Основы социальной жизни, 8 класс

Приложение №2 к АООП ООО для обучающихся с ЗПР
( утвержденной приказом
МБОУ СОШ № 19 от 30. 08.2023г) № 115.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета « Основы социальной жизни»
для обучающихся с задержкой психическогоздоровья 5-9 класс.

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
Основы социальной жизни
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы социальной жизни для 8 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 г №273 – ФЗ;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9
кл.: в 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015.- Сб.1
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ (с умственной отсталостью).
- Программа предназначена для обучающихся 8 классов и составлена с учетом
возрастных и психофизических особенностей воспитанников с интеллектуальной недостаточностью, уровня их знаний и умений.
Цель курса: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в ближайшем и более отдаленном социуме,
в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи:
-нормативное поведение в семье и окружающей среде;
воспитывать положительное отношение к домашнему труду;
познавательной деятельности);
умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, помощи в семье, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и
в быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и
технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета ОСЖ
коррекционно-обучающее;
-развивающее;
-воспитательное;
щихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода
работы, контроль за качеством работы).
Независимо
от
технологической
направленности
обучения,
программой
предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности;
приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
1. Общая характеристика программы курса
Своеобразие развития детей с ЗПР бусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в

разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре
психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что
обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Нарушение процессов
ощущения, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти и внимания отличает данных детей от сверстников. Нарушения
высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых
специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей
и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия помогают сбалансировать недостатки личностного развития подростка, способствуют более лёгкой адаптации его в
обществе сверстников.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и
умений.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает
возможность систематизировано формировать, совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им
навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с
предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную
жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта,
торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Кроме того, уроки способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию
художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях
применяются различные наглядные средства обучения.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его
интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовление пищи, научиться
составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Особое внимание необходимо обратить на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться
нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими
предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил
техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических
требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по ОСЖ является одним из основных методов обучения и применения в сочетании с сюжетно-ролевыми играми,
различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от занятия беседа может иметь различное назначение.
Программа реализуется за счёт часов внеурочной деятельности, недельная нагрузка 1 час, всего за курс 34 часа

2. Содержание учебного предмета

№

Название раздела

Содержание

Кол-во
часов
на
раздел
3

Количество
часов по
разделам на
ПР
КР
2

1

Личная гигиена

Значение косметики, дезинфицирующих средств, для юноши и девушки.
Практическая работа. Выбор косметических и дезинфицирующих средств.
Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием дезинфицирующих
средств.
Значение здоровья для жизни и деятельности человека.
Пагубное влияние курения на здоровье человека.

2

Питание

Меню. Составление меню на день, неделю.
Правила гигиены при работе с продуктами питания. Правила
хранения разных видов продуктов.
Сервировка стола.
Использование бытовой техники в приготовлении пищи

4

3

3

Одежда и обувь

Уход за одеждой из шерстяных и синтетических тканей.
Практическая работа. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.
Правила и приемы глажения блузок, рубашек.
Практическая работа. Глажение рубашек, чистка
обуви. Виртуальная экскурсия в химчистку.
Моделирование ситуации Подготовка вещей к сдаче в химчистку

3

2

4

Семья

Отношения в семье. Решение конфликтных ситуаций. Совместная
хозяйственная деятельность в семье.

2

1

5

Культура поведения

2

2

6

Жилище

Культура общения юноши и девушки.
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство».
Внешний вид молодых людей.
Уборка кухни, санузла и ванной комнаты.
Химические моющие средства, используемые при уборке. Техника
безопасности при работе.
Мебель и дизайн жилища.

2

2

1

7

Транспорт

8

Торговля

9

Средства связи

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение.
Основные автобусные маршруты. Расписание движения.
Виртуальная экскурсия на автовокзал. Ознакомление с графиком движения
автотранспорта.
Специализированные магазины. Правила поведения в магазине.
Виды товара, отделы. Вежливое обращение к продавцу-консультанту.
Экскурсия в магазин «Бытовая техника».
Ознакомление с видом товаров.
Телефон. Виды телефонной связи.

2

1

2

1

4

1

2

2

Правила пользования телефонным справочником.
Вызов экстренных аварийных служб.
Правила ведения разговора. Сюжетно-ролевая игра: «Вызов экстренной
помощи» .Междугородняя телефонная связь. Виды заказов междугороднего
телефонного разговора. Виртуальная экскурсия на переговорный пункт.
Ознакомление с видами услуг.
10

Медицинская помощь

Первая помощь при несчастных случаях
( утопление) .Сюжетно-ролевая игра: «Оказание первой помощи спасенного из
водоема». Солнечный и тепловой удар. Первая помощь . Сюжетно-ролевая
игра: « Оказание первой помощи при солнечном ударе».

11

12

Предприятия,
организации, учреждения

Департамент, муниципалитет, их назначение.

Экономика домашнего
хозяйства

Бюджет семьи. Источники доходов.
Практическая работа. Определение суммы доходов семьи за месяц.
Основные статьи расходов. Обязательные платежи.
Практическая работа. Снятие показателей электросчетчика.
Практическая работа. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии.
Расходы на приобретение крупных, дорогостоящих покупок.
Практическая работа. Планирование крупных, дорогостоящих покупок.
Незапланированные расходы – повышение уровня культуры: покупка книг,
посещение кинотеатра и т.д.
Сбережения. Значение и способы экономии расходов.
Назначение сбережений. Виды хранения сбережений.
Виртуальная экскурсия в сбербанк.

2

1

Префектура, полиция, их назначение.
5

3

Тематическое планирование

№
уро
ка

Наименование раздела и тем

1.Личная гигиена
1

2

3

4
5
6

7

8

Значение косметики, дезинфицирующих средств, для юноши и девушки.
Практическая работа. Выбор косметических и дезинфицирующих
средств.
Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием
дезинфицирующих средств.

Количество
часов
3ч
1

1ч

Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Пагубное
влияние табака на здоровье человека

1ч

2.Питание

4ч

Меню. Составление меню на день, неделю. Практическая работа. Выбор
продуктов
Сервировка стола.
Использование бытовой техники в приготовлении пищи
Правила безопасного поведения при
приготовлении пищи

1ч

Правила гигиены при работе с продуктами питания.
Правила хранения разных видов продуктов.

1ч

1ч
1ч

3.Одежда и обувь

3ч

Уход за одеждой из шерстяных и синтетических тканей.
Практическая работа. Стирка изделий из шерстяных и синтетических
тканей.

1ч

Даты проведения
план

факт

Коррекция

9

Правила и приемы глажения блузок, рубашек.
Практическая работа. Глажение рубашек.

10

Виртуальная экскурсия в химчистку.
Моделирование ситуации Подготовка вещей к сдаче в химчистку
4.Семья

2ч

11

Отношения в семье. Решение конфликтных ситуаций.

1ч

12

Совместная хозяйственная деятельность в семье.

1ч

5.Культура поведения

1ч

1ч

2ч

13

Культура общения юноши и девушки.
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство».

1ч

14

Внешний вид молодых людей.

1ч

6.Жилище

2ч

15

Уборка кухни, санузла и ванной комнаты.
Химические моющие средства, используемые при уборке. Техника
безопасности при работе.

1ч

16

Мебель и дизайн жилища.

1ч
7.Транспорт

17
18

19

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные
автобусные маршруты. Расписание движения.
Виртуальная экскурсия на автовокзал. Ознакомление с
графиком
движения автотранспорта.
8.Торговля

Специализированные магазины. Правила поведения в магазине.
Виды товара, отделы. Вежливое обращение к продавцу-консультанту.

2ч
1ч
1ч
2ч
1ч

20

21

Экскурсия в магазин «Бытовая техника».
Ознакомление с видом товаров.
9.Средства связи

4ч

Телефон. Виды телефонной связи. пользования телефонным

1ч

1ч

справочником.
22

Вызов экстренных аварийных служб.

1ч

Правила ведения разговора. Сюжетно-ролевая игра: «Вызов экстренной
помощи» .
23

Междугородняя телефонная связь. Виды заказов междугороднего

1ч

телефонного разговора.
Виртуальная экскурсия на переговорный пункт. Ознакомление с видами
услуг.
10.Медицинская помощь

2ч

25

Первая помощь при несчастных случаях

1ч

26

(утопление).Сюжетно-ролевая игра: «Оказание первой
помощи
спасенного из водоема».
Солнечный и тепловой удар. Первая помощь. Сюжетно-ролевая игра: «
Оказание первой помощи при солнечном ударе».
11.Предприятия, организации, учреждения

1ч
2ч

27

Департамент, муниципалитет, их назначение.

1ч

28

Префектура, полиция, их назначение.

1ч

24

Экономика домашнего хозяйства

1ч

5ч

29

Бюджет семьи. Источники доходов.
Практическая работа. Определение суммы доходов семьи за месяц.

1ч

30

Основные статьи расходов. Обязательные платежи.
Практическая работа. Снятие показателей электросчетчика.
Расчет стоимости израсходованной электроэнергии

1ч

31

Сбережения. Значение и способы экономии расходов. Назначение
сбережений. Виды хранения сбережений.

1ч

32

Расходы на приобретение крупных, дорогостоящих покупок.
Практическая работа. Планирование крупных, дорогостоящих покупок.

1ч

33

Незапланированные расходы – повышение уровня культуры: покупка
книг, посещение кинотеатра и т.д.

1ч

34

Итоговое повторение

1ч

Итого:

34ч

3. Планируемые результаты обучения и освоения содержания предмета

Планируемые результаты изучения учебного курса ОСЖ:
тва: трудолюбие, аккуратность, терпение,
усидчивость;
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
ивить желание и стремление готовить доброкачественную и полезную пищу, творческое отношение к домашнему труду;
пространственную ориентировку;
(память,

мышление,

внимание,

воображение, речь
Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости;

принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и
способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности;умение устанавливать личностный
смсл;
понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться
результатов;
умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
уважительное отношение к чужому мнению.
Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:
знание и соблюдение правил личной гигиены;
соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;
соблюдение правил поведения в общественных местах;
соблюдение правил техники безопасности;
соблюдение правил дорожного движения;
знание видов и назначения одежды и обуви;
знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;
знание и соблюдение правил поведения в магазине;
знание назначения посуды и столовых приборов;
умение заваривания чая;
сервировка стола к завтраку.
В результате освоения предмета «Основы социальной жизни» в 8 классе обучающиеся должны:
Учащиеся должны знать:
- Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий.
- Способы и последовательность приготовления изделий из теста, заморозки овощей и зелени.
- Типы кожи и правила ухода за кожей лица.
- Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и пеленание грудного ребенка.
- Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний вид.
- Правила и периодичность уборки кухни, моющие средства.
- Основные автобусные маршруты.
- Правила пользования телефонным справочником, виды заказов междугороднего телефонного разговора.
- Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: ожог, обморожение, тепловой и солнечный удар.
- Основные статьи доходов и расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии.
- Ассортимент товаров в различных специальных магазинах, стоимость промышленных и продовольственных товаров.
- Адрес муниципалитета, функции отделов муниципалитета.

Учащиеся должны уметь:
- Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и рубашек.
- Готовить изделия из разных видов теста, заморозить зелень и овощи.
- Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени год Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке
детскую постель, игрушки.
- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст.
- Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.
- Пользоваться расписанием, покупать билет, определять стоимость проезда.
- Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.
- Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, тепловом и солнечном ударе.
-Подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, планировать и
подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, планировать крупные покупки.

4.

Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся

Критерии оценки при опросе:
«5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
«4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности,
оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает
отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает
затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации
и связать с раннее изученным материалом.
«2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных
вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи
учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.
«1» обучающимся не ставится.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме
или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2
ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно
(30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.

Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями
поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала). Оценка «1» обучающимся не ставится.
При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение заданий вследствие неточного применения правил,
неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря
необходимых информационных данных).
Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные обучающиеся способны усвоить
программный материал качественно, в полном объёме. Остальные обучающиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно
усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок обучающихся носят условный характер. В этом вопросе требуется
разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только
уровень знаний, умений и владений обучающегося, но и академические и жизненные компетенции, достижения обучающегося в зоне
ближайшего развития.
Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в портфолио обучающихся.
Технические средства обучения
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
2. Карточки с заданиями, перфокарты.
3. Раздаточный материал.
4. Дидактический материал.
5. Презентации.
Оборудование кабинета.
Компьютерные технологии
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.

Интернет-ресурсы
1. http://www.ed.gov.ru,
2. http://www.rfh.ru,
3. http://www.int-edu.ru,
4. http://www.rsl.ru,
5. http://www.gnpbu.ru,
6. http://www.pedlib.ru,
7. http://dic.academic.ru,
8. http://ditionary.fio.ru,
9. http://www.ug.ru,
10. http://skazochki.narod.ru,
11. http://www.uroki.net/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».