Мир природы и человека, 1-4 кл

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного
общего образования ( ФГОС НОО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
« Мир природы и человека»
1-4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по общеобразовательному курсу «Мир природы и человека» составлена
на первый этап обучения (начальная школа) для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2.Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа соответствует АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые
определены стандартом.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между
миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и
даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями
и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально- волевой регуляции, поведения младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который
выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с предметами познания по возможности в натуральном виде и в естественных
условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с
различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями,
практической деятельностью в процессе решения учебно–познавательных задач. В совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
- закрепление представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний
и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и
учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, мете человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об

особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами «Сезонные изменения», «Неживая природа»,
«Живая природа» (в том числе человек), «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества
наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта
первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.

Количество часов в
неделю
Количество часов в
год

1 класс
2

2 класс
2

3 класс
2

4 класс
2

всего
8

66

68

68

68

270

Срок реализации настоящей программы рассчитан на первый этап обучения (начальная школа) на 4
учебных года.

Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты










осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве её природной и социальной
частей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

Коммуникативные:






умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель-класс);
умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
 передвигаться по школе, находить
свой класс, другие необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников.








Познавательные:
узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу,
запаху, материалу);
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
устанавливать видо- родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном предмете;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности.

Предметные результаты
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями;
- кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного и описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах
по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.

Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
- развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения
или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных решений учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач в объёме программы.

Содержание учебного предмета
«Сезонные изменения»
Временные изменения.
День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни
недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года.
Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе,
жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок
месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Сезонные изменения в неживой природе.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений.
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений.
Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды,
предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара и пр.)
«Неживая природа»
Солнце, облака, луна, звёзды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние
объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным
параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении
ребёнком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, Солнце- звезде,
вокруг которой в космосе двигается Земля.
«Живая природа»
Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения
дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и
семена. Первичные
представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы.
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид.
Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания,
чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль
в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования (соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями,
посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правила сбора урожая
грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с
видами помощи диким животным, и т.п.
Человек.
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы
тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание).
Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление
с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств,
соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела
человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания
(полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо,
рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.

Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь.
Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или
др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека.
Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые,
метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.
Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России.
Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные
костюмы. Россия –
многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижения нашей страны в науке и
искусстве. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
«Безопасное поведение»
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной
болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по
назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в
больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при
оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических
работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране,
в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№

Раздел/примерное
количество часов

Виды деятельности

1

«Сезонные изменения»

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- умение вступать в контакт и работать в коллективе;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников.
- узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
2

«Неживая природа»

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
- положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её
восприятию;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
её природной и социальной частей;
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам;
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо- родовые отношения предметов;

3

«Живая природа»

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной

деятельности;
- положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её
восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
её природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
- узнавать и называть изучаемые объекты и явления;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам;
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо- родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать; на
наглядном предмете;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;

4

«Безопасное
поведение»

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего - места
в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- тумение вступать в контакт и работать в коллективе;
умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия
с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия;
- узнавать и называть изучаемые объекты и явления;

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам;
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.

Ресурсное обеспечение

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова «Живой мир». Учебники 1-4 классов для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. Москва «Просвещение» 2014, 2015, 2016, 2017 г.
Наглядные пособия:
1. Набор картинок по развитию речи «Времена года».
2. Наглядное пособие «Календарь природы».
3. Таблицы «Окружающий мир».
4. Набор предметных картинок «Посуда», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Грибы».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
1819.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
3233.
34.
3536.
3738.
3940.
4142.
4344.

Содержание учебного материала

Кол-во

Введение.
Неживая природа. Планета Земля
Звезда Солнце.
Сутки. Время суток день.
Сутки. Время суток ночь.
Занятия людей в течение суток.
Значение Солнца.
Солнце и жизнь растений.
Небо днем и ночью.
Обобщение полученных знаний.
Раздел «Сезонные изменения». Осень.
Признаки осени. Изучение признаков осени. Признаки осени.
Закрепление знаний о признаках осени.
Занятия и одежда детей осенью.
Обобщение знаний по теме «Осень»
Раздел «Животные». Животные.
Строение и сходство животных.
Различие животных.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Детёныши животных.
Домашние животные.
Дикие животные.
Приспособление животных к различным условиям жизни.
Приспособление животных к различным временам года.
Животные (обобщающий урок).
Раздел «Сезонные изменения (времена года)».Зима.
Признаки зимы. Изучение признаков зимы.
Признаки зимы. Закрепление признаков зимы.
Одежда и занятия детей зимой.
Обобщение знаний по теме «Зима».
Раздел «Человек». Человек. Части тела человека.
Гигиенические навыки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Лицо человека.
Глаза.

1
2

Уши.

2

Нос.

2

Рот.

2

Кожа.

2

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
5657.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Осанка. Скелет и мышцы человека.
Обобщение знаний по теме «Человек».
Раздел «Сезонные изменения (времена года)». Весна.
Признаки весны.
Изучение признаков весны.
Одежда и занятия детей весной.
Обобщение знаний по теме «Весна».
Живая природа. Раздел «Растения». Растения.
Строение и сходство растений.
Различие растений.
Разнообразие цветов.
Семена.

1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Плоды растений.
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.
Приспособление растений к разным условиям жизни.
Обобщение по теме «Растения».
Раздел «Сезонные изменения (времена года)».Лето.Признаки лета.
Изучение признаков лета.
Признаки лета. Закрепление признаков лета.
Одежда и занятия детей летом.
Обобщение знаний по теме «Лето».
Повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

класс

2
№
п/п
1-2.
3-4.
5-6.
7-8.
9-10.
11-12.
13-16.
17-20.
21-24.
25-26.
27-28.
29-30.
31-32.
33-34.
35-36.
37-38.

Содержание учебного материала
Сезонные изменения в природе. (8 ч.)
Смена времён года.
Сутки. Части состояния суток.
Долгота дня летом.
Долгота дня зимой
Времена года. Осень. (18 ч.)
Экскурсия в природу.
Осень рисунок по наблюдениям. Явления и состояния неживой
природы: похолодание, дождь.
Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание трав. Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Обобщающий урок по теме «Осень»
Времена года. Зима. (8 ч.)
Сезонные изменения зимой.
Растения зимой.
Животные зимой.
Занятия людей зимой.
Неживая природа. (10 ч.)
Вода. Простейшие свойства воды.
Вода горячая и холодная. Практическая работа «Наблюдение за
изменением

Колво
2
2
2
2
2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2

39-40.
41-42.

43-44.
45-46.
47-48.

49-50.

51-52.
53-54.
55-56.
57-58.

59-60.

61-62.
63-64.

65-66.
67-68.

температуры воды».
Первичные представления о температуре, термометре.
Вода в природе: дождь, снег, лёд. Вода в природе: река, озеро (пруд),
болото.
Состояние воды зимой. Экскурсия на водоём (болото). Рисунок
«Зима» по наблюдениям на экскурсии.
Значение воды.
Живая природа. Растения. (6 ч.)
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки. Условия
для жизни растений.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. Уход
за комнатными растениями.
Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад.
Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека.
Времена года. Весна. (6 ч.)
Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик,
ландыш. Экскурсия.
Растения весной.
Животные весной. Занятия людей весной.
Животные. (4 ч.)
Домашние животные. Дикие животные. Сравнение домашних и
диких животных: кошка – рысь, собака – волк. Необходимые
условия для жизни домашних животных. Отношение человека к
животным.
Рыбы. Внешний вид. Рыбы. Среда обитания. Образ жизни. Польза от
рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. (4 ч.)
Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы
пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.
Значение овощей и фруктов для правильного питания. Пища
человека. Правильное питание. Режим питания. Питание и личная
гигиена человека. Профилактика пищевых отравлений.
Времена года. Лето. (4 ч.)
Явления природы летом.
Растения и животные летом.

2
2

2
2
2

2

2
2
2
2

2

2
2

2
2

класс

3
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Содержание учебного материала
Вводный урок.
Сезонные изменения в природе. Осень. Осенние месяцы – сентябрь,
октябрь, ноябрь. Признаки осени.
Растения осенью.
Животные осенью (дикие)
Животные осенью (насекомые, птицы)
Занятия людей осенью.
Повторение по теме «Осень».
Растения. Сравнения растений
Части растений. Корни.
Части растений. Стебли.

Колво
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Части растений. Листья.
Части растений. Цветы.
Растения сада.
Лес.
Плоды и семена.
Лесные ягоды.
Грибы.
Травы.
Повторение по теме «Растения»
Животные.
Дикие животные. Лось. Кабан.
Домашние животные. Корова.
Домашние животные. Свинья
Домашние животные. Кролики.
Сравнение. Свинья и кабан.
Сравнение. Кролик и заяц.
Повторение по теме «Животные».
Сезонные изменения в природе. Зима. Признаки зимы.
Зимние месяцы. Декабрь, январь, февраль.
Растения зимой. Ель.
Растения зимой. Сосна.
Повторение
Неживая природа. Солнце в разные времена года.
Восход и закат солнца.
Календарь.
Воздух.
Значение воздуха.
Термометр.
Ветер.
Направления ветра.
Повторение по теме «Неживая природа».
Животные. Птицы.
Птицы. Строение тела.
Перелетные птицы.
Зимующие птицы.
Хищные птицы.
Певчие птицы.
Повторение по теме «Птицы».
Сезонные изменения в природе. Весна. Весенние месяцы – март,
апрель, май.
Растения весной.
Животные весной (птицы, насекомые).
Животные весной (земноводные, дикие животные).
Занятия людей весной.
Повторение по теме «Весна».
Человек. Дыхание человека.
Профилактика простудных заболеваний.
Кровь. Значение крови.
Сердце. Значение сердца.
Пульс .Определение пульса.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.
Повторение по теме «Человек».
Сезонные изменения в природе. Лето. Летние месяцы- июнь, июль,
август.
Растения летом.
Животные летом.
Занятия людей летом.
Повторение по теме «Лето»
Повторение пройденного за год

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

класс

4
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Содержание программного материала.
Как ты провёл лето?

Кол-во
часов
1

Начало осени, сбор урожая.
Сбор урожая. Овощи, фрукты.
Овощи, фрукты, ягоды. (Определение и различение).
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Сентябрь - начало осени
(экскурсия)
Осенний
сентябрь
(обобщающий урок).
Полевые растения (рожь, пшеница, овес, кукуруза).
Строение растений поля.
Полевые растения и их использование. Уход человека за
растениями поля, их значение в жизни человека.
Сад. Растения сада.
(фруктовые деревья, ягодные кустарники, цветковые
растения).
Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время
года.
Почва. Состав
почвы (песок, глина, камни).

1
1
1
1
1

Лекарственные растения.
(календула, зверобой).
Парк (сквер).
Создание человеком парков.
Домашние и дикие животные осенью.
Труд людей осенью.
Семена цветковых растений (экскурсия на пришкольный
участок).
Семена цветковых растений (обобщающий урок).
Поздняя осень.
Орехи. Орех грецкий, лещины, кедровые орешки.
Различение по внешнему виду, вкусу.
Деревья, кустарники, травы.
Разнообразие животных в природе.

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы.
Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, горы.
Формы поверхности земли: холмы, горы
Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь.
(Экскурсия).
Погода и природа зимой
(обобщающий урок).
Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён
года.
Чередование времён года. Названия месяцев.
Домашние и дикие животные зимой.
Труд людей зимой.
Зима – начало года.
Как я провел зимние каникулы.
Зимние забавы детей.
Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Распознавание. Части
дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках.
Ель как представитель хвойных деревьев.
Сосна как представитель хвойных деревьев.
Формирование представлений о явлениях в неживой
природе.
Февраль - последний месяц зимы (экскурсия).
Февраль - месяц метелей и вьюг (обобщающий урок).
Домашнее животное - корова.
Домашнее животное - лошадь.
Домашнее животное - овца.
Домашнее животное - свинья.
Дикие животные: лось, олень.
Внешний вид, пища, повадки.
Домашние и дикие животные.
Март - весенний месяц
(экскурсия).
Голубой март
(обобщающий урок).
Домашние птицы: гусь.
Домашние птицы: индюк.
Домашние птицы: утка.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места
обитания, пища.
Весна в апреле (экскурсия).
Середина весны
(обобщающий урок).
Перелетные птицы.
Зимующие и перелетные птицы.
Насекомые вредные и полезные.
Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха.
Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Рыбы - как представители животных.
Рыбы в аквариуме.
Уход за рыбами в аквариуме.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61
62
63
64
65
66
67
68

Земноводные.
Все мы - звенья одной цепи.
Человек – часть природы.
Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк.
Заповедник. Лесничество
Здоровье человека. Профилактика заболеваний.
Режим дня школьника. Отдых и труд.
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма
головного мозга.
Наше питание.
Знать о необходимости регулярного приёма пищи, вреде
однообразного, богатого углеводами питания.

1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».