Приложение №1 к основной общеобразовательной программе – образовательной программе основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Рабочая программа Учебного предмета ОБЖ для детей с ОВЗ 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочим программам по предмету – Основы безопасности жизнедеятельности для детей с ОВЗ (8 класс). Данная рабочая программа по ОБЖ 8 классов разработана на основе, Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с учетом изменений, внесенных приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577); Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями на 20 июня2017 года (приказ Минобрнауки РФ от 20 июня 2017 года № 581); Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 8-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) из расчета 1час в неделю 35 часов в год. Предлагаемая рабочая программа ориентирована на учебник – А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. – учебник для общеобразовательных учреждений, 5 издание. М.: Просвещение, 2016г. Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы достигнуты следующие цели: • безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; • принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти; • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; • отрицательное отношение общающихся к приему прихоактивных веществ, в том числе неркотиков; • готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию; Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач: - формирование у обучающихся модели бехопасного поведения в павседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; - формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; - выработка у обучающихся антиэксремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ Курс предназначен для: - формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; - выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих; - приобретение обучающимися способноси сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей; - формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицального отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности. - ценность человека как разумного существа, стрмящегося к добру и мамасовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. - ценность добра – направлнность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. - ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества. - ценность труда и творчесва как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. - ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. - ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чесети, достоинства по отношению к себе и к другим людям. - ценность грожданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. - ценность патриотизма – одно из проявлений духовной эрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. - ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ Личностные результаты: - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транстпорте и на дорогах; - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному вырбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентироваки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование готовности и способности веси диалог с другими людьми и досикать в нем взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в круппах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностноговыбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответсвенного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и ворческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведедния,потрбностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: - умение сомостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя навые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, сомооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самастоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее нешение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; - освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: - знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера; - умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия; - умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; - понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; - знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций; - умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера; - умение пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты населения; - умение правильно оценить ситуацию при пожаре; - обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре; - вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре; - владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов, водителя велосипеда; - владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года; - понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе. Значение прфилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасностипри пожарах. Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. Безопасность на дорогах Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценка обстановки, складывающейся на улицах, дорогах. Велосипедист – водитель транспортного средства. Роль водителя транстпортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения. Обязанности по безопасности велосипедиста. Безопасность на водоемах Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безапасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС. России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение бехопасности на воде. Воозможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них. Экологическая безопасность Загрязнение окружающей среды и здоровья человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнене атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Снижение вредного вождействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Чрежвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения. Чрезвычайных ситуаций техногенного характкра. Объекты экономиаки, возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных, химически опасных объектах и их возможные последствия. Радиационно опасные объекты. Возможные последствия аварии на радиационно опасных объектах. влияние ионизирующего излучения на организм человека. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества. Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия. Пожары и взрыва на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях. Взрыво- и пожароопасные объекты. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. гидротехнические сооружения и их предназначение. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Возможные последствия гидродинамических аварий. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций Обеспечение радиационной безопасности, химической защиты населения. Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения, проживающего в непасредственной близости от радиационно опасных объектов. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий. Средства индивидуальной защиты и их защитые свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидродинамических сооружениях. Общие меры по защите населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий. Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайых ситуаций техногенного характера Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения. Региональные и территориальныеавтоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная система оповещения. Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения. Общие мероприятия по инженерной защите населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защиных сооружениях гражданской обороны. Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека. Репродуктивное здоровье. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность. Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни человека, обесечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Профилактика основных неинфекционных заболеваний. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни. Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Осноные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний. Вредных привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!» Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Первая помощь при неотложных состояниях Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи. Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными аварийно химически опасными веществами – аммиаком и хлором. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок. Правила оказания первой помощи при утоплении. Календларно-тематическое планирование по ОБЖ в 8 классе № п/п 1 Тема и тип урока Пожарная безопасность урок изучения нового материала 2 Безопасность на дорогах Комбинированный 3 Безопасность на водоемах Комбинированный 4 Экология и безопасность Комбинированный 5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. Комбинированный Содержание Анализировать причины возникновения пожаров в жилых и общественных ззданиях. Характеризовать основные мероприятия, проводимые МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составлять планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте и записывают их в дневник безопасности. Запоминать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказание помощи, младшим, престарелым и т.д. Анализировать причины дорожно-транспортных происшествий. Повторять правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запомнить правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. Характеризовать состояние водоемов в различное время года. Объяснить правила безопасного поведения на водоемах. Сравнить способы обеззараживания воды. Объяснять правила безопасного поведения на воде. Отрабатывать правила само и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Анализировать состояние окружающей среды. Запоминать приемы по защите личного здоровья в местах с неблагополучной экологической обстановкой. Искать в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Характеризовать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составлять алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной Дата план факт 6 Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Комбинированный 7 Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Комбинированный Здорвый образ жизни и его составляющие. Комбинированный 8 9 Первая помощь при неотложных состояниях. Комбинированный ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализировать расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. Характпризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализировать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Объяснять порядок оповещения населения и организацию его эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризовать основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения. Характеризовать особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объяснять общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывать значение здоровогообраза жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализировать возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Требования к уровню подготовки учащихся Ученик должен: Знать/понимать - основные опасные ситуации в природных условиях и правила безопасного поведения в этих ситуациях; - порядок поготовки в активному отдыху на природе и обеспечения безопасности при автономном пребывании человека в природной среде; - основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек; - приемы и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях; Уметь: - соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность; - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - соблюдать правила безопасного поведения на воде, оказывать помощь утопающему; - вести себя в криминогенных ситуациях и местах большого скопления людей; - доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья; - грамотно оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обеспечения личной безопасности на улице и на дороге; - соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; - пользования бытовыми приборами и инструменами; - проявление бдительности при угрозе террористического акта; - обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи; - выработки потрбности в соблюдении норм здорового образа жизни; - невосприимчивости к вредным привычкам; - обеспечение личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни; - подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (пооходы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм); - оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Литература для учителя: 1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы, рабочие программы, предметная линия учебников / А.Т. Смирнова, Б.О. Хренников / под редакцией А.Т. Смирнова / М.: Просвещение, 2016 2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки / А.Т. Смирнова, Б.О. Хренников / под редакцией А.Т. Смирнова / М.: Просвещение, 2018 3. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордых, заданиях с картинками / авт-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006 4. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов ОБЖ Рабочая тетрадь 8 кл./ пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Т. Смирнова: М. : Просвещение, 2017 5. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс 2017 6. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге / А.Л. Смирнова М.: «Просвещение», 2006 7. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль М.: «Просвещение» 2005 Литература для учащихся 1 Основы безопасности жизнедеятельности: справочник дляучащихся / А.Т. Смирнов Б.О. Хренников / М.: Просвещение 2007 2 А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов ОБЖ Рабочая тетрадь 8 кл./ пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Т. Смирнова: М. : Просвещение, 2017 3 Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс 2017 4 Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся – М.: Просвещение 2011 Аудиовидеоаппаратура, прекционная аппаратура -Телевизор - DVD-плеер - компьютер