Приложение №1 к Основной общеобразовательной программеобщеобразовательной программе основного общего образования ( ФГОС ООО) МБОУ СОШ №19 (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023) №115 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волейбол» Направленность: физкультурно-спортивная Возраст учащихся: 10-15 лет 1. Пояснительная записка Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Курс внеурочной деятельности «Волейбол» имеет физкультурноспортивную направленность, уровеньосвоения программы – базовый. Программа составлена на основании федерального образовательного стандарта по виду спорта волейбол. В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической активности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа жизни. Адресат программы Программа «Волейбол» рассчитана на освоение учащимися 10-15лет. Форма обучения Форма обучения – очная. Организуются теоретические и практические занятия в разновозрастных группах 10-15 человек. Теоретическая работа с учащимися проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами игр в волейбол, разбора движений известных волейболистов. К практическим занятиям относятся учебно-тренировочные занятия по волейболу, разбор игровых ситуаций, турниры и товарищеские игры. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий Максимальная наполняемость группы 15 человек. Набор в группу осуществляется без предъявления требований к способностям и умениям учеников. Цель и задачи программы Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Задачи: а) образовательные задачи: обучение занимающихся основным двигательным действиям; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта, техническими действиями и приемами игры в волейбол; освоение знаний об истории и современном развитии волейбола, роли и формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям игры в волейбол. б) оздоровительные задачи: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; повышение уровня разностороннего физического развития, закаливание. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил личной гигиены. в) воспитательные задачи: нравственное воспитание в процессе занятий; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; достижение высокого возрастного уровня воспитания физических качеств; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи; подведение занимающихся к выполнению уровней физической подготовленности. Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и материально-технической оснащенностью. Содержание программы: учебный план программы, учебные планы дисциплин, содержание учебных планов дисциплин Учебный план программы № Раздел, тема Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 2 - 2 2 Общая физическая подготовка 2 30 32 3 Специальная физическая подготовка 2 52 54 4 Технико-тактическая подготовка 3 47 50 5 Соревнования и товарищеские игры 22 22 6 Контрольно-проверочные мероприятия 10 10 161 170 Итого: 9 Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Вводное занятие Теория 2 часа. Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности. История развития волейбола. 2. Общая физическая подготовка 32 часа: теория 2 ч, практика 30 ч. Общая физическая подготовка, влияние общих упражнений на организм занимающихся: Строевые упражнения: Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Построения, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных исходных положений (и.п.) в основной стойке, на коленях, сидя, лежа - сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведения и приведения, рывки одновременно обеими руками и разноименно. То же во время бега и ходьбы. Упражнения для ног: поднимание на носки, сгибание ног в тазобедренных суставах, приседания, отведения и приведения, махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных и.п. ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.), сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки. Упражнения для туловища: наклоны, вращения и повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, седы из положения лежа на спине, сидя, различные сочетания этих движений. Упражнения для развития силы: упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание на перекладине, отжимания в упоре, приседания на одной, двух ногах, переноска и перекладывание груза, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с набивными мячами. Упражнения для развития быстроты: повторное пробегание отрезков от 10 до 30 м. Со старта с максимальной скоростью. Бег с заданием догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ) в максимальном темпе. Упражнения для развития гибкости: ЩРУ с широкой амплитудой движения, упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой, сложенной вчетверо скакалкой; перешагивания и перепрыгивания. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке. Шпагаты: правой, левой; поперечный. Упражнения для развития ловкости: разнонаправленные движения рук и ног, кувырки назад, вперед, в стороны с места, с разбега, с прыжка; стойки на голове, руках и лопатках; упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках, метание мячей в неподвижную цель, эстафеты типа "полоса препятствий". Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на 2х ногах; перепрыгивание через предметы (скамейки, мячи). Упражнения для развития общей выносливости: равномерный бег до 500 м; кросс до 1км ; дозированный бег по пересеченной местности от 3 до 10 мин; плавание с учетом и без учета времени; ходьба на лыжах с подъемами и спусками с горы. Туристические походы Специальная физическая подготовка Теория 2 часа, Практика 52 часов Влияние специальных упражнений на организм занимающихся Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных и.п. (стоя, сидя, лежа) лицом, спиной вперед; бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь; бег за лидером без смены и со сменой направления (с поворотом, зигзагом); бег с остановкой и рывком в любом направлении, многократные прыжки с ноги на ногу, на одной ноге на месте и, продвигаясь вперед, в сторону, назад. Падения: с перекатом на спине с выносом ноги; с перекатом на спине (боку) из выпада в сторону; с перекатом на спине (боку) из выпада вперед. Падения: с амортизацией руками назад и перекатом на спине; вперед с амортизацией руками и перекатом на спине; вперед перекатом прогнувшись; Падения: со скольжением: в сторону со скольжением на боку; вперед со скольжением прогнувшись. Броски: вперед со скольжением прогнувшись; вперед перекатом прогнувшись; с кувырком вперед; вперед с приходом руки и ноги. назад с поворотом кругом и приходом руки и ноги; назад выносом ног; назад в упор согнувшись с амортизацией руками сзади; в сторону кувырком через плечо; с перекатом в сторону. Перекаты: на спине, прогнувшись, на боку, в стороны. Кувырки: вперед, назад, в сторону, через плечо. Стойки: на лопатках, на голове и руках, на руках, на предплечьях. Мосты: из положения лежа, наклоном назад, из стойки на руках. Упражнения для развития игровой ловкости: подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырка, рывка, падения, броски мяча в стену, в батут с расстояния до 9 м с последующей ловлей. Ведение мяча с ударом о скамейку. Эстафеты с прыжками и бегом, изменением направления, ловлей, передачей и бросками мяча. Подвижные игры: "салки", "лапта". Упражнения для развития оптимальной выносливости: многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических действиях с различной интенсивностью и различной продолжительностью (в играх). Технико-тактическая подготовка Теория 3 часа, Практика 47 часов Теория технической и тактической подготовки Подводящие упражнения. Упражнения по технике: бег с подскоками, прыжки, толкаясь одной, двумя ногами; броски мяча в пол, нападающие удары в пол (парами); передача мяча сверху, снизу (парами); игра в защите (в парах); нападающие удары различными способами со всех номеров; подачи, прием подач (в парах); игра в защите (в тройках); игра в защите (в четверках); игра в защите (в пятерках); нападающие удары против одиночного блока; нападающие удары против двойного блока; нападающие удары против тройного блока; взаимодействие игроков; взаимодействие игроков против одиночного блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействие игроков против двойного блока; взаимодействия игроков против тройного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против одиночного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против двойного блока; розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против тройного блока; игры 3Х3, 4Х4, 5Х5; Техника защиты: стойка защитника, перемещение приставным шагом, перемещение вперед-назад в стойке защитника; блокирование мяча двумя руками сверху; блокирование игрока, не владеющего мячом; блокирование игрока, владеющего мячом; Индивидуальные тактические действия при передачах: ускорение во время перемещения различными способами; чередование ускорений и остановок; имитация передачи вперед и назад; чередование передач различных по высоте и расстоянию, стоя у сетки и из глубины, в опорном положении и в прыжке; передачи через сетку на точность; броски с набивным мячом снизу одной рукой, сверху, стоя лицом и боком; Индивидуальные тактические действия при подачах: чередование способов подач на силу и точность; выбор способа нападающего удара; чередование нападающих ударов и «обманок»; нападающие удары с передач, различных по высоте и расстоянию; нападающие удары по ходу или с переводом; отработка взаимодействия игроков передней линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней линий при первой передаче; отработка взаимодействия игроков задней линии при первой передаче; отработка взаимодействия игроков передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней и передней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков задней линии при второй передаче; отработка взаимодействия игроков внутри линий и между ними при сочетании первой и второй передач; взаимодействие игроков передней линии; взаимодействие игроков задней линии. Система игры через игрока передней линии. Система игры через игрока задней линии, выходящего для передачи к сетке. Товарищеские игры и соревнования Практика 22 часа Упражнения по технике в виде игры “Эстафеты у стены”, “Мяч капитану”, “Точно в цель”, и т.д. Учебные двусторонние игры с заданиями. Контрольные игры с заданиями. Задания в игре по технике. Задания в игре по тактике. Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Командные действия в защите. Контрольно-проверочные мероприятия Практика 10 часов Сдача контрольных нормативов общих и специальных по виду спорта волейбол. Планируемые результаты Предметные Воспитанник научится: Характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, рационально планировать в режиме дня и учебной недели. Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Использовать игру и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций. Подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств. Самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их. Тестировать показатели физического развития, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой. Взаимодействовать со сверстниками в условиях тренировочной деятельности освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности. Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Метапредметные Овладеет широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Овладеет способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в тренировочной деятельности. Личностные Овладеет навыками выполнения разнообразных физических упражнений, а также буде применять их в игровой и соревновательной деятельности; научится максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической подготовке. Основными показателями выполнения программных требований на НП, УТГ: стабильность состава занимающихся; посещаемость тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, занимающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля, выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и участие в соревнованиях. В конце учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке и специальной физической подготовке. Тесты принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал. В зависимости от целевой задачи и организационной формы учебнотренировочного занятия используются следующие формы проведения занятий: игровая спортивная тренировка, круговая, спортивно-игровая, турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование. Предполагаемый результат. Обучающийся должен: - соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом, соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни; - овладеть элементарной техникой основных элементов волейбола; - участвовать в соревнованиях школьного, районного уровня; - выполнение нормативов юношеских разрядов. Комплекс организационно- педагогических условий Календарный учебный график Название 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Дата начала 01.09.23г. 07.11.23г. 09.01.24г. 01.04.24г. Дата окончания 27.10.23г. 29.12.23г. 22.03.24г. 24.05.24г. Учебно-тематический план курса «Волейбол» Тематическое планирование 5 класс № Тема Кол-во часов 1 Перемещения 9 2 Верхняя передача 6 3 Нижняя передача 6 4 Приём мяча 4 5 Подвижные игры и эстафеты 9 6 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 Тематическое планирование 6 класс № Тема Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в защите 7 2 Закрепление техники верхней передачи 6 3 Закрепление техники нижней передачи 6 4 Верхняя прямая подача 4 5 Закрепление техники приёма мяча с подачи 3 6 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 8 7 Физическая подготовка в процессе занятия Итого Тематическое планирование 7 класс 34 № Тема Кол-во часов 1 Индивидуальные тактические действия в нападении 7 2 Закрепление техники верхней передачи 6 3 Закрепление техники нижней передачи 6 4 Верхняя прямая подача 4 5 Закрепление техники приёма мяча с подачи 3 6 Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра 8 7 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 Тематическое планирование 8 класс № Тема Кол-во часов 1 Совершенствование техники верхней, нижней передачи 4 2 Прямой нападающий удар 8 3 Совершенствование верхней прямой подачи 5 4 Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите 4 5 Двусторонняя учебная игра 5 6 Одиночное блокирование 4 7 Страховка при блокировании 4 8 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 Тематическое планирование, 9 класс № Тема Кол-во часов 1 Верхняя передача двумя руками в прыжке 5 2 Прямой нападающий удар 5 3 Верхняя, нижняя передача двумя руками назад 6 4 Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите 4 5 Двусторонняя учебная игра 7 6 Одиночное блокирование и страховка 4 7 Командные тактические действия в нападении и защите 3 Физическая подготовка в процессе занятия Итого 34 Календарно-тематическое планирование 5 класс № Тема занятия 1-2 Разучивание стойки игрока (исходные положения). 2 Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 4-5 Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 2 6 Двусторонняя учебная игра. 1 7-9 Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 3 10 Эстафеты с различными способами перемещений. 1 11-12 Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). 2 13 Разучивание верхней передачи мяча у стены. 1 14 Игры, развивающие физические способности. 1 15 Разучивание передачи снизу двумя руками над собой. 1 Разучивание передачи снизу двумя руками в 2 3 16-17 Кол-во часов Дата проведения парах. Разучивание нижней прямой подачи. 2 20 Двусторонняя учебная игра. 1 21 Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. 1 22-24 Разучивание приёма мяча снизу двумя руками. 3 25 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 26-28 Разучивание приём мяча сверху двумя руками. 3 29 Игры, развивающие физические способности. 1 30-32 Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 3 33 Двусторонняя учебная игра. 1 34 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 18-19 Календарно-тематическое планирование 6 класс № Тема занятия Кол-во часов № Закрепление стойки игрока (исходные положения). 2 1-2 Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 Дата проведения 3 Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 4 Двусторонняя учебная игра. 1 5 Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 2 6-7 Эстафеты с различными способами перемещений. 1 8 Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). 2 Закрепление верхней передачи мяча у стены. 1 11 Игры, развивающие физические способности. 1 12 Закрепление передачи снизу двумя руками над собой. 1 13 Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. 1 14 Закрепление нижней прямой подачи. 2 15-16 Двусторонняя учебная игра. 1 Разучивание верхней прямой подачи. 3 18-20 Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. 1 21 Закрепление приёма мяча снизу двумя руками. 2 22-23 Разучивание прямого нападающего удара (по ходу). 2 24-25 Эстафеты на закрепление и совершенствование 1 9-10 17 технических приёмов и тактических действий. 26 Закрепление приём мяча сверху двумя руками. 1 27 Разучивание одиночного блокирования. 2 28-29 Разучивание страховки при блокировании. 2 30-31 Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 2 32-33 Двусторонняя учебная игра. 1 34 Двусторонняя учебная игра. 1 Календарно-тематическое планирование 7 класс № Тема занятия Кол-во часов 1 Совершенствование стоек игрока. 1 2 Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 3 Игры, развивающие физические способности. 1 4 Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 1 Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). 2 7 Закрепление верхней передачи мяча у стены. 1 8 Эстафеты с различными способами перемещений. 1 5-6 Дата проведения 9 Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. 1 10 Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. 1 Закрепление верхней прямой подачи. 3 14 Двусторонняя учебная игра. 1 15 Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. 1 16-17 Закрепление прямого нападающего удара. 2 18-19 Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками. 2 20 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 21-22 Совершенствование приём мяча сверху двумя руками. 2 23 Игры, развивающие физические способности. 1 24-25 Закрепление одиночного блокирования. 2 26-27 Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём). 2 28-29 Закрепление страховки при блокировании. 2 30-31 Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 2 32-33 Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите. 2 Двусторонняя учебная игра. 1 11-13 34 Календарно-тематическое планирование 8 класс № Тема занятия Кол-во часов 1 Стойки игрока. 1 2 Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 3 Игры, развивающие физические способности. 1 4 Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 1 5-6 Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. 2 7-8 Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). 2 9 Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. 1 10 Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах. 1 11-12 Совершенствование верхней прямой подачи. 2 13 Двусторонняя учебная игра. 1 14 Развитие физических качеств. 1 15-16 Закрепление прямого нападающего удара. 2 17 Приём мяча снизу двумя руками. 1 18 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и 1 Дата проведения тактических действий. 19 Приём мяча сверху двумя руками. 1 20-21 Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой. 2 22 Игры, развивающие физические способности. 1 23 Совершенствование одиночного блокирования. 1 Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём). 2 Совершенствование страховки при блокировании. 1 27-28 Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 2 29-30 Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите. 2 31-32 Разучивание командных тактических действий в нападении, защите. 2 33 Судейство учебной игры в волейбол. 1 34 Двусторонняя учебная игра. 1 24-25 26 Календарно-тематическое планирование 9 класс № Тема занятия Кол-во часов 1 Стойки игрока. 1 2 Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. 1 3 Игры, развивающие 1 Дата проведения физические способности. 4 Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). 1 5 Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. 1 Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). 2 8 Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. 1 9 Передача снизу двумя руками над собой. 1 10 Передача снизу двумя руками в парах. 1 11 Совершенствование верхней прямой подачи. 1 12-13 Разучивание подачи в прыжке. 2 14 Развитие физических качеств. 1 15 Закрепление прямого нападающего удара. 1 16-17 Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево). 2 18 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. 1 19 Приём мяча снизу, сверху двумя руками. 1 20-21 Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой. 2 Игры, развивающие 1 6-7 22 физические способности. 23 Совершенствование одиночного блокирования. 1 24-25 Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём). 2 Совершенствование страховки при блокировании. 1 27-28 Совершенствование индивидуальных тактических действия в нападении, защите. 2 29-30 Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите. 2 31-32 Закрепление командных тактических действий в нападении, защите. 2 33 Судейство учебной игры в волейбол. 1 34 Двусторонняя учебная игра. 1 26 Условия реализации программы Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала. Материально-техническое обеспечение Спортивный зал: Волейбольная сетка Волейбольные мячи Свисток Секундомер Шведские стенки Скакалки Гимнастические скамейки Методические пособия и рекомендации Инструкция по технике безопасности Контрольные нормативы Правила по волейболу Аптечка для оказания медицинской помощи -1 шт. Формы аттестации Контрольные игры и соревнования. Система оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол» включает оценку уровня сформированности знаний, умений, навыков, уровня развития обучающихся, их индивидуальных качеств и личностный рост, которые определяются участием в спортивных праздниках, конкурсах, товарищеских играх с командами аналогичного возраста. Текущий контроль проводится в течение учебногогода в различных формах: спортивные праздники, конкурсы, товарищеские игры с командами аналогичного возраста, городского масштаба, судейство насоревнованиях. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных нормативов. Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности. Оценочные материалы № п/ п 1 1. 2. 3. 4. 5. № п/п 1 1. 2. 3. 4. 5. Физическое развитие и физическая подготовленность Содержание требований (вид испытаний) Рез-ты 2 Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) Техническая подготовленность Содержание требований (вид испытаний) 2 Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4. Подача верхняя прямая в пределы площади. Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3. Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу. Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах. 3 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 Кол - ый показатель 3 4 3 3 8 3 Методические формы, методы, приемы № п/ п 1 2 Раздел Формы занятий Основы знаний Беседа Рассказ Объяснение материала Освоение Объяснение техники материала передвиже Тестирование ний Соревнование 3 Освоение техники приемов и передач мяча Объяснение материала Тестирование Соревнование 4 Освоение техники подачи мяча и приема подач. Объяснение материала Тестирование Соревнование Методы и приемы Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Формы подведения итогов Опрос Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие 5 Освоение техники прямого нападающ его удара и овладение техникой защитных действий Объяснение материала Тестирование Соревнование 6 Овладение тактикой игры в нападении . Объяснение материала Тестирование Соревнование 7 Овладение тактикой игры в защите Объяснение материала Тестирование Соревнование 8 Овладение Соревнование организато рскими способнос тями Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Учебно – тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ Тестирован ие Тренировоч ная игра Индивидуал ьный и групповой показ деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Педагогические технологии Программа предполагает применение следующих технологий: - игровая деятельность (эмоциональная приподнятость на занятиях, наличие правил и роли у детей во время игр и эстафет, а также при выполнении тренировочных упражнений); - информационно-коммуникационные технологии (в системе физической культуры и спорте компьютерные технологии широко используются для теоретической подготовки учащихся); - личностно-ориентированная технология оздоровительной физической подготовки юных спортсменов (учащиеся понимают, что физическая активность им нужна не только в настоящее время, но и на протяжении всей жизни. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо делать, но не объясняет «почему»); - проблемное обучение (технический прием выполняется не на месте, а в движении, или, например, без зрительного контроля; нападающий удар делается не просто, чтобы перебить через сетку, а в определенный номер зону площадки); - педагогика сотрудничества (поиск лучших качеств, вера в успех ребенка, приоритет положительного стимулирования). Дидактический материал - Правила игры в волейбол. - Правила судейства в волейболе. - Положение о соревнованиях по волейболу. Список литературы 1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996. – 83 с. 2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск: СибГАФК, 1994. – 85 с. 3. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с. 4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева, А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт,1985. – 270 с. 5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований) 6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебн. для пед. ин-тов – 3-е изд., испр. и перераб. – Минск: Выш. школа, 1985. – 261 с. 7. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. – Омск.: ОмГТУ, 1994. – 198 с. 8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с. 9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с. 10. Федеральный образовательный стандарт по волейболу 2022