Немецкий язык, 8 кл.

Приложение к АООП основного
общего образования
(утвержденной приказом
МБОУ СОШ №19 от 30.08.2023г.) № 115

Адаптированная рабочая программа
Учебного предмета «Немецкий язык» (второй иностранный язык)
для обучающихся с задержкой
психического здоровья 8 класс

1.Аннотация
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету второй иностранный язык (немецкий язык) 8 класс для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.
- Рабочая программа составлена с учѐтом авторской программы по немецкому языку (как второму иностранному языку) М.М. Аверина и др.
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях 2023-2024г.
- Учебного плана МБОУ СОШ №19 с.Бродово.
- Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 5-9 класса под
редакцией М.М. Аверина и др.
Образовательная программы адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту начала обучения в 8 классе уровня
психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу основного общего образования
совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
К особенностям детей с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие,
заставить себя выполнить что-либо; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.
Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью; нарушения восприятия выражается в
затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая
структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость
восприятия и ориентировка в пространстве; особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем
вербальный. ОВЗ нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи –
нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно
обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Учащиеся характеризуются
ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. У большинства детей
наблюдается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.
Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия,
бедностью сферы образов - представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития
познавательных процессов: памяти, мышления, речи. При изучении ИЯ дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно
происходят усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их использование в устной речи; затруднено восприятие
грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи,
особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.
Условия по организации коррекционно-развивающего обучения
Коррекционно-развивающее обучение – обучение, направленное на исправление имеющихся дефектов личности ребѐнка с одновременным
развитием механизма компенсации, который осуществляется на программном учебном материале. Речь, в первую очередь, идѐт не столько о
развитии знаний и умений, сколько о развитии у ученика высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при
помощи которых он усваивает учебную программу. Цель коррекционно-развивающего обучения – создать условия, способствующие
развитию личности ребѐнка и эффективному усвоению учебного материала.
Достижение этой цели требует реализации ряда принципов:
1) динамичности восприятия, который предполагает разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности для
реализации охранительного режима обучения, использование заданий по степени нарастающей трудности и с участием различного
доминантного анализатора (подача информации многосенсорно: аудиально – говорить вслух с нужной интонацией; визуально –показывать

предметы, таблицы, карты, рисунки, схемы, модели, презентации; кинестетически – использовать жесты, пространство класса, классной
доски и экрана). Эффективнее работать с текстовым материалом.
2) продуктивной обработки информации,который предполагает разнообразные задания на самостоятельную обработку информации, перенос
только что показанного способа обработки информации на своѐ индивидуальное задание с дозированной поэтапной помощью учителя.
3) развития и коррекции высших психических функций, который предполагает включение в содержание урока специальных коррекционных
упражнений по коррекции высших психических функций (зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового
восприятия, аналитико-синтетической деятельности, 6 логического мышления).
4) мотивации к учению, который предполагает постановку ясных и чѐтких инструкций с использованием простых предложений с
минимумом сложных слов и терминов; включение в содержание урока актуальной информации, интересных ученику упражнений; реальное
внимание учителя к деятельности каждого ученика и развѐрнутую словесную оценку его деятельности; увеличение времени на осмысление,
понимание и принятие решения.
5) наглядность должна стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона.
Наиболее эффективно поэтапное воссоздание объекта, предмета, схемы, модели, последовательно рисующееся на глазах учащихся, что
позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности, приучает видеть детали и целое, осмыслить
связи единичного и целого. Учащимся предоставляются алгоритмы и образцы выполнения заданий, справочный и опорный материал.
Ведущие формы, методы обучения, педагогические технологии, через которые будет реализована программа:
1. Обучение на интересе, на успехе, на доверии;
2. Адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
3. Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
4. Использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
5. Формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
6. Взаимообучение, диалогические методики;
7. Комментированные упражнения;
8. Оптимальность темпа с позиции полного усвоения;
9. Игровые технологии;
10. Здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, чередование различных видов деятельности учащихся на уроке с целью снятия
напряжения и усталости)
Цели и задачи обучения немецкому языку
Цели:
1) познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе первоначальных представлений
о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и немецкоговорящих стран, о языке как основе национального
самосознания);

2) социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности).
Современное обучение немецкому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием
элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ мировоззрения, формировании основ
умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Основными задачами обучения являются:
- развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами
и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях немецкого языка, разных способах
выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающий опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся 8 - 9 класса; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях
иноязычного межкультурного общения;
- дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными
учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в т.ч. с использованием новых информационных
технологий;
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации
и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения
иностранного языка и родного языка как средства общения о познания в современном мире;
-формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств
гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ,
толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путѐм информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья
и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
2. Общая характеристика курса
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в предметную область «Филология». Иностранный язык в основной школе
обеспечивает языковое и общее речевое развитие школьников. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и
облегчению социализации обучающихся с ЗПР.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например,
литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами
языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях
знания).
Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к
обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к
взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой
возрастной группы, даѐт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные
умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать
новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении
учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.
Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного
общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов
формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение немецкого языка (как второго иностранного языка) в 8 классе отводится 68 учебных часа: 2
часа в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении иностранного языка стимулируется общее речевое развитие школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются
ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов
соответствующего содержания, вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культура.
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с
культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры.
Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся
ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его

мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и
способностей.
Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана
на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединѐнных единой стратегической идеей: принципов овладения иноязычной
культурой через общение, речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти
принципы несут в атмосфере иноязычного общения воспитательный заряд и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное
общение, которое, в сущности, и является воспитательным процессом.
Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов. Кроме того, учитель несѐт в себе
содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса.
Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать всѐ от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему
ценностей, которая соответствует идеалу образования – человеку духовному.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
по учебному предмету немецкий язык
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области.
3. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную задачу.
3. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета.
2. Строить сообщения в устной и письменной форме.
3. Осуществлять синтез как составление целого из частей.
4. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
5. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
6. Владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
3. Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
4. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии.
3. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4. Формулировать собственное мнение и позицию.
5. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.
2. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
3. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
4. Аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
5. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Учащиеся научатся:
 вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в
стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране
изучаемого языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
 вести диалог-обмен мнениями;
 брать и давать интервью;
 вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.).
Говорение. Монологическая речь

Учащиеся научатся:
 строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова,
план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
 описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
 давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
 передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
 описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы.
Учащиеся получат возможность научиться:
 делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
 комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к
прочитанному/ прослушанному;
 кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией
общения;
 кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
 кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
учащиеся научатся:
 воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество
неизученных языковых явлений;
 воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как
изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
учащиеся получат возможность научиться:
 выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
 использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
учащиеся научатся:
 читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
 читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления,
нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
 читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;

 выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя
понимание прочитанного.
Письменная речь
Учащиеся научатся:
 заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность,
адрес и т. д.);
 писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в
стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
 писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка:
сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения,
просьбу; давать совет и т. д. (объемом 100–120 слов, включая адрес);
 писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
Учащиеся получат возможность научиться:
 делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
 писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
 составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
 кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
 писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Учащиеся научатся:
 правильно писать изученные слова;
 правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак
в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
 расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране
изучаемого языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
 сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка.
Фонетическая сторона речи
Учащиеся научатся:
 различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого
иностранного языка;

 соблюдать правильное ударение в изученных словах;
 различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
 членить предложение на смысловые группы;
 адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия
фразового ударения на служебных словах.
Учащиеся получат возможность научиться:
 выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
Лексическая сторона речи
Учащиеся научатся:
 узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого
этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
 употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания,
реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
 соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной
школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
 распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
- имена существительные при помощи суффиксов -er, -ist , -tion, -ment, -ing;
- имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префикса un-;
‒ числительные при помощи суффиксов - zig .
Учащиеся получат возможность научиться:
 распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
 знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно
ситуации общения;
 распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
 распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
 распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности );
 использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по
сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.

Грамматическая сторона речи
Учащиеся научатся:
 оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими
формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
 распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и
отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной
форме) и восклицательные;
 распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими
обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
 распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами und, aber, oder denn,deshalb;
 распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами dass, ob, weil, da,darum;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по
правилу, и исключения;
 распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем;
 распознавать и употреблять в речи местоимения: личные , притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их
производные, относительные, вопросительные;
 распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях,
образованные по правилу, и исключения;
 распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (viel, wenig); наречия в
положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
 распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Präsens,
Präteritum, Plusquamperfekt, Perfekt, Futurum;
 распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
 распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога Präsens Passiv, Präteritum Passiv,
Plusquamperfek Passivt, Perfekt Passiv, Futurum Passiv:
 распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном
залоге.
Учащиеся получат возможность научиться:
 распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени, цели, условия, определительными;
 распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией es gibt ;
 распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами haben, sein;

 распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными,
 распознавать и употреблять в речи модальные глаголы;
Социокультурные знания и умения
Учащиеся научатся:
 употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета,
принятые в странах изучаемого языка;
 представлять родную страну и культуру на немецком языке;
 понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
 использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
 находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Учащиеся научатся:
 выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Учащиеся получат возможность научиться:
 использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
6. Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по
магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки.
Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации

Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население.
Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи.
Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного
характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик до 4 со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи
(повествование,описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на
зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания 8-10 фраз. Продолжительность монологического высказывания –1,5 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их
содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и
др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и
воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события
в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить
значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до
1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений.
Чтение

Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект,
стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и
воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания,
обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения –до
600 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных
текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 300 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале.
Объем текста для чтения около 400 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
 заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
 написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая
адрес);
 написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого
языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность,
давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 80 - 100 слов, включая адрес;
 составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.
 делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов. Правильное использование знаков
препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических
ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые

группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового
ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной
школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для
культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 900 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы.
Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и
отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах;
артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных,
неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее
употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей
страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера). Это предполагает овладение:
 знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
 сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
 сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
 знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных
праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
 представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта,
культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого
языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
 умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные
нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
 умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране
в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
 переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
 использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь
и т. д.;
 прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
 догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
 использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
 работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной
информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
 работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
 планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство
с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация,
разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над
долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
 самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
 находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
 семантизировать слова на основе языковой догадки;
 осуществлять словообразовательный анализ;
 пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым
словарями, мультимедийными средствами);
 участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.

7. Тематическое планирование
8 класс
№ п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Название темы
«Знакомство. Мой класс. Мой день в школе»
Межличностные взаимоотношения со сверстниками.
Внешность и черты характера человека. Школьное
образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и
отношение к ним. Здоровый образ жизни: режим
труда и отдыха, спорта, питание. Переписка с
зарубежными сверстниками.
«Хобби. Моѐ свободное время. Вечеринки»
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды
отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
«Моя семья. Мой дом»
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера
человека. Мир профессии. Роль иностранного языка в
планах на будущее.
«Животные. Это вкусно»
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей
среды. Климат. Погода. Здоровый образ жизни:
режим труда и отдыха, спорт, питание.
«Смотрится отлично. Дружба. Взаимоотношения»
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера
человека. Школьное образование, школьная жизнь,
изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с
зарубежными сверстниками. Каникулы в различное

Количество
часов
4

Контроль –
ные работы

4

4

4

4

1

6.

7.

8.

9.

время года.
«Мой город. Сколько это стоит? »
Транспорт.
Покупки.
Страна/страны
второго
иностранного языка и родная страна, их
географическое положение, столицы и крупные
города,
достопримечательности,
культурные
особенности
(национальные
праздники,
знаменательные
даты,
традиции,
обычаи).
Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру.
«Каникулы»
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые
предметы и отношение к ним. Переписка с
зарубежными сверстниками. Каникулы в различное
время года.
«Мои планы на будущее. Изображение и звук»
Мир профессии. Проблемы выбора профессии.Роль
иностранного языка в планах на будущее. СМИ и
коммуникации
(пресса,
телевидение,
радио,
интернет).
«Это мне нравится. Подробнее о себе»
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды
отдыха,
путешествия.
Транспорт.
Покупки.
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера
человека.

3

3

3

5

1

№ п/п
10.

11

12.

13

Название темы
«Фитнес и спорт. Еда. Выздоравливай! Получай
удовольствие!»
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха,
спорта, питание. Экстремальные виды спорта. На
приѐме у врача.
«Школьный обмен. Техника»
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые
предметы и отношение к ним. Досуг и увлечения.
Переписка с зарубежными сверстниками. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Страна/страны второго иностранного языка и родная
страна, их традиции.
«Наши праздники. Воздух Берлина. Путешествие
по Рейну»
Страна/страны второго иностранного языка и родная
страна, их географическое положение, столицы и
крупные города, достопримечательности, культурные
особенности
(национальные
праздники,
знаменательные
даты,
традиции,
обычаи).
Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и
др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт.
Покупки.
«Мы и окружающий мир. Планета Земля»
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей
среды. Климат. Погода.

Количество
часов
5

Контроль –
ные работы

4

5

4

1

14

«Прощальная вечеринка. Что такое красота?»
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды
отдыха,
путешествия.
Транспорт.
Покупки.
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера
человека. Здоровый образ жизни: режим труда и
отдыха, спорта, питание.

4

15

«Будущая профессия »
Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
«Где мы живѐм. Будущее»
Страна/страны второго иностранного языка и родная
страна. Межличностные взаимоотношения в семье.
Проблемы экологии.

3

«Моѐ место в политической жизни. Стена –
граница – зелѐный пояс»
Страна/страны второго иностранного языка и родная
страна, их географическое положение, столицы и
крупные города, достопримечательности, культурные
особенности
(национальные
праздники,
знаменательные
даты,
традиции,
обычаи).
Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру.
Итого:

5

Итоговая к/р

68

4

16

17

4

8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Для достижения поставленных целей обучения предмету «немецкий язык» используются:
1. Аудиоприложения к учебникам 5, 6, 7, 8, 9 класса.
2. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
3. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
4. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
5. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
6. М.М. Аверин Немецкий язык. Второй иностранный язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:
Просвещение, 2020
7. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко – М. : Просвещение , 2020
8. Алфавит (плакат)
9. Карта Германии
10. Тематические картинки
11.Немецкоговорящие страны (комплект из 4 плакатов)
12.Немецкий язык -Изучаем глагол (комплект из 8 плакатов)
13. Мои первые немецкие слова (333 карточки)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».