Психокоррекционные занятия, 1-4 класс

Приложение
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования
(1-4 классы)

Рабочая программа психокоррекционных занятий психолога с
детьми с ОВЗ (1-4 классы)

2023

Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию
сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов
волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
функций и
личностных особенностей;
содержательных видов деятельности;
яти,

воображения,

процессов

мышления
при выполнении заданий, умение доводить
начатое дело до конца.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика
проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению
детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект:
успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на
ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и
воспитывать следует, играя с ними.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими
предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом,
максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.
Система
коррекционно-развивающего
обучения
предусматривает
индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей
направленности.
Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального
развития, памяти, внимания; зрительно-моторных и оптико-пространственных
нарушений, общей и мелкой моторики.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления
педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и
обучении.
Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки
коррекционной работы.
Принципами построения занятий являются:
1) частая смена видов деятельности;
2) повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий
происходит в новых ситуациях на новых предметах.
Это необходимо:
рмирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты
и ситуации.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный
учитель. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к
воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий
обеспечивается субъективное переживание успеха учеником на фоне определенной
затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально
возрастающим возможностям ребенка.
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке,
важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых
занятиях. С этой целью используется система условной качественноколичественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении
коррекционных занятий используется различного рода игровые ситуации,
дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную
деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями
познавательной деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких
шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и
использованием предметно-практической деятельности.
Методы работы скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов
деятельности учащихся и реализовался охранительный режим обучения.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности
и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на
ребёнка и представлена следующими принципами:

знаний и их оценки.
Программа рассчитана на младших школьников, и, соответственно,
продолжительность обучения занимает 4 года.
Объем программы составляет:
в первом классе –99 часов в год; во 2–4 классах – 102 часа в год (3 урока в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 КЛАСС
В соответствии с выделенными особенностями детей с ОВЗ
психокоррекционная работа в 1 классе может быть конкретизирована и обозначена
следующими разделами:
Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня
развития (3 часа).
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой
и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и
точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия
(форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних
свойствах предметов. Эмоции.
Раздел 2. Адаптация первоклассников (4 часа).
Принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами.
Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (17
часов)
Крупная
моторика
(7
часов).
Общеразвивающие
подвижные
игры.
Целенаправленность выполнения действий
и
движений
по
инструкции
педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие точности движений.
Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости
движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
Мелкая моторика (10 часов). Развитие координации движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации
движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование,
штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная
аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной
координации. Упражнения с массажными мячами.
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов (35 часов):
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и
слуховое восприятие (21 час)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений.
Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение
признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте,
длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный,
желтый, зеленый, синий, черный, белый).Составление целого из частей на разрезном
наглядном материале (3-4 детали).
Восприятие пространства (9 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги),
правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве
(справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в
пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции
педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная
ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона);
расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на
I.

плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок,
геометрических фигур.
Восприятие времени(4 часа)
Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность
событий. Раньше - позже.
Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)
Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из
разного материала.
Восприятие эмоций человека (6 часов)
Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль.
Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.
Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование
высших психических функций (17 часов).
Активизация познавательной деятельности.
Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (8
часов).
Развитие и коррекция произвольной регуляции деятельности и поведения.
Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (8 часов)
Развитие способности к взаимодействию с одноклассниками, семьей и педагогами.
Коррекция неэффективных моделей поведения ребенка в социуме.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков (6 часов).
Формирование интереса к себе и позитивного самоотношения, коррекция
самооценки.
Раздел 9. Итоговая диагностика (1 час)
Оценка динамики состояния высших психических функций.
Итого: 99 часов (3 занятия в неделю)
2 КЛАСС
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Психодиагностические упражнения, создание положительной мотивации на
занятия, знакомство.
Раздел 2. Диагностический блок (3 часа)
Диагностика уровня произвольности
внимания,
трудоспособности,
продуктивности, памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой
сферы.
Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы (17 часов)
Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость
и дифференцированность восприятия);развитие слухового восприятия (ритмизация,
дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие
кинестетических ощущений.
Раздел 4. Развитие двигательной сферы (17 часов)

Развитие мелкой и крупной моторики, общей двигательной координации;
динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и
контроля простейших двигательных программ).
Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений (10 часов)
Формирование
собственно
пространственных
и
квазипространственных
представлений (умение ориентироваться в собственном теле, умения
ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве
улицы, поселка, формирование пространственных представлений в речи,
формирование умения понимать пространственные и временные логикограмматические конструкции.)
Раздел 6. Развитие когнитивной сферы (40 часов)
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности;
формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной
сферы.
Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной
дезадаптации (5 часов)
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств (8 часов)
Развитие эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками.
Итоговая диагностика (2 часа). Определение динамики психического
развития.
Итого: 102 часа (3 занятия в неделю)
3 КЛАСС
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Раздел 2. Профилактика школьной
дезадаптации,
развитии
коммуникативных способностей (4 часа)
Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения,
сплочение детского коллектива.
Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения (11 часов)
Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного
внимания и контроля над поведением.
Раздел 4.Развитие мнестических способностей (12 часов)
Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания,
формирование произвольности запоминания.
Раздел 5.
Развитие мыслительных
процессов и зрительно-моторной
координации (22 часа)
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование).
Развитие логического и понятийного мышления.

Раздел 6. Развитие двигательной сферы (8 часов)
Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая
организация двигательного акта.
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений (6 часов)
Формирование пространственных и квазипространственных отношений.
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (12 часов)
Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои
чувства и эмоции социально приемлемым способом.
Раздел 9. Развитие творчески способностей, воображения (10 часов)
Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей
детей.
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств (10 часов).
Развитие эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых
нарушений у детей.
Раздел 11. Обобщающие занятия, итоговая диагностика (5 часов)
Определение динамики развития детей.
Итого: 102 часа (3 занятия в неделю)
4 КЛАСС
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы
эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)
Тесты интеллекта, интеллектуального и личностного развития, уровень развития
мотивации, обучающихся.
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (10 часов)
Развитие различных видов восприятия (пространственных, осязательных,
временных), развитие глазомера и зрительной моторной
Раздел 4. Развитие памяти (12 часов)
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной,
моторной,
опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие
смысловой вербальной памяти.
Раздел 5. Развитие воображения (8 часов)
Развитие видов воображения: активация свойств воображения.
Раздел 6. Развитие внимания (10 часов)
Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации
внимания.
Раздел 7. Развитие мыслительных функций (22 часа)
Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного
аппарата;
Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование,
установление закономерностей. Развитие словесно – логического мышления.
Построение умозаключения по аналогии.

Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (14 часов).
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение
приемами самоконтроля и саморегуляции. Активация способностей к преодолению
гиперактивности,
расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности.
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (17 часов)
Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств.
Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации
чувств. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды
поведения и умения работать в команде.
Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов)
Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели,
влечения, мотивационные установки и т. д.)
Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа)
Подведение итогов, определение динамики развития детей.
Итого: 102 часа (3 занятия в неделю)

Тематическое планирование психокоррекционных занятий для детей с ОВЗ
1 класс
№
Примерное содержание занятий
Дата
Примерные темы
Кол-во
заняти
провед
занятий
часов
я
ения
Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития
(3 часа).
1
Индивидуальные
и
Исследование общей осведомлённости
3
подгрупповые
и кругозора учащихся. Исследование
мелкой и крупной моторики рук
диагностические
занятия
2
Исследование сенсорных процессов.
Исследование восприятия (форма,
цвет, размер, материал, пространство и
время). Представления о внешних
свойствах предметов
3
Исследование эмоциональноличностной сферы первоклассника.
Раздел 2. Адаптация первоклассников (4 часа).
Наш класс, наша
Запоминание имен одноклассников.
4
учительница.
Оценка мотивационных предпочтений.
Любимые игры, игрушки, занятия.
Рассказ-презентация об учительнице.
Наша школа

Рассказ-презентация о школе. Отличия
школы и детского сада, учительницы и
воспитательницы.
4
Экскурсии по школе, в столовую,
библиотеку (информация). Обратная
связь: рассказы учащихся о
посещенных объектах. Диагностика
эмоционального отношения к школе и
учению (рисунок Я в школе).
Внешний вид
Наша внешность: лицо, волосы,
6
одежда. Загадки-описания. Школьная
одежда. Внешний вид школьника.
Сезонные изменения в природе и
одежде. Одежда и обувь для осени.
Вежливость.
Вежливые слова: игры с включением
7
формул речевого этикета (можно,
извините, спасибо, пожалуйста, прошу
вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я.
Маршак и др.).
Что такое хорошо и что такое плохо
(Отрывки стихов российских поэтов).
Детские высказывания.
Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (17 часов)
8
Общеразвивающие подвижные игры.
Игровой практикум "Весёлые забавы
гномов".
9
Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции
5

7
Коррекция крупной
моторики (7 часов)
10,
11

12
13

14

15

16

17

18

19

20
21
22
23
24

25

26,
27

педагога (броски в цель, ходьба по
"дорожке следов"). Развитие
быстроты движений, умения
контролировать сменяемость
действий. Игротренинг "Гномики на
стадионе".
Развитие точности движений.
Развитие умения контролировать
сменяемость действий. Развитие
ловкости движений, умения
контролировать сменяемость действий
"Гномики в цирке".
Развитие ловкости движений.

Развитие устойчивости Развитие
устойчивости. Игротренинг . Морские
приключения гномов".
Развитие слуховой и тактильной
координации. Игротренинг "Игры
гномов".
Учимся делать штриховку.
Разукрашиваем и штрихуем.
"Путешествие в сказку начинается». 12
месяцев"
Обводим по трафарету,
разукрашиваем. "Путешествие
продолжается. Осенние месяцы.
Приметы осени".
Соединяем точки и рисуем узоры.
Психотренинг "Зимние месяцы.
Коррекция мелкой
10 часов
Приметы зимы".
моторики (10 часов)
Контурная аппликация из пластилина.
Психотренинг "Весенние месяцы.
Приметы весны".
Нанизываем бусы. Завязываем узелки.
Психотренинг "Летние месяцы.
Приметы лета".
Аппликация из полосок бумаги. АРТтренинг "Приметы 12 месяцев"
Волшебные шнуровки. Рисование по
номерам.
Пальчиковая гимнастика. Штриховка.
Графические упражнения. Рисование
пальчиковыми красками.
Игры и действия с предметами
(мозаика из пайеток, стикерная
мозаика, аппликация из крупы)
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов (35 часов)
Назначение предметов. Школьные
предметы и принадлежности.
Восприятие формы,
Психотренинг "Гномики в пришли в
величины, цвета.
школу".
Восприятие
Количество. Столько же. Больше,
целостности
меньше на… Настольные игры с

28

29

предмета.
Конструирование
предметов.
Зрительное и
слуховое восприятие
(21 час)

21 час

30,
31

Выделение признаков формы.
Классификация предметов (круглые,
треугольные, квадратные). "Мир
вокруг нас".
Цвета предметов. Различение
основных цветов. АРТ-Тренинг
"Путешествие в страну цвета". Белый
цвет. Тренинг "Снежное королевство".
Конструирование снежков из бумаги.
Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское
путешествие гномов". Лепка на
картоне «Волны»
Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное
царство". Аппликация «Елочка»
Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг
"Солнечные зайчики". Рисование
ватными палочками.
Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная
шапочка". Лепка клубнички.
Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики
в стране ночи". Рисунок из кляксы.
АРТ-тренинг "Цветная сказка".
Знакомимся с миром звуков.
Мульттренинг "Эхо".
Аудиотренинг "Слушаем звуки леса".
Ориентировка на собственном теле:
дифференциация правой (левой) руки
(ноги), правой (левой) части тела.

32,
33

34

35

36
37

38
39
40
44
41
42,43

44

Восприятие
пространства (7часов)
45

46

фишками. Игротренинг "Что возьмём
в школу"
Параметры предмета. Размер. Высота.
Большой - маленький.
Противоположности.
Простая форма. Конструирование с
опорой на образец. Психотренинг
"Мир вокруг нас".
Составляем целое из частей.
Классифицируем по форме.

7 часов

Определение расположения предметов
в пространстве (справа - слева, выше ниже и др.). Движение в заданном
направлении в пространстве (вперед,
назад, т.д.). Игротренинг "Гномики
ищут клад".
Ориентировка в помещении по
инструкции педагога. Ориентировка в
линейном ряду (порядок следования).
Пространственная ориентировка на
листе бумаги (центр, верх, низ, правая
(левая) сторона); расположение
геометрических фигур по речевой
инструкции, перемещение их на

47

48
49

Восприятие
времени(4 часа)

50,51

Определение на ощупь предметов.
2 часа
Игра «Волшебный мешочек»
53
Определение на ощупь величины
предметов из разного материала
54
Знакомство с эмоциональным миром
Восприятие эмоций
человека.
человека (6 часов)
55
Радость. Грусть/печаль. Пиктограммы
6 часов
56
Гнев.Страх/испуг.Игротренинг «Три
поросенка»
57
Спокойствие. Пиктограммы.
58
Злость.Сказкотерапия «Заюшкина
избушка»
59
Удивление. Пиктограммы.
Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций (17 часов).
60
Восприятие как
Описание наглядно представленных
основа
объектов. Выделение значимых частей
познавательной
объекта. Значимые (функционально
деятельности: анализ
необходимые)
и
украшающие
наглядно
элементы. Анализ объектов по
воспринимаемых
картинке. Угадывание предметов по
предметов и явлений
признакам (мебель-4 ножки и крышкаокружающей
стол). Загадывание наглядно
действительности.
представленных объектов.
61
Перцептивные
Перцептивная классификация (цвет
17 часов
группировки
форма, величина). Выделение и
объектов
вербализация принципа
классифицирования. Задание на
сериацию (построй «команду» –
бумажные полоски, 7 шт- по росту)
62
Сенсорные эталоны.
Соотнесение форм реальных
окружающих предметов с сенсорными
эталонами. Описание предметов.
Какой? Какая? (Помидор: круглый,
красный, сочный).
63
Перцептивное
Сложение простых узоров
моделирование.
геометрической мозаики (по образцу,
из индивидуальных наборов).
64
Выделение частных и общих
Сходства и различия
признаков сходства:
(4 часа)
ряды картинок с изображениями,
относящимися к одному классу (4
картинки в ряду).
52

Тактильнодвигательное
восприятие (2 часа)

4 часа

плоскости листа.
Составление на листе бумаги
комбинаций из полосок,
геометрических фигур
Изучение временных показателей:
времён года,
Изучение временных показателей:
дней недели.
Последовательность событий. Раньше
- позже. Вчера- сегодня- завтра

65

66

67

68

Развитие навыков
произвольного
сосредоточения
внимания

69

Развитие зрительной,
памяти.

70

71

Развитие слуховой
памяти

72

73

Развитие основ
абстрактнологического
мышления: поиск
закономерностей.

74

75

Развитие основ
абстрактнологического
мышления: поиск

Определение различий. 2 картинки для
сравнения из каждого ранее
проанализированного ряда.
Сходство в речи: подбор
синонимичных наименований для
объектов, изображенных на картинках
Различия в нашей речи
(противоположности, обозначаемые
антонимами, наглядно представлены
на картинках, в т.ч. фотографиях)
Перепутанные дорожки. Найди
отличия (идентичные картинки с
незаметными отличиями). Различные
(на этом этапе легкие) варианты
графических диктантов (образцы
заданий в пособии Н.В. Бабкиной).
Зрительное запоминание (идентично
методике Н.А. Бернштейна). Выбор
(вычеркивание) осуществляется на
индивидуальных таблицах.
Что изменилось (определение 1-2
недостающих, перемещенных
предметов).
Восстановление по памяти места
объекта: 6 объектов.
Зрительное запоминание. Игра
«Повтори ряд». С использованием
геометрических фигур.
Работа в парах: повторение цифр (от 3
до 6) в прямом порядке (цифры
записаны на индивидуальных
карточках).
Повторение слов, фраз партнера по
общению «Хомяк-повторюша» с
постепенным удлинением ряда
повторяемых слов (от 1 до 5 в
произнесенной фразе).
Развитие предпосылок абстрактнологического мышления. Продолжение
числового ряда (в пределах
изученного). Учет двух признаков в
нахождении места объекта (Цвет и
величина, форма и величина, цвет и
форма).
Развитие предпосылок абстрактнологического мышления. Продолжение
числового ряда .
Продолжение полоски с определенной
последовательностью геометрических
элементов.
Решение логических задач
(аналитические задачи 1 типа с
прямым утверждением);
аналитический вывод из

прослушанного текста (типа
«Маленький Саша») - проводится без
обучения.
Другие детские тексты со скрытым
смыслом, угадывание загадок
Самый непохожий. Найди четвертое.
Продолжи ряд. Определи место (5
субтест теста под ред.Л.А. Венгера,
В.В. Холмовской).

связей и отношений в
вербально
представленном
материале.
76

Развитие основ
абстрактнологического
мышления: учет двух
оснований вывода на
наглядно
представленном
материале.

Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
(8 часов).
77

Произвольное
длительное удержание
внимания (запутанные
линии, корректурная
проба - буквенный
вариант).

78,7 Произвольное
9
удержание программы
деятельности и
осуществление контроля
за ней
80 Развитие концентрации
и устойчивости
произвольного внимания
81 Развитие
произвольности и
свойств внимания с
помощью
психотехнических,
нейропсихологических
приемов и
кинезиологических
упражнений
82 Развитие
помехоусточивости
внимания
83 Самостоятельное
выполнение задания с
84 учетом заданных
условий.

8 часов

Развитие произвольного внимания
(концентрация,
переключение):
задания на стандартных бланках
корректурной
пробы
с
необходимостью переключения (А
вычеркиваем,
И
подчеркиваем).
Длительное
отслеживание
перепутанной линии.
Самостоятельное выполнение задания
с учетом заданных условий:
конструирование из строительного
материала с учетом указанного
размера и количества деталей.
Выполнение упражнений «Срисуй
правильно»,
«Дорисуй вторую
половину», «Сделай как у меня»
Комплекс упражнений на развитие
концентрации внимания («колечко»,
«кулак-ребро-ладонь», «лезгинка»,
«ухо-нос», «лягушка»)

Упражнение на распределение
внимания (рисовать двумя руками).

Раскрашивание объектов по заданным
правилам.
Зарисовка объекта по заданным
правилам (зеркальное отображение).
Попытка конструирования по
условиям.
Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (8 часов)
85 Мы такие разные.
Игры, привлекающие внимание к
сверстнику. Комплименты-похвалы

93

(аккуратный, внимательный,
вежливый, находчивый, веселый,
честный, дружелюбный, отзывчивый,
благодарный и др.).
Играем, чтобы
Игры, направленные на взаимовыборы
подружиться.
(Каравай, Ручеек и пр.). Игрысоревнования команд. (Литературная
викторина: кто с кем дружит, Угадай
песню)
Социометрическая игра: выбор в
8 часов
действии. Стихи и песни о дружбе.
Почему люди ссорятся.
Причины ссор (детские
высказывания): жадничает,
ябедничает, дерется, отнимает и
портит вещи и т.п. Обида и прощение.
Притчи. Что помогает не ссориться.
Дети и взрослые. Отличия детей и
Дети и взрослые.
взрослых. Чего хотят дети от
взрослых. Чего хотят взрослые от
детей.
Правила дружбы со взрослым (цветиксемицветик): помогать,
предупреждать, спрашивать, просить,
а не требовать, соглашаться,
заботиться, говорить правду.
Будь внимателен (нужна
«Мы на помощь придем». Когда
помощь).
нужно помогать (детские
высказывания). Что называется
помощью. Кому надо помогать.
Признаки потребности в помощи. А.Л.
Барто «Помощница».
Что один не сделаетСовместная деятельность. Сказки,
сделаем вместе.
повести, мультфильмы: о совместной
деятельности. Успешное и
неуспешное взаимодействие. Правила
распределения обязанностей: человек
хочет делать, может делать и умеет
или старается научиться делать.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
(6 часов).
Каким я был маленьким.

94

Моя семья

95

Фотозагадки

96

Самопрезентация

97

Лесенка самооценки.

86

87
88

89

90

91

92

6 часов

Я не умел, но уже умею…
Рассказ обучающегося о семье.
Рисунок семьи
Угадывание одноклассников по их
детским фотографиям. Рисование
«Несуществующего животного»
В. Драгунский «Денискины
рассказы». Самопрезентации. Я
люблю и я не люблю. Я хвастаюсь
(горжусь) тем, что…
Занятие на формирование самооценки

98

Я и другие.

99

Групповое и
индивидуальные
обследования

100
101
102

Как нас видят другие.
Раздел 9. Итоговая диагностика (4 часа)
Графомоторные методики,
координация движений, сенсорные
4 часа
эталоны.
Оценка кругозора и уровня развития
основных операций мышления
Оценка эмоционального фона и
социометрического статуса
Оценка успешности обучения в
первом классе (с составлением
рекомендаций).

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для
учеников 2 класса, обучающихся по адаптированной программе
Примерное содержание занятия
№
Примерные темы
Колзаня
занятий
во
тия
часов

1

2

3

Раздел 1. Вводное занятие
Вводное занятие
1
Психогимнатические
упражнения,
создание положительной мотивации на
занятия, знакомство.
Раздел 2. Занятия диагностического блока
Диагностика уровня
Диагностика уровня развития внимания,
произвольности
устойчивости, объёма, произвольности.
внимания,
Упр.на развитие внимания:
3
трудоспособности,
«Что изменилось», «Найди 5 отличий»,
продуктивности
«Найди путь», «Муха», «Нарисуй по
памяти,
умения
памяти», «Подсчитай правильно», «Текст
работать
по
с ошибками», «Перепутанные буквы».
инструкции,
Тест «Корректурная проба».
эмоциональноГрупповые методики диагностики разных
волевой сферы
видов памяти (запоминание 10 слов,
цифр, образов-рисунков; отсроченное
воспроизведение). Тренинг памяти: игры
«Нарисуй по памяти», «Что изменилось»,
«Что пропало», «Кто за кем». Упр:
заучивание слов и пар слов, отсроченное
воспроизведение образов, слов, цифр,
имён и фамилии

5-7

Проективные тесты рисунки
«Несуществующее животное»,
«Мой
класс»
Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы
Развитие
3
Упражнения, развивающие осязательное
осязательного
восприятие формы объемных предметов:
восприятия
Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь
геометрические фигуры», «Что принес
Буратино».

7-10

Развитие зрительного
восприятия

4

Упражнения, развивающие зрительное
восприятие:
«Копирование точек», «Составь предмет
из геометрических фигур», «Кляксы»,
«Необычные рисунки».

1114

Развитие
слуховое
восприятие и слухомоторной
координации

4

Упражнения, развивающие слуховое
восприятие
и
слухо-моторную
координацию:
"Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение
звуковому анализу слова), "Придумай
новое слово", "Кружок", "Длиннеекороче".

1516

Развитие
межанализаторных

6

Двигательное воспроизведение
ритмических структур по образцу и по

4

Дата
проведен
ия

систем, их
взаимодействия.

инструкции («Веселый алфавит»),
рисование обеими руками, выполнение
графических диктантов.

1718

Срисовывание узоров, дорисовывание
симметричных изображений.
Выполнение упражнений «Кулак-реброладонь», « Зеркальное рисование»,
«Моторчик», «Веселые карандаши».

1920

Урок-игра «Рисуем по разному» .
Упражнения на синхронность работы
обеих рук (работа со шнуром,
нанизывание бус).

2126

Раздел 4. Развитие двигательной сферы
6
Развитие
мелкой
Упражнения
с
использованием
моторики и общей
пальчиковой гимнастики, а также
двигательной
рисование по шаблону и трафарету,
координации
обводка по пунктиру, копирование
рисунков, дорисовывание изображений
предметов,
штриховка,
работа
со
шнуровкой, медиатором.

2732

Динамическая
организация
двигательного
акта
(развития
умения
организации
и
контроля
двигательных
программ)

6

3337

Развитие
произвольности
движений
(сигналреакция).

5

3842

4347

Подвижные игры и упражнения на
развитие общей моторики,
Расслабляющие и релаксирующие
упражнения, упражнения с речевыми
инструкциями.

Тренинг-уроки с использованием техник
биологической обратной связи,
аутогенной тренировки, методов
произвольной регуляции и
саморегуляции. Урок-игра «Я – робот»
Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений
5
Формирование
Упражнения
на
формирование
собственно
пространственных
представлений:
пространственных
"Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь,
представлений
как услышишь", «В гости к другу»,
(умение
«Мой путь», «Фигурное лото»
ориентироваться
в
собственном теле, во
внешнем
пространстве улицы,
поселка.)
5
Формирование
Работа с серией сюжетных картинок,
квазипространственн
часами,
календарем,
моделью
ых представлений
календарного года. Сказкотерапия и
(формирование
коррекция
квазипространственных
пространственных
представлений. Упражнения «Бочка и
представлений в речи,
ящик», «Что находится в помещении», «

4853

Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»
формирование умения
понимать
пространственные и
временные
логикограмматические
конструкции
Раздел 6. Развитие когнитивной сферы
6
Формирование
Игры и упражнения на развитие разных
мнестических
видов памяти; игры и упражнения на
процессов и приемов
развитие точности запоминания; игры и
мнестической
упражнения
на
развитие
умения
деятельности
использовать приемы мнемотехники;
(развитие
памяти,
психогимнастические
упражнения;
формирование
релаксационные упражнения.
различных
приемов
Тренировка произвольного запоминания
запоминания)
зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций; развитие
тактильной и кинестетической памяти.
Дидактические игры и упражнения
(слуховые диктанты; игра «Запомни
звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»;
зрительные диктанты; запоминание и
воспроизведение многозвеньевых
инструкций; заучивание букв).

5459

Формирование
приемов умственной
деятельности

6

6065

Развитие
интеллектуальной
сферы

6

6670

Развитие логического
и
понятийного
мышления.
Анализ,
сравнение,
классификация,
обобщение.

5

7175

5

Игры-загадки и ребусы; игры и
упражнения на развитие операций
мышления; игры и упражнения на
развитие
логического,
словесного
мышления;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные
упражнения.
Изучение особенностей творческого
мышления
школьников;
Игры
и
упражнения на развитие особенностей
творческого
мышления:
гибкость,
нестандартность,
способность
генерировать новые идеи и т.п.
Игры и упражнения: «Бывает - не
бывает», «Веселые ассоциации», «Чей
домик».
Игры (тренинг разных видов мышления):
«Найди лишнее», «Запомни и нарисуй»,
«Узнай
предмет по описанию», «Найди лишнее
слово»,
«Угадай животное».
«Найди общие признаки».
Игры и упражнения: «Найди отличия»,
«Назови, что это», «Слова наоборот»,

7681

8287

8892

9397

98100
101102

Установление
причинноследственных
отношений,
Обобщение
и
нахождение
противоположностей.
Развитие
и
активизация
воображения

6

«Продолжи ряд»
Упражнения в построении
умозаключений по аналогии,
установление закономерностей, развитие
сложных форм мышления: логического
мышления, абстрагирования.

Игры на снятие психологической
инертности и развитие воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое животное»,
«Фантастическая планета», «Мои
фантастические возможности».
Метод дорисовывания неопределенной
фигуры до узнаваемого предмета,
дорисовывание неопределенной фигуры
до заданного образа.
Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной
дезадаптации
5
Формирование
Метод арт-терапии в формировании
приемов
учебной
позитивного образа школьника и учебы.
деятельности
Игры для понимания противоречия
(действовать
по
«хорошо-плохо».
образцу,
следовать
Формирование навыков построения
указаниям, работать
внутреннего плана действий;
по алгоритму
Тренировка объема, концентрации
внимания, умения действовать по
инструкции.
Урок-тренинг «Разведчики»
6

Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств
5
Сказкотерапия «Качества, важные для
Развития
общения»
эмоциональной
Тренинг: Правила дружбы.
стабильности
в
Формирование сплоченности и
отношениях
со
профилактики конфликтов « Мы –
сверстниками
дружная команда»

Обобщающие занятие

3

Итоговая диагностика

2

Проведение игр «Волшебный стул»,
«Паутинка», «Собираемся в
путешествие», Необитаемый остров»,
«Строим дом». Игры «Мальчики и
девочки – два разных мира», «Портрет
хорошего мальчика (девочки)».
Обучение эффективным способам
общения.
Наиболее интересные детям упр. и игры,
ответы на вопросы, выводы
Проведение
итоговой диагностики с
целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для
учеников 3 класса, обучающихся по адаптированной программе
№
заня
тия
1

2

3

Примерные темы
занятий

Колво
часов

9-11
1214

Дата
проведения

Раздел 1. Вводное занятие
Вводное занятие
1
Создание положительной мотивации и
заинтересованности детей в занятиях;
проведение
психогимнастические
упражнений.
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных
способностей
Профилактика
Формирование сплоченного детского
школьной
коллектива,
обучение
детей
дезадаптации, снятие
эффективным способам общения. «Мы –
4
дружная команда».
нервно-психического
напряжения,
Развитие навыков сотрудничества,
сплочение
детского
доверительного отношения друг к
коллектива
другу. Упражнение «Комплименты»
Формирование у детей мотивации на
совместную работу, развитие навыков
коллективного сотрудничества.
Формирование положительной учебной
мотивации.

4-5

6-8

Примерное содержание занятия

Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения
Развитие и коррекция
Развитие
концентрации
внимания,
функции
внимания,
саморегуляции и самоконтроля.
обучение
навыкам
Развитие переключения внимания и
произвольного
умения действовать по правилу.
внимания и контроля
11
над поведением
Развитие
объема
внимания,
произвольности, умения действовать по
инструкции.
Тренировка распределения внимания.
Увеличение
объема
внимания
и
кратковременной памяти.

1516

Раздел 4. Развитие мнестических способностей
1719

2022

Развитие
разных
видов и модальностей
памяти,
обучение
способам
запоминания,
формирование
произвольности
запоминания

12

Развитие объема кратковременной
оперативной памяти. Тренировка
произвольного запоминания зрительно
воспринимаемых объектов; произвольное
запоминание слухового ряда: цифр,
звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций.
Развитие механической зрительной и
слуховой памяти. Дидактические игры и
упражнения (слуховые диктанты; игра
«Запомни звуки»; игра «Забытый

предмет (буква)»; зрительные диктанты;
запоминание и воспроизведение
многозвеньевых инструкций; заучивание
букв).
Развитие ассоциативной памяти.

2325
2628

Обучение
способам
эффективного
запоминания. Игры и упражнения на
развитие разных видов памяти; игры и
упражнения на развитие точности
запоминания; игры и упражнения на
развитие умения использовать приемы
мнемотехники;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные
упражнения.

Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации
2934

3539

Развитие
основных
мыслительных
операций(анализ,
синтез,
абстрагирование).
Развитие логического
и
понятийного
мышления

Развитие логического мышления и
сообразительности.
Упражнения
в
построении умозаключений по аналогии,
установление закономерностей, развитие
сложных форм мышления: логического
мышления, абстрагирования.
22

Развитие
умения
устанавливать
причинно-следственные отношения.

4044

Развитие умения обобщать и находить
противоположности. Игры-загадки и
ребусы; игры и упражнения на развитие
операций мышления; игры и упражнения
на развитие логического, словесного
мышления;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные
упражнения.

4550

Развитие
сравнивать,
обобщать

5153

5455

умения

анализировать,
классифицировать,

Раздел 6. Развитие двигательной сферы
Развитие
мелкой
Упражнения
с
использованием
моторики и общей
пальчиковой гимнастики, а также
двигательной
рисование по шаблону и трафарету,
координации.
обводка по пунктиру, копирование
8
Динамическая
рисунков, дорисовывание изображений
организация
предметов,
штриховка,
работа
со
двигательного акта
шнуровкой, медиатором.
Развитие умения организации и контроля
двигательных программ. Подвижные
игры и упражнения на развитие общей
моторики,
Расслабляющие и релаксирующие

5658

5960

6164

6567

6870
7173
7476

упражнения, упражнения с речевыми
инструкциями.
Развитие произвольности движений
(сигнал-реакция). Тренинг-уроки с
использованием техник биологической
обратной связи, аутогенной
тренировки, методов произвольной
регуляции и саморегуляции. Урок-игра
«Я – робот»
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений
6
Формирование
Упражнения
на
формирование
собственно
пространственных
представлений:
пространственных и
"Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь,
квазипротранственных
как услышишь", «В гости к другу»,
представлений
«Мой путь», «Фигурное лото»
Формирование
Формирование
пространственных
квазипространственных
представлений в речи, формирование
представлений
умения понимать пространственные и
временные
логико-грамматические
конструкции Работа с серией сюжетных
картинок, часами, календарем, моделью
календарного года. Сказкотерапия и
коррекция
квазипространственных
представлений. Упражнения «Бочка и
ящик», «Что находится в помещении», «
Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Знакомство
с
12
Знакомство с базовыми эмоциями:
чувствами
и
радость, удивление, грусть, гордость,
эмоциями. Развитие
страдание и печаль, обида, гнев, страх,
умения
правильно
вина, стыд
выражать
свои
Работа
с
чувством страха и
чувства и эмоции
тревожности.
социально
Формирование умения различать
и
приемлемым
принимать эмоции других людей
способом.
Обучение
приемам регуляции и
саморегуляции эмоций
Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения

7881
8284

8587

Развитие воображения
учащихся.
Стимулирование
креативных
возможностей детей.

10

Упорядочение представлений детей о
том, что такое воображение и фантазия.
Изучение особенностей творческого
мышления
школьников.
Игры
и
упражнения на развитие особенностей
творческого мышления: гибкость,
нестандартность,
способность
генерировать новые идеи и т.п.
Развитие воображения учащихся. Игры
на снятие психологической инертности и
развитие воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое животное»,
«Фантастическая планета», «Мои

фантастические возможности».
Метод дорисовывания неопределенной
фигуры до узнаваемого предмета,
дорисовывание неопределенной фигуры
до заданного образа.
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств
8890

9193

9497

98100
101102

Развитие мотивации на осмысление
причин
ссор,
обучение
навыкам
взаимодействия и сотрудничества.
Тренинг « Как и почему начинаются
ссоры?»
10
Тренинг на
развитие толерантности
«Свои и чужие»
Формирование умения эффективного
общения,
закрепление
правил
дружеского общения.
«Как мы все похожи!»
«Какие мы все разные!»
Сказкотерапия «Качества, важные для
общения»
Тренинг: Правила дружбы.
Формирование сплоченности и
профилактики конфликтов « Мы –
дружная команда»
Проведение игр «Волшебный стул»,
«Паутинка», «Собираемся в
путешествие», Необитаемый остров»,
«Строим дом». Игры «Мальчики и
девочки – два разных мира», «Портрет
хорошего мальчика (девочки)».
Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика.
Обобщающие занятия
3
Наиболее интересные детям упр. и игры,
ответы на вопросы, выводы
Итоговая диагностика
2
Проведение
итоговой диагностики с
целью определения динамики

Развития
эмоциональной
стабильности.
Коррекция
эмоциональноволевых нарушений у
детей.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для
учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе
№
зан
яти
я

Примерные темы
занятий

1

Вводное занятие

2-3

Входная
диагностика

Колво
часов

Примерное содержание занятий

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Групповые игры, принятие правил групповой
работы, создание атмосферы
эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа)
2
Тесты интеллекта, определение
интеллектуального и личностного развития.
1

Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (10 часов)
4-13 Развитие
10
Формированиепроизвольностизрительноговоспри
различных видов и
ятия,дорисовываниенезаконченных изображений.
форм восприятия
Развитие зрительной памяти в процессе
(пространственных,
рисования по памяти. Выделение нереальных
осязательных,
элементов нелепых картинок. Профилактика
временных),
зрения. Гимнастика для глаз. Развитие
развитие глазомера
дифференцированных осязательных ощущений
и зрительной
(сухое — еще суше, влажное — мокрое), их
моторной
словесное обозначение.
координации;
движения; предоставление словесного отчета.
развитие
Моделирование расположения различных
ориентировки во
объектов по отношению друг к другу в ближнем и
времени и в
дальнем пространстве. Самостоятельное
пространстве
моделирование пространственных ситуаций
(оставление простейших схем- планов комнаты.
Ориентировка на листе бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный, ватман). Определение
времени по часам.
Раздел 4. Развитие памяти (12 часов)
14- Развитие
12
Тренировка различных видов памяти,
25
различных видов
упражнения «Опиши картинку»,
памяти: слуховой,
«Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за
зрительной,
мной», «Запрещенное движение».
моторной,
Развитие словесно-логической памяти,
опосредованной и
упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару»,
проч. Овладение
«Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение
приемами
мнемотехникам
осмысленного
запоминания;
развитие
смысловой
вербальной
памяти.
Раздел 5. Развитие воображения (8 часов)
26 - Развитие видов
8
Развитие активного воображения с
33
воображения:
использованием арт-техник: «Чернильные
активация свойств
пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое
воображения.
рисование», «Орнаменты», «Каракули».

Дата
проведен
ия

34 43

4463

6477

7894

Раздел 6. Развитие внимания (8 часов)
10
Развитие
Игры и упражнения на развитие произвольного
произвольного
внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что
внимания. Развитие
видишь», «Корректировщик», «Шифровка»,
устойчивости и
«Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
концентрации
«Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди
внимания.
отличия».
Раздел 7. Развитие мыслительных функций (22 часа)
Упражнения на мышечную
Развитие наглядно22
релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»;
образного
Развитие мышления (анализ через синтез).
мышления;
Развитие мышления (абстрагирование). Развитие
формирование
пространственных представлений. Развитие
вербальнословесно – логического мышления. Построение
понятийного
умозаключения по аналогии. Развитие сложных
аппарата;
форм мышления (логического мышления):
абстрагирование, установление закономерностей.
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (14 часов)
14
Тренинговые занятия «Разные настроения»,
Формирование
«Учимся менять свое настроение», «Учимся
навыков
искать выход из сложных ситуаций»,
построения
«Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в
внутреннего плана
согласии с другими», «Как победить злость»,
действий,
«Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет»
овладение
там, где это необходимо», «Саморегуляция».
приемами
самоконтроля и
саморегуляции;
Активация
способностей к
преодолению
гиперактивности,
расторможенности,
неуправляемости;
развитие
рефлексивной
деятельности.
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (17 часов)
17
Развитие
Развитие представлений детей о соотношении
эмоциональной
внутреннего состояния человека и его внешнего
сферы.
выражения. Вера в себя. Формирование у детей
Формирование
конструктивных способов реагирования в
рефлексии
конфликтной ситуации. Отработка приёмов
личностных
лицевой экспрессии различных эмоциональных
качеств. Развитие
состояний. Игровая коррекция агрессивности,
самооценки,
формирование
и
развитие
внимания,
умений принять
доброжелательности, взаимоотношений детей в
себя;
группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это
развитие умений
Я), развитие умения различать виды поведения
дифференциации
и умения работать в команде.
чувств.

95100

Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы
6
Коррекция
Формирование у детей навыков самоконтроля.
мотивационной
Формирование нравственных представлений.
сферы
Арт-терапия «Остров счастья»
(потребности,
интересы,
стремления, цели,
влечения,
мотивационные
установки и т. д.)

101- Итоговая
102 диагностика

Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа)
2
Подведение итогов, определение динамики
развития детей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».