Приложение №1 к Основной общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного общего образования ( ФГОС НОО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 1-4 класс 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Целями изучения русского языка в начальной школе являются: развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом; формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Русский язык». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета. В период обучения грамоте (1 класс): 1. углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия; 2. исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов; 3. уточнение и развитие словарного запаса; 4. формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний; 5. формирование умений строить простые предложения, вести беседу; 6. выработка элементарных навыков грамотного письма; 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Во 2—4-м классах решаются такие задачи: развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений; дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи; уточнение, расширение и активизация словаря; развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли; практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил; выработка достаточно прочных навыков грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию; использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их 2 социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка. Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливает специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражается в том, что программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим все разделы программы, является развитие речи. Предмет «Русский язык» включает в себя два раздела: «Обучение грамоте» (1класс), «Практические грамматические упражнения и развитие речи» (2-4классы) ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ умственно отсталых детей осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет четыре недели (20 часов) первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе). В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции. 3 На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы. Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Для умственно отсталых детей несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте умственно отсталых школьников обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов. ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2-4 классы) В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Программа по практическим грамматическим упражнениям и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь». Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу. Во 2—4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др. Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на 4 уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей). Письмо и чистописание. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности, формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста. Связная письменная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана. На изучение предмета «Русский язык» отводится: в 1 классе 99 часа, 33 учебные недели, во 2 классе 102 часа, 34 учебные недели, в 3 классе 102 часа, 34 учебные недели, в 4 классе 102 часа, 34 учебные недели. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. 5 В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Личностные результаты: 1. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации. 2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания. 3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности. 4. Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что нельзя); владение навыками самообслуживания. 5. Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс, школу, переезд и т.д.). 6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание. 7. Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам). 8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить красоту природы, труда и творчества. 9. Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту), проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей. 10. Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей; наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе трудовой деятельности. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы. 6 Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах: Минимальный уровень: деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов); дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу(название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. С целью выполнения требований Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе всей образовательной деятельности на первом этапе обучения в начальных классах (1-4 классы) должны быть сформированы БУД: Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. Принятие социальной роли ученика; осознание себя как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях; 7 умение использовать принятые одноклассниками и учителем. ритуалы социального взаимодействия с Регулятивные учебные действия: ориентирование в пространстве школы и класса; знание и понимание ритуалов школьного поведения и учебной деятельности; владение школьным инструментарием; умение работать с учебной целью и задачей. Планирование; контроль и коррекция процесса и результатов деятельности; умение оценивать в процессе учебной и внеучебной деятельности. Познавательные учебные действия: выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо знакомых предметов; установление видо-родовых отношений предметов; выполнение операций обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале; умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Раздел «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши). Раздел «ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости –мягкости, звонкости –глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит. Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Словапредметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами. Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов. «Слова-друзья». «Слова-враги». 8 Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами. Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами. Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Раздел «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» № 1 класс Тема Основные виды деятельности обучающихся 1. 1) добукварный период Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал, петелька. 2. 2) букварный период Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и в конце слова. Восприятие общей формы буквы, изучение её состава (элементов и их расположения); сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение звука с соответствующей буквой, определение места звука и буквы в слове (в начале или в конце). 1-й этап Изучение звуков и букв: 9 а, у, м. о, х, с, н, ы, л, в, и. 2й этап Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, ь. 3й этап Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Усвоение рукописного начертания изучаемой буквы (строчной и прописной). Соединение букв в слоги, слова. Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трёхзвуковых слогов с последующей записью. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трёхчетырёх букв с последующей записью. Различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трёх-четырёх слов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трёх слов с предварительным анализом. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. Знакомство с большой буквой в начале предложения, точкой в конце предложения. Знакомство с прописной буквой в именах людей (практическое ознакомление). Раздел «ПРАКТИЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 2 КЛАСС № 1. Тема Повторение 2. Звуки и буквы Основные виды деятельности обучающихся Чёткое произношение звуков речи, соотнесение их с буквами. Правильное написание строчных и заглавных букв, используя разные способы соединения их в слове. Выделение первого звука в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы. Практическое различение понятий «предмет» и «название предмета». Соблюдение правил записи предложения с опорой на схему и без неё. Распространение предложения одним словом с опорой на предметную картинку. Составление предложений из 2-3 слов по картинке. Анализ слов по звуковому составу, различение звуков: гласных и согласных, согласных звонких и глухих, р — л, свистящих и шипящих, аффрикат, твёрдых и мягких на слух, в произношении, написании. Знакомство с ударением: определение ударного слога в двусложных и трёхсложных словах; выделение гласных ударных и безударных. Слогообразующая роль гласных: Уточнение представления о слоге как части слова; различение количества слогов в слове по количеству гласных; деление слов на слоги; усвоение правила переноса части слова при письме. 10 3. Слово 4. Предложение 5. Повторение Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Сравнение написания слов с разделительным ь и без него; практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным ь. Изучение слов, обозначающих предметы: называние предметов и дифференциация их по вопросам кто? что? называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (столстолы, рама-рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул-спинка, сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан-кружка, кушетка-диван ); различение слов по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.); усвоение правила о написании с большой буквы имён, фамилий людей, кличек животных. Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). наблюдение за употреблением предлогов; усвоение правила о раздельном написании предлогов со словами (под руководством учителя). Практическое знакомство с построением простого предложения: составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; завершение начатого предложения (Собака громко...); составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; выделение предложения из текста. Усвоение правила о написании прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. 3 № 1. Тема Повторение 2. Звуки и буквы КЛАСС Основные виды деятельности Определение количества предложений в тексте. Выделение из текста предложений на заданную тему. Уверенное «чтение» схемы предложения; соотнесение схемы с предложением. Различение предложений-вопросов и предложений-ответов. Соблюдение правильной интонации при повторном их прочтении. Различение предложений и набора слов, опираясь на наглядность. Составление предложений, используя предметные картинки. Исправление нарушенного порядка слов в предложении. Наблюдение за особенностями произношения звонких и глухих согласных; различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова; объяснение случаев расхождения звучания и написания. Определение ударного слога в двусложных и трёхсложных словах; выделение гласных ударных и безударных. Слогообразующая роль гласных: различение количества слогов в слове по количеству гласных; деление слов на слоги; усвоение правила переноса части слова при письме. Согласные твёрдые и мягкие: различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости 11 буквами и, е, ё, ю, я; обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Различение ь – показателя мягкости и разделительного ь. Практические упражнения в написании слов с разделительным ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Сравнение и различение слов с разделительным ь и ъ знаками. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным ъ. Написание слов с сочетаниями шипящих с гласными (жи-ши, ча-ща, чу-щу): определение слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу; соотнесение звучания и написания слова; подбор и написание слов с данными орфограммами. Написание слов со звонкими и глухими согласными на конце слова: определение наличия орфограммы в слове; объяснение написания слова путём изменения формы слова (гриб – грибы). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; пользование словарём, данным в учебнике. 3. Слово 4. Предложение 5. Повторение Порядок букв в русской азбуке: знакомство с алфавитом; расположение в алфавитном порядке нескольких слов; составление списков учащихся по алфавиту; нахождение слов в словаре. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов: выделение их в тексте, различение по вопросам кто? что? правильное употребление в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.); отработка правила о написании с большой буквы имён, фамилий людей, кличек животных. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия: нахождение глаголов в тексте, различение по вопросам что делает? что делал? что будет делать? что сделает?, согласование их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий; определение предмета по ряду действий. Изучение слов, обозначающих признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств); сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь чёрный; камень твёрдый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Нахождение предлогов к, от, под, над, о (об) и письмо их раздельно со словами (с помощью учителя). Практическое знакомство с построением простого предложении:. составление предложений с употреблением слов в различных падежах; выделение в тексте и составление предложений на заданную учителем тему; заканчивание предложения или дополнение его по одному - двум вопросам; составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска); запись ответа на заданный вопрос, используя слова данного вопроса. 12 4 № 1. Тема Повторение 2. Звуки и буквы 3. Слово КЛАСС Основные виды деятельности Выделение из текста предложений; Нахождение границ предложений в тексте, записанном без деления на предложения. Различение предложений законченных и незаконченных. Заканчивание мысли в предложениях данного диалога с опорой на сюжетную картинку. Сравнение предложений нераспространённых и распространённых (без термина). Распространение предложений с помощью предметных картинок, вопросов, схем. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Нахождение и выделение в предложении названий предметов, действий, признаков. Составление и распространение предложений. Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова; объяснение случаев расхождения звучания и написания. Определение ударного слога в двусложных и трёхсложных словах; выделение гласных ударных и безударных. Различение количества слогов в слове по количеству гласных; деление слов на слоги; усвоение правила переноса части слова при письме. Расположение слов в алфавитном порядке; заучивание алфавита наизусть. Употребление ь на конце и в середине слова; усвоение правила о написании разделительного ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сравнение и различение слов с разделительным ь и ъ знаками. Обоснование написания в слове разделительного ь или ъ знаков. Написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу: определение в словах и текстах наличия слов с данными орфограммами. Написание слов со звонкими и глухими согласными в конце и середине слов: определение наличия орфограммы в слове; объяснение написания слова путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Написание слов с безударными гласными: различение ударных и безударных гласных; определение наличия орфограммы в слове; проверка написания путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: пользование словарем, данным в учебнике. Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Знакомство с понятием «имена собственные». Усвоение правила о написании с большой буквы названий рек, гор, морей. Усвоение правила о раздельном написании предлогов до, без, под, над, около, перед с другими словами. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Составление словосочетаний по заданному слову с предлогом. Составление разных по смыслу предложений с одним и тем же словосочетанием. 13 4. Предложение 5. Повторение Членение речи на предложения; Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Упражнения в составлении предложений; распространение предложений; установление связи между словами в предложениях по вопросам; классификация предложений по цели высказывания при сопоставлении повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного предмета «Русский язык» включает: a. учебники: 1 класс – Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). М.: Просвещение, 2015 г.; 2 класс – Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). М.: Просвещение, 2016 г.; 3 класс – Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). М.: Просвещение, 2016 г.; 4 класс – Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). М.: Просвещение, 2016 г.; программно-методическое обеспечение: Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте: метод. рекомендации для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 201 г. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009; Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991г.; Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.; Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994г.; Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1988; Якубовская Э.В. Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализ. адапт. основные общеобразоват. программы, М.: Просвещение, 2017г. печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); 14 опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы (звукобуквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.); технические средства обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD-проигрыватели; телевизор; компьютер с программным обеспечением; магнитная доска; 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. класс Содержание учебного материала Добукварный период. Выявление знаний и умений учащегося ориентироваться в пространстве, на листке бумаги, знание основных цветов, форм, знание отдельных букв. Обведение шаблонов и их раскрашивание. Обведение шаблонов и штриховка. Знакомство с наиболее распространенными цветами. Развитие зрительного восприятия (различение полосок бумаги – цвет, размер, расположение, изменение расположения). Работа с цветными полосками: по памяти расположение, как было на доске. Обведение фигур по шаблону, раскрашивание. Работа с цветными полосками: воспроизведение различных сочетаний (по образцу, по памяти, по инструкции) П Н Ш Знакомство с геометрическими фигурами (называние, нахождение по заданию учителя), отбор и расположение в той же последовательности, что и на доске. Вычерчивание от руки, рисование контуров от руки знакомых предметов. Различие геометрических фигур: нахождение в изображениях предметов по образцу, расположение в определенной последовательности по инструкции учителя (в ряд, слева, справа, под, над, за, около, рядом, между…) Разложение предметов на составные части и составление их из отдельных частей. Букварный период. Буква «а». Знакомство со строчной буквой «а» и упражнение в её написании. Буква «у». Знакомство со строчной буквой «у», упражнение в её написании. Слова «ау», «уа». Звуко-буквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. Упражнение в написании данных слов. Буква «Мм». Знакомство со строчной буквой «м», упражнение в написании. Обратные слоги ам, ум. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слогов. Прописная буква «м». Прямые, открытые слоги ма, му. Звуко-буквенный анализ и письмо слогов. Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слогов ам-ма, ум-му. Слоги ом, мо. Звуко-буквенный анализ слогов и их написание. Упражнение в написании слогов ам-ма, ум-му, ом-мо после сравнительного звуко-буквенного анализа. Составление и написание слова «ма-ма». Буква «Оо». Знакомство со строчной буквой «о» и упражнение в её написании. Прописная буква «о». Буква «Сс». Знакомство со строчной и прописной буквой «с». Звукобуквенный анализ и написание обратных слогов ас, ос, ус и прямых открытых слогов са, со, су. Письмо слогов ас-са, ус-су, ос-со после сравнительного звуко-буквенного анализа. Колво 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 20. 21. 2223. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 3233. 3435. 3637. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 4546. 4748. 4950. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 5758. 59. 6061. 62. 6364. 65. 66. Буква «Хх». Знакомство со строчной буквой «Х» и упражнение в её написании. Письмо слогов и слов с буквой «х» после звуко-буквенного анализа. Составление и письмо слов с усвоенными слогами су-хо, му-ха, у-ха, у-хо и предложения из данных слов ма-ма, са-ма. Буква «ш» строчная. Предложения с «ш», прописная буква «ш». Предложения с буквой «ш» Буква «л». Обратные и прямые слоги с буквой «л», слова состоящие из этих слогов. Прописная буква «Л». Буква «ы». Слоги и слова с буквой «ы». Предложения с изученными словами. Буква «Нн». Обратные и прямые открытые слоги, слова из одного закрытого слога. Прописная буква «Н». Буква «Рр». Слоги с «р». Прописная буква «Р». Упражнения в написании слов с «р», после сравнительного звукобуквенного анализа. Списывание слогов, слов, предложений с доски. 1 Буква «Кк». Слоги, слова с буквой «к». Предложения с буквой «к». 2 Прописная буква «К». Буква «Пп». Слоги, слова с буквой «п». Прописная буква «П». Списывание слогов, слов, предложений с доски. Письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов. Звук и буква «Тт». Слоги и слова с буквой «т». Прописная буква «Т». Составление и написание предложений. Звук и буква «Ии». Прописная буква «И». «И» в начале слова. Буква «и» как отдельное слово. Составление и написание предложений с буквами «Ии». 1 1 1 1 1 1 1 2 Звук и буква «Зз». Слог и слова с буквой «Зз». Прописная «З» различных слогов. Дифференциация слов с «з-с». Звуко-буквенный анализ. Звук и буква «Вв». Слоги и слова с буквой «в». Прописная буква «В». Звук и буква «Жж». Слоги и слова с буквой «ж». Прописная буква «Ж». Звук и буква «Бб». Слоги и слова в твердом и мягком вариантах. 2 Прописная буква «Б». Звук и буква «Гг». Слоги и слова с буквой «Гг». Прописная буква «Г». 1 2 Дифференциация «г-к». Звуко-буквенный анализ. Звук и буква «Дд». Слова и слоги с «д» в твердом и мягком вариантах. Прописная буква «Д». Дифференциация «д-т». Звуко-буквенный анализ слов с «д-т». Звук и буква «й». 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 17 6768. 69. 7071. 7273. 74. 75. 76. 77. 7879. 80. 81. 82. 83. 8485. 8687. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 9799. Слоги и слова с «й». Составление и написание предложений. 2 Звук и буква «ь». Звуко-буквенный анализ и письмо слов с «ь» на конце. Звуко-буквенный анализ и письмо слов с «ь» в середине слова. 1 2 Составление и написание предложений. 2 Звук и буква «Ее». Буква «Ее» в начале слова. Буква «Ее» - показатель мягкости согласного. Прописная буква «Е». Стечение согласных в начале слова. Слова, предложения. Звук и буква «Ёё». Буква «Ёё» прописная и строчная. Составление и написание слов с буквой «Ёё». Звук и буква «Яя». Буква строчная и прописная. Звуко-буквенный анализ и написание слогов и слов с буквой «я», как показатель мягкости согласной. Написание и составление предложений. Звук и буква «Юю». Буква «Юю» строчная и прописная. Составление и написание слов с буквой «Юю» в начале слова и в конце после гласной. Составление и написание предложений с буквой «ю». Звук и буква «Цц». Буква «Цц» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «Цц». Составление и написание предложений. Звук и буква «Чч». Буква «Чч» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «Чч». Слова, предложения. Звук и буква «Щщ». Буква «Щщ» строчная и прописная. Слоги и слова с «Щщ». Слова, предложения с «Щщ». Звук и буква «Фф». Буква «Фф» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «Фф». Составление и написание предложений. Звук и буква «Ээ». Буква «Ээ» строчная и прописная. Слоги и слова с буквой «Ээ». Составление и написание предложений. Звук и буква «ъ». Буква «ъ», Слова с «ъ». Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слов с буквой «ъ» и без неё. Повторение пройденного за год 1 2 № п/п 1. 2. 3. 4. 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс Содержание учебного материала Повторение Работа по сюжетной картинке. Запись стихотворения. Определение количество предложение в стихотворении. Предложение. Общее понятие о предложении. Предположение и его схема. Предложение. Большая буква в начале Колво 1 (4ч) 1 1 1 18 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. предложения и точка в конце Предложение. Распространение предложений. Составление предложений со словами. Слово. Чтение и запись слов под схемами. Слово. Чтение и запись слов под схемами. Составление предложений с данным словам. НРК Контрольный урок по теме: «Предложение» Работа над ошибками по теме: «Предложение» Звуки и буквы. Произнесение последнего звука в слове. Запись последней буквы. Контрольное списывание Гласные звуки и буквы. Четкое произнесение каждого звука в слове. Запись слов под схемами. Согласные звуки и буквы. Выделение звука из слова и соотнесение с буквой. Упражнения в выделение звука из слова и соотнесение с буквой. Слова, которые различаются одним звуком. Выделение в словах разных гласных и согласных. Слова, которые различаются количеством звуков. Слова, которые различаются последовательностью звуков. Ударение в словах. Роль ударения в различении смысла слов. Выделение ударного гласного в слове и ударного слога в словах. Выделение ударного гласного в слове. Контрольное списывание. Слог Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Гласные в образовании слогов. Определение количества гласных в слогах. Упражнение в записывании слов по слогам, вставляя пропущенные буквы. Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы». Работа над ошибками по теме: «Звуки и буквы». Деление слов со звуками И-Й. Написание слов с буквами И-Й. Звуки «Л-Р» их различение. Упражнение в различении и написании слов с согласными звуками «р-л». Парные звонкие и глухие согласные Звуки «Б-П» их различение. Упражнение в различении и написании слов с согласными звуками «б-п». Звуки «В-Ф» их различение. Упражнение в различении и написании слов с согласными звуками «в-ф». Звуки «Г-К» на письме. Упражнение в различении и написании слов с согласными звуками «г-к». Звуки «Д-Т» их различение. Упражнение в различении и написании слов с согласными звуками «д-т». Звуки «Ж-Ш» их различение. Упражнение в различении и написании слов с согласными звуками «ж-ш». Звуки «З-С» их различение. Упражнение в различении и написании слов с согласными звуками «з-с». Контрольный диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные». 1 (4ч) 1 1 1 1 (9ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (7ч) 1 1 1 1 1 1 1 (7ч) 1 1 1 1 1 1 1 19 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Шипящие и свистящие согласные. Шипящие согласные звуки. «Ж, Ш, Ч, Щ». Упражнение в различении и написании слов с шипящими согласными. Свистящие согласные «С, З, Ц». Упражнение в различении и написании слов со свистящими согласными. Гласные буквы «Е, Ё, Ю, Я» . В начале слова или слога. Слова с буквой «Е» в начале слова и слога Буква «Ё» в начале слова или слога. Упражнение в написании буквы «Ё» в начале слова и слога. Буква «Ю» в начале слова или слога. Упражнение в написании буквы «Ю» в начале слова и слога. Буква «Я» в начале слова или слога. Упражнение в написании буквы «Я» в начале слова и слога. Буквы «Е, Ё, Ю,Я» в начале слова или слога. Контрольное списывание Твёрдые и мягкие согласные Гласные «Ы – И» после твердых и мягких согласных Гласные «О – Ё» после твердых и мягких согласных Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы: Работа над ошибками по теме: «Звуки и буквы» Гласные «У – Ю» после твердых и мягких согласных Гласные «А– Я» после твердых и мягких согласных Гласная «Е» после мягких согласных. Различение твердых и мягких согласных. Упражнение в различение твердых и мягких согласных. Контрольное списывание Мягкий знак на конце слова Буква «Ь» для обозначения мягкости согласных на конце слова. Письмо слов с мягкими согласными на конце. Упражнения в различении слов с твердыми и мягкими согласными на конце. Слово Названия предметов. Слова, которые обозначают предметы. Название предметов отвечающих на вопрос ЧТО? Упражнения в различении основных частей хорошо знакомых предметов. Упражнения в различении сходных предметов по их названиям. Контрольное списывание Обобщающее слово для групп однородных предметов. Названия предметов отвечающих на вопрос КТО? Обобщающее слово для однородных предметов. Различай слова отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. Больная буква в именах людей. Больная буква в именах и фамилиях людей. Упражнение в правильном написании имен и фамилий людей. Большая буква в кличках животных. Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы» Работа над ошибками по теме: «Звуки и буквы» Названия действий (7ч) 1 1 1 1 1 1 1 (9ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (3ч) 1 1 1 (15ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (9ч) 20 Действие и его название. Название действий, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? 68. Название действий, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ? 69. Упражнения в группировке действий по признаку их однородности. 70. Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подает? 71. Умение согласовать слова, обозначающие действия со словами, обозначающими предмет 72. Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как передвигается? 73. Умение согласовать слова, обозначающие действия со словами, обозначающими предмет. 74. Упражнение в классификации слов и постановке вопросов к словам 75. Различай названия предметов и названия действий по вопросам. Предлоги 76. Предлог как отдельное слово. 77. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится. 78. Употребление предлогов в предложении. Слова с непроверяемыми согласными 79. Выделение «трудной» гласной в словах. 80. Упражнение в написании словарных слов. 81. Написание гласных в словах родственниках. Предложение 82. Выделения предложения из текста. 83. Правила записи предложения. 84. Предложение и его схема. 85. Различай набор слов в предложении 86. Составление предложений из слов, данных в разбивку. 87. Упражнение в составление предложений из отдельных слов. 88. Завершение начатого предложения. 89. Составление предложений по предметной картинке. 90. Составление небольшого рассказа и запись его в тетрадь 91. Предложения вопросы и предложения ответы. Постановка знака вопроса и точки в конце предложения. Повторение 92. Звонкие и глухие согласные. 93. Упражнение в выделении звонких и глухих согласных. 94. Твердые и мягкие согласные 95. Упражнение в написании и выделении твердых и мягких согласных. 96. Мягкий знак на конце слова. 97. Контрольная работа по теме: «Звуки и буквы». 98. Работа над ошибками по теме: «Звуки и буквы» 99. Названия предметов. Запись слов – парами. 100. Большая буква в именах, фамилиях и кличах животных 101. Названия действий. 102. Предложение. НРК 67. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (3ч) 1 1 1 (3ч) 1 1 1 (10ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (11ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 3 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. класс Содержание учебного материала Колво Употребление простого предложения. Кол-во слов в предложении. Правила 1 написания предложения. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. 1 Составление рассказа из предложений. Дополнение предложения по картинкам и по замыслу. 1 Схемыпредложения. Составление предложения из слов, данных в разбивку. 1 Выделение предложения из текста. 1 Составление и запись предложения при ответах на вопросы. 1 Составление рассказа по серии картинок. Подбор предложений по 1 картинкам. Составление предложений на определённую тему. 1 Проверочная работа по теме «Повторение» 1 Звуки и буквы. Соотношение звуков и букв. Кол-во их в слове. 1 Алфавит. Порядок букв в русском алфавите. 1 Расположение слов в алфавитном порядке. 1 Составление списка учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре, 1 используя алфавит. Слогообразующая роль гласных. Кол-во гласных звуков. 1 Согласные звуки и буквы. 1 Выделение гласных и согласных звуков и букв в словах. 1 Проверочная работа: по теме «Гласные и согласные» 1 Слог как часть слова. Деление слов на слоги. 1 Деление слов на слоги с «Ь» и «Й» в середине слова. 1 Гласные И, Е, Ё, Ю, Я, Э в начале слова и после гласных. 1 Деление слов на слоги для переноса. Правилапереносаслов. 1 Звуки «И», «Й». Различение. Перенос слов. 1 Закрепление правила переноса слов. 1 Ударение. Ударные и безударные гласные. 1 Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. 1 Контрольная работа за I четверть. 1 Работа над ошибками. 1 Различение твёрдых и мягких согласных. Обозначение мягкости буквами 1 Е,Ё,И,Ю,Я. Употребление твёрдых и мягких согласных парами (ма-мя, лу-лю, мо-мё). 1 Слова с гласными Ы-И, А-Я. 1 Слова с гласными У-Ю, О-Ё. 1 Твёрдые и мягкиесогласные. 1 Проверочная работа по теме «Твёрдые и мягкие согласные» 1 Сравнение твёрдых и мягких согласных в конце слов. Обозначение мягкост 1 буквой «Ь». Упражнения в правописании слов с «Ь» на конце. 1 22 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. «Ь» в середине слова. Упражнение в письме слов с «Ь» в середине. Закрепление написаний «Ь» в середине и на конце слова. Обобщающий урок. Подготовка к диктанту. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Правила написания слов со слогами «ЖИ-ШИ». Правила написания слов со слогами «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА». Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих» Понятие о парных звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные в начале и середине слова. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Правила проверки написания парных согласных на конце слов. Закреплениеизученныхправилправописания. Понятие о «Ь». Дифференциация слов, в которых согласный и гласный произносятся отдельно. Упр-е в написании слов с «Ь». Переносслов. Дифференциация разделительного и смягчающего «Ь». Закрепление написания слов с раздел-м и смяг-м «Ь». Контрольная работа. Работа над ошибками. Уточнение понятия о словах, обозначающих предметы. Классификация названий предметов по группам. Постановкавопросов к словам. Единственное и множественноечисло. Изменение названий предметов по вопросам. Составление ответов на вопросы к рассказу. Проверочная работа по теме «Слова обозначающие названия предметов» Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных. Большая буква в названии городов, сёл, улиц. Упражнение в правописании имён собственных. Проверочнаяработа. Подбор слов-действий по вопросу «Что делает?» Подбор слов-действий по вопросу «Что делают?» Согласование названия действия с названием предмета. Постановка вопросов к словам, обозначающих действия предметов. Контрольная работа за 3 четверть Работа над ошибками. Составление рассказа по картине «Семья». Понятие о словах, обозначающих признаки предметов. Определение признаков предметов по цвету, вкусу. Определение признаков предметов по величине и материалу. Согласование слов-предметов и слов-признаков. Постановка вопросов к словам-признакам предметов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 8687. 8889. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99100. 101. 102. Предлог – как отдельное слово. Упражнения в написании предлогов. Проверочная работа по теме «Предлог» Работа над ошибками. Построение простых предложений. Деление текста на предложения. Составление предложений по вопросам. Согласование слов в предложении. Составление предложений по картинке. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дополнение предложений. 1 Составление предложений из слов, данных вразбивку. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Гласные после шипящих. Большая буква в именах собственных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. «Ь» на конце и в середине слова. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Контрольная работа за год. Работа над ошибками. 1 1 Проверочная работа по теме «Предложение» Работа над ошибками 4 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 класс Содержание программного материала Предложение. Выражение в предложении законченной мысли. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Алфавит. Звуки и буквы. Расположение слов в алфавитном порядке. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова. Разделительный мягкий знак. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь смягчающим. Перенос слов. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 16 17 18 Контрольный диктант № 1 «Разделительный мягкий знак». Работа над ошибками. Дополнение предложений по вопросам. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу. 1 1 1 1920 21 Упражнения в написании гласных после шипящих. 2 Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов. Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. 1 2526 27 Подбор проверочных слов. 2 Контрольный диктант № 2 «Гласные после шипящих». 1 28 1 29 Работа над ошибками. Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным на конце слова. 30 Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным в середине слова. 1 31 32 33 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверочная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова». Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Правописание ударных гласных. Правописание безударных гласных. 1 1 1 Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. Правописание безударных гласных. Проверка написания слов с безударной гласной. 1 1 1 Обучение применению правила. Упражнения в правописании безударных гласных. 1 2 Контрольный диктант № 3 «Правописание безударных гласных». Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы. Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь. 1 1 2 Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Дифференциация изученных орфограмм. Упражнения в написании слов на изученные орфограммы Контрольный диктант №4 «Непроверяемые безударные гласные» Работа над ошибками. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным. Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что? к 1 2223 24 34 35 36 37 3839 40 41 42 43 4445 46 47 4849 50 51 52 53 54 55 56- 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 25 57 58 5960 61 62 6364 65 6667 6869 7071 72 73 7475 76 7778 79 80 8183 84 85 86 8788 89 9091 92 93 9495 96 97 98 99 100101 102 103 104 словам, обозначающим названия предметов. Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. 1 2 Названия действий предметов. Изменение формы слова, обозначающего названия действий, по вопросам. Выделение названий предметов и действий в тексте по вопросам. 1 1 2 Названия признаков предметов. Изменение слов, обозначающих названия признаков, по вопросам. 1 2 Связь слов – предметов. Связь слов – признаков. Определение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. 2 Контрольный диктант №5 «Названия предметов, действий и признаков». Работа над ошибками. Описание несложных знакомых предметов и картин по вопросам. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. Упражнения в правописании имен собственных. 1 1 Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов. Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до. Правильное употребление предлогов в речи. 1 1 3 Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов Контрольный диктант №6 «Предлоги». Работа над ошибками. Составление предложений, используя вопросы. Разделительный твердый знак. 1 1 1 Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла. Выделение корня. Подбор родственных слов. Контрольный диктант №6 «Родственные слова». Работа над ошибками. Составление рассказа по сюжетным картинкам и опорным словам. Подбор родственных слов. 1 2 Единообразное написание безударной гласной в корне родственных слов. 1 Единообразное написание звонкой и глухой согласной в корне родственных слов. Определение проверочных слов в группе родственных слов. Предложение как единица речи и выражение законченной мысли. 1 Членение речи на предложения. 2 Расположение слов в предложении в определенном порядке.(192-193) Предложение. Связь слов в предложении. Изменение слов в предложении по вопросам.(197-198) 1 1 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 26 105 106107 108109 110 111 112 113114 115 Постановка вопросов к словам в предложении. (199- 201) Упражнения в дополнении предложений по вопросам. 1 2 Распространение предложений. 2 Повествовательные и вопросительные предложения. Построение вопросительных предложений. Восклицательное предложение и его интонационное оформление. Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений. 1 1 1 2 Контрольный диктант №7 «Знаки препинания в конце предложения». 116 Работа над ошибками. Понятие о сказуемом. 117- Выделение сказуемого в предложении. 119 120- Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего в предложении. 122 123- Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. 125 126- Второстепенные члены предложения. 129 130 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 8 «Главные и второстепенные члены предложения». 131 Работа над ошибками. Дополнение предложений второстепенными словами. 1 132- Повторение 136 5 1 3 3 3 4 1 1 27 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)