Приложение №1 к Основной общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного общего образования ( ФГОС НОО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Ручной труд» 1-4 класс Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г № 4/15). Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена для первого этапа обучения с 1 по 4 класс. Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Основная цель обучения заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: — формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека. — формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. — расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей. — расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. — формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. — формирование интереса к разнообразным видам труда. — развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). — развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). — развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. — развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). — формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. — формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: — коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; — развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; — коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. В содержании учебного предмета «Ручной труд» предусмотрены следующие разделы: *Работа с глиной и пластилином *Работа с природными материалами *Работа с природными материалами *Работа с бумагой *Работа с текстильными материалами *Работа с древесными материалами *Работа с металлом *Работа с проволокой *Работа с металлоконструктором *Комбинированные работы с разными материалами Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Ручной труд» изучается обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первого по четвертый класс. В процессе обучения труду осуществляется коррекция познавательной деятельности: наблюдательности воображения, речи, пространственной ориентировки; а также коррекция физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. На первом этапе обучения ведется подготовка обучающихся к профильному труду. Распределение изучаемого материала по классам представлено концентрически, с учетом познавательных и возрастных возможностей обучающихся. Большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Ручной труд тесно связан с уроками чтения, русского языка и речевой практики, математики, изобразительного искусства. Обучение ручному труду невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений, который доступен большинству учащихся, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. В зависимости от условий школы и состава класса учитывается организация занятий с природными материалами. При проведении практических работ уделяется внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда. Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане данный предмет представлен в обязательной части, предметная область «Технология». Класс Количество часов в неделю Количество часов в год 1 класс 2 2 класс 2 3 класс 2 4 класс 2 итого 66 68 68 68 270 Личностные результаты В результате освоения учебного курса «Ручной труд» у учащихся формируются базовые учебные действия (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные), позволяющие достигать личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга, гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению и культуре других народов; формирование адекватных представлений о собственных возможностях; овладение социальнобытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в обществе, готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе, ведению здорового образа жизни, формирование гигиенических навыков. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и осуществлять учебное сотрудничество в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые правила и нормы социального взаимодействия с одноклассниками, учителем и взрослыми людьми; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: соблюдать правила и нормы поведения в школе (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия включают следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов, признаки их сходства; приводить примеры различных материалов, осваивать приемы работы с ними, бережно относиться к используемому материалу; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять практические действия с различными видами материалов; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты Ручной труд Минимальный уровень: знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; составление стандартного плана работы по пунктам; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); выполнение несложного ремонта одежды. Достаточный уровень: знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; выполнение общественных поручений по уборке класса после уроков трудового обучения. Содержание учебного предмета Раздел Работа с глиной и пластилином Основное содержание Элементарные понятия о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Работа с природными материалами Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой Работа с текстильными материалами Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Картонажно-переплетные работы. Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх- Работа с древесными материалами Работа с металлом Работа с проволокой вниз», Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение). Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки. Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов. Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание». Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. сведения о металлоконструкторе. Изделия из Работа с Элементарные металлоконструктором металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Виды работ по комбинированию разных материалов: Комбинированные работы с разными пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы; материалами проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха. Тематическое планирование Наименование раздела Основные виды деятельности Работа с глиной и (Л) Принимать и осознавать «роль ученика», заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. Слышать слова учителя и пластилином других детей, выполнять правила поведения на уроке. Поднимать руку. Отвечать с разрешения учителя на вопросы, рассуждать, слушать, высказывать предположения. Выполнять самостоятельно задания. Проверять правильность выполнения задания. (К) Отвечать на вопросы, высказывать предположения, рассказывать, рассуждать. Слушать и понимать инструкцию учителя, обращаться за помощью и принимать помощь. Задавать вопросы. Учиться работать в паре и группе. (Р) Организовывать рабочее место под руководством учителя. Работать с учебными принадлежностями. Сравнивать местоположение предметов на образцах, картинах, схемах. Сопоставлять предметы, рассуждать, сравнивать предметы по форме, цвету, физическим свойствам глины (сухая глина-твердая, размоченная – мягкая) и пластилина (холодный пластилин – твердый, теплый – мягкий, липкий, вязкий), учиться работать в паре. Рассматривать и сравнивать картинки в учебнике, с образцом учителя. Делать простейшие сравнения на наглядном материале, обводить по шаблону, ориентироваться в пространстве. Лепить из глины и пластилина. Проверять правильность выполнения задания, рассуждать. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Осуществлять контроль выполненной работы с заданным образцом. Анализировать рисунки, сравнивать объекты со схемами и предложенными образцами для контроля. Употреблять в речи техническую терминологию. Делать простейшие обобщения по изученному материалу. (П) Показывать и рассказывать о знакомых предметах, их цвете, называть одним словом предметы. «Обведи шаблон», «Найди предметы в классе». Показывать расположение предметов. Выполнять задание по инструкции. Беседовать по иллюстрациям учебника. Выполнять задания с помощью наглядного образца. Минимальный уровень: знать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знать названия и свойства материалов, используемых на уроках; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при Работа с природными материалами работе с ними; знать названия инструментов, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; пользоваться доступными технологическими (инструкционными) картами; составлять стандартный план работы по пунктам; Достаточный уровень: знать правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знать историческую, культурную и эстетическую ценности вещей; находить необходимую информацию в учебнике; знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования; экономно расходовать материал; составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда. (Л) Поднимать руку. Слышать слова учителя и других детей, выполнять правила поведения на уроке. Принимать «роль ученика». Отвечать с разрешения учителя. Выполнять самостоятельно задания. Проверять правильность выполнения задания. Отвечать на вопросы, рассуждать, слушать, высказывать предположения. (К) Отвечать на вопросы, высказывать предположения, рассказывать, рассуждать. Слушать и понимать инструкцию учителя. Задавать вопросы. Учиться работать в паре и группе. (Р) Соблюдать правила и нормы поведения на уроке; организовывать рабочее место под руководством учителя и самостоятельно; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; ориентироваться в задании по вопросам учителя. участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; анализировать формы предметов (плоских и объёмных) с помощью и под руководством учителя. (П) Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов, признаки их сходства; приводить примеры природных материалов, осваивать приемы работы с ними, бережно относиться к используемому материалу; на наглядном материале делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; выполнять практические действия с природным материалом; понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях. Минимальный уровень: знать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовать, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; знать элементарные понятия о природных материалах, свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев цветов, сбор и хранение природных материалов; знать и соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с природным материалом; знать названия инструментов, необходимых при работе с природным материалом (ножницы, шило), их устройства; знать правила и соблюдать технику безопасной работы с колющими и режущими инструментами; делать анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей (пластилин, клей, нитки, палочки); соблюдать пропорции; пооперационное выполнять работы по словесной инструкции учителя с показом приёмов изготовления; пользоваться доступными технологическими (инструкционными) картами; составление стандартного плана работы по пунктам. Достаточный уровень: знать правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; находить необходимую информацию в материалах учебника; знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенических требования при работе с природными материалами; изготавливать по замыслу изделий из различных природных материалов. Работа с бумагой использовать в работе разнообразной наглядности: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, их читать и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения. (Л) Слышать слова учителя и других детей, выполнять правила поведения на уроке. Отвечать с разрешения учителя на вопросы, рассуждать, слушать, высказывать предположения. Выполнять самостоятельно задания. Проверять правильность выполнения задания. (К) Отвечать на вопросы, высказывать предположения, рассказывать, рассуждать. Слушать и понимать инструкцию учителя. Задавать вопросы. Учиться работать в паре и группе. (Р) Организовывать рабочее место под руководством учителя. Работать с учебными принадлежностями (линейкой, карандашом, клеем и т.д.) Беседовать по иллюстрациям учебника. Сравнивать местоположение предметов на образцах, картинах, схемах. Сопоставлять предметы, рассуждать, сравнивать предметы по форме, цвету. Рассматривать и сравнивать картинки в учебнике, с образцом учителя. Делать сравнения на наглядном материале, обводить по шаблону, ориентироваться в пространстве, принимать предложенный план. Составлять отчет о Работа с текстильными материалами технологии изготовления изделия. Проверять правильность выполнения задания, рассуждать. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Осуществлять контроль выполненной работы с заданным образцом. Анализировать рисунки и материалы работ, сравнивать объекты со схемами и предложенными образцами для контроля. Употреблять в речи техническую терминологию. Делать обобщения по изученному материалу. (П) Показывать и рассказывать о знакомых предметах, их цвете, называть одним словом предметы. «Обведи шаблон», «Найди предметы в классе». Показывать расположение предметов. Выполнять задание по инструкции, с помощью наглядного образца. Минимальный уровень: знать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знать названия и свойства материалов, используемых на уроках; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; знать названия инструментов, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; пользоваться доступными технологическими (инструкционными) картами; составлять стандартный план работы по пунктам; Достаточный уровень: знать правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знать историческую, культурную и эстетическую ценности вещей; находить необходимую информацию в учебнике; знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования; экономно расходовать материал; составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда. (Л) Осознавать себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как одноклассника, члена ученического коллектива; уважительно относится к сверстникам и взрослым, людям труда, ответственно относится к своей деятельности. (К) Уметь сотрудничать в коллективе с учителем и учениками; соблюдать принятые правила и нормы социального взаимодействия; уметь обращаться за помощью и принимать помощь от других; слушать и понимать инструкцию учителя; договариваться и изменять свое поведение в разных ситуациях взаимодействия с окружающими. (Р) Уметь пользоваться учебными принадлежностями, ориентироваться в помещении класса, школы. Организовываться, произвольно включаться и участвовать в деятельности, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; контролировать и оценивать свои действия и действия одно- классников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. (П) Уметь выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых текстильных материалов, признаки их сходства; приводить примеры различных текстильных материалов, осваивать приемы работы с ними, бережно относиться к используемому материалу; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; выполнять практические действия с различными видами текстильных материалов. Минимальный уровень: Самостоятельно организовать рабочее место, сохранять порядок на рабочем месте. Иметь элементарные понятия о сортах тканей и их назначении, знать виды пуговиц и способы их пришивания; санитарногигиенические требования при работе с ними; знать названия инструментов, необходимых при работе с текстильным материалом (ножницы, иглы, напёрсток, булавка), их устройства, знать и выполнять правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; Знать и владеть приемами работы с нитками и тканью, правильно пользоваться иглой и напёрстком, составлять выкройки и раскрой материала по выкройке под руководством учителя, выполнять простые швы и вышивки, аппликации, оформлять ткань тесьмой и бахромой, выполнять несложный ремонт одежды; анализировать образец, ориентироваться в технологических (инструкционных) картах; составление стандартного плана работы по пунктам; Достаточный уровень: Знать и выполнять правила рациональной организации труда, соблюдать дисциплину; знать историческую, культурную и эстетическую ценность вещей (сведения национального костюма); виды художественных ремесел (вышивка); находить необходимую информацию в материалах учебниках; знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ; экономно расходовать материалы; составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, их читать и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; оценивать своё изделие; готовить отчёт о выполненной работе, включающий название изделия, материалов из которых оно выполнено, его назначение; убирать класс после уроков трудового обучения. Работа с древесными материалами (Л) Осознавать себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как одноклассника, члена ученического коллектива; уважительно относится к сверстникам и взрослым, людям труда, ответственно относится к своей деятельности. (К) Уметь сотрудничать в коллективе с учителем и учениками; соблюдать принятые правила и нормы социального взаимодействия; уметь обращаться за помощью и принимать помощь от других; слушать и понимать инструкцию учителя; договариваться и изменять свое поведение в разных ситуациях взаимодействия с окружающими. (Р) Уметь пользоваться учебными принадлежностями, ориентироваться в помещении класса, школы. Организовываться, произвольно включаться и участвовать в деятельности, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. (П) Уметь выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых древесных материалов, их признаки; приводить примеры различных материалов из древесины, осваивать приемы работы с ними, бережно относиться к используемому материалу; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; выполнять практические действия с различными видами древесных материалов. Минимальный уровень: Самостоятельно организовать рабочее место, сохранять порядок на рабочем месте. Иметь элементарные понятия о сортах тканей и их назначении, знать виды пуговиц и способы их пришивания; санитарногигиенические требования при работе с ними; знать названия инструментов, необходимых при работе с текстильным материалом (ножницы, иглы, напёрсток, булавка), их устройства, знать и выполнять правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; Знать элементарные сведения о древесине. Знать свойства древесины (цвет, запах, текстура), изделия из древесины, понятия «дерево» и «древесина», материалы и инструменты. Иметь представления о заготовке древесины. Знать, кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Знать способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (пиление, зачистка напильником, наждачной бумагой, заточка точилкой); анализировать образец, ориентироваться в технологических (инструкционных) картах; составление стандартного плана работы по пунктам; Достаточный уровень: Знать и выполнять правила рациональной организации труда, соблюдать дисциплину; знать историческую, культурную и эстетическую ценность вещей); виды художественных ремесел; находить необходимую информацию в материалах учебниках; знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ; экономно расходовать материалы; составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, их читать и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; оценивать своё изделие; готовить отчёт о выполненной работе, включающий название изделия, материалов из которых оно выполнено, его назначение; убирать класс после уроков трудового обучения. Работа металлом (Л) Выполнять правила безопасной работы. Выполнять самостоятельно Работа с проволокой задания, изделия. Проверять правильность выполнения задания. Отвечать Работа с на вопросы, рассуждать, слушать, высказывать предположения. металлоконструктором (К) Отвечать на вопросы, высказывать предположения, рассказывать, рассуждать. Понимать инструкцию учителя. Задавать вопросы. Уметь работать в паре и группе. (Р) Организовывать рабочее место. Сопоставлять предметы, рассуждать, сравнивать предметы. Рассматривать и сравнивать изделия с образцом учителя. Делать выводы по сравнению и различию на наглядном материале, ориентироваться в пространстве, принимать предложенный план. Составлять отчет о технологии изготовления изделия. Проверять правильность выполнения задания, рассуждать. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Осуществлять контроль выполненной работы с заданным образцом. Анализировать рисунки и материалы работ, сравнивать объекты со схемами и предложенными образцами для контроля. Употреблять в речи техническую терминологию. Делать обобщения по изученному материалу. (П) Показывать и рассказывать о знакомых предметах, их цвете, свойствах. Выполнять задание по инструкции, с помощью наглядного образца. Минимальный уровень: знать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знать названия и свойства материалов, используемых на уроках; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; знать названия инструментов, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; пользоваться доступными технологическими (инструкционными) картами; составлять стандартный план работы по пунктам; Достаточный уровень: знать правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знать историческую, культурную и эстетическую ценности вещей; находить необходимую информацию в учебнике; знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования; экономно расходовать материал; составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда. (Л) Выполнять правила безопасной работы. Выполнять самостоятельно Комбинированные работы с разными задания, изделия. Проверять правильность выполнения задания. Отвечать на вопросы, рассуждать, слушать, высказывать предположения. материалами (К) Отвечать на вопросы, высказывать предположения, рассказывать, рассуждать. Понимать инструкцию учителя. Задавать вопросы. Уметь работать в паре и группе. (Р) Организовывать рабочее место. Сопоставлять предметы, рассуждать, сравнивать предметы. Рассматривать и сравнивать изделия с образцом учителя. Делать выводы по сравнению и различию на наглядном материале, ориентироваться в пространстве, принимать предложенный план. Составлять отчет о технологии изготовления изделия. Проверять правильность выполнения задания, рассуждать. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Осуществлять контроль выполненной работы с заданным образцом. Анализировать рисунки и материалы работ, сравнивать объекты со схемами и предложенными образцами для контроля. Употреблять в речи техническую терминологию. Делать обобщения по изученному материалу. (П) Показывать и рассказывать о знакомых предметах, их цвете, свойствах. Выполнять задание по инструкции, с помощью наглядного образца. Минимальный уровень: знать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знать названия и свойства материалов, используемых на уроках; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; знать названия инструментов, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знать приемы работы (разметку деталей, выделение детали из заготовки, формообразование, соединение деталей, отделку изделия); пользоваться доступными технологическими (инструкционными) картами; составлять стандартный план работы по пунктам; использовать доступный материал (проволоку, металл); конструировать из металлоконструктора. Достаточный уровень: знать правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знать историческую, культурную и эстетическую ценности вещей; находить необходимую информацию в учебнике; знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования; экономно расходовать материал; подбирать материал по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда. Материально-техническое сопровождение программы: - Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1, 2, 3, 4 класс; Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – 7-е издание – М.: «Просвещение», 2016. - Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс; Методические рекомендации Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – 7-е издание – М.: «Просвещение», 2016. - Н. П. Павлова. Трудовое обучение в 1- 3 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя.- М.,1988. - Е. В. Карпова. Дидактические игры на уроках трудового обучения, 1997. - Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий. Таблицы: Работа с природным материалом. Лепка. Виды бумаги. Виды швов. Тематическое планирование 1 класс Содержание учебного материала № п/п 1. Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. 2. Работа с пластилином. Знакомство с приемами лепки. 3. Лепка лестницы. 4. Лепка елочки. 5. Лепка неваляшки. 6. Лепка фруктов шаровидной формы. 7. Работа с природным материалом. Экскурсия в природу. 8. Наклеивание засушенных листьев. 9. Аппликация «букет». 10. Аппликация «отлет птиц». 11. Работа с бумагой. Изготовление книжечки. 12. Изготовление наборной линейки. 13. Изготовление самолетика. 14. Изготовление стаканчика. 15. Изготовление буденовки. 16. Упражнения по резанию бумаги по сгибу. 17. Работа с шаблоном. 18. Работа с пластилином. Лепка овощей конической и грушевидной формы. 19. Лепка утки. 20. Лепка пирамидки. 21. Лепка грибов. 22. Лепка игрушек. 23. Работа с природным материалом. Изготовление ежа. 24. Изготовление цветка. 25. Изготовление бабочки. 26. Изготовление рыбки. 27. Изготовление мышки. 28. Работа с бумагой. Изготовление Елочной гирлянды. 29. Изготовление флажков. 30- Изготовление плоской елочной игрушки. 31. 32. Работа с пластилином. Лепка букв и цифр. 33. Лепка стилизованных фигурок человека. 34. Работа с природными материалами. Изготовление птички. 35. Изготовление кораблика 36. Изготовление совы. 37. Изготовление поросенка 38. Изготовление пингвина. 39. Изготовление макета, создание игровых ситуаций. 40. Работа с бумагой. Составление композиций из геометрических фигур. 41. Выполнение геометрического орнамента в полосе. 42. Орнамент в квадрате. 43. Аппликация «лодочка». 44. Аппликация «клоун». 45. Работа с нитками. Упражнения в работе с нитками. Колво 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 46. 47. 48. 49. 50. 51. 5255. 5657. 5859. 6063. 6466. Витье шнура, завязывание узелков, бантиков. Изготовление цветов из ниток. Изготовление кисточки к шапочке. Работа с пластилином. Изготовление макета «за грибами». Изготовление макета по сказке «Колобок». Изготовление макетов по любимым сказкам. Работа с бумагой. Выполнение аппликации «Орнамент в полосе». Работа с нитками. Знакомство с иглой, вдеванием нити, завязыванием узла, Т/Б. Вышивание геометрических фигур на картоне по проколам. 1 1 1 1 1 1 4 Вышивание овощей. 4 Вышивание простых композиций. 3 2 2 класс 2 № п/п 1. Содержание учебного материала Водное занятие. Работа с глиной и пластилином. (3ч) 2. Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глине, пластилине и прямоугольном геометрическом теле «брус». Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы. Изделие: «Брус» Работа с глиной и пластилином. Складывание из вылепленных деталей (брусков) 3. ворот. Изделие: «Ворота» Работа с глиной и пластилином. 4. Закрепление навыков лепки из пластилина геометрических тел. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. Изделие: «Молоток» Работа с природными материалами (6ч) 5. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Организация сушки, хранение собранных материалов. 6-8. Работа с природными материалами. Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно. Изделие: «Птичка, собачка, заяц, поросенок». 9-10. Познавательные сведения о плодах деревьев. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха. Изделие: «Кораблик, черепаха, рыбка». Работа с бумагой и картоном (7ч) 11. Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Виды и сорта бумаги». 12-14. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. Аппликации: «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом» 15. Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги. Аппликация «Маска собачки» 16. Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам. Колво 1 1 1 1 1 3 2 1 3 1 1 17. 18-19. 20. 21. 22. 23-24. 25-26. 27. 28-29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал» Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур для хранения изделий. Закрепление навыков обработки бумаги. Изделие: «Пакет + оформление пакета геометрическими фигурами». Работа с текстильными материалами (5ч) Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Свойства ниток». Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. Изделие: «Ягоды» Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. Изделие: «Пуговица с двумя сквозными отверстиями» + пуговицы на ножке. Организация выставки из изделий, изготовленных в первой четверти. Защита своих работ учащимися. Работа с глиной и пластилином. (4ч) Познавательные сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы. Изделие: «Кружка» Лепка из пластилина предметов конической формы (конструктивный способ). Изделие: «Чашка из пластилиновых жгутиков» Работа с природными материалами (3ч) Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу. Аппликации из листьев: «Мальчик», «Девочка» Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна. Изделие «Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями» Работа с бумагой и картоном (2ч) Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Изделие: «Машина» Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией. Изделие: «Яблоко», «Рыба» Работа с текстильными материалами (1ч) Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. Изделие: «Девочка», «Мальчик» Работа с глиной и пластилином (1ч) Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «шар». Лепка чайной посуды в форме шара. Изделие: «Чайник для заварки» Работа с бумагой и картоном (2ч) Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара. Изделие: «Шар из кругов» Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4—5 полос). Изделие: «Шар из полос» Работа с текстильными материалами(1ч) Сматывание ниток в клубок. Изделие: «Шарики из ниток разной величины» Работа с глиной и пластилином (2ч) Познавательные 1 сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Изделие: «Медвежонок» Лепка стилизованных фигур птиц (пластический способ). Изделие: «Утка», «Змея», «Рыбка». Работа с природными материалами (4ч) Изготовление из шишки стилизованной 1 2 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 фигурки человечка. Изделие: «Человечек из шишки» 40-41. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. Изделие: «Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь» 42. Изготовление композиции (макета) с использованием шишки, листьев и пластилина. Изделие: композиция «Пальма» Работа с бумагой и картоном (2ч) 43. Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке. «Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Измерение длины и ширины прямоугольника», «Прямоугольник 10 х 8 см», «Квадрат 7x7 см» Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке. Изделие: «Грузовик», «Автофургон» Работа с текстильными материалами(4ч) 45. Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей. Изделие: «Коллекция тканей». 46. Раскрой из ткани заготовки изделия. Изделие: «Квадраты из ткани» 47-48. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (сметочными стежками). Изделие: «Упражнения на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5*5 см», «Игольница - конверт», «Игольница котик». Работа с бумагой и картоном (3ч) 49. Знакомство с открытками, изготовленные в разных техниках. (Принести открытки из дома). Познакомить с назначением открытки. 50. Изготовление открытки. Симметричное вырезание деталей открытки из бумаги, сложенной пополам. Изделие: «Поздравительная открытка «Сказочный цветок» 51. Самостоятельное изготовление открытки из заранее заготовленных форм. Изделие: «Открытка». Работа с пластилином (3ч) 52-54. Познавательные сведения об иллюстрациях и макетах. Ознакомление со сказкой «Колобок» Изготовление композиции (макета) из пластилина к сказке «Колобок». Изделие: «Лиса», «Колобок», «Ель», «Пень» Работа с бумагой и картоном (4ч) 55. Изготовление композиции (макета) к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок. Изделие: «Колобок», «Волк» 56-58. Познавательные сведения о дорожных знаках. Изготовление модели дорожного знака. Изделие: «Модель дорожного указателя «переход», Дорожный знак «Светофор» Работа с текстильными материалами (10ч) 59. Вышивание смёточным стежком. Изделие: «Закладка из канвы» 60. Вышивание стежком с перевивом («шнурок»). Изделие: «Салфетка из канвы» 44. 61. Познавательные сведения о тесьме. Изделие: «Салфетка, украшенная тесьмой» 62-63. Обработка готовой салфетки тесьмой. (Салфетка принесена из дома) 64-65. Знакомство с заплаткой. Расширение представление, для чего нужна заплатка. Виды заплаток. Изделие: «Заплатка» 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 3 1 1 1 2 2 66-67. Оформление концов закладки кисточками. Изделие: «Закладка с кисточками» 68. 2 Оформление выставки из изделий, изготовленных в учебном году. Защита своих изделий. 1 класс 3 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Содержание учебного материала Материалы и инструменты, используемые на уроках труда Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Виды работ с природными материалами. Приёмы соединения деталей в аппликации. Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица». Вырезание деталей. Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица». Соединение деталей с помощью клея. Изготовление аппликации из скорлупы грецкого ореха «Воробьи на ветках». Изготовление аппликации из скорлупы грецкого ореха «Рыбки». Сорта бумаги. Виды и приёмы работы с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Медведь». Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Ёлочка». Окантовка картона полосками бумаги «Картина на окантованном картоне». Технологические операции, используемые при окантовке картона. Окантовка картона полосками бумаги «Картина на окантованном картоне». Технология окантовки. Познавательные сведения о проволоке. Приёмы работы с проволокой. «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол» из проволоки. Изготовление изделия «Паук» из скорлупы грецкого ореха, пластилина, проволоки Экскурсия в школьную столярную мастерскую. Ознакомление с условиями труда. Способы обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами (напильник) и приспособлениями (наждачная бумага). Изготовление изделия из древесины «Опорный колышек для растений». Приёмы соединения деталей и приёмы работы с пластилином при изготовлении объёмных изделий из природных материалов. Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы. Экскурсия в слесарную мастерскую Название деталей и инструментов в наборе «Металлический конструктор» Соединение планок винтом и гайкой Сборка из планок треугольника Сборка из планок квадрата Изготовление букв Л,В из проволок Изготовление букв С,О из проволоки Приёмы работы с бумагой. Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги Технология изготовления цепочки из бумажных колец. Колво 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. Сборка цепочки из бумажных колец. Изготовление плоской карнавальной полумаски. Отделка плоской карнавальной полумаски аппликативными украшениями Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке. Изготовление складной доски для игры способом окантовки картона листом бумаги. Разметка бумаги и картона по линейке. Изготовление складной доски для игры способом окантовки картона листом бумаги. Вырезание заготовок. Изготовление складной доски для игры способом окантовки картона листом бумаги. Склеивание заготовок. Использование изделия в игре «Помоги Буратино попасть к папе Карло». Применение ниток. Правила обращения с иглой. Завязывание узелка на нитке. Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямыми стежками. Виды ручных стежков и строчек. Сшивание двух кругов, выкроенных из ткани. Виды ручных стежков и строчек. Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнение на бумаге в клетку по проколам. Изготовление закладки из фотоплёнки. Оформление концов закладки кисточками. Экскурсия в школьную столярную мастерскую. Ознакомление с условиями труда при работе с ручной пилой и отходами в виде опилок. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (пиление) Аппликация из древесных опилок «Собака». Организация рабочего места для работы с опилками. Технология изготовления аппликация из древесных опилок «Собака». Ткань. Виды работ с тканью. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки. Заготовка лекала из бумаги. Изготовление прихватки. Выкраивание деталей из ткани. Изготовление прихватки. Пошив изделия. Изготовление прихватки. Сшивание строчкой косого стежка Формирование представлений о коробках (назначение, форма, детали). Изготовление коробки с помощью клапанов. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Изготовление коробки с помощью клапанов. Оклеивание полосой бумаги. Изготовление коробки с бортами, соединёнными встык. Разметка картона по линейке. Изготовление коробки с бортами, соединёнными встык. Вырезание и склеивание заготовок. Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямого стежка в два приёма. Виды ручных стежков и строчек. Сшивание строчкой косого стежка. Виды ручных стежков и строчек. Графические упражнения на бумаге в клетку. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Виды ручных стежков и строчек. Строчка косого стежка в два приёма «Крестик». Виды ручных стежков и строчек. Строчка косого стежка в два приёма «Зигзаг». Изготовление закладки с вышивкой строчкой прямого и косого стежка. Изготовление матрёшки. Заготовка конусов для деталей костюма. Изготовление матрёшки. Сборка матрешки способом склеивания. Изготовление матрёшки. Украшение передника. Изготовление из бумаги собаки. Заготовка цилиндров для деталей изделия (4 лапы) Изготовление из бумаги собаки. Сборка собаки способом склеивания. 1 1 1 1 1 1 1 1 класс 4 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Содержание учебного материала Работа с бумагой и картоном – 4ч. Вводное занятие: правила поведения, правила ТБ, организация рабочего места. Аппликация. Применяемые виды бумаги и свойства. Правила работы. Тренировочные упражнения. Геометрический орнамент. Бордюр. Предметная аппликация. Изготовление деталей по шаблонам и заданным размерам. Работа с тканью – 8 ч. Технические сведения о ткани. Лабораторная работа «Раскрой изделий из ткани» Понятие о видах переплетений. Макет полотняного переплетения нитей из цветной бумаги. Виды украшающих стежков. Петельный стежок. Обработка срезов изделия петельными стежками. Изготовление салфетки-прихватки. А) раскрой изделия Б) выполнение аппликации петельным стежком В) сборка изделия Г) обработка срезов петельным стежком Работа с проволокой – 4 ч. Проволока: виды, свойства, назначение, применение Изготовление объемных фигурок животных из проволоки Гибка по контуру рисунка. Изготовление плоскостного изделия. Цепочка в 2 и 3 оборота. Приемы работы. Работа с пластилином – 5 ч. Правила подготовки рабочего места и материалов. Инструменты. Приемы работы. Реалистическая лепка (геометрические тела) Дизайн посуды. Лепка с натуры овощей. Лепка по представлению фруктов. Подбор цветовых решений. Изделия из фольги, жести – 3 ч. Колво 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Сведения о материалах и инструментах. Тренировочные упражнения 22 по обработке. 23- 24 Понятие о чеканке. Изготовление панно по образцу. Работа с бумагой и картоном – 6 ч. 25 Виды бумаги. Изготовление объемной елочной игрушки. 26 Складывание снежинки в технике оригами. 27 Объемные елочные гирлянды. 28 Творческая работа: изготовление полумасок. 29 - Изготовление новогодних украшений 30 Работа с тканью – 4 ч. Сведения о нитках. Украшающие швы: тамбурный стежок. 31 32 Крестообразный стежок. 33-34 Изготовление полотенца из гладкокрашенной ткани. Отделка его украшающими швами. 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 Ремонт одежды – 4 ч. Ремонт одежды. Сведения о пуговицах. 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44-45 46-47 Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с ушком. Раскрой и изготовление вешалки. Пришивание вешалки Работа с соленым тестом – 12 ч. Изготовление соленого теста. Приемы работы с ним. Изготовление многопланового рельефа. Изготовление изделий в технике народных промыслов: Птиц, животных, людей Окончательная отделка изделий (раскрашивание) Работа с бумагой и картоном – 5 ч. Изготовление открытки. Изготовление модели парашюта Изготовление макетов мебели из плотной бумаги приемами складывания: стол и стулья, шкаф 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 48 Работа с древесиной – 3 ч. Приемы работы с древесиной. Инструменты. 1 49 Модели транспортных средств ( кораблик) 1 50 Изготовление изделий из сучков, веток, корней, шишек ит.д. 1 Работа с бумагой и картоном – 9ч Тренировочные упражнения с различными видами картона. 1 51 52 53 54 55 56-57 58-59 Изготовление коробок: коробка сувенирная коробка с крышкой круглая коробка 1 1 1 Работа с тканью – 5 ч. Понятие о мягкой игрушке. Изготовление набивной игрушки из готового кроя. Изготовление набивной игрушки с кроем изделия. 1 2 2 60 61 62 63 64-65 66-68 Работа с гипсом – 3 ч. Понятие о гипсе. Приемы работы с ним. Изготовление фигурок животных и птиц. Раскрашивание изделий гуашью. Работа с фанерой – 6ч. Тренировочные упражнения с выжигателем. Выжигание силуэтов предметов. Выжигание силуэтов зверей и птиц. 1 1 1 1 2 3 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)