Литература 5-9кл (1)

Приложение к АООП ООО для
обучающихся с задержкой психического развития
МБОУ СОШ № 19 ( утвержденной приказом
МБОУ СОШ № 19 от 30. 08. 2023) № 115.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета « Литература »
для обучающихся с задержкой психического
здоровья 8 класс.

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по литературе
для обучающихся с задержкой психического развития 8 класс.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта,
примерной программы общеобразовательных учреждений 5-9 кл. «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение,
2014г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Литература 5-9 класс» под ред. В.Я. Коровиной. Программа детализирует
и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Особенности адаптации рабочей программы по предмету
«Литература». Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V — IX классов массовой
общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития
которых соответствует или близок возрастной норме. Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой
аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке,
установленном для учащихся общеобразовательных школ. При успешном прохождении итоговой аттестации они получают документ
государственного образца. Поэтому серьёзное внимание в предлагаемом планировании уделяется передаче и выработке таких знаний и
умений, которые будут необходимы при контрольных работах в выпускном классе или при сдаче экзамена за курс основной школы в 9 классе (в
случае, если ученик выберет экзамен по литературе).
Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими
разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления
отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного
произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой
время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении
этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к обучающимся при сохранении общего
цензового объема содержания обучения:
• овладение детьми практическими умениями и навыками;
• уменьшение объема теоретических сведений;
• включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Задачами обучения являются:
• развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
• совершенствование навыка чтения;
• привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.
Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся
по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков.
Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально
задействованы на уроке.

Основные направления содержания деятельности: в 5-9 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного
народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на
постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени,
что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и
эстетическим восприятием прочитанного. В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными
сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного
образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного
чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция.
Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и
коррекционно-развивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными
учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения
детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы
ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель
должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы
на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных
коррекционно-развивающих
упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция –
развитие памяти; коррекция –развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение
видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие
понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело
до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности

чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного
отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция
монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об
окружающем мире и обогащение словаря.
2.Общая характеристика предмета
Завершенная предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной переработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов
общеобразовательных учреждений.
В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного
народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы.
Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении
литературы.
В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему
В переработанной линии учебников для 5-9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация:
«Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства»,
«Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены
вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.
3.Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы (в 8 кл – 68
часов (2ч. в нед,) .
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета (8 кл.)
1. Развитие познавательных интересов, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы;
2. освоение знаний о русской литературе; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве; овладение умениями
творческого чтения произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
приобщение обучающихся к искусству слова, выразительное чтение текста с учетом особенностей художественного произведения
(лирического, эпического, драматического).
3. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений, понятий и сведений по истории литературы;

4. овладение способами правильного выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов;передача событийной стороны
(сюжета) и узнавание героев изученных произведений.
5. устного пересказа небольшого отрывка, рассказа, сказки;
обучение развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературных героях; характеристика героев произведения, сопоставление героев с
целью выявления авторского отношения к ним.
6. овладение способами письменной речи; создание устного или письменного сочинения-рассуждения о героях изучаемого произведения
(индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
7. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
8. формирование потребностей в систематическом чтении.

4.Требования к уровню подготовки 8 кл.
Учащиеся должны знать:
1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
2. Тексты художественных произведений.
3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.
4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.
6. Изобразительно-выразительные средства языка.
7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных
средств языка.
5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).
10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Содержание учебного предмета 8класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Разделы
Введение.
Устное народное творчество
Литература Древней Руси
Русская литература ХVIII века
Из русской литературы ХIХ века
Русская литература ХХ века.
Зарубежная литература
Итоговый урок
Итого

Кол-во часов
1
2
2
3
35
19
5
1
68

Тематическое планирование по учебному предмету «Литература»
для детей с ЗПР в 8 классе на 2023/2024 учебный год

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество
часов

Коррекционная работа

Введение (1ч.)
1

Введение. Русская литература и история

6

Устное народное творчество (2ч.)
В мире русской народной песни. «В темном лесе...»,
«Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет.
«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки
P.P. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Духовный
подвиг самопожертвования Александра
Невского
Древнерусская литература (2ч.)
Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от
нашествия врагов
Изображение действительных и вымышленных событий в повести
«Шемякин суд»
Литература XVIIIв.(3ч.)
Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

7

Литература XVIIIв.(3ч.)Сатирическая направленность(1)

2

3

4
5

8

9

Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»(2)
Литература XIX в. (35ч.)
Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов

1

Умение анализировать и
сравнивать

1

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать

1
1

1
1
1

1

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать

10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

1

11

Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева

1

12

P.P. Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

1

13

P.P. Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «****» и «19
октября»
История Пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка А.С. Пушкина(«История
Пугачева», «Капитанская дочка»)
Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»
P.P. Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»
Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести “
Капитанская дочка” и их прототипы»
P.P. Проект. Составление электронной презентации «Герои повести “
Капитанская дочка” и их прототипы»
Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина

1

14

15
16
17
18
19
20
21

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

1

Умение анализировать и
сравнивать

1

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать

1
1

1
1
1
1

25

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю.
Лермонтова «Мцыри»
Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и
сюжет поэмы
P.P. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения.
Смысл финала поэмы. Проект
Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова

26

«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью»

1

22
23
24

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать

1
1
1

1

31

Поворот русской драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В. Гоголя
«Ревизор»
P.P. Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя
«Шинель». Проект
P.P. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире (по
повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя
«Шинель»
Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя

32

Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя

1

33

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»

1

34

Художественная сатира на современные писателю порядки в романе
«История одного города» (отрывок)
Роман
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на
официальныеисторические сочинения
Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»

1

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н.
Толстого
Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база»

1

P.P. Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого
«После бала»
Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милее…», М. Ю. Лермонтов
«Осень», Ф И Тютчев» Осенний вечер»

1

27
28
29
30

35

36
37
38
39
40

41

42

P.P. А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...»
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания
История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

1
1
1
1

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать

1

Умение анализировать и
сравнивать

1

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать

1

1

Умение анализировать и
сравнивать

1

Умение анализировать и
сравнивать

1

Умение анализировать и
сравнивать

43

Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви»

Умение анализировать и
сравнивать

47

Русская литература 20 века (19ч.)
Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных
жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»
P.P. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье
(по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна)
P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее
современное звучание и смысл
Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему

48

Контрольная работа №5 по творчеству С. А. Есенина и А. А. Блока

1

49

И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

1

50

1

51

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч)
P.P. Журнал «Сатирикон». Тэффи,А.Т. Аверченко. «Всеобщая история,
обработанная «Сатириконом» (отрывки). Проект
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе

52

P.P. М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе

1

53

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

1

54

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении
А. Твардовского «Василий Теркин»
Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского

1

44
45
46

55
56
57
58

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава
«Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»
А.И. Фатьянов «Соловьи»;Л.И. Ошанин «Дороги».
Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне
Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на
которой меня нет»

1
1
1
1

1

1
1
1

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать

Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет»
Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной
войне
И.Ф. Анненский «Снег»;Д.С. Мережковский«Родное»,«Не надо звуков»;
Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке»,«Уступи мне,скворец, уголок...»;
Н.М. Рубцов«По вечерам»,«Встреча».«Привет, Россия...»
Поэты русского зарубежья об оставленнойими Родине. З.Н.
Гиппиус«Знайте!»,«Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин«У
птицыесть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведенияхрусских
поэтов о Родине
Зарубежная литература (5ч.)
Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У.
Шекспира.
Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности

1

1

67

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира
на дворянство и невежество буржуа
Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б.
Мольера
Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго»

68

Итоговое тестирование за 8 класс

1

59
60
61

62

63
64
65
66

1
1

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать

1
Умение анализировать и
сравнивать

1
1

1
1

Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Умение анализировать и
сравнивать
Формирование умения
анализировать свою
деятельность

Контрольно-измерительные материалы
1. Система проверочных заданий и упражнений для самоконтроля включена в содержание УМК. За основу контроля берутся контрольные
работы и тесты из пособия для проверки учащихся общеобразовательных учреждений Наталия Миронова: Тесты по литературе: 8 класс: к
учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. "Литература. 8 класс".Экзамен, 2013.
Описание материально-технического обеспечения
Поурочные разработки содержат конспекты уроков: содержание каждого урока и материалы для контроля уровня литературного развития
учащихся.

Фонохрестоматия позволит услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских
театров, народных артистов России. К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со
звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретации текст
1. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс [Текст]: пособие для учителя/ Н.В. Егорова. - М.: Вако, 2012.- 448с
Ресурсы для дистанционных форм обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российское образование"http://www.edu.ru
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» www.feb-web.ru
Мифологическая энциклопедия www.myfhology.ru
Материально-техническое обеспечение
1) Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».