Искусство, 1-4 кл.

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Искусство»
1-4 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство»
Направленность программы
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на
обучение, воспитание и развитие детей средствами изобразительного искусства, декоративноприкладного творчества.
Актуальность
Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для
всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению
прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка рождает радость от
осознания красоты. Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его
духовный мир. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно
наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память и способствует развитию
образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство доброты,
сопереживания и сочувствие к окружающим.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что для достижения наилучших результатов на
занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаши, гуашь,
акварель, пастель), но и другие материалы для детского творчества (различные виды цветной и
самоклеющейся бумаги, картона, разнообразные виды пластилина).
Педагогическая целесообразность
С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятия в
объединении развивают наше подрастающее поколение: детей знакомят с величайшими творениями
русских и зарубежных художников, дети получают искусствоведческие беседы, выполняют
творческие задания и участвуют в мероприятиях. Сотворчество педагога и детей способствует
заинтересованности их художественно-творческой деятельностью, проявлению самостоятельности,
активности. Общение школьника со сверстниками возникает и развивается только на основе общения
с взрослыми, роль которых оказывает положительное социальное влияние в построении
взаимоотношений детей друг с другом. В рамках внеурочной деятельности можно объединить в одну
группу детей, обладающих разными потенциалом: одарённых, с ограниченными возможностями
здоровья, но имеющих одинаковые творческие интересы.

Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно –
изобразительными средствами.

Задачи:


воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта
человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;



художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и
воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные
приемы и решения в реализации творческих идей;



техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного
мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы и методы работы:
Формы

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда
обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме
того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для
родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов
художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном
процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:


Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов
работы, в выборе тем.



Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.



В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.



Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с
элементами творчества необходимы трудовые усилия.



Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.



Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать
у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным
выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно
совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а
затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве.

Применяются
такие
методы,
как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается
демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с
детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и
предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки,
праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов,
пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся
также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В
начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие
просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко
применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися
выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения,
задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические
ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём
обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Общие цели программы по внеурочной деятельности







формирование осознания значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им,
чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с
природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Объем программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11
лет. Объем программы:33 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа - 3 класс, 34 часа – 4 класс.
Сроки реализации образовательной программы – 4 года.
Ожидаемые результаты.
Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного
восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений
руки и усвоению графических навыков.
Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично
заполнять поверхность листа рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и
природного материала, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных
оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать
кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат
навыки лепки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».