Волейбол

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного
общего образования
( ФГОС ООО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной
приказом МБОУ СОШ №19 от
30.08.2023) №115

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст учащихся: 10-15 лет

1. Пояснительная записка
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной
работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне
района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на
зрительные и слуховые сигналы.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления
физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретёнными навыками.
Курс внеурочной деятельности «Волейбол» имеет физкультурноспортивную направленность, уровеньосвоения программы – базовый.
Программа составлена на основании федерального образовательного
стандарта по виду спорта волейбол.
В соответствии с социально-экономическими потребностями
современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок
призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и физической активности,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового
образа жизни.
Адресат программы
Программа «Волейбол» рассчитана на освоение учащимися 10-15лет.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Организуются теоретические и практические
занятия в разновозрастных группах 10-15 человек.
Теоретическая работа с учащимися проводится в форме лекций,
диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами игр в волейбол, разбора
движений известных волейболистов. К практическим занятиям относятся

учебно-тренировочные занятия по волейболу, разбор игровых ситуаций,
турниры и товарищеские игры.
Особенности организации образовательного процесса. Режим
занятий
Максимальная наполняемость группы 15 человек.
Набор в группу осуществляется без предъявления требований к
способностям и умениям учеников.
Цель и задачи программы
Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Задачи:
а) образовательные задачи:

обучение занимающихся основным двигательным действиям;

формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта, техническими действиями и приемами игры в волейбол;

освоение знаний об истории и современном развитии волейбола,
роли и формировании здорового образа жизни;

обучение навыкам и умениям игры в волейбол.
б) оздоровительные задачи:

укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей организма;

повышение уровня разностороннего физического развития,
закаливание.

Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил личной
гигиены.
в) воспитательные задачи:

нравственное воспитание в процессе занятий;

воспитание положительных качеств личности, норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;

достижение высокого возрастного уровня воспитания физических
качеств;

воспитание чувства товарищества, взаимопомощи;

подведение занимающихся к выполнению уровней физической
подготовленности.
Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном
содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который
лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с
возрастными особенностями занимающихся и материально-технической
оснащенностью.

Содержание программы: учебный план программы, учебные
планы дисциплин, содержание учебных планов дисциплин
Учебный план программы
№

Раздел, тема

Теория Практика Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Общая физическая подготовка

2

30

32

3

Специальная физическая подготовка

2

52

54

4

Технико-тактическая подготовка

3

47

50

5

Соревнования и товарищеские игры

22

22

6

Контрольно-проверочные мероприятия

10

10

161

170

Итого:

9

Содержание учебного плана 1 год обучения
1.
Вводное занятие Теория 2 часа.
Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. История
развития волейбола.
2.
Общая физическая подготовка 32 часа: теория 2 ч, практика
30 ч.
Общая физическая подготовка, влияние общих упражнений на
организм занимающихся:
Строевые упражнения: Шеренга, колонна, фланг, интервал,
дистанция. Построения, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на
месте.
Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных исходных
положений (и.п.) в основной стойке, на коленях, сидя, лежа - сгибания и
разгибания рук, вращения, махи, отведения и приведения, рывки
одновременно обеими руками и разноименно. То же во время бега и ходьбы.
Упражнения для ног: поднимание на носки, сгибание ног в
тазобедренных суставах, приседания, отведения и приведения, махи ногой в
переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые
покачивания в выпаде, подскоки из различных и.п. ног (вместе, на ширине
плеч, одна впереди другой и т.п.), сгибание и разгибание ног в смешанных
висах и упорах, прыжки.
Упражнения для туловища: наклоны, вращения и повороты головы,
наклоны туловища, круговые вращения туловищем, поднимание прямых и
согнутых ног в положении лежа на спине, седы из положения лежа на спине,
сидя, различные сочетания этих движений.
Упражнения для развития силы: упражнения с преодолением

собственного веса, подтягивание на перекладине, отжимания в упоре,
приседания на одной, двух ногах, переноска и перекладывание груза,
лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с
набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты: повторное пробегание отрезков
от 10 до 30 м. Со старта с максимальной скоростью. Бег с заданием догнать
партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ)
в
максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости: ЩРУ с широкой амплитудой
движения, упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения
ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой,
сложенной вчетверо скакалкой; перешагивания и перепрыгивания.
Упражнения на гимнастической стенке, скамейке. Шпагаты: правой, левой;
поперечный.
Упражнения для развития ловкости: разнонаправленные движения
рук и ног, кувырки назад, вперед, в стороны с места, с разбега, с прыжка;
стойки на голове, руках и лопатках; упражнения в равновесии на
гимнастической скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках,
метание мячей в неподвижную цель, эстафеты типа "полоса препятствий".
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в
высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с
ноги на ногу, на 2х ногах; перепрыгивание через предметы (скамейки, мячи).
Упражнения для развития общей выносливости: равномерный бег до
500 м; кросс до 1км ; дозированный бег по пересеченной местности от 3 до
10 мин; плавание с учетом и без учета времени; ходьба на лыжах с
подъемами и спусками с горы. Туристические походы
Специальная физическая подготовка
Теория 2 часа, Практика 52 часов
Влияние специальных упражнений на организм занимающихся
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести:
ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных и.п. (стоя, сидя,
лежа) лицом, спиной вперед; бег с максимальной частотой шагов на месте и
перемещаясь; бег за лидером без смены и со сменой направления (с
поворотом, зигзагом); бег с остановкой и рывком в любом направлении,
многократные прыжки с ноги на ногу, на одной ноге на месте и, продвигаясь
вперед, в сторону, назад.
Падения: с перекатом на спине с выносом ноги; с перекатом на спине
(боку) из выпада в сторону; с перекатом на спине (боку) из выпада вперед.
Падения: с амортизацией руками назад и перекатом на спине; вперед с
амортизацией руками и перекатом на спине; вперед перекатом прогнувшись;
Падения: со скольжением: в сторону со скольжением на боку; вперед
со скольжением прогнувшись.
Броски: вперед со скольжением прогнувшись; вперед перекатом
прогнувшись; с кувырком вперед; вперед с приходом руки и ноги. назад с
поворотом кругом и приходом руки и ноги; назад выносом ног; назад в упор

согнувшись с амортизацией руками сзади; в сторону кувырком через плечо;
с перекатом в сторону.
Перекаты: на спине, прогнувшись, на боку, в стороны.
Кувырки: вперед, назад, в сторону, через плечо.
Стойки: на лопатках, на голове и руках, на руках, на предплечьях.
Мосты: из положения лежа, наклоном назад, из стойки на руках.
Упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля
мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырка, рывка, падения, броски мяча
в стену, в батут с расстояния до 9 м с последующей ловлей. Ведение мяча с
ударом о скамейку. Эстафеты с прыжками и бегом, изменением
направления, ловлей, передачей и бросками мяча.
Подвижные игры: "салки", "лапта".
Упражнения для развития оптимальной выносливости: многократные
повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических действиях с
различной интенсивностью и различной продолжительностью (в играх).
Технико-тактическая подготовка
Теория 3 часа, Практика 47 часов
Теория технической и тактической подготовки
Подводящие упражнения. Упражнения по технике: бег с подскоками,
прыжки, толкаясь одной, двумя ногами; броски мяча в пол, нападающие
удары в пол (парами); передача мяча сверху, снизу (парами); игра в защите
(в парах); нападающие удары различными способами со всех номеров;
подачи, прием подач (в парах); игра в защите (в тройках); игра в защите (в
четверках); игра в защите (в пятерках); нападающие удары против
одиночного блока; нападающие удары против двойного блока; нападающие
удары против тройного блока; взаимодействие игроков; взаимодействие
игроков против одиночного блока; взаимодействие игроков против двойного
блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействия
игроков против тройного блока; розыгрыш тактических комбинаций в
расстановках против одиночного блока; розыгрыш тактических комбинаций
в расстановках против двойного блока; розыгрыш тактических комбинаций
в расстановках против тройного блока; игры 3Х3, 4Х4, 5Х5;
Техника защиты: стойка защитника, перемещение приставным шагом,
перемещение вперед-назад в стойке защитника; блокирование мяча двумя
руками сверху; блокирование игрока, не владеющего мячом; блокирование
игрока, владеющего мячом;
Индивидуальные тактические действия при передачах: ускорение во
время перемещения различными способами; чередование ускорений и
остановок; имитация передачи вперед и назад; чередование передач
различных по высоте и расстоянию, стоя у сетки и из глубины, в опорном
положении и в прыжке; передачи через сетку на точность; броски с
набивным мячом снизу одной рукой, сверху, стоя лицом и боком;
Индивидуальные тактические действия при подачах: чередование
способов подач на силу и точность; выбор способа нападающего удара;
чередование нападающих ударов и «обманок»; нападающие удары с

передач, различных по высоте и расстоянию; нападающие удары по ходу
или с переводом; отработка взаимодействия игроков передней линии при
первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней
линий при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней
линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков передней
линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней и
передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков
задней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков
внутри линий и между ними при сочетании первой и второй передач;
взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней
линии. Система игры через игрока передней линии. Система игры через
игрока задней линии, выходящего для передачи к сетке.
Товарищеские игры и соревнования Практика 22 часа
Упражнения по технике в виде игры “Эстафеты у стены”, “Мяч
капитану”, “Точно в цель”, и т.д.
Учебные двусторонние игры с заданиями. Контрольные игры с
заданиями. Задания в игре по технике. Задания в игре по тактике.
Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Командные
действия в защите.
Контрольно-проверочные мероприятия Практика 10 часов
Сдача контрольных нормативов общих и специальных по виду спорта
волейбол.
Планируемые результаты
Предметные
Воспитанник научится:
Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,
раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим
развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в
режиме дня и учебной недели.
Руководствоваться правилами профилактики
травматизма
и
подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой
доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных
занятий физическими упражнениями.
Определять признаки положительного влияния занятий физической
подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием
физических качеств и основных систем организма.
Использовать игру и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья,
повышения уровня физических кондиций.
Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных
особенностей и возможностей собственного организма; физические
упражнения по их функциональной направленности, планировать их
последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по
укреплению здоровья и развитию физических качеств.
Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным

действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их.
Тестировать показатели физического развития, контролировать
особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической
подготовкой.
Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной
деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических
качеств,
тестировании
физического
развития
и
физической
подготовленности.
Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол
в условиях учебной и игровой деятельности.
Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального
развития основных физических качеств.
Метапредметные
Овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в тренировочной деятельности.
Личностные
Овладеет
навыками
выполнения
разнообразных
физических
упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной
деятельности; научится максимально проявлять физические способности
(качества) при выполнении тестовых упражнений по физической
подготовке.
Основными показателями выполнения программных требований
на НП, УТГ: стабильность состава занимающихся; посещаемость
тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития
физических качеств, занимающихся; уровень освоения основ гигиены и
самоконтроля, выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и
специальной физической подготовке и участие в соревнованиях. В конце
учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по
общей физической подготовке и специальной физической подготовке. Тесты
принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал.
В зависимости от целевой задачи и организационной формы учебнотренировочного занятия используются следующие формы проведения
занятий: игровая спортивная тренировка, круговая, спортивно-игровая,
турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование.
Предполагаемый результат.
Обучающийся должен:
- соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом,
соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни;
- овладеть элементарной техникой основных элементов волейбола;

- участвовать в соревнованиях школьного, районного уровня;
- выполнение нормативов юношеских разрядов.
Комплекс организационно- педагогических условий
Календарный учебный график
Название
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Дата начала
01.09.23г.
07.11.23г.
09.01.24г.
01.04.24г.

Дата окончания
27.10.23г.
29.12.23г.
22.03.24г.
24.05.24г.

Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Перемещения

9

2

Верхняя передача

6

3

Нижняя передача

6

4

Приём мяча

4

5

Подвижные игры и эстафеты

9

6

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование 6 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Индивидуальные тактические действия в защите

7

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

4

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

Тематическое планирование 7 класс

34

№

Тема

Кол-во
часов

1

Индивидуальные тактические действия в нападении

7

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

4

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование 8 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Совершенствование техники верхней, нижней передачи

4

2

Прямой нападающий удар

8

3

Совершенствование верхней прямой подачи

5

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

5

Двусторонняя учебная игра

5

6

Одиночное блокирование

4

7

Страховка при блокировании

4

8

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование, 9 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Верхняя передача двумя руками в прыжке

5

2

Прямой нападающий удар

5

3

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад

6

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

5

Двусторонняя учебная игра

7

6

Одиночное блокирование и страховка

4

7

Командные тактические действия в нападении и защите

3

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№

Тема занятия

1-2

Разучивание стойки
игрока (исходные
положения).

2

Разучивание перемещения
в стойке приставными
шагами: правым, левым
боком, лицом вперёд.

1

4-5

Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

2

6

Двусторонняя учебная
игра.

1

7-9

Разучивание сочетания
способов перемещений
(бег, остановки,
повороты, прыжки вверх).

3

10

Эстафеты с различными
способами перемещений.

1

11-12

Разучивание передачи
сверху двумя руками
вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

13

Разучивание верхней
передачи мяча у стены.

1

14

Игры, развивающие
физические способности.

1

15

Разучивание передачи
снизу двумя руками над
собой.

1

Разучивание передачи
снизу двумя руками в

2

3

16-17

Кол-во часов

Дата
проведения

парах.
Разучивание нижней
прямой подачи.

2

20

Двусторонняя учебная
игра.

1

21

Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости.

1

22-24

Разучивание приёма мяча
снизу двумя руками.

3

25

Эстафеты на закрепление
и совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

1

26-28

Разучивание приём мяча
сверху двумя руками.

3

29

Игры, развивающие
физические способности.

1

30-32

Разучивание
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

3

33

Двусторонняя учебная
игра.

1

34

Эстафеты на закрепление
и совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

1

18-19

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

№

Закрепление стойки игрока
(исходные положения).

2

1-2

Закрепление перемещения в
стойке приставными
шагами: правым, левым
боком, лицом вперёд.

1

Дата
проведения

3

Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

4

Двусторонняя учебная игра.

1

5

Сочетания способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх).

2

6-7

Эстафеты с различными
способами перемещений.

1

8

Закрепление передачи
сверху двумя руками
вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

Закрепление верхней
передачи мяча у стены.

1

11

Игры, развивающие
физические способности.

1

12

Закрепление передачи снизу
двумя руками над собой.

1

13

Закрепление передачи снизу
двумя руками в парах.

1

14

Закрепление нижней прямой
подачи.

2

15-16

Двусторонняя учебная игра.

1

Разучивание верхней
прямой подачи.

3

18-20

Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости.

1

21

Закрепление приёма мяча
снизу двумя руками.

2

22-23

Разучивание прямого
нападающего удара (по
ходу).

2

24-25

Эстафеты на закрепление и
совершенствование

1

9-10

17

технических приёмов и
тактических действий.
26

Закрепление приём мяча
сверху двумя руками.

1

27

Разучивание одиночного
блокирования.

2

28-29

Разучивание страховки при
блокировании.

2

30-31

Разучивание
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

2

32-33

Двусторонняя учебная игра.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

Календарно-тематическое планирование 7 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Совершенствование стоек
игрока.

1

2

Совершенствование
перемещений в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие
физические способности.

1

4

Сочетания способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх).

1

Закрепление передачи
сверху двумя руками
вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

7

Закрепление верхней
передачи мяча у стены.

1

8

Эстафеты с различными
способами перемещений.

1

5-6

Дата
проведения

9

Совершенствование
передачи снизу двумя
руками над собой.

1

10

Закрепление передачи снизу
двумя руками в парах.

1

Закрепление верхней
прямой подачи.

3

14

Двусторонняя учебная игра.

1

15

Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости.

1

16-17

Закрепление прямого
нападающего удара.

2

18-19

Совершенствование приёма
мяча снизу двумя руками.

2

20

Эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

1

21-22

Совершенствование приём
мяча сверху двумя руками.

2

23

Игры, развивающие
физические способности.

1

24-25

Закрепление одиночного
блокирования.

2

26-27

Разучивание группового
блокирования (вдвоём,
втроём).

2

28-29

Закрепление страховки при
блокировании.

2

30-31

Закрепление
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

2

32-33

Разучивание групповых
тактических действий в
нападении, защите.

2

Двусторонняя учебная игра.

1

11-13

34

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Стойки игрока.

1

2

Перемещения в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие
физические способности.

1

4

Сочетания способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх).

1

5-6

Совершенствование
передачи сверху двумя
руками вперёд-вверх.

2

7-8

Разучивание передачи
сверху двумя руками в
прыжке (вдоль сетки и через
сетку).

2

9

Совершенствование
передачи снизу двумя
руками над собой.

1

10

Совершенствование
передачи снизу двумя
руками в парах.

1

11-12

Совершенствование верхней
прямой подачи.

2

13

Двусторонняя учебная игра.

1

14

Развитие физических
качеств.

1

15-16

Закрепление прямого
нападающего удара.

2

17

Приём мяча снизу двумя
руками.

1

18

Эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических приёмов и

1

Дата
проведения

тактических действий.
19

Приём мяча сверху двумя
руками.

1

20-21

Разучивание приёма мяча,
отражённого сеткой.

2

22

Игры, развивающие
физические способности.

1

23

Совершенствование
одиночного блокирования.

1

Закрепление группового
блокирования (вдвоём,
втроём).

2

Совершенствование
страховки при
блокировании.

1

27-28

Закрепление
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

2

29-30

Закрепление групповых
тактических действий в
нападении, защите.

2

31-32

Разучивание командных
тактических действий в
нападении, защите.

2

33

Судейство учебной игры в
волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

24-25

26

Календарно-тематическое планирование 9 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Стойки игрока.

1

2

Перемещения в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие

1

Дата
проведения

физические способности.

4

Сочетания способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх).

1

5

Совершенствование
передачи сверху двумя
руками вперёд-вверх.

1

Разучивание передачи
сверху двумя руками в
прыжке (вдоль сетки и через
сетку).

2

8

Разучивание передачи
сверху двумя руками, стоя
спиной в направлении
передачи.

1

9

Передача снизу двумя
руками над собой.

1

10

Передача снизу двумя
руками в парах.

1

11

Совершенствование верхней
прямой подачи.

1

12-13

Разучивание подачи в
прыжке.

2

14

Развитие физических
качеств.

1

15

Закрепление прямого
нападающего удара.

1

16-17

Разучивание нападающего
удара с переводом вправо
(влево).

2

18

Эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

1

19

Приём мяча снизу, сверху
двумя руками.

1

20-21

Закрепление приёма мяча,
отражённого сеткой.

2

Игры, развивающие

1

6-7

22

физические способности.
23

Совершенствование
одиночного блокирования.

1

24-25

Совершенствование
группового блокирования
(вдвоём, втроём).

2

Совершенствование
страховки при
блокировании.

1

27-28

Совершенствование
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

2

29-30

Совершенствование
групповых тактических
действий в нападении,
защите.

2

31-32

Закрепление командных
тактических действий в
нападении, защите.

2

33

Судейство учебной игры в
волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

26

Условия реализации программы
Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала.
Материально-техническое обеспечение
Спортивный зал:
 Волейбольная сетка
 Волейбольные мячи
 Свисток
 Секундомер
 Шведские стенки
 Скакалки
 Гимнастические скамейки
 Методические пособия и рекомендации
 Инструкция по технике безопасности
 Контрольные нормативы
 Правила по волейболу
 Аптечка для оказания медицинской помощи -1 шт.

Формы аттестации
Контрольные игры и соревнования. Система оценки результатов
освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол»
включает оценку уровня сформированности знаний, умений, навыков, уровня
развития обучающихся, их индивидуальных качеств и личностный рост,
которые определяются участием в спортивных праздниках, конкурсах,
товарищеских играх с командами аналогичного возраста.
Текущий контроль проводится в течение учебногогода в различных
формах: спортивные праздники, конкурсы, товарищеские игры с командами
аналогичного возраста, городского масштаба, судейство насоревнованиях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по
программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных
нормативов.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей,
специальной физической и технической подготовленности.
Оценочные материалы
№
п/
п
1
1.
2.
3.
4.
5.

№
п/п
1
1.
2.
3.
4.
5.

Физическое развитие и физическая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
Рез-ты

2
Бег 30 м с высокого старта (с)
Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя
руками:
сидя (м)
в прыжке с места (м)
Техническая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
2
Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4.
Подача верхняя прямая в пределы площади.
Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3.
Чередование способов передачи и приёма мяча сверху,
снизу.
Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых
амортизаторах.

3
4,9
11,2
170
45

6,0
9,5
Кол - ый
показатель
3
4
3
3
8
3

Методические формы, методы, приемы
№
п/
п
1

2

Раздел

Формы
занятий

Основы
знаний

Беседа
Рассказ
Объяснение
материала
Освоение Объяснение
техники
материала
передвиже Тестирование
ний
Соревнование

3

Освоение
техники
приемов и
передач
мяча

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

4

Освоение
техники
подачи
мяча и
приема
подач.

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

Методы и приемы
Словесный метод (беседа,
описание, разъяснение,
рассуждение, дискуссия,
диалог, рассказ)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)

Формы
подведения
итогов
Опрос

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

5

Освоение
техники
прямого
нападающ
его удара
и
овладение
техникой
защитных
действий

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

6

Овладение
тактикой
игры в
нападении
.

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

7

Овладение
тактикой
игры в
защите

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

8

Овладение Соревнование
организато
рскими
способнос
тями

Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ

деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
- игровая деятельность (эмоциональная приподнятость на занятиях,
наличие правил и роли у детей во время игр и эстафет, а также при
выполнении тренировочных упражнений);
- информационно-коммуникационные технологии (в системе
физической культуры и спорте компьютерные технологии широко
используются для теоретической подготовки учащихся);
- личностно-ориентированная технология оздоровительной физической
подготовки юных спортсменов (учащиеся понимают, что физическая
активность им нужна не только в настоящее время, но и на протяжении всей
жизни. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо
делать, но не объясняет «почему»);
- проблемное обучение (технический прием выполняется не на месте, а
в движении, или, например, без зрительного контроля; нападающий удар
делается не просто, чтобы перебить через сетку, а в определенный номер зону площадки);
- педагогика сотрудничества (поиск лучших качеств, вера в успех
ребенка, приоритет положительного стимулирования).
Дидактический материал
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
Список литературы
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для
специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996. –
83 с.
2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых
(дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида
физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск:
СибГАФК, 1994. – 85 с.
3. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической
культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс,
2002. – 368 с.
4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева,
А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт,1985. – 270 с.
5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. –
М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований)
6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебн. для пед. ин-тов – 3-е изд., испр. и
перераб. – Минск: Выш. школа, 1985. – 261 с.

7. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб.

программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. – Омск.: ОмГТУ, 1994. – 198 с.
8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. –
М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и
методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
10. Федеральный образовательный стандарт по волейболу 2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».