Шахматы, 1-4 класс

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы».
Направленность: общеинтеллектуальной
Актуальность: Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается
широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций,
чтение дидактических сказок и т. д., данная Программа является актуальной.
Цель программы:
Создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового
возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
— массовое вовлечение подростков в шахматную игру;
— приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях. Образовательные задачи
способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;
— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных
тактических приёмах;
— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— изучению приёмов и методов шахматной борьбы. Оздоровительные задачи направлены на:
— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат
в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений;
— воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Воспитательные задачи
способствуют:
— приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
— развитию выдержки, собранности, внимательности;
— развитию эстетического восприятия действительности;
— формированию уважения к чужому мнению.

Объём программы:
Программа является экспериментальной и рассчитана на 34 часов – 1 часа в неделю с
перерывом согласно нормативным документам, срок реализации 1 год. Возраст
обучающихся с 7 до 11 лет.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
— наличие чувства прекрасного;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
— воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других
людей;
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к
работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты:
— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную
цель деятельности в области шахматной игры;
— владение способом структурирования шахматных знаний;
— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных
условиях;
— умение находить необходимую информацию;
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового
характера;
— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинноследственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать
внимание, находить нестандартные решения.
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также
уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в
том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты:
-шахматные термины и понятия, полная и полная связка, цугцванг, выжидательный вход,
ближняя и дальняя оппозиция, детский мат, перевес в развитии, голый король, линейный мат,
вечный шах, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, гамбит, эндшпиль, гамбит;
- базовые тактические приемы: двойной удар связка, методы защиты от связки, отвлечение,
перезагрузка, взлом вскрытое нападение, прорыв;
-типовые схемы матовых комбинаций при атаке на застрявшего в центре короля и при атаке
позиции рокировки;
- основные сведения о пешечных окончаниях: отдаленная проходная, защищенная проходная,
правило квадрата метод отталкивания плечом, активный король;
-базовые сведенья о методах разыгрывания дебюта, основные принципы разыгрывания
итальянской партии и северного гамбита


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».