Приложение
АООП ООО для обучающихся
с ЗПР, утвержденной приказом
МБОУ СОШ № 19 от 30.08.2023 № 115
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия»
для обучающихся с задержкой психического здоровья 8 класс
с. Бродово
2023-2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по геометрии для детей с задержкой психического
развития (8 класс) разработана на основе примерной образовательной программы основного
общего образования по математике и ориентирована на работу по учебнику геометрии для 8
класса Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.(М.: Просвещение).
Согласно ООП ООО МБОУ СОШ №19 на изучение предмета в 8-общеобразовательных
классах на изучение предмета отводится 64 часа из расчета 2 часа в неделю.
Используя
рекомендации Министерства образования, в программу
внесены
следующие изменения:
- при рассмотрении простейших геометрических фигур, все понятия вводятся на
наглядной основе;
- аксиомы даются через решение задач и приводятся в описательной форме;
- теоремы даются без доказательств, так как они трудны для учащихся с задержкой
психического развития.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе,
повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить
индивидуальный подход к обучающимся.
Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Аксиомы даются в процессе
практических упражнений через решение задач и приводятся в описательной форме. Все
теоретические положения даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на
наглядные представления учащихся. Программа построена с учетом специфики усвоения
учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых
являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания,
памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость
отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении
курса математики 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для этих
детей. Некоторый материал программы им дается без доказательств, только в виде формул и
алгоритмов или ознакомительно для обзорного изучения, некоторые темы в связи со сложностью
изложения и понимания для детей с ЗПР были исключены. Учитывая нарушение процессов
запоминания и сохранения информатизации у детей с ЗПР, пришлось некоторые темы изучать
ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для
учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток,
алгоритмов.
Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по
содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако
не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так
и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению
определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся
применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностными результатами изучения предмета «Геометрия» является формирование
следующих умений и качеств:
способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из
обыденного опыта;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, об
этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
критичность
мышления,
умение
распознавать
логически
некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
воля и настойчивость в достижении цели.
Использование
совокупности
технологий,
ориентированных
на
развитие
самостоятельности и критичности мышления: технология системно - деятельностного подхода в
обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
сравнивать способы и результаты
своих действий с заданным алгоритмом,
обнаруживать отклонения и отличия от него;
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в
новые виды деятельности и формы сотрудничества;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознавать качество и уровень усвоения;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
оценивать достигнутый результат;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера.
Познавательные УУД:
строить логические цепи рассуждений;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько
объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам;
выявлять сходства и различия объектов;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
выделять и формулировать проблему;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
давать определение понятиям;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
представлять информацию в понятной форме;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение
и делать выбор;
умение
выдвигать
гипотезы
при
решении
учебных
задач
и
понимать
необходимость их проверки;
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
обучения,
организация
работы
в
малых
группах,
также
использование
личностно-
ориентированного и системно - деятельностного обучения.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности
умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано с поиском, обработкой,
представлением новой информации. Новые информационные объекты создаются в основном в
рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и
углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей,
формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и
реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике,
федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана,
авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего
образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте
общего образования.
1. Повторение курса 7 класса (1 час). Треугольник, виды треугольников, признаки
равенства треугольников. Параллельные прямые.
Окружность и касательная. Признаки и
свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
2. Четырехугольники (21часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм,
свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия
треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и
вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
3. Подобие треугольников (11часов). Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных
отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
4. Решение прямоугольных треугольников (12 часов). Метрические соотношения в
прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла
прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
5. Многоугольники. Площадь многоугольника (8 часов). Многоугольники. Понятие
площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
6. Повторение курса 8 класса (4часа). Четырехугольники, виды, свойства и признаки.
Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Запланированные контрольные мероприятия:
Административный контроль:
1.
Входная контрольная работа.
2.
Мониторинг по итогам I полугодия.
3.
Промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Контрольные работы по геометрии:
1.
Контрольная
работа
№1
по
теме
«Параллелограмм.
Виды
параллелограмма"
2.
Контрольная работа №2 по теме«Вписанная и описанная окружности.
Трапеция.»
3.
Контрольная работа №3 по теме « Подобие треугольников»
4.
Контрольная работа №4 по теме «Метрические соотношения в
прямоугольном треугольнике»
5.
Контрольная
работа
№5
по
теме:
«Решение
прямоугольных
треугольников».
6.
Контрольная работа №6 по теме:«Площади четырехугольников»
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
мира;
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
осуществлять преобразования фигур;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные
теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
существо понятия алгоритма;
распознавать и строить четырёхугольники и их элементы,
определять виды
четырехугольников, применять их свойства;
распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию
трапеции;
распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
строить вписанную в четырехугольник
окружность и описанную около него,
применять признаки существования данных окружностей;
оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
применять теорему
Пифагора;
метрические
соотношения в прямоугольном
треугольнике;
формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы,
выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических
функций основных углов;
распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади
многоугольника;
находить
площади
четырехугольников
различных
видов,
различных
треугольников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник,
циркуль, транспортир)
для решения несложных практических задач (например: размечать грядки
различной формы);
для решения практических задач, связанных с нахождением периметра
треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных
прямых
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с
реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе
изученных формул и свойств фигур.
Материально-техническое обеспечение
I. Библиотечный фонд
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
УМК Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.(М.: Просвещение).
1. Геометрия: 7-9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.(М.: Просвещение).
2. Геометрия:
7-9
класс:
дидактические материалы:
пособие для
учащихся
общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.(М.:
Просвещение).
II. Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование
1. Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир,
угольник (30°, 60°), угольник (45°, 90°), циркуль.
Тематическое планирование.
№
урока
1
Тема урока
Повторение курса 7 класса 1ч
Треугольник. Параллельные прямые .Окружность
Четырёхугольники 25 ч
Кол-во
часов
1
2
3
4,5
6
7
8
9
10
11,12
13
14
15,16
17
18
19,20
21
22
23
24,25
26
27
28
29,30
31
32
33
34
35
36
37,38
39
40,41
42,43
44
45
46
47,48
49,50
51
52
53
54
55
56
57,58
59
Четырёхугольник и его элементы.
Параллелограмм. Свойства параллелограмма
Признаки параллелограмма
Прямоугольник. Свойства прямоугольника
Признаки прямоугольника
Ромб. Свойства ромба
Признаки ромба
Квадрат
Решение практико-ориентированных задач
Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды
параллелограмма"
Средняя линия треугольника
Трапеция. Виды трапеции
Средняя линия трапеции
Решение задач по теме: «Трапеция»
Центральные и вписанные углы. Их свойства
Описанная окружность четырехугольника.
Вписанная окружность четырехугольника
Признак принадлежности четырёх точек одной окружности
Решение практико-ориентированных задач
Контрольная работа №2 на тему«Вписанная и описанная окружности.
Трапеция.»
Подобие треугольников 13 ч
Теорема Фалеса
Теорема о пропорциональных отрезках
Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников
Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей
Теорема Менелая, теорема Птолемея
Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников»
Второй признак подобия треугольников
Третий признак подобия треугольников
Повторение и систематизация учебного материала
Решение практико-ориентированных задач
Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников»
Решение прямоугольных треугольников 14 ч
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике
Теорема Пифагора
Повторение и систематизация учебного материала
Решение практико-ориентированных задач
Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в
прямоугольном треугольнике»
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника
Решение прямоугольных треугольников
Повторение и систематизация учебного материала
Решение практико-ориентированных задач
Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных
треугольников»
Многоугольники. Площадь многоугольника 10 ч
Многоугольники. Сумма углов многоугольника.
Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника.
Площадь параллелограмма
Площадь треугольника
Площадь трапеции
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
60
61,62
63
64
Повторение и систематизация учебного материала
Решение практико-ориентированных задач
Контрольная работа №6 по теме:
«Площади четырехугольников»
Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки
1
2
1
1