Приложение к АООП основного общего образования (утвержденной приказом МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023г.) № 115 Адаптированная рабочая программа Учебного предмета «Немецкий язык» (второй иностранный язык) для обучающихся с задержкой психического здоровья 8 класс 1.Аннотация Адаптированная рабочая программа по учебному предмету второй иностранный язык (немецкий язык) 8 класс для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа разработана на основе: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - Рабочая программа составлена с учѐтом авторской программы по немецкому языку (как второму иностранному языку) М.М. Аверина и др. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2023-2024г. - Учебного плана МБОУ СОШ №19 с.Бродово. - Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 5-9 класса под редакцией М.М. Аверина и др. Образовательная программы адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту начала обучения в 8 классе уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу основного общего образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР К особенностям детей с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью; нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве; особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. ОВЗ нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. У большинства детей наблюдается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов - представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи. При изучении ИЯ дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходят усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи. Условия по организации коррекционно-развивающего обучения Коррекционно-развивающее обучение – обучение, направленное на исправление имеющихся дефектов личности ребѐнка с одновременным развитием механизма компенсации, который осуществляется на программном учебном материале. Речь, в первую очередь, идѐт не столько о развитии знаний и умений, сколько о развитии у ученика высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых он усваивает учебную программу. Цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия, способствующие развитию личности ребѐнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели требует реализации ряда принципов: 1) динамичности восприятия, который предполагает разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности для реализации охранительного режима обучения, использование заданий по степени нарастающей трудности и с участием различного доминантного анализатора (подача информации многосенсорно: аудиально – говорить вслух с нужной интонацией; визуально –показывать предметы, таблицы, карты, рисунки, схемы, модели, презентации; кинестетически – использовать жесты, пространство класса, классной доски и экрана). Эффективнее работать с текстовым материалом. 2) продуктивной обработки информации,который предполагает разнообразные задания на самостоятельную обработку информации, перенос только что показанного способа обработки информации на своѐ индивидуальное задание с дозированной поэтапной помощью учителя. 3) развития и коррекции высших психических функций, который предполагает включение в содержание урока специальных коррекционных упражнений по коррекции высших психических функций (зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, 6 логического мышления). 4) мотивации к учению, который предполагает постановку ясных и чѐтких инструкций с использованием простых предложений с минимумом сложных слов и терминов; включение в содержание урока актуальной информации, интересных ученику упражнений; реальное внимание учителя к деятельности каждого ученика и развѐрнутую словесную оценку его деятельности; увеличение времени на осмысление, понимание и принятие решения. 5) наглядность должна стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона. Наиболее эффективно поэтапное воссоздание объекта, предмета, схемы, модели, последовательно рисующееся на глазах учащихся, что позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности, приучает видеть детали и целое, осмыслить связи единичного и целого. Учащимся предоставляются алгоритмы и образцы выполнения заданий, справочный и опорный материал. Ведущие формы, методы обучения, педагогические технологии, через которые будет реализована программа: 1. Обучение на интересе, на успехе, на доверии; 2. Адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала; 3. Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; 4. Использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); 5. Формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; 6. Взаимообучение, диалогические методики; 7. Комментированные упражнения; 8. Оптимальность темпа с позиции полного усвоения; 9. Игровые технологии; 10. Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, чередование различных видов деятельности учащихся на уроке с целью снятия напряжения и усталости) Цели и задачи обучения немецкому языку Цели: 1) познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и немецкоговорящих стран, о языке как основе национального самосознания); 2) социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности). Современное обучение немецкому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Основными задачами обучения являются: - развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях немецкого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; - приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающий опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 8 - 9 класса; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в т.ч. с использованием новых информационных технологий; - формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения о познания в современном мире; -формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; - развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка. - осознание необходимости вести здоровый образ жизни путѐм информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек. 2. Общая характеристика курса Учебный предмет «Иностранный язык» входит в предметную область «Филология». Иностранный язык в основной школе обеспечивает языковое и общее речевое развитие школьников. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется: - межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания). Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даѐт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение немецкого языка (как второго иностранного языка) в 8 классе отводится 68 учебных часа: 2 часа в неделю. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета При изучении иностранного языка стимулируется общее речевое развитие школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культура. Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей. Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединѐнных единой стратегической идеей: принципов овладения иноязычной культурой через общение, речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти принципы несут в атмосфере иноязычного общения воспитательный заряд и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное общение, которое, в сущности, и является воспитательным процессом. Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов. Кроме того, учитель несѐт в себе содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать всѐ от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему ценностей, которая соответствует идеалу образования – человеку духовному. 5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету немецкий язык Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Учащиеся научатся: 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. 3. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Учащиеся получат возможность научиться: 1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. 2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную задачу. 3. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД: Учащиеся научатся: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. 2. Строить сообщения в устной и письменной форме. 3. Осуществлять синтез как составление целого из частей. 4. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. 5. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 6. Владеть рядом общих приѐмов решения задач. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. 2. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. 3. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. 4. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные УУД: Учащиеся научатся: 1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. 2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии. 3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 4. Формулировать собственное мнение и позицию. 5. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. 2. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. 3. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. 4. Аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 5. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь Учащиеся научатся: вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Учащиеся получат возможность научиться: вести диалог-обмен мнениями; брать и давать интервью; вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.). Говорение. Монологическая речь Учащиеся научатся: строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы; описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы. Учащиеся получат возможность научиться: делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.); кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование учащиеся научатся: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. учащиеся получат возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение учащиеся научатся: читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления; читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде; читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Письменная речь Учащиеся научатся: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.); писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес); писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 100–120 слов, включая адрес); писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план. Учащиеся получат возможность научиться: делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул; составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Учащиеся научатся: правильно писать изученные слова; правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения; расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Учащиеся получат возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка. Фонетическая сторона речи Учащиеся научатся: различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка; соблюдать правильное ударение в изученных словах; различать коммуникативные типы предложений по их интонации; членить предложение на смысловые группы; адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Учащиеся получат возможность научиться: выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации; Лексическая сторона речи Учащиеся научатся: узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости; распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: - имена существительные при помощи суффиксов -er, -ist , -tion, -ment, -ing; - имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префикса un-; ‒ числительные при помощи суффиксов - zig . Учащиеся получат возможность научиться: распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы; распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности ); использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам. Грамматическая сторона речи Учащиеся научатся: оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами und, aber, oder denn,deshalb; распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами dass, ob, weil, da,darum; распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем; распознавать и употреблять в речи местоимения: личные , притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные; распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (viel, wenig); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения; распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные; распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Präsens, Präteritum, Plusquamperfekt, Perfekt, Futurum; распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты; распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога Präsens Passiv, Präteritum Passiv, Plusquamperfek Passivt, Perfekt Passiv, Futurum Passiv: распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге. Учащиеся получат возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени, цели, условия, определительными; распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией es gibt ; распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами haben, sein; распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, распознавать и употреблять в речи модальные глаголы; Социокультурные знания и умения Учащиеся научатся: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; представлять родную страну и культуру на немецком языке; понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала. Учащиеся получат возможность научиться: использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка. Компенсаторные умения Учащиеся научатся: выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. Учащиеся получат возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении. 6. Содержание учебного предмета Предметное содержание речи Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения. Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода. Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками. Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт. Окружающий мир Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности Средства массовой информации Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет. Страны изучаемого языка и родная страна Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру. Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог. Объем диалога от 3 реплик до 4 со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2 минут. Монологическая речь Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование,описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) Объем монологического высказывания 8-10 фраз. Продолжительность монологического высказывания –1,5 минуты. Аудирование Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные. Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут. Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут. Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием. Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения –до 600 слов. Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 300 слов. Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 400 слов. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Письменная речь Формирование и развитие письменной речи, а именно умений: заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес); написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес); написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 80 - 100 слов, включая адрес; составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности. делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей. Языковые средства и навыки оперирования ими Орфография и пунктуация Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения. Фонетическая сторона речи. Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах. Лексическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 900 единиц. Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость. Грамматическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов. Социокультурные знания и умения. Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире; сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии; сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии; знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.); представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику); умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения Совершенствование умений: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формирование и совершенствование умений: работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой; планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности; самостоятельно работать в классе и дома. Специальные учебные умения Формирование и совершенствование умений: находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера. 7. Тематическое планирование 8 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название темы «Знакомство. Мой класс. Мой день в школе» Межличностные взаимоотношения со сверстниками. Внешность и черты характера человека. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорта, питание. Переписка с зарубежными сверстниками. «Хобби. Моѐ свободное время. Вечеринки» Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки. «Моя семья. Мой дом» Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека. Мир профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. «Животные. Это вкусно» Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат. Погода. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание. «Смотрится отлично. Дружба. Взаимоотношения» Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное Количество часов 4 Контроль – ные работы 4 4 4 4 1 6. 7. 8. 9. время года. «Мой город. Сколько это стоит? » Транспорт. Покупки. Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. «Каникулы» Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. «Мои планы на будущее. Изображение и звук» Мир профессии. Проблемы выбора профессии.Роль иностранного языка в планах на будущее. СМИ и коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет). «Это мне нравится. Подробнее о себе» Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека. 3 3 3 5 1 № п/п 10. 11 12. 13 Название темы «Фитнес и спорт. Еда. Выздоравливай! Получай удовольствие!» Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорта, питание. Экстремальные виды спорта. На приѐме у врача. «Школьный обмен. Техника» Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Досуг и увлечения. Переписка с зарубежными сверстниками. Роль иностранного языка в планах на будущее. Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их традиции. «Наши праздники. Воздух Берлина. Путешествие по Рейну» Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки. «Мы и окружающий мир. Планета Земля» Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат. Погода. Количество часов 5 Контроль – ные работы 4 5 4 1 14 «Прощальная вечеринка. Что такое красота?» Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорта, питание. 4 15 «Будущая профессия » Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. «Где мы живѐм. Будущее» Страна/страны второго иностранного языка и родная страна. Межличностные взаимоотношения в семье. Проблемы экологии. 3 «Моѐ место в политической жизни. Стена – граница – зелѐный пояс» Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Итого: 5 Итоговая к/р 68 4 16 17 4 8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Для достижения поставленных целей обучения предмету «немецкий язык» используются: 1. Аудиоприложения к учебникам 5, 6, 7, 8, 9 класса. 2. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020 3. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020 4. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020 5. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020 6. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020 7. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко – М. : Просвещение , 2020 8. Алфавит (плакат) 9. Карта Германии 10. Тематические картинки 11.Немецкоговорящие страны (комплект из 4 плакатов) 12.Немецкий язык -Изучаем глагол (комплект из 8 плакатов) 13. Мои первые немецкие слова (333 карточки)