Приложение АООП ООО для обучающихся с ЗПР, утвержденной приказом МБОУ СОШ № 19 от 30.08.2023 № 115 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Геометрия» для обучающихся с задержкой психического здоровья 8 класс с. Бродово 2023-2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Адаптированная рабочая программа по геометрии для детей с задержкой психического развития (8 класс) разработана на основе примерной образовательной программы основного общего образования по математике и ориентирована на работу по учебнику геометрии для 8 класса Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.(М.: Просвещение). Согласно ООП ООО МБОУ СОШ №19 на изучение предмета в 8-общеобразовательных классах на изучение предмета отводится 64 часа из расчета 2 часа в неделю. Используя рекомендации Министерства образования, в программу внесены следующие изменения: - при рассмотрении простейших геометрических фигур, все понятия вводятся на наглядной основе; - аксиомы даются через решение задач и приводятся в описательной форме; - теоремы даются без доказательств, так как они трудны для учащихся с задержкой психического развития. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся. Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Аксиомы даются в процессе практических упражнений через решение задач и приводятся в описательной форме. Все теоретические положения даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления учащихся. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса математики 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для этих детей. Некоторый материал программы им дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов или ознакомительно для обзорного изучения, некоторые темы в связи со сложностью изложения и понимания для детей с ЗПР были исключены. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ЗПР, пришлось некоторые темы изучать ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач. Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование следующих умений и качеств: способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; воля и настойчивость в достижении цели. Использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в обучении, технология оценивания. Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; сравнивать способы и результаты своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать достигнутый результат; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Познавательные УУД: строить логические цепи рассуждений; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи; выделять и формулировать проблему; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; давать определение понятиям; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); интересоваться чужим мнением и высказывать свое; представлять информацию в понятной форме; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно- ориентированного и системно - деятельностного обучения. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано с поиском, обработкой, представлением новой информации. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Данная рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования. 1. Повторение курса 7 класса (1 час). Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства. 2. Четырехугольники (21часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника. 3. Подобие треугольников (11часов). Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. 4. Решение прямоугольных треугольников (12 часов). Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников. 5. Многоугольники. Площадь многоугольника (8 часов). Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции. 6. Повторение курса 8 класса (4часа). Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол. Запланированные контрольные мероприятия: Административный контроль: 1. Входная контрольная работа. 2. Мониторинг по итогам I полугодия. 3. Промежуточная аттестация по итогам учебного года. Контрольные работы по геометрии: 1. Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм. Виды параллелограмма" 2. Контрольная работа №2 по теме«Вписанная и описанная окружности. Трапеция.» 3. Контрольная работа №3 по теме « Подобие треугольников» 4. Контрольная работа №4 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» 5. Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников». 6. Контрольная работа №6 по теме:«Площади четырехугольников» Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: мира; пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; существо понятия алгоритма; распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства; распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции; распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей; оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия; применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике; формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов; распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника; находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения геометрических задач с использованием тригонометрии; построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир) для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы); для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур. Материально-техническое обеспечение I. Библиотечный фонд Нормативные документы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.(М.: Просвещение). 1. Геометрия: 7-9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.(М.: Просвещение). 2. Геометрия: 7-9 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.(М.: Просвещение). II. Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование 1. Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 90°), циркуль. Тематическое планирование. № урока 1 Тема урока Повторение курса 7 класса 1ч Треугольник. Параллельные прямые .Окружность Четырёхугольники 25 ч Кол-во часов 1 2 3 4,5 6 7 8 9 10 11,12 13 14 15,16 17 18 19,20 21 22 23 24,25 26 27 28 29,30 31 32 33 34 35 36 37,38 39 40,41 42,43 44 45 46 47,48 49,50 51 52 53 54 55 56 57,58 59 Четырёхугольник и его элементы. Параллелограмм. Свойства параллелограмма Признаки параллелограмма Прямоугольник. Свойства прямоугольника Признаки прямоугольника Ромб. Свойства ромба Признаки ромба Квадрат Решение практико-ориентированных задач Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" Средняя линия треугольника Трапеция. Виды трапеции Средняя линия трапеции Решение задач по теме: «Трапеция» Центральные и вписанные углы. Их свойства Описанная окружность четырехугольника. Вписанная окружность четырехугольника Признак принадлежности четырёх точек одной окружности Решение практико-ориентированных задач Контрольная работа №2 на тему«Вписанная и описанная окружности. Трапеция.» Подобие треугольников 13 ч Теорема Фалеса Теорема о пропорциональных отрезках Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей Теорема Менелая, теорема Птолемея Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» Второй признак подобия треугольников Третий признак подобия треугольников Повторение и систематизация учебного материала Решение практико-ориентированных задач Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников» Решение прямоугольных треугольников 14 ч Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике Теорема Пифагора Повторение и систематизация учебного материала Решение практико-ориентированных задач Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника Решение прямоугольных треугольников Повторение и систематизация учебного материала Решение практико-ориентированных задач Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» Многоугольники. Площадь многоугольника 10 ч Многоугольники. Сумма углов многоугольника. Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма Площадь треугольника Площадь трапеции 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 60 61,62 63 64 Повторение и систематизация учебного материала Решение практико-ориентированных задач Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки 1 2 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)