Пояснительная записка Рабочая адаптированная программа по учебному предмету «Обществознание» основного общего образования составлена в соответствии с: 1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями. 2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями. 3. Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 38» с изменениями и дополнениями. 4. Рабочей программой к Предметной линии учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5. УМК Боголюбова Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкой Н. И. и др. / Под ред. Боголюбовой Л. Н., Ивановой Л.Ф. «Обществознание» для 5-9 классов. Общее количество часов составляет 136. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся. Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития. Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» Человек. Деятельность человека Выпускник научится: - использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; - характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; - в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; - характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; - приводить примеры основных видов деятельности человека; - выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Общество. Выпускник научится: - демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; - распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; - характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; - различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; - выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; - характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; - на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; - раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; - конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Социальные нормы. Выпускник научится: - раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; - различать отдельные виды социальных норм; - характеризовать основные нормы морали; - критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; -применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; -раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; - характеризовать специфику норм права; -сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; -раскрывать сущность процесса социализации личности; -объяснять причины отклоняющегося поведения; -описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Сфера духовной культуры. Выпускник научится: -характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; -описывать явления духовной культуры; -объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; -оценивать роль образования в современном обществе; -различать уровни общего образования в России; -находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; -описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; -объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; -учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; -раскрывать роль религии в современном обществе; -характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Социальная сфера. Выпускник научится: -описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; -объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; -характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; -выделять параметры, определяющие социальный статус личности; -приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; -описывать основные социальные роли подростка; -конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; -характеризовать межнациональные отношения в современном мире; -объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; -характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; -характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; -осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; -выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: -объяснять роль политики в жизни общества; -различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; -давать характеристику формам государственно-территориального устройства; -различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; -раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; -называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; -характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Гражданин и государство Выпускник научится: -характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; -объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; -раскрывать достижения российского народа; -объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; -называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; -осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; -характеризовать конституционные обязанности гражданина. Основы российского законодательства Выпускник научится: -характеризовать систему российского законодательства; -раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; -раскрывать смысл права на труд; -объяснять роль трудового договора; -разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; -характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; -характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; -конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; -характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; -раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; -анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; -исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; -находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Экономика Выпускник научится: -объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; -различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; -раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; -характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; -характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; -объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; -называть и конкретизировать примерами виды налогов; -характеризовать функции денег и их роль в экономике; -раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; -анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; -формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; -раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; -характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; -использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; -обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Важнейшие личностные результаты по обществознанию -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни через вовлечение школьников в активную деятельность, участие в различных социальных проектах, например, «Мы будущие избиратели»; -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны, например, через участие в экологических проектах; -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями, на примере путем проведения встреч с ветеранами. Метапредметные результаты формируемые при изучении обществознания: -умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) путем написания докладов, рефератов и т.п.; -умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; -способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей путем проведения ролевых игр; -овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога через участие в дискуссиях, диспутах, конференциях; -умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты по обществознанию В познавательной сфере -относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей, что обеспечивается самим содержанием курса; -знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; -знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности путем участия в различных социальных проектах; -умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; -давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей. В ценностно-мотивационной сфере -понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; -знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; -приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; В трудовой сфере -знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних путем изучение Трудового кодекса; -понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества через участие в общественно-полезном труде, производственные экскурсии и т.п. В эстетической сфере -понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания через межпредметные связи с историей, искусством; -понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества путем проведения экскурсий в музеи. В коммуникативной сфере -знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; -знание новых возможностей для коммуникации в обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации путем создания презентаций; -понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; -понимание значения коммуникации в межличностном общении; -умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения путем проведения деловых игр; -знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов, используя помощь психолога. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Общество, в котором мы живём. Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности и возможности их решенияусилиями международного сообщества и международных организаций. 7 КЛАСС Социальные ценности и нормы. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм. Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль. Человек как участник правовых отношений. Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правоваякультура личности. Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты. Основы российского права. Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права. Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли- продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений. Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности. Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов. 8 КЛАСС Человек в экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и её функции. Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночноеравновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежнокредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции. Человек в мире культуры. Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации.Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении. Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальноеустройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации. Гражданин и государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства.Россия – светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в системе социальных отношений. Социальная структура общества. Многообразие социальныхобщностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевойнабор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейныеценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы инации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства.Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в современном изменяющемся мире. Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения. Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и его социальное окружение 1.1 Социальное становление человека 6 1 1.2 Деятельность человека. Учебная деятельность школьника 4 0 1.3 Общение и его роль в жизни человека 2 0 1.4 Человек в малой группе 8 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 20 Раздел 2. Общество, в котором мы живём 2.1 Общество — совместная жизнь людей 2 0 2.2 Положение человека в обществе 1 0 2.3 Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики 1 0 2.4 Политическая жизнь 2 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 2.5 Культурная жизнь 1 0 2.6 Развитие общества 3 0 Итого по разделу 10 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415294 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Социальные ценности и нормы 1.1 Социальные ценности 2 0 1.2 Социальные нормы 2 0 1.3 Мораль и моральный выбор. Право и мораль 8 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 12 Раздел 2. Человек как участник правовых отношений 2.1 Правоотношения 3 0 2.2 Правонарушения и их опасность для личности и общества 2 0 2.3 Защита прав и свобод человека и гражданина 2 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 7 Раздел 3. Основы российского права 3.1 Как устроено российское право 1 0 3.2 Основы гражданского права 2 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3.3 Основы семейного права 2 0 3.4 Основы трудового права 2 0 3.5 Виды юридической ответственности 2 0 3.6 Правоохранительные органы в Российской Федерации 2 0 Итого по разделу 11 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек в экономических отношениях 1.1 Экономика — основа жизнедеятельности человека 5 0 1.2 Рыночные отношения в экономике 5 0 1.3 Финансовые отношения в экономике 5 0 1.4 Домашнее хозяйство 3 0 1.5 Экономические цели и функции государства 2 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 20 Раздел 2. Человек в мире культуры 2.1 Культура, её многообразие и формы 1 0 2.2 Наука и образование в Российской Федерации 4 1 2.3 Роль религии в жизни общества 2 0 2.4 Роль искусства в жизни человека 2 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 2.5 Роль информации в современном мире 1 0 Итого по разделу 10 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек в политическом измерении 1.1 Политика и политическая власть 3 0 1.2 Участие граждан в политике 3 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 6 Раздел 2. Гражданин и государство 2.1 Основы конституционного строя Российской Федерации 2 0 2.2 Высшие органы государственной власти в Российской Федерации 2 0 2.3 Государственно-территориальное устройство Российской Федерации 2 0 2.4 Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина 2 1 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 8 Раздел 3. Человек в системе социальных отношений 3.1 Социальные общности и группы 2 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 3.2 Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции 4 0 3.3 Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика Российского государства 3 0 3.4 Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни 2 0 Итого по разделу 11 Человек в современном изменяющемся мире 5 0 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Социальное становление человека 1 2 Биологическое и социальное в человеке 1 3 Потребности и способности человека 1 4 Индивид, индивидуальность, личность 1 5 Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста 1 7 Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция Цели, мотивы и виды деятельности 8 Познание как вид деятельности 1 9 Право человека на образование 1 10 Школьное образование. Права и обязанности учащегося 1 11 Общение и его роль в жизни человека 1 12 Особенности общения подростков. Общение в современных условиях 1 13 Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе 1 14 Межличностные отношения (деловые, личные) 1 15 Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества 1 16 Семейные традиции. Семейный досуг 1 17 Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками 1 18 Конфликты в межличностных отношениях 1 6 1 1 19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 1 20 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 1 21 Что такое общество. Связь общества и природы 1 22 Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие 1 23 24 Социальные общности и группы. Положение человека в обществе Что такое экономика? 1 1 25 Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство 1 26 Наша страна в начале XXI века 1 27 Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа 1 28 Развитие общества 1 29 Развитие общества 1 30 Глобальные проблемы современности и возможности их решения 1 31 Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа" 1 32 Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности" 1 33 Повторительно-обобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем" 1 34 Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в обществе" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 7 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Социальные ценности 1 2 Социальные ценности 1 3 Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе 1 5 Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе Нормы и принципы морали 6 Нормы и принципы морали 1 7 Нравственные чувства человека. Совесть и стыд 1 8 Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения 1 9 Влияние моральных норм на общество и человека 1 10 Право и его роль в жизни общества. Право и мораль 1 11 Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" 1 12 Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" 1 13 Правоотношения и их особенности. Правовые нормы 1 14 Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение 1 15 Правовая культура личности 1 16 Правонарушение и юридическая ответственность 1 17 Правонарушение и юридическая ответственность 1 18 Гарантии и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации 1 4 1 1 19 Права ребёнка и возможности их защиты 1 20 Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права 1 21 Основы гражданского права 1 22 Основы гражданского права 1 23 Основы семейного права 1 24 Основы семейного права 1 25 Основы трудового права 1 26 Основы трудового права 1 27 Виды юридической ответственности 1 28 Особенности юридической ответственности несовершеннолетних 1 29 30 Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов Российской Федерации Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права" 1 1 31 Повторительно-обобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений. Основы российского права" 1 32 Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации" 1 33 Защита проектов по теме "Права и обязанности несовершеннолетних" 1 Итоговое повторение по темам «Человек как участник правовых отношений» и "Основы российского права" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 34 8 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор 1 2 Экономическая система и её функции. Собственность 1 3 Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность 1 4 Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда 1 5 Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы 1 6 Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков 1 7 Спрос и предложение. Рыночное равновесие 1 8 Предприятие в экономике 1 9 Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица 1 10 Финансовый рынок и финансовые посредники 1 11 Банковские услуги 1 12 Страховые услуги 1 13 Защита прав потребителя финансовых услуг 1 14 Экономические функции домохозяйств 1 15 Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования 1 16 Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений 1 17 Экономические цели и функции государства 1 18 Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции 1 19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 20 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 21 Культура, её многообразие и формы. 1 22 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества 1 23 Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе 1 24 Образование в Российской Федерации. Самообразование 1 25 Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации 1 26 Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания 1 28 Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества 29 Роль информации и информационных технологий в современном мире 1 30 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры" 1 31 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры" 1 32 Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность" 1 33 Защита проектов по теме "Человек в экономике" 1 34 Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры" 1 27 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 34 9 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Политика и политическая власть 1 2 Государство — политическая организация общества 1 3 Политические режимы 1 4 Формы политического участия. Выборы, референдум 1 5 Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации 1 6 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в политическом измерении" 1 7 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 8 9 Основы конституционного строя Российской Федерации Высшие органы государственной власти в Российской Федерации 1 1 10 Высшие органы государственной власти в Российской Федерации 1 11 Государственно- территориальное устройство Российской Федерации 1 12 Местное самоуправление 1 13 Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации 1 14 Повторительно-обощающий урок по теме "Человек в политическом измерении" 1 15 Социальная структура общества 1 16 Социальная мобильность 1 17 Социальный статус человека в обществе 1 18 Социальные роли. Ролевой набор подростка 1 19 Социализация личности 1 20 Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи 1 21 Этнос и нация. Россия- многонациональное государство 1 22 Этнос и нация. Россия- многонациональное государство 1 23 24 Социальная политика Российского государства Отклоняющееся поведение 1 1 25 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 26 Информационное общество. Сущность глобализации 1 27 Сущность глобализации 1 28 Молодёжь — активный участник общественной жизни 1 29 Профессиии настоящего и будущего. Здоровый образ жизни. Мода и спорт 1 30 Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества 1 31 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в политическом измерении" 1 32 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство" 1 33 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 34 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в современном изменяющемся мире" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Обществознание, 6 класс/ ,Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., ГородецкаяН.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание. 8 класс : учебник, 8 класс/ Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание, 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., МатвеевА.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК по обществознанию ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b https://resh.edu.ru/subject/3/8/ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)