ИЗО, 1-4 кл

Приложение
АООП ООО для обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом
МБОУ СОШ № 19 от 30.08.2023 № 115

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1 – 4 классов
с интеллектуальными нарушениями

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к
предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе рассчитана на 33 учебные
недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю), во 2 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю),
в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час
в неделю), в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часав
год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство».
Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем
развитии
личности
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
− формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства.
− расширение художественно-эстетического кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;

− формирование знаний элементарных основ рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в
нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
− обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям
орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной
деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы, для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в
1 классе определяет следующие задачи:
− формирование навыков и приемов работы в разных видах
изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
− формирование у обучающихся зрительно-графических умений и навыков,
изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в
нетрадиционных техниках;
− обучение нахождению в изображаемом существенных признаков,
установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости листа бумаги
(слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнениярисунка;
− корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся
путем систематического и целенаправленного развития у них правильного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
− развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и
кисточки, формирование навыков произвольной регуляции нажима и темпа
движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной
точке; сохранение направления движения;
− развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет
введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их
свойства и качества. изобразительных средств (точка, линия, контур,
штриховка и т.д.);
− обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и
явлениях окружающего мира;
− воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических
чувств и понимание красоты окружающего мира;
− воспитание адекватного отношения к результатам собственной
деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки.

2 класс:
− развитие у обучающихся эстетического восприятия и формирование
образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их
познания;
− формирование интереса обучающихся к изобразительному искусству,
потребности к изображению воспринимаемой действительности, желания
овладеть приемами изображения в разных видах изобразительной
деятельности;
− формирование приемов рассматривания объектов, явлений окружающей
действительности, произведений изобразительного искусства и народного
творчества;
− обучение приемам наблюдения с целью последующего изображения;
− формирование способов изображения в рисовании, лепке, в работе над
аппликацией, а также развитие технических навыков работы с разными
художественными материалами.
3 класс:
− развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей
природной среде;
− формирование умения изображать увиденное цветными и
ахроматическими художественными материалами;
−
формирование
умения
анализировать
форму,
строение
(конструкционные особенности) объекта наблюдения, выделение в нем
частей, определение пропорций, видение объекта целостно, затем его
изображение, передавая относительное сходство;
− осуществление обучению некоторым правилам работы над
композицией;
− обучение более углубленному восприятию некоторых произведений
изобразительного искусства, сопутствующих теме определенного урока, и
декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия.
4 класс:
 развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей
природной среде и формирование у детей умений фиксировать у детей
умений фиксировать полученные при наблюдении впечатления цветными
ахроматическими художественными материалами;
 формирование умений анализировать форму и строение
(конструкционные особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно
и различать пропорции, рассматривать объект аналитически, выделяя его
части, и изображать его правдиво;
 обучение некоторым правилам работы над композицией в
практической деятельности;
 обучение восприятию некоторых произведений изобразительного
искусства, сопутствующих теме определенного занятия, и произведений
декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия.

Содержание
В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у
обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное
цветными
художественными
материалами,
формируется
умение
анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта
наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть
объект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству
осуществляется
пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится работа по
восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме
определенного занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой
деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о
предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительнодвигательные представления – способы изображений увиденного.
Содержание разделов
№
п/п
1.

Количеств
о часов
3

Контрольные
работы
-

Подготовительный период обучения

2.

«Обучение композиционной деятельности»

9

-

3.

«Развитие у обучающихся умений воспринимать

11

-

4

-

33

-

Название раздела, темы

и изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию»
4.

«Развитие у обучающихся восприятия цвета
предметов и формирование умений переливать
его в живописи»
Итого:

На втором году обучения осуществляется закрепление полученных
знаний о художественных материалах и технических способах работы с
ними.
В лепке закрепляется прием размазывания пластилина внутри силуэта
(низкий рельеф). В работе над аппликацией у обучающихся закрепляются
умения вырезать силуэт изображения по линии сложенного контура.
Изучаются приемы работы с акварельными красками – в сравнении с
приемами работы гуашью.
Особое место отведено способам выделения изображения из фона,
поскольку обучающимися эта задача самостоятельно не решается.

№
п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

1

«Обучение композиционной деятельности»

11

-

2

«Развитие у учащихся умений

10

-

2

-

11

-

34

-

воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»
3

«Обучение восприятию произведений
искусства»

4

«Развитие у учащихся восприятия цвета
предметов и формирование умений
переливать его в живописи»
Итого:

Обучение изобразительному искусству в 3 классе способствует
дальнейшему формированию у обучающихся базы для творческой
деятельности (расширяется опыт относительных полных и точных
представлений о предметном мире и явлениях окружающей
действительности и способов изображения увиденного): развивается
способность изображать предмет с натуры, выполнять задания
декоративного характера или на заданные темы, которые требуют
привлечения определенных творческих усилий.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные

1.

«Обучение композиционной деятельности»

15

-

2.

«Развитие у учащихся умений

10

-

9

-

34

-

п/п

работы

воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»
3.

«Развитие у учащихся восприятия цвета
предметов и формирование умений
переливать его в живописи»
Итого:

На четвертом году обучения продолжается работа по формированию у
обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности к
изображению наблюдаемых и рассматриваемых объектов, формирование
различных
способов
воспроизведения
предметов
и
объектов,
воспринимаемых с натуры.
В 4 классе в доступной форме, но более подробно, раскрываются
приемы работы мастеров в различных видах жанров изобразительного
искусства, важность и особенности воспроизведение образов с натуры и по
памяти.
Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного
искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному
виду творчества, обусловленному потребностью украшать свою жизнь
необычными предметами, создаваемые руками мастеров.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов

Контрольные

1.

«Обучение композиционной деятельности»

11

-

2.

«Развитие у обучающихся умений
воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»

9

-

3.

«Обучение восприятию произведений
искусства»

4

-

4.

«Развитие у обучающихся восприятия
цвета, предметов и формирование умений
переливать его в живописи»

10

-

34

-

п/п

Итого:

работы

Планируемые результаты освоения содержания
рабочей программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 1 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;
 положительное отношение к окружающей действительности;
 эстетическое восприятие окружающей действительности;
 понимание красоты в окружающей действительности и
возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
 умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится».
Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 1 класса
Минимальный уровень:
− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками
кисть;
− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не
вращая при этом лист бумаги;
− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
− узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал);
− знать названия художественных материалов, инструментов и
принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1
классе;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;
− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по
прямой линии)
Достаточный уровень:
− знать названия художественных материалов, инструментов и
принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1
классе;
− знать названия основных цветов солнечного спектра;
− знать названия изображаемых на уроках предметов, действий
обьектов, изобразительных действий;
− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела
человека, части дерева, дома;
− знать основные особенности материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
− знать выразительные средства изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет».;
− находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника;
− следовать
при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по

воображению;
− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных
объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими
формами с помощью учителя;
− узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях
изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме,
цвету, величине.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка достижений предметных результатов основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу
обучающихся, используя только качественную оценку. Результат
продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их
продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования
учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
 формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников;
 развитие способности оценивать результаты своей деятельности с
помощью педагога и самостоятельно;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными компетенциями, использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
 формирование мотивации к творческому труду;
 формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 2 класса
Минимальный уровень:
 использовать материалы для рисования, аппликации, лепки;
 рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону);
 рисовать простым карандашом различные виды линий;
 знать названия художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их назначения, правил обращения;
 организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы под контролем учителя;
 владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
 уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта.
Достаточный уровень:
 знать о работе художника, ее особенностях;
 выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги;
 рисовать предметы самостоятельно от руки;
 передавать основные смысловые связи в несложном рисунке;
 выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма
повторением и чередованием формы и цвета;
 знать названия некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково);
 знать выразительные средства изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет
и др.;

 следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
 применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными
красками;
 рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
 оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец).
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» во 2 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка предметных результатов во время обучения во 2 классе в 1 и2
триместре не проводится. Результат продвижения второклассников в
развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности:
поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися, следующее:
 «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
 «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
 «неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %.
Начиная с 3 триместра знания и умения обучающихся по
изобразительному искусству во 2 классе оцениваются по результатам
выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение
работы.
Оценка «4» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение
работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы
(восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если
работа требует корректировки со стороны учителя.
Оценка «2» - не ставится.

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социальных мотивов учебной деятельности;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«Изобразительное искусство» на конец 3 класса:
Минимальный уровень:
− использовать материалы для рисования, аппликации, лепки;
− рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону);
− рисовать простым карандашом различные виды линий;
− знать названия художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их назначения, правил обращения;
− организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы под контролем учителя;
− владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта.
Достаточный уровень:
− знать о работе художника, ее особенностях;
− знать части конструкции изображаемого предмета;
− иметь представление о приемах передачи глубины пространства
(загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении их по
сравнению с расположенными вблизи);
− рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные
признаки изображаемого времени года
− выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги;
− рисовать предметы самостоятельно от руки;
− передавать основные смысловые связи в несложном рисунке;
− выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма
повторением и чередованием формы и цвета;

− знать названия некоторых народных и национальных промыслов
(Каргополь);
− знать выразительные средства изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет
и др.;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными
красками;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец).
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 3 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют
ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно
продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой,
правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы
интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке
композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом
обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно
исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный,
минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает

отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности.
Оценка «2» - не ставится.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социальных мотивов учебной деятельности;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 4 класса
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства:
«точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
−
знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
−
уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
−
следовать при выполнении работы инструкциям педагогического
работника;
−
владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с
параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
− знать
и применять выразительные средств изобразительного
искусства:
«изобразительная
поверхность»,
«точка»,
«линия»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать
способы
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать
при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения
аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры
и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения

образовательной программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют
ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной
цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы
пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из
различных разделов для решения поставленной задачи; правильно
применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке
композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом
обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно
исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный,
минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2

3

Наименование разделов и тем
программы

Ты учишься изображать

Ты украшаешь

Ты строишь

Всего

Контрольные
работы

10

9

8

Практические
работы

10

9

8

Электронные (цифровые)
образовательныересурсы

Библиотека ЦОК РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Открытая сеть работников
образования
https://nsportal.ru/

Библиотека ЦОК РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Открытая сеть работников
образования
https://nsportal.ru/

Библиотека ЦОК РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок

https://infourok.ru/ Открытая
сеть работников образования
https://nsportal.ru/

4

Изображение, украшение, постройка
всегда помогают друг другу

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ

6

06

33

033

Библиотека ЦОК РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Открытая сеть работников
образования
https://nsportal.ru/

2 КЛАСС
№ п/п

1

2

3

Количество часов
Наименование разделов и тем
программы

Введение

Как и чем работает художник

Реальность и фантазия

Всего

Контрольные
работы

2

14

5

Практические
работы

2

14

5

Электронные (цифровые)
образовательныересурсы

Библиотека ЦОК РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Открытая сеть работников
образования
https://nsportal.ru/

Библиотека ЦОК РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Открытая сеть работников
образования
https://nsportal.ru/

РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/

Открытая сеть работников
образования
https://nsportal.ru/

4

О чем говорит искусство?

7

7

О чем говорит искусство? Как говорит
искусство?

6

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ

34

133

5

Библиотека ЦОК РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Открытая сеть работников
образования
https://nsportal.ru/

Библиотека ЦОК РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
Открытая сеть работников
образования
https://nsportal.ru/

3 КЛАСС
№ п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательныересурсы

1

Введение

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

2

Искусство в твоем доме

8

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

3

Искусство на улицах твоего города

8

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

4

Художник и зрелище

7

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

5

Художник и музей

10

19

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

34

133

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4 КЛАСС
№ п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательныересурсы

1

Введение

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

2

Истоки родного искусства

7

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

3

Древние города нашей земли

11

11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

4

Каждый народ – художник

9

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

5

Искусство объединяет народы

6

15

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea

34

133

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п Тема урока

1

2

3

Все дети любят
рисовать:
рассматриваем
детские
рисунки и
рисуем
радостное
солнце

Изображен ия
вокруг нас:
рассматрив аем
изображения в
детских
книгах

Мастер
изображения
учит видеть:
создаем

Все го Контроль
Практичес
ные работы кие работы

Дата
изучения
Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

1

Урок «Изображения всюду вокруг нас»https://youtu.be/NmtvY

1

1

Художественные материалы (интерактивное задание) (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material/app/328575 ?

1

Видео «Инструменты художника» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato

1

групповую
работу
«Сказочный
лес»

4

5

6

7

Короткое и
длинное:
рисуем
животных с
различными
пропорциям
и
Изображать
можно пятном:
дорисовываем
зверушек от
пятна или
тени

Изображать
можно в
объеме: лепим
зверушек
Изображать
можно линией:
рисуем
ветви

1

1

https://resh.edu.ru/subject/7/1/

1

1

https://multiurok.ru/files/tema-uroka-izobrazhat-mozhno-piatnom-urokskazka.html?ysclid=lm36ak82av583597204

1

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/50 05/start/284403/

1

1

https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-izobrazhat-mozhnoliniei-1-klass.html?ysclid=lm3677yq2541095054

деревьев,травы

8

9

10

11

Разноцветн ые
краски. Рисуем
цветные
коврики
(коврик- осень
/ зимаили
коврикночь / утро)

Мир полон
украшений:
рассматрив аем
украшения на
иллюстрациях
к
сказкам

Цветы: создаем
коллективную
работу
«Ваза с
цветами»
Красивые
рыбы:
выполняем

1

1

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-raznotsvetnyekraski.html?ysclid=lm368ms0hz342471008

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/03/26/prezentatsiya-mirpolon-ukrasheniy-1-klass

1

1

e https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato mic_objects/6067061?

1

1

https://infourok.ru/prezentaciya_krasivye_rybyk_uroku_izobrazitelnogo
_i skusstva_v_1_klasse-445326.htm?ysclid=lm36bzxzum565074585

рисунокрыб в
технике
монотипия

12

13

14

15

Украшения
птиц создаем
сказочную
птицу из
цветной
бумаги

Изображать
можно и то,что
невидимо:
создаем
радостные и
грустные
рисунки

Узоры,
которые
создали люди:
рисуем цветок
илиптицу для
орнамента

Узоры на
крыльях:

1

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/10588791?
menuReferrer=catalogue

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2018/05/14/prezentatsiya-kuroku-izobrazhat-mozhno-i-to-chto-nevidimo

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2021/02/17/konspekt-urokapo- izobrazitelnomu-iskusstvu-v-1-klasse-uzory

1

1

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-uzory-nakryliakh.html?ysclid=lm36b6nzvl620591979

рисуем
бабочек и
создаем
коллективную
работу –панно
«Бабочки»

16

17

18

Нарядные
узоры на
глиняных
игрушках:
украшаем
узорами
фигурки из
бумаги
Как украшает
себя человек:
рисуем героев
сказок с
подходящими
украшения
ми

Мастер
Украшения
помогает

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/02/03/prezentatsiya-kuroku-izo-po-teme-dymkovskaya-igrushka

1

1

1

1

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-izo-kak-ukrashaietsiebia-chieloviek.html?ysclid=lm36giyfri563507142

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2019/08/26/prezentatsiya-kuroku-izo-1-klass-master-ukrasheniya-pomogaet

сделать
праздник:
создаем
веселые
игрушки из
цветной
бумаги

19

20

21

Художникии
зрители:
рассматрив аем
картины
художникови
говорим о
своих
впечатлени
ях

Постройкив
нашей жизни:
рассматриваем
и
обсуждаем
Дома бывают
разными:
рисуем домики
для
героев книг

1

1

https://www.uchportal.ru/load/47-1-0-72536
https://docs.google.com/viewerng/ viewer?url=https://nsportal.ru/sites/
default/files/2016/02/05/prezentatsiya5.pptx

1

1

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-postroiki-v-nashei-zhizni-1.html

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/04/08/konspekt-urokapo- izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-doma-byvayut

1

22

23

24

25

26

Домики,
которые
построила
природа:
рассматрив
аем, как они
устроены
Снаружи и
внутри:
создаем домик
для маленьких
человечков
Строим город:
рисуем и
строим город
из пластилина
и бумаги

Все имеет свое
строение:
создаем
изображения
животныхиз
разных
форм

Строим

1

1

https://infourok.ru/material.html?mid=130481

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/04/08/uchebnometodicheskiy-komplekt-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-3

1

1

1

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuvsyo-imeet-svoyo-stroenie-klass1083733.html?ysclid=lm36jzxsjd102405070

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/01/16/prezentatsiya-k-

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2018/01/10/prezentatsiya-kuroku-stroim-gorod-1-klass

вещи: создаем
изцветной
бумаги
веселую
сумку-пакет

27

28

29

Город, в
котором мы
живем:
фотографир
уем постройки
исоздаем
панно
«Прогулка
по городу»

Изображение,
украшение,
постройка
всегда
помогают друг
другу:
рассматриваем
и
обсуждаем

Праздникптиц:
создаем

uroku-izobrazitelnogo-iskusstva-tema-uroka-stroim

1

1

1

1

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/04/10/prezentatsiya-poizo- v-1-klasse-na-temu-gorod-v-kotorom-my-zhivem

https://infourok.ru/konspekt-urokaprezentaciya-izo-po-temeizobrazhenie- ukrashenie-i-postroyka-vsegda-pomogayut-drug-druguraznocvetnie- zhuki-umk-sh629086.html?ysclid=lm36nxz9ya153330640

https://stylishbag.ru/29-foto/izo-1-klass-prazdnik-ptic-prezentaciyapoetapnoe-risovanie.html

декоративн ые
изображения
птиц из
цветной
бумаги

30

31

Разноцветные
жуки и
бабочки:
создаем
аппликаци ю
из цветной
бумаги жука,
бабочки или
стрекозы

Азбука
компьютер ной
графики:
знакомство с
программами
Paint или Paint
net.
Создание и
обсуждение

1

1

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/06/13/prezentatsiya-kuroku-raznotsvetnye-zhuki-izo-1-klass

https://www.youtube.com/watch?v=WmDR4WJunmk

фотографий

32

33

Промежуто
чная
аттестация по
учебному
предмету за
2023-2024
учебный год
Времена года:
создаем
рисунки о
каждом
времени
года

Здравствуй,
лето!
Рисуем
красками
«Как я буду
проводить
лето»

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

1

1

33

0

33

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-zdravstvuy-leto-klass3770504.html?ysclid=lm36ry76wo323928381

2 КЛАСС
№
Тема урока
п/п

1

2

Учусь быть
зрителем и
художником:
рассматрив
аем детское
творчествои
произведения
декоративного
искусства

Природа и
художник:
наблюдаем
природу и
обсуждаем
произведения
художнико

Количество часов
Все го Контрол
ьные
работы

Дата
изучения

Практич
еские
работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4998/start/284055/
https://www.youtube.com/watch?v=l50-06JKiVo
https://infourok.ru/prezentaciya-hudozhniki-i-zriteli-2-klass6708496.html?ysclid=lkcwr1mq2r756053050

1

1

http://www.myshared.ru/slide/549840/?ysclid=lkcwudp25q84621296

в

3

4

5

Художник
рисует
красками:
смешиваем
краски,
рисуем
эмоции и
настроение
Художник
рисует
мелками и
тушью:
рисуем с
натуры
простые
предметы
С какими еще
материала ми
работает
художник:
рассматрив
аем,
обсуждаем
, пробуем
применять
материалы

1

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/12/20/prezentatsiya-poizobrazitelnomu-iskusstvu

1

1

https://infourok.ru/vyrazitelnye-vozmozhnosti-graficheskih-materialovvolshebnyj-les-5144062.html

1

1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4366/start/ Презентация по изо во 2
классе на тему "Скульптура-как вид изо" https://infourok.ru/prezentaciyapo-izo-vo-2-klasse-na-temu-skulptura-kak-vid-izo5462551.html?ysclid=lkdparggva953516822

для
скульптуры

6

7

8

9

Гуашь, три
основных
цвета: рисуем
дворец
холодного
ветра и дворец
золотой
осени

Волшебная
белая: рисуем
композицию
«Сад в
тумане,
раннее
утро»

Волшебная
черная:
рисуем
композицию
«Буря в
лесу»
Волшебные
серые:

1

Презентация для 2 класса "Волшебный круг"
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku "Презентация «Три
основных цвета» https://uchitelya.com/tehnologiya/84603-prezentaciya-triosnovnyh-cveta-skazka-o-kraskah-2-klass.html

1

Презентация к ИЗО 2 класс "Волшебная белая"
https://infourok.ru/biblioteka/izo-mhk/klass-2/uchebnik-557/tema34586/type- 56? ysclid=lkdpdfgu6t804641619
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku

1

1

ВОЛШЕБНАЯ ЧЕРНАЯ ИЗО 2 КЛАСС ПРЕЗЕНТАЦИЯ
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku

1

1

Презентация для 2 класса "Волшебная серая"
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-

1

1

рисуем
цветнойтуман

10

11

Пастель и
восковые
мелки: рисуем
осенний лес и
листопад

Аппликация:
создаем
коврики на
тему
«Осенний
листопад»

iskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku

1

1

Презентация к уроку "Пастель и цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности. Осенний лес" https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/prezentatciya_k_uroku_pastel_i_tcvetnie_melki_akva_165853.ht
ml
?ysclid=lkdpziylq5480402581

Конспект и презентация к уроку ИЗО 2 класс "Художник делает
аппликацию. Осенний коврик." https://infourok.ru/konspekt-iprezentaciya-k-uroku-izo-klass-hudozhnik-delaet-applikaciyu-osenniykovrik- 2614045.html?ysclid=lkdq3w81bg771469484

1

1

1

1

Презентация "Что может линия" https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/08/26/prezentatsiya-k-uroku

12

Что может
линия: рисуем
зимний лес

13

Линия на
экране
компьютера:
рисуем
луговые
травы,
деревья

1

1

Презентация по изобразительному искусству на тему "Линия как
средство выражения: ритм линий. Летний луг"
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuliniya- kak-sredstvo-virazheniya-ritm-liniy-letniy-lug857167.html?ysclid=lkdqbuxe78337439366

14

Что может
пластилин:

1

1

Презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе "Лепка
игрушечных животных" https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-

лепим
фигурку
любимого
животного

15

16

17

Бумага,
ножницы,
клей: создаем
макет игровой
площадки

Неожидан ные
материалы:
создаем
изображен ие
из фантиков,
пуговиц,
ниток

Изображение,
реальность
, фантазия:
рисуем
домашних и
фантастиче
ских

izobrazitelnogo-iskusstva-vo-klasse-lepka-igrushechnih-zhivotnih1484288.html?ysclid=lkdqrv1idz223602125

1

1

1

1

Презентация по изо на тему" Неожиданные материалы"
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-neozhidannie-materialiklass- 3915976.html?ysclid=lkefgwowrs200597817
https://www.youtube.com/watch?v=anLbBKiBaBg https://pptonline.org/152075?ysclid=lkefizjdux865292405

1

Неожиданные материалы -презентация к уроку по программе Б.
Неменского https://www.art-talant.org/publikacii/13481-neoghidannyematerialy-prezentaciya-k-uroku-po-programme-b-nemenskogo Презентация
по ИЗО на тему: "Игровая площадка" (2 класс)
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-igrovaya-ploschadka-klass3414534.html?ysclid=lkdqvgjta6457550309 https://pptonline.org/152075?ysclid=lke6ml1ew2694673650

1

Презентация "Изображение и фантазия. Изображение сказочных
животных" https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-izobrazhenie-i-fantaziiaizobrazheni.html?ysclid=lke6v6kgi0658059123
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-na-temu-izobrazhenie-ifantaziya- nevidannoe-zhivotnoe3223189.html?ysclid=lke6wmw6ox408000973

животных

18

19

20

Украшение
,
реальность
, фантазия:
рисуем
кружево со
снежинками,
паутинками,
звездочкам
и

Постройка,
реальность
, фантазия:
обсуждаем
домики,
которые
построила
природа
Конструируем
природные
формы:
создаем
композицию
«Подводн

1

Презентация урока ИЗО во 2 классе на тему "Кружевные узоры"
https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-izo-vo-klasse-na-temu-kruzhevnieuzori- 3580866.html?ysclid=lke6yickos284389073

1

1

Презентация "Домики , которые построила природа"
https://infourok.ru/izo-prezentaciya-domiki-kotorye-postroila-priroda4930537.html?ysclid=lke71hqp3c351309436 https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/prezentatciya_k_uroku_izobrazitelnogo_iskusstva_dom_160847.
ht ml?ysclid=lke738kw7g571197788

1

1

Презентация по теме "Постройка и реальность. Подводный мир." 2класс
https://infourok.ru/izo-prezentaciya-po-teme-postroyka-i-realnostpodvodniy-mir-klass-2127985.html?ysclid=lke7cmt03m539738278

1

ый мир»

21

22

23

Конструируем
сказочный
город: строим
из бумаги
домик, улицу
или
площадь

Изображение
природы в
различных
состояниях
: рисуем
природу
разной по
настроени
ю

Изображение
характера
животных:
передаем
характер и
настроение
животных
в рисунке

1

Презентация по ИЗО на тему "Строим город из бумаги"
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_izo_na_temu_stroim_gorod_iz_bu
ma gi_2_klass_izo-49056?ysclid=lke85tamt9484035700
https://www.youtube.com/watch?v=o3dYA-YyZ4U
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-iz-bumagi2675584.html?ysclid=lke8avqo4a858237430

1

1

Урок изобразительного искусства по теме «Изображение природы в
разных состояниях». 2-й класс
https://urok.1sept.ru/articles/661209?ysclid=lkebqmihsm219591930

1

1

Конспект урока + презентация по ИЗО на тему "Изображениехарактера
животного". 2-й класс
https://urok.1sept.ru/articles/618506?ysclid=lkec2yzh6y528210784

1

24

25

26

Изображение
характера
человека:
рисуем
доброго или
злого
человека,
героев
сказок

Образ
человека в
скульптуре
: создаем
разных по
характеру
образов в
объеме –
легкий,
стремитель
ный и
тяжелый,
неповорот
ливый

Человек и его
украшения
: создаем
кокошник

1

1

Урок изобразительного искусства во 2-м классе "Образ человека и его
характер
https://urok.1sept.ru/articles/533335?ysclid=lkec5mqu87796543919
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-vyrazhenie-harakteracheloveka-v-izobrazhenii-2-klass5773272.html?ysclid=lkec8dzhql702488340

1

Презентация Образ человека в скульптуре
https://infourok.ru/prezentaciya-obraz-cheloveka-v-skulpture-izo-2-klass5759096.html?ysclid=lkecmhnvep156666889

1

Презентация по на тему "Человек и его украшения"
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-chelovek-i-ego-ukrasheniyaklass-3770604.html?ysclid=lkecrv4ki0785217192

1

для добройи
злой героинь
из
сказок

27

28

29

О чем говорят
украшения
: рисуем
украшениядля
злой и доброй
феи, злого
колдуна,
доброго
воина

Образ здания:
рисуем дома
для разных
сказочных
героев

Теплые и
холодные
цвета: рисуем
костер или
перо жарптицы на

1

1

Презентация по изобразительному искусству на тему "О чём говорят
украшения" https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvuna-temu-o-chyom-govoryat-ukrasheniya-klass2783656.html?ysclid=lkecwz7eh124996410

1

1

Презентация к уроку ИЗО на тему: "Дома сказочных героев"
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-izo-na-temu-doma-skazochnihgeroev- 1633564.html?ysclid=lked0037j9249314879

1

Презентация по ИЗО "Огонь в ночи. Теплые и холодные цвета"
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-ogon-v-nochi-teplie-i-holodnie-cvetaklass-1060324.html?ysclid=lked26xt5x809681444
https://www.youtube.com/watch?v=Ai6KJyDMpSg

1

фоне
ночногонеба

30

31

Тихие и
звонкие цвета,
ритм линий
создаем
композицию
«Весенняя
земля»

Промежут
очная
аттестацияпо
учебному
предмету за
20232024
учебныйгод.
Характер
линий: рисуем
весенниеветки
–
березы,

1

1

1

1

Презентация по изобразительному искусству "Тихие и звонкие цвета"
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-tihie-izvonkie-cveta-klass-1768675.html?ysclid=lked590b3y394138362
https://www.youtube.com/watch?v=xDIuzT1DiwQ

Конспект урока «Линия – как средство выражения. Характер линий.
Ветка дерева» (2 класс) + презентация https://nsportal.ru/nachalnayashkola/izo/2021/05/14/konspekt-uroka-izo-2-klass-prezentatsiya
https://www.youtube.com/watch?v=8eytlh77zVQ

дуба, сосны

32

33

34

Характер
линий: рисуем
весенниеветки
– березы,
дуба,
1
сосны

1

Ритм и
движение
пятен:
вырезаем из
бумаги птичек
и создаем из 1
них
композици
и

Пропорции
выражают
характер:
создаем
скульптур
ы птиц

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО

1

34

1

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/watch?v=8eytlh77zVQ

1

Презентация к уроку ИЗО искусству на тему "«Птицы». Ритм пятенкак
средство выражения https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-izoiskusstvu-na-temu-pticy-ritm-pyaten-kak-sredstvo-vyrazheniya-2-klass4596169.html?ysclid=lkedej9clg985652568
https://www.youtube.com/watch?v=6eY0Yka56LU

1

Презентация по изобразительному искусству на тему: "Пропорции
выражают характер" https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomuiskusstvu-na-temu-proporcii-vyrazhayut-harakter-2-klass4266950.html?ysclid=lkedxsrpfn762454854
https://www.youtube.com/watch?v=2lkwpV8OiXs

32

ПРОГРАММЕ

3 КЛАСС

Количество часов

№ п/п Тема урока
Всего

1

2

3

4

5

Изображение, постройка, украшенияи
материалы: знакомимся с
иллюстрациями и дизайном
предметов
Твои игрушки: создаем игрушки из
подручного нехудожественного
материала и/или из
пластилина/глины
Посуда у тебя дома: изображаем
орнаменты и эскизы украшения посуды
в традициях народных художественных
промыслов
Обои и шторы у тебя дома: создаем
орнаменты для обоев и штор
Орнаменты для обоев и штор: создаем
орнаменты в графическомредакторе

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательныересурсы

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1496ae

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14af2c

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b166

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14cd18

6

Мамин платок: создаем орнамент в
квадрате

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b2c4

7

Твои книжки: создаем эскизы обложки,
заглавной буквицы и иллюстраций к
детской книге сказок

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1494d8
https://m.edsoo.ru/8a14c0e8

8

Открытки: создаем поздравительную
открытку

1

1

9

Труд художника для твоего дома:
рассматриваем работы художниковнад
предметами быта

1

1

10

Памятники архитектуры: виртуальное
путешествие

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14c35e

11

Исторические и архитектурные
памятники: рисуем
достопримечательности города илисела

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b490

12

Парки, скверы, бульвары: создаем
эскиз макета парковогопространства

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14929e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b6e8

13

Ажурные ограды: проектируем
декоративные украшения в городе

1

1

14

Волшебные фонари: создаем малые
архитектурные формы для города
(фонари)

1

1

15

Витрины: создаем витрины - малые
архитектурные формы для города

1

1

16

Удивительный транспорт: рисуемили
создаем в бумагопластике
фантастический транспорт

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ba1c

17

Труд художника на улицах твоего
города: создаем панно «Образ моего
города»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14bd46

18

Художник в цирке: рисуем на тему

1

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b8e6

«В цирке»

https://m.edsoo.ru/8a14a19e

19

Художник в театре: создаем эскиз
занавеса или декораций сцены

20

Театр кукол: создаем сказочного
персонажа из пластилина или в
бумагопластике

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a7f2

21

Маска: создаем маски сказочных
персонажей с характернымвыражением
лица

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14996a

22

Афиша и плакат: создаем эскиз афиши к
спектаклю или фильму

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14982a

23

Праздник в городе: создаем
композицию «Праздник в городе»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a626

1

1

24

Школьный карнавал: украшаем
школу, проводим выставку нашихработ

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a45a

25

Музей в жизни города: виртуальное
путешествие

1

1

26

Картина – особый мир: восприятие
картин различных жанров в музеях

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14c71e

27

Музеи искусства: участвуем в
виртуальном интерактивном
путешествии в художественныемузеи

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d0d8
https://m.edsoo.ru/8a14ca48

28

Картина-пейзаж: рисуем пейзаж,
отображаем состояние природы

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149c3a
https://m.edsoo.ru/8a14c890

29

Картина-портрет: рассматриваем

1

1

Библиотека ЦОК

произведения портретистов, сочиняем
рассказы к портретам

https://m.edsoo.ru/8a149eb0

30

Изображение портрета: рисуемпортрет
человека красками

1

1

31

Картина-натюрморт: рисуемнатюрморт

1

1

32

Промежуточная аттестация по
учебному предмету за 2023-2024
учебный год. Картины историческиеи
бытовые: создаем композицию
историческую или бытовую

1

33

Скульптура в музее и на улице: лепим
эскиз парковой скульптуры

1

1

34

Художественная выставка: организуем
художественную выставку работ
обучающихся

1

1

34

133

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149abe

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14acca

4 КЛАСС

Количество часов

№ п/п

Тема урока

1

Каждый народ строит, украшает,
изображает: рассматриваем и
обсуждаем произведения великих
художников, скульпторов,
архитекторов

2

Пейзаж родной земли: рисуем
пейзаж по правилам линейной и
воздушной перспективы
красками

Контрольные
Всего работы

Дата
изучения

Практические
работы

1

1

1

1

3

Деревянный мир: создаем макетизбы
из бумаги

1

1

4

Изображение избы: рисуем и
моделируем избу в графическом
редакторе

1

1

5

Деревня: создаем коллективное
панно «Деревня»

1

1

6

Красота человека: создаем портрет
русской красавицы (в национальном
костюме с учетомэтнокультурных
особенностей
региона)

1

1

7

Красота человека: изображаем

1

1

Электронные цифровые
образовательныересурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14fe78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d4ca
https://m.edsoo.ru/8a14dd4e
https://m.edsoo.ru/8a150e90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f630
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151070
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14eafa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ec6c

фигуру человека в национальном
костюме
8

Народные праздники: создаемпанно
на тему народных праздников

https://m.edsoo.ru/8a14ede8

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14e302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14fcca

9

Родной угол: изображаем и
моделируем башни и крепостные
стены

1

1

10

Родной край: создаем макет
«Древний город»

1

1

11

Древние соборы: изображаем
древнерусский храм

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f838

12

Города Русской земли: рисуем
древнерусский город или
историческую часть
современного города

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14db64

13

Древнерусские воины- защитники:
рисуем героев былин,
древних легенд, сказок

1

1

14

Великий Новгород: знакомимся с
памятниками древнерусского
зодчества

1

1

15

Псков: знакомимся с
памятниками древнерусского
зодчества

1

1

16

Владимир и Суздаль: знакомимсяс
памятниками древнерусского
зодчества

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14d7b8

17

18

Москва: знакомимся с
памятниками древнерусского
зодчества
Узорочье теремов: выполняем
зарисовки народных орнаментов

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ec6c
https://m.edsoo.ru/8a14e938

19

Пир в теремных палатах: выполняем
творческую работу
«Пир в теремных палатах»

1

1

20

Страна восходящего солнца:
изображаем японский сад

1

1

21

Страна восходящего солнца:
изображаем японок в национальной
одежде и создаем
панно «Праздник в Японии»

1

1

22

Народы гор и степей: моделируем
юрту в графическом
редакторе

1

1

23

Народы гор и степей: рисуем степной
или горный пейзаж страдиционными
постройками

1

1

24

Города в пустыне: создаём образ
города в пустыне с его
архитектурными особенностями

1

1

25

Древняя Эллада: изображаем
олимпийцев в графике

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151584

26

Древняя Эллада: создаем панно
«Олимпийские игры в Древней

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15074c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f036
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14f270

Греции»
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15088c
https://m.edsoo.ru/8a14faa4
https://m.edsoo.ru/8a150a80

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a151a7a
https://m.edsoo.ru/8a151318

1

1

30

Мудрость старости: создаем
живописный портрет пожилого
человека

1

1

31

Промежуточная аттестация по
учебному предмету за 2023-2024
учебный год. Сопереживание:
выполняем тематическую
композицию «Сопереживание»

1

32

Герои-защитники: создаем
презентацию памятника героям и
защитникам Отечества, героям
Великой Отечественной войны

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a150cb0
https://m.edsoo.ru/8a14e4c4

33

Герои-защитники: лепим из
пластилина эскиз памятника

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14e6b8

27

28

29

Европейские города: рисуем
площадь средневекового города
Многообразие художественных
культур в мире: создаем
презентацию на тему архитектуры,
искусства выбранной эпохи или
этнокультурных традиций
народов России

Материнство: изображаем двойной
портрет матери иребенка

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a15006c

0

героям или мемориального
комплекса ко Дню Победы в
Великой Отечественной войне
34

Юность и надежды: создаем
живописный детский портрет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
34

1
1

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Изобразительное искусство: 1-й класс: учебник, 1 класс/ Неменская Л. А.;под редакцией
Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».

• Изобразительное искусство: 2-й класс: учебник, 2 класс/ Коротеева Е. И.;под ред.
Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».
• Изобразительное искусство: 3-й класс: учебник, 3 класс/ Горяева Н. А.,Неменская Л. А.,
Питерских А. С. и другие; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение».
• Изобразительное искусство: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Неменская Л. А.;под ред.
Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под

редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы : https://prosv.ru/_data/assistance/25/0efe3a7b-51c111df-b021- 0019b9f502d2_1.pdf?ysclid=lkeggyo1v4944182029
пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2023.

2. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
https://catalog.prosv.ru/attachment/1af29532-4d54-11db-9da7-00304874af64.pdf.

3. Рабочая программа начального общего образования предмета "Изобразительное
искусство". https://edsoo.ru/Predmet_Izobrazitelnoe.htm
4. Методическое пособие к примерной рабочей программе основногообщего образования
«Изобразительное искусство» https://edsoo.ru/Predmet_Izobrazitelnoe.htm
5. Словарь искусствоведческих терминов.
https://monographies.ru/ru/book/section?id=6712 ysclid=lkegm9lsgz747965521
6. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
7. Учебник по изобразительному искусству Л.А. Неменская.
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1-4класс
Печатные пособия

1. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественнойграмоте.
2. Портреты русских и зарубежных художников.
3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных,птиц,
человека.
4.Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

5. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. 6.Таблицы по

народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК РЭШ. Ссылка: https://resh.edu.ru/subject/7/2/
Открытый урок https://urok.1sept.ru/

2. Инфоурок. Ссылка: https://infourok.ru/
3. Открытая сеть работников образования. Ссылка: https://nsportal.ru/
4. Обучение рисованию и изобразительному искусству по классам. Ссылка:
https://obuchalka.org/obuchenie-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/poklassam/?ysclid=lkehcpjrmr226595869
5. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии
образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».