Волейбол

Приложение №1 к Основной
общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного
общего образования
( ФГОС ООО)
МБОУ СОШ №19 (утвержденной
приказом МБОУ СОШ №19 от
30.08.2023) №115

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст учащихся: 10-15 лет

1. Пояснительная записка
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной
работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне
района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на
зрительные и слуховые сигналы.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления
физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретёнными навыками.
Курс внеурочной деятельности «Волейбол» имеет физкультурноспортивную направленность, уровеньосвоения программы – базовый.
Программа составлена на основании федерального образовательного
стандарта по виду спорта волейбол.
В соответствии с социально-экономическими потребностями
современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок
призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и физической активности,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового
образа жизни.
Адресат программы
Программа «Волейбол» рассчитана на освоение учащимися 10-15лет.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Организуются теоретические и практические
занятия в разновозрастных группах 10-15 человек.
Теоретическая работа с учащимися проводится в форме лекций,
диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами игр в волейбол, разбора
движений известных волейболистов. К практическим занятиям относятся

учебно-тренировочные занятия по волейболу, разбор игровых ситуаций,
турниры и товарищеские игры.
Особенности организации образовательного процесса. Режим
занятий
Максимальная наполняемость группы 15 человек.
Набор в группу осуществляется без предъявления требований к
способностям и умениям учеников.
Цель и задачи программы
Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Задачи:
а) образовательные задачи:

обучение занимающихся основным двигательным действиям;

формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта, техническими действиями и приемами игры в волейбол;

освоение знаний об истории и современном развитии волейбола,
роли и формировании здорового образа жизни;

обучение навыкам и умениям игры в волейбол.
б) оздоровительные задачи:

укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей организма;

повышение уровня разностороннего физического развития,
закаливание.

Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил личной
гигиены.
в) воспитательные задачи:

нравственное воспитание в процессе занятий;

воспитание положительных качеств личности, норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;

достижение высокого возрастного уровня воспитания физических
качеств;

воспитание чувства товарищества, взаимопомощи;

подведение занимающихся к выполнению уровней физической
подготовленности.
Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном
содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который
лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с
возрастными особенностями занимающихся и материально-технической
оснащенностью.

Содержание программы: учебный план программы, учебные
планы дисциплин, содержание учебных планов дисциплин
Учебный план программы
№

Раздел, тема

Теория Практика Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Общая физическая подготовка

2

30

32

3

Специальная физическая подготовка

2

52

54

4

Технико-тактическая подготовка

3

47

50

5

Соревнования и товарищеские игры

22

22

6

Контрольно-проверочные мероприятия

10

10

161

170

Итого:

9

Содержание учебного плана 1 год обучения
1.
Вводное занятие Теория 2 часа.
Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. История
развития волейбола.
2.
Общая физическая подготовка 32 часа: теория 2 ч, практика
30 ч.
Общая физическая подготовка, влияние общих упражнений на
организм занимающихся:
Строевые упражнения: Шеренга, колонна, фланг, интервал,
дистанция. Построения, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на
месте.
Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных исходных
положений (и.п.) в основной стойке, на коленях, сидя, лежа - сгибания и
разгибания рук, вращения, махи, отведения и приведения, рывки
одновременно обеими руками и разноименно. То же во время бега и ходьбы.
Упражнения для ног: поднимание на носки, сгибание ног в
тазобедренных суставах, приседания, отведения и приведения, махи ногой в
переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые
покачивания в выпаде, подскоки из различных и.п. ног (вместе, на ширине
плеч, одна впереди другой и т.п.), сгибание и разгибание ног в смешанных
висах и упорах, прыжки.
Упражнения для туловища: наклоны, вращения и повороты головы,
наклоны туловища, круговые вращения туловищем, поднимание прямых и
согнутых ног в положении лежа на спине, седы из положения лежа на спине,
сидя, различные сочетания этих движений.
Упражнения для развития силы: упражнения с преодолением

собственного веса, подтягивание на перекладине, отжимания в упоре,
приседания на одной, двух ногах, переноска и перекладывание груза,
лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с
набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты: повторное пробегание отрезков
от 10 до 30 м. Со старта с максимальной скоростью. Бег с заданием догнать
партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ)
в
максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости: ЩРУ с широкой амплитудой
движения, упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения
ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой,
сложенной вчетверо скакалкой; перешагивания и перепрыгивания.
Упражнения на гимнастической стенке, скамейке. Шпагаты: правой, левой;
поперечный.
Упражнения для развития ловкости: разнонаправленные движения
рук и ног, кувырки назад, вперед, в стороны с места, с разбега, с прыжка;
стойки на голове, руках и лопатках; упражнения в равновесии на
гимнастической скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках,
метание мячей в неподвижную цель, эстафеты типа "полоса препятствий".
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в
высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с
ноги на ногу, на 2х ногах; перепрыгивание через предметы (скамейки, мячи).
Упражнения для развития общей выносливости: равномерный бег до
500 м; кросс до 1км ; дозированный бег по пересеченной местности от 3 до
10 мин; плавание с учетом и без учета времени; ходьба на лыжах с
подъемами и спусками с горы. Туристические походы
Специальная физическая подготовка
Теория 2 часа, Практика 52 часов
Влияние специальных упражнений на организм занимающихся
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести:
ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных и.п. (стоя, сидя,
лежа) лицом, спиной вперед; бег с максимальной частотой шагов на месте и
перемещаясь; бег за лидером без смены и со сменой направления (с
поворотом, зигзагом); бег с остановкой и рывком в любом направлении,
многократные прыжки с ноги на ногу, на одной ноге на месте и, продвигаясь
вперед, в сторону, назад.
Падения: с перекатом на спине с выносом ноги; с перекатом на спине
(боку) из выпада в сторону; с перекатом на спине (боку) из выпада вперед.
Падения: с амортизацией руками назад и перекатом на спине; вперед с
амортизацией руками и перекатом на спине; вперед перекатом прогнувшись;
Падения: со скольжением: в сторону со скольжением на боку; вперед
со скольжением прогнувшись.
Броски: вперед со скольжением прогнувшись; вперед перекатом
прогнувшись; с кувырком вперед; вперед с приходом руки и ноги. назад с
поворотом кругом и приходом руки и ноги; назад выносом ног; назад в упор

согнувшись с амортизацией руками сзади; в сторону кувырком через плечо;
с перекатом в сторону.
Перекаты: на спине, прогнувшись, на боку, в стороны.
Кувырки: вперед, назад, в сторону, через плечо.
Стойки: на лопатках, на голове и руках, на руках, на предплечьях.
Мосты: из положения лежа, наклоном назад, из стойки на руках.
Упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля
мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырка, рывка, падения, броски мяча
в стену, в батут с расстояния до 9 м с последующей ловлей. Ведение мяча с
ударом о скамейку. Эстафеты с прыжками и бегом, изменением
направления, ловлей, передачей и бросками мяча.
Подвижные игры: "салки", "лапта".
Упражнения для развития оптимальной выносливости: многократные
повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических действиях с
различной интенсивностью и различной продолжительностью (в играх).
Технико-тактическая подготовка
Теория 3 часа, Практика 47 часов
Теория технической и тактической подготовки
Подводящие упражнения. Упражнения по технике: бег с подскоками,
прыжки, толкаясь одной, двумя ногами; броски мяча в пол, нападающие
удары в пол (парами); передача мяча сверху, снизу (парами); игра в защите
(в парах); нападающие удары различными способами со всех номеров;
подачи, прием подач (в парах); игра в защите (в тройках); игра в защите (в
четверках); игра в защите (в пятерках); нападающие удары против
одиночного блока; нападающие удары против двойного блока; нападающие
удары против тройного блока; взаимодействие игроков; взаимодействие
игроков против одиночного блока; взаимодействие игроков против двойного
блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействия
игроков против тройного блока; розыгрыш тактических комбинаций в
расстановках против одиночного блока; розыгрыш тактических комбинаций
в расстановках против двойного блока; розыгрыш тактических комбинаций
в расстановках против тройного блока; игры 3Х3, 4Х4, 5Х5;
Техника защиты: стойка защитника, перемещение приставным шагом,
перемещение вперед-назад в стойке защитника; блокирование мяча двумя
руками сверху; блокирование игрока, не владеющего мячом; блокирование
игрока, владеющего мячом;
Индивидуальные тактические действия при передачах: ускорение во
время перемещения различными способами; чередование ускорений и
остановок; имитация передачи вперед и назад; чередование передач
различных по высоте и расстоянию, стоя у сетки и из глубины, в опорном
положении и в прыжке; передачи через сетку на точность; броски с
набивным мячом снизу одной рукой, сверху, стоя лицом и боком;
Индивидуальные тактические действия при подачах: чередование
способов подач на силу и точность; выбор способа нападающего удара;
чередование нападающих ударов и «обманок»; нападающие удары с

передач, различных по высоте и расстоянию; нападающие удары по ходу
или с переводом; отработка взаимодействия игроков передней линии при
первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней
линий при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней
линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков передней
линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней и
передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков
задней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков
внутри линий и между ними при сочетании первой и второй передач;
взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней
линии. Система игры через игрока передней линии. Система игры через
игрока задней линии, выходящего для передачи к сетке.
Товарищеские игры и соревнования Практика 22 часа
Упражнения по технике в виде игры “Эстафеты у стены”, “Мяч
капитану”, “Точно в цель”, и т.д.
Учебные двусторонние игры с заданиями. Контрольные игры с
заданиями. Задания в игре по технике. Задания в игре по тактике.
Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Командные
действия в защите.
Контрольно-проверочные мероприятия Практика 10 часов
Сдача контрольных нормативов общих и специальных по виду спорта
волейбол.
Планируемые результаты
Предметные
Воспитанник научится:
Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,
раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим
развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в
режиме дня и учебной недели.
Руководствоваться правилами профилактики
травматизма
и
подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой
доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных
занятий физическими упражнениями.
Определять признаки положительного влияния занятий физической
подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием
физических качеств и основных систем организма.
Использовать игру и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья,
повышения уровня физических кондиций.
Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных
особенностей и возможностей собственного организма; физические
упражнения по их функциональной направленности, планировать их
последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по
укреплению здоровья и развитию физических качеств.
Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным

действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их.
Тестировать показатели физического развития, контролировать
особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической
подготовкой.
Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной
деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических
качеств,
тестировании
физического
развития
и
физической
подготовленности.
Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол
в условиях учебной и игровой деятельности.
Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального
развития основных физических качеств.
Метапредметные
Овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в тренировочной деятельности.
Личностные
Овладеет
навыками
выполнения
разнообразных
физических
упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной
деятельности; научится максимально проявлять физические способности
(качества) при выполнении тестовых упражнений по физической
подготовке.
Основными показателями выполнения программных требований
на НП, УТГ: стабильность состава занимающихся; посещаемость
тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития
физических качеств, занимающихся; уровень освоения основ гигиены и
самоконтроля, выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и
специальной физической подготовке и участие в соревнованиях. В конце
учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по
общей физической подготовке и специальной физической подготовке. Тесты
принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал.
В зависимости от целевой задачи и организационной формы учебнотренировочного занятия используются следующие формы проведения
занятий: игровая спортивная тренировка, круговая, спортивно-игровая,
турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование.
Предполагаемый результат.
Обучающийся должен:
- соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом,
соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни;
- овладеть элементарной техникой основных элементов волейбола;

- участвовать в соревнованиях школьного, районного уровня;
- выполнение нормативов юношеских разрядов.
Комплекс организационно- педагогических условий
Календарный учебный график
Название
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Дата начала
01.09.23г.
07.11.23г.
09.01.24г.
01.04.24г.

Дата окончания
27.10.23г.
29.12.23г.
22.03.24г.
24.05.24г.

Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Перемещения

9

2

Верхняя передача

6

3

Нижняя передача

6

4

Приём мяча

4

5

Подвижные игры и эстафеты

9

6

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование 6 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Индивидуальные тактические действия в защите

7

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

4

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

Тематическое планирование 7 класс

34

№

Тема

Кол-во
часов

1

Индивидуальные тактические действия в нападении

7

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

4

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование 8 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Совершенствование техники верхней, нижней передачи

4

2

Прямой нападающий удар

8

3

Совершенствование верхней прямой подачи

5

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

5

Двусторонняя учебная игра

5

6

Одиночное блокирование

4

7

Страховка при блокировании

4

8

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование, 9 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Верхняя передача двумя руками в прыжке

5

2

Прямой нападающий удар

5

3

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад

6

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

5

Двусторонняя учебная игра

7

6

Одиночное блокирование и страховка

4

7

Командные тактические действия в нападении и защите

3

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№

Тема занятия

1-2

Разучивание стойки
игрока (исходные
положения).

2

Разучивание перемещения
в стойке приставными
шагами: правым, левым
боком, лицом вперёд.

1

4-5

Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

2

6

Двусторонняя учебная
игра.

1

7-9

Разучивание сочетания
способов перемещений
(бег, остановки,
повороты, прыжки вверх).

3

10

Эстафеты с различными
способами перемещений.

1

11-12

Разучивание передачи
сверху двумя руками
вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

13

Разучивание верхней
передачи мяча у стены.

1

14

Игры, развивающие
физические способности.

1

15

Разучивание передачи
снизу двумя руками над
собой.

1

Разучивание передачи
снизу двумя руками в

2

3

16-17

Кол-во часов

Дата
проведения

парах.
Разучивание нижней
прямой подачи.

2

20

Двусторонняя учебная
игра.

1

21

Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости.

1

22-24

Разучивание приёма мяча
снизу двумя руками.

3

25

Эстафеты на закрепление
и совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

1

26-28

Разучивание приём мяча
сверху двумя руками.

3

29

Игры, развивающие
физические способности.

1

30-32

Разучивание
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

3

33

Двусторонняя учебная
игра.

1

34

Эстафеты на закрепление
и совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

1

18-19

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

№

Закрепление стойки игрока
(исходные положения).

2

1-2

Закрепление перемещения в
стойке приставными
шагами: правым, левым
боком, лицом вперёд.

1

Дата
проведения

3

Перемещение в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

4

Двусторонняя учебная игра.

1

5

Сочетания способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх).

2

6-7

Эстафеты с различными
способами перемещений.

1

8

Закрепление передачи
сверху двумя руками
вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

Закрепление верхней
передачи мяча у стены.

1

11

Игры, развивающие
физические способности.

1

12

Закрепление передачи снизу
двумя руками над собой.

1

13

Закрепление передачи снизу
двумя руками в парах.

1

14

Закрепление нижней прямой
подачи.

2

15-16

Двусторонняя учебная игра.

1

Разучивание верхней
прямой подачи.

3

18-20

Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости.

1

21

Закрепление приёма мяча
снизу двумя руками.

2

22-23

Разучивание прямого
нападающего удара (по
ходу).

2

24-25

Эстафеты на закрепление и
совершенствование

1

9-10

17

технических приёмов и
тактических действий.
26

Закрепление приём мяча
сверху двумя руками.

1

27

Разучивание одиночного
блокирования.

2

28-29

Разучивание страховки при
блокировании.

2

30-31

Разучивание
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

2

32-33

Двусторонняя учебная игра.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

Календарно-тематическое планирование 7 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Совершенствование стоек
игрока.

1

2

Совершенствование
перемещений в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие
физические способности.

1

4

Сочетания способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх).

1

Закрепление передачи
сверху двумя руками
вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

7

Закрепление верхней
передачи мяча у стены.

1

8

Эстафеты с различными
способами перемещений.

1

5-6

Дата
проведения

9

Совершенствование
передачи снизу двумя
руками над собой.

1

10

Закрепление передачи снизу
двумя руками в парах.

1

Закрепление верхней
прямой подачи.

3

14

Двусторонняя учебная игра.

1

15

Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости.

1

16-17

Закрепление прямого
нападающего удара.

2

18-19

Совершенствование приёма
мяча снизу двумя руками.

2

20

Эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

1

21-22

Совершенствование приём
мяча сверху двумя руками.

2

23

Игры, развивающие
физические способности.

1

24-25

Закрепление одиночного
блокирования.

2

26-27

Разучивание группового
блокирования (вдвоём,
втроём).

2

28-29

Закрепление страховки при
блокировании.

2

30-31

Закрепление
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

2

32-33

Разучивание групповых
тактических действий в
нападении, защите.

2

Двусторонняя учебная игра.

1

11-13

34

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Стойки игрока.

1

2

Перемещения в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие
физические способности.

1

4

Сочетания способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх).

1

5-6

Совершенствование
передачи сверху двумя
руками вперёд-вверх.

2

7-8

Разучивание передачи
сверху двумя руками в
прыжке (вдоль сетки и через
сетку).

2

9

Совершенствование
передачи снизу двумя
руками над собой.

1

10

Совершенствование
передачи снизу двумя
руками в парах.

1

11-12

Совершенствование верхней
прямой подачи.

2

13

Двусторонняя учебная игра.

1

14

Развитие физических
качеств.

1

15-16

Закрепление прямого
нападающего удара.

2

17

Приём мяча снизу двумя
руками.

1

18

Эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических приёмов и

1

Дата
проведения

тактических действий.
19

Приём мяча сверху двумя
руками.

1

20-21

Разучивание приёма мяча,
отражённого сеткой.

2

22

Игры, развивающие
физические способности.

1

23

Совершенствование
одиночного блокирования.

1

Закрепление группового
блокирования (вдвоём,
втроём).

2

Совершенствование
страховки при
блокировании.

1

27-28

Закрепление
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

2

29-30

Закрепление групповых
тактических действий в
нападении, защите.

2

31-32

Разучивание командных
тактических действий в
нападении, защите.

2

33

Судейство учебной игры в
волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

24-25

26

Календарно-тематическое планирование 9 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Стойки игрока.

1

2

Перемещения в стойке
приставными шагами:
правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие

1

Дата
проведения

физические способности.

4

Сочетания способов
перемещений (бег,
остановки, повороты,
прыжки вверх).

1

5

Совершенствование
передачи сверху двумя
руками вперёд-вверх.

1

Разучивание передачи
сверху двумя руками в
прыжке (вдоль сетки и через
сетку).

2

8

Разучивание передачи
сверху двумя руками, стоя
спиной в направлении
передачи.

1

9

Передача снизу двумя
руками над собой.

1

10

Передача снизу двумя
руками в парах.

1

11

Совершенствование верхней
прямой подачи.

1

12-13

Разучивание подачи в
прыжке.

2

14

Развитие физических
качеств.

1

15

Закрепление прямого
нападающего удара.

1

16-17

Разучивание нападающего
удара с переводом вправо
(влево).

2

18

Эстафеты на закрепление и
совершенствование
технических приёмов и
тактических действий.

1

19

Приём мяча снизу, сверху
двумя руками.

1

20-21

Закрепление приёма мяча,
отражённого сеткой.

2

Игры, развивающие

1

6-7

22

физические способности.
23

Совершенствование
одиночного блокирования.

1

24-25

Совершенствование
группового блокирования
(вдвоём, втроём).

2

Совершенствование
страховки при
блокировании.

1

27-28

Совершенствование
индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

2

29-30

Совершенствование
групповых тактических
действий в нападении,
защите.

2

31-32

Закрепление командных
тактических действий в
нападении, защите.

2

33

Судейство учебной игры в
волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

26

Условия реализации программы
Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала.
Материально-техническое обеспечение
Спортивный зал:
 Волейбольная сетка
 Волейбольные мячи
 Свисток
 Секундомер
 Шведские стенки
 Скакалки
 Гимнастические скамейки
 Методические пособия и рекомендации
 Инструкция по технике безопасности
 Контрольные нормативы
 Правила по волейболу
 Аптечка для оказания медицинской помощи -1 шт.

Формы аттестации
Контрольные игры и соревнования. Система оценки результатов
освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол»
включает оценку уровня сформированности знаний, умений, навыков, уровня
развития обучающихся, их индивидуальных качеств и личностный рост,
которые определяются участием в спортивных праздниках, конкурсах,
товарищеских играх с командами аналогичного возраста.
Текущий контроль проводится в течение учебногогода в различных
формах: спортивные праздники, конкурсы, товарищеские игры с командами
аналогичного возраста, городского масштаба, судейство насоревнованиях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по
программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных
нормативов.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей,
специальной физической и технической подготовленности.
Оценочные материалы
№
п/
п
1
1.
2.
3.
4.
5.

№
п/п
1
1.
2.
3.
4.
5.

Физическое развитие и физическая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
Рез-ты

2
Бег 30 м с высокого старта (с)
Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя
руками:
сидя (м)
в прыжке с места (м)
Техническая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
2
Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4.
Подача верхняя прямая в пределы площади.
Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3.
Чередование способов передачи и приёма мяча сверху,
снизу.
Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых
амортизаторах.

3
4,9
11,2
170
45

6,0
9,5
Кол - ый
показатель
3
4
3
3
8
3

Методические формы, методы, приемы
№
п/
п
1

2

Раздел

Формы
занятий

Основы
знаний

Беседа
Рассказ
Объяснение
материала
Освоение Объяснение
техники
материала
передвиже Тестирование
ний
Соревнование

3

Освоение
техники
приемов и
передач
мяча

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

4

Освоение
техники
подачи
мяча и
приема
подач.

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

Методы и приемы
Словесный метод (беседа,
описание, разъяснение,
рассуждение, дискуссия,
диалог, рассказ)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)

Формы
подведения
итогов
Опрос

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

5

Освоение
техники
прямого
нападающ
его удара
и
овладение
техникой
защитных
действий

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

6

Овладение
тактикой
игры в
нападении
.

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

7

Овладение
тактикой
игры в
защите

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

8

Овладение Соревнование
организато
рскими
способнос
тями

Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов
деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Наглядный метод
(педагогический показ)
Практический метод (работа
под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод
(воспроизведение
полученных знаний и
освоенных способов

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Учебно –
тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ
Тестирован
ие

Тренировоч
ная игра
Индивидуал
ьный и
групповой
показ

деятельности: отработка
технических навыков,
физических упражнений)
Педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
- игровая деятельность (эмоциональная приподнятость на занятиях,
наличие правил и роли у детей во время игр и эстафет, а также при
выполнении тренировочных упражнений);
- информационно-коммуникационные технологии (в системе
физической культуры и спорте компьютерные технологии широко
используются для теоретической подготовки учащихся);
- личностно-ориентированная технология оздоровительной физической
подготовки юных спортсменов (учащиеся понимают, что физическая
активность им нужна не только в настоящее время, но и на протяжении всей
жизни. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо
делать, но не объясняет «почему»);
- проблемное обучение (технический прием выполняется не на месте, а
в движении, или, например, без зрительного контроля; нападающий удар
делается не просто, чтобы перебить через сетку, а в определенный номер зону площадки);
- педагогика сотрудничества (поиск лучших качеств, вера в успех
ребенка, приоритет положительного стимулирования).
Дидактический материал
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
Список литературы
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для
специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996. –
83 с.
2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых
(дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида
физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск:
СибГАФК, 1994. – 85 с.
3. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической
культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс,
2002. – 368 с.
4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева,
А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт,1985. – 270 с.
5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. –
М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований)
6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебн. для пед. ин-тов – 3-е изд., испр. и
перераб. – Минск: Выш. школа, 1985. – 261 с.

7. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб.

программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. – Омск.: ОмГТУ, 1994. – 198 с.
8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. –
М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и
методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
10. Федеральный образовательный стандарт по волейболу 2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».