Волейбол

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе среднего
общего образования
МБОУ СОШ №19 (утвержденной
приказом МБОУ СОШ №19 от
30.08.2023) №115

Курс внеурочной деятельности
«Волейбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст учащихся: 15-17 лет

1. Пояснительная записка
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной
работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне
района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на
зрительные и слуховые сигналы.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления
физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретёнными навыками.
Курс внеурочной деятельности «Волейбол» имеет физкультурноспортивную направленность, уровеньосвоения программы – базовый.
Программа составлена на основании федерального образовательного
стандарта по виду спорта волейбол.
В соответствии с социально-экономическими потребностями
современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок
призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и физической активности,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового
образа жизни.
Адресат программы
Программа «Волейбол» рассчитана на освоение учащимися 15-17лет.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы « Волейбол» 2023-2024 учебный год.
Программа по Волейболу состоит из 34 часа в год, что составляет 1 раз в
неделю.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Организуются теоретические и практические
занятия в одновозрастных группах 10-15 человек.
Теоретическая работа с учащимися проводится в форме лекций,
диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами игр в волейбол, разбора
движений известных волейболистов. К практическим занятиям относятся

учебно-тренировочные занятия по волейболу, разбор игровых ситуаций,
турниры и товарищеские игры.
Особенности организации образовательного процесса. Режим
занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.
Набор в группу осуществляется без предъявления требований к
способностям и умениям учеников.
Цель и задачи программы
Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Задачи:
а) образовательные задачи:

обучение занимающихся основным двигательным действиям;

формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта, техническими действиями и приемами игры в волейбол;

освоение знаний об истории и современном развитии волейбола,
роли и формировании здорового образа жизни;

обучение навыкам и умениям игры в волейбол.
б) оздоровительные задачи:

укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей организма;

повышение уровня разностороннего физического развития,
закаливание.

Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил личной
гигиены.
в) воспитательные задачи:

нравственное воспитание в процессе занятий;

воспитание положительных качеств личности, норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;

достижение высокого возрастного уровня воспитания физических
качеств;

воспитание чувства товарищества, взаимопомощи;

подведение занимающихся к выполнению уровней физической
подготовленности.
Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном
содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который
лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с
возрастными особенностями занимающихся и материально-технической
оснащенностью.

Содержание программы: учебный план программы, учебные
планы дисциплин, содержание учебных планов дисциплин
Учебный план программы
№

Раздел, тема

Теория Практика Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

Общая физическая подготовка

2

4

3

Специальная физическая подготовка

2

6

4

Технико-тактическая подготовка

3

6

5

Соревнования и товарищеские игры

6

Контрольно-проверочные мероприятия
Итого:

6
1

2

10

24

Содержание учебного плана
1 год обучения
1.
Вводное занятие Теория 2 часа.
Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. История
развития волейбола.
2.
Общая физическая
Общая физическая подготовка, влияние общих упражнений на
организм занимающихся:
Строевые упражнения: Шеренга, колонна, фланг, интервал,
дистанция. Построения, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на
месте.
Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных исходных
положений (и.п.) в основной стойке, на коленях, сидя, лежа - сгибания и
разгибания рук, вращения, махи, отведения и приведения, рывки
одновременно обеими руками и разноименно. То же во время бега и ходьбы.
Упражнения для ног: поднимание на носки, сгибание ног в
тазобедренных суставах, приседания, отведения и приведения, махи ногой в
переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые
покачивания в выпаде, подскоки из различных и.п. ног (вместе, на ширине
плеч, одна впереди другой и т.п.), сгибание и разгибание ног в смешанных
висах и упорах, прыжки.
Упражнения для туловища: наклоны, вращения и повороты головы,
наклоны туловища, круговые вращения туловищем, поднимание прямых и
согнутых ног в положении лежа на спине, седы из положения лежа на спине,
сидя, различные сочетания этих движений.
Упражнения для развития силы: упражнения с преодолением

собственного веса, подтягивание на перекладине, отжимания в упоре,
приседания на одной, двух ногах, переноска и перекладывание груза,
лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с
набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты: повторное пробегание отрезков
от 10 до 30 м. Со старта с максимальной скоростью. Бег с заданием догнать
партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ)
в
максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости: ЩРУ с широкой амплитудой
движения, упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения
ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой,
сложенной вчетверо скакалкой; перешагивания и перепрыгивания.
Упражнения на гимнастической стенке, скамейке. Шпагаты: правой, левой;
поперечный.
Упражнения для развития ловкости: разнонаправленные движения
рук и ног, кувырки назад, вперед, в стороны с места, с разбега, с прыжка;
стойки на голове, руках и лопатках; упражнения в равновесии на
гимнастической скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках,
метание мячей в неподвижную цель, эстафеты типа "полоса препятствий".
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в
высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с
ноги на ногу, на 2х ногах; перепрыгивание через предметы (скамейки, мячи).
Упражнения для развития общей выносливости: равномерный бег до
500 м; кросс до 1км ; дозированный бег по пересеченной местности от 3 до
10 мин; плавание с учетом и без учета времени; ходьба на лыжах с
подъемами и спусками с горы. Туристические походы
Специальная физическая подготовка
Влияние специальных упражнений на организм занимающихся
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести:
ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных и.п. (стоя, сидя,
лежа) лицом, спиной вперед; бег с максимальной частотой шагов на месте и
перемещаясь; бег за лидером без смены и со сменой направления (с
поворотом, зигзагом); бег с остановкой и рывком в любом направлении,
многократные прыжки с ноги на ногу, на одной ноге на месте и, продвигаясь
вперед, в сторону, назад.
Падения: с перекатом на спине с выносом ноги; с перекатом на спине
(боку) из выпада в сторону; с перекатом на спине (боку) из выпада вперед.
Падения: с амортизацией руками назад и перекатом на спине; вперед с
амортизацией руками и перекатом на спине; вперед перекатом прогнувшись;
Падения: со скольжением: в сторону со скольжением на боку; вперед
со скольжением прогнувшись.
Броски: вперед со скольжением прогнувшись; вперед перекатом
прогнувшись; с кувырком вперед; вперед с приходом руки и ноги. назад с
поворотом кругом и приходом руки и ноги; назад выносом ног; назад в упор

согнувшись с амортизацией руками сзади; в сторону кувырком через плечо;
с перекатом в сторону.
Перекаты: на спине, прогнувшись, на боку, в стороны.
Кувырки: вперед, назад, в сторону, через плечо.
Стойки: на лопатках, на голове и руках, на руках, на предплечьях.
Мосты: из положения лежа, наклоном назад, из стойки на руках.
Упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля
мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырка, рывка, падения, броски мяча
в стену, в батут с расстояния до 9 м с последующей ловлей. Ведение мяча с
ударом о скамейку. Эстафеты с прыжками и бегом, изменением
направления, ловлей, передачей и бросками мяча.
Подвижные игры: "салки", "лапта".
Упражнения для развития оптимальной выносливости: многократные
повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических действиях с
различной интенсивностью и различной продолжительностью (в играх).
Технико-тактическая подготовка
Теория технической и тактической подготовки
Подводящие упражнения. Упражнения по технике: бег с подскоками,
прыжки, толкаясь одной, двумя ногами; броски мяча в пол, нападающие
удары в пол (парами); передача мяча сверху, снизу (парами); игра в защите
(в парах); нападающие удары различными способами со всех номеров;
подачи, прием подач (в парах); игра в защите (в тройках); игра в защите (в
четверках); игра в защите (в пятерках); нападающие удары против
одиночного блока; нападающие удары против двойного блока; нападающие
удары против тройного блока; взаимодействие игроков; взаимодействие
игроков против одиночного блока; взаимодействие игроков против двойного
блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействия
игроков против тройного блока; розыгрыш тактических комбинаций в
расстановках против одиночного блока; розыгрыш тактических комбинаций
в расстановках против двойного блока; розыгрыш тактических комбинаций
в расстановках против тройного блока; игры 3Х3, 4Х4, 5Х5;
Техника защиты: стойка защитника, перемещение приставным шагом,
перемещение вперед-назад в стойке защитника; блокирование мяча двумя
руками сверху; блокирование игрока, не владеющего мячом; блокирование
игрока, владеющего мячом;
Индивидуальные тактические действия при передачах: ускорение во
время перемещения различными способами; чередование ускорений и
остановок; имитация передачи вперед и назад; чередование передач
различных по высоте и расстоянию, стоя у сетки и из глубины, в опорном
положении и в прыжке; передачи через сетку на точность; броски с
набивным мячом снизу одной рукой, сверху, стоя лицом и боком;
Индивидуальные тактические действия при подачах: чередование
способов подач на силу и точность; выбор способа нападающего удара;
чередование нападающих ударов и «обманок»; нападающие удары с

передач, различных по высоте и расстоянию; нападающие удары по ходу
или с переводом; отработка взаимодействия игроков передней линии при
первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней
линий при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней
линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков передней
линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней и
передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков
задней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков
внутри линий и между ними при сочетании первой и второй передач;
взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней
линии. Система игры через игрока передней линии. Система игры через
игрока задней линии, выходящего для передачи к сетке.
Товарищеские игры и соревнования
Упражнения по технике в виде игры “Эстафеты у стены”, “Мяч
капитану”, “Точно в цель”, и т.д.
Учебные двусторонние игры с заданиями. Контрольные игры с
заданиями. Задания в игре по технике. Задания в игре по тактике.
Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Командные
действия в защите.
Контрольно-проверочные мероприятия
Сдача контрольных нормативов общих и специальных по виду спорта
волейбол.
Планируемые результаты
Предметные
Воспитанник научится:
Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,
раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим
развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в
режиме дня и учебной недели.
Руководствоваться правилами профилактики
травматизма
и
подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой
доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных
занятий физическими упражнениями.
Определять признаки положительного влияния занятий физической
подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием
физических качеств и основных систем организма.
Использовать игру и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья,
повышения уровня физических кондиций.
Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных
особенностей и возможностей собственного организма; физические
упражнения по их функциональной направленности, планировать их
последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по
укреплению здоровья и развитию физических качеств.
Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным

действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их.
Тестировать показатели физического развития, контролировать
особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической
подготовкой.
Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной
деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических
качеств,
тестировании
физического
развития
и
физической
подготовленности.
Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол
в условиях учебной и игровой деятельности.
Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального
развития основных физических качеств.
Мета предметные
Овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в тренировочной деятельности.
Личностные
Овладеет
навыками
выполнения
разнообразных
физических
упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной
деятельности; научится максимально проявлять физические способности
(качества) при выполнении тестовых упражнений по физической
подготовке.
Основными показателями выполнения программных требований
на НП, УТГ: стабильность состава занимающихся; посещаемость
тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития
физических качеств, занимающихся; уровень освоения основ гигиены и
самоконтроля, выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и
специальной физической подготовке и участие в соревнованиях. В конце
учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по
общей физической подготовке и специальной физической подготовке. Тесты
принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал.
В зависимости от целевой задачи и организационной формы учебнотренировочного занятия используются следующие формы проведения
занятий: игровая спортивная тренировка, круговая, спортивно-игровая,
турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование.
Предполагаемый результат.
Обучающийся должен:
- соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом,
соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни;
- овладеть элементарной техникой основных элементов волейбола;

- участвовать в соревнованиях школьного, районного уровня;
- выполнение нормативов юношеских разрядов.
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
Календарный учебный график
Название
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Дата начала
01.09.23г.
07.11.23г.
09.01.24г.
01.04.24г.

Дата окончания
27.10.23г.
29.12.23г.
22.03.24г.
24.05.24г.

Календарно-тематическое планирование
№
Тема
п.п.

Элементы тренировочных занятий

Техника
перемещений.
Инструктаж по Т.Б. на занятиях. Стойка
волейболиста. Перемещения в стойке
волейболиста приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед. Передача мяча двумя
руками сверху в парах. Стойка волейболиста.
Передача мяча двумя руками снизу, двумя
руками в парах.

1

Прием. Передача.
Подача мяча
2 2 ч.
2 ч.
3
2 ч.
4 2 ч.
2 ч.
5
6

Передача мяча двумя руками сверху на месте.
Передача мяча над собой. Прием мяча двумя
снизу. Учебная игра в волейбол.
Передача мяча двумя руками сверху на месте.
Нижняя прямая подача. Учебная игра в
волейбол.
Передача мяча двумя руками сверху после
перемещений. Передачи сверху у стены.
Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя
снизу. Учебная игра в волейбол.
ОФП. Перемещения и стойка волейболиста.
Передача мяча двумя руками сверху.
Подвижные игры с элементами волейбола.
Передача и прием мяча сверху двумя руками
после перемещений. Техника приема и

Дата
проведения

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
7
2 ч.
2 ч.
8 2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

передачи мяча снизу двумя руками.
Подвижные игры с элементами волейбола.
ОФП. Прием и передача мяча двумя руками
снизу. Ознакомление с основными правилами
игры в волейбол.
Развитие быстроты и прыгучести.
Совершенствование навыков приема и
передачи мяча сверху двумя руками. Введение
в начальные игровые ситуации.

9

Развитие быстроты и прыгучести.
Совершенствование навыков приема и
передачи мяча сверху и снизу двумя руками.
Нижняя прямая подача.

10

Нижняя прямая подача мяча. Передачи мяча
сверху двумя руками, над собой – на месте и
после перемещения различными способами.
Введение в начальные игровые ситуации.

11

12

13

14

15

16

Передачи сверху у стены. Нижняя прямая
подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра
в волейбол.
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели.
Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя
снизу. Учебная игра в волейбол.
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели.
Передача мяча двумя руками сверху во
встречных колоннах с переходом в конец
противоположной колонны. Нижняя прямая
подача. Прием мяча двумя снизу с подачи.
Учебная игра в волейбол.
Передачи мяча сверху двумя руками и снизу
двумя руками в различных сочетаниях.
Учебная игра в волейбол.
Передачи мяча сверху и снизу с
перемещением. Нижняя прямая подача. Прием
мяча двумя снизу с подачи. Учебная игра в
волейбол.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху
и снизу с перемещением Передачи в четверках
с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из
зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра в волейбол.

2 ч.
2 ч.
17
2 ч.
2 ч.
2 ч.
18

2 ч.

2 ч.
19 2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
20 2 ч.

21

22

23

24

Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах
в движении. Передачи в четверках с
перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны
6 в зоны 3, 4. Учебная игра в волейбол.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху
двумя руками и снизу двумя руками в
различных сочетаниях. Учебная игра в
волейбол.
Верхняя прямая подача. Прием мяча с
подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и
снизу двумя руками в различных сочетаниях.
Учебная игра в волейбол.
Верхняя прямая подача. Прием мяча с
подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и
снизу двумя руками в различных сочетаниях.
Учебная игра в волейбол.
Верхняя прямая подача. Прием мяча с
подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и
снизу двумя руками в различных сочетаниях.
Учебная игра в волейбол.
Верхняя прямая подача с вращением. Передача
из зон 1,6,5 в зону 3. Прием мяча с подачи.
Учебная игра в волейбол.
Верхняя прямая подача с вращением. Прием
мяча с подачи в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5
в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из
зоны 3 в зоны 2, 4.Учебно – тренировочная
игра в волейбол.
Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.

25

Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.

26

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча
с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная
игра в волейбол.

27

28

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча
с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная
игра в волейбол.
Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча
с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в
зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в
волейбол.

2 ч.
29

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча
с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в
зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в
волейбол.

Нападающий
удар.
Блокирование.
2 ч.
2 ч.
30 2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
31
2 ч.

Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча. Совершенствование
навыков приема мяча снизу и сверху с
падением. Изучение индивидуальных
тактических действий в защите.

32

Прямой нападающий удар. Совершенствование
навыков приема мяча снизу и сверху с
падением. Изучение индивидуальных
тактических действий в защите.

33

Прямой нападающий удар. Навыки приема и
передачи мяча после перемещений и падения.
Учебная игра.

34

35

36

37

38

Развитие прыгучести. Прямой нападающий
удар после подбрасывания мяча.
Совершенствование навыков приема мяча
снизу и сверху с падением.

Прямой нападающий удар. Верхняя прямая
подача в прыжке. Учебно – тренировочная
игра в волейбол.
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая
подача в прыжке. Вторая передача из зоны 3 в
зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в
волейбол.
Нападающий удар с поворотом туловища.
Индивидуальное блокирование. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.
Нападающий удар без поворота туловища (с
переводом рукой). Групповое блокирование.
Учебно – тренировочная игра в волейбол.
Подачи
с
максимальной
силой
у
тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча
слабейшей рукой. Игра.

39
40

41

Упражнения с набивными мячами - лежа на
спине и лицом вниз, сгибание и поднимание
ног, мяч зажат между стопами ног.
Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке
из-за головы двумя руками через сетку.
Скоростно-силовая подготовка. бег на 5, 10, 15
м
из
исходных
положений:
стойки
волейболиста (лицом, боком и спиной к
стартовой линии).

Тактика игры в
нападении.
42

Развитие специальной ловкости. Упражнения
для обучения блокированию. Учебная игра.

43

Нападающий удар по неподвижному мячу.
Упражнения для обучения блокированию.
Учебно – тренировочная игра в волейбол.

44

Прямой нападающий удар. Одиночное
блокирование. Учебно – тренировочная игра.

45

Развитие прыгучести. Обучение
индивидуальным и групповым тактическим
действиям в нападении. Учебно –
тренировочная игра.

46

Совершенствование нападающего удара и
приёма мяча снизу. Одиночное блокирование.
Двухсторонняя игра.

47

Совершенствование нападающего удара и
приёма мяча снизу. Одиночное блокирование.
Двухсторонняя игра.

48

Совершенствование навыков блокирования.
Совершенствование навыка прямого
нападающего удара. Обучение
индивидуальным и групповым тактическим
действиям в нападении.

49

Упражнения для овладения навыками быстрых
ответных действий. Учебно – тренировочная
игра.

50

ОФП. Совершенствование навыков защитных
действий. Учебная игра.

51

Круговая тренировка на развитие силовых
качеств. Приемы и передачи мяча. Учебная
игра.

52

Развитие силовых качеств посредством
подвижных игр с элементами волейбола.

53

Совершенствование навыков защитных
действий и действия в нападении посредством
учебно-тренировочной игры. Круговая
тренировка на развитие силовых качеств.

54

Совершенствование навыков защитных
действий. Совершенствование техники нижней
прямой подачи. Обучение командным
тактическим действиям в нападении.

55

Эстафеты с различными видами спортивных
игр. Совершенствование прямого нападающего
удара. Развитие прыгучести.

56

57

58

Совершенствование техники нападающего
удара и постановки блока.
Двухсторонняя игра в волейбол. Подвижные
игры и эстафеты с элементами волейбола.
Совершенствование техники нападающего
удара и постановки блока.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Упражнения для овладения навыками быстрых
ответных действий. Учебно – тренировочная
игра.

59

Прыжковая и силовая работа на развитее
точных приемах и передач. Учебнотренировочная игра.

60

Развитие силовых качеств. Учебнотренировочная игра с тактическими
действиями в защите и нападении.

61

Совершенствование навыков защитных
действий и действия в нападении посредством
учебно-тренировочной игры.

62

Совершенствование навыков защитных
действий и действия в нападении посредством
учебно-тренировочной игры. Круговая

тренировка на развитие силовых качеств.

63

Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча. Совершенствование
навыков приема мяча снизу и сверху с
падением.

64

Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча. Совершенствование
навыков приема мяча снизу и сверху с
падением. Изучение индивидуальных
тактических действий в защите.

65

Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в
разные зоны соперника. Прием подачи. Учебно
– тренировочная игра.

66

Учебно-тренировочная игра с тактическими
действиями в защите и нападении.

67

Прыжковая и силовая работа на развитее
точных приемах и передач. Изучение
индивидуальных тактических действий в
защите. Учебная игра.

68

Развитие силовых качеств посредством
подвижных игр с элементами волейбола.

69

Упражнения для овладения навыками быстрых
ответных действий. Изучение индивидуальных
тактических действий в защите. Учебная игра.

70

71

72

Индивидуальные тактические действия в
нападении. Верхняя прямая подача по
определенным зонам. Неожиданные передачи
мяча на сторону соперника. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.
Индивидуальные тактические действия в
нападении. Верхняя прямая подача по
определенным зонам.
Индивидуальные тактические действия в
нападении. Неожиданные передачи мяча на
сторону соперника. Учебно – тренировочная
игра в волейбол.

73

Индивидуальные тактические действия в
нападении. Верхняя прямая подача по
определенным зонам. Неожиданные передачи
мяча на сторону соперника. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.

74

Групповые тактические действия в нападении.
Учебно – тренировочная игра с заданиями.

75

76

77

78

79

80

81

82

Групповые тактические действия в нападении
– взаимодействие игроков зоны 6 с игроком
зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны. Учебно
– тренировочная игра с заданиями.
Взаимодействие игроков зоны 6 с игроком
зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны 2.
Учебно – тренировочная игра .
Командные тактические действия в нападении
через игрока передней линии без изменения
позиций игроков. Учебно – тренировочная
игра в волейбол с заданиями.
Командные тактические действия в нападении
Учебно – тренировочная игра .
Командные тактические действия в нападении
через игрока передней линии без изменения
позиций игроков. Учебно – тренировочная
игра в волейбол с заданиями.
Командные тактические действия в нападении
через игрока передней линии с изменением
позиций игроков. Учебно – тренировочная
игра в волейбол с заданиями.
Групповые тактические действия в нападении.
Учебно – тренировочная игра в волейбол с
заданиями.
Групповые тактические действия в нападении.
Учебно – тренировочная игра в волейбол с
заданиями.

Тактика игры в
защите
83

Изучение индивидуальных тактических
действий в защите. Учебная игра.

84

Упражнения для овладения навыками быстрых
ответных действий. Изучение
индивидуальных тактических действий в
защите. Учебная игра.

85

Совершенствование навыков защитных
действий и действия в нападении посредством
учебно-тренировочной игры. Круговая
тренировка на развитие силовых качеств.
Условия реализации программы
Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала.
Материально-техническое обеспечение
Спортивный зал:
 Волейбольная сетка
 Волейбольные мячи
 Свисток
 Секундомер
 Шведские стенки
 Скакалки
 Гимнастические скамейки
 Методические пособия и рекомендации
 Инструкция по технике безопасности
 Контрольные нормативы
 Правила по волейболу
 Аптечка для оказания медицинской помощи -1 шт.

Формы аттестации
Контрольные игры и соревнования. Система оценки результатов
освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол»
включает оценку уровня сформированности знаний, умений, навыков, уровня
развития обучающихся, их индивидуальных качеств и личностный рост,
которые определяются участием в спортивных праздниках, конкурсах,
товарищеских играх с командами аналогичного возраста.
Порядок и периодичность проведения промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся (формы проведения промежуточной аттестации).
Программа рассчитана на один год, в связи с чем промежуточная
аттестация не проводится. Текущий контроль проводится в течение учебного
года в различных формах: спортивные праздники, конкурсы, товарищеские
игры с командами аналогичного возраста, городского масштаба, судейство на
соревнованиях. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце
обучения по программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача
контрольных нормативов.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей,
специальной физической и технической подготовленности.
Оценочные материалы
№
п/
п
1
1.
2.
3.
4.
5.

№
п/п
1
1.
2.
3.
4.
5.

Физическое развитие и физическая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
Рез-ты

2
Бег 30 м с высокого старта (с)
Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя
руками:
сидя (м)
в прыжке с места (м)
Техническая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
2
Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4.
Подача верхняя прямая в пределы площади.
Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3.
Чередование способов передачи и приёма мяча сверху,
снизу.
Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых
амортизаторах.

3
4,9
11,2
170
45

6,0
9,5
Кол - ый
показатель
3
4
3
3
8
3

Методические рекомендации
№
п/
п
1

2

Раздел

Формы
занятий

Основы
знаний

Беседа
Рассказ
Объяснение
материала
Освоение Объяснение
техники
материала
передвиже Тестирование
ний
Соревнование

3

Освоение
техники
приемов и
передач
мяча

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

4

Освоение
техники
подачи
мяча и
приема
подач.

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

Методы и приемы
Словесный метод (беседа,
описание, разъяснение,
рассуждение, дискуссия,
диалог, рассказ)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)

Формы
подведения
итогов
Опрос

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

5

Освоение
техники
прямого
нападающ
его удара
и
овладение
техникой
защитных
действий

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

6

Овладение
тактикой
игры в
нападении
.

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

7

Овладение
тактикой
игры в
защите

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

8

Овладение Соревнование
организато
рскими
способнос
тями

Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ

деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
- игровая деятельность (эмоциональная приподнятость на занятиях,
наличие правил и роли у детей во время игр и эстафет, а также при
выполнении тренировочных упражнений);
- информационно-коммуникационные технологии (в системе
физической культуры и спорте компьютерные технологии широко
используются для теоретической подготовки учащихся);
- личностно-ориентированная технология оздоровительной физической
подготовки юных спортсменов (учащиеся понимают, что физическая
активность им нужна не только в настоящее время, но и на протяжении всей
жизни. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо
делать, но не объясняет «почему»);
- проблемное обучение (технический прием выполняется не на месте, а
в движении, или, например, без зрительного контроля; нападающий удар
делается не просто, чтобы перебить через сетку, а в определенный номер зону площадки);
- педагогика сотрудничества (поиск лучших качеств, вера в успех
ребенка, приоритет положительного стимулирования).
Дидактический материал
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
Список литературы
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для
специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996. –
83 с.
2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых
(дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида
физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск:
СибГАФК, 1994. – 85 с.
3. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической
культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс,
2002. – 368 с.
4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева,
А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт,1985. – 270 с.
5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. –
М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований)
6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебн. для пед. ин-тов – 3-е изд., испр. и
перераб. – Минск: Выш. школа, 1985. – 261 с.

7. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб.

программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. – Омск.: ОмГТУ, 1994. – 198 с.
8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. –
М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и
методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
10. Федеральный образовательный стандарт по волейболу 2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».