Чтение (Литературное чтение), 1-4 кл

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного
общего образования ( ФГОС НОО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
« Чтение»
1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» на первом этапе
обучения (1-4 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для первого этапа обучения
(1-4 классы) разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1).
Чтение является важным учебным предметом русского языка. Его
направленность на социализацию личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), на коррекцию и развитие речемыслительных
способностей, на формирование эмоционального отношения к действительности и
нравственных позиций поведения является необходимым условием формирования у
обучающихся жизненных компетенций. Основная цель обучения чтению детей с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно
связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к
жизни в современном обществе.
Задачами уроков чтения на первом этапе обучения в 1 – 4 классах являются:
 Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций.
 Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов.
 Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Общая характеристика учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» на
первом этапе обучения (1-4 классы)
Основными критериями отбора материала по чтению в соответствии с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его доступность и
практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении
объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи
изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности
к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих
возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа
обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим
коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и
речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и
букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению
грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время

букварных занятий. В это время у обучающихся с нарушением интеллекта
формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и
синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для
успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в
добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому,
кроме
образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в
адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В
добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке
реализуется несколько направлений коррекционной работы,
предлагаются
упражнения, направленные на подготовку обучающихся к овладению навыком чтения
и письма.
В букварный период на уроках у школьников с умственной отсталостью
формируются первоначальные навыки чтения. Формирование первоначальных
навыков чтения проходит параллельно с формированием у них речевого слуха,
коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков
сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки.
Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.
Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они
учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение
адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них
развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать
взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитикосинтетического метода, в который внесен ряд изменений. Наряду с аналитикосинтетическим методом обучения грамоте частично используется слоговой метод
обучения. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые
структуры, слова, предложения, короткие тексты. Обучение чтению в букварный
период условно делится на три этапа. Порядок изучения звуков, букв и слоговых
структур является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к.
учитывает особенности их мыслительной деятельности. Усвоение звука
предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение,
различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков.
Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы,
изучение состава буквы (элементы и их расположение), сравнение с другими, ранее
изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука с образом буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги
(ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и слоги со
стечением согласных. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для
чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или
двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот
период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря
первоклассников, закладывается база для развертывания устной речи. В процессе
чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым
работают обучающиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом,
предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Обучающиеся учатся воспринимать
букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.

Для чтения во 2-4 классах подбираются доступные для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) произведения устного
народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные
пониманию деловые и научно – популярные статьи. В основе расположения
произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом
последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе
тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного
материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений,
для регулярного повторения ранее усвоенных тем.
Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода. Задачи
этого этапа: закреплять навыки плавного, послогового чтения ранее усвоенных
слоговых структур, учить читать новые слоговые структуры в словах,
совершенствовать звуко – буквенный анализ отдельных слов, продолжать работу над
дикцией и выразительностью речи.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на
каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка
правильного чтения, которым обучающиеся с нарушением интеллекта овладевают с
большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет
понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на
более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд
этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом).
Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора
специальных методов и приёмов обучения. Работа над выразительностью чтения
начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Работа
над выразительностью чтения начинается с середины 3 класса, когда обучающиеся
переходят на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа
произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте,
смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе
анализа произведения важно не нарушать напосредственного переживания детей за
судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт
выразительного чтения учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать
психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к
классу возрастает уровень требований к самостоятельности обучающихся в
произведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих
поступков, в выделении непонятных слов. обучающиеся овладевают умением
правильно и последовательно пересказывать содержание несложного произведения,
учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта.
Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам
обучающихся и целенаправленными вопросами учителя.
Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения,
анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум
уровням: достаточному и минимальному, исходя из возможностей обучающихся и
динамики их продвижения.

Место учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» на первом этапе
обучения (1-4 классы) в учебном плане
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» входит в предметную
область «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). По примерному годовому учебному плану на учебный предмет
«Чтение (Литературное чтение)» отведено 3 часа в неделю. Место учебного предмета
«Чтение (Литературное чтение)» в учебном плане для первого этапа обучения (1-4
классы) в соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено в
следующей таблице:
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Количество учебных
недель
33 учебные недели
34 учебные недели
34 учебные недели
34 учебные недели

Количество часов в
неделю
3 часа
4 часа
4 часа
4 часа

Количество часов за
год
99 часа
136 часов
136 часов
136 часов
Всего: 507 часов

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета « Чтение
(Литературное чтение) » на первом этапе обучения (1-4 классы)
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре
планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
— введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают
типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного
развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению
учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)». Однако, ввиду индивидуальных
особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые
личностные результаты, следует рассматривать как возможные личностные
результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета « Чтение (Литературное
чтение) » на конец первого этапа обучения (1-4 классы):
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение (Литературное
чтение)» на первом этапе обучения (1-4 классы):
Планируемые
предметные
результаты
предусматривают
овладение
обучающимися знаниями и умениями по предмету «Чтение (Литературное чтение)» и
представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая
практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается
в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися
не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы.
Планируемые предметные результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода 1 класса
-Понимать и рассказывать, кто такой -Знать правила поведения обучающихся в
ученик,
чем
он
отличается
от школе;
дошкольника;
-знать правила обращения с учебной
-знать правила поведения учащихся в книгой «Букварь»;
школе;
-знать основные цвета;
-понимать и выполнять правила посадки -различать
звуки
окружающей
за партой;
действительности;
-знать правила обращения с учебной -находить лишний предмет по цвету,
книгой «Букварь»;
форме, величине;
-знать основные цвета, называть их и -иметь практические представления о
правильно использовать;
таких понятиях как предложение, слово;

-различать
звуки
окружающей -выделять звуки А, У, О в начале слов, с
действительности,
называть
их, опорой на иллюстрацию и схему;
соотносить с предметами;
-составлять предложения с опорой на
-исключать лишний предмет по цвету, иллюстративный материал и вопросы
форме, величине;
учителя.
-иметь практические представления о
таких понятиях как предложение, слово,
часть слова (слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов)
на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с
опорой на схему;
-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале
слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на
иллюстративный материал и вопросы
учителя.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте 1
класса
-Различать звуки на слух и в собственном Различать звуки на слух и в собственном
произношении;
произношении, знать буквы;
-знать буквы, различать звуки и буквы;
-знать и различать буквы;
-читать по слогам отдельные слова,
-различать гласные и согласные звуки;
-определять звуки в начале и в конце соотносить
их
с
предметными
слова;
картинками;
-слушать небольшую сказку, рассказ и с
-определять количество слогов в слове;
-определять
количество
слов
в помощью учителя отвечать на вопросы по
предложении;
содержанию, опираясь на наглядные
-читать по слогам слова, предложения и средства.
короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного и по иллюстрациям к
тексту.
Планируемые предметные результаты на конец 2 класса
-Слушать
небольшую
сказку, -Слушать небольшие по объёму тексты и
стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы с помощью учителя
-соотносить
прочитанный
текст
с или опорой на картинку;
-читать по слогам короткие тексты;
иллюстрацией;
прочитанный
текст
с
-читать плавно по слогам короткие тексты -соотносить
с переходом на чтение целым словом иллюстрацией;
наизусть
2-3
небольших
двусложных слов, простых по семантике и -читать
стихотворения.
структуре;
-пересказывать по вопросам, картинносимволическому плану, серии картинок
прочитанный или прослушанный текст;
-выразительно читать наизусть 3-5
коротких
стихотворений
перед

обучающимися класса.
Планируемые предметные результаты на конец 3 класса
-Слушать чтение произведения учителем, -Слушать чтение произведения учителем,
отвечать на вопросы по содержанию;
отвечать на вопросы информационного
-читать текст вслух целыми словами (по плана;
слогам трудные по семантике и структуре -правильно читать текст вслух по слогам с
слова);
постепенным переходом на чтение целым
-активно
участвовать
в
анализе словом часто встречающихся двусложных
произведения;
слов;
-пересказывать содержание рассказа по -соотносить
иллюстрацию
с
частям близко к тексту с опорой на определённым отрывком текста;
картинный план;
-пересказывать содержание части текста
-высказывать своё отношение к поступку по вопросам учителя или по картинногероя, событию после проведённого символическому плану к каждому
анализа произведения;
предложению;
-выразительно читать наизусть 5-7 -выразительно читать наизусть 3-4
стихотворений.
небольших стихотворения.
Планируемые предметные результаты на конец 4 класса
- Читать текст после предварительного
- Осознанно и правильно читать текст
анализа вслух целыми словами (сложные вслух по слогам и целыми словами;
по семантике и структуре слова ― по
- пересказывать содержание прочитанного
слогам) с соблюдением пауз, с
текста по вопросам;
соответствующим тоном голоса и темпом - участвовать в коллективной работе по
речи;
оценке поступков героев и событий;
- отвечать на вопросы учителя по
- выразительно читать наизусть 5-7
прочитанному тексту;
коротких стихотворений перед
- определять основную мысль текста
обучающимися класса.
после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание
учителя;
- выделять главных действующих героев,
давать элементарную оценку их
поступкам;
- читать диалоги по ролям с
использованием некоторых средств
устной выразительности (после
предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой
на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительно читать наизусть 7-8
стихотворений перед обучающимися
класса.
Содержание учебного предмета «Чтение» на первом этапе обучения (1-4 классы)
Класс

Освоение учебного

Содержание

1 класс

предмета
Подготовка к усвоению
Развитие
слухового
внимания,
первоначальных
фонематического слуха. Элементарный звуковой
навыков чтения
анализ. Совершенствование произносительной
стороны речи. Формирование первоначальных
«речеведческих»
понятий:
«слово»,
«предложение», часть слова − «слог» (без
называния термина), «звуки гласные и
согласные». Деление слов на части. Выделение
на слух некоторых звуков. Определение
наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Понимание обращенной речи. Выполнение
несложных словесных инструкций. Расширение
арсенала языковых средств, необходимых для
вербального
общения.
Формирование
элементарных
коммуникативных
навыков
диалогической речи: ответы на вопросы
собеседника на темы, близкие личному опыту, на
основе предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей действительностью
и т.д.
Формирование
Звуки речи. Выделение звуки на фоне
элементарных навыков полного слова. Отчетливое произнесение.
чтения
Определение места звука в слове. Определение
последовательности звуков в несложных по
структуре словах. Сравнение на слух слов,
различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух
и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и
различение звука и буквы. Звукобуквенный
анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной
структуры (состоящих из одной гласной,
закрытых и открытых двухбуквенных слогов,
закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и
мягкими согласными, со стечениями согласных в
начале или в конце слова). Составление и чтение
слов из усвоенных слоговых структур.
Формирование
навыков
правильного,
осознанного и выразительного чтения на
материале предложений и небольших текстов
(после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений,
загадок, чистоговорок.
Использование
усвоенных
языковых
средств (слов, словосочетаний и конструкций

2-4
классы

предложений) для выражения просьбы и
собственного намерения (после проведения
подготовительной работы); ответов на вопросы
педагога и товарищей класса. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных
небольших по объему текстов с опорой на
вопросы учителя и иллюстративный материал.
Составление двух-трех предложений с опорой на
серию сюжетных картин, организованные
наблюдения, практические действия и т.д.
Содержание
чтения
Произведения
устного
народного
(круг чтения)
творчества (пословица, скороговорка, загадка,
потешка, закличка, песня, сказка, былина).
Небольшие рассказы и стихотворения русских и
зарубежных писателей о природе родного края, о
жизни детей и взрослых, о труде, о народных
праздниках, о нравственных и этических нормах
поведения. Статьи занимательного характера об
интересном и необычном в окружающем мире, о
культуре поведения, об искусстве, историческом
прошлом и пр.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни,
Жанровое
пословицы, поговорки, загадки, считалки,
разнообразие
потешки.
Примерная
тематика
Произведения о Родине, родной природе, об
произведений
отношении человека к природе, к животным,
труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; произведении о добре и зле.
Навык чтения
Осознанное, правильное плавное чтение с
переходом на чтение целыми словами вслух и
про себя. Формирование умения самоконтроля и
самооценки.
Формирование
навыков
выразительного чтения (соблюдение пауз на
знаках препинания, выбор соответствующего
тона голоса, чтение по ролям и драматизация
разобранных диалогов).
Работа с текстом
Понимание
слов
и
выражений,
употребляемых в тексте. Различение простейших
случаев многозначности и сравнений. Деление
текста на части, составление простейшего плана
и определение основной мысли произведения
под руководством учителя. Составление
картинного плана. Пересказ текста или части
текста по плану и опорным словам.

Тематическое планирование учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)»
на первом этапе обучения (1-4 классы)
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Коли
честв
о
часов
3

3

6

2

3

Темы

Виды деятельности

1 класс
Развитие слухового
Добукварный период
Различение звуков окружающей действительности,
внимания,
фонематического слуха, узнавание их, определение источника звука.
Имитация голосов животных, узнавание животного
звукового анализа
по его голосу. Дифференциация неречевых звуков.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми
звуками.
Слово
Фиксация
слова
условно-графическим
изображением. «Чтение» зафиксированных слов.
Соотнесение их с конкретными предметами.
Называние окружающих предметов, предметов,
изображенных на картинке, «запись» слов условнографической схемой. Дифференциация сходных по
звучанию слов. Выделение слова из ряда
предложенных на слух. Фиксация каждого слова
картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение
Практическое знакомство с предложением на основе
Текст
демонстрации действия. Фиксация предложения
условно-графическим
изображением.
«Чтение»
предложения.
Составление
предложений
по
картинке. Запись предложений условно-графической
схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление
предложений на слова. Фиксация предложений в
условно-графической
схеме
с
последующим
выделением каждого слова. Дифференциация
сходных по звучанию предложений с выбором
соответствующей картинки.
Слог (часть слова)
Деление двусложных слов на слоги. Фиксация части
слова условно-графическим изображением. «Чтение»
слов по слогам. Соотнесение прочитанного слова с
картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов.
Звук
Артикуляционная
гимнастика
с
игровыми
заданиями. Дыхательные упражнения в игре.
Отработка звукопроизношения. Дифференциация
оппозиционных
звуков.
Выделение
повторяющегося звука в чистоговорках. Выделение
звуков в начале слова. Обозначение звука условным
значком. Подбор слов, начинающихся с заданного

24

1-й этап
Изучение звуков и
букв: Аа, Уу, Мм, Оо,
Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв,
Ии.

44

2-й этап
Изучение звуков и

звука, с опорой на натуральные предметы или
картинки. Различение и называние шести основных
цветов. Классификация предметов по цвету.
Выкладывание ряда цветных полосок. Различение
коротких и длинных полосок. Составление из
цветных полосок изображений знакомых предметов.
Выкладывание из цветных полосок буквенных
знаков. Знакомство с геометрическими фигурами.
Составление комбинаций из разных фигур разного
цвета. Составление из геометрических фигур
изображений знакомых предметов. Практическое
усвоение пространственного расположения фигур.
Разложение
предмета,
составленного
из
геометрических фигур, на части. Показ и название
предметов, их изображений последовательно слева
направо. Узнавание предмета по его части.
Составление предмета из частей в сопровождении
речи. Складывание и раскладывание матрешки.
Выкладывание из кубиков картинки по образцу.
Составление картинки из пазлов. Исключение
лишнего предмета по цвету, форме или величине.
Разучивание коротких стихотворных текстов.
Букварный период
Правильное произнесение изучаемых звуков.
Определение места звука в словах. Выделение
первого звука в начале слова. Подбор слов,
начинающихся с изучаемого звука, с опорой на
картинки или задание учителя. Соотнесение звука и
буквы. Практическое различение гласных и
согласных звуков. Наблюдение в зеркале за
наличием или отсутствием преграды. Обозначение
гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов. Сравнение закрытых и
открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Запоминание слогов. Дифференциация сходных
звуков изолированно и в слогах. Чтение по слогам
слов из двух усвоенных слогов. Повторение их
целым словом. Соотнесение прочитанного слова с
предметом или с картинкой. Составление и чтение
слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной
картинки. Чтение предложений из 3 слов, с
последующим
их
устным
воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких
стихотворений с голоса учителя.
Повторение пройденных звуков и букв. Правильное
и четкое произнесение звуков. Характеристика звука.

букв: Шш, Пп, Тт, Кк,
Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд,
Гг, ь.

47

19

Выделение начального звука в слове. Соотнесение
звука с буквой. Определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в
слогах, словах. Дифференциация слогов с мягкими и
твердыми согласными. Образование и чтение
открытых и закрытых двубуквенных слогов с
твердыми
и
мягкими
согласными,
трехчетырехбуквенных
слогов.
Чтение
слоговых
структур по подобию. Целостное запоминание
слогов. Составление и чтение слов из усвоенных
слоговых структур. Четкое проговаривание каждого
слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и
много предметов, большой и маленький предмет.
Соотнесение слова с иллюстративным материалом.
Работа со звукобуквенной схемой. Обозначение букв
красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение
предложений
с
последующим
воспроизведением
прочитанного.
Имитация
интонации учителя при устном повторении
предложения учеником. Чтение небольших текстов.
Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию
учителя. Соотнесение содержания текста с
содержанием сюжетной картинки. Чтение загадок и
стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, Четкое и
Изучение звуков и
правильное артикулирование звуков. Практическое
букв: Ее, Яя, Юю, Ёё,
различение гласных и согласных звуков, обозначение
Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. их в схеме. Дифференциация оппозиционных звуков.
Образование и чтение без искажения звукового
состава усвоенных ранее слоговых структур.
Образование и чтение слогов со стечением 2
согласных в начале и в конце слова. Образование и
чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее
воспроизведение с имитацией интонации учителя
или самостоятельно при выполнении задания. Чтение
небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение
слов, предложений, текста с иллюстративным
материалом. Выбор нужной иллюстрации к тексту из
ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов,
предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений.
Разучивание их с голоса учителя.
2 класс
Первое полугодие. Послебукварный период
Осень пришла – в Упражнение в плавном чтении по слогам, без
школу пора!
искажения звукового состава. Чтение слов и

10
15
16

16
18

20
14
8

предложений, рассказов и стихотворений в
Почитаем – поиграем.
послоговой разбивке. Чтение слогов и слов в
таблицах для закрепления. Дифференциация слогов
В гостях у сказки.
и слов со стечением согласных. Дифференциация
слогов и слов с оппозиционными звуками.
Животные рядом с Дифференциация слогов и слов с разделительными ь
нами.
и ъ. Дифференциация слогов и слов со сходными
буквенными знаками. Выполнение упражнений на
закрепление
правильного
звукопроизношения.
Выполнение упражнений на развитие чёткой дикции.
Ой ты, зимушка – зима. Упражнение
в
выразительном
произнесении
чистоговорок и коротких стихотворений. Ответы на
Что такое хорошо и что вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение
такое плохо.
слов и предложений по заданию учителя.
Соотнесение слов и предложений с иллюстративным
Весна идёт.
материалом. Разучивание небольших загадок,
потешек, стихотворений. Воспроизведение их в
Чудесное рядом.
игровой ситуации.
Второе полугодие
Лето красное.
Упражнение в чтении без искажений звукового
состава слов с правильным ударением в них.
Упражнение в плавном чтении по слогам с
постепенным переходом на чтение целыми словами
двусложных
слов
с
простыми
слоговыми
структурами. Предварительное чтение трудных слов
текста. Выполнение речевой зарядки. Выполнение
упражнений на соблюдение интонации конца
предложения и пауз между предложениями.
Разучивание
наизусть коротких стихотворений.
Прослушивание текстов с установкой на адекватное
эмоциональное восприятие. Знакомство с новыми
словами с опорой на наглядные средства. Ответы на
вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение
в
тексте
предложений,
подтверждающих
правильность ответа. Установление с помощью
учителя простых смысловых связей между
событиями и поступками героев. Соотнесение
предложений и абзацев текста с иллюстративным
материалом. Элементарная оценка прочитанного.
Опора
на собственный
опыт.
Соотнесение
содержания рассказа и его заглавия. Использование
подсказывающих вопросов для выяснения главной
мысли
произведения.
Составление
полных
предложений при ответе на вопросы. Правильное
интонирование предложений по образцу учителя.
Передача содержания произведения по вопросам
учителя. Передача содержания произведения по

заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на
картинно – символический план к каждому
предложению. Пересказ с опорой на серию
сюжетных картинок. Пересказ с опорой меловой
рисунок на доске. Разучивание небольших
стихотворений с голоса учителя. Выразительное
чтение стихотворений наизусть по подражанию.
3 класс
Снова
школьный Упражнение в чтении без искажения звукового
состава слова с соблюдением правильного ударения.
звонок прозвенел.
Упражнение в чтении целыми словами. Упражнение
Славная осень.
в чтении слов, трудных по семантике и слоговой
структуре. Выполнение упражнений
речевой
Учимся трудиться.
зарядки. Упражнения в чтении специально
подобранных текстов, составленных из слов,
Ребятам о зверятах.
простых по значению и слоговой структуре.
Отработка орфоэпического чтения односложных и
Волшебница – зима!
двусложных слов. Упражнение в чтении про себя
после анализа текста. Выполнение специальных
Так нельзя, а так упражнений для подготовки к более быстрому темпу
можно.
чтения. Дифференциация знаков препинания.
Упражнение
в
чтении
предложений
с
Чудесный мир сказок.
повествовательной интонацией. Упражнение в
чтении предложений с вопросительной интонацией.
Весна в окно стучится. Упражнение
в
чтении
предложений
с
восклицательной интонацией. Передача тоном голоса
День смеха.
эмоционального содержания читаемого и характера
персонажа. Выделение ремарок автора, чтение текста
Родина любимая.
в соответствии с ними. Выразительное чтение по
ролям коротких отрывков после работы над текстом.
Здравствуй, лето!
Выразительное
чтение
наизусть
коротких
стихотворений с опорой на чтение учителя.
Прослушивание текста с установкой на осмысление
его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на
вопросы по содержанию. Выборочное чтение для
ответа на вопрос. Выборочное чтение для
соотнесения предложения текста с иллюстрацией.
Установление последовательности действий героев
произведения и взаимосвязи событий. Объяснение
поступков действующих лиц, оценка их поведения с
помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на
собственный опыт. Общение
детей.
Обмен
мнениями в связи с оценкой действий персонажей.
Прогноз содержания произведения до его чтения по
заглавию. Оценка правильности или ошибочности
прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на
наглядный материал после разбора его учителем.

Школьная жизнь.
Листьям время опадать.
Делу время – потехе
час.
О
братьях
меньших.

наших

Поёт зима, аукает.
Жизнь дана на добрые
дела.
В мире
сказки.

волшебной

Весна! Весна! И все ей
рады.
Смешные истории.
Родная земля.
Лето пришло.

Выделение обучающимися непонятных для них слов.
Обращение за разъяснением к товарищу или
учителю. Коллективная работа по выделению
главной мысли произведения с помощью наводящих
вопросов учителя. Деление текста на части с опорой
на серию картинок. Пересказ текста по частям
словами, близкими к тексту. Пересказ текста с
опорой на картинный план. Пересказ текста
самостоятельно.
Выделение
в
тексте
слов,
характеризующих персонажей; использование этих
слов в пересказе. Словесное рисование картин к
каждой части. Запоминание диалогов после их
чтения по ролям. Работа над драматизацией.
4 класс
Чтение без искажения звукового состава слова с
соблюдением правильного ударения. Орфоэпическое
чтение целыми словами двусложных и трёхсложных
слов с простыми слоговыми
структурами.
Послоговое орфографическое чтение малознакомых
слов со сложными слоговыми структурами.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках
препинания. Выбор нужной интонации. Выбор
соответствующего тона голоса для передачи
эмоционального содержания читаемого. Выделение
ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп
речи. Чтение по ролям. Драматизация отработанных
диалогов.
Прослушивание
произведения
с
установкой на его эмоциональную оценку.
Установление причинности событий и поступков
героев. Определение эмоционального состояния
персонажа. Определение отношения автора к своим
героям. Собственная оценка событий и персонажей с
опорой на свой опыт и вопросы учителя.
Коллективная работа над идеей произведения.
Сравнение произведений. Развитие умения задавать
вопросы по содержанию произведения, обращаясь за
ответом к учителю, одноклассникам. Работа с
заглавием произведения. Прогнозирование, о чём
может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с
содержанием
прочитанного.
Выделение
обучающимися
непонятных
для
них
слов.
Привлечение одноклассников к их толкованию.
Помощь учителя в объяснении семантики слова с
опорой на наглядность и опыт обучающихся.
Коллективное выделение логических частей текста,
подбор к ним заглавий из данных учителем.
Составление собственного рассказа по заглавию и

иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа,
придуманного
обучающимися
и
рассказа,
написанного
автором.
Подробный
пересказ
произведения своими словами. Пересказ по цепочке.
Пересказ с эстафетой. Пересказ на соревнование
рядов. Пересказ по «скрытой» картинке. Пересказ по
картинному плану к произведению. Работа над
текстовыми синонимами. Выборочный пересказ
эпизодов из прочитанного с использованием
авторских слов и выражений. Словесное рисование
картинок к отдельным отрывкам текста.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
 Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык.
Чтение
(обучение
грамоте).
Примерная
рабочая
программа
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
 Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические
рекомендации
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
2. Учебники:
 Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). М.: Просвещение,
2015 г.;
 Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М., Богданова А.А. Чтение. Учебники
1-4 классов для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В 2ч. – М.:
Просвещение, 2017.
3. Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- наборы конвертов для конструирования;
- наборы наборных полотен;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный
материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образцы написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
- конструктор.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

класс

1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Содержание учебного материала

Кол-во

Ориентировка учащихся в ближайшем окружении. Различение звуков
окружающей действительности. Беседа «Как я провел лето»
Понятие «слово». Беседа «Школа» «Школьные вещи», «Игрушки».
Условно-графическая запись.
Беседа «Семья». Работа над понятием «слово». Дифференциация слов.
Понятие «предложение». Составление, анализ предложения из 2-х слов.
Условно-графическая запись.
Понятие «слог». Беседа «Сад».
Беседа «Огород».
Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов.
Звук « А». Введение понятия «звук». Звуки окружающей
действительности и звуки речи.
Звук «а» Звуки окружающей действительности и звуки речи.
Звук «У». Беседа «В лесу». Выделение звука «у» (звуки окружающей
действительности и звуки речи). Составление рассказа «В лесу»,
выделение звука «у» в начале слова (ут-ро, ут-ка).
Звук «М». Звуки окружающей действительности и звуки речи.
Сказки «Колобок» и «Репка». Работа по содержанию сказок
Звук и буква «Аа». Выделение звука «а» и знакомство с буквой «а».
Чтение буквы Аа.
Звук и буква «Уу». Выделение звука «у» и знакомство с буквой «Уу».
Чтение буквы.
Слова «ау», «уа». Составление из букв разрезной азбуки, чтение слов по
следам анализа. Чтение слов по таблице и букварю.
Звук и буква «Мм». Выделение звука и знакомство с буквой. Слова,
начинающиеся со звука «м». Чтение буквы.
Обратные слоги ам, ум. Звуко-буквенный анализ этих слогов.
Чтение слогов по таблице и букварю.
Составление и чтение прямых и обратных слогов.
Звук и буква «Оо». Выделение звука и знакомство с буквой.
Составление и чтение прямых открытых слогов.
Звук и буквы «Сс». Выделение звука и знакомство с буквой. Чтение
буквы. Слоги, слова со звуком и буквой С.
Составление и чтение обратных слогов ас, ос, ус; прямых отрытых слогов
ас-са, ус-су, ос-со.
Звук и буква «Хх». Выделение звука, знакомство с буквой. Слоги и слова
со звуком «х».
Составление и чтение слов с буквой «х» и предложений с данными
словами.
Закрепление пройденного. Составление из разрезной азбуки слогов,
слов, предложений.
Звук и буква «Шш». Знакомство с буквой. Слоги обратные и прямые
открытые.
Слова со звуком и буквой «Шш». Предложения с данными словами.
Звук и буква «Лл». Знакомство с буквой. Обратные и прямые слоги и
слова с буквой «Лл».
Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.
Звук и буква «ы». Знакомство с буквой. Слоги и слова со звуком и

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32.
33.
34
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42
43.
44.
45.
46.
4748.
49.
50.
5152.
53.
54.
55.
56.
57.
5859.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.

буквой «ы».
Звук и буква «Нн». Знакомство с буквой «Нн». Слоги и слова с буквой
«Нн».
Чтение предложений с данными словами.
Звук и буква «Рр». Знакомство с буквой «Рр». Слоги и слова со звуком и
буквой «р».
Чтение предложений с данными словами.
Закрепление пройденного.
Звук и буква «Кк». Знакомство с буквой «К». Предложения с данными
словами.
Звук и буква «Пп». Знакомство с буквой.
Чтение предложений с данными словами.
Упражнение в чтении слогов, слов предложений.
Звук и буква «Тт». Знакомство с буквой. Слоги с буквой «т».
Слова состоящие из 2 - 3-х усвоенных слоговых структур.
Предложения с данными словами. Текст.
Звук и буква «Ии». Знакомство с буквой, Составление и чтение слов с
буквой «и».
Звук и буква «Зз». Знакомство с буквой, звуком «Зз».
Слоги и слова со звуком и буквой «Зз» в твердом и мягком вариантах.
Звук и буква «Вв». Слоги и слова со звуком и буквой в твердом и мягком
вариантах.
Чтение предложений, текста.
Звук и буква «Жж». Знакомство со звуком и буквой.
Чтение слогов, слов, предложений.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2

Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов жи-ши.
Звук и буква «Бб». Слоги и слова со звуком и буквой в твердом и мягком
вариантах.
Чтение предложений и текста.
Звук и буква «Гг». Чтение слогов, слов, предложений.
Дифференциация Гг-Кк.
Звук и буква «Дд». Слоги и слова с «д» в твердом и мягком вариантах.

1
1

Дифференциация Дд-Тт. Сравнительный звуко-буквенный анализ.
Звук и буква «й». Слоги, слова с «й».
Чтение предложений, текста.
Различение и-й. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов, слов с
буквами.
Буква «ь». «Ь» знак, как показатель мягкости согласного на конце слова.
Различение на слух слов с твердым и мягким согласным на конце слова.
Сравнительный звуко-буквенный анализ слов.
Чтение предложений со словами с «ь», текст.
Закрепление изученного.
Звук и буква «Ее». Знакомство со звуком и буквой. Буква «е» как
показатель мягкости согласных.
Составление и чтение слов с буквой «е» после согласных.
Слова со стечением двух согласных в начале слова, их составление и
чтение. Чтение предложений с этими словами. Текст.
Звук и буква «Ёё». Знакомство со звуком и буквой. Буква «ё» как
показатель мягкости согласных.
Составление и чтение слов с буквой «ё» после согласных.
Чтение предложений с этими словами. Текст.
Звук и буква «Яя». Знакомство с буквой, чтение слов с буквой «Яя» в

1
1
1
1

1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
8889.
90.
91.
92.
93.
94.
9599.

начале слова и в конце после согласных.
Буква «я» - показатель мягкости согласного. Чтение предложений и
текста.
Звук и буква «Юю». Знакомство со звуком и буквой «Юю» в начале и
конце слова.
Буква «Юю» - как показатель мягкости согласных. Составление и чтение
слов с мягкими согласными при помощи «ю».
Звук и буква «Цц». Слоги и слова со звуком и буквой «Цц».
Чтение предложений, текста.
Звук и буква «Чч». Слоги и слова с буквой «Чч». Чтение предложений и
текста.
Различение на слух слогов, слов со звуком, буквой «ч-ц».
Сочетания «ча-чу».
Звук и буква «Щщ». Знакомство со звуком и буквой Щщ. Чтение
предложений и текста.
Различение на слух в произношении слогов «ча-ща», «чу-щу».
Закрепление пройденного.
Звуки и буквы «Чч», «Цц», «Щщ». Чтение слогов, слов, предложений.
Звук и буква «Фф». Знакомтсво со звуком, буквой.
Чтение предложений, текста.
Различение на слух «в-ф». Слова, слоги с этими звуками.
Звук и буква «Ээ». Знакомство со звуком, буквой. Слоги и слова с этой
буквой.
Чтение предложений, текста.
Звук и буква «ъ». Знакомство с буквой. Слова с «ъ».
Чтение предложений, текста.
Чтение текстов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
5

класс

2
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Содержание учебного материала
«Осень пришла – в школу пора!» (16ч)
Выразительное чтение и заучивание наизусть стих-я «Осень пришла – в
школу пора!» Гласные буквы. Чтение слов и предложений
Чтение рассказа «Все куда-нибудь идут» по В. Голявкину.
Чтение рассказа «Первый урок»
Чтение рассказа «Мы рисуем»
Выразительное чтение стихотворения «Грибной лес»
Согласные буквы. Чтение слов и предложений Чтение рассказа «Слон
Беби»
Чтение рассказа «Птичья школа» Б. Заходера.
Чтение рассказа «Осенние подарки» По Н. Сладкову. Л. Преображенская
«Самый красивый».
Чтение рассказа «В парке»
Сходные по артикуляции звуки (Ф, Щ, Й). Чтение слов с этими буквами и
предложений. Н. Верзаков «Собака»
Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворения « Падают,
падают листья…» М. Ивенсен.
Чтение рассказа «Осенний лес» По В.

Кол-во
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Корабельникову.
Чтение рассказ «Всякой вещи своё место» По К. Ушинскому
Различение оптически похожих букв. Чтение слов и предложений.
Выразительное чтение стихотворения «Хозяин в доме» Д. Летнёва
Чтение рассказа «Зачем дети ходят в школу» По В. Голявкину.
Различение согласных, близких по артикуляции. Чтение слов и
предложений. Чтение рассказа
«Серый ветер» По А. Тумасову
Обобщающий урок по теме: «Осень пришла – в школу пора»
Почитаем – поиграем (10ч)
Чтение рассказа «Одна буква» По А. Шибаеву.
Выразительное чтение стихотворения «Слоги»
А.Усачёв
Чтение слогов и слов со стечением согласных
Чтение рассказа «Дразнилка» По С. Иванову.
Выразительное чтение стих-я. «Черепаха» К. Чуковский
Чтение стихотворения «Шумный Ба-Бах» Дж. Рива
Выразительное чтение стихотворения «Если плачет кто-то рядом.,,»
Л. Яхин
Чтение загадок. Заучивание загадки наизусть.
«Загадки из школьной тетрадки Е. Петров (сборник «Уроки Пегасика»)
«Доскажи словечко» Чтение и дополнение
предложений.
Чтение рассказа « Кто квакает, кто крякает, а кто каркает»
Обобщающий урок по теме: «Почитаем –
поиграем»
В гостях у сказки.(17ч)
Чтение русской народной сказки «Лиса и волк»
Чтение по ролям русской народной сказки «Лиса и волк»
Чтение русской народной сказки «Гуси и лиса»
Чтение по ролям русской народной сказки «Гуси и лиса»
Чтение русской народной сказки «Лиса и козёл»
Чтение по ролям русской народной сказки «Лиса и козёл»
Чтение сказки «Мышка вышла гулять» По Л. Толстому
Л. Преображенская «Кошки – мышки»
Слоги со стечением согласных. Чтение слов и предложений.
Чтение литовской сказки «Волк и баран»
Чтение сказки «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» По С.
Прокофьевой.
Чтение литовской сказки «Рак и ворона»
Чтение казахской сказки «Заяц и черепаха»
Чтение мордовской сказки «Благодарный медведь»
Чтение слов с разделительными «Ь» и «Ъ» знаками.
Чтение якутской сказки «Как белка и заяц друг друга не узнали»
Чтение Армянской сказки «Волк и ягнёнок»
Чтение пересказ русской народной сказки «Умей обождать»
Обобщающий урок по теме: «В гостях у сказки»
Животные рядом с нами(14ч)
Чтение Индийской сказки «Умная собака»
Слова со стечением согласных на конце слова. Чтение рассказа « Я домой
пришла» По Э. Шиму.
Чтение русской народной присказки «Лошадка»
Чтение рассказа «Кролики» По Е. Чарушину
Чтение стих-я «Баран» В Лифшиц

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.

Чтение загадок
Чтение рассказа «Храбрый утёнок» По Б. Житкову
Чтение рассказа «Всё умеют сами» По Э. Шиму.
Чтение стихотворения «Котёнок» М. Бородицкая
Слова со стечением согласных
Выразительное чтение стихотворений.
Чтение рассказа «Три котёнка» По В. Сутееву. Пересказ по картинкам
рассказа «Три котёнка» По В. Сутееву
Чтение рассказа «Петушок с семьёй» По К
Ушинскому.
Чтение сказки «Упрямые козлята»
Обобщающий урок по теме: «Животные рядом с нами». Чтение
стихотворения «Пёс» В. Лифшиц.
Ой ты, зимушка-зима! (15ч)
Выразительное чтение стих-я «Первый снег» Я. Аким
Чтение рассказа «Большой снег» По Э. Киселёвой
Чтение рассказа «Снежный колобок» По Н. Калининой.
Чтение рассказа «Снеговик – новосёл» По С. Вангели
Чтение рассказа « Воробушкин домик» По Е. Шведеру. «Помоги
другому» Н. Верзаков.
Выразительное чтение и заучивание наизусть стих-я «Зимние картинки»
Г. Галкина. Чтение рассказа «Миша и Шура» Е. Самойлова
Чтение стих-я «Купили снег» Ш. Галиев
Чтение рассказа «Буратиний нос» По Г. Юдину.
Чтение и заучивание наизусть стих-я «Живи, ёлочка» И Токмакова
Чтение рассказа «Про ёлки» По В. Сутееву
Чтение рассказа «Коньки купили не напрасно» По В. Голявкину.
Чтение рассказ «Ромашки в январе» По М. Пляцковскому. «Сосульки в
январе» (сборник «Уроки Пегасика»)
Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц»
Чтение литовской народной песенки «Вьюга» по ролям.
Обобщающий урок по теме «Ой ты, зимушка- зима!» Чтение рассказа «На
лесной полянке» По Г. Скребицкому
Что такое хорошо и что такое плохо (17ч)
Чтение рассказа «Коля заболел»
Чтение стих-я «Подружки рассорились»
Чтение по ролям рассказа «Вязальщик» По В. Голявкину
Чтение и заучивание наизусть стих-я «Самокат»
Чтение рассказа «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик» По Э. Киселёвой
Чтение рассказа «Торопливый ножик»
«Строитель» (сборник «Уроки Пегасика»)
Чтение рассказа «Вьюга» По В. Сухомлинскому
Чтение и персказ по картинкам рассказа «Трус» По И. Бутмину
Чтение рассказа «Как я под партой сидел» По В. Голявкину.
Выразительное чтение стих-я «Петя мечтает» Б. Заходер
Чтение рассказа «Мёд в кармане» По В. Витка
Чтение рассказа «Канавка» По В. Донниковой. «Цыплёнок» А.Жуков
Чтение узбекской сказки «Назло солнцу»
Чтение стих-я «Мостки» А Барто
Чтение рассказ «Песенка обо всём» По М
Дружининой
Чтение стих-я «Лемеле хозяйничает» Л. Квитко
Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Весна идёт! (23ч)

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.

Выразительное чтение стихотворения «Если снег повсюду тает…»
Чтение и заучивание наизусть стих-я «Март» Я. Аким
Чтение расскза «Невидимка» По Ю. Ковалю
Выразительное чтение стих-я «Праздник мам» В. Берестов
Чтение рассказа «Подарок к празднику» По В. Драгунскому
Чтение бурятской сказки «Снег и заяц»
Чтение стихотворения «Помощники весны» Г. Ладонщиков.
Чтение рассказ «Лягушонок» По М. Пришвину
Выразительное чтение стих-я «Весна» Г. Ладонщиков. «Капелька» Е.
Морозова (сборник «Уроки Пегасика»)
«Чтение рассказа «Барсук» По Е. Чарушину
Выразительное чтение стих-я «Весенняя песенка» С. Маршак
Чтение рассказа «На краю леса» По И. Соколову-Микитову.
Чтение рассказа» Подходящая вещь» По В. Голявкину.
Выразительное чтение стих-я «Деньки стоят погожие…» М. Пляцковский.
Чтение рассказа «Ручей и камень» По С. Козлову. Чтение русской
народной сказки «Как птицы лису проучили»
Пересказ по картинкам русской народной сказки «Как птицы лису
проучили»
Чтение рассказа «Вкусный пирог» По Т.
Шарыгиной
Выразительное чтение стих-я «Почему скворец весёлый» С. Косенко
Чтение рассказа «Храбрый птенец» Э.Шим
Внеклассное чтение «Медведкина уха» Н.
Берсенёв
Чтение рассказа «Кому пригодилась старая Митина шапка» По М. Быкову
Пересказ рассказа «Кому пригодилась старая Митина шапка» По М.
Быкову
Обобщающий урок по теме: «Весна идёт!»
Чудесное рядом (13ч)
Чтение рассказа «Лосёнок»
Чтение стих-я «Игра» О. Дриз
Чтение и персеказ рассказа «Удивление первое» Г. Цыферов
Чтение рассказа «Осьминожек» По Г. Снегирёву
Чтение и пересказ рассказа «Друзья» По С.
Козлову
Чтение и пересказ рассказа «Необыкновенная весна» По С.Козлову
Выразительное чтение стихотворения «Не
понимаю» Э. Мошковская
Чтение и пересказ рассказа «Кот Иваныч» По Г. Скребицкому
Чтение рассказа «Золотой луг» По М. Пришвину
Чтение рассказа «Неродной сын» По В. Бианки
Выразительное чтение стихотворения «Подарок» Ю. Кушак
Чтение рассказ «Всё здесь» Я Тайц.
Обобщающий урок по теме: «Чудесное рядом». Чтение рассказа
«Небесный слон» По В. Бианки
Лето красное (11ч)
Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Ярко солнце светит…»
Чтение рассказа «Светляки» По И. Соколову-Микитову
Чтение и пересказ сказки «Перушок и солнышко» По Г. Цыферову
Выразительно е чтение стих-я «Прошлым летом» И. Гамазкова.
Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Поход» С.Махотин
Чтение рассказа «Раки» По Е. Пермякову
Чтение стих-я «В гости к лету» В.Викторов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

133.
134.
135.
136.

Чтение по ролям стих-я «В гости к лету» В.Викторов
Чтение стихотворения по ролям «От чего так много света?» И. Мазнин
Проверка техники чтения
Обобщающий урок по теме: «Лето красное»

1
1
1
1

класс

3
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Содержание учебного материала
Сентябрь. М. Садовский.
Веселая улица. По В. Воскобойникову
Первое сентября. В. Берестов.
Завтра в школу. По В. Драгунскому.
Пятерки. По Э. Шиму.
Котенок хочет в школу. В. Берестов Кто лучшим будет. В Бирюков.
Обида. По В. Хомченко.
Наша учительница. А. Аксенов. Школьные загадки.
Обобщающий урок по теме.
Осень. О. Высотская.
Последний лист. По Ю. Ковалю
«Осень обсыпает весь наш бедный сад» А. Толстой
Сентябрь на дворе. По Н. Сладкову.
Воробей. В. Степанов.
Лето на веревочке. По А. Баркову
Улетают, улетели… Е. Благинина.
Ворона и синица. По Э. Шиму. За кормом для птиц. По Л. Воронковой.
В октябре. Г. Ладонщиков.
Страшный невидимка. По Н. Сладкову.
Осень наступила… А. Плещеев.
Сказка об осеннем ветре. По Н. Абрамцевой. Доскажи словечко (Осенние
загадки). Н. Майданник.
Обобщающий урок по теме.
Все для всех. Ю. Тувим.
Работа. По Д. Габе.
Мои помощники. В. Орлов. Смешинка. С. Васильева.
Бабушка и внучка. По А Потаповой.
Повара. Б. Заходер.
Сюрприз. По М. Дружининой.
Маргаритка. О. Высотская
Пуговица. По В. Хомченко
Портниха. Г. Ладонщиков.
Пуговица. В. Осеева. Смешинка. А. Усачев.
Как я помогал маме мыть пол. По В. Голявкину.
Как Алешке учиться надоело. По С. Баруздину.
Чем пахнут ремесла. Дж. Родари.
Обобщающий урок по теме.
Лисята. По Е. Чарушину.
Лисица и ёж. По Н Сладкову. Заяц. Е. Тараховская
Ёж. По М. Пришвину. Смешинка. А. Богданова.
Материнская забота. По А. Баркову.
Белёк. По Г. Снигерёву.
Пин и Гвин. В. Прихотько.
Галка. По Б. Житкову.

Кол-во
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

Куриный воспитанник. По В. Гаранжину.
Добрый волк. По М. Тарловскому
Живая шляпа. По Н. Носову. Смешинка. По Л. Вершинину.
Котята. По Н. Павловой.
Кошкин щенок. В. Берестов
Сердитый дог Буль. По М. Пляцковскому
Обобщающий урок по теме
Лиса и журавль (Русская народная сказка)
Храбрый баран (Русская народная сказка)
Лиса и тетерев (Русская народная сказка)
Овечка и волк (Украинская народная сказка)
Медведь и пчелы (Башкирская народная сказка)
Тигр и лиса (Таджикская народная сказка)
Лиса и куропатка (Французская сказка)
Куцый хвост (Абхазская народная сказка)
Глупый котёнок (Удмуртская народная сказка)
Обобщающий урок по теме.
Ой ты, зимушка-зима! (Русская народная песня)
Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В. Бианки
Декабрь. М. Садовский.
Как ёлку наряжали. По Л. Воронковой. Смешинка. О. Григорьев.
В новогоднюю ночь. С. Попов. Смешинка. По В. Ячменовой
Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А. Усачёву.
Такой вот герой. По А. Потаповой
Зима. С. Есенин
Подарок. С. Суворова
У Ники новые лыжи. По В. Голявкину.
С прогулки. И. Шевчук
Неудачная находка. По М. Быковой
Детство. И. Суриков. Смешинка. О. Григорьев
Что за зверь? По Е. Чарушину.
Не стучать – все спят! По Э. Шиму
Зайка. В. Степанов
Еловая каша. По Н. Сладкову
Снежок. З Александрова
Коллективная печка. По С. Баруздину
Доскажи словечко (Зимние загадки). В. Аникин, Н. Майданник
Обобщающий урок по теме.
Снегирь и Синичка. По А. Ягафаровой
Птица-синица. По В. Хомченко
Дельный совет. Г. Ладонщиков. Положи на подушку. Г. Лагздынь
Косточка. По Л. Толстому
Праздничный стол. По С Георгиеву
За игрой. В. Берестов
Бревно. С. Баруздин
Как Артемка Катенка спас. А. Седугин
Подвиг. ПО В. Осеевой.
Девочка-копуша. И.Демьянов
Лесные доктора. По В. Бирюкову
Обобщающий урок по теме.
Зима недаром злится… Ф. Тютчев
Весенняя песенка. По В. Бирюкову.
Веснянка (Украинская народная песня)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Сосулька. По Э. Шиму
Выгляни, Солнышко… (Русская народная песня)
Мамин портрет. С. Вербова
Разноцветный подарок. П. Синявский
Тихо-тихо. А. Седугин
Лицом к весне. Р. Сеф
Ледоход. С. Вербовпа
Сон Медвежонка. По Р. Фархади
Медведь проснулся. Г. Ладонщиков. Смешинка. З. Хасанова, С.
Шамсутдинова
Заяц на дереве. По В. Бианки
Наши гости. С. Погореловский
Скворушка. По Г. Скребицкому
Весенняя гостья. И. Белоусов
Пчелки на разведках. По К. Ушинскому.
Тюльпаны. По А. Баркову
Доскажи словечко (Весенние загадки). Е. Савельева
Обобщающий урок по теме.
Перепутаница. Р. Фархади
Эхо. По Г. Остеру
Кто кем становится. А. Шибаев
Волшебный барабан. А. Усачев
Шишки. М.Пляцковский
Портрет. По Ю Степанову
Булочная песенка. М. Бородицкая
Обобщающий урок по теме.
Скворец на чужбине. Г. Ладонщиков
Наше Отечество. По К. Ушинскому
Флаг России. По Т. Кудрявцевой
Главный город страны. М. Ильин
Песня. В. Степанов
День Победы. А. Усачёв
Страшный клад. По С. Баруздину
Тульские пряники. По С. Алексееву
Обобщающий урок по теме.
Здравствуй, лето!
Что такое лето? А. Усачёв. Что сказала бы мама? По Л. Воронковой
Земляника. М. Дружинина. Смешинка. С. Васильева
Куда исчез гриб. По В. Хомченко
Ёж-спаситель. По В. Бианки. Жарко. Р. Фархади.
Верное время. По Э. Шиму. Почему лето короткое? По В. Орлову. Доскажи
словечко (Летние загадки). Е. Савельева.
Обобщающий урок по теме.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

класс

4
№
п/п
1
2
3
4
5

Содержание программного материала.
По Н.Носову «Снова в школу».
Э.Мошковская «Жил – был учитель».
М.Пляцковский «Чему учат в школе».
По Ю.Ермолаеву «Поздравление».
По Е.Шварцу «Как Маруся дежурила».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

6
7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
1819
20
21
22
23
24
25
26
27
2829
30
3132
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

По Е.Ильиной «Шум и Шумок».
В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок».
По Л.Каминскому «Три желания Вити».
В.Берестов «Читалочка».
По М.Бартеневу «Зарубите на носу».
Загадки.
Урок – обощение по теме.
Внеклассное чтение
С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер».
Н.Антонова «Желтой краской кто-то…».
По Н.Абрамцевой «Осенняя сказка».
Е.Благинина «Подарки осени».
По Л.Воронковой «Лесные подарки».

1
1
2
1
1
1
1
1

А.Твардовкий «Лес осенью».
По В.Путилиной «В осеннем лесу».
Н.Некрасов «Славная осень».
По Ю.Шиму «Отчего Осень грустна».
К.Бальмонт «Осень».
По Ю.Ковалю «Три сойки».
По Н.Сладкову «Холодная зимовка».
А.Плещеев «Скучная картина».
По О.Иваненко «Сказка про маленького жучка».

1
1
1
1
1
1
1
1
2

По К.Ушинскому «Пчелы и мухи».
По Г.Граубину «Время листьям опадать».

1
2

Загадки.
Урок- обощение по теме.
Внеклассное чтение
В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»
«Пекла кошка пирожки…» (русская потешка).
«Сенокос». (чешская потешка).
По Л.Пантелееву «Карусели».
По Н.Носову «Прятки».
Считалки
По М.Булатову «Жмурки».
Урок-обощение.

1
1
1

По К.Ушинскому «Бодливая корова».
По В.Бирюкову «Упрямый котенок».
По В.Гаранжину «Пушок».
По Е.Чарушину «Томка».
По Б.Житкову «Охотник и собаки».
По Л.Матвеевой «Чук заболел».
Г.Снегирев «Хитрый бурундук».
По А.Баркову «Барсучья кладовая».
По А.Дорохову «Гостья».
Г.Корольков «Игрушки лисят».
По Ю.Дмитриеву «Лиса».
Загадки.
Урок-обощение по теме.
Внеклассное чтение
«Каша из топора». Русская народная сказка.

1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
6970
71
72
7374
7576
77
78
79
8081
82
83
84
85
86

87
88
89
9091
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106

Г.Ладонщиков «Миша-мастер».
По Е.Пермяку «Пичугин мост».
В.Хомченко «Михаськин сад».
По С.Баруздину «Когда люди радуются».
По Ю.Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела».
Е.Благинина «Котенок».
В.Голявкин «Птичка».
Урок-обощение по теме.
По Л.Воронковой «Снег идет».
А.Слащев «Снегурочка».
И.Суриков «Зима».
С.Маршак «Декабрь».
По В.Сутееву «Елка».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

По Л.Клавдиной «Вечер под Рождество».
М.Садовский «Где лежало «спасибо?»»
По Н.Носову «На горке».

1
1
2

«Лисичка - сестричка и волк» (русская народная сказка).

2

Внеклассное чтение
М.М.Зощенко «Ёлка».
А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились».
П.Головкин «Зимняя сказка».
Г.Скребицкий «Митины друзья».

1

В.Бирюков «Снежная шапка».
По А.Тумбасову «В шубах и шапках».
Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором».
По В.Бианки «Находчивый медведь».
Внеклассное чтение
В.Бианки «Синичкин календарь: «Январь», «Февраль». С.3 -5, С.6 -10
(В.Бианки «Рассказы»)
По А.Спирину «Зимние приметы».
Загадки.
Урок-обощение.
По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос».

2
1
1
1
1

Г.Остер «Одни неприятности».
М.Пляцковский «Однажды утром».
В.Бирюков «Почему комары кусаются».
Внеклассное чтение
В.Бианки «Подкидыш». (В.Бианки «Рассказы»)
С.Маршак «Вот какой рассеянный».
По О.Кургузову «Две лишние коробки».
Г.Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?»
Урок-обощение по теме.
В.Алферов «Март».
По М.Фроловой «Восьмое марта».
Е.Благинина «Забота».
По А.Соколовскому «Бабушкина вешалка».
По В.Бианки «Последняя льдина».
А.Плещеев «Весна».
По А.Баркову «Скворцы прилетели».

2
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

По Э.Шиму «Всему свой срок».
И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает».
По Ю.Ковалю «Весенний вечер».
По Ю.Дмитриеву «Опасная красавица».
Загадки.
Урок-обощение по теме.
«Хаврошечка». Русская народная сказка.
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».
Русская народная сказка.
А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый».
По Ш.Перро «Подарки феи».
Братья Гримм «Горшочек каши».
По В.Порудоминскому «Наши сказки».
Урок-обобщение по теме.
М.Ильин «Царь - колокол».
С.Васильева «Город на Неве».
Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле».
С.Вербова «Сочинение на тему».
По Л.Кассилю «Какое это слово?».
По Б.Никольскому «Главное Дело».
А.Усачев «Защита».
По Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все».
Т.Белозеров «День Победы».
Урок-обощение по теме.
С.Козлов «Ливень».
Г.Граубин «Тучка».
Н.Павлова «Хитрый одуванчик».
По А.Дорохову «Встреча со змеей».
А. Бродский Летний снег
О. Тарнопольская. Хозяюшка.
По А. Спирину Летние приметы.
Урок-обощение по теме.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».