Приложение №1 к Основной общеобразовательной программеобщеобразовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Курс внеурочной деятельности «Волейбол» Направленность: физкультурно-спортивная Возраст учащихся: 15-17 лет 1. Пояснительная записка Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Курс внеурочной деятельности «Волейбол» имеет физкультурноспортивную направленность, уровеньосвоения программы – базовый. Программа составлена на основании федерального образовательного стандарта по виду спорта волейбол. В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической активности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа жизни. Адресат программы Программа «Волейбол» рассчитана на освоение учащимися 15-17лет. Объем и срок освоения программы Срок реализации программы « Волейбол» 2023-2024 учебный год. Программа по Волейболу состоит из 34 часа в год, что составляет 1 раз в неделю. Форма обучения Форма обучения – очная. Организуются теоретические и практические занятия в одновозрастных группах 10-15 человек. Теоретическая работа с учащимися проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами игр в волейбол, разбора движений известных волейболистов. К практическим занятиям относятся учебно-тренировочные занятия по волейболу, разбор игровых ситуаций, турниры и товарищеские игры. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Набор в группу осуществляется без предъявления требований к способностям и умениям учеников. Цель и задачи программы Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Задачи: а) образовательные задачи: обучение занимающихся основным двигательным действиям; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта, техническими действиями и приемами игры в волейбол; освоение знаний об истории и современном развитии волейбола, роли и формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям игры в волейбол. б) оздоровительные задачи: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; повышение уровня разностороннего физического развития, закаливание. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил личной гигиены. в) воспитательные задачи: нравственное воспитание в процессе занятий; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; достижение высокого возрастного уровня воспитания физических качеств; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи; подведение занимающихся к выполнению уровней физической подготовленности. Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и материально-технической оснащенностью. Содержание программы: учебный план программы, учебные планы дисциплин, содержание учебных планов дисциплин Учебный план программы № Раздел, тема Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 2 - 2 Общая физическая подготовка 2 4 3 Специальная физическая подготовка 2 6 4 Технико-тактическая подготовка 3 6 5 Соревнования и товарищеские игры 6 Контрольно-проверочные мероприятия Итого: 6 1 2 10 24 Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Вводное занятие Теория 2 часа. Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. История развития волейбола. 2. Общая физическая Общая физическая подготовка, влияние общих упражнений на организм занимающихся: Строевые упражнения: Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Построения, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных исходных положений (и.п.) в основной стойке, на коленях, сидя, лежа - сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведения и приведения, рывки одновременно обеими руками и разноименно. То же во время бега и ходьбы. Упражнения для ног: поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренных суставах, приседания, отведения и приведения, махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных и.п. ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.), сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки. Упражнения для туловища: наклоны, вращения и повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, седы из положения лежа на спине, сидя, различные сочетания этих движений. Упражнения для развития силы: упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание на перекладине, отжимания в упоре, приседания на одной, двух ногах, переноска и перекладывание груза, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с набивными мячами. Упражнения для развития быстроты: повторное пробегание отрезков от 10 до 30 м. Со старта с максимальной скоростью. Бег с заданием догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) в максимальном темпе. Упражнения для развития гибкости: ЩРУ с широкой амплитудой движения, упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой, сложенной вчетверо скакалкой; перешагивания и перепрыгивания. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке. Шпагаты: правой, левой; поперечный. Упражнения для развития ловкости: разнонаправленные движения рук и ног, кувырки назад, вперед, в стороны с места, с разбега, с прыжка; стойки на голове, руках и лопатках; упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках, метание мячей в неподвижную цель, эстафеты типа "полоса препятствий". Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на 2х ногах; перепрыгивание через предметы (скамейки, мячи). Упражнения для развития общей выносливости: равномерный бег до 500 м; кросс до 1км ; дозированный бег по пересеченной местности от 3 до 10 мин; плавание с учетом и без учета времени; ходьба на лыжах с подъемами и спусками с горы. Туристические походы Специальная физическая подготовка Влияние специальных упражнений на организм занимающихся Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных и.п. (стоя, сидя, лежа) лицом, спиной вперед; бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь; бег за лидером без смены и со сменой направления (с поворотом, зигзагом); бег с остановкой и рывком в любом направлении, многократные прыжки с ноги на ногу, на одной ноге на месте и, продвигаясь вперед, в сторону, назад. Падения: с перекатом на спине с выносом ноги; с перекатом на спине (боку) из выпада в сторону; с перекатом на спине (боку) из выпада вперед. Падения: с амортизацией руками назад и перекатом на спине; вперед с амортизацией руками и перекатом на спине; вперед перекатом прогнувшись; Падения: со скольжением: в сторону со скольжением на боку; вперед со скольжением прогнувшись. Броски: вперед со скольжением прогнувшись; вперед перекатом прогнувшись; с кувырком вперед; вперед с приходом руки и ноги. назад с поворотом кругом и приходом руки и ноги; назад выносом ног; назад в упор согнувшись с амортизацией руками сзади; в сторону кувырком через плечо; с перекатом в сторону. Перекаты: на спине, прогнувшись, на боку, в стороны. Кувырки: вперед, назад, в сторону, через плечо. Стойки: на лопатках, на голове и руках, на руках, на предплечьях. Мосты: из положения лежа, наклоном назад, из стойки на руках. Упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырка, рывка, падения, броски мяча в стену, в батут с расстояния до 9 м с последующей ловлей. Ведение мяча с ударом о скамейку. Эстафеты с прыжками и бегом, изменением направления, ловлей, передачей и бросками мяча. Подвижные игры: "салки", "лапта". Упражнения для развития оптимальной выносливости: многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических действиях с различной интенсивностью и различной продолжительностью (в играх). Технико-тактическая подготовка Теория технической и тактической подготовки Подводящие упражнения. Упражнения по технике: бег с подскоками, прыжки, толкаясь одной, двумя ногами; броски мяча в пол, нападающие удары в пол (парами); передача мяча сверху, снизу (парами); игра в защите (в парах); нападающие удары различными способами со всех номеров; подачи, прием подач (в парах); игра в защите (в тройках); игра в защите (в четверках); игра в защите (в пятерках); нападающие удары против одиночного блока; нападающие удары против двойного блока; нападающие удары против тройного блока; взаимодействие игроков; взаимодействие игроков против одиночного блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействия игроков против тройного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против одиночного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против двойного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против тройного блока; игры 3Х3, 4Х4, 5Х5; Техника защиты: стойка защитника, перемещение приставным шагом, перемещение вперед-назад в стойке защитника; блокирование мяча двумя руками сверху; блокирование игрока, не владеющего мячом; блокирование игрока, владеющего мячом; Индивидуальные тактические действия при передачах: ускорение во время перемещения различными способами; чередование ускорений и остановок; имитация передачи вперед и назад; чередование передач различных по высоте и расстоянию, стоя у сетки и из глубины, в опорном положении и в прыжке; передачи через сетку на точность; броски с набивным мячом снизу одной рукой, сверху, стоя лицом и боком; Индивидуальные тактические действия при подачах: чередование способов подач на силу и точность; выбор способа нападающего удара; чередование нападающих ударов и «обманок»; нападающие удары с передач, различных по высоте и расстоянию; нападающие удары по ходу или с переводом; отработка взаимодействия игроков передней линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней линий при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков внутри линий и между ними при сочетании первой и второй передач; взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней линии. Система игры через игрока передней линии. Система игры через игрока задней линии, выходящего для передачи к сетке. Товарищеские игры и соревнования Упражнения по технике в виде игры “Эстафеты у стены”, “Мяч капитану”, “Точно в цель”, и т.д. Учебные двусторонние игры с заданиями. Контрольные игры с заданиями. Задания в игре по технике. Задания в игре по тактике. Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Командные действия в защите. Контрольно-проверочные мероприятия Сдача контрольных нормативов общих и специальных по виду спорта волейбол. Планируемые результаты Предметные Воспитанник научится: Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в режиме дня и учебной недели. Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Использовать игру и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций. Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств. Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их. Тестировать показатели физического развития, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой. Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности. Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Мета предметные Овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в тренировочной деятельности. Личностные Овладеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной деятельности; научится максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической подготовке. Основными показателями выполнения программных требований на НП, УТГ: стабильность состава занимающихся; посещаемость тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, занимающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля, выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и участие в соревнованиях. В конце учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке и специальной физической подготовке. Тесты принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал. В зависимости от целевой задачи и организационной формы учебнотренировочного занятия используются следующие формы проведения занятий: игровая спортивная тренировка, круговая, спортивно-игровая, турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование. Предполагаемый результат. Обучающийся должен: - соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом, соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни; - овладеть элементарной техникой основных элементов волейбола; - участвовать в соревнованиях школьного, районного уровня; - выполнение нормативов юношеских разрядов. Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий Календарный учебный график Название 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Дата начала 01.09.23г. 07.11.23г. 09.01.24г. 01.04.24г. Дата окончания 27.10.23г. 29.12.23г. 22.03.24г. 24.05.24г. Календарно-тематическое планирование № Тема п.п. Элементы тренировочных занятий Техника перемещений. Инструктаж по Т.Б. на занятиях. Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Передача мяча двумя руками сверху в парах. Стойка волейболиста. Передача мяча двумя руками снизу, двумя руками в парах. 1 Прием. Передача. Подача мяча 2 2 ч. 2 ч. 3 2 ч. 4 2 ч. 2 ч. 5 6 Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху на месте. Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху после перемещений. Передачи сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол. ОФП. Перемещения и стойка волейболиста. Передача мяча двумя руками сверху. Подвижные игры с элементами волейбола. Передача и прием мяча сверху двумя руками после перемещений. Техника приема и Дата проведения 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 7 2 ч. 2 ч. 8 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. передачи мяча снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами волейбола. ОФП. Прием и передача мяча двумя руками снизу. Ознакомление с основными правилами игры в волейбол. Развитие быстроты и прыгучести. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. Введение в начальные игровые ситуации. 9 Развитие быстроты и прыгучести. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. 10 Нижняя прямая подача мяча. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. Введение в начальные игровые ситуации. 11 12 13 14 15 16 Передачи сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передача мяча двумя руками сверху во встречных колоннах с переходом в конец противоположной колонны. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу с подачи. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху и снизу с перемещением. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу с подачи. Учебная игра в волейбол. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху и снизу с перемещением Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра в волейбол. 2 ч. 2 ч. 17 2 ч. 2 ч. 2 ч. 18 2 ч. 2 ч. 19 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 20 2 ч. 21 22 23 24 Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра в волейбол. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол. Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3. Прием мяча с подачи. Учебная игра в волейбол. Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4.Учебно – тренировочная игра в волейбол. Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно – тренировочная игра в волейбол. 25 Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно – тренировочная игра в волейбол. 26 Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная игра в волейбол. 27 28 Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол. 2 ч. 29 Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Нападающий удар. Блокирование. 2 ч. 2 ч. 30 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 31 2 ч. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 32 Прямой нападающий удар. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 33 Прямой нападающий удар. Навыки приема и передачи мяча после перемещений и падения. Учебная игра. 34 35 36 37 38 Развитие прыгучести. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Нападающий удар с поворотом туловища. Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой. Игра. 39 40 41 Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног. Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Скоростно-силовая подготовка. бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии). Тактика игры в нападении. 42 Развитие специальной ловкости. Упражнения для обучения блокированию. Учебная игра. 43 Нападающий удар по неподвижному мячу. Упражнения для обучения блокированию. Учебно – тренировочная игра в волейбол. 44 Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование. Учебно – тренировочная игра. 45 Развитие прыгучести. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. Учебно – тренировочная игра. 46 Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра. 47 Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра. 48 Совершенствование навыков блокирования. Совершенствование навыка прямого нападающего удара. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. 49 Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Учебно – тренировочная игра. 50 ОФП. Совершенствование навыков защитных действий. Учебная игра. 51 Круговая тренировка на развитие силовых качеств. Приемы и передачи мяча. Учебная игра. 52 Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. 53 Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебно-тренировочной игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств. 54 Совершенствование навыков защитных действий. Совершенствование техники нижней прямой подачи. Обучение командным тактическим действиям в нападении. 55 Эстафеты с различными видами спортивных игр. Совершенствование прямого нападающего удара. Развитие прыгучести. 56 57 58 Совершенствование техники нападающего удара и постановки блока. Двухсторонняя игра в волейбол. Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола. Совершенствование техники нападающего удара и постановки блока. Двухсторонняя игра в волейбол. Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Учебно – тренировочная игра. 59 Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемах и передач. Учебнотренировочная игра. 60 Развитие силовых качеств. Учебнотренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. 61 Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебно-тренировочной игры. 62 Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебно-тренировочной игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств. 63 Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. 64 Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 65 Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. Прием подачи. Учебно – тренировочная игра. 66 Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении. 67 Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемах и передач. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Учебная игра. 68 Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. 69 Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Учебная игра. 70 71 72 Индивидуальные тактические действия в нападении. Верхняя прямая подача по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча на сторону соперника. Учебно – тренировочная игра в волейбол. Индивидуальные тактические действия в нападении. Верхняя прямая подача по определенным зонам. Индивидуальные тактические действия в нападении. Неожиданные передачи мяча на сторону соперника. Учебно – тренировочная игра в волейбол. 73 Индивидуальные тактические действия в нападении. Верхняя прямая подача по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча на сторону соперника. Учебно – тренировочная игра в волейбол. 74 Групповые тактические действия в нападении. Учебно – тренировочная игра с заданиями. 75 76 77 78 79 80 81 82 Групповые тактические действия в нападении – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны. Учебно – тренировочная игра с заданиями. Взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно – тренировочная игра . Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Командные тактические действия в нападении Учебно – тренировочная игра . Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии с изменением позиций игроков. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Групповые тактические действия в нападении. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Групповые тактические действия в нападении. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Тактика игры в защите 83 Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Учебная игра. 84 Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Учебная игра. 85 Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебно-тренировочной игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств. Условия реализации программы Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала. Материально-техническое обеспечение Спортивный зал: Волейбольная сетка Волейбольные мячи Свисток Секундомер Шведские стенки Скакалки Гимнастические скамейки Методические пособия и рекомендации Инструкция по технике безопасности Контрольные нормативы Правила по волейболу Аптечка для оказания медицинской помощи -1 шт. Формы аттестации Контрольные игры и соревнования. Система оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол» включает оценку уровня сформированности знаний, умений, навыков, уровня развития обучающихся, их индивидуальных качеств и личностный рост, которые определяются участием в спортивных праздниках, конкурсах, товарищеских играх с командами аналогичного возраста. Порядок и периодичность проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (формы проведения промежуточной аттестации). Программа рассчитана на один год, в связи с чем промежуточная аттестация не проводится. Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах: спортивные праздники, конкурсы, товарищеские игры с командами аналогичного возраста, городского масштаба, судейство на соревнованиях. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных нормативов. Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности. Оценочные материалы № п/ п 1 1. 2. 3. 4. 5. № п/п 1 1. 2. 3. 4. 5. Физическое развитие и физическая подготовленность Содержание требований (вид испытаний) Рез-ты 2 Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) Техническая подготовленность Содержание требований (вид испытаний) 2 Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4. Подача верхняя прямая в пределы площади. Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3. Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу. Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах. 3 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 Кол - ый показатель 3 4 3 3 8 3 Методические рекомендации № п/ п 1 2 Раздел Формы занятий Основы знаний Беседа Рассказ Объяснение материала Освоение Объяснение техники материала передвиже Тестирование ний Соревнование 3 Освоение техники приемов и передач мяча Объяснение материала Тестирование Соревнование 4 Освоение техники подачи мяча и приема подач. Объяснение материала Тестирование Соревнование Методы и приемы Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Формы подведения итогов Опрос Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие 5 Освоение техники прямого нападающ его удара и овладение техникой защитных действий Объяснение материала Тестирование Соревнование 6 Овладение тактикой игры в нападении . Объяснение материала Тестирование Соревнование 7 Овладение тактикой игры в защите Объяснение материала Тестирование Соревнование 8 Овладение Соревнование организато рскими способнос тями Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Педагогические технологии Программа предполагает применение следующих технологий: - игровая деятельность (эмоциональная приподнятость на занятиях, наличие правил и роли у детей во время игр и эстафет, а также при выполнении тренировочных упражнений); - информационно-коммуникационные технологии (в системе физической культуры и спорте компьютерные технологии широко используются для теоретической подготовки учащихся); - личностно-ориентированная технология оздоровительной физической подготовки юных спортсменов (учащиеся понимают, что физическая активность им нужна не только в настоящее время, но и на протяжении всей жизни. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо делать, но не объясняет «почему»); - проблемное обучение (технический прием выполняется не на месте, а в движении, или, например, без зрительного контроля; нападающий удар делается не просто, чтобы перебить через сетку, а в определенный номер зону площадки); - педагогика сотрудничества (поиск лучших качеств, вера в успех ребенка, приоритет положительного стимулирования). Дидактический материал - Правила игры в волейбол. - Правила судейства в волейболе. - Положение о соревнованиях по волейболу. Список литературы 1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996. – 83 с. 2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск: СибГАФК, 1994. – 85 с. 3. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с. 4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева, А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт,1985. – 270 с. 5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований) 6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебн. для пед. ин-тов – 3-е изд., испр. и перераб. – Минск: Выш. школа, 1985. – 261 с. 7. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. – Омск.: ОмГТУ, 1994. – 198 с. 8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с. 9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с. 10. Федеральный образовательный стандарт по волейболу 2022