Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» 6-11 классы Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Россия – мои горизонты» разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года» - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО), - Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.20223 №370 (далее – ФОП ООО), - методическими рекомендациями Минпросвещения «О реализации проекта «Билет в будущее», утвержденными распоряжением Р-97 от 23 сентября 2019г. - Положением об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 19 - Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6 -9 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект). Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой. Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя профориентация обучающихся 6-9 классов, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального образования. Одним из современных и эффективных вариантов реализации профориентационной работы в общеобразовательной организации является участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности - Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–9 классов филиала МБОУ СОШ № 19 • Задачи: построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся, 1 основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечениювсехучастниковобразовательногопроцесса; • выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; • формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; • формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной общеобразовательной программы Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-9 классов из класса в класс. Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с Рабочей программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей программы - воспитания МБОУ СОШ № 19 . Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется: 2 • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания; • в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности; • в возможности проведения единых и общих тематических занятий в разновозрастных группах, организованных для профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в Рабочей программе воспитания; • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей программой воспитания. Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия содержанием ценностно значимым для обучающегося. Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Важной особенностью занятий, повышающей их развивающий потенциал, является их интерактивность. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Билет в будущее»; • готовность к разнообразной совместной деятельности; • выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много конфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона. В сфере духовно-нравственного воспитания: • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; • готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; • осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии. 3 В сфере эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; • стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; • стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; • умение принимать себя и других, не осуждая; • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта «Билет в будущее»; • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; • готовность адаптироваться в профессиональной среде; • уважение к труду и результатам трудовой деятельности; • осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность; • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: • ориентация в деятельности, связанной с освоением программы проекта «Билет в будущее», на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере; 4 • овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: • освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку; • способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; • навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное; умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; • умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: • выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы; • использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; • аргументироватьсвоюпозицию, мнение; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернет-источниками; • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; • выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях; • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников программы проекта «Билет в будущее». В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в 5 рамках занятий, включённых в программу проекта «Билет в будущее»; • выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты; понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения; • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации; • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта «Билет в будущее», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников проекта «Билет в будущее». В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: • выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии; • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); • делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации; • уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • различать, называть и управлять собственными эмоциями; • уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним. Предметные результаты Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников. Русскийязык: • формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения 6 учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование; • участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; • обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности; • извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; • создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); • правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, логичность. Литература: • овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; • применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. • Иностранный язык: • овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий; • приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете; • использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме. Информатика: • овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения учебных и практических задач; • умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; • сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета. • География: • освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта; • умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами; • умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни; • сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования. • Физика: • умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; 7 • понимание необходимости применения рационального природопользования; достижений физики и технологий для • расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности; • сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования. • Обществознание: • освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства);процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики); • умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; • умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; • овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; • приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. Биология: • владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности; • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; • интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности вобласти биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта. 8 Изобразительноеискусство: • сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах. Основыбезопасностижизнедеятельности: • сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).