проведения Уч. Факт. нед. 1 1 2 Кол-во часов тилистике. 3-4 5-6 7-8 9 10 11 1213 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Работанадтекстомхудожественногоп роизведенияприподготовкек сочинению. Отборматериала,систематизация фактическогоматериала. Планированиебудущеготекста. Теоретиколитературныепонятияиихроль в подготовке к экзаменам политературе. Актуальные литературоведческие,обществове дческиетермины Основныелитературоведческие понятиявформулировкахтем сочинений. Составлениепланасочинения,подбор фактическогоматериала Классификациясочиненийпо проблематике Классификациясочиненийпотематике ижанрам. Своеобразиежанровсочинений. Литературно-критическаястатья Рецензия Эссе,очерк Дневник,путешествие Сочинение-характеристика Литературныйпортрет Плансочинениялюбогожанра. Зависимостьструктурысочиненияот еготипа Выбортемысочинения Выборэпиграфа Составление плановпростых и сложных Написаниевступленийизаключенийв зависимости отжанра Сочинение-рассуждение. Уметьанализироватьхудожественныйтекстприподготовкексо чинению. 2 3,4 Уметьотбиратьисистематизироватьматериалприпланированиибу дущего текста. 2 5,6 2 1 7,8 9 Знатьосновныетеоретиколитературныепонятия.Уметьопределитьихроль. Уметьсоставлятьтаблицытерминов(литературоведческих,о бществоведческих) 1 Уметьанализироватьформулировкитемсочинений,вкоторыхес тьтермины. 1 11 Уметьсоставлятьплансочинения,подбиратьфактический материал Уметьпредставитьклассификациюпоразнымкритериям. 2 12,13 1 14 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 1 25 26 1 27 1 28 1 29 Иметьпонятиеожанрахсочинения Уметьсоздаватьколлективныйплансочинениялюбогожанра. Уметьстроитьсочиненияразныхтипов,отбиратьфактический материалиструктурироватьегозависимостиотжанра.2 Уметьвыбиратьтемусочинения,обосновыватьее. Уметьанализироватьэпиграфывхудожественныхпроизведениях. Подбиратьэпиграфпринаписаниисочинения. Уметьсоставлятьпростойисложныйплан. Уметьписатьвступлениеизаключениевзависимостиотжанра сочинения. Иметьпонятиеосочинении-рассуждении. 10 30 31 32 3334 Развёрнутыйпланработынад сочинением-рассуждением. Аргументыифактическийматериалв сочинении-рассуждении Темасочинениякакдоказательство илиопровержение Сочинение-рассуждениеиегоанализ Уметьобдумыватьосновнойтезис,определятьобъёми содержаниетемы,составлятьплан. Уметьподбиратьаргументыифактическийматериал. 1 30 1 31 Уметьразрабатыватьтемысочинениякакдоказательствоили опровержение Уметьписатьсочинение-рассуждение. 1 32 2 33,34 Содержаниепрограммыкурса«Обучениенаписаниюсочинения-рассуждения» 1. Текст.Тема,идея,проблема.Стилиречи:литературно-художественный,публицистический. 2. Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста Выявление авторской позиции. Выделение микротемы.Средствасвязимеждучастямитекста.Определениетипаречи,стиля,жанра.Лексикофразеологическиеособенноститекста.Особенностипостроениятекста(егокомпозиция).Впечатление отданноготекста. 2. Композициясочинения–рассуждения.Вступление,основнаячасть,заключение. 3. Работанадвступлением.Цели,структураиприёмынаписаниявступления. 4. Работанадосновнойчастью.Формулировкаосновнойпроблемыисходноготекста.Комментированиепроблемы.Видыкомментария.Оцен очныеслова. 6. Позицияавтораиспособыеёвыражения. 7. Выражениесобственногомненияповыявленнойпроблеме.Типыаргументации.Способывводааргументов. 8. Работанадзаключением.Целииприёмынаписаниязаключения. 9. Анализсочинений-рассужденийпотекстам. 10. Самостоятельноенаписаниесочиненийпотекстам.Экспертнаяоценкасочинений. Календарно-тематическоепланированиеэлективногокурса«Обучениенаписаниюсочинения-рассуждения»в11кл. №занят ия Тема Колвочасо в Домашнеезадание Дата проведения Уч.нед Факт 1-2 Основныецелиизадачикурса.Основныетребованияктворческойработе. 2 Работастекстом 1,2 3-8 Основные аспекты анализа текста. Тема текста. Проблема.Комментарийпроблемы.Авторскаяпозиция.Корректноеиз ложениесобственногомнения попроблеме.Аргументы. Работастекстом 3.4.5.6. 9-12 6 7.8 Композициясочинения.Вступлениеиеговиды.Основнаячасть.Заключен 4 Работассочинением иеиеговиды.Абзацноечленение.Речевыеклише. 13-16 Обучающеесочинениепотекстухудожественногостиля. 9,10,11, 12 4 Оформлениеработы 13-16 2 Самоанализ 17-18 Тема текста.Проблема. Авторская позиция. Корректное изложениесобственногомненияпопроблеме.Аргументы.Оформлениер 17-18 аботы. Критерииинормативыоценкизадания.Типыошибок.Исправление недочетов. 19-20 Рецензированиетворческихработнаосновепримеров(сочинения, сочинения 2 написанныенаосноветекстахудожественногостиля).Оформлениеработ Рецензирование 19-20 своейработы 21-22 ы. Анализтекстапублицистическогостиля.Работасоднимтекстомпо 2 Анализтекста 21-22 23-24 разнымпроблемам. Самостоятельнаяработанадтекстамипублицистическогостиляс 2 Работастекстом 23-24 25-26 использованиемрекомендацийучителя. Самостоятельнаяработанадредактированиемтекста. 2 Редактирование 25-26 2 2 текста Творческаяработа Научно-популярный 27-28 29-30 27-28 29-30 Самостоятельнаятворческаяработанадтекстами. Обучающеесочинение–рассуждениепотекстунаучно-популярного стиля. стиль.Сообение 31-32 Текстовые ошибки. Классификация ошибок. Корректное 2 изложениесобственногомненияпопроблемеРецензированиесамостояте Классификация 31-32 ошибок льных 33-34 творческихработ. Подведениеитоговкурса.Критерииинормативыоценкизадания. Типыошибок.Исправлениенедочетов. 1 Исправление недочетов 33-34 Критерииоцениваниякурса: Отметка«зачет»включаетвсебяследующиекритерии: - посещениенеменее65%занятийпокурсу; - выполнениепромежуточныхзаданий; - выполнениеитоговойзачетнойработы,предусмотреннойпрограммойкурса. Отметка«незачет»выставляетсяприотсутствиидвух-трехкритериевисоответствуетотметке«неудовлетворительно». Припроведениипромежуточнойаттестациивформезачетаобучающийсяотвечаетнатеоретическиевопросы,предложенныеучителемпоопределеннойт еме, ивыполняетпрактическоезадание. Поитогам делается записьвжурнале "зачтено". ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 519259607574593999952456277565694459464737450438 Четырёва Елена Анатольевна С 29.05.2023 по 28.05.2024 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)