Математика (Математика и информатика), 1-4 кл

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного
общего образования ( ФГОС НОО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
« Математика»
1-4 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014г.),
«Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование ориентируется на использование учебников для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Т. В. Алышева,
Москва «Просвещение» 2014 год (рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации).
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками.
Задачи:
 формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для
решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских задач;
 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
 формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
трудолюбия, любознательности
Содержание математики как учебного предмета в 1-4 классах включает
пропедевтику обучения математике, т.е. развитие дочисловых представлений; нумерацию
натуральных чисел в пределах 100; число и цифру 0; единицы измерения величин
(стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах, четыре
арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии. В каждом разделе
предусмотрено решение текстовых арифметических задач.

Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, учит использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях. В младших классах закладываются основы математических
знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики
будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и
повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого
десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти. При заучивании таблиц учащиеся
должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения
результатов вычислений, если они их не запомнили.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с
учётом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, поэтому в процессе
обучения необходим постепенный переход от практического обучения в младших классах к
практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с
постоянной пропедевтикой новых знаний. В каждом классе предлагаемый учителем
материал усваивается обучающимися на различном уровне, т.е. программа предусматривает
необходимость дифференцированного подхода в обучении.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в
процессе обучения математике, являются абстрактными.
2

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части
множества и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников
к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться
оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во
внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не
только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо
оснащаются как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для
каждого ученика.
Методы и приемы: практические в сочетании со словесными, демонстрация, наблюдение,
беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа, сравнение,
дифференцированный и индивидуальный подход, использование дидактических игр,
игровых приемов, занимательных приемов.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к
формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших
классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для
учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметнопрактической деятельности и действий с числами.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей
формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при
осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения
математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных
особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по
математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении
математическими знаниями, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими
потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в
развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями,
раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный. В этой связи предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с
помощью учителя с опорой на использование счётного материала, таблиц (сложения,
вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.) Минимальный
уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане данный предмет представлен в обязательной части, предметная
область «Математика»
класс
количество
часов в
неделю
количество
часов в год

1 класс
3

2 класс
4

3 класс
4

4 класс
4

итого
15

99

136

136

136

507

3

Личностные результаты
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки
на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

4

Предметные результаты

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
математике на конец обучения в младших классах (IV класс):
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100,
с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления
(на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на
печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при
измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий,
фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в
пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления
(на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических
действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1
и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на
печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при
измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
5

краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два
действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и
кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.

Содержание учебного предмета

Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина),
назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше,
меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий,
узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже,
выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте,
глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины,
толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый
длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий,
толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные,
одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового,
такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый
тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше,
меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества
предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое,
равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше,
меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения
объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению
друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко,
близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив,
между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний,
нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая
половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
6

Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на
следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление
чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки
сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица
массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год),
стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения
между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных
величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных
целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица
сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязь арифметических
действий. Нахождение
неизвестного компонента
арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение
значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного
сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые
арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение
предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу,
ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия
(кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные
линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия.
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и
вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.

7

Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№
Раздел/
п/
примерное
п
кол-во часов
1 Пропедевтика

2

Нумерация.

виды учебной деятельности
Поднимают руку. Проверяют правильность выполнения задания. Отвечают на
вопросы, рассуждают, слушают, высказывают предположения. Вслушиваются
в слова учителя и других детей, выполняют правила поведения на уроке.
Готовятся к ответу (припоминают ранее услышанное), тормозят желание без
разрешения учителя высказывать ответ. Отвечают на вопросы, высказывают
предположения, рассказывают, рассуждают. Слушают и понимают инструкцию
учителя. Задают вопросы. Учатся работать в паре. Делают простейшие
сравнения на наглядном материале, рисуют по шаблону. Лепят из пластилина.
Сравнивают местоположение предметов на картинках. Сопоставляют предметы,
рассуждают, сравнивают предметы по форме, учатся работать в паре.
Проверяют правильность выполнения задания. Сравнивают предметы по
тяжести. Рисуют по образцу. Анализируют рисунки, сравнивают объекты по
количеству, учатся рассуждать. Сравнивают жидкости в банках, рассматривают
и сравнивают картинки в учебнике. Делают простейшие обобщения по
изученному материалу. Сравнивают и рисуют изученные фигуры. Показывают
и рассказывают о знакомых предметах, их цвете, называют одним словом
предметы. «Нарисуй по шаблону», «Найди предметы в классе». Показывают
расположение предметов. Раскрашивают по инструкции. Беседуют по
иллюстрациям учебника. Рисуют геометрические фигуры определенной формы.
Рисуют по инструкции. Выполняют задания с помощью наглядности. Рисуют
геометрические фигуры по шаблону. Работают в тетради ручкой, карандашом,
обводят линии по шаблонам. Выводят понятия «круглые сутки». Выводят
понятия, раскрашивают елочки по инструкции, обводят рамки, рисуют круги по
инструкции. Работают с понятиями «раньше» «позже». Считают количество
предметов. Работают с крупой и водой.
Вслушиваются в слова учителя и других детей, выполняют правила поведения
на уроке, принимают роль «ученика», учатся самостоятельно выполнят задания.
Вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют
непонятное). Работают в группе, в парах. Обращаются за помощью,
формулируют свои затруднения (минимальный уровень).
Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Работают в парах, внося необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Делают работу над ошибками самостоятельно (достаточный), с помощью
учителя (минимальный). Находят и исправляют ошибки (достаточный), с
помощью учителя (минимальный). Учатся оценивать свою работу и работу
товарищей.
Достаточный уровень:
Знакомятся с числовым рядом 1—100, считают в прямом и обратном порядке;
присчитывают, отсчитывают по единице и равными числовыми группами в
пределах 100; откладывают любые числа в пределах 100 с использованием
счетного материала.
Минимальный уровень:
Знакомятся с числовым рядом от 1—100, считают в прямом порядке;
откладывают любые числа в пределах 100, с использованием счетного
материала.
8

3

Единицы
измерения и их
соотношения.

4

Арифметическ
ие действия.

Вслушиваются в слова учителя и других детей, выполняют правила поведения
на уроке, принимают роль «ученика», учатся самостоятельно выполнять
задания. Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию. Вступают в
диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное).
Работают в группе, парах. Обращаются за помощью, формулируют свои
затруднения (минимальный уровень). Сотрудничают.
Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Работают в парах, внося необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Делают работу над ошибками самостоятельно (достаточный), с помощью
учителя (минимальный). Находят и исправляют ошибки (достаточный), с
помощью учителя (минимальный). Учатся оценивать свою работу и работу
товарищей.
Достаточный уровень:
Знакомятся с единицами (мерами) измерения стоимости, длины, массы, времени
и их соотношения; различают числа, полученные при счете и измерении,
записывают числа, полученные при измерении двумя мерами (с полным
набором знаков в мелких мерах); знают порядок месяцев в году, номера месяцев
от начала года; пользуются календарем для установления порядка месяцев в
году; знают количество суток в месяцах; определяют время по часам тремя
способами с точностью до 1 мин.
Минимальный уровень:
Знакомятся с единицами измерения (мерами) стоимости, длины, массы, времени
и их соотношения; различают числа, полученные при счете и измерении,
записывают числа, полученные при измерении двумя мерами;
пользуются календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах; определяют время по часам (одним способом).
Вслушиваются в слова учителя и других детей, выполняют правила поведения
на уроке, принимают роль «ученика», учатся самостоятельно выполнять
задания. Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию.
Сотрудничают. Вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы,
уточняют непонятное). Работают в группе и паре. Обращаются за помощью,
формулируют свои затруднения (минимальный уровень).
Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Работают в парах, внося необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Делают работу над ошибками самостоятельно (достаточный), с помощью
учителя (минимальный). Находят и исправляют ошибки (достаточный), с
помощью учителя (минимальный). Учатся оценивать свою работу и работу
товарищей.
(Достаточный уровень)
Знакомятся с названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
Понимают смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения
и деления (на равные части и по содержанию); различают два вида деления на
уровне практических действий; знают способы чтения и записи каждого вида
деления; запоминают таблицу умножения всех однозначных чисел и числа 10;
правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимают связь таблиц умножения и деления, пользуются таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знают порядок действий в примерах в два арифметических действия;
знают и применяют переместительное свойство сложения и умножения;
выполняют устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100.
9

5

Арифметическ
ие задачи.

6

Геометрически
й материал

(Минимальный уровень) знакомятся с названиями компонентов сложения,
вычитания, умножения, деления; понимают смысл арифметических действий
сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части); запоминают
таблицу умножения однозначных чисел до 5; понимают связь таблиц
умножения и деления, пользуются таблицами умножения на печатной основе
для нахождения произведения и частного; знают порядок действий в примерах в
два арифметических действия; знают и применяют переместительное свойство
сложения и умножения; выполняют устные и письменные действия сложения и
вычитания чисел в пределах 100.
Вслушиваются в слова учителя и других детей, выполняют правила поведения
на уроке, принимают роль «ученика», учатся самостоятельно выполнять
задания. Составляют рассказ (достаточный уровень), с помощью учителя
(минимальный уровень). Работают в группе и паре. Обращаются за помощью,
формулируют свои затруднения (минимальный уровень).
Строят схему к математической записи и рассказу. Работают со схемами, их
расшифровкой. Наблюдают и объясняют, составляют и решают задачи
самостоятельно (достаточный). Решают и составляют задачи с помощью
учителя (минимальный). Делают работу над ошибками самостоятельно
(достаточный), с помощью учителя (минимальный).
Находят и исправляют ошибки (достаточный), с помощью учителя
(минимальный). Учатся оценивать свою работу и работу товарищей.
(достаточный уровень) решают, составляют, иллюстрируют все изученные
простые арифметические задачи; делают краткую запись, моделируют
содержание, решают составные арифметические задачи в два действия;
(минимальный уровень) решают составные арифметические задачи в два
действия (с помощью учителя); решают, составляют, иллюстрируют изученные
простые арифметические задачи. Выделяют основные части задачи: условие,
вопрос, решение, ответ (достаточный уровень), с помощью учителя и
наглядности (минимальный уровень). Читают условие задачи. Составляют и
решают задачи по рисункам с использованием данных слов (достаточный
уровень), с помощью учителя и наглядности (минимальный уровень).
Объясняют выбор арифметического действия для решений задачи
(достаточный), решение, составление задач с помощью учителя
(минимальный).
Вслушиваются в слова учителя и других детей, выполняют правила поведения
на уроке, принимают роль «ученика», учатся самостоятельно выполнять
задания. Слушают, отвечают на вопросы, рассуждают, беседуют по
иллюстрациям учебника. Рассматривают рисунок, высказывают
предположения, делают выводы. Сотрудничают. Организовывают свое рабочее
место под руководством учителя. Осуществляют контроль в форме сличения
своей работы с заданным эталоном. Работают в парах, внося необходимые
дополнения, исправления в свою работу.
Делают работу над ошибками самостоятельно (достаточный), с помощью
учителя (минимальный). Находят и исправляют ошибки (достаточный), с
помощью учителя (минимальный). Учатся оценивать свою работу и работу
товарищей.
(Достаточный уровень)
Знакомятся и различают замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычисляют длину ломаной; узнают, называют, вычерчивают, моделируют
взаимно расположенные две прямые и кривые линии, многоугольники,
окружности; находят точки пересечения; знают названия элементов
четырехугольников, вычерчивают прямоугольник (квадрат) с помощью
чертежного треугольника на нелинованной бумаге; чертят окружности разных
10

радиусов, различают окружность и круг.
(Минимальный уровень)
Знакомятся и различают замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычисляют длину ломаной; узнают, называют, моделируют взаимно
расположенные две прямые, кривые линии, фигуры; находят точки пересечения
без вычерчивания; знают названия элементов четырехугольников; чертят
прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной
бумаге (с помощью учителя); различают окружность и круг, вычерчивают
окружности разных радиусов.

Материально-техническое обеспечение
1. Учебник «Математика 1 и 2 части» 1 класс Т. В. Алышева, Москва «Просвещение» 2014 г
2. Учебник «Математика 1 и 2 части» 2 класс, Т. В. Алышева, Москва «Просвещение» 2015г
3. Учебник «Математика» 3 класс, В. В. Эк, Москва « Просвещение» 2005г.
4. Учебник «Математика» 4 класс Т. В. Алышева, Яковлева И.М., Москва «Просвещение»
2020 г
5. «Я иду на урок в начальную школу» книга для учителя, Москва «Первое сентября» 2002г
6. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», ООО издательство
«Школьная пресса».
7. «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ»
2007 г.
8. Журналы «Начальная школа», Москва, издание Министерства образования Российской
Федерации.
9. М. Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе», Москва
гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2001 год.
10. Плакаты и наглядные пособия к урокам.
11. Раздаточный материал.
12. Электронные формы учебников УМК «Перспективная начальная школа»
Интернет ресурсы:
planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...
http://www.solnet.ee/index.htmlе
journal.edusite.ru/p84aa1.html
http://mirdetok.tomsk.ru/
tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур
http://www.uroki.net/docnach.htm
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...
planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2..
nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс

1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Содержание учебного материала

Кол-во

Выявление знаний. Знакомство с учебником. Цвет, назначение
предметов
Круг.
Большой – маленький.
Одинаковые, равные по величине.
Слева – справа.
В середине, между.
Квадрат.
Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.
Длинный – короткий
Внутри – снаружи, в, рядом, около
Треугольник.
Широкий – узкий.
Далеко – близко, дальше – ближе, к, от.
Прямоугольник.
Высокий - низкий.
Глубокий – мелкий.
Впереди – сзади, перед, за.
Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за.
Толстый – тонкий.
Сутки: утро, день, вечер, ночь.
Рано – поздно.
Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.
Быстро – медленно.
Тяжелый – легкий.
Много – мало, несколько.
Один - много, ни одного.
Давно – недавно.
Молодой – старый.
Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное).
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.
Число и цифра 1.
Число и цифра 2. Состав числа 2. Знакомство со знаками «+» (плюс,
прибавить).
Знакомство со знаками «=» (равно, получится). Знакомство со знаком
«–« (минус, вычесть).
Различение количественных и порядковых чисел.
Знакомство с задачей. Введение понятия «задача, условие, вопрос,
решение, ответ».
Шар.
Число и цифра 3.
Сравнение чисел 1,2,3.
Решение примеров на сложение.
Использование переместительного закона сложения
Решение примеров на вычитание.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.

Решение задач, их составление.
Куб
Закрепление пройденного.
Число и цифра 4.
Решение примеров и задач.
Состав числа 4. Цифра 4. Счет до 4.
Цифры 1,2,3,4. Прямой, обратный счет до 4.
Сравнение чисел в пределах 4. Предыдущие и последующие числа.
Решение задач.
Брус.
Закрепление пройденного.
Состав числа 5. Цифра 5. Счет до 5.
Цифры 1,2,3,4,5.
Прямой, обратный счет до 5.
Сравнение чисел в пределах 5.
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
Точка. Линия
Овал.
Число и цифра 0.
Состав числа 6. Цифра 6. Счет до 6.
Число и цифра 6. Состав числа 6. Счет до 6.
Сравнение чисел от1 до 6.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение задач на сложение и вычитание.
Построение прямой линии через одну точку, две точки.
Число и цифра 7. Состав числа 7. Счет до 7.
Сравнение чисел от1 до 7.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка.
Сутки, неделя.
Отрезок.
Число и цифра 8. Состав числа 8.
Количественный и порядковый счет в пределах 8. Счет парами.
Сравнение чисел в пределах 8.
Решение примеров на сложение и вычитание.
Решение и составление задач.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.
Число и цифра 9. Состав числа 9.
Количественный и порядковый счет в пределах 9. Прямой и обратный
счет. Соседи числа.
Сравнение чисел в пределах 9.
Решение примеров и задач.
Мера длины – сантиметр.
Число и цифра 10. Состав числа 10. Введение понятия «десяток».
Сравнение чисел в пределах 10.
Составление, решение, запись примеров в пределах 10.
Мера стоимости.
Мера массы.
Мера емкости.
Число 11.
Число 12.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

Число 13.
Число 14.
Число 15.
Число 16.
Число 17.
Число 18.
Число 19.
Число 20.
Повторение пройденного за год.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
класс

2
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Содержание учебного материала
Первый десяток
Числовой ряд 1 – 10. Последовательность чисел в числовом ряду
Присчитывание и отсчитывание по 1.
Присчитывание и отсчитывание по 2.
Состав числа 5.
Решение арифметических задач.
Точка. Прямые, проходящие через точки.
Состав числа 6.
Состав числа 7.
Решение арифметических задач.
Состав числа 8.
Контрольная работа по теме: "Первый десяток".
Работа над ошибками по теме: "Первый десяток".
Состав числа 9.
Состав числа 10.
Числовые выражения в два действия.
Действия с нулём.
Понятия « больше», «меньше», «равно». Знаки «<», «>» «=».
Сравнение чисел.
Сравнение чисел. Самостоятельная работа.
Решение примеров в два действия.
Построение отрезков, сравнение по длине.
Второй десяток
Нумерация. Десятичный состав чисел 11, 12, 13.
Получение чисел путём прибавления (вычитания) единицы.
Сравнение чисел в пределах 13.
Десятичный состав чисел 14, 15, 16.
Получение чисел путём прибавления (вычитания) единицы.
Сложение и вычитание в пределах 16 без перехода через разряд.
Контрольная работа по теме: «Второй десяток. Нумерация».
Работа над ошибками по теме: «Второй десяток. Нумерация».
Решение арифметических задач.
Десятичный состав чисел 17, 18, 19.
Сравнение чисел в пределах 19.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд
Понятие «однозначное число», двузначное число»

Кол-во
(21ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
(115ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

Мера длины – дециметр.
Сравнение мер длины. Построение отрезков.
Увеличение чисел на 2, 3, 4.
Увеличение чисел на 5, 6, 7.
Составление и решение задач.
Уменьшение чисел на 1,2
Уменьшение чисел на 1,2, 3
Уменьшение чисел на 4, 5,6 единиц.
Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц.
Решение примеров с пропущенными числами
Меры длины – см и дм. Построение отрезков заданной длины.
Решение примеров с двумя действиями.
Увеличение и уменьшение чисел. Проверочная работа.
Луч. Построение луча. Сравнение луча и прямой.
Сложение и вычитание без перехода через десяток. Компоненты
сложения
Переместительно свойство сложения
Действия с мерами длины.
Вычитание однозначного числа из двузначного. Компоненты
вычитания
Нахождение разности чисел в числовых выражениях.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Получение суммы 20, вычитание из 20.
Решение примеров с пропущенным числом.
Сравнение предметов и чисел, мер длины
Вычитание двузначного числа из двузначного.
Контрольный урок по теме «Второй десяток.
Работа над ошибками по теме «Второй десяток»
Решение арифметических задач.
Вычитание однозначных и двузначных чисел из двузначного числа.
Сложение чисел с числом 0.
Сложение и вычитание без перехода через десяток.
Угол. Построение угла.
Меры стоимости: рубль (р.), копейка (коп)
Действия сложения и вычитания с мерами стоимости.
Меры длины. Сравнения мер длины (см, дм)
Действия сложения и вычитания с мерами длины.
Мера массы - кг
Действия сложения и вычитания с мерами массы
Решение задач с мерой массы кг.
Мера ёмкости – литр (л)
Арифметические действия с мерами, полученными при измерении.
Меры времени – сутки (сут.), неделя (нед.)
Дни недели. Сравнение мер времени.
Арифметические действия с мерами времени.
Определение времени по часам.
Сложение и вычитание без перехода через десяток.
Решение задач. Краткая запись условия задачи
Составление и решение арифметических задач.
Сравнение мер длины
Увеличение числа на несколько единиц

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.

Уменьшение чисел на несколько единиц
Составление и решение арифметических задач. Проверочная работа
Виды углов. Получение прямого угла.
Построение прямого угла с помощью угольника
Составление краткой записи условия задачи.
Решение составных задач в два действия.
Решение арифметических задач.
Действия с именованными числами
Сложение с переходом через десяток. Прибавление чисел 2, 3, 4
Решение арифметических задач.
Прибавление числа 5
Решение арифметических задач.
Сложение с переходом через разряд.
Прибавление числа 6.
Контрольный урок по теме
«Второй десяток»
Работа над ошибками по
теме «Второй десяток»
Решение примеров с
переходом через разряд.
Прибавление числа 7.
Прибавление числа 8
Действие сложения с переходом через разряд
Прибавление числа 9.
Сложение однозначных чисел с переходом через разряд.
Таблица сложения
Решение арифметических задач
Состав числа 11.
Состав числа 12, 13.
Состав числа 14.
Состав числа 15, 16, 17, 18
Четырёхугольники. Построение квадрата по точкам.
Прямоугольник. Построение
прямоугольника по точкам.
Вычитание чисел 2, 3,4.
Вычитание числа 5
Вычитание с переходом через разряд.
Вычитание числа 6.
Вычитание числа 7.
Вычитание с переходом через разряд.
Составление и решение арифметических задач
Вычитание числа 8.
Контрольная работа по теме «Второй десяток»
Работа над ошибками по теме: «Второй десяток»
Вычитание с переходом через разряд.
Вычитание числа 9.
Вычитание с переходом через разряд
Решение арифметических задач.
Вычитание с переходом через разряд.
Треугольник. Построение треугольника по точкам
Сложение и вычитание с переходом через десяток

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

131.
132.
133.
134.
135.
136.

Сложение и вычитание с переходом через десяток
Решение арифметических задач.
Меры времени. Определение времени по часам.
Деление на две равные части.
Повторение. Числовой ряд 10 - 20
Сложение и вычитание с переходом через разряд.

1
1
1
1
1
1

класс

3
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Содержание учебного материала
Повторение нумерации в пределах 20.
Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц.
Разложение чисел на разрядные слагаемые.
Сложение и вычитание разрядных слагаемых.
Ноль – как компонент сложения и вычитания.
Сложение и вычитание двузначных чисел с однозначным.
Вычитание двузначного числа из двузначного.
Меры длины (см, дм).
Действия с мерами длины.
Геометрический материал. Углы.
Решение составных примеров и задач.
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пр. 20
без перехода через разряд»
Работа над ошибками.
Разложение чисел на 2 слагаемых (подготовка к сложению через
разряд).
Прибавление числа 9.
Прибавление числа 8.
Прибавление числа 7.
Прибавление числа 6.
Прибавление числа 5.
Прибавление числа 4.
Прибавление числа 3.
Прибавление числа 2.
Составление таблицы сложения с переходом через разряд.
Решение задач в два действия.
Закрепление сложения чисел с переходом через разряд.
Вычитание разрядных единиц.
Вычитание числа 9.
Вычитание числа 8.
Вычитание числа 7.
Вычитание числа 6.
Вычитание числа 5,4
Вычитание числа 3,2
Закрепление вычитания с переходом через разряд.
Контрольная работа
Работа над ошибками
Повторение пройденного
Геометрический материал. Многоугольники.

Кол-во
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

Вершины, стороны, углы многоугольника.
Упражнение в построении многоугольников.
Счёт равными числовыми группами.
Умножение как сложение одинаковых слагаемых.
Умножение числа 2.Название компонентов умножения.
Деление на 2 равные части. Название компонентов деления.
Умножение числа 3.
Деление на 3 равные части.
Умножение числа 4.
Деление на 4 равные части.
Умножение числа 5.
Деление на 5 равных частей.
Умножение на 6.
Деление на 6 равных частей.
Закрепление табличного умножения и деления.
Проверочная работа по теме «Умножение и деление в пределах 20»
Работа над ошибками.
Название и запись чисел до 100. 100 – новая счётная единица.
Сложение и вычитание круглых десятков.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Десятичный состав чисел.
Сравнение чисел.
Прибавление единицы и 1 десятка к двузначным числам.
Упражнение в прибавлении единицы и 1 десятка к двузначным
числам.
Вычитание единицы и 1 десятка из двузначного числа.
Упражнение в вычитании единицы и 1 десятка из двузначного числа.
Единицы длины (метр). Соотношение между единицами длины (1м –
100 см; 1 м – 10 дм).
Сложение и вычитание круглых десятков.
Действия со скобками.
Сложение разрядных единиц.
Вычитание разрядных единиц.
Решение задач.
Сложение и вычитание нескольких единиц из двузначного числа.
Сложение двузначного числа с круглыми десятками.
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание разрядных
единиц»
Работа над ошибками.
Повторение изученного материала.
Вычитание из двузначного числа круглых десятков.
Сложение двузначного числа с двузначным числами.
Вычитание двузначного числа из двузначного.
Закрепление сложения и вычитания чисел изученных видов.
Решение составных задач.
Проверочная работа по теме «Сложение двузначного числа с
двузначным»
Сложение двузначного числа с однозначным, когда образуется новый
десяток.
Сложение двузначного числа с двузначным, когда образуется

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.

круглый десяток.
Вычитание из круглых десятков однозначного числа.
Вычитание из круглых десятков двузначного числа.
Вычитание из круглых сотен (100-5).
Вычитание из круглых сотен (100-25).
Закрепление сложения и вычитания изученных видов.
Меры стоимости: рубли.
Меры стоимости: копейки.
Решение задач с мерами стоимости.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Числа, полученные при счёте.
Меры времени: час.
Меры времени: минута.
Решение задач с мерами времени.
Определение времени по часам.
Изучение календаря.
Меры времени: сутки. год.
Меры времени:
Решение задач с мерами времени.
Закрепление мер стоимости и времени в игре.
Деление на равные части.
Деление по содержанию.
Сопоставление двух видов деления.
Упражнение в делении на равные части и по содержанию.
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками.
Понятие о действиях I и II ступени.
Решение примеров со скобками.
Решение составных задач.
Закрепление изученного материала.
Проверочная работа по теме «Деление по содержанию»
Работа над ошибками.
Геометрический материал. Взаимное положение линий на плоскости.
Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.
Понятие об увеличении чисел в несколько раз.
Сопоставление уменьшения на несколько единиц и в несколько раз.
Упражнение в увеличении чисел на и в несколько раз.
Понятие об уменьшении в несколько раз.
Сопоставление уменьшения на несколько единиц и в несколько раз.
Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.
Закрепление пройденного материала.
Действия I и II степени.
Составление и решение задач на увеличение чисел на неск-ко единиц
и в неск-ко раз.
Составление и решение задач на уменьшение чисел на неск-ко
единиц и в неск-ко раз.
Повторение нумерации в пределах 100.

127129.
130132.
133- Повторение сложения и вычитания в пр.100.
134.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
2
19

135. Умножение и деление – действия II ступени.
136. Контрольная работа за год.

1
1

класс

4

№
Содержание программного материала.
Кол-во
п/п
часов
1. Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд
(повторение). (5ч)
Устная нумерация в пределах 100. Письменная нумерация в
1
1
пределах 100.
2

Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы).

1

3

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд.

1

4

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

1

5

Меры стоимости: рубль, копейка.
Соотношение 1р.= 100к.

1

6

2. Меры длины: метр, сантиметр, дециметр (повторение). (2ч)
Меры длины: м, дм, см.
Построение отрезков.

1

7

Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд.

1

8

3. Миллиметр. (2ч).
Миллиметр - мера длины.
Соотношение:1см = 10мм

1

9

Проверка сложения вычитанием. Углы.

1

10

4. Умножение и деление (повторение). (4ч).
Умножение 2-х и деление на 2. Взаимосвязь деления и умножения.

1

11
12

Умножение чисел 3, 4, 5 и деление на 3, 4, 5.

2

13

Порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах.

1

14

1516

5. Меры массы: килограмм, центнер. (9ч).
Меры массы: кг, ц.
Соотношение между единицами массы 1ц= 100 кг
Решение задач с мерами массы.
Сложение в пределах 100 без перехода через разряд.
(24+6, 24+16)

1

2

20

17

Вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
(40-12, 30-12, 100-4)

1

18

Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Углы.

1

19

Увеличение и уменьшения числа на несколько единиц.
Окружность.

1

20

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

21

Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание в пределах
100 без перехода через разряд».

1

22

Работа над ошибками. Составные задачи, решаемые двумя
арифметическими действиями.

1

6. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. (12ч).
Сложение с переходом через разряд в пределах 100
1
23
Сложение с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 5.
24

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.
Вычисление стоимости.

1

25

Классификация углов. Многоугольник.
Присчитывание и отсчитывание по 6.

1

26

Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

1

27

6.2 Вычитание с переходом через разряд
Вычитание с переходом через разряд.

1

28

Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

1

29

Составление и решение составных задач по краткой записи.
Присчитывание и отсчитывание по 4

1

30

Прямоугольник. Построение прямоугольника. Присчитывание и
отсчитывание по 7.

1

31

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание в пределах 100
с переходом через разряд».

1

32

Работа над ошибками. Связь действий сложения и вычитания.

1

33

Уменьшение числа на несколько единиц. Присчитывание и
отсчитывание по 8.

1

34

Увеличение числа на несколько единиц. Присчитывание и
отсчитывание по 9.

1

7. Умножение и деление. (8ч)
21

35

Умножение и деление числа 2.
Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2.

1

36

Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3.

1

37

Порядок действий в примерах без скобок. Построение квадрата и
прямоугольника.

1

38

1

39

Деление на 3 равные части.
Таблица деления на 3.
Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3.

40

Решение задач деления на 3 равные части и по3.

1

41

Умножение числа 4.
Таблица умножения числа 4.
Переместительное свойство умножения.

1

42

43

8. Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.
Ломаные линии. (5ч)
Прямая, кривая, ломаная, луч.
Ломаные линии.

1

1

1

44

Деление на 4 равные части.
Таблица деления на 4.

1

45

Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4.

1

46

Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со
скобками.

1

47

Решение задач деления на 4 равные части и по 4.

1

48

9. Замкнутая незамкнутая кривые. Окружность. Дуга. (9ч)
Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга.

1

49

Контрольная работа № 3 «Умножение и деление на 2, 3, 4».

1

50

Работа над ошибками.
Решение задач на умножение и деление на 2,3,4.

1

51

Умножение числа 5.
Таблица умножения числа.

1

52

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

53

Составление и решение задач на зависимость между величинами:
ценой, количеством, стоимостью.

1

22

54

Деление на 5 равных частей.
Таблица деления на 5.

1

55

Решение задач деления на 5 равных частей и по 5.

1

56

Взаимосвязь умножения числа 5 и деления на 5.

1

10. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. (2ч)
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач.

2

57-58

11. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. (8ч)
Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Граница многоугольника.

2

61

Умножение числа 6.
Таблица умножения числа 6.

1

62
63

Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6.
Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6.

1
1

64

Контрольная работа № 4 «Умножение и деление на 5, 6».

1

65

Работа над ошибками. Решение простых задач на увеличение и
уменьшение числа в несколько раз.

1

66

Сравнение простых задач на увеличение и уменьшение числа в
несколько раз с простыми задачами на увеличение и уменьшение
на несколько единиц.
12. Длина ломаной линии. (1ч)
Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение
отрезка, равного длине ломаной.

1

59-60

67

68
69
70

13. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. (7ч)
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление
цены Ц = С : К
Умножение числа 7.
Таблица умножения числа 7.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

1
1
1
1

72

Сравнение выражений.
Построение многоугольника и вычисление длины ломаной
многоугольника (повторение).
Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7.

73

Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7.

1

74

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

71

1

23

75

14. Прямая линия. Отрезок. (3ч)
Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм.

1

76

Контрольная работа № 5 « Умножение и деление на 7».

1

77

Работа над ошибками. Решение примеров с неизвестными
компонентами.

1

78

15. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. (10ч)
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление
количества. К = С : Ц

1

79

Умножение числа 8.
Таблица умножения числа 8.

1

80

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

81

Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок.

1

82

Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8.

1

83
84

Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8.
Умножение числа 9.
Таблица умножения числа 9.

1
1

85

Сравнение выражений. Решение составных задач.

1

86

Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9.

1

87

Порядок действий в примерах без скобок. Решение составных
задач.

1

88

16. Взаимное положение прямых, отрезков. (5ч)
Взаимное положение на плоскости прямых, отрезков.

1

89

Контрольная работа № 6 «Умножение и деление на 8, 9».

1

90

1

91

Работа над ошибками. Увеличение и уменьшение длины заданных
отрезков на несколько единиц.
Умножение единицы и на единицу.

92

Деление на единицу.

1

93

17. Взаимное положение окружности, прямой, отрезка. (6ч)
Взаимное положение прямой, окружности, отрезка.

1

94

Умножение нуля и на нуль.

1

95

Деление нуля.

1

1

24

96

Составление и решение задач на нахождение цены, количества,
стоимости.

1

97

Составление и решение примеров на нахождение разности.

1

98

Составление и решение примеров на нахождение суммы.

1

99

18. Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. (7ч)
Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

1

100

Умножение числа 10 и на 10.

1

101

Деление чисел на 10.

1

102

Контрольная работа № 7 «Взаимное положение на плоскости
геометрических фигур».

1

103

Работа над ошибками. Порядок действий в примерах без скобок.

1

104
105

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Решение примеров с именованными числами.

1
1

19. Меры времени. (1ч)
1
106 Определение времени по часам с точностью до 1 минуты.
Решение задач с мерами времени.
20. Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. (4ч)
1
107 Числа, полученные при измерении стоимости (рубль, копейка).
108

Числа, полученные при измерении длины (м, дм, см, мм).

1

109

Выполнение действий с числами, полученными при измерении
длины

1

110

Решение задач с мерами длины.
Построение отрезков заданной длины.
21. Секунда – мера времени. (2ч)
Мера времени секунда.
1 мин = 60 с. Выполнение действий с числами, полученными при
измерении времени.

1

Выполнение действий с числами, полученными при измерении
времени.

1

111

112

113
114
115

22. Взаимное положение геометрических фигур. (5ч)
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур.
Составление и решение составных задач по краткой записи.
Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со
скобками.

1

1
1
1

25

116

Контрольная работа № 8 «Числа, полученные при измерении
стоимости, длины, времени».

1

117

1

118

Работа над ошибками.
Составные задачи, решаемые двумя арифмет. действиями.
23. Все действия в пределах 100. (6ч)
Сложение чисел в пределах 100.

119

Вычитание чисел в пределах 100.

1

120

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

1

121

Умножение и деление.

1

122

Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.

1

123

Составление и решение примеров на нахождение суммы и остатка.

1

124

24. Деление с остатком. (3ч)
Деление с остатком.
Проверка деления с остатком умножением и сложением.

1

125126

Решение примеров и задач, содержащих действия деления с
остатком.

2

127

25. Треугольники. (2ч)
Треугольник. Построение треугольника. Названия сторон
треугольника.

1

128

Действия с числами, полученными при измерении длины,
стоимости, времени.

1

129

26. Определение времени по часам. (4ч)
Определение времени по часам с точностью до 1 мин разными
способами. Решение задач с мерами времени.

1

130

Четные и нечетные числа.

1

131

Решение составных задач, требующих выполнения 2-3
арифметических действий.

1

132

Порядок выполнения действий I и II ступени в примерах без скобок
и со скобками.

1

133

27. Четырёхугольники. (4ч)
Прямоугольник и квадрат. Построение прямоугольника и квадрата с
помощью чертежного угольника.

1

134

Контрольная работа № 9 «Все действия в пределах 100».

1

1

26

135

Работа над ошибками. Равенство боковых сторон, верхних и нижних
оснований прямоугольника (квадрата).

1

136

28. Повторение пройденного за год. (1ч)
Повторение. Составление и решение примеров на увеличение,
уменьшение на несколько единиц и увеличение, уменьшение в
несколько раз.

1

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».