Школьный музей "Хранители времени"

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
Хранители времени
6-9 класс

В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный социокультурный
институт, обладает широкими возможностями для формирования и самореализации
высоконравственной личности. Музейная сеть представлена различными его видами: от
классических профильных презентационных музеев до «живых» музеев, охватывающих
значительные территории и воссоздающих целостные образы природы, истории и культуры.
Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX столетия. Это время
ознаменовалось новшествами в экономической и политической сферах, повлиявшими и на общую
культурную ситуацию. Среди факторов, способствовавших активизации музейного дела можно
отметить:
демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию культуры
повседневности («низовой культуры») как альтернативы официальной культуре и обращению к
человеку как главной фигуре музейной коммуникации (антропологизация музея);
глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия;
НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью образования, приведшие к
изменению роли музея: от хранителя и интерпретатора к новому каналу культурной (музейной)
коммуникации;
разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и
параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения;
формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного менеджмента, но и
переориентировавшей музей на интерес к случайному посетителю и, как следствие этого,
возникновение музейной педагогики и музейной социологии, трансформировавшей музееведение как
вспомогательную дисциплину в междисциплинарное направление - музеологию.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет
важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач
общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их
всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром
формирования гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с
прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог
проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить
артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный
социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая
огромную роль в воспитании личности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города,
музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у

них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические,
материальные, художественные и культурные ценности.
Занятия в кружке «Хранители времени» приобщает учащихся к национальной и мировой культурной
традиции, непосредственное участие в жизни школьного музея помогают школьникам на основе
знания, опыта, чувства гордости за наследие Родины стать достойными гражданами, патриотами и
нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный выбор.
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала
школьников, приобретению ими социального опыта, подготовке к будущей профессиональной
деятельности.
Программа кружка «Хранители времени» составлена на основе нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
Федеральный уровень
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 0т 29.12.2012г. (с
изменениями от 2020г.);
Концепция развития дополнительного образования на 2014-2020 годы;
Приказ министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму
Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки
России от 11.12.2006г. №06-1844;
Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г. «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3142-14»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
;Школьный уровень:
Учебный план МБОУ СОШ № 19 с. Бродово на 2023- 2024 учебный год;
Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения
осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через
приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры
школьников средствами музейной педагогики.
Основными задачами курса являются:
содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма;
расширение знаний учащихся об истории родного края;
повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и музеологии;

развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и творческого мышления,
способности аргументировано отстаивать свое мнение, на практике применять теоретические знания
в деле развития школьного музея;
формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;
формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования
«Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной, авторских элективных курсов И.И.Еременко
«По дороге их храма муз», «Основы исследовательской деятельности». Предлагаемая программа
имеет практикоориентированный характер и рассчитана на 34 ч. (1 часа в неделю).
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу
«Хранители времени» в рамках учебно-воспитательного процесса.
Уровень программы – ознакомительный.
• работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к
культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
• развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
• воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию
исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении;
• использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов;
активизация гражданской позиции через участие в ДОО Совет музея.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами
вспомогательного фонда школьного музея, организация и проведение экскурсий, музейных уроков,
участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.
Программа дополнительного образования «Хранители времени» нацелена на формирование и
закрепление следующих знаний, умений и навыков:
знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология, музейная типология,
музейный предмет, фонды музея, др.);
формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция экспоната, оформление
инвентарной книги и др.);
формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности (поиска и сбора
информации из разных источников: средств массовой информации, литературных и научных статей,
произведений искусства, электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их
практическое использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной
музейной педагогики и социологии;
развитие умения вести самостоятельный поиск культурно-исторического наследия в пределах
родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д. в школьном музее;
развитие детского общественного движения патриотической направленности.
Адресат программы: обучающиеся 11-15 лет.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса: Программа рассчитана на 1 год
обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 34 часа (1 час в неделю: занятия по 60 мин.).
Форма образования: очная.
Литература
Аксёнова А.И.История.Судьба.Музей.- Владимир, 2001.
Аксёнова А.И. Суздаль XX век. Страницы истории.- Владимир, 2002.
Аксёнова А.И. Суздальский музей в период Вов(1941-1945).-В кн.:Материалы исследований.
Сборник №8.-Владимир,2002.
Бубнов С.Л. След в бесконечности: Памятники Владимира.- Владимир, 2003.
Ванслова Е.Г. Музей и культура.-М., 2001.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.-М., 2001.
Владимирскому музею 125 лет.(Материалы научной конференции).- Владимир, 1981.
В помощь активистам музея образовательной организации. – Нижний Новгород, 2014.
Все музеи Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального.- Владимир, 1998.
Днесь светло красуется.Владимир в старой открытке.-Владимир, 1993.
10.Дудорова Л.В. Старый Владимир. – Владимир, 1998.
Жигулевский З. Музеи мира: введение в музееведение.-М., 1989.
Козьякова М.И. История, культура, повседневность. Западная Европа: от античности до XX века.М., 2002.
Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения.- М., 1995.
Павленко Н.И. Петр Первый и его время. –М, 1998.
Памятники истории и культуры.- Владимир, 1996.
Сотникова С.И. Музеология.- М., 2004.
100 великих музеев мира.- М., 1999.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. –М., 2003.
Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей.- М., 2001.
Литература для педагога:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М,
2001.- 48с.
2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/авт.-сост.
Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков и др./ Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за
знания, 2006. – 272 с.

3. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
4. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой
деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч.
– 2001. - №1. – С.102-105.
6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской
деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004.
- №5. - С. 51-60.
7. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. –
М.: 5 за знания, 2006. – 160 с.
8. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных
ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. –
2003. - №3. – С. 29-32.
9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное
образование, 2001. – 272с.
10. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской
практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
11. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная //
Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
Литература для учащихся:
1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
2. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995. – 303 с.
4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: Кн. Для учащихся/И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – М.:
Просвещение, 1997. – 208 с.
5. . Исследовательская работа на «Отлично». Учебно0справочное пособие для учащихся, студентов,
аспирантов. ВОИУУ, Владимир, 1999г.
6. Сотникова С.И. Музеология.-М., 2004, с.5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».