Обществознание, ООО

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Обществознание»
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 6 - 9 классов составлена
на основе:
• Закон РФ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 (в
ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);
• Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном
стандарте, общего образования второго поколения;
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования по
обществознанию;
• ООП ООО МБОУ СОШ №19 с. Бродово
• Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности;
• авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова.
(Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.
Боголюбова. - М.: Просвещение, 2016г.)
Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет
гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для
полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и
правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и
использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного
поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление
о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для
продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах
деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.
Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные
сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые
нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом
содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной
деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной
информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном
процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
•
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15
лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
•
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения

к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ;
•
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых
для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования
общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
•
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач
в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности,
правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для
основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и
логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для
школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов
изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (6-7 классы), обращенное к младшему
подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни
человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о
социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через
противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания
являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и
воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного
поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо
обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в
начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие
социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в
расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально
значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой
жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся
расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их
общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с
ними.
В 6 классе содержание курса включает такие темы как: «Человек в социальном
измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных
качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств,
свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а
тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им
исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации,
расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность
за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом
рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе»
- представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в
определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и
общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости
соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок
посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая

тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях
экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание
уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется
её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения
потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии
способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и
производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики
нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные
компоненты
(социально-психологические,
морально-этические,
социологические,
экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично,
целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в
круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания
себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность
познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с
информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся
об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через
раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой
степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений
экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность
ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами
(потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым
макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу,
международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые
социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль,
социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные
отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема
«Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти,
раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём
учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть
уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание
уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного
строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также
механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в
определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется
во взаимосвязи с содержанием программы внеурочной деятельности «Юный краевед». Курс
имеет своё логическое продолжение в деятельности совета самоуправления
старшеклассников, системе воспитательной работы. Одной из задач этой работы выступает
создание социального иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям,
наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием
данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и
исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На
первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое
изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы

личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации
рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть
пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже
сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о
социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6-9 классов
готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает
использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных
социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует
использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам
основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также
будущей профессиональной деятельности.
2. Описание места предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество
времени обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час. Уровень освоения рабочей программы - базовый.
Структура Рабочей программы соответствует ФГОС ООО и включает в себя
следующие разделы:
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».