МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 622920,Свердловскаяобласть,Пригородныйрайон,с.Бродово,ул.Новая, д.23 ИНН 6648004951, КПП 662301001 Телефон:(3435)931-2-19,931-3-09,E-mail:brodovol9@mail.ru Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол№1от30.08.2023 Утвержден приказом №115 от 30.08.2023 Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждениясреднейобщеобразовательнойшколы№19 на 2023-2024 учебный год для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ООО для обучающихся с задержкой психического развития 8 класс 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Учебный план МБОУ СОШ№ 19, реализующий адаптированную основную образовательную программу ООО для обучающихся с ЗПР (далее - учебный план), определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: -фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; - определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; -распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. Учебный план на 2023-2024 учебный год общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ (задержка психического развития) составлен на основе следующих документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г №273, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начальногообщегообразованияобучающихсясограниченнымивозможностямиздоровья»; Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28 года «Санитарноэпидемиологические требования к организации обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». -Постановление главного санитарного врача РФ №2от 28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»; Адаптированная основная общеобразовательная программа ООО для обучающихся с задержкой психического развития в МБОУ СОШ№19; МБОУ СОШ № 19 обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку, отвечающую нормативным требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Однако соответствие этому уровню может быть достигнуто при соблюдении особой содержательной и методической направленности образовательного процесса, в основе которого заложен коррекционно-развивающий принцип обучения. Учебный план школы направлен на решение следующих задач: • обеспечение базового образования для каждого школьника, равного доступа к полноценному образованию всем обучающимся в соответствии с их индивидуальными - способностями и потребностями; • выполнение компонента ФГОС НОО, ФГОС ООО определяющего содержание образования, организацию учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учебного заведения; • обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы; активизацияпознавательнойдеятельности,формированиенавыковиуменийучебной деятельности обучающихся, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; содействие развитию творческих способностей учащихся; подготовка обучающихся к восприятию и освоению современных реалий жизни, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединённые с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние; В целях выполнения одной из главных задач государственной политики - обеспечение гарантий доступности и качества образования, учитывая достаточно большое количество учащихся с задержкой психического развития, в школе созданы условия для обучения данной категории учащихся. Образовательныйпроцессв2023-2024учебномгодуосуществляетсявсоответствиисуровнями общеобразовательных программ Образовательный процесс максимально индивидуализирован и имеет коррекционную направленность. Основные задачи, реализуемые в классах для детей с задержкой психического развития: • обеспечениекоррекциипсихическогоразвитияиэмоционально-волевойсферы; • исправление логопедических недостатков или дефектов речи; • активизация познавательной деятельности каждого ученика; • формирование умений и навыков учебной деятельности. Особенностью учебного плана данных классов является включение в компонент образовательного учреждения индивидуальных и групповых коррекционных занятий развивающей и предметной направленности. Цель коррекционных занятий- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования. Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. В учебном плане представлены десять предметных областей и коррекционно- развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Она обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленного диапазоном различий внутри данной нозологической группы. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время,отводимоенаданнуючастьучебногоплана,можетбытьиспользованона: - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; -введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционноразвивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; -другиевидыучебной,воспитательной,спортивнойиинойдеятельностиобучающихсясЗПР. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихсясЗПРиформированияжизненныхкомпетенций,обеспечивающиховладениесистемой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме. Содержание коррекционных курсов, их количественное соотношение определяется Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание данной области может быть дополнено коррекционно-развивающими занятиями для отдельных учащихся на основании решения ППк в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и/или групповой форме. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕИГРУППОВЫЕКОРРЕКЦИОННЫЕЗАНЯТИЯНООИ ООО: Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку; Восполнение пробелов в знаниях по математике; Основы социальной жизни. Учебный план обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 учебный год недельный/годовой Учебные предметы Предметные области Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и Родная литература Количе ство Классы часов в неделю/ год 8 Русский язык Литература 3/102 2/68 Родной язык* 0,5/17 Родная литература* - Иностранный язык(английский язык) Второй иностранный язык (немецкий язык) Математика Алгебра Геометрия Информатика Вероятность и статистика История История России. Всеобщая история 3/102 География 2/68 Обществознание 1/34 Естественно-научные предметы Биология 2/68 Искусство Физика Химия Музыка 2/68 2/68 1/34 Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Изобразительное искусство 1/34 3/102 2/68 1/34 2/68 - Технология Технология 1/34 Физическая культура и Основы безопасности ОБЖ 1/34 жизнедеятельности Адаптивная физическая культура Итого: 2/68 31,5/1071 Коррекционно-развивающие курсы: Восполнение пробелов по русскому языку 1/34 Восполнение пробелов по математике 1/34 Основы социальной жизни 1/34 Другие направления внеурочной деятельности 4/136 Итого: 8/272