Приложение №2 к Основной Общеобразовательной программе – Образовательной программе среднего Общего образования (ФГОС СОО) МБОУ СОШ №19 (утверждённой приказом) МБОУ СОШ№19 от 30.08.2023) №115 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» 10 – 11 Класс с. Бродово 2023 г Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Профиориентационный минимум «Россия – мои горизонты», включающая в себя элементы программы «Билет в будущее» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО к результатам освоения программы среднего общего образования, на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности по профориентации «Билет в будущее», разработанной Фондом Гуманитарных Проектов. Рабочая программа курса внеурочной деятельности соотнесена с рабочей программой воспитания в части формирования у обучающихся системных знаний о различных аспектах развития России и мира, приобщения обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Цель курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 10-11 классов. Задачи курса: содействовать осознанному и самостоятельному выбору профессии обучающимися; выявить исходный уровень сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровень готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; сформировать индивидуальные рекомендации для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; информировать обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; способствовать формированию у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды. продолжить формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся из класса в класс. В программе запланирована аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа. На групповых и индивидуальных занятиях используются современные профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки, диагностика, разбор результатов диагностики, посещение мероприятий профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат), прохождение профессиональных проб и др. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема изучается в 10 и 11 классах. Но содержание тем изменяется ежегодно в зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся. Методическое сопровождение курса обеспечено методическими рекомендациями о реализации Всероссийского проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательной школы «Билет в будущее», материалами Всероссийского проекта «Билет в будущее», доступными в разделе «Профминимум» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ в виде контентно-информационного комплекса «Конструктор будущего». Контентно-информационный комплекс (КИК) «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Контент КИК содержит в себе готовые материалы «Билет в будущее» («Россия – мои горизонты»): Сценарный план урока (занятия). Набор видео материалов. Тексты и вопросы для дискуссии, обсуждения. Набор заданий и тестов с ответами. Вопросы для рефлексии. Набор раздаточных материалов. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессиональный минимум «Россия – мои горизонты» рассчитана на два года с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание курса «Билет в будущее» 10-11 КЛАССЫ 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам). Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть востребованным? Тематические профориентационные уроки по классам (рекомендуется проводить после стартового урока): 10 класс: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности: естественнонаучное направление; инженерно-техническое направление; информационно-технологическое направление; оборонно-спортивное направление; производственно-технологическое направление; социально-гуманитарное направление; финансово-экономическое направление; творческое направление. Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора. 11 класс: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся к вопросам самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации в организации высшего образования (ВО, вузы) или в организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального карьерного пути. 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей: методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии. методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/). 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия – моя история» (очно или в онлайн-формате (доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/)). Знакомство с рынком труда, 9-ю ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов. 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» Профессиональные пробы. Данный формат реализуется очно (на базе образовательной организации и/ или в учебных профессиональных заведениях, организациях дополнительного образования, на предприятиях, организациях региона) или в онлайн-формате (профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п.). Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды: базовая и ознакомительная. 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю» Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение рекомендации по построению образовательно-профессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах. Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей: методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии. методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Развернутая консультации по результатам повторной онлайндиагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). 6. Профориентационный видеопроект «Один день в профессии» (https://bvbinfo.ru/) Онлайн-знакомство в формате видео-обзоров и интервью с носителями профессий, которые поделятся актуальной информацией об отраслях и покажут, как можно добиться успеха. В рамках урока ученикам будут предложены задания и упражнения, позволяющие лучше понять интересующие их сферы. 7. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей). Планируемые результаты Программа способствует развитию личностных, метапредметных и предметных результатов у обучающихся. Личностные результаты в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных мероприятий. в сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи. в сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии; в сфере эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем; в сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; в сфере трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; осознанный выбор будущей профессии возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; готовность адаптироваться в профессиональной среде; в сфере экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; в сфере понимания ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты 1. В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: умение выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы; умение использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; умение самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; умение прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; умение выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях. Базовые исследовательские действия: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Работа с информацией: умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении профориентационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. 2. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Совместная деятельность: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. 3. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы в отношении своего будущего; выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение определять назначение и функции различных социальных институтов. Самооценка и самоконтроль: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задачи средств их достижения. Эмоциональный интеллект: умение выявлять и анализировать причины эмоций; умение ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; умение осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. Принятие себя и других: умение принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; умение осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты 10 КЛАСС Обучающиеся будут знать: свой уровень готовности к выбору профессии: первая версия; собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: первая версия. Обучающиеся будут иметь представления о (об): системе профессионального образования в России; современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики с учетом своих способностей и психофизиологических особенностей; особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов. У обучающихся будет сформирована готовность инициативно и самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию. 11 КЛАСС Обучающиеся будут знать: свой уровень готовности к выбору профессии: вторая версия; собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: вторая версия. Обучающиеся будут иметь представления о (об): востребованных и перспективных профессиях на современном рынке труда страны и в Уральском регионе, а именно Свердловской области; особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов; направлениях подготовки в средних профессиональных и высших учебных заведениях, особенностях поступления в ведущие вузы страны. У обучающихся будет сформирована готовность к осознанному и самостоятельному выбору: поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение, пойти служить в армию, трудоустроиться. Тематическое планирование 10-11 классы1,2 № п/п Наименование темы Общее кол-во часов 1 Ссылка на ЭОР /ЦОР 1. Вводный профориентационный урок 2. Тематический профориентационный урок 1 https://bvbinfo.ru/ 3. Профориентационная диагностика № 1 и разбор результатов Профориентационный марафон проекта «Билет в будущее» Профориентационная диагностика № 2 и 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 4. 5. https://bvbinfo.ru/ Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема изучается в 10 и 11 классе. Но содержание тем ежегодно изменяется в зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся. 2 Извлечение из Письма Министерства просвещения Российской Федерации «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»от 09.06.2023 № АБ-2324/05. – С 103. 1 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. разбор результатов Мультимедийная выставка «Лаборатория будущего» (онлайн-формат) Профессиональная проба № 1 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профориентационный марафон проекта «Билет в будущее» Профессиональная проба N°- 2 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профориентационная диагностика № 3 и разбор результатов Профессиональная проба № 3 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профориентационная диагностика № 4 и раз бор результатов Профориентационный марафон проекта «Билет в будущее» Мультимедийная выставка «Лаборатория будущего» (онлайн-формат) Профессиональная проба № 4 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профессиональная проба № 5 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профессиональная проба № 6 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Рефлексивный урок Профориентационный марафон проекта «Билет в будущее» Мультимедийная выставка «Лаборатория будущего» (онлайн-формат) Профессиональная проба № 7 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профессиональная проба № 8 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профессиональная проба № 9 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профориентационный видеопроект «Россия в деле» (1,2,3 серии) Профориентационный видеопроект «Россия в деле» (4,5 серии) Профориентационный видеопроект «Россия в деле» (6,7 серии) Профессиональная проба № 10 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профориентационный видеопроект «Один день в профессии» (1,2 серии) Профессиональная проба № 11 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профориентационный видеопроект «Один день в профессии» (3,4 серии) Профессиональная проба № 12 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 1 https://bvbinfo.ru/ https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 32. 33. 34. Профориентационный видеопроект «Один день в профессии» (5,6 серии) Профессиональная проба № 13 (проба на платформе проекта «Билет в будущее») Профориентационный марафон проекта «Билет в будущее». Итоги года. Всего 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 1 https://bvbinfo.ru/ 34