Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы». Направленность: общеинтеллектуальной Актуальность: Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д., данная Программа является актуальной. Цель программы: Создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру. Для достижения поставленной цели необходимо решение задач: — массовое вовлечение подростков в шахматную игру; — приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре; — открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; — выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях. Образовательные задачи способствуют: — приобретению знаний из истории развития шахмат; — углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах; — освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; — изучению приёмов и методов шахматной борьбы. Оздоровительные задачи направлены на: — формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; — формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений; — воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Воспитательные задачи способствуют: — приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; — воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; — формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям; — развитию выдержки, собранности, внимательности; — развитию эстетического восприятия действительности; — формированию уважения к чужому мнению. Объём программы: Программа является экспериментальной и рассчитана на 34 часов – 1 часа в неделю с перерывом согласно нормативным документам, срок реализации 1 год. Возраст обучающихся с 7 до 11 лет. Планируемые результаты: Личностные результаты: — ориентацию на моральные нормы и их выполнение; — наличие чувства прекрасного; — формирование основ шахматной культуры; — понимание важности бережного отношения к собственному здоровью; — наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; — готовность и способность к саморазвитию и самообучению; — уважительное отношение к иному мнению; — приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; — воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; — умение управлять своими эмоциями; — дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; — оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты: — умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; — владение способом структурирования шахматных знаний; — способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; — умение находить необходимую информацию; — способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; — умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; — способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинноследственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения. — умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; — способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; — умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника); — возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. — умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; — способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты: -шахматные термины и понятия, полная и полная связка, цугцванг, выжидательный вход, ближняя и дальняя оппозиция, детский мат, перевес в развитии, голый король, линейный мат, вечный шах, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, гамбит, эндшпиль, гамбит; - базовые тактические приемы: двойной удар связка, методы защиты от связки, отвлечение, перезагрузка, взлом вскрытое нападение, прорыв; -типовые схемы матовых комбинаций при атаке на застрявшего в центре короля и при атаке позиции рокировки; - основные сведения о пешечных окончаниях: отдаленная проходная, защищенная проходная, правило квадрата метод отталкивания плечом, активный король; -базовые сведенья о методах разыгрывания дебюта, основные принципы разыгрывания итальянской партии и северного гамбита