Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» Направленность: общеинтеллектуалная Актуальность: программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Для достижения поставленной цели необходимо решение задач: - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); - формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции); - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Программа является экспериментальной и рассчитана на 34 часов – 1 часа в неделю с перерывом согласно нормативным документам, срок реализации 2 год. Возраст обучающихся с 10 до 15 лет. Планируемые результаты: Личностные результаты: — о взаимосвязи человека с природной и социальной средой; о свободе личности в условиях личного и общественного пространства, правилах межличностных отношений; о субъективном и историческом времени в сознании человека; о чувстве личности; о формировании уникальной внутренней позиции личности каждого обучающегося; — об обществе и его членах, роли различных социальных институтов в жизни человека (семья, школа, государственные органы и учреждения); об основных правах, свободах и обязанностях гражданина демократического общества, социальных нормах отношений и поведения (гуманизм, толерантность, дружба и др.); о положительном влиянии богатого внутреннего духовного мира на личность человека, его трудовую деятельность и выбор профессии; о правилах безопасности для сохранения жизни и физического, психического и социального развития личности; — о сущности, месте и роли человека в природной среде, соблюдении экологически ценных отношений с объектами природы как источником материального блага и объектам трудовой деятельности людей; — о научной картине мира, раскрывающей основные закономерности развития природы и общества; — о взаимосвязи природы, общества и человека, их целостности; — о художественно-эстетической картине мира как отражении субъективного его восприятия в произведениях искусства; о прекрасном и безобразном в окружающем мире и критериях их оценки; о роли искусства в жизни общества и каждого его члена, значимости. Метапредметные результаты: — переводить практическую задачу в учебную; — формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами; — выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма; — самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого; — выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей; — проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей между объектами; — формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты; — уместно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира; — осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению и группировке понятий по объему и содержанию; — выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям; — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; — распознавать ложные и истинные утверждения; — устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам; — приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения; — использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; — преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей; — строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте; — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленную в письменном источнике, диалоге, дискуссии. Предметные результаты: - элементарным тактическим приемам: вилка, связка и успешно применять их на практике; - разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии; - составлять простейшие планы в миттельшпиле, например, матовая атака на короля или размены с переходом в выигранное окончание; - ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей, - двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами; - записывать шахматную партию; - пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах; - понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.