Немецкий язык, 8 кл

Приложение к АООП основного
общего образования
(утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023г.) № 115

Адаптированная рабочая программа
Учебного предмета «Немецкий язык» (второй иностранный язык)
для обучающихся с задержкой
психического здоровья 8 класс

1.Аннотация
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету второй иностранный язык (немецкий язык) 8 класс для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.
- Рабочая программа составлена с учѐтом авторской программы по немецкому языку (как второму иностранному языку) М.М. Аверина и др.
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях 2023-2024г.
- Учебного плана МБОУ СОШ №19 с.Бродово.
- Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 5-9 класса под
редакцией М.М. Аверина и др.
Образовательная программы адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту начала обучения в 8 классе уровня
психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу основного общего образования
совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
К особенностям детей с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие,
заставить себя выполнить что-либо; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью; нарушения восприятия выражается в
затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая
структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость
восприятия и ориентировка в пространстве; особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем
вербальный. ОВЗ нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи –
нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно
обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Учащиеся характеризуются
ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. У большинства детей
наблюдается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.
Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия,
бедностью сферы образов - представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития
познавательных процессов: памяти, мышления, речи. При изучении ИЯ дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно
происходят усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их использование в устной речи; затруднено восприятие
грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи,
особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.
Условия по организации коррекционно-развивающего обучения
Коррекционно-развивающее обучение – обучение, направленное на исправление имеющихся дефектов личности ребѐнка с одновременным
развитием механизма компенсации, который осуществляется на программном учебном материале. Речь, в первую очередь, идѐт не столько о
развитии знаний и умений, сколько о развитии у ученика высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при
помощи которых он усваивает учебную программу. Цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия, способствующие
развитию личности ребѐнка и эффективному усвоению учебного материала.
Достижение этой цели требует реализации ряда принципов:
1) динамичности восприятия, который предполагает разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности для
реализации охранительного режима обучения, использование заданий по степени нарастающей трудности и с участием различного
доминантного анализатора (подача информации многосенсорно: аудиально – говорить вслух с нужной интонацией; визуально –показывать

предметы, таблицы, карты, рисунки, схемы, модели, презентации; кинестетически – использовать жесты, пространство класса, классной
доски и экрана). Эффективнее работать с текстовым материалом.
2) продуктивной обработки информации,который предполагает разнообразные задания на самостоятельную обработку информации, перенос
только что показанного способа обработки информации на своѐ индивидуальное задание с дозированной поэтапной помощью учителя.
3) развития и коррекции высших психических функций, который предполагает включение в содержание урока специальных коррекционных
упражнений по коррекции высших психических функций (зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового
восприятия, аналитико-синтетической деятельности, 6 логического мышления).
4) мотивации к учению, который предполагает постановку ясных и чѐтких инструкций с использованием простых предложений с
минимумом сложных слов и терминов; включение в содержание урока актуальной информации, интересных ученику упражнений; реальное
внимание учителя к деятельности каждого ученика и развѐрнутую словесную оценку его деятельности; увеличение времени на осмысление,
понимание и принятие решения.
5) наглядность должна стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона.
Наиболее эффективно поэтапное воссоздание объекта, предмета, схемы, модели, последовательно рисующееся на глазах учащихся, что
позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности, приучает видеть детали и целое, осмыслить
связи единичного и целого. Учащимся предоставляются алгоритмы и образцы выполнения заданий, справочный и опорный материал.
Ведущие формы, методы обучения, педагогические технологии, через которые будет реализована программа:
1. Обучение на интересе, на успехе, на доверии;
2. Адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
3. Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
4. Использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
5. Формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
6. Взаимообучение, диалогические методики;
7. Комментированные упражнения;
8. Оптимальность темпа с позиции полного усвоения;
9. Игровые технологии;
10. Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, чередование различных видов деятельности учащихся на уроке с целью снятия
напряжения и усталости)
Цели и задачи обучения немецкому языку
Цели:
1) познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе первоначальных представлений
о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и немецкоговорящих стран, о языке как основе национального
самосознания);

2) социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности).
Современное обучение немецкому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием
элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ мировоззрения, формировании основ
умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Основными задачами обучения являются:
- развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами
и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях немецкого языка, разных способах
выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающий опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся 8 - 9 класса; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях
иноязычного межкультурного общения;
- дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными
учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в т.ч. с использованием новых информационных
технологий;
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации
и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения
иностранного языка и родного языка как средства общения о познания в современном мире;
-формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств
гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ,
толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путѐм информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья
и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
2. Общая характеристика курса
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в предметную область «Филология». Иностранный язык в основной школе
обеспечивает языковое и общее речевое развитие школьников. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и
облегчению социализации обучающихся с ЗПР.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например,
литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами
языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях
знания).
Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к
обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к
взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой
возрастной группы, даѐт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные
умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать
новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении
учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.
Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного
общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов
формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение немецкого языка (как второго иностранного языка) в 8 классе отводится 68 учебных часа: 2
часа в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении иностранного языка стимулируется общее речевое развитие школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются
ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов
соответствующего содержания, вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культура.
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с
культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры.
Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся
ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его

мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и
способностей.
Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана
на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединѐнных единой стратегической идеей: принципов овладения иноязычной
культурой через общение, речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти
принципы несут в атмосфере иноязычного общения воспитательный заряд и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное
общение, которое, в сущности, и является воспитательным процессом.
Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов. Кроме того, учитель несѐт в себе
содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса.
Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать всѐ от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему
ценностей, которая соответствует идеалу образования – человеку духовному.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
по учебному предмету немецкий язык
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области.
3. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную задачу.
3. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета.
2. Строить сообщения в устной и письменной форме.
3. Осуществлять синтез как составление целого из частей.
4. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
5. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
6. Владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
3. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
4. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии.
3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4. Формулировать собственное мнение и позицию.
5. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.
2. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
3. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
4. Аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
5. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Учащиеся научатся:
 вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в
стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране
изучаемого языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
 вести диалог-обмен мнениями;
 брать и давать интервью;
 вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.).
Говорение. Монологическая речь

Учащиеся научатся:
 строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова,
план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
 описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
 давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
 передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
 описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы.
Учащиеся получат возможность научиться:
 делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
 комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к
прочитанному/ прослушанному;
 кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией
общения;
 кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
 кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
учащиеся научатся:
 воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество
неизученных языковых явлений;
 воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как
изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
учащиеся получат возможность научиться:
 выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
 использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
учащиеся научатся:
 читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
 читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления,
нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
 читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;

 выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя
понимание прочитанного.
Письменная речь
Учащиеся научатся:
 заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность,
адрес и т. д.);
 писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в
стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
 писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка:
сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения,
просьбу; давать совет и т. д. (объемом 100–120 слов, включая адрес);
 писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
Учащиеся получат возможность научиться:
 делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
 писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
 составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
 кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
 писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Учащиеся научатся:
 правильно писать изученные слова;
 правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак
в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
 расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране
изучаемого языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
 сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка.
Фонетическая сторона речи
Учащиеся научатся:
 различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого
иностранного языка;

 соблюдать правильное ударение в изученных словах;
 различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
 членить предложение на смысловые группы;
 адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия
фразового ударения на служебных словах.
Учащиеся получат возможность научиться:
 выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
Лексическая сторона речи
Учащиеся научатся:
 узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого
этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
 употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания,
реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
 соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной
школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
- имена существительные при помощи суффиксов -er, -ist , -tion, -ment, -ing;
- имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префикса un-;
‒ числительные при помощи суффиксов - zig .
Учащиеся получат возможность научиться:
 распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
 знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно
ситуации общения;
 распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
 распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
 распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности );
 использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по
сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.

Грамматическая сторона речи
Учащиеся научатся:
 оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими
формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
 распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и
отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной
форме) и восклицательные;
 распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими
обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
 распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами und, aber, oder denn,deshalb;
 распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами dass, ob, weil, da,darum;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по
правилу, и исключения;
 распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем;
 распознавать и употреблять в речи местоимения: личные , притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их
производные, относительные, вопросительные;
 распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях,
образованные по правилу, и исключения;
 распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (viel, wenig); наречия в
положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
 распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Präsens,
Präteritum, Plusquamperfekt, Perfekt, Futurum;
 распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога Präsens Passiv, Präteritum Passiv,
Plusquamperfek Passivt, Perfekt Passiv, Futurum Passiv:
 распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном
залоге.
Учащиеся получат возможность научиться:
 распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени, цели, условия, определительными;
 распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией es gibt ;
 распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами haben, sein;

 распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными,
 распознавать и употреблять в речи модальные глаголы;
Социокультурные знания и умения
Учащиеся научатся:
 употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета,
принятые в странах изучаемого языка;
 представлять родную страну и культуру на немецком языке;
 понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
 использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
 находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Учащиеся научатся:
 выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Учащиеся получат возможность научиться:
 использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
6. Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по
магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки.
Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации

Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население.
Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи.
Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного
характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик до 4 со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи
(повествование,описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на
зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания 8-10 фраз. Продолжительность монологического высказывания –1,5 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их
содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и
др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и
воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события
в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить
значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до
1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений.
Чтение

Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект,
стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и
воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания,
обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения –до
600 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных
текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 300 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале.
Объем текста для чтения около 400 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
 заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
 написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая
адрес);
 написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого
языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность,
давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 80 - 100 слов, включая адрес;
 составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.
 делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов. Правильное использование знаков
препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических
ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые

группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового
ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной
школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для
культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 900 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы.
Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и
отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах;
артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных,
неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее
употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей
страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера). Это предполагает овладение:
 знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
 сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
 сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
 знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных
праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
 представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта,
культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого
языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
 умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные
нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
 умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране
в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
 переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
 использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь
и т. д.;
 прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
 догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
 использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
 работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной
информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
 работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
 планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство
с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация,
разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над
долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
 самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
 находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
 семантизировать слова на основе языковой догадки;
 осуществлять словообразовательный анализ;
 пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым
словарями, мультимедийными средствами);
 участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.

7. Тематическое планирование
8 класс
№ п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Название темы
«Знакомство. Мой класс. Мой день в школе»
Межличностные взаимоотношения со сверстниками.
Внешность и черты характера человека. Школьное
образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и
отношение к ним. Здоровый образ жизни: режим
труда и отдыха, спорта, питание. Переписка с
зарубежными сверстниками.
«Хобби. Моѐ свободное время. Вечеринки»
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды
отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
«Моя семья. Мой дом»
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера
человека. Мир профессии. Роль иностранного языка в
планах на будущее.
«Животные. Это вкусно»
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей
среды. Климат. Погода. Здоровый образ жизни:
режим труда и отдыха, спорт, питание.
«Смотрится отлично. Дружба. Взаимоотношения»
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера
человека. Школьное образование, школьная жизнь,
изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с
зарубежными сверстниками. Каникулы в различное

Количество
часов
4

Контроль –
ные работы

4

4

4

4

1

6.

7.

8.

9.

время года.
«Мой город. Сколько это стоит? »
Транспорт.
Покупки.
Страна/страны
второго
иностранного языка и родная страна, их
географическое положение, столицы и крупные
города,
достопримечательности,
культурные
особенности
(национальные
праздники,
знаменательные
даты,
традиции,
обычаи).
Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру.
«Каникулы»
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые
предметы и отношение к ним. Переписка с
зарубежными сверстниками. Каникулы в различное
время года.
«Мои планы на будущее. Изображение и звук»
Мир профессии. Проблемы выбора профессии.Роль
иностранного языка в планах на будущее. СМИ и
коммуникации
(пресса,
телевидение,
радио,
интернет).
«Это мне нравится. Подробнее о себе»
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды
отдыха,
путешествия.
Транспорт.
Покупки.
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера
человека.

3

3

3

5

1

№ п/п
10.

11

12.

13

Название темы
«Фитнес и спорт. Еда. Выздоравливай! Получай
удовольствие!»
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха,
спорта, питание. Экстремальные виды спорта. На
приѐме у врача.
«Школьный обмен. Техника»
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые
предметы и отношение к ним. Досуг и увлечения.
Переписка с зарубежными сверстниками. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Страна/страны второго иностранного языка и родная
страна, их традиции.
«Наши праздники. Воздух Берлина. Путешествие
по Рейну»
Страна/страны второго иностранного языка и родная
страна, их географическое положение, столицы и
крупные города, достопримечательности, культурные
особенности
(национальные
праздники,
знаменательные
даты,
традиции,
обычаи).
Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и
др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт.
Покупки.
«Мы и окружающий мир. Планета Земля»
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей
среды. Климат. Погода.

Количество
часов
5

Контроль –
ные работы

4

5

4

1

14

«Прощальная вечеринка. Что такое красота?»
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды
отдыха,
путешествия.
Транспорт.
Покупки.
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера
человека. Здоровый образ жизни: режим труда и
отдыха, спорта, питание.

4

15

«Будущая профессия »
Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
«Где мы живѐм. Будущее»
Страна/страны второго иностранного языка и родная
страна. Межличностные взаимоотношения в семье.
Проблемы экологии.

3

«Моѐ место в политической жизни. Стена –
граница – зелѐный пояс»
Страна/страны второго иностранного языка и родная
страна, их географическое положение, столицы и
крупные города, достопримечательности, культурные
особенности
(национальные
праздники,
знаменательные
даты,
традиции,
обычаи).
Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру.
Итого:

5

Итоговая к/р

68

4

16

17

4

8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для достижения поставленных целей обучения предмету «немецкий язык» используются:
1. Аудиоприложения к учебникам 5, 6, 7, 8, 9 класса.
2. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
3. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
4. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
5. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
6. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
7. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко – М. : Просвещение , 2020
8. Алфавит (плакат)
9. Карта Германии
10. Тематические картинки
11.Немецкоговорящие страны (комплект из 4 плакатов)
12.Немецкий язык -Изучаем глагол (комплект из 8 плакатов)
13. Мои первые немецкие слова (333 карточки)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».