Шахматы, 5-8 класс

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
Направленность: общеинтеллектуалная
Актуальность: программы продиктована требованиями времени. Так как
формирование развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и
содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер.
Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая
индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности,
способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить
логические операции);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Программа является экспериментальной и рассчитана на 34 часов – 1 часа в неделю с
перерывом согласно нормативным документам, срок реализации 2 год. Возраст
обучающихся с 10 до 15 лет.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
— о взаимосвязи человека с природной и социальной средой; о свободе личности в условиях
личного и общественного пространства, правилах межличностных отношений; о
субъективном и историческом времени в сознании человека; о чувстве личности; о
формировании уникальной внутренней позиции личности каждого обучающегося;
— об обществе и его членах, роли различных социальных институтов в жизни человека
(семья, школа, государственные органы и учреждения); об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина демократического общества, социальных нормах отношений и
поведения (гуманизм, толерантность, дружба и др.); о положительном влиянии богатого
внутреннего духовного мира на личность человека, его трудовую
деятельность и выбор профессии; о правилах безопасности для сохранения жизни и
физического, психического и социального развития личности;
— о сущности, месте и роли человека в природной среде, соблюдении экологически ценных
отношений с объектами природы как источником материального блага и объектам трудовой
деятельности людей;
— о научной картине мира, раскрывающей основные закономерности развития природы и
общества;

— о взаимосвязи природы, общества и человека, их целостности;
— о художественно-эстетической картине мира как отражении субъективного его
восприятия в произведениях искусства; о прекрасном и безобразном в окружающем мире и
критериях их оценки; о роли искусства в жизни общества и каждого его члена, значимости.
Метапредметные результаты:
— переводить практическую задачу в учебную;
— формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами,
мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
— выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и
эффективность выбранного алгоритма;
— самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи,
учитывать время, необходимое для этого;
— выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт,
проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей между объектами;
— формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,
исследования, презентовать полученные результаты;
— уместно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и
отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
— осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений,
ограничению и группировке понятий по объему и содержанию;
— выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным
основаниям;
— осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,
от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
— распознавать ложные и истинные утверждения;
— устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии
проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
— приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом
существующих точек зрения;
— использовать знаково-символические средства для представления информации и создания
несложных моделей изучаемых объектов;

— преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации,
а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в
соответствии с поставленной учебной задачей;
— строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять)
предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную
составляющую, представленную в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
Предметные результаты:
- элементарным тактическим приемам: вилка, связка и успешно применять их на практике;
- разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале
партии;
- составлять простейшие планы в миттельшпиле, например, матовая атака на короля или
размены с переходом в выигранное окончание;
- ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей,
- двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;
- записывать шахматную партию;
- пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;
- понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».