Литература ЗПР

Пояснительная записка к адаптированной рабочей
программе по литературе
для обучающихся с задержкой психического развития 8
класс.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального
государственного
образовательного
стандарта,
примерной
программы
общеобразовательных учреждений 5-9 кл. «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7е издание, М.: Просвещение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Литература 5-9
класс» под ред. В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые
определены стандартом. Особенности адаптации рабочей программы по предмету
«Литература». Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены
в программах V — IX классов массовой общеобразовательной школы, так как
интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического
развития которых соответствует или близок возрастной норме. Обучение детей с
отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети,
обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с
ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ.
При успешном прохождении итоговой аттестации они получают документ
государственного образца. Поэтому серьёзное внимание в предлагаемом планировании
уделяется передаче и выработке таких знаний и умений, которые будут необходимы
при контрольных работах в выпускном классе или при сдаче экзамена за курс основной
школы в 9 классе (в случае, если ученик выберет экзамен по литературе).
Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим
количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую
трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и
образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так
как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения,
постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие
дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и
умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в
обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего
планируются особые требования к обучающимся при сохранении общего цензового
объема содержания обучения:
• овладение детьми практическими умениями и навыками;
• уменьшение объема теоретических сведений;
• включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного,
ознакомительного или факультативного изучения.
Задачами обучения являются:
• развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
• совершенствование навыка чтения;
• привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их
эстетического восприятия.
Данное
планирование
имеет практическую
направленность,
так
как
предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для
знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для
развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и
направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально
задействованы на уроке.

Основные направления содержания деятельности: в 5-9 классе предусмотрено
чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и
советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и
учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту.
Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с
массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР
при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим
восприятием прочитанного. В процессе преподавания учитель практически знакомит детей
с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным
литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления
литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по
произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в
рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».