Информатика, 8 кл.

Приложение № 2 к Основной
Общеобразовательной программе –
образовательной программе основного
общего образования (ФГОС ООО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ № 19 от 30.08.2023) № 115

Адаптированная
рабочая программа по информатике
для ученика 8 класса

с. Бродово

1

Рабочая программа включает два раздела:
· пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в
базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии,
требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 8 класс, список
рекомендуемой учебно-методической литературы;
· календарно-тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике
составлена на основе
авторской
программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего
образования по курсу «Информатика».
По программе VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для
определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей
с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при
наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная
утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной
деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные
программы VII вида, в том числе и по информатике, не издано специальной учебной и
учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для
общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к
обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен
адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся
классов спецкоррекции.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического
развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей:
неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении
учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер,
направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии,
пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной
жизнью.
Программа курса «Информатика» предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика»
на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы
данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация
деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в
решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и
системного мышления, а также практических умений и навыков в области
информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в
отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в
операционной системе Windows.
2

Цели программы
1. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
2. Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее
результаты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
4. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
5. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем
освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи программы:
1. Сформировать готовность современного выпускника основной школы к активной
учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию
методов информатики в других школьных предметах;
2. Подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к
продолжению образования в старшей школе;
3. Научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
4. Показать основные приемы эффективного использования информационных
технологий.
Важными коррекционными задачами курса являются:
· развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение);
· нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
· формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование
деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
· развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
· развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по информатике вызывает большие затруднения у
учащихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость,
недостаточность
абстрактного
мышления,
недоразвитие
пространственных
представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся
требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное
его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики
с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся
Для эффективного усвоения учащимися учебного материала по информатике
программа нацелена на
формирование у школьников умения строить свою
жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к
саморегуляции
своей
деятельности,
отношений,
поведения;
привитие
доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся. Сохранение и
укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного
процесса.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебник и другие элементы УМК по Информатике и ИКТ в 8 классе реализуют
общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие
комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой
системой понятий информатики на доступном уровне.
3

Практическая задача является ведущей в данном курсе. Современные научные
представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах
работы с информацией отражены в содержательном материале учебников.
Изложение теории и практики опирается на следующее: закономерности
протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и
особенности; информационные процессы функционирования, развития, управления в
природных, социальных и технических системах; понятия: информационный процесс,
информационная модель, информационный объект, информационная технология,
информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная
система, информационная цивилизация и др.; методы современного научного познания:
системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный
эксперимент; математический аппарат при решении учебных и практических задач
информатики; основные способы алгоритмизации и формализованного представления
данных.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год для изучения
курса информатики и ИКТ в 8-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 35 учебных
часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения информатики:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную
составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о
науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область
информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных
процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы
функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических
системах;
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной
полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются
с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов,
необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств
ИКТ;
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических,
природных, социальных системах;
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе
формальных правил;
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей,
изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые
применения ИКТ в современном обществе.
4

3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных
технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка
программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов,
виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных
объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том
числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой
проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина
информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития
информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности,
связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются
характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях
и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать
нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной
информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности
представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком,
техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс,
информационная модель, информационный объект, информационная технология,
информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная
система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
получить представление о таких методах современного научного познания, как
системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный
эксперимент;
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и
практических задач информатики;
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления
данных.
Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования,
представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т.
п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных
инструментальных средств;
осуществление
целенаправленного
поиска
информации
в
различных
информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.
п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе
с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой
техники;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные
возможности ее решения;
5

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема
«Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных
предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема
способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика»
межпредметный характер. Таблица соответствия содержания учебников планируемым
результатам обучения в системе универсальных учебных действий приведена в
Приложении.
Среди предметных результатов ключевую роль играют:
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель, и их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и
записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним
из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
ветвлением и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, выбора
способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы,
графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема
«Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с
основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится
объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный
практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий
рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку
отдельных технологических приемов и практикумов–интегрированных практических
работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины
учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не
требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий)
включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть
разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков: промежуточной и
итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
6

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в
форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные
процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой
природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и
информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых
систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации.
Количество
информации.
Количество
информации
как
мера
уменьшения
неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к
определению количества информации.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор
и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл.
Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.
Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс
операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с
помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана
информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые
программы.
3. Коммуникационные технологии – 14 ч (ознакомительно)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная
сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и
транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета.
Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете.
Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете.
Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка
разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы.
Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на
Web-страницах.
Итоговое повторение 1 ч
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тематический контроль
№
1
2

Тематика
Вид
Информация и информационные процессы
контрольная работа
Компьютер как универсальное устройство обработки контрольная работа
информации
3
Коммуникационные технологии
контрольная работа
Практические работы
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
урок
а

Тема урока

план

2.

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация, ее
представление и измерение
Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память

3.

Устройства ввода и вывода

4.

Файл и файловая система

5.

Работа с файлами

6.

Программное обеспечение и его виды

7.

Организация информационного пространства

8.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

9.

Контрольный урок

10.

Создание документа в текстовом редакторе

11.
12.

Основные приемы редактирования документов. Основные приемы
форматирования документов
Внедрение объектов в текстовый документ

13.

Работа с таблицами в текстовом документе

14.

Растровая графика

15.

Векторная графика

16.

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

17.

Создание рисунков в векторном графическом редакторе

18.

Растровая и векторная анимация

19.

Контрольный урок

20.

Представление информационных ресурсов в глобальной
телекоммуникационной сети
Сервисы сети. Электронная почта. Сервисы сети. Файловые архивы

1.

21.

Дата
проведения
факт

8

22.

Загрузка файлов из Интернета

23.

Социальные сервисы сети. Электронная коммерция в Интернете

24.

Поиск информации в сети Интернет

25.

Личная безопасность в сети Интернет

26.

Передача информации. Локальные компьютерные сети

27.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы
подключения
Контрольный урок

28.

30.

Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового
документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для
создания
Форматирование текста на web-странице

31.

Вставка изображений и гиперссылок.

32.

Вставка и форматирование списков

33.

Использование интерактивных форм

34.

Итоговое занятие

35.

Повторение

29.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».