Речь и культура общения, 5-9 кл (2)

1

2

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Речь и культура общения»
для основного общего образования. 5-9 классы (составители Долинина Т.А., Архарова Д.И.,
Дзюба Е.В. – Екатеринбург, 2007), а также на основании следующих нормативно-правовых
документов:
Курс «Речь и культура общения» на ступени основного общего образования носит
надпредметный характер, так как обучает речевой деятельности, умения и навыки которой
необходимы как в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной
речи, так и в любой ситуации опосредованного общения «человек – письменный
монологический текст – человек».
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки при их практическом
использовании помогают ориентироваться в конкретной ситуации речевого общения,
применять уместные вербальные и невербальные средства этого общения, что позволяет
устранить коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и приблизиться к
коммуникативно (социально) успешному общению.
Курс «Речь и культура общения» направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к эффективному речевому взаимодействию:
— воспитаниегражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку,
речи и тексту как явлениям культуры, средствам общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности;
— совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих коммуникативный успех в разных сферах и
ситуациях общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
— освоение знаний о коммуникативно-направленной речевой деятельности в различных
сферах и ситуациях общения и о технологиях использования речевых действий;
— формирование и развитие умений работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, опирающихся на
технологии и алгоритмы необходимых действий.
Приоритетные задачи курса «Речь и культура общения» на второй ступени обучения:
1) продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
2) выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно
ориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим каноном
(изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста), эту
работу сосредоточить на повествовательных и описательно-повествовательных текстах;
3) работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом,
синтезом, аналогией, противопоставлением;
4) осваивать основные способы выражения мысли – смысловые модели (топы) как элемент
чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного
повествовательного текста;
5) осваивать основные способы расположения и оформления повествовательного текста с
точки зрения автора и его адресата;
6) учиться риторически грамотному исполнению повествовательного текста;
7) осваивать анализ риторических параметров повествовательного и описательноповествовательного чужого текста, опираться на этот анализ при написании изложения по
этому тексту.
В курсе РиКО большое внимание уделяется основам работы с письменным текстом –
приобретению и развитию умений / навыков, необходимых при создании информационно-

3

логических основ этого текста, выборе и реализации композиционного решения текста и в
процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста.
Работая над созданием собственного текста, школьники учатся делать текст
убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и
сфере общения.
Работая с предложенным текстом в позиции адресата, школьники учатся не только
воспринимать и понимать его содержание, но и целостно интерпретировать его, что
необходимо а) для создания текста-отклика (рецензия, отзыв), б) для работы с текстовой
информацией (написания плана, тезисов, конспекта).
Обучаясь речевым действиям и осваивая способы их выполнения на уровне навыка /
умения, ученик имеет возможность эффективно использовать их не только в учебных
ситуациях общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Речь и культура общения»
занимает особое место: коммуникативно направленная речевая деятельность, основам
которой обучает этот курс, является не только объектом, но и средством обучения.
Нравственные ценности личности, востребованные в различных жизненно важных
ситуациях общения, формируются в процессе обучения этому общению и этой речевой
деятельности.
Содержание данного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются
коммуникативная, языковая и культуроведческая компетенции.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы
общения. Таким образом, обучение риторике в основной школе должно обеспечить
общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в
различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в
средних специальных учебных заведениях.
Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения в системе
преподавания РиКО.
С помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов предполагается
развитие речемыслительных способностей учащихся, формирование системы языковых и
речевых навыков и умений, отработка общеучебных умений.
Главными целями использования материально-технических средств обучения
становятся поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к
самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического
компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и
развитие умений работы с различными типами информации и её источниками.
В то же время предполагаются и традиционные средства обучения, апробированные
многолетней школьной практикой.
Курс «Речь и культура общения» для основной школы направлен на
совершенствование речевой деятельности, объединяющей в своём содержании
познавательно-рефлексивный и информационно-коммуникативный виды деятельности.
В процессе изучения РиКО используются следующие виды уроков: урок изучения нового
материала, урок обобщения и систематизации изученного, урок с разнообразными видами
заданий (комбинированный), урок-практикум, урок творчества,
урок-игра,
урокпрезентация работ.
Согласуясь с задачами урока, содержанием учебного материала, материальным
обеспечением урока, степенью подготовленности учеников, использую следующие методы и
приемы при организации занятий:
— объяснительно-иллюстративные (как правило, когда содержание материала сложное);

4

— методы проблемного изучения: проблемное изложение, частично-поисковые методы,
исследовательские методы;
— методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные,
практические;
аналитико-синтетические,
индуктивные,
дедуктивные;
репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы учащихся;
— методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению;
методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление
требований, поощрения, порицания);
— методы контроля и самоконтроля;
— методы самостоятельной познавательной активности: наблюдение, работа с книгой,
конструктивные, творческие и др.);
— методы программированного обучения (медиапрезентации, составление минифильмов).
Риторика – это прикладная наука, поэтому она тесно связана с каждым предметом.
Умения общаться и работать с текстом на основе владения русским (родным) языком
обеспечивают возможность добиваться успеха в процессе речевой коммуникации, а это во
многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни, способствует
социальной адаптации ученика в условиях современного мира. Речевая деятельность на
русском языке становится средством познания и обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, текст на
русском языке становится неразрывно связанным со всеми школьными предметами, а
умения говорить, слушать, писать и читать (умения речевой деятельности) влияют на
качество усвоения всех других школьных предметов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
(ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА)»
1. Общение и речь.
Ситуация общения. Цели общения. Коммуникативная (речевая) задача. Виды
общения. Общение вербальное и невербальное. Практическое использование жестов,
мимики, поз, свойств голоса: устойчивости, полётности. Общение официальное и
неофициальное. Общение контактное и дистантное. Коммуникативная помеха.
Коммуникативный успех. Коммуникативные неудачи. Причины коммуникативных ошибок.
2. Виды речевой деятельности.
Речь устная и письменная. Использование устной и письменной речи в соответствии с
ситуацией общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя. Участие в диалоге.
Выступление с монологической речью.
Виды речевой деятельности при работе с информацией. Говорение, слушание, письмо,
чтение. Овладение способами предъявления, восприятия и понимания информации в устном
диалоге. Практическое владение способами предъявления, восприятия и понимания
информации при работе с устным и письменным монологом.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Владение приёмами чтения
ознакомительного, медленного, чтения с пометками. Освоение приёмов осмысления
учебного текста.
Слушание как вид речевой деятельности. Установка на восприятие. Владение
способами и приёмами слушания (нерефлексивного, рефлексивного).
Вопросы и ответы на вопросы. Развёрнутый ответ.
Говорение и письмо как виды речевой деятельности.
3. Основы работы с текстом.

5

Текст и ситуация общения. Тема текста. Тематическое единство текста. Основная
мысль текста. Сохранение основной мысли. Микротема. Нахождение микротем в тексте.
Анализ средств связи: лексических, морфологических. Приёмы строения текста и развития
основной мысли. Предъявление авторской позиции в тексте. Достижение адресности текста.
Заголовок. План текста. Этапы создания текста: изобретение, расположение, выражение.
Текст как источник и средство передачи информации. Информационные структуры
текста. Владение приёмами восприятия, понимания и интерпретации текста в целях
извлечения информации из текста. Способы подачи информации в зависимости от
предлагаемой ситуации и сферы общения. Модели разворачивания информации в тексте.
Понятие о коммуникативной успешности воздействующего текста.
Творческое конструирование, создание монологического текста. Выстраивание
логических, композиционных и выразительных структур текста. Анализ текста в
информационно-смысловом аспекте. Работа с текстом на основе его интерпретации.
Понятие первичного и вторичного текста. Основные виды переработки текстовой
информации. Сокращение текста. План. Виды анализа. Интерпретация авторского текста на
основе его анализа и создание собственных аналитических (вторичных) текстов.
Восприятие и понимание текста. Логические основы восприятия и понимания текста.
Способы отбора информации на основе знания специфики её источников, оснований
доверия и возможностей практического использования. Основные навыки пользования
Интернетом как источником информации.
Основные источники информации о регионе, способы работы с ними. Основания
отбора информации, необходимой для решения практических задач. Поиск информации,
обеспечивающей успешную адаптацию к условиям проживания в регионе.
4. Коммуникативные цели и типы речи.
Общая характеристика описательного текста. Смысловые модели описательного
текста (топы «определение», «целое-части», «свойства», «сопоставление»). Особенности
использования смысловых моделей в тексте. Расположение материала в описании.
Оформление описательного текста. Способы выражения авторской позиции. Общая
характеристика повествовательного текста (топы «место», «время», «обстоятельства»).
Особенности использования смысловых моделей в тексте. Расположение материала в
повествовании. Оформление повествовательного текста. Роль риторических фигур. Способы
выражения авторской позиции.
Общая характеристика текста-рассуждения. Основная мысль (тезис) в рассуждении.
Объяснение и доказательство. Смысловые модели текста-рассуждения (топы «причина –
следствие», «пример – свидетельство»). Структура аргументации. Способы сохранения
основной мысли. Расположение материала в убеждающей речи. Оформление текстарассуждения. Способы выражения авторской позиции. Способы диалогизации речи.
Речевые средства выражения авторского эмоционального отношения к содержанию
текста и авторской нравственной позиции (средства эмоциональной и рациональной оценки).
5. Стили речи.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили
литературного языка (научный, публицистический, официально-деловой), язык
художественной литературы. Основные сферы общения. Функциональные задачи речи:
передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя).
Освоение основных способов воздействия на читателя (слушателя): с помощью
логических аргументов, ярких фактов, с помощью художественных образов.
Интонационные, лексические и синтаксические особенности текстов разных стилей.
Взаимосвязи таких характеристик текста как функциональный стиль (определяет
соотношение эмоционального и рационального в тексте) и тип речи (определяет этапы и
способы развития авторской мысли): описание, повествование, рассуждение в разных стилях
(сферах общения). Различия в процессе создания. Различная степень воздействия описаний,

6

повествований и рассуждений, предназначенных для разных сфер общения и имеющих
различные стилистические характеристики.
6. Средства выразительности в тексте.
Выбор средств выразительности в зависимости от ситуации общения, авторских
целей, принадлежности текста к типу речи, функциональному стилю и требований сферы
общения.
Выразительные средства устной речи, их использование в собственной устной речи.
Обоснование своего отношения к сленгу, просторечиям как стилистически сниженным
средствам выразительности.
Фактологическая полнота и точность информации, наличие терминов, низкая степень
эмоциональности как специфические черты научных и деловых текстов. Научно-популярный
текст и средства его выразительности. Средства выразительности публицистических текстов:
образная и экспрессивная лексика, стилистический контраст, использование риторических
фигур и тропов.
Тропы и риторические фигуры в описаниях, повествованиях и рассуждениях,
принадлежащих к различным функциональным стилям языка.
Осознанный выбор средств выразительности на этапе оформления текста.
7. Речевые жанры.
Понятие речевого жанра. Учёт взаимосвязей жанра, авторской цели, способов
речевого воздействия, типа речи, логических структур текста, функционального стиля,
сферы и ситуации общения.
Общее представление об основных жанрах разных стилей.
Жанры представления, комплимента, письма, дневниковых записей.
Устный рассказ на заданную тему. Непринуждённая беседа. Спор, дискуссия,
полемика (особенности жанра).
Информационные газетные жанры: хроника, заметка, репортаж, портретный очерк,
проблемная статья.
Деловые жанры. Заявление, протокол, отчёт о работе.
Научные жанры: устный ответ, создание сообщения/доклада, конспекта, рецензии,
реферат, научно-исследовательский проект.
8. Языковые нормы в речи.
Нормы, обеспечивающие правильность в речи (орфоэпические, акцентологические,
словообразовательные, лексические, грамматические). Их использование в собственной речи
и этически корректная оценка в речи собеседника.
Нормы, обеспечивающие коммуникативную целесообразность речи (точность
словоупотребления, богатство и выразительность, ясность, стилистическая корректность).
Их использование и самооценка в собственной речи (устной, письменной) и оценка в речи
(устной, письменной) партнёра по общению. Осознанный выбор нормы.
Приёмы выбора коммуникативно-целесообразных языковых/речевых средств,
обеспечивающих выразительность текста и соблюдение культурно-речевых норм в тексте:
ясность, точность, выразительность, богатство речи.
9. Речевой этикет.
Нормативно ориентированный характер этикетных ситуаций общения: этикетная
ситуация общения, этикетный жанр и этапы его развёртывания, этикетная формула,
этикетная ошибка, этикетная роль, этикетный сигнал, правила речевого и неречевого
этикета, выбор этикетной темы беседы.
Исторические и национальные особенности этикета.
Анализ этикетной ситуации как речевого события: учёт психологического состояния
партнёра, места и времени общения, искренности намерений и целей собеседника и своих
собственных, соотносимости речевых и этикетно-речевых средств реализации этих
намерений и целей, возможности соблюдения собственно этикетных характеристик ситуац

7

Общие требования к результатам изучения предмета
Цели обучения соотнесены с основными задачами языкового и речевого обучения на
ступени основного общего образования, которые определены в ГОС НРК основного общего
образования Свердловской области в рамках содержательных линий образования.
Для реализации целей обучения РиКо очень важно создание условий для приобщения
к коммуникативно-направленной речевой деятельности и для понимания её универсального
(надпредметного) характера.
Содержательная линия образования «Информационная культура».
Предметно-информационная составляющая образованности:
- знание основных приёмов восприятия и понимания устного сообщения и письменного
текста;
- знание методик анализа текста с целью извлечения нужной информации: основной –
второстепенной, явной – скрытой;
- знание основных типов лингвистических словарей и справочников;
- знание основных методов отбора достоверной и необходимой для решения практических
задач информации.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- развитие умений отбирать необходимую для решения практических задач информацию из
различных источников;
- развитие умений использовать различные способы подачи информации при
взаимодействии с другими людьми;
- развитие навыков работы с учебником и любым текстом, извлечения необходимой
информации;
- выработка основных показателей критического отношения к различной информации,
отбора наиболее достоверной;
- формирование умений использовать различные источники информации для повышения
эффективности образования и самообразования.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- развитие понимания приоритетности приобретаемых компетенций, уважения к родному
языку и речевой деятельности (собственной и другого человека) на его основе.
Содержательная линия образования «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности».
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- развитие культуры общения как основы психофизического благополучия. Соблюдение
норм и правил бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия и для реализации его надпредметной функции.
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать умения,
навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и
предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения курса
совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию
из различных источников, умение работать с разными видами текстов);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

8

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по РиКО.
Предметно-информационная составляющая образованности.
В результате изучения курса ученик должен знать / понимать:
- компоненты ситуации речевого общения;
- вербальные / невербальные средства общения;
- сферы и виды общения;
- виды речи (устная, письменная) и текста (монолог, диалог);
- типы речи (повествование, описание, рассуждение) и текста (речевые жанры);
- виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение);
- виды слушания (рефлексивное, нерефлексивное) и чтения (ознакомительное, подробное,
аналитическое);
- текст как источник информации и как средство общения;
- логические структуры текста (тема, основная мысль, тезисно-аргументативная структура,
примеры, вывод);
- композиция текста;
- средства речевого оформления;
- понятия адресного текста и воздействующего текста;
- способы отбора достоверной информации из различных источников;
- характеристики текстов, использующих каждый из типов речи: авторская цель и авторская
позиция, топы, особенности композиционного и речевого оформления, стилистические
особенности, типичные жанры, воздействующий эффект, средства выразительности;
- взаимосвязи понятий стилевая принадлежность текста – тип речи, использованный в
тексте – речевой жанр – речевое воздействие;
- культурно-речевые нормы (ортологические и способствующие коммуникативной
целесообразности речи);
- характеристики речевого этикета.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности.
В результате изучения курса ученик должен уметь:
- использовать устную и письменную речь в соответствии с целями участников ситуации
общения и особенностями ситуации общения;
- создавать монологические высказывания;
- участвовать в диалоге;
- практически использовать способы предъявления, восприятия и понимания информации в
условиях устного диалога;
- практически использовать способы предъявления, восприятия и понимания информации
при работе с письменным текстом;
- определить принадлежность текста к типу речи, стилю, речевому жанру;
- использовать приёмы и способы сохранения и развития темы, основные мысли в тексте;
- пользоваться различными способами аргументации;
- выстроить композицию текста;
- выбрать ситуативно-уместные, стилистически корректные и коммуникативно-эффективные
средства выразительности при создании текста;
- применять различные способы отбора и систематизации достоверной информации;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- создавать адресный текст;
- озаглавить текст;
- составлять план текста;
- на практике опираться на изученные характеристики повествования, описания,
рассуждения при создании и восприятии текста;

9

- при создании текста соблюдать культурно-речевые нормы;
- при участии в диалоге соблюдать культурно-речевые нормы;
- в собственной речи использовать этикетные формулы, этикетные сигналы, правила выбора
этикетной темы беседы;
- использовать различные этикетные жанры с учётом национальных особенностей этикета.
Ценностно-ориентационная составляющая.
В результате изучения курса ученик должен:
- понимать ценность информационного взаимодействия для современного общества и для
каждого из его участников;
- понимать общекультурную значимость текста как источника информации и средства
общения;
- стремиться к соблюдению этических основ речевого общения при использовании устной и
письменной речи.
Примерная программа курса «Речи и культура общения» для основного общего образования.
V – IX классы. /Сост. Долинина Т.А., Архарова Д.И., Дзюба Е.В. – Екатеринбург, 2007.
Учебно-теоретическое обеспечение:
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения /Практическая
риторика: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных школ. – Екатеринбург: ИД
«Сократ», 2007. – 176 с.
Учебно-практическое обеспечение:
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Играем – учимся. Учимся играя: Сборник коммуникативных
игр и речевых упражнений: Пособие для учителей / Урал. Гос. пед. ун-т.- Екатеринбург,
1997. – 68 с.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая
риторика). 9 класс: Методич. рекомендации для учителей / Урал. Гос. ун-т. – Екатеринбург,
2002. – 116 с.
Учебно-справочное обеспечение:
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов; Под общ. Ред. Проф.
Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство
«Мир и образование», 2007. – 640 с.
2.Орфографический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 320 с.
3.Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 8
изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с.
4.Словарь иностранных слов: свыше 21000 слов / отв. редакторы В.В. Бурцева, Н.М.
Семёнова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2007. – 817 с.
5.Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка: ок. 2000 единиц / А.Н.
Тихонов, Н.А.Ковалёва. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 520 с.

10

Календарно-тематическое планирование
курса «Речь и культура общения» в 8-х классах
34 часа (1 час в неделю)
№

Тема урока

Ко
лво
час
ов

Планируемые результаты усвоения учебного курса
предметные

1.

Особенности
описательных
текстов.

1

Создавать
собственный текст
описательного и
повествовательног
о типа речь

2.

Особенности
повествовательны
х текстов

1

Создавать
собственный текст
описательного и
повествовательног
о
типа
речи.
Повышать
речевую культуру
ученика.

3-4

Общая
характеристика
текстарассуждения

2

Уметь определять
причинноследственные
связи
между
основной мыслью
и всем текстом,
находить доводы в
рассуждении,

метапредметные

Виды деятельности
обучающихся

Домашнее
задание

Сроки

личностные

Повторение изученного в 5-7 классах
умение выбирать форму умение
речи в соответствии с корректировать
ситуацией общения
свою
речь
в
соответствии
с
ситуацией
общения
умение чувствовать себя понимание
уверенно и свободно при практической
произнесении текста
значимости
получаемой
информации;
осознание
собственных целей
в
процессе
слушания и целей
говорящего
умение
осознанно умение
при
использовать
речевые произнесении
средства в соответствии с текста
задачей
коммуникации использовать
для выражения своих умения, связанные
чувств, мыслей
с
пониманием
ситуации общения

устные высказывания,
выразительное чтение

12.0116.01

выразительное чтение, Упр. 16 (2) –
составление таблицы
сочинение
или
риторический
анализ текста

19.0123.01

сообщения учителя и Риторический 26.01учащихся,
анализ текста- 30.01
составление
плана, рассуждения
выразительное чтение

11

5-6

Основная мысль 2
(тезис)
в
рассуждении.

7-8

Доводы
рассуждении

9

Смысловые
1
модели (топы) в
рассуждении

в 1

определять
коммуникативную
цель
текстарассуждения.
Уметь
предъявлять и
сохранять тезис в
рассуждении,
связывать тезис с
заголовком.
Повышение
речевой культуры
ученика.

извлечение необходимой
информации из текста;
осознанное
построение
речевого высказывания;
умение аргументировать
собственную
точку
зрения

умение понимать
практическую
значимость
получаемой
информации;
осознавать
собственные цели
в
процессе
слушания и цели
говорящего
Уметь
умение выбирать форму умение сохранять
конструировать
речи в соответствии с основную мысль в
текст ситуацией общения
монологе
и
рассуждение в
диалоге,
соответствии с
использовать
риторическим
вербальные
и
каноном
невербальные
(изобретение,
средства
для
расположение,
придания
речи
оформление
выразительности
материала,
чувствовать себя
исполнение
уверенно
и
текста).
свободно
при
Повышение
произнесении
речевой культуры
текста
ученика.
Уметь применять умение
соблюдать формирование
полученные
этикетные правила и осознанного,
знания
на владеть
этикетно- уважительного и
практике
(на коммуникативными
доброжелательног
других уроках, в приемами в ситуации о отношения к

работа со статьей Риторический 02.02учебника, заполнение анализ текста- 06.02
таблицы, сообщения рассуждения
учителя и учащихся

конструирование
Риторический
диалога на основе анализ текста
материала
статьи
учебника

09.0213.02

сообщения учителя и
учащихся,
составление вопросов
по материалам статьи
учебника

16.0220.02

12

10

Смысловая
1
модель «Причина
– следствие».

11

Смысловая
модель «Пример»

1

повседневной
жизни,
на
экзаменах,
при
написании
и
защите
рефератов),
использовать
2
вида
связи,
цепную и веерную
Уметь применять
полученные
знания
на
практике
(на
других уроках, в
повседневной
жизни,
на
экзаменах,
при
написании
и
защите
рефератов),
использовать
2
вида
связи,
цепную
и
веерную.
Уметь применять
полученные
знания
на
практике
(на
других уроках, в
повседневной
жизни,
на
экзаменах,
при
написании
и
защите
рефератов),

реального общения

другому человеку,
его мнению

владение
устной
и
письменной
речью,
монологической
контекстной речью

формирование
конструирование
осознанного,
диалога
уважительного и
доброжелательног
о отношения к
другому человеку,
его
мнению,
готовности
и
способности вести
диалог с другими
людьми

умение
информацию
выводы

обобщать умение понимать выразительное чтение,
и делать практическую
сообщения учителя и
значимость
учащегося
получаемой
информации;
осознавать
собственные цели
в
процессе
слушания и цели
говорящего;
отслеживать

23.0227.02

02.0306.03

13
использовать
2
вида
связи,
цепную
и
веерную.
12

Творческая работа 1
по
изученному
материалу

1314

Вступление
текстерассуждении.

1516

Основная
часть 1
рассуждения

в 1

степень
собственного
понимания
или
непонимания
услышанного
Уметь применять
умение самостоятельно умение сохранять
на практике
организовывать
основную мысль в
полученные
собственную
монологе
и
знания.
деятельность, оценивать диалоге,
По
ее, определять сферу использовать
предложенному
своих интересов
вербальные
и
тезису
или
невербальные
антитезису
средства
для
составлять текстпридания
речи
рассуждение.
выразительности
чувствовать себя
уверенно
и
свободно
при
произнесении
текста
Расположение материала в убеждающей речи
Уметь
умение
понимать представление
конструировать 2 проблему
текста, своих оценок и
вида вступления, структурировать
суждений
по
выбирать 1 из материал,
подбирать поводу
видов
в аргументы
для прочитанного
зависимости
от подтверждения
авторского
собственной
позиции,
замысла,
формулировать выводы
соединять 2 вида
вступления
в
одном тексте.
Уметь применять умение структурировать умение выражать
логические связки, материал,
подбирать собственное
используемые при аргументы
для отношение
к

сообщения учителя и
учащихся,
выразительное
чтение наизусть, беседа

09.0313.03

сообщения учителя и
учащихся,
составление таблицы,
групповая
исследовательская
работа с текстом

16.0320.03

Варианты
вступления
1)на
литературную
тему
2)к
тексту
устного ответа
– рассуждения
на
уроке
химии, физики
и других.
работа с учебником, По
конструирование
предложенном
диалога,
слайдовая у вступлению

30.0303.04

14

1718

Заключение
рассуждении.

в 1

1920

Творческая работа 1
по
созданию
текстарассуждения.

2122

Риторические
средства
выразительности.

выстраивании
композиции.
Использовать
индуктивный
и
дедуктивный
способ построения
основной
части
рассуждения.
Уметь сочетать 2
вида заключений в
одном
тексте,
составлять
заключения
различных видов к
собственным
рассуждениям
Уметь применять
на практике
полученные
знания.
По
предложенному
тезису
или
антитезису
составлять текстрассуждение.
Уметь
использовать
в
собственной речи
лексические
средства
выразительности,
выполнять
риторический
анализ
текста

подтверждения
поставленной
в презентация
собственной
позиции, тексте проблеме
умение
формулировать
выводы

и заключению
придумать
основную
часть.

умение
осознанно
использовать
речевые
средства в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей; владение
письменной речью

умение
при
восприятии текста
понимать
нравственные
идеи, нашедшие
отражение в этом
тексте

Создание
06.04заключения к 10.04
собственному
сочинению (не
только
на
литературную
тему).

умение
работать
с
информацией,
представленной в разных
источниках и в разном
виде

представление
сообщение учителя, Текстсвоих оценок и лексическая
работа, рассуждение
суждений
по исследовательская
(сочинение
поводу
работа с текстом,
прочитанного
беседа

13.0417.04

умение
работать
с
информацией,
представленной в разных
источниках и в разном
виде

представление
исследовательская
своих оценок и работа с текстом,
суждений
по беседа
поводу
прочитанного

20.0424.04

сообщение учителя,
лексическая
работа,
исследовательская
работа с текстом,
беседа

15

2324

Эмоциональность 1
и выразительность
рассуждения
в
различных сферах
общения.

2526

Творческая работа 1
по расположению
материала
в
тексте.

2728

Личность
говорящего
эффективность
речи.

2930

Взаимодействие
2
говорящего
и
слушающего.

1
и

различных стилей.
Уметь
использовать
в
собственной речи
лексические
средства
выразительности,
выполнять
риторический
анализ
текста
различных стилей.

Уметь
конструировать и
исполнять
по
правилам
риторики текст –
рассуждение,
использовать
вербальные
и
невербальные
средства общения.
Уметь
конструировать и
исполнять
по
правилам
риторики текст –
рассуждение,

умение структурировать
материал,
подбирать
аргументы
для
подтверждения
собственной
позиции,
умение
формулировать
выводы

умение слышать
тему и основную
мысль
произносимого
текста;
умение понимать
логику раскрытия
основной мысли

исследовательская
работа с текстом,
сообщения учащихся,
беседа

27.0430.04

умение структурировать
материал,
подбирать
аргументы
для
подтверждения
собственной
позиции,
умение
формулировать
выводы

умение слышать
тему и основную
мысль
произносимого
текста;
умение понимать
логику раскрытия
основной мысли
умение слышать
тему и основную
мысль
произносимого
текста;
умение понимать
логику раскрытия
основной мысли

исследовательская
работа с текстом,
сообщения учащихся,
беседа

Целостный
04.05риторический 08.05
анализ
монологическ
ого
текстарассуждения.

сообщения учителя и
учащихся, работа с
учебником,
беседа,
слайдовая
презентация

11.0515.05

умение
работать
с
разными
источниками
информации, находить ее,
анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности

умение владеть жанрами
повествовательного
и
описательного рассказа,
устного ответа;
при
анализе
чужого
текста определять его

умение понимать беседа, викторина
практическую
значимость
получаемой
информации;
умение осознавать

18.0522.05
25.0529.05

16
использовать
вербальные
и
невербальные
средства общения.
3132

Риторический
практикум
по
исполнению
убеждающей
речи.

33

Речевой этикет.

34

Итоговая
контрольная
работа за курс 8ого класса.

Уметь исполнять
описательный
текст.
Учить
анализировать
исполнительское
мастерство чтеца
(говорящего)
описательного
текста
Использовать
в
собственной
практике
этикетные жанры,
формулы,
сигналы.
Воспитывать
культуру общения.
Применять
полученные
знания
практике.

на

тему и основную мысль,
видеть,
какими
средствами автор их
сохраняет на протяжении
всего текста

собственные цели
в
процессе
слушания и цели
говорящего

Аналитическо
е
описание
этикетных
ситуаций
с
учётом
национальных
особенностей
этикетного
поведения

17

Календарно-тематическое планирование
курса «Речь и культура общения» в 9-х классах
33 часа (1 час в неделю)
№

1.

2.

3.

Тема урока

Ко
лво
час
ов

Повторение
1
изученного.
Риторические
средства
воплощения
авторского
замысла в
описательных и
повествовательны
х текстах.
Риторические
1
средства
воплощения
авторского
замысла в
повествовательноописательных
текстах.
Риторические
1
характеристики
текстарассуждения
и
текстов,
включающих

Планируемые результаты усвоения учебного курса
предметные

метапредметные

Виды деятельности
обучающихся

Домашнее
задание

Сроки

личностные

умение различать
термины «текст» и
«речь»;
формулировать
тему,
основную
мысль, выбирать
коммуникативную
цель и тип речи

Раздел. Количество часов. Сроки
умение
понимать представление
создание
проблему
текста, своих оценок и тематических цепочек,
структурировать
суждений
по групповая работа с
материал,
подбирать поводу
текстом
аргументы
для прочитанного
подтверждения
собственной
позиции,
формулировать выводы

умение различать
термины «текст» и
«речь»;
формулировать
тему,
основную
мысль, выбирать
коммуникативную
цель и тип речи
умение определять
текст по форме,
типу
речи,
выявлять
устойчивые
стилистические

умение понимать цели и
типы
речи,
структурировать
материал,
подбирать
аргументы
для
подтверждения
собственной
позиции,
формулировать выводы
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей

Формирование
устойчивой
мотивации
к
самостоятельной и
коллективной
аналитической,
исследовательской
деятельности
Формирование
устойчивой
мотивации
к
самостоятельной и
коллективной
аналитической

03.09

Самостоятельная
Параграф 1.
работа (изобретение Упражнение
текста по алгоритму 11.
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя)

10.09

Самостоятельная
работа (анализ текста
по
алгоритму
выполнения
задачи
при консультативной
помощи учителя

17.09

Параграф 2.
Написать
изложение по
упражнению
17.

18
различные
речи.

типы

признаки текстов

4.

Комплексный
анализ текста.

1

5.

Самостоятельная
работа
"Комплексный
анализ текста" (по
упражнению 26).

1

деятельности

Анализ текста: риторические и стилистические аспекты
умение оценивать извлечение необходимой умение понимать работа со статьей
правильность
информации из текста; практическую
учебника, заполнение
(уместность)
осознанное
построение значимость
таблицы, сообщения
выбора языковых
речевого высказывания;
получаемой
учителя и учащихся
и неязыковых
умение аргументировать информации
средств устного и
собственную
точку
письменного
зрения
общения на
уроке,
в школе, в быту,
со знакомыми и
незнакомыми, с
людьми разного
возраста
умение оценивать
правильность
(уместность)
выбора языковых
и неязыковых
средств устного и
письменного
общения на
уроке,
в школе, в быту,
со знакомыми и
незнакомыми, с
людьми разного
возраста

умение ориентироваться
в учебнике и
использовать условные
обозначения при
освоении материала
урока

формировать
интерес к
языковой и
речевой
деятельности;
первоначальные
навыки
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками

Параграф
3. 24.09
Проработать
памятку
«Комплексны
й
анализ
текста:
риторические
и
стилистически
е аспекты»

конструирование
диалога на основе
материала
статьи
учебника

Интерпретация авторского текста на основе его комплексного анализа и создание собственного аналитического текста

01.10

19
6.

Рецензия на
прочитанный
текст.

1

умение оценивать
правильность
(уместность)
выбора языковых
и неязыковых
средств устного и
письменного
общения на
уроке,
в школе, в быту,
со знакомыми и
незнакомыми, с
людьми разного
возраста

умение ориентироваться
в учебнике и
использовать условные
обозначения при
освоении материала
урока

оценивать высказы
вания людей с
точки зрения их
уместности,
тактичности в
данной ситуации

сообщения учителя и Параграф 4.
учащихся,
Упражнение
составление вопросов 32.
по материалам статьи
учебника

08.10

7.

Самостоятельная
1
работа "Рецензия
на
публицистический
текст".

умение ориентироваться
в учебнике и
использовать условные
обозначения при
освоении материала
урока

15.10

Сочинение на
литературную
тему.

формировать
уважительное
отношение к
русскому языку
как родному языку
русского народа и
как к
государственному
языку;
формировать
интерес к
языковой и
речевой
деятельности
формировать
уважительное
отношение к
русскому языку
как родному языку
русского народа и

устные высказывания,
выразительное чтение

8-9.

умение оценивать
правильность
(уместность)
выбора языковых
и неязыковых
средств устного и
письменного
общения на
уроке,
в школе, в быту,
со знакомыми и
незнакомыми, с
людьми разного
возраста
умение оценивать
правильность
(уместность)
выбора языковых
и неязыковых
средств устного и

выразительное чтение, Параграф 5.
сообщения учителя и Упражнение
учащегося
44.

22.10
05.11

2

умение ориентироваться
в учебнике и
использовать условные
обозначения при
освоении материала
урока

20
письменного
общения на
уроке,
в школе, в быту,
со знакомыми и
незнакомыми, с
людьми разного
возраста

10.

Роль слушания в
процессе
общения.

1

1112.

Логические
основы
восприятия
устной речи.

2

как к
государственному
языку;
формировать
интерес к
языковой и
речевой
деятельности

Восприятие устной речи
чтение
и умение самостоятельно формировать
понимание общего организовывать
уважительное
содержания
собственную
отношение к
текстов
разных деятельность,
умение русскому языку
функциональных
оценивать ее, определять как родному языку
стилей и жанров
сферу своих интересов
русского народа и
как к
государственному
языку;
формировать
интерес к
языковой и
речевой
деятельности
чтение и
умение
понимать получать
понимание общего проблему
текста, первоначальные
содержания
структурировать
навыки
текстов разных
материал,
подбирать сотрудничества со
функциональных
аргументы
для взрослыми и
стилей и жанров
подтверждения
сверстниками;
собственной
позиции, формировать
формулировать выводы
потребность к
творческой
деятельности.

сообщения учителя и Параграф 6.
учащихся,
создание Упражнение
текста, беседа
48

12.11

сообщения учителя и Текстучащихся,
рассуждение
создание собственного (сочинение)
текста

19.11
26.11

21

1314.

Беседа как тип 2
диалога.
Жанр
непринужденной
беседы.

15.

Жанр светской
беседы.

1

1617..

Беседа в деловой
сфере общения.

2

18.

Контрольная
работа «Беседа
как способ
эффективного
диалога»

1

1920..

Искусство
задавать вопросы

2

умение находить
основную мысль в
чужом
тексте,
видеть
взаимозависимост
ь темы, «нового» и
основной мысли
текста
умение
совершенствовать
текст,
находя
такие
средства
выражения
авторской
позиции, которые
отражают
суть
авторского
замысла
чтение
и
понимание общего
содержания
текстов
разных
функциональных
стилей и жанров
чтение
и
понимание общего
содержания
текстов
разных
функциональных
стилей и жанров
чтение
и
понимание общего

Эффективное диалогическое общение
умение структурировать умение выражать
материал,
подбирать собственное
аргументы
для отношение
к
подтверждения
поставленной
в
собственной
позиции, тексте проблеме
умение
формулировать
выводы

работа с учебником,
конструирование
диалога,
слайдовая
презентация

Параграф 8.
Составить
правила
ведения
беседы.

03.12
10.12

умение
осознанно
использовать
речевые
средства в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей; владение
письменной речью

умение
при
восприятии текста
понимать
нравственные
идеи, нашедшие
отражение в этом
тексте

сообщение учителя, Параграф 9.
лексическая
работа, Упражнение
исследовательская
66.
работа с текстом,
беседа

17.12

умение
работать
с
научной
информацией,
представленной в разных
источниках и в разном
виде

Умение подбирать
материал
для
написания текста
научного
стиля
речи;
последовательно
излагать материал
Умение подбирать
материал
для
написания
биографии;
последовательно
излагать материал
умение слышать
тему и основную

сообщение учителя, Параграф 10.
лексическая
работа, Упражнение
исследовательская
74.
работа с текстом,
беседа

24.12
13.01

исследовательская
работа с текстом,
беседа

20.01

исследовательская
Параграф 11.
работа с текстом, Составить

27.01
03.02

умение
работать
с
информацией,
представленной в разных
источниках и в разном
виде
умение структурировать
материал,
подбирать

22
и отвечать на них.

содержания
текстов
разных
функциональных
стилей и жанров

аргументы
для
подтверждения
собственной
позиции,
умение
формулировать
выводы

2122..

Виды споров.
2
Речевое поведение
участников спора.

умение структурировать
материал,
подбирать
аргументы
для
подтверждения
собственной
позиции,
умение
формулировать
выводы

23..

Правила речевого
поведения в
ситуации спора.

1

умение выстроить
цепочки «нового»
в
повествовательны
х
текстах с
помощью
интересных
подробностей;
создавать
повествовательны
е тексты
умение создавать
собственные
тексты

2425.

Подбор
аргументов «за» и
«против» к
одному тезису.

2

умение создавать
собственные
тексты

умение владеть жанром
описательного рассказа,
устного ответа;
при
анализе
чужого
текста определять его
тему и основную мысль,
видеть,
какими

умение
работать
с
разными
источниками
информации, находить ее,
анализировать,
использовать
в
самостоятельной
деятельности

мысль
сообщения учащихся, риторические
произносимого
беседа
рекомендации,
текста;
помогающие
умение понимать
овладевать
логику раскрытия
искусством
основной мысли
ставить
вопросы и
отвечать ни
них.
умение слышать исследовательская
Параграф 12.
тему и основную работа с текстом, Подобрать
мысль
сообщения учащихся, высказывания
произносимого
беседа
о споре.
текста;
умение понимать
логику раскрытия
основной мысли

умение слышать
тему и основную
мысль
произносимого
текста;
умение понимать
логику раскрытия
основной мысли
получать
первоначальные
навыки
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками;
формировать

10.02
17.02

сообщения учителя и Параграф 12.
учащихся, работа с Упражнение
учебником,
беседа, 90
слайдовая
презентация

24.02

беседа,
Параграф 13.
создание собственного Составить
текста
схему
разработки
темы
«Школа»,
«Гаджеты».

03.03
10.03

23

2627.

Опровержение
аргументов
оппонентов.

2

28.

Самостоятельная
работа
«Аргументы» (по
упражнению 100)

1

2930

Основные
риторические
характеристики
монолога и
диалога.

2

средствами автор их
сохраняет на протяжении
всего текста
умение создавать самостоятельно
собственные
работать с некоторыми
тексты
заданиями учебника,
осознавать недостаток
информации,
использовать школьные
словари

потребность к
творческой
деятельности
получать
первоначальные
навыки
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками;
формировать
потребность к
творческой
деятельности
умение создавать реализовывать простое
получать
собственные
высказывание
на первоначальные
тексты
заданную тему
навыки
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками;
формировать
потребность к
творческой
деятельности
Обобщение изученного
умение
анализировать
текст с помощью
риторических
средств

реализовывать простое
высказывание на
заданную тему

получать
первоначальные
навыки
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками;
формировать
потребность к
творческой
деятельности

исследовательская
Параграф
работа с текстом, 14.Подготовит
беседа
ься к игре
«Суд»
(упражнение
108)

17.03
31.03

творческая
работа
(изобретение
текста
по алгоритму при
консультативной
помощи учителя)

07.04

сообщение учащихся Параграф 15.
и
учителя, Упражнение
составление таблицы
114.

14.04
21.04

24
3132.

Речевой этикет.

2

умение
умение владеть научным,
совершенствовать деловым стилем речи
текст,
находя
такие
средства
выражения
авторской
позиции, которые
отражают
суть
авторского
замысла

формировать
уважительное
отношение к
русскому языку
как родному языку
русского народа и
как к
государственному
языку;
формировать
интерес к
языковой и
речевой
деятельности
понимать знаки, символы, формировать
модели, схемы,
уважительное
приведённые в учебнике
отношение к
и учебных пособиях (в
русскому языку
том числе в электронном как родному языку
приложении к учебнику)
русского народа и
как к
государственному
языку;
формировать
интерес к
языковой и
речевой
деятельности

исследовательская
Подготовиться
работа с текстом, к контрольной
беседа
итоговой
работе.

28.04
05.05

33

Итоговая
контрольная
работа за курс 9ого класса.

1

умение создавать
текст по
результатам
наблюдений за
фактами и
явлениями языка.

исследовательская
работа с текстом,
беседа

12.05
19.05

25

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575780

Владелец

Четырёва Елена Анатольевна

Действителен

С 04.05.2022 по 04.05.2023

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

519259607574593999952456277565694459464737450438

Владелец

Четырёва Елена Анатольевна

Действителен

С 29.05.2023 по 28.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».