Приложение № 2 к АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития утвержденной приказом МБОУ СОШ № 19 от 30. 08.2023г.) № 115 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающего 8 класса с задержкой психического развития на 2023 – 2024 уч. год для Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по русскому языку обучающихся с задержкой психического здоровья ( 8 класс) Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основании: -ФЗ «Об образовании в РФ» -ФГОС ООО; -Примерной общеобразовательной программы основного общего образования (ООО) -Адаптированной основной образовательной программы МБОУ СОШ №19 с. Бродово -Учебника «Русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/[ С.Г.Бархударов и др.] – М.: Просвещение, 2021 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностными результатами освоения учащимися в основной школе программы по русскому языку являются: - Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования; - Осознание эстетической ценности русского языка; -Уважительное отношение к родному языку, гордость за него; -Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Метапредметными результатами освоения учащимися в основной школе программы по русскому языку являются Регулятивные УУД - Умение составлять план решения учебной задачи; - Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; - Умение совместно с учителем выполнять исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность; - Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Познавательные УУД - Читать все виды текстовой информации; - Адекватно понимать информацию текста, воспринятого на слух; - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; таблица, схема); -Перерабатывать и преобразовывать информацию под контролем учителя из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - Излагать содержание прочитанного текста в разных формах; - Создавать с помощью учителя тексты различного типа, стиля, жанра; - Пользоваться словарями, справочниками. Коммуникативные УУД - Излагать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -Стремиться к количественному и качественному обогащению словарного запаса; -Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, соблюдать нормы родного языка. Предметными результатами освоения учащимися в основной школе программы по русскому языку являются: Обучающийся научится: -Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая электронные ресурсы; -Владеть навыками чтения и информационной переработки прослушанных или прочитанных текстов: составлять простой план текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; -Владеть различными видами аудирования (с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 140 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; подробно и сжато на основе опорного плана передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста не менее 90 слов; для сжатого изложения – не менее 100 слов), - для чтения, прослушивания, изложения обучающимся предлагаются тексты повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц, в текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной и архаичной лексики; -Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 90 слов; для пересказа обучающимся предлагаются тексты повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц, в текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной и архаичной лексики; - Адекватно понимать, интерпретировать и комментировать упрощенные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание); - Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации; - Использовать знание алфавита при поиске информации; - Проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; - Членить слова на слоги и правильно их переносить; - Определять место ударного слога, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; - Опознавать несложные морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;; - Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; - Проводить лексический анализ слова; - Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи; - Проводить морфологический анализ слова (с опорой на план) ; - Применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; - Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); - Находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения. - Опознавать предложения простые и сложные; - Соблюдать на письме нормы современного русского литературного (в том числе во время списывания текста объемом 80-90 слов; словарного диктанта объемом 10–15 слов; диктанта на основе связного текста объемом 80–90 слов, содержащего не более 12 орфограмм и 2−3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями). Использовать орфографические словари. 1.Обучающийся получит возможность научиться: - Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения; - Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; - Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию - Определять (под руководством педагогов) цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - Планировать (под руководством педагогов) пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2.Содержание учебного предмета Введение (1ч) Повторение изученного в 5 – 7 классах (7 ч) Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч) Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. Простое предложение (4 ч) Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры. Двусоставные предложения (8 ч) Главные члены предложения Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения (10 ч) Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение. Односоставные предложения (12 ч) Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение. Простое осложненное предложение (15 ч) Однородные члены предложения Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение. Обособленные члены предложения (18 ч) Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (14 ч ) Обращение (2 ч) Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Вводные и вставные конструкции (7 ч) Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение. Чужая речь (5 ч) Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение. Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 ч) Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. Тематическое планирование № п/п 1 2 Разде л. Тема Функции русского языка в современном мире. Повторение изученного Кол-во часов В том числе развитие речи ЭОР 1 7 3 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание 4 4 Предложение. Простое предложение 5 5 Двусоставное предложение. Главные члены предложения 7 1 2 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/8/ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Решу ОГЭ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/su bject/13/8/ Решу ОГЭ 6 Второстепенные члены предложения 10 3 7 Односоставные предложения 10 3 8 Неполные предложения 3 9 Предложения с однородными членами 12 3 18 4 10 Предложения с обособленными членами РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Русский язык. Электронный тренажер для 5-11 кл. Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/ Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Русский язык. Электронный тренажер для 5-11 кл. Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Решу ОГЭ 11 Слова, грамматически не связанные с членами предложения 11 2 12 Чужая речь 13 Повторение изученного в 8 классе Итого 7 7 2 102 20 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Русский язык. Электронный тренажер для 5-11 кл. Решу ОГЭ Приложение 1. Календарно-тематическое планирование № урок а Содержание учебного материала Функции русского языка в современном мире. (1ч.) Повторение пройденного в 5-7 классах (6 +1) 2 Фонетика и графика. Орфография 3 Морфемика и словообразование 4 Лексикология и фразеология 5 Морфология и синтаксис 6 Строение текста. Стили речи. 7 Развитие речи. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники» 8 Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах» Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. (4ч.) 9 Строение словосочетаний 10-11 Виды связи в словосочетании 12 Грамматическое значение словосочетаний 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Простое предложение (3+2) Строение и грамматическое значение предложений Интонация предложения. Характеристика человека Порядок слов в предложении. Логическое ударение Развитие речи. Описание памятника архитектуры. Двусоставные предложения. Главные члены предложения. (7ч) 18 Подлежащее. 19 Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. 20 Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. 21 Составное именное сказуемое. 22 Выражение именной части составного именного сказуемого 23 Тире между подлежащим сказуемым 24 Повторение по теме «Главные члены предложения» Второстепенные члены предложения (7+3) 25 Подлежащее. 26 Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. 27-28 Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. 29 Составное именное сказуемое. 30 Выражение именной части составного именного сказуемого 31 Тире между подлежащим сказуемым 32 Повторение по теме «Главные члены предложения» 33 Подлежащее. 34 Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Односоставные предложения (7+3) 35 Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо-личные 36 Предложения неопределённо-личные 37 Предложения неопределённо-личные 38 Безличные предложения 39 Безличные предложения 13 14 15 16-17 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40-41 Развитие речи. Сочинение по картине К. Юона «Мартовское солнце» 2 42 Назывные предложения 1 43 Обобщение по теме «Односоставные предложения» 1 44 Развитие речи. Изложение текста (упр.289) 1 Неполные предложения (3ч.) 45 Понятие о неполных предложениях. 1 46 Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» 1 47. Анализ контрольной работы. Неполные предложения в диалоге. 1 48 Предложения с однородные члены (9+3) Понятие об однородных членах 1 49 Однородные и неоднородные определения 1 50 1 54 Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Развитие речи. Рассуждение . 55 Синтаксический разбор предложения с однородными членами 1 56 Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» 1 57 Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» 1 51 52 53 58-59 Развитие речи. Сочинение по картине Ф Васильева «Мокрый луг» 1 1 1 1 2 60 Предложения с обособленными членами (14+4) Обособленные определения и приложения 1 61 Обособленные определения и приложения 1 62 Обособленные определения, выраженные причастными оборотами 1 63 Особенности обособления приложений 1 64 Повторение по теме «Обособленные определения и приложения» 1 Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения» 66-67 Развитие речи. Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему. (Упр.416) 68 Обособленные обстоятельства 65 1 2 1 69 Обособленные обстоятельства 1 70 Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства» 1 71 Синтаксический разбор предложения с обособленными членами 1 72 Обособление уточняющих членов предложения 1 73 Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. Повторение пройденного по теме «Обособленные члены предложения» Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» 1 74 75 76-77 Развитие речи. Изложение «Суворов» (Упр.413) 1 1 2 78 Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9+2) Обращение и знаки препинания при нём 1 79 Обращение и знаки препинания при нём 1 80 Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них 1 81 Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них 1 82-83 Развитие речи. Сжатое изложение. 2 84 Водные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями 1 85 Вставные конструкции 1 86 Вставные конструкции 1 87 1 88 Повторение по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями» Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями» Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (5+2) 89 Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. 1 90 Диалог 1 91 Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. 1 92 Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. 1 93 Цитаты и знаки препинания при них. 1 94-95 Развитие речи. Контрольное изложение 101 Повторение изученного в 8 классе. (7 ч) Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставное предложение», «Односоставные предложения» Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения». Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения». Повторение тем « Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями», «Способы передачи чужой речи». Итоговая контрольная работа Анализ контрольной работы 102 Подведение итогов года. Комплексное повторение . 96 97 98 99 100 1 2 1 1 1 1 1 1 1