Приложение № 2 к Основной общеобразовательной программе - образовательной программе основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ № 19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) № 115 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство» в 5-7 классах ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Искусство» для 5,6,7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21); Устав МБОУ СОШ № 19 Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 19 Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №19; Учебного плана МБОУ СОШ №19 на 2023 – 2024 учебный год; Программа внеурочной деятельности «Искусство» в 5-7 классах опирается на ФГОС ООО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Реализация программы внеурочной деятельности «Искусство» основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Уделяется особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования. Учащиеся также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации. Актуальность программы обусловлена следующими факторами: 1) Уровневый подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка. 2) Формирование ИКТ - компетентности обучающихся повышают эффективность приобретения ключевых навыков и коммуникаций. 3) Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит обучающимся проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. 4) Колористическое восприятие художественных произведений учит понимать красоту цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Сфера углубленного изучения изобразительного искусства позволяет школьникам использовать занятия по интересам для повышения начальной профессиональной культуры. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Цель: развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты. Задачи: • расширить представления об изобразительном искусстве; • развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках; • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; • реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; • воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-13 лет. Предполагаемые формы занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка. Программа внеурочной деятельности рассчитана на один год. В соответствии с учебным планом гимназии на внеурочную деятельность «Волшебная кисть» в 5-7 классах отводится 1 час в неделю: в 5 классе - 34 часа; в 6 классе - 35 часов, в 7 классе - 35 часов. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения программы «Искусство» в 5-7 классе должны быть достигнуты определённые результаты. Личностные результаты • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; • Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; • Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных • • • • • образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино); Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Обучающийся научиться: • Различать отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; • пользоваться с ведущими элементами изобразительной грамоты - линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главными и дополнительными, холодными и теплыми цвета • передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве ив соответствии с этим - изменения размеров; • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; • владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; • понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; • понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, использовать подручный материал; Обучающийся поучит возможность научиться • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; • творчески откликаться на события окружающей жизни; СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Тема 2.1. Зарисовки, наброски. (1 час) Обучающий компонент. Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной грамоты - линия, штрих, тон в рисунке. Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его. Практическая часть: пользование рисовальными материалами; правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму; передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений; выполнять зарисовки и наброски. Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы. Методическое обеспечение. Альбом, ластик, карандаш, краски, кисть. Тема 2.2. «Графический эскиз». (1 час) Изображение средствами рисунка. Обучающий компонент. Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какие-либо изображения. Воспитывающий компонент. Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть красоту в жизни. Практическая часть. Выполнение графического эскиза на заданную тему. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер. Тема 2.3. Изображаем силуэт дерева. (1 час) Обучающий компонент. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его. Изображение линии горизонта. Практическая часть. Изображение дерева с натуры. Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы. Методическое обеспечение. Альбом, ластик, карандаш, краски, кисть. Раздел 2. Основы цветоведения. Живопись - искусство цвета. Тема 3.1 Первичные цвета. Цветовая гамма. (1 час) Обучающий компонент. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах. Воспитывающий компонент. Обогащение восприятия окружающего мира. Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами; освоение различных приемов работы акварелью, гуашью; получение различных цветов и их оттенков; Композиция «Волшебная Арктика». Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага. Тема 3.2 Красоту нужно уметь замечать. (1 час) Обучающий компонент Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Воспитывающий компонент. Умение ценить то, что создано руками человека и природой. Практическая часть. Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага. Материалы: для учителя - валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей - дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш. Тема 3.3. Рисуем дерево штампованием. (1 час) Обучающий компонент Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть) Практическая часть. Изображение дерева с использованием тампона. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, дополнительная литература. Раздел 3. Изображение растительного мира. Изображение животного мира. Тема 4.1. Изображение растительного мира. Исчезающая красота». Обучающий компонент. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки). Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература. Тема 4.2. «Исчезающая красота». Вариант - В гостях у осени. Обучающий компонент Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень» Воспитывающий компонент. Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Практическая часть. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература. Тема 4.3. «Исчезающая красота». Изображение на тему. Обучающий компонент Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. Практическая часть. Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература. Тема 4.4. Рисование животных по памяти и представлению. Обучающий компонент Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Воспитывающий компонент. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Практическая часть. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература. Раздел 4. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Тема 5.1. Узор из кругов и треугольников. (1 час) Обучающий компонент Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Воспитывающий компонент. Воспитание любви к изобразительному искусству. Практическая часть. Упражнение на заполнение свободного пространства на листе; Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов. Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет. Тема 5.2. Узор в полосе. (1 час) Обучающий компонент Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки). Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература. Раздел 5 Орнамент. Стилизация. (2 часа) Тема 6.1. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения» Обучающий компонент Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и д.р; Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов; Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Практическая часть. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира, применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература. Раздел 6 Жанры изобразительного искусства. Тема 7.1 (2 часа). Жанр изобразительного искусства. Пейзаж. Обучающий компонент. Знакомство с отдельными пейзажными работами выдающихся художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Воспитывающий компонент. Развитие эстетического восприятие мира, художественного вкуса. Практическая работа. Выполнение пейзажа по памяти и представлению. Обучающий компонент. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература. Тема 7.2 (2 часа). Жанр изобразительного искусства. Портрет. Обучающий компонент. Знакомство с отдельными портретными работами выдающихся художников Передача изобразительными средствами настроения в творческом портрете. Воспитывающий компонент. Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Практическая работа. Выполнение портрета по памяти или с натуры. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, графические материалы, крупная и тонкая кисти, белая и тонированная бумага, ластик, простой карандаш, иллюстрации. Тема 7.3(3 часа). Жанр изобразительного искусства. Натюрморт. Обучающий компонент. Знакомство с отдельными работами выдающихся художников, выполненных в жанре натюрморта. Передача образа натюрморта живописными или графическими материалами. Воспитывающий компонент. Развитие художественного вкуса и эстетического восприятия мира. Практическая работа. Выполнение натюрморта с натуры. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Краски, графические материалы, кисти крупные и тонкие, ластик, простой карандаш. Раздел 7. Тематическое рисование. Тема 8.1.(3 часа) Композиция на тему «Правила Дорожного движения». Возможны другие варианты тем. Обучающий компонент. Выбор композиционного сюжета. Правильное размещение объектов на плоскости бумаги. Этапы ведения тематической работы. Передача замысла изобразительными средствами. Воспитывающий компонент. Развитие и закрепление навыков поведения на дороге, усвоение. Правил дорожного движения. Практическая работа. Выполнение тематической работы по авторскому замыслу. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Графические и художественные принадлежности. Тема 8.2 Композиция на тему «Сказка в моей жизни» (4 часа). Возможны другие варианты тем. Обучающий компонент. Выбор композиционного сюжета. Грамотное размещение объектов композиции на формате листа. Передача замысла тематической работы изобразительными средствами. Этапы ведения тематической работы. Воспитывающий компонент. Воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия мира. Практическая работа. Изображение сказочного сюжета. Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Графические и живописные материалы. Раздел 8.0формительские, творческие и выставочные работы. Раздел включает в себя 4 часа подготовки работ учащихся к выставочной экспозиции. Обучающий компонент. Паспорту и способы его выполнения. Подготовка этикетки с информацией о работе и авторе. Правила формирования экспозиции. Способы монтажа-демонтажа выставки. Хранение работ. Воспитывающий компонент. Развитие художественного вкуса и эстетического восприятии я формирующейся экспозиции детских творческих работ. Практическая работа. Теоретические сведения с последующей практической работой. Методическое обеспечение. Альбомы с фотографиями ведущий галерей изобразительного искусства. Простой карандаш, ножницы, линейка, клей ПВА, ватман. Формы организации учебных занятий: • Индивидуальные занятия • Беседа • Практическая работа Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. На занятиях в изостудии каждый обучающийся выполнит определенное количество проектов - практических работ в различных рисовальных техниках. Темы проектов • Натюрморт из 2-3 предметов. Уголь • Композиция «В гостях у осени» • «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения» в полосе • Композиция на тему «Правила Дорожного движения • Композиция на тему «Сказка в моей жизни № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем Тематическое планирование Максимальная нагрузка Теоретиучащегося ч. ческое обучение, ч. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Основы цветоведения. Живопись искусство цвета. Изображение растительного мира. Изображение животного мира. Основы композиции. Взаимосвязь элементов произведения Орнамент. Стилизация. Из них Лабораторные Практические работы, работы, ч. ч. 3 1 2 3 1 2 4 1 3 2 1 1 2 8 1 1 1 7 Жанры ИЗО - пейзаж, портрет, натюрморт Тематическое рисование Оформительские, творческие и выставочные работы 9 4 1 8 4 Итого 35 8 27 Контрольная работа, ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № название темы, темы контрольных, практических и лабораторных количество часов, работ отводимых на дата проведения освоение урока программного 5,6,7 материала Раздел 1. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. 3 ч 1. 1 Изображение простых предметов на плоскости простым карандашом 2. Натюрморт из 2-3 предметов. Уголь 1 3. Зарисовки дерева с натуры 1 Раздел 2. Основы цветоведения. Живопись - искусство цвета. З ч 4. Композиция «Волшебная Арктика». 1 5. 1 Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Кора дерева. 6. Изображение пейзажа с деревьями с использованием тампона. 1 Раздел 3. Изображение растительного мира. Изображение животного мира. 4ч. 7. Композиция «В гостях у осени» 1 8. Композиция «В гостях у осени» 1 9. Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или 1 гуашью. 10. Рисование животных по памяти и представлению. 1 Раздел 4. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. 2 ч. Узор из кругов и треугольников 1 И. 12. Узор в полосе. 1 Раздел 5. Орнамент. Стилизация. 2 ч. 13. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения» в полосе 1 14. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения» в полосе Раздел 6. Жанры изобразительного искусства. 8 ч. ры15. изобразительного искусства. 8 ч.по памяти и представлению. Выполнение пейзажа 1 1 изменение даты, № и дата приказа 16. Выполнение пейзажа по памяти и представлению. 17. Выполнение портрета по памяти 18. Выполнение портрета по памяти 19. Выполнение натюрморта с натуры 20. Выполнение натюрморта с натуры 21. Выполнение натюрморта с натуры 22. Выполнение натюрморта с натуры. Раздел 7. Тематическое рисование. 9 ч. 23. Композиция на тему «Правила Дорожного движения 24. Композиция на тему «Правила Дорожного движения 25. Композиция на тему «Правила Дорожного движения 26. Композиция на тему «Правила Дорожного движения 27. Композиция на тему «Сказка в моей жизни 28. Композиция на тему «Сказка в моей жизни 29. Композиция на тему «Сказка в моей жизни 30. Композиция на тему «Сказка в моей жизни 31. Завершение работы. Оформление в паспарту. Раздел 8. Оформительские, творческие и выставочные работы. 4ч. эмительские, творческие выставочные работы.4 часа 32. Паспорту и испособы его выполнения. 33-34 Подготовка этикетки с информацией о работе и авторе 35 Правила формирования экспозиции. Учитель: / Хлебникова Ольга Олеговна 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1