Приложение №3 к Основной общеобразовательной
программе - образовательной программе среднего
общего образования (ФГОС СОО) МБОУ СОШ
№19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от
30.08.2023) №115
Рабочая программа
учебного предмета
«Обучение сочинениям разных
жанров» 1 0 -1 1 классы
ОБУЧЕНИЕ
СОЧИНЕНИЯМРАЗНЫХЖАНРОВ.ОБУЧЕНИЕНАПИСАНИ
ЮСОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.
ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГОКУРСАДЛЯОБУЧАЮЩИХСЯ10-11КЛАССОВ.
Пояснительная записка
Составлена на основе следующих документов:
• ЗаконРФ"Обобразовании"№122-ФЗвпоследнейредакцииот01.12.2007№313-ФЗ;
• Федеральныйкомпонентгосударственногостандартаобщегообразования.(ПриказМинистерстваобразованияот05.03.2004№1089);
• Федеральныйпереченьучебников,рекомендованных(допущенных)МинистерствомобразованияинаукиРоссийскойФедерациикиспольз
ованиювобразовательномпроцессе вобщеобразовательныхучреждениях;
• Региональныйбазисныйучебныйпландляобразовательныхучреждений;
• Методическиерекомендациипопреподаваниюрусскогоязыквобщеобразовательныхучрежденияхвсвязиспереходомнафедеральныйбазисн
ый учебныйплан2004 года.
Обучение написанию сочинения– одна из ключевых проблем в методике преподавания русского языка. Она особенно актуальна в
условияхвнедренияФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовдлясреднегоистаршегозвена,итоговойаттестациивыпускниковвформа
теОГЭ и ЕГЭ. Учителю, работающему в старших классах, необходимо разрабатывать новые подходы к обучению школьников учебным
предметам, втом числе и русскому языку. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и
письменнойречи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного
усвоенияматериала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки
конкурентоспособногоученика.
Практическаязначимостькурсапроявляетсявтом,чтотеоретическийматериалпостигаетсяучащимисячерезопытанализатекста,приэтомособоевниман
иеуделяетсяразвитиюустнойиписьменноймонологическойречи.
Цельданнойпрограммы:помочьучащимсяобобщитьзнанияполитературе,завершитьформированиеуменийработатьстекстом;совершенствоватьум
енияоперироватьтеоретическимипонятиямиитерминамикакинструментоманализавихсвязисконкретнымитемамисочиненийизаданиями.
Программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю в 10 («Обучение сочинениям разных жанров») и 11(«Обучение написанию сочинениярассуждения»)классах; программаэлективногокурсаможетбытьрекомендована дляучащихся любогопрофиля.
Планируемыйрезультат
Врезультатеобучениянаписаниютворческойработыподаннойпрограммеученикдолжениметьпредставления:
•
Окоммуникативнойфункцииязыка;
•
Олитературномязыкекакосновехудожественнойлитературы;
•
Оязыковыхнормахиихпризнаках.Зн
ать:
•
Смыслпонятий:речьустная,письменная,ситуацияречевогообщения,тематекста,идея,проблема,авторскаяпозиция,аргументы;
•
Стилиречииихпризнаки;
•
Особенностижанрарассуждения;
•
Признакитекстаиегофункциональныесмысловыетипы;
•
Основныеединицыязыка,ихпризнаки;
•
Основныенормырусскоголитературногоязыка;
•
Основныенормыречевогоэтикета;
Уметь:
•
Различатьстилиречи;
•
Проводитьлингвистический,стилистическийанализтекста;
•
Вестиспор,соблюдаяправиларечевогоэтикета;
•
Определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное
мнениекфактамиявлениямокружающейдействительности;
•
Подбиратьубедительныедоказательствасвоейточкизрения,адекватновыражатьсобственноемнение;свободно,правильно,логичноиобразно
излагатьсвои мысливустной иписьменной форме,соблюдаяправила построениятекста;
•
Создаватьсобственноеписьменноевысказываниепозаданноймодели;
•
Осуществлятьречевойсамоконтроль:находитьошибкииисправлятьих,совершенствоватьиредактироватьтекст;
•
Извлекатьнеобходимуюинформациюизразличныхисточников,включаяжизненныеситуацииисредствамассовойинформации,свободноиспол
ьзоватьихв творческойработе;
•
Применятьполученныезнаниявучебных,бытовых,социально-культурныхситуацияхобщения.
Кол.
часов
3
6
4
2
8
5
7
Содержаниепрограммы«Обучениесочинениямразныхжанров»
Основноесодержание
Сочинениекактекст.Основныепризнакитекста.
Работанадтекстомхудожественногопроизведенияприподготовкексочинению.
Теоретико-литературныепонятияиихрольвподготовкекэкзаменамполитературе.
Классификациясочиненийпопроблематике,тематикеижанрам
Своеобразиежанровсочинений
Выбортемысочинения.Структурасочинения
Сочинение-рассуждение
Календарно-тематическоепланированиеэлективногокурса«Обучениесочинениямразныхжанров»в10кл.
№за
нят
ия
1
2
Тема
Планируемыйрезультатосвоенияматериала
Сочинениекактекст.Основные
признакитекста.
Общие требования к
составлениютекста.Сбалансированност
ьчастей
работы,соответствиеопределённойс
Иметьпонятиеосочинении,тексте.Знатьособенностисочинения
кактекста.Уметьвыделитьосновныепризнакитеста
Иметьпредставлениеосоставлениитекста,осоединениичастейведин
ое целое, о соответствии составленного текстатому
илииномустилю.
1
Дата
проведения
Уч.
Факт.
нед.
1
1
2
Кол-во
часов
тилистике.
3-4
5-6
7-8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Работанадтекстомхудожественногоп
роизведенияприподготовкек
сочинению.
Отборматериала,систематизация
фактическогоматериала.
Планированиебудущеготекста.
Теоретиколитературныепонятияиихроль в
подготовке к экзаменам
политературе.
Актуальные
литературоведческие,обществове
дческиетермины
Основныелитературоведческие
понятиявформулировкахтем
сочинений.
Составлениепланасочинения,подбор
фактическогоматериала
Классификациясочиненийпо
проблематике
Классификациясочиненийпотематике
ижанрам.
Своеобразиежанровсочинений.
Литературно-критическаястатья
Рецензия
Эссе,очерк
Дневник,путешествие
Сочинение-характеристика
Литературныйпортрет
Плансочинениялюбогожанра.
Зависимостьструктурысочиненияот
еготипа
Выбортемысочинения
Выборэпиграфа
Составление плановпростых и
сложных
Написаниевступленийизаключенийв
зависимости отжанра
Сочинение-рассуждение.
Уметьанализироватьхудожественныйтекстприподготовкексо
чинению.
2
3,4
Уметьотбиратьисистематизироватьматериалприпланированиибу
дущего текста.
2
5,6
2
1
7,8
9
Знатьосновныетеоретиколитературныепонятия.Уметьопределитьихроль.
Уметьсоставлятьтаблицытерминов(литературоведческих,о
бществоведческих)
1
Уметьанализироватьформулировкитемсочинений,вкоторыхес
тьтермины.
1
11
Уметьсоставлятьплансочинения,подбиратьфактический
материал
Уметьпредставитьклассификациюпоразнымкритериям.
2
12,13
1
14
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
1
1
25
26
1
27
1
28
1
29
Иметьпонятиеожанрахсочинения
Уметьсоздаватьколлективныйплансочинениялюбогожанра.
Уметьстроитьсочиненияразныхтипов,отбиратьфактический
материалиструктурироватьегозависимостиотжанра.2
Уметьвыбиратьтемусочинения,обосновыватьее.
Уметьанализироватьэпиграфывхудожественныхпроизведениях.
Подбиратьэпиграфпринаписаниисочинения.
Уметьсоставлятьпростойисложныйплан.
Уметьписатьвступлениеизаключениевзависимостиотжанра
сочинения.
Иметьпонятиеосочинении-рассуждении.
10
30
31
32
3334
Развёрнутыйпланработынад
сочинением-рассуждением.
Аргументыифактическийматериалв
сочинении-рассуждении
Темасочинениякакдоказательство
илиопровержение
Сочинение-рассуждениеиегоанализ
Уметьобдумыватьосновнойтезис,определятьобъёми
содержаниетемы,составлятьплан.
Уметьподбиратьаргументыифактическийматериал.
1
30
1
31
Уметьразрабатыватьтемысочинениякакдоказательствоили
опровержение
Уметьписатьсочинение-рассуждение.
1
32
2
33,34
Содержаниепрограммыкурса«Обучениенаписаниюсочинения-рассуждения»
1. Текст.Тема,идея,проблема.Стилиречи:литературно-художественный,публицистический.
2. Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста Выявление авторской позиции. Выделение
микротемы.Средствасвязимеждучастямитекста.Определениетипаречи,стиля,жанра.Лексикофразеологическиеособенноститекста.Особенностипостроениятекста(егокомпозиция).Впечатление отданноготекста.
2. Композициясочинения–рассуждения.Вступление,основнаячасть,заключение.
3. Работанадвступлением.Цели,структураиприёмынаписаниявступления.
4. Работанадосновнойчастью.Формулировкаосновнойпроблемыисходноготекста.Комментированиепроблемы.Видыкомментария.Оцен
очныеслова.
6. Позицияавтораиспособыеёвыражения.
7. Выражениесобственногомненияповыявленнойпроблеме.Типыаргументации.Способывводааргументов.
8. Работанадзаключением.Целииприёмынаписаниязаключения.
9. Анализсочинений-рассужденийпотекстам.
10. Самостоятельноенаписаниесочиненийпотекстам.Экспертнаяоценкасочинений.
Календарно-тематическоепланированиеэлективногокурса«Обучениенаписаниюсочинения-рассуждения»в11кл.
№занят
ия
Тема
Колвочасо
в
Домашнеезадание
Дата
проведения
Уч.нед Факт
1-2
Основныецелиизадачикурса.Основныетребованияктворческойработе. 2
Работастекстом
1,2
3-8
Основные аспекты анализа текста. Тема текста.
Проблема.Комментарийпроблемы.Авторскаяпозиция.Корректноеиз
ложениесобственногомнения попроблеме.Аргументы.
Работастекстом
3.4.5.6.
9-12
6
7.8
Композициясочинения.Вступлениеиеговиды.Основнаячасть.Заключен 4
Работассочинением
иеиеговиды.Абзацноечленение.Речевыеклише.
13-16
Обучающеесочинениепотекстухудожественногостиля.
9,10,11,
12
4
Оформлениеработы
13-16
2
Самоанализ
17-18
Тема текста.Проблема. Авторская позиция. Корректное
изложениесобственногомненияпопроблеме.Аргументы.Оформлениер
17-18
аботы.
Критерииинормативыоценкизадания.Типыошибок.Исправление
недочетов.
19-20
Рецензированиетворческихработнаосновепримеров(сочинения,
сочинения
2
написанныенаосноветекстахудожественногостиля).Оформлениеработ
Рецензирование
19-20
своейработы
21-22
ы.
Анализтекстапублицистическогостиля.Работасоднимтекстомпо
2
Анализтекста
21-22
23-24
разнымпроблемам.
Самостоятельнаяработанадтекстамипублицистическогостиляс
2
Работастекстом
23-24
25-26
использованиемрекомендацийучителя.
Самостоятельнаяработанадредактированиемтекста.
2
Редактирование
25-26
2
2
текста
Творческаяработа
Научно-популярный
27-28
29-30
27-28
29-30
Самостоятельнаятворческаяработанадтекстами.
Обучающеесочинение–рассуждениепотекстунаучно-популярного
стиля.
стиль.Сообение
31-32
Текстовые ошибки. Классификация ошибок. Корректное
2
изложениесобственногомненияпопроблемеРецензированиесамостояте
Классификация
31-32
ошибок
льных
33-34
творческихработ.
Подведениеитоговкурса.Критерииинормативыоценкизадания.
Типыошибок.Исправлениенедочетов.
1
Исправление
недочетов
33-34
Критерииоцениваниякурса:
Отметка«зачет»включаетвсебяследующиекритерии:
- посещениенеменее65%занятийпокурсу;
- выполнениепромежуточныхзаданий;
- выполнениеитоговойзачетнойработы,предусмотреннойпрограммойкурса.
Отметка«незачет»выставляетсяприотсутствиидвух-трехкритериевисоответствуетотметке«неудовлетворительно».
Припроведениипромежуточнойаттестациивформезачетаобучающийсяотвечаетнатеоретическиевопросы,предложенныеучителемпоопределеннойт
еме, ивыполняетпрактическоезадание. Поитогам делается записьвжурнале "зачтено".
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен
519259607574593999952456277565694459464737450438
Четырёва Елена Анатольевна
С 29.05.2023 по 28.05.2024
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)